Диагностирование системы охлаждения двигателя | Авто Брянск
Диагностирование системы охлаждения двигателя
Система охлаждения двигателя предназначена для того, чтобы силовой агрегат работал в строго определенном температурном диапазоне. Другими словами, не допускается как перегрев, так и слишком интенсивное охлаждение мотора, которое не позволяет ДВС выйти на рабочую температуру.
Далее мы поговорим о том, как проводится диагностика системы охлаждения двигателя, а также чему следует уделить внимание, если двигатель не выходит на рабочую температуру (остается холодным) или перегревается, возникли утечки охлаждающей жидкости (ОЖ) и т.д.
Читайте в этой статье
Диагностика системы охлаждения двигателя
Не трудно догадаться, что основной задачей охлаждающей системы становится сначала обеспечение скорейшего выхода на рабочие температуры, после чего реализуется дальнейшее поддержание этой температуры и эффективный отвод избытков тепла в атмосферу.
При этом не допускается, чтобы мотор оставался слишком холодным, так как непрогретый до рабочих температур двигатель под нагрузками изнашивается быстрее, а сильно перегретый ДВС может заклинить.
Система охлаждения на современных автомобилях является решением комбинированного типа, то есть двигатель охлаждается как за счет жидкостного, так и за счет воздушного охлаждения. С учетом того, что данная система включает в себя целый ряд составных элементов, а также в замкнутом контуре циркулирует специальная охлаждающая жидкость (тосол или антифриз), в процессе эксплуатации ТС нередко возникают неисправности.
На практике в рамках диагностики необходимо проверять всю систему, а не только отдельные элементы на предмет различных дефектов или износа. Еще важно учитывать, что современные авто зачастую имеют весьма ограниченное пространство под капотом.
Это значит, что шланги системы охлаждения могут иметь изгибы, несколько мест соединений, отличаются по размерам и форме. Хотя срок службы шлангов достаточно большой, со временем изнашиваются даже изделия высокого качества.
- Итак, вернемся к диагностике. Прежде всего, необходимо проверить уровень и состояние охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Рекомендуется, чтобы уровень был между метками «мин» и «макс» на прогретом ДВС. На холодном двигателе вполне допускается снижение уровня до отметки «минимум», так как после нагрева мотора уровень повысится в результате расширения горячей ОЖ.
Также помутнение ОЖ, наличие примесей и т.д. обычно указывает на то, что антифриз или тосол нужно менять. Как правило, охлаждающие жидкости рассчитаны на 2-3 года службы, затем происходит потеря полезных свойств.
- Идем далее. Если заметно, что уровень охлаждающей жидкости даже после того, как был приведен в норму, все равно достаточно быстро понижается, следует проверять систему охлаждения на герметичность. Все соединения нужно осмотреть. Как правило, антифриз подтекает из:
- расширительного бачка;
- резиновых шлангов;
- патрубков или помпы;
- термостата;
- радиатора;
Бачок имеет свойство растрескиваться, в негодность часто приходит его крышка. Также течи в местах соединения возникают в том случае, если ослабевают стяжные хомуты. Радиатор охлаждения также может быть поврежден механическим путем, в нем возникают трещины и т.д. Часто ОЖ подтекает из-под корпуса термостата, течи можно обнаружить и в области установки водяного насоса системы охлаждения.
В любом случае, на заглушенном ДВС герметичность системы охлаждения определяют путем подачи воздуха в систему. Также вместо крышки радиатора ставится приспособление, через которое воздух нагнетается до 100 кПа. Снижение давления укажет на разгерметизацию.
- Теперь давайте представим, что система герметична, состояние ОЖ нормальное, антифриз не уходит, однако тепловой режим работы ДВС все равно нарушен. В подобной ситуации мотор может как перегреваться, так и не выходить на рабочую температуру.
Обычно такие проблемы связаны с термостатом. Его быструю проверку можно выполнить прямо на машине без снятия. Сначала холодный ДВС запускают, затем следует дать мотору поработать на ХХ. Если термостат в норме, нижний бачок радиатора также начнет нагреваться по мере прогрева силовой установки. Это говорит о том, что при нагреве охлаждающей жидкости до 80–85 ºС термостат срабатывает.
Проблемы возникают и в том случае, если термостат не закрывается при остывании ОЖ. Это проявляется долгим прогревом ДВС, двигатель прогревается, но только частично или же мотор все время остается холодным. Данные признаки говорят о том, что термостат все время открыт, охлаждающая жидкость постоянно циркулирует по большому кругу через радиатор.
Как в первом, так и во втором случае термостат нужно или сразу менять, или же помещать устройство в горячую жидкость, после чего замерять температуру его открытия и определять работоспособность элемента.
Кстати, если термостат все же оказывается исправным, тогда проблема перегрева или недогрева мотора может крыться в неполадках вентилятора системы охлаждения или датчика температуры (вентилятор радиатора может как не включаться, так и работать постоянно, срабатывание может происходить несвоевременно и т.д.).
- Отдельного внимания при диагностике системы охлаждения заслуживает водяной насос (помпа) и состояние указанного элемента. На проблемы с помпой обычно указывают такие симптомы:
- Быстрое повышение температуры холодного двигателя после запуска;
- Появление посторонних шумов во время работы ДВС в области помпы;
- Заметное осевое и радиальное биение вала помпы при проворачивании;
- Появление течи через сальник водяного насоса.
Течи в области установки водяного насоса укажут на то, что уплотнитель или сальник вышел из строя. Так или иначе, специалисты рекомендуют регулярно проверять состояние привода водяного насоса. Также лучше сразу менять помпу на новую в том случае, если с водяным насосом системы охлаждения возникли какие-либо проблемы.
Полезные советы
Обратите внимание, не всегда снижение уровня антифриза или тосола указывает на проблемы именно с системой охлаждения. Охлаждающая жидкость может уходить прямо в цилиндры в том случае, если имеется повреждение прокладки ГБЦ, в головке или в блоке возникли трещины и т.д.
В подобной ситуации двигатель часто дымит белым дымом, так как ОЖ в виде пара выходит через выпуск. В этом случае головку или блок необходимо снимать, в рамках диагностики производится опрессовка головки блока. Затем принимается решение о ремонте ГБЦ или замене элемента. Также антифриз или тосол может течь в том случае, если проблемы возникли с заглушками блока двигателя. Течи через заглушки укажут на необходимость замены заглушек двигателя.
- Еще следует добавить, что с наступлением холодного времени года очень важно не только наличие ОЖ, залитой строго по уровню, но и плотность антифриза. Помните, если в процессе эксплуатации приходилось доливать дистиллированную воду, плотность раствора понижается. Простыми словами, при понижении температуры жидкость может замерзнуть. Результатом замерзания часто становятся как повреждения элементов системы охлаждения, так и самого ДВС.
Плотность ОЖ измеряется ареометром, при необходимости концентрацию антифриза следует повысить путем доливки концентрата. При этом смешивать антифризы и тосолы разных марок настоятельно не рекомендуется.
Также важно помнить, что концентрат ОЖ является сильнейшим ядом! Не допускайте попадания вещества на кожу, в глаза, не принимайте внутрь!
- Еще раз отметим, что тосолы или антифризы на основе этиленгликоля имеют в своем составе пакет активных присадок, которые препятствуют образованию коррозии, обладают антиокислительными и противовспенивающими свойствами. Однако со временем присадки срабатываются и перестают работать.
В результате разрушается крыльчатка помпы, радиатор «разъедает» изнутри, ржавеют каналы в БЦ и ГБЦ. Также продукты распада ОЖ в совокупности с общим загрязнением могут закупорить каналы системы, нарушить работу термостата и т.д. По этой причине работа системы охлаждения ухудшается, значительно сокращается ресурс ее составных элементов. В отдельных случаях коррозия разрушает каналы рубашки охлаждения двигателя, тосол или антифриз попадает в цилиндры или в систему смазки.
- Если возникли сомнения в эффективности работы системы, а также под подозрением термостат и т.д., при первичной диагностике измерить температуру шлангов и патрубков позволяет инфракрасный термометр. Для быстрой проверки достаточно включить печку в салоне, затем замеряется температура подводящего и отводящего шлангов отопителя. Температура должна быть практически на одинаковой отметке. Если заметны явные отклонения, это может указывать на необходимость ремонта.
Напоследок отметим, что шланги при размещении в подкапотном пространстве следует обязательно проверять на отсутствие перегиба. Прежде всего, например, после замены патрубков, следует убедиться, что шланг не перегибается. Также важно, чтобы шланг не касался горячих поверхностей, не задевал за движущиеся элементы или острые кромки.
Перегибы ухудшают циркуляцию ОЖ, что под нагрузкой может стать причиной перегревов. Что касается механический повреждений, движущиеся детали могут перетереть шланг, острые края вызывают порезы, контакт с нагретыми поверхностями становится причиной ускоренного растрескивания патрубков. Результат — утечка охлаждающей жидкости, которая может стать причиной перегрева ДВС.
1. Неисправности системы охлаждения
Необходимость ремонта системы охлаждения возникает в случае постоянного перегрева или переохлаждения охлаждающей жидкости (ОЖ), снижения уровня ОЖ в системе в результате утечки, возникновения электролиза в ОЖ и др.
Перегрев ОЖ вызывает детонацию двигателя, которая резко увеличивает износ цилиндров и поршневых колец, приводит к прогоранию поршней и снижению долговечности подшипников скольжения (вкладышей). Нарушение процесса сгорания топливновоздушной смеси при перегреве, увеличение сил трения приводят к возрастанию расхода топлива и снижению мощности двигателя. Понижение температуры ОЖ в рубашке охлаждения двигателя повышает износ деталей ЦПГ вследствие смывания со стенок цилиндров масла топливом. Происходит разжижение масла топливом, попадающим в масляный картер, более интенсивное образование смоляных и лакообразных отложений на поршнях и поршневых кольцах.
Понижение температуры ОЖ на каждые 10 °С от номинального значения уменьшает мощность двигателя на 1,5 % и увеличивает расход топлива на 2 %.
Перегрев двигателя может быть вызван: недостатком ОЖ в системе охлаждения из-за ее утечки или выкипания, засорением системы, обрывом или пробуксовкой ремня привода вентилятора, отказом в работе электро- либо гидромуфты вентилятора, заклиниванием термостата в закрытом состоянии или жалюзи в закрытом положении, неправильной установкой угла опережения зажигания.
Переохлаждение двигателя возможно при заклинивании термостата в открытом состоянии или отсутствии самого термостата, неисправности гидро- или электропривода вентилятора.
Одной из неисправностей современных систем охлаждения с радиатором, изготовленным из алюминия, и температурным датчиком включения вентилятора (термовключателем), находящимся под напряжением, является возникновение электролиза.
Электролиз — это реакция разложения раствора химических веществ при прохождении через них электрического тока. Характерные признаки протекания электролиза: засорение трубок радиатора, наличие белого налета возле его негерметичных мест и отложений зеленоватого цвета возле термовключателя. В случае появления таких симптомов необходимо тщательно проверить соединения электрических приборов системы охлаждения.
Для радиаторов, изготовленных из алюминия, не рекомендуется использовать в качестве ОЖ воду, так как при этом происходит коррозия трубок.
Подтекание ОЖ может быть вызвано негерметичностью соединений шлангов системы охлаждения со штуцерами и патрубками, неплотностью соединений фланцев патрубков, негерметичностью сливных пробок и краника отопителя, повреждением шлангов, трещинами в бачках и сердцевине радиатора, износом самоподжимного сальникового уплотнения жидкостного насоса.
2. Диагностирование системы охлаждения двигателя
Общее диагностирование технического состояния системы охлаждения заключается в определении ее герметичности и теплового баланса.
Заключение о герметичности системы делают, визуально убедившись в отсутствии утечки ОЖ при работающем и неработающем двигателе, а также по скорости убывания жидкости из расширительного бачка в процессе эксплуатации автомобиля.
О тепловом балансе системы судят по времени прогрева двигателя и поддержанию его номинальной рабочей температуры при нормальной нагрузке. Проверку производят с помощью указателя температуры охлаждающей жидкости.
Работа системы охлаждения считается удовлетворительной, если температура двигателя удерживается в пределах 85…95 °С при движении нагруженного автомобиля со скоростью около 90 км/ч.
Проверить общее состояние системы охлаждения и найти конкретные места утечки ОЖ можно при подаче воздуха под небольшим давлением в систему охлаждения.
Для проверки герметичности системы охлаждения можно использовать воздушную сеть (рис. 1, а), а в случае ее отсутствия, воздушный насос (рис. 1, б), которые подсоединяют к пробке расширительного бачка или радиатора.
С помощью редуктора или насоса поднимают давление до величины давления открытия пробки расширительного бачка (0,09…0,13 МПа) в течение 2 мин. Следят за показанием манометра: давление должно быть стабильным, в противном случае визуально определяют утечки ОЖ или проверяют охладители отдельных составных частей двигателя (системы рециркуляции, радиатор охлаждения масла и т.д).
Причиной быстрого убывания ОЖ в системе может быть неправильная работа клапана пробки расширительного бачка и ее недостаточная герметичность. При появлении этой неисправности необходимо проверить состояние клапана пробки и давление его открытия (значение давления указано в технических характеристиках данного двигателя).
Рис. 1. Проверка герметичности системы охлаждения с использованием воздушной сети (а) и воздушного насоса (б): 1 — пневморедуктор; 2 — манометр; 3 — герметизирующая насадка; 4 — радиатор; 5 — насос; 6 — пробка расширительного бачка
Работоспособность радиатора определяют по разности температур ОЖ в его верхней и нижней части, которая должна быть в пределах 8…12 °С. Уменьшение разности температур указывает на наличие накипи в трубках радиатора или на его загрязнение.
При проверке термостата его снимают с двигателя и помещают в емкость с жидкостью, имеющей температуру окружающего воздуха. Можно использовать обычную воду, но, учитывая, что температура ОЖ в современных двигателях может превышать 100 °С, желательно применять технический глицерин, температура кипения которого выше. В случае же использования воды можно установить только начало открытия клапана. Жидкость постепенно нагревают; при температуре 70…80 °С (в зависимости от модели двигателя) должно начаться открытие клапана термостата. За температуру начала открытия принимается та, при которой ход клапана, расположенного со стороны входного патрубка радиатора, составляет 0,1 мм. Для более точного определения величины хода можно использовать индикатор часового типа на кронштейне. Дальнейшее повышение температуры до 90…110 °С (в зависимости от модели двигателя) должно привести к полному открытию клапана (6…8 мм). Если после проведения вышеописанной проверки установлено, что термостат не удовлетворяет указанным условиям, его заменяют новым, так как ремонту он не подлежит.
При появлении утечки ОЖ из радиатора, если найти место утечки не представляется возможным, радиатор проверяют на герметичность. Существуют два способа проверки: непосредственно на автомобиле и при снятом радиаторе.
При проверке на автомобиле радиатор заполняют водой, все патрубки закрывают заглушками, оставив один открытым (через него в радиатор подают воздух под давлением примерно 0,1 МПа). По месту появления воды и определяют место утечки.
Однако из-за сложности доступа к радиатору удобнее проверять его, сняв с автомобиля. После снятия закрывают заливную горловину и все патрубки радиатора, оставив один открытым, через него подают в радиатор воздух под давлением примерно 0,1 МПа. Радиатор помещают в ванну с водой и наблюдают за появлением пузырьков воздуха, которые и укажут точное место утечки.
Жидкостный насос проверяют на отсутствие утечек через нижнее контрольное отверстие. Если при работе насос издает шум, проверяют также его осевой люфт. При появлении утечки ОЖ из жидкостного насоса, шума при работе и увеличенного осевого люфта насоса, его снимают с двигателя, разбирают, проверяют и при необходимости ремонтируют или заменяют насос.
Проверку электрических элементов системы охлаждения проводят с помощью сканеров и тестеров.
3. ТО системы охлаждения
В настоящее время систему охлаждения заполняют специальными незамерзающими жидкостями (антифризами), которые представляют смесь этиленгликоля и воды (плотность раствора 1067…1085 кг/м3) с добавлением антипенных и антикоррозионных присадок. Возможно использование и воды, но при этом на внутренних поверхностях элементов системы охлаждения образуются отложения солей кальция, магния и других металлов, содержащихся в воде.
Накипь имеет низкую теплопроводность и затрудняет теплообмен между водой и элементами системы охлаждения, уменьшает сечение трубок радиатора, ухудшает циркуляцию воды. Например, слой накипи толщиной более 1 мм способствует увеличению расхода топлива до 20…25 %, масла — до 25…30 %, снижению мощности двигателя до 10…20 %. Для уменьшения слоя накипи в систему охлаждения заливают умягченную воду с малым содержанием солей, получаемую электромагнитной обработкой воды (воду многократно прокачивают через силовое магнитное поле в направлении, перпендикулярном к силовым линиям). В результате вода приобретает новые свойства: содержащиеся в ней соли не образуют накипи и выпадают в виде шлама. Кроме того, она способствует растворению ранее образовавшейся накипи, превращая ее в легко смываемый порошок. Умягчать воду можно также: кипячением; добавлением соды, извести, нашатырного спирта; очисткой от солей пропусканием воды через минеральные, глауконитные или натрий-катионовые фильтры.
Если накипь все же есть, то ее удаляют, используя специальные вещества, которые подразделяются на щелочные и кислотные.
Основа щелочных составов — каустическая или кальцинированная сода (1 кг соды и 0,15 кг керосина на 10 л воды). Щелочные составы заливают в систему на 5…10 ч, затем на 15…20 мин запускают двигатель и сливают раствор. После этого целесообразно провести промывку системы охлаждения водой, так как щелочные растворы вызывают коррозию цветных металлов (алюминиевых сплавов головки цилиндров, латунных элементов радиатора и мест их спайки).
В качестве кислотных составов используют 5…10%-ный водный раствор соляной кислоты с добавлением 3…4 г/л утропина для предохранения черных металлов от коррозии. Шлам смывают водой, пропуская ее в направлении, обратном циркуляции охлаждающей жидкости.
После ремонта или замены элементов системы охлаждения, а также через каждые 60 тыс. км пробега, через три года или согласно предписаниям предприятия — производителя автомобиля ОЖ следует заменить. Необходимость замены обусловлена тем, что антикоррозионные компоненты, содержащиеся в системе, в процессе ее заполнения осаждаются на новых или отремонтированных и очищенных деталях с образованием стойкого антикоррозионного слоя.
Замена ОЖ должна производиться на непрогретом двигателе или подогретой жидкостью на прогретом двигателе во избежание его повреждения из-за резкого охлаждения металлических деталей: регулятор отопления в салоне устанавливают на максимальную степень нагрева, чтобы ОЖ заполнила радиатор отопителя, снимают крышку с расширительного бачка и открывают краники бачка радиатора и блока цилиндров (при их наличии).
Во многих современных автомобилях имеются специальные пробки для удаления воздуха из системы охлаждения; пробок может быть несколько или одна, расположенная обычно у корпуса термостата. Перед заполнением системы пробки отворачивают медленно непрерывной струей и заполняют систему жидкостью до тех пор, пока она не начнет вытекать через пробки. Затем пробки или краники затягивают, а жидкость доливают до отметки «MAX» расширительного бачка или, при его отсутствии, до нижней части горловины радиатора. Если уровень жидкости в расширительном бачке перестал понижаться, следует энергично 2–3 раза сжать нижний шланг радиатора.
После заполнения системы двигатель запускают, прогревают до рабочей температуры и дают поработать в течение 3…5 мин, периодически меняя частоту вращения коленчатого вала от минимальной до 3000 об/мин. Останавливают двигатель и при необходимости доливают охлаждающую жидкость.
В настоящее время для замены ОЖ применяются специальные установки (рис. 2). С помощью такой установки можно производить:
- замену ОЖ без завоздушивания системы;
- проверку системы охлаждения двигателя на герметичность;
- проверку работоспособности клапана избыточного давления на крышке радиатора или расширительного бачка;
- проверку работоспособности термостата автомобиля;
- проверку реальной температуры жидкости в системе охлаждения двигателя;
- проверку температурных датчиков;
- контроль давления в системе охлаждения двигателя;
- проверку напряжения аккумулятора и генератора автомобиля.
Рис. 2. Общий вид установки для замены охлаждающей жидкости
Установку подключают к системе охлаждения автомобиля в верхний патрубок радиатора охлаждения. Замена ОЖ происходит на прогретом и заглушенном двигателе при подаче под давлением (0,3 МПа) новой охлаждающей жидкости.
Вышеописанная установка может применяться и для замены ОЖ в системе охлаждения автоматической коробки передач (АКП).
3.1. Основные работы, выполняемые при ТО системы охлаждения
Во время проведения ТО системы охлаждения выполняются работы, описанные ниже. ЕО. Проверить: действие системы отопления и обогрева стекол (в холодное время года), системы вентиляции; уровень ОЖ в системе охлаждения.
ТО‑1. Проверить осмотром герметичность системы охлаждения двигателя (в том числе пускового подогревателя), а также крепление на двигателе оборудования и приборов.
ТО‑2. Дополнительно к работам ТО-1 проверить: осмотром герметичность системы отопления и пускового подогревателя; состояние и действие привода жалюзи (шторки) радиатора, термостата, сливных кранов; крепление радиатора, его облицовки, жалюзи, капота, вентилятора, жидкостного насоса.
СО (сезонное обслуживание). Проверить состояние и действие кранов системы охлаждения и сливных устройств.
- Главная
- Услуги
- Система охлаждения
- Радиатор
- Диагностика системы охлаждения ДВС
Основной частью охладительной системы является сама охлаждающая жидкость — антифриз. Его более распространенное название — «Тосол». Раньше в систему заливали и простую воду, но ее использование приводило к образованию коррозий, а и при температуре ниже нуля она замерзала, разрывая патрубки. Антифриз является раствором определенных спиртов, которые не замерзают при низких температурах, а если и изменяют свою структуру, то становятся рыхлыми, не расширяясь в системе.
Контроль уровня антифриза осуществляется самим водителем примерно каждую неделю. Обычно уровень отслеживается через расширительный бочок под капотом, но в некоторых авто он не предусмотрен. В этом случае осмотр и долив осуществляется через горловину в радиаторе. Важно учесть, что уровень антифриза смотрят только на холодном двигателе, иначе показания будут неточным.
Когда нужна диагностика системы охлаждения?
Самой явной неисправностью, которая указывает на неполадки в системе охлаждения, будет перегрев двигателя. Это логично, ведь вся эта система и нужна для того, чтобы этого избегать. Частое включение вентиляторов тоже будет говорить о поломке, как и долгий прогрев ДВС.
Самыми частыми неисправностями в системе охлаждения являются:
- Утечка антифриза, например, через неплотные соединения патрубков;
- Неисправность радиатора, причиной которой чаще всего являются засоры;
- Неисправность термостата из-за постоянного движения и работы в агрессивной среде;
- Неисправность водяного насоса, причиной которой чаще всего становится износ подшипника.
Причин для перегрева двигателя может быть много: начиная от старого масла в ДВС и заканчивая банальным повреждением клапана в расширительном бочке. В случае с системой охлаждения к перегреву может привести поломка любой детали из всей системы, а обнаружить и устранить такую поломку могут только профессионалы.
Опытные водители знают, что в долгой дороге в жаркую погоду дополнительное охлаждение можно осуществить, включив печку в салоне. Это даст выход горячему воздуху и ускорит охлаждение. Но случается так, что перегрев есть, а воздух из печки идет холодный. В таком случае можно проверить уровень антифриза, возможно, где-то произошла утечка. А после такой поездки нужно срочно отправляться в сервис. Также бывают случаи нестабильной температуры двигателя. Причиной этому, скорее всего, является неисправность термостата.
Важно отметить, что системы охлаждения в современных авто очень сложные и не всегда одинаковые. Именно поэтому лучше отказаться от самостоятельного ремонта и доверить свой автомобиль профессионалам.
Как проводится диагностика системы охлаждения?
В первую очередь автомобиль осматривают на наличие подтеков. Утечка антифриза является наиболее распространённой причиной неисправности в системе, так как патрубки со временем теряют свою эластичность, а хомуты, стягивающие соединительные части, расслабляются.
Помимо визуального осмотра специалисты проверяют антифриз на плотность специальным прибором. Если результаты всех проверок оказались в норме, то вместе с владельцем машины устанавливается проблема и начинается детальный осмотр каждой части системы: в первую очередь это термостат, помпа и проверка общей герметичности.
В автосервисе «Свой» работать с Вами будут только профессионалы с большим опытом. Это поможет Вам совместными усилиями быстро поставить диагноз и определиться с ремонтом. А если Вы решите оставить свое авто на ремонт в «Своем», то диагностику Вам оплатит сервис.
Помощь
Возникли сложности с выбором услуги?
Обратитесь в центр поддрежки клиентов или воспользуйтесь телефоном справочной службы и получите качественную и быструю консультацию.
Система охлаждения двигателя и её неисправности.
Признаки неисправности системы охлаждения
Внешних признаков поломки охлаждающей системы двигателя существует всего четыре. Так, к ним относится:
- перегрев двигателя в процессе его работы;
- переохлаждения двигателя (мотор слабо прогревается, например, на холоде);
- утечка охлаждающей жидкости наружу;
- утечка охлаждающей жидкости внутрь (в другие системы автомобиля).
Кроме этого о проблемах в системе охлаждения можно судить по сигнальной лампе на приборной панели (красный поплавок либо желтый расширительный бачок). Каждый автомобиль снабжен соответствующим индикатором, который активируется при закипании охлаждающей жидкости. Также при перегреве мотора значительно падает его мощность, снижаются динамические характеристики машины, а в самом худшем случае, когда уже закипел, из-под капота (из радиатора или бачка) может идти пар. Все это очень вредно для мотора, поскольку при перегреве он работает «на износ», что значительно сокращает срок его службы, и даже может полностью вывести двигатель из строя.
При внешних утечках охлаждающей жидкости на асфальте под машиной либо на отдельных деталях подкапотного пространства автовладелец может заметить соответствующие пятна. Антифриз имеет специфический сладкий запах, поэтому нередко утечку можно ощутить соответствующим образом. Если в антифриз добавить флуоресцирующий элемент, то утечку можно обнаружить с помощью ультрафиолетовой лампы. Однако делать это нужно заранее, при заливании новой жидкости в систему.
Внутренние утечки обнаружить сложнее. Если антифриз попал в моторное масло, то выхлопные газы автомобиля будут в виде белого дыма. Также при проверке состояния моторного масла в нем будут иметь место белая, похожая на сметану, масса. Это прямо указывает, что в масле имеется антифриз. Соответственно, нужно выполнять диагностические и ремонтные работы с полной заменой обеих жидкостей.
Неисправности системы охлаждения двигателя
Неисправности системы охлаждения двигателя
В случае появления неисправностей системы охлаждения двигателя, например таких как потек радиатор, печка, не следует спешить делать вывод о том, что тот или иной элемент системы охлаждения пришел в негодность из-за длительного срока его эксплуатации.
Неисправности системы охлаждения двигателя
, которые могут вывести из строя систему охлаждения двигателя в целом, существует несколько вариантов, в зависимости от марки автомобиля:
1. Некачественная охлаждающая жидкость или не правильно подобрана охлаждающая жидкость. 2. Принудительное охлаждение (электрический вентилятор радиатора) вышел из строя. 3. Не работает датчик включения вентилятора. 4. Оборвана электро-магистраль системы включения вентилятора. 5. Избыточное давление системы охлаждения. 6. Не работает термостат. 7. Не работает электрический клапан (электро кран) включения отопителя салона. 8. Пробита прокладка головки блока двигателя (в следствии перегрева) 9. Перегрев двигателя в машинах с системой кондиционирования, климат-контроля, вследствие несвоевременного обслуживания, которое необходимо 1 раз в год. 10. Использование порошков, жидкостей которые якобы останавливают течь радиатора (дешевле сразу обратиться к специалистам). 11. Использование разношерстных марок охлаждающей жидкости может привести к перегреву двигателя за короткий срок от 1-го года до 3-х лет так как их несовместимость приводит к образованию отложений в основном радиаторе и аналогично в в отопителе салона. 12. Не работающая термомуфта, вискомуфта, также может привести к разгерметизации радиатора и перегреву двигателя. 13. Не работает датчик включения электромагнитной муфты, это сыграет неблагоприятную роль в работе системы охлаждения двигателя, а также реально может способствовать разгерметизации радиатора охлаждения двигателя, отопителя салона. 14. Если помпа не работает то это одна из причин разгерметизации радиатора.
Радиатор системы охлаждения двигателя и отопитель салона, являются элементами системы охлаждения двигателя, которые работают в активной химической, температурной среде, а также при высоком давлении.
Максимальное рабочее давление системы охлаждения двигателя две атмосферы. Если сравнить с резиновыми патрубками которые выдерживают давление от 12-ти атмосфер и выше, в радиаторе системы охлаждения имеются едва ли 3-и атмосферы. Поэтому если вы обнаружили течь авторадиатора этот факт в большинстве случаев можно рассматривать как следствие негативных процессов в системе охлаждения. Диагностировать и устранить проблему Вашего автомобиля можно на СТО либо своими силами, в зависимости от ваших знаний и возмолжностей.
Причины неисправности системы охлаждения
Существует много причин, которые приводят к частичному и даже полному выходу системы охлаждения из строя. В зависимости от того, какие именно узлы пострадали, выделяют следующие основные причины поломки:
- нарушение обслуживания системы охлаждения (в частности, автовладелец забывает периодически добавлять/менять антифриз или использует охлаждающую жидкость с неподходящими для автомобиля параметрами);
- использование некачественных деталей системы (патрубков, кранов, радиатор);
- использование плохой охлаждающей жидкости, что не соответствует требованиям;
- критический износ или полный выход из строя отдельных элементов системы охлаждения автомобиля;
- выполнения некачественного ремонта или обслуживания как двигателя в целом, так и его системы охлаждения в частности;
- значительное засорение охлаждающих поверхностей.
Однако перечисленные причины являются лишь обобщением проблем с упомянутой системой. Истинными же причинами является износе конкретных узлов.
Основные неисправности охлаждающей системы двигателя
Система охлаждения двигателя автомобиля состоит из большого количества отдельных ее частей — радиатора, вентилятора, системы патрубков, датчиков. При некорректной работе хотя бы одного элемента хуже начинает работать вся система. Поэтому причиной поломки может быть:
- Засорение радиатора. Именно этот элемент предназначается для принудительного отвода тепловой энергии из двигателя. Если он засоряется снаружи (большое количество пыли и грязи попадает на его слоты) либо внутри (сердцевина забивается значительным количеством ржавчины и осадком с жидкости), то эффективность работы узла резко снижается. Соответственно, радиатор, как и всю систему охлаждения, необходимо периодически чистить как снаружи, так и изнутри с использованием специальных очистителей либо подручных средств.
- Неисправная помпа. По этой причине в системе охлаждения появляется либо течь из-под подшипника насоса охлаждения, либо нарушается циркулирование жидкости по рубашке охлаждения. Причин выхода насоса из строя несколько. Среди них банальный износ его лопастей либо внутренних частей, ослабление привода, нарушение герметичности. Зачастую на металлических крыльчатках можно наблюдать коррозию, а пластмассовую банально срывает и она проворачивается.
- Некорректная работа термостата. Основная задача этого узла состоит в том, чтобы блокировать поток антифриза или тосола в радиатор до тех пор, пока двигатель достаточно не прогрелся. На большинстве автомобилей он открывается только тогда, когда температура охлаждающей жидкости достигнет +87… +95°С. Соответственно, при его выходе из строя двигатель будет очень долго нагреваться, особенно в холодную погоду. Если термостат заклинил и не открывается вовсе, то температура в системе будет выше нормы вплоть до кипения. Когда открыт постоянно, то температура ниже нормы.
Еще одной неисправностью можно считать использование антифриза с неподходящими параметрами, например, обычной воды. Как известно, на морозе она кристаллизуется, что обычно приводит к механическим поломкам элементов системы охлаждения. Поэтому выбирать антифриз нужно в соответствии с требованиями автопроизводителя.
Диагностирование системы охлаждения двигателей
Диагностирование системы охлаждения заключается в определении ее теплового состояния и герметичности, а также в обнаружении неисправностей элементов. О тепловом состоянии системы судят по склонности двигателя к перегреву (превышению температуры охлаждающей жидкости +85°С) при его нормальной нагрузке. Эффективность работы радиатора можно проверить по разности температур охлаждающей жидкости в его верхней и нижней частях (она должна быть в пределах 8—12°С).
Герметичность системы охлаждения проверяют (после визуальной проверки подтеканий) опрессовкой, создавая в верхней не заполненной части радиатора давление около 60 кПа. Для этого используют прибор, состоящий из воздушного насоса, манометра и устройства для соединения с заливной горловиной радиатора. Если подтеканий нет, показания манометра стабильны, если же цилиндры двигателя сообщаются с системой охлаждения (имеются трещины в блоке цилиндров или повреждена прокладка), стрелка манометра будет колебаться.
Натяжение ремня вентилятора проверяют силой (30—40 Н), необходимой для его прогиба в пределах 10—20 мм.
Термостат проверяют в случае замедленного прогрева двигателя после пуска или, наоборот, быстрого его перегрева. Термостат погружают в ванну с водой, после чего воду подогревают, контролируя температуру термометром. Момент начала и конца открытия клапана должен происходить соответственно при температурах 65-70 и 80-85°С. Неисправный термостат заменяют.
Субъективные методы диагностирования
Оценка технического состояния составных частей машины с помощью органов чувств является субъективной, т.е. крайне неточной, и не отвечает требованиям, предъявляемым к технической диагностике как к отрасли науки. Такой способ оценки технического состояния машин неперспективен. Его применяют, как правило, в сочетании с простейшими средствами измерений, например, стуки прослушивают с помощью стетоскопа.
К самым простым методам диагностирования техники относятся внешний осмотр машины, ощупывание, остукивание деталей, расположенных снаружи, прослушивание работы механизмов. Они позволяют обнаруживать такие дефекты, как ослабление креплений, наличие трещин и изломов в деталях, течь топлива, масла, охлаждающей жидкости и электролита, обрыв и расслоение ремней, стуки в трущихся сопряжениях, обусловленные аварийными ситуациями, и др. Такие методы диагностирования основаны на опыте механизатора и совершенстве органов его чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания), называемых в медицине анализаторами.
Приведем наиболее распространенные субъективные методы диагностирования, широко применяемые для предварительной оценки состояния сельскохозяйственной техники.
Визуальный метод позволяет обнаруживать следующие неисправности: нарушение уплотнений, дефекты трубопроводов, соединительных шлангов и других составных частей машин — по течи топлива, масла, охлаждающей жидкости; трещины банки аккумуляторной батареи — по течи электролита; неполноту сгорания топлива — по дымности отработавших газов и др.
На слух обнаруживают: чрезмерный зазор между клапанами и коромыслами механизма газораспределения — по стукам в зоне клапанного механизма; предельный износ шатунных втулок и подшипников коленчатого вала — по стукам в соответствующих зонах кривошипно-шатунного механизма при изменении частоты вращения коленчатого вала; перебои в работе дизеля вследствие пропуска вспышек — по неравномерному звуку выхлопа и др.
По запаху определяют такие неисправности, как пробуксовывание муфты сцепления, муфт поворота, тормозов, замыкание электропроводки и другие неисправности.
На ощупь контролируют: ослабление креплений — по относительному перемещению деталей; неисправности фрикционных муфт, тормозов, подшипников, гидросистем и других составных частей машин — по чрезмерному их нагреву и др.
К субъективным методам диагностирования также относятся заключения мастера-диагноста, даваемые на основе логического мышления, без прямого участия каких-либо органов чувств.
БИЛЕТ № 20
Экспресс-диагностирование
Экспресс-диагностика, или общая диагностика (Д-1). Она предназначена рдя определения технического состояния узлов и агрегатов, обеспечивающих безопасность движения автомобиля (ОБД), — тормозной системы, рулевого управления, шин, внешних приборов освещения и сигнализации, отказы которых могут вызвать аварийные ситуации. Экспресс-диагностика проводится только для определения работоспособности автомобиля и качества выполненных работ при ТО-1, ТО-2 и TP узлов ОБД.
В результате проведения экспресс-диагностики выдается заключение в форме автомобиль “годен” или “не годен” к дальнейшей работе без регулировочных работ и ремонтных воздействий.
Силовые тормозные стенды
Силовые тормозные стенды (рисунок 2.31) предназначены для имитации движения автомобилей и измерения при этом параметров эффективности их тормозов. Из назначения стенда следует, что он должен включать в себя опорно-приводное и измерительное устройства.
Технология диагностирования на силовом тормозном стенде следующая. Автомобиль устанавливают колесами одной из осей на ролики стенда, включают приводные двигатели и, вращая колеса роликами стенда, постепенно нажимают на тормозную педаль. Возникающие при этом тормозные силы Рт
измеряют по величине реактивных моментов на статорах электродвигателей. Одновременно измеряют ряд других диагностических параметров: зависимость изменения тормозной силы (рисунок 2.32) от силы давления на педаль (при гидравлическом приводе) силу и постоянство сопротивления незаторможенного колеса; время срабатывания тормозных механизмов и др. Измеренные величины диагностических параметров сопоставляют с нормативами.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Способы устранения неисправности системы охлаждения
Выбор метода ремонта системы охлаждения зависит от причин, вызвавших ее неисправность. Перечислим их в той же последовательности, что и причины.
- Засорение радиатора. Его нужно почистить обязательно снаружи и желательно промыть изнутри. Как правило, для чистки радиатор демонтируют с машины. Параллельно с чисткой можно проверить его герметичность. Обратите внимание, что если автомобиль укомплектован двумя радиаторами, для системы охлаждения двигателя и для кондиционера, то демонтировать и чистить необходимо оба радиатора.
- Поломка помпы. Этот агрегат ремонту не подлежит, так что сразу меняйте на аналогичный. Выбор помпы основывается не только на производителе, но и на материале крыльчатки — металл или пластмасса.
- Проблемы с термостатом. Тут аналогичная ситуация, обычно термостат не ремонтируют, а меняют на новый.
- Вентилятор охлаждения. Если у вентилятора повреждена крыльчатка — то он безусловно подлежит замене. Если у механического привода ослабилось натяжение — его следует подтянуть до соответствующего значения. Если поврежден ремень — его следует заменить на новый. При выходе из строя термореле или приводного электродвигателя указанные узлы также подлежат замене. В редких случаях электродвигатель можно попытаться восстановить (ремонт подшипников, перемотка обмотки). В гидравлическом приводе вентилятора нужно долить масло и проверить состояние подшипников.
- Разгерметизация системы. Достаточно распространенная причина поломки, которую однако тяжело диагностировать. Вызвано это тем, что утечка может быть очень маленькой и находится в труднодоступном месте. Первым делом необходимо проверить состояние моторного масла, нет ли в нем белых сгустков, которые и являются утекающим в него антифризом. Если это так, то нужно проверить состояние прокладки головки блока цилиндров, саму плоскость ГБЦ, состояние теплообменника и его прокладки, состояние блока цилиндров на предмет нарушения герметичности. Ну и конечно нужно проверить все патрубки, нет ли на них следов просачивающейся охлаждающей жидкости, а также осмотреть элементы подкапотного пространства, нет ли на их поверхности следов антифриза. Когда утечка ОЖ происходит их радиатора или трещины патрубка, то качестве временной меры можно антифриз залить герметик, который закупорит течь.
- Вышел из строя датчик температуры. Нужна замена на новый аналогичный. Предварительно его нужно снять с машины и выполнить дополнительную диагностику при помощи мультиметра (омметра) и/или термометра.
- Низкий уровень антифриза. При недостаточном количестве охлаждающей жидкости в межсервисный интервал ее нужно добавить (при этом обязательно нужно ориентироваться на то, какие можно антифризы смешивать между собой, а какие нет!), либо заменить на новую.
- Поломка клапана на крышке радиатора. Обычно крышка и ее клапан восстановлению не подлежат, поэтому ее надо заменить. Однако предварительно нужно проверить крышку радиатора на работоспособность.
Диагностирование системы охлаждения двигателя
Страницы работы
Содержание работы
Лабораторно – практическая работа №11
Диагностирование системы охлаждения двигателя
1.1 Усвоение теоретического материала по техническому обслуживанию (ТО) и текущему ремонту (ТР) системы охлаждения
1.2 Уметь выполнять диагностические работы по проверке технического состояния приборов системы охлаждения
2 Исходные данные:
Лабораторно – практическая работа №1,2
3 Порядок выполнения работы
3.1 Сформулировать цель диагностирования системы охлаждения
3.2 Смоделировать графическую схему алгоритма поиска возможных неисправностей и их причин системы охлаждения
3.3 Описать технологию проверки работоспособности термостата снятого с двигателя
3.4 Разработать инструкцию по технике безопасности (ТБ) при диагностировании системы охлаждения
3.5 Оформить вывод
3.6 Составить список использованной литературы
4 Ход выполнения работы
4.1 Цель диагностирования системы охлаждения
Цель диагностирования заключается в проверке технического состояния системы охлаждения, путём выявления диагностических параметров, сравнении их с нормативными, постановки диагноза и на его основе принять техническое решение по его дальнейшеё эксплуатации
4.2 Графическая схема алгоритма поиска возможных неисправностей и их причин системы охлаждения
Признаками неисправности систем охлаждения являются:
-перегрев или недостаточный прогрев двигателя,
-подтекание охлаждающей жидкости,
Потеря герметичности, как правило, происходит при повреждении:
-шлангов и патрубков или их соединений,
-при изнашивании прокладок,
-уплотнительных манжет жидкостного насоса.
Недостаточное охлаждение двигателя возникает также из за
-повреждения и загрязнения сот радиатора как изнутри, так и снаружи,
Перегрев двигателя возможен при небольшом снижении уровня охлаждающей жидкости в системе. Особенно это проявляется при применении антифризов, которые могут вспениваться из-за наличия в системе воздуха и замедлять отвод теплоты. Эффективность работы системы охлаждения снижается и при ослаблении натяжения ремня вентилятора. У двигателей с принудительным отключением-включением вентилятора может быть отказ датчика, управляющего его работой. На неисправность муфты отключения вентилятора указывает подтекание охлаждающей жидкости. При неработающем двигателе вентилятор с исправной муфтой должен проворачиваться рукой без заедания и шума, но, с некоторым усилием. На работающем двигателе работу вентилятора проверяют по температуре его включения и отключения. Закрыв жалюзи, доводят температуру охлаждающей жидкости до 88-97°С. При этой температуре вентилятор должен включится. Открыв жалюзи, снижают температуру до 80°С, при этом вентилятор должен выключиться. Появление шума при работе муфты или сбоя работы вентилятора указывают на необходимость замены муфты.
Профилактика нормальной работы
Исправная система охлаждения любого автомобиля в состоянии обеспечить нормальную работу двигателя даже при очень высокой температуре окружающего воздуха. Снижение ее эффективности обычно вызвано тем, что автовладелец не уделяет должного внимания проверке работы системы. На самом деле, чтобы охлаждающая система работала четко и без перебоев, необходимо следовать нескольким простым правилам:
- В процессе езды постоянно следить за показаниями прибора температуры охлаждающей жидкости, а также сигнальной лампы, которая загорается при ее кипении. Если индикатор засветился — необходимо при первой же возможности остановить автомобиль и попытаться выяснить причину.
- Постоянно следить за уровнем охлаждающей жидкости в системе. Обычно по регламенту антифриз меняется приблизительно через 60. 120 тысяч километров пробега. Другие же автопроизводители рекомендуют менять его раз в два-три года. Однако не будет лишним контролировать соответствующий уровень и в межсервисный интервал, особенно, если заподозрили некорректную работу системы охлаждения двигателя.
- Использование антифриза с предписанными характеристиками. В документации к любому автомобилю производитель прямо указывает, какую охлаждающую жидкость необходимо заливать в систему. Это касается ее класса, стандарта соответствия и количества. Реже указывается и производитель, однако это, скорее, исключение и прямая реклама.
- Проверять герметичность системы охлаждения. В частности, нет ли внешних или внутренних утечек антифриза. Вместе с устранением течи (при ее наличии) нужно не забыть также долить жидкость до нужного уровня либо заменить ее на новую.
- Проверять состояние радиатора. Зачастую его внешняя поверхность забивается пылью и грязью, что значительно снижает эффективность его работы.
- Не нагружать двигатель сверх меры. В частности, не рекомендуется часто развивать на двигателе избыточную мощность. Например, при езде на перегруженной машине, использование спортивного стиля вождения (на высоких оборотах, с пробуксовками, резкими стартами), буксирование тяжелых прицепов. Все это значительно изнашивает как двигатель в целом, так и систему его охлаждения в частности.
- Периодически выполнять чистку системы охлаждения. Делать это можно при замене антифриза на новый, либо же при появлении явных признаков, что эффективность работы системы снизилась.
Следуя таким прямым советам, автовладелец может не только обеспечить нормальную работу системы охлаждения, но и значительно продлить срок ее эксплуатации.
Добрый день. В сегодняшней записи, я хотел бы разобрать типичные неисправности системы охлаждения двигателя, их симптомы и последствия для двигателя. Традиционно для нашего сайта статья содержит большое количество фото и видео материалов и будет интересна широкому кругу читателей.
Диагностика системы охлаждения двигателя
Не трудно догадаться, что основной задачей охлаждающей системы становится сначала обеспечение скорейшего выхода на рабочие температуры, после чего реализуется дальнейшее поддержание этой температуры и эффективный отвод избытков тепла в атмосферу.
При этом не допускается, чтобы мотор оставался слишком холодным, так как непрогретый до рабочих температур двигатель под нагрузками изнашивается быстрее, а сильно перегретый ДВС может заклинить.
Система охлаждения на современных автомобилях является решением комбинированного типа, то есть двигатель охлаждается как за счет жидкостного, так и за счет воздушного охлаждения. С учетом того, что данная система включает в себя целый ряд составных элементов, а также в замкнутом контуре циркулирует специальная охлаждающая жидкость (тосол или антифриз), в процессе эксплуатации ТС нередко возникают неисправности.
На практике в рамках диагностики необходимо проверять всю систему, а не только отдельные элементы на предмет различных дефектов или износа. Еще важно учитывать, что современные авто зачастую имеют весьма ограниченное пространство под капотом.
Это значит, что шланги системы охлаждения могут иметь изгибы, несколько мест соединений, отличаются по размерам и форме. Хотя срок службы шлангов достаточно большой, со временем изнашиваются даже изделия высокого качества.
- Итак, вернемся к диагностике. Прежде всего, необходимо проверить уровень и состояние охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Рекомендуется, чтобы уровень был между метками «мин» и «макс» на прогретом ДВС. На холодном двигателе вполне допускается снижение уровня до о, так как после нагрева мотора уровень повысится в результате расширения горячей ОЖ.
Также помутнение ОЖ, наличие примесей и т.д. обычно указывает на то, что антифриз или тосол нужно менять. Как правило, охлаждающие жидкости рассчитаны на 2-3 года службы, затем происходит потеря полезных свойств.
- Идем далее. Если заметно, что уровень охлаждающей жидкости даже после того, как был приведен в норму, все равно достаточно быстро понижается, следует проверять систему охлаждения на герметичность. Все соединения нужно осмотреть. Как правило, антифриз подтекает из:
- расширительного бачка;
- резиновых шлангов;
- патрубков или помпы;
- термостата;
- радиатора;
Бачок имеет свойство растрескиваться, в негодность часто приходит его крышка. Также течи в местах соединения возникают в том случае, если ослабевают стяжные хомуты. Радиатор охлаждения также может быть поврежден механическим путем, в нем возникают трещины и т.д. Часто ОЖ подтекает из-под корпуса термостата, течи можно обнаружить и в области установки водяного насоса системы охлаждения.
В любом случае, на заглушенном ДВС герметичность системы охлаждения определяют путем подачи воздуха в систему. Также вместо крышки радиатора ставится приспособление, через которое воздух нагнетается до 100 кПа. Снижение давления укажет на разгерметизацию.
- Теперь давайте представим, что система герметична, состояние ОЖ нормальное, антифриз не уходит, однако тепловой режим работы ДВС все равно нарушен. В подобной ситуации мотор может как перегреваться, так и не выходить на рабочую температуру.
Обычно такие проблемы связаны с термостатом. Его быструю проверку можно выполнить прямо на машине без снятия. Сначала холодный ДВС запускают, затем следует дать мотору поработать на ХХ. Если термостат в норме, нижний бачок радиатора также начнет нагреваться по мере прогрева силовой установки. Это говорит о том, что при нагреве охлаждающей жидкости до 80–85 ºС термостат срабатывает.
Проблемы возникают и в том случае, если термостат не закрывается при остывании ОЖ. Это проявляется долгим прогревом ДВС, двигатель прогревается, но только частично или же мотор все время остается холодным. Данные признаки говорят о том, что термостат все время открыт, охлаждающая жидкость постоянно циркулирует по большому кругу через радиатор.
Как в первом, так и во втором случае термостат нужно или сразу менять, или же помещать устройство в горячую жидкость, после чего замерять температуру его открытия и определять работоспособность элемента.
Почему возникает перегрев двигателя?
Поломка термостата.
Отказавший термостат – самая распространенная поломка системы охлаждения. Термостат, не смотря на свое простое устройство, находится в агрессивной среде, покрывается окислами и отказывает… Двигатель будет перегреваться в случае заклинивания термостата в закрытом положении, так как антифриз не будет попадать в основной радиатор. Лечится такая неисправность заменой термостата на новый, который пред установкой имеет смысл «сварить».
Забитый радиатор.
Про забитый пылью радиатор и его чистку у нас есть отдельная статья. Забитый внутри радиатор с пластиковыми бачками, при сильном загрязнении, прочистить практически невозможно. Радиаторы с латунными бачками, раньше распаивали и пробивали соты шомполом, но в современных радиаторах это не возможно. При не сильном загрязнении имеет смысл промыть систему охлаждения. При сильном загрязнении радиатор обычно меняют.
Неисправная помпа.
Если вы не меняли своевременно антифриз и имевшиеся в нем ингибиторы коррозии прекратили работать, то вы вполне можете увидеть вот такую картину:
Так же помпа может заклинить или проскальзывать (в этом случае вы услышите свист ремня).
Помпу, как правило, меняют.
Позднее зажигание.
На старых моторах при неправильной регулировке зажигания возникал перегрев, но сегодня такие двигатели уже редкость.
Почему двигатель долго прогревается?
Термостат заклинил в открытом положении или изменил температурные характеристики.
Все очень просто – термостат это основной элемент, задающий температурный режим двигателя, его задача ограничивать количество антифриза попадающего в основной радиатор. Если вся охлаждающая жидкость будет проходить через основной радиатор, мотор будет прогреваться очень долго, а зимой он вообще не сможет прогреться.
Заклинила вискомуфта.
На некоторых автомобилях используется механический привод вентилятора охлаждения. В большинстве случаев он выполнен через т.н. вискомуфту. Вот её принцип работы:
Если вискомуфта клинит, вентилятор охлаждения будет постоянно вращаться с максимальной скоростью, и прогрев двигателя замедлится, но при исправном термостате двигатель все равно будет держать температуру.
Как проверить систему охлаждения
- 131 6 108k
- 208 2 206k
Проверить систему охлаждения можно различными методами, и их выбор зависит от того, по какой причине она стала хуже работать. Так, при появлении белого дыма из выхлопной нужно искать утечку антифриза, при завоздушивании системы необходимо проверить циркуляцию охлаждающей жидкости и ее герметичность. Еще имеет смысл осмотреть места возможной физической утечки антифриза, проверить крышку радиатора и расширительного бачка, а также правильную работу датчика охлаждающей жидкости.
Зачастую после проверки системы охлаждения двигателя автовладельцы проводят ее промывку при помощи специальных или подручных средств. В некоторых случаях помогает замена антифриза или тосола, поскольку со временем эти технологические жидкости теряют свои свойства, либо они были изначально неправильно подобраны, например, прошлым автовладельцем.
Признаки неисправности системы охлаждения
Существует ряд типовых признаков, которые явно указывают на то, что система охлаждения частично или полностью вышла из строя и нуждается в диагностике. Среди них:
- появление белого дыма (в обильном количестве) из выхлопной трубы в процессе работы двигателя;
- неправильная работа печки и/или кондиционера (недостаточно горячий либо холодный воздух);
- перегревание двигателя, особенно при езде в гору, в том числе в загруженном состоянии автомобиля;
- диагностика ЭБУ сканером с выявлением ошибок после активизации сигнальной лампочки Check Engine;
- снижение динамических характеристик двигателя, потеря его мощности;
- закипание антифриза в системе охлаждения.
Появление хотя бы одного из перечисленных выше признаков указывает на то, что автолюбителю рекомендуется выполнить диагностику охлаждающей системы двигателя.
Причины неисправности системы охлаждения
При появлении первых же признаков неисправности необходимо искать ее причину и, соответственно, проводить ремонтные работы.
Причинами поломки охлаждающей системы могут быть:
- попадание охлаждающей жидкости (антифриза или тосола) в камеру сгорания топливовоздушной смеси;
- недостаточное количество охлаждающей жидкости в системе (причинами этого, в свою очередь, может быть утечка либо значительное ее испарение);
- неисправный термостат;
- частичный или полный выход из строя помпы;
- поломка датчика температуры охлаждающей жидкости;
- поломка вентилятора, его электрической цепи или управляющих компонент;
- разгерметизация крышки расширительного бачка либо крышки радиатора;
- общая разгерметизация системы, снижение давления, ее завоздушивание.
Каждая из перечисленных причин диагностируется по-своему, в соответствии с ее неисправными элементами.
Как проверить систему охлаждения двигателя
Проверка системы охлаждения двигателя автомобиля требует осмотра семи ее компонентов. Главной задачей при этом является выяснить есть ли газы в системе, проверить герметичность и определить места утечки, определить давление в системе исправность циркуляции охлаждающей жидкости, а также определить температуру срабатывания вентиляторов и термостата.
Таким образом, необходима диагностика следующих компонентов системы охлаждения:
- резиновые патрубки, места соединений на хомутах;
- целостность корпуса радиатора и расширительного бачка системы охлаждения;
- механическую (подшипники) и электрическую (электроцепь) составляющие вентилятора системы;
- работу и правильную установку насоса системы (помпы);
- герметичность прокладки ГБЦ;
- исправность датчика температуры охлаждающей жидкости;
- уровень охлаждающей жидкости в системе;
- крышку расширительного бачка системы;
- состояние охлаждающей жидкости.
Далее вкратце приведем информацию о том, каким образом следует выполнить диагностику перечисленных выше элементов и механизмов.
Как проверить газы в системе охлаждения
Соответствующая проверка заключается в определении наличия влаги в выхлопных газах и их присутствие в системе охлаждения.
Белые выхлопные газы
Зачастую о неудовлетворительном техническом состоянии системы охлаждения и двигателя в целом сигнализируют выхлопные газы белого цвета. Они образуются в результате того, что антифриз (охлаждающая жидкость) попадает из системы охлаждения непосредственно в камеру сгорания, где разбавляется в топливовоздушной смеси и сгорает вместе с ней. Как правило, это происходит по причине пробитой прокладки головки блока цилиндров (ГБЦ).
Белый дым из выхлопной трубы
Основные причины почему идет белый дым из выхлопной дизеля или бензинового авто: влага, охлаждающая жидкость в цилиндрах, вода в топливе и нарушение системы впрыска
Подробнее
Определить, что белый дым — это результат попадания антифриза в двигатель достаточно просто. Для этого следует извлечь масляный щуп из его посадочного места в блоке цилиндров и проверить масло. Причем как его уровень, так и состояние. Обычно при пробитой прокладке ГБЦ масло также будет «уходить», соответственно, его уровень будет быстро снижаться. Второе, на что нужно обратить внимание, — это его состояние. Если антифриз попадает в масляную среду, то моторное масло приобретает белый оттенок и становится похожим на сметану или сливки (зависит от количества и продолжительности смешивания этих двух технологических жидкостей).
Еще один метод, как проверить выхлопные газы на наличие в них испаренной охлаждающей жидкости — поднести к выхлопной трубе белую чистую салфетку. Если в выхлопных газах будет иметь место влага — значит, она попала в цилиндры либо из топлива либо из охлаждающей системы (обычно это происходит в случае использования в качестве антифриза воды). Если же на салфетке остаются пятна с голубоватым или желтым оттенком — это следы «улетающего» антифриза. Обычно эти пятна имеют кисловатый запах. Соответственно, нужно выполнять дополнительную диагностику.
Проверка выхлопных газов в системе охлаждения
При пробитой прокладке ГБЦ часто возникает ситуация, когда в систему охлаждения попадают выхлопные газы. Признаки могут быть самыми разными, однако они совпадают с теми, которые возникают при завоздушивании системы. Например:
- Явное бурление в расширительном бачке и/или радиаторе. Это можно проверить, если снять крышку с одного или другого устройства.
- Плохо греет печка. В летнее время может плохо работать кондиционер, поскольку система работает как на отопление, так и на обогрев, только через разные радиаторы (как правило).
- Радиатор частично холодный. Причем он может иметь разную температуру в различных своих частях, в частности, сверху и снизу.
Чтобы определить, есть ли газы в системе охлаждения двигателя можно воспользоваться тем же методом, что и при проверке целостности прокладки ГБЦ — воспользоваться презервативом или воздушным шариком. Проверка производится по следующему алгоритму:
- открутить крышку расширительного бачка или радиатора в зависимости от того, на какой из них расположены паровой и атмосферный клапаны;
- надеть на горловину соответственно расширительного бачка или радиатора резиновый шарик;
- запустить двигатель сначала на холостых оборотах, а потом немного больше (чем больше будут обороты — тем интенсивнее будут выделяться газы), приблизительно до 3000. 5000 оборотов в минуту;
- если в процессе работы презерватив или шарик начали наполняться выхлопными газами, значит, пробита прокладка ГБЦ.
Использовать машину с завоздушенной (загазованной) системой охлаждения не рекомендуется, по крайней мере, в долгосрочной перспективе, поскольку это чревато значительным перегревом двигателя и частичным или полным выходом его из строя.
Как проверить утечку
Еще одна распространенная проблема с системой охлаждения двигателя автомобиля — это ее разгерметизация. Из-за чего возникает утечка жидкости либо завоздушенность (хотя она может возникнуть и по другим причинам). Разгерметизация может произойти в самых разных местах, но чаще всего на местах соединения патрубков.
Почему уходит антифриз
Почему постоянно снижается уровень антифриза в системе? Как найти причину и устранить неполадки. Об этом и другом читайте в данном материале
Подробнее
Проверка герметичности системы охлаждения
Охлаждающая жидкость уходит именно из-за разгерметизации системы. Так, чтобы проверить герметичность, необходимо выполнить ревизию следующих ее элементов:
- корпус и/или крышка расширительного бачка системы охлаждения двигателя;
- уплотнение термостата;
- патрубки, шланги, хомуты и места соединений в охлаждающей системе (зависит от конкретного автомобиля и двигателя);
- корпус радиатора;
- сальниковый уплотнитель помпы и ее прокладка;
- прокладка ГБЦ.
Присутствие течей определяется визуальным методом, по наличию мокрых мест или использовав проверку ультрафиолетом. В продаже имеется специальный флуоресцентный состав, который можно добавить в антифриз перед заливанием его в систему. Также у многих современных антифризов подобные присадки изначально входят в их состав с завода. Использование флуоресцентных присадок даст дополнительное удобство в диагностике, поскольку при утечке охлаждающей жидкости для локализации места повреждения достаточно будет воспользоваться ультрафиолетовой лампой, чем позволит значительно сократить время и усилия автовладельца или мастера по локализации места утечки.
Давление в системе
В системе охлаждения всегда должно быть избыточное давление. Это нужно для того, чтобы поднять температуру кипения охлаждающей жидкости, поскольку из законов физики известно, что температура кипения поднимается по мере того, как поднимается ее давление. У большинства современных автомобилей температура антифриза при нормальной рабочей температуре двигателя составляет порядка +80°С…+90°С. Соответственно, если произойдет разгерметизация, то давление упадет, а с ним снизится и температура кипения охлаждающей жидкости. К слову, температура кипения старого антифриза ниже, чем только что залитого, поэтому охлаждающую жидкость нужно менять по регламенту.
Однако существует и обратная проблема, когда давление в охлаждающей системе значительно увеличивается. Обычно такая ситуация происходит по причине того, что неисправен воздушный клапан в крышке радиатора или расширительного бачка (на разных машинах этот клапан может быть установлен на одной или другой крышке). Как его проверить и для чего он нужен — читайте в следующем разделе.
Избыточное давление опасно тем, что в таких условиях может закипеть даже новый антифриз, рассчитанный на температуру кипения около +130°С со всеми вытекающими последствиями. Поэтому, если в автомобиле наблюдается подобная ситуация, то рекомендуется попросту заменить крышку радиатора на новую. В крайнем случае можно попробовать почистить и отремонтировать старую, но это не лучшая затея.
Крышка радиатора
Как указывалось выше, давление в системе охлаждения непостоянно, и растет по мере нагревания жидкости. Доливание антифриза выполняется через крышку радиатора либо через крышку расширительного бачка. Крышка же радиатора имеет в своей конструкции два клапана — перепускной (другое название — паровой) и атмосферный (впускной). Перепускной клапан нужен для плавного контроля давления внутри системы. Он используется для стравливания избыточного давления и поддержания значения давления на заданном уровне. Используется в процессе работы двигателя. Задача атмосферного клапана противоположная, и заключается в обеспечении постепенного допуска воздуха в систему через крышку в процессе остывания охлаждающей жидкости в системе. Обычно минимальное значение находится в районе 50 кПа (на старых советских машинах), а максимальное — около 130 кПа (на современных иномарках).
Как проверить крышку радиатора
При неисправности крышки радиатора охлаждения двигателя может не только подтекать антифриз, но и вся система охлаждения работать неправильно. Чтобы быстро проверить крышку на давление вам нужно.
Подробнее
Проверка системы охлаждения подразумевает, в том числе, и ревизию крышки радиатора, и входящих в ее конструкцию упомянутых клапанов. Кроме них необходимо проверить ее общее состояние (износ резьбы, поверхности, наличие трещин, наличие коррозии). Также нужно проверить пружину крышки и ее уплотнительного соединения. В случае, если крышка будет неправильно работать, то при нагревании антифриза патрубки и даже радиатор будут вздуваться, а при охлаждении — сжиматься. В любом случае подобная деформация негативно скажется как на состоянии непосредственно радиатора, так и на работе системы в целом.
Проверка вентилятора системы охлаждения
Перед выполнением проверки вентилятора системы охлаждения необходимо учитывать, что существует три разновидности его привода — механическая, гидромеханическая и электрическая. Механический привод использовался в старых карбюраторных автомобилях и приводился в движение натяжным ремнем, соединенным с коленчатым валом.
Гидромеханический привод подразумевает использование гидропривода, то есть, гидравлической системы, что встречается достаточно редко. Вентилятор приводится в движение при помощи вискомуфты. Она передает крутящий момент от коленчатого вала на непосредственно вентилятор. Вязкостная муфта корректирует скорость вращения вентилятора посредством попадания в масло заполняющей жидкости — силикона. Гидравлическая же муфта регулирует скорость вращения вентилятора за счет количества жидкости в ней.
Наиболее часто встречающийся привод вентилятора охлаждения — электрический. Управление происходит непосредственно ЭБУ на основании информации от нескольких датчиков, в том числе, от датчика температуры охлаждающей жидкости.
Перечисленная выше информация необходима для того, чтобы понимать, что проверять в конкретном случае. Так, в самом простом механическом приводе можно проверить натяжение ремня, целостность подшипников вентилятора, его крыльчатки, ее чистоту.
У вентиляторов, управляемых вязкостной или гидравлической муфтой, необходимо также проверять подшипники вращения, состояние крыльчатки. Однако самое главное — работу муфт. Самостоятельно это лучше не делать, а обратиться за помощью в автосервис, поскольку для проверки и демонтажа необходимо дополнительное оборудование.
Диагностика самого распространенного электрического привода вентилятора предполагает проверку следующих узлов:
- датчик температуры охлаждающей жидкости;
- реле включения вентилятора;
- электродвигатель вентилятора;
- подшипники и крыльчатку вентилятора;
- наличие сигнала и питания от ЭБУ.
Для этого нужно воспользоваться обычным электронным мультиметром, включенным в режим измерения постоянного напряжения.
Как проверить циркуляцию охлаждающей жидкости
За циркуляцию отвечает помпа и термостат. Поэтому если ее производительность нарушено, то и давление в системе охлаждения изменится. Так что обязательным пунктом проверки является проверка неисправностей помпы и проверка термостата. Кроме того циркуляция нарушается если забит продуктами распада антифриза радиатор, поєтому он также подлежит обязательной проверке.
Термостат
Термостат позволяет двигателю быстрее прогреться и дать охлаждающей жидкости выйти на рабочую температуру в холодное время года, и не дать мотору перегреваться в теплый сезон. Проверить этот его достаточно просто, даже не демонтируя его с машины. Однако перед этим термостат нужно найти. Как правило, термостат расположен за радиатором, и соединен с ним толстым патрубком, на который и следует ориентироваться. Выполняется проверка по следующему алгоритму:
- запустить двигатель на холостых оборотах и дать ему поработать в таком режиме одну-две минуты, чтобы температура антифриза не превысила +70°С;
- открыть капот и проверить наощупь патрубок от радиатора до термостата, он должен быть холодным;
- при превышении установленной температуры охлаждающей жидкости (примерно +80°С…+90°С) термостат должен сработать и запустить антифриз по большому кругу;
- при этом упомянутый патрубок должен нагреваться до соответствующей температуры.
Если в процессе проверки термостат не открывается либо он открыт с самого начала — необходимо выполнить его дополнительную диагностику уже после его демонтажа. Делают это в кастрюле с горячей водой и термометром.
Термостат может полностью выйти из строя (что бывает не так часто), либо просто его заклинило из-за мусора. В этом случае его можно просто почистить и установить на место, но лучше его поменять на новый.
Радиатор
Проверка радиатора заключается в выяснении, имеется ли в его корпусе течь либо пробка и эффективно ли он охлаждает антифриз. Соответственно, для проверки нужно внимательно осмотреть корпус радиатора (когда он холодный), а также места его соединений с соответствующими патрубками. При наличии микротрещин охлаждающая жидкость будет просачиваться через них, поскольку антифриз очень текуч. Например, можно найти его капли на асфальте (или другой поверхности) после длительной стоянки автомобиля.
Эффективность работы радиатора можно проверить и по тому, что если все остальные элементы системы охлаждения работают в штатном режиме, то, скорее всего, радиатор попросту забит изнутри и не в состоянии в должной мере выполнять свои функции. В этом случае можно выполнить чистку либо всей системы охлаждения целиком (в любом случае она не повредит), либо демонтировать радиатор (если есть такая возможность) и почистить его отдельно снаружи и изнутри.
Проверка датчика температуры ОЖ
Во всех современных автомобилях, двигатели которых управляются электронным блоком (ЭБУ), имеется датчик температуры охлаждающей жидкости. Он необходим для того, чтобы передавать соответствующую информацию на ЭБУ, который в свою очередь корректирует другие, связанные с работой, сигналы.
Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости
Проверка датчика температуры ОЖ двигателя автомобиля производится с помощью мультиметра. В зависимости от способа будут требоваться еще и дополнительные ресурсы, но наличие табличных и номинальных данных по сопротивлению обязательно
Подробнее
Датчик температуры охлаждающей жидкости (сокращенно ДТОЖ) — это термистор, то есть, резистор, который изменяет свое внутреннее электрическое сопротивление в зависимости от того, как меняется температура его чувствительного элемента. Последний помещен в магистраль охлаждающей жидкости для выполнения соответствующих функций. Проверка датчика выполняется с помощью электронного мультиметра, переключенного в режим омметра, то есть, в режим измерения электрического сопротивления.
Состояние охлаждающей жидкости
В первую очередь необходимо помнить, что каждый автопроизводитель рекомендует для выпускаемых им машин определенный тип антифризов. Причем некоторые из них можно смешивать между собой, а некоторые категорически нельзя! Соответственно, нужно пользоваться антифризом рекомендуемого класса. Кроме этого, существует список регламентных работ, в состав которых входит и периодическая замена охлаждающей жидкости. В среднем рекомендуется это делать раз в два года.
При проверке охлаждающей системы необходимо обращать внимание на уровень и состояние антифриза. Уровень можно контролировать по соответствующим отметкам MIN и MAX на стенках расширительного бачка. Причем одинаково вредно, когда жидкости очень мало и когда ее с избытком. Однако обычно она постепенно улетучивается, поэтому периодически тосол или антифриз необходимо подливать.
Также при контроле охлаждающей жидкости важно обращать внимание на ее состояние. В частности, она должна быть максимально чистой и прозрачной. Если в антифризе будет много примесей и/или мусора, то он потеряет часть своих эксплуатационных характеристик, в частности, у него снизится температура кипения со всеми вытекающими последствиями. Обращать внимание нужно еще и на наличие масляной пленки на поверхности жидкости в расширительном бачке. Если она имеет место быть, то жидкость следует заменить, и дополнительно диагностировать систему на предмет локализации места, откуда масло просачивается в антифриз.
Последняя проверка в данном ключе — это запах. Обычно новый антифриз имеет сладковатый запах. Если же вместо этого охлаждающая жидкость отдает гарью и имеет горелый запах, то это означает, что она частично вышла из строя и ее лучше заменить.
Техническое обслуживание системы охлаждения двигателя
Как правило, проблемы системы охлаждения связаны с несвоевременным или некачественным обслуживанием ее отдельных элементов или использованием неподходящего антифриза. Соответственно, для того, чтобы охлаждающая система работала исправно и выполняла свои функции в долгосрочной перспективе, необходимо периодически выполнять ее обслуживание и диагностику. В список этих процедур входит:
- использование антифриза, тип которого предписан заводом-изготовителем автомобиля;
- своевременная замена охлаждающей жидкости;
- проверка герметичности системы, значения давления в ней;
- правильную работу отдельных компонентов, таких как помпа, радиатор, расширительный бачок, патрубки, хомуты;
- периодическое выполнение промывания системы соответствующими средствами;
- диагностика работы датчика температуры охлаждающей жидкости.
Помните, что профилактические меры всегда менее трудоемки и требуют меньшего времени для выполнения. Кроме этого, исправная система охлаждения увеличивает общий ресурс двигателя автомобиля.
Источник http://autobryansk.info/diagnostirovanie-sistemy-ohlazhdenija-dvigatelja.html
Источник Источник http://iga-motor.ru/diagnostika-i-remont/neispravnost-sistemy-2.html
Источник Источник Источник http://etlib.ru/blog/1157-kak-proverit-sistemu-ohlazhdeniya