Чем грозит Перегрев Двигателя: причины, последствия и признаки
Признаки, причины и последствия перегрева двигателя автомобиля
Одной из самых опасных и распространенных проблем, влекущих за собой серьезные последствия в виде капитального ремонта ДВС или его замены, является перегрев двигателя. В основном такая проблема возникает в летнее время, однако некоторые неисправности могут вызвать такую незадачу и в более прохладный период. Перегревания сердца автомобиля проще избежать, чем потом устранять серьезные последствия даже однократного превышения рабочей температуры. Для этого необходимо знать симптомы и способы быстрого устранения подобной проблемы
Как понять, что двигатель греется: признаки
Перегрев двигателя, даже однократный, чреват неприятными последствиями. Для избегания подобной неисправности необходимо контролировать температуру ДВС и его состояние.
Основные симптомы перегрева ДВС:
- перемещение стрелки температуры охлаждающей жидкости на приборной панели в красную зону (от 120 градусов);
- на многих автомобилях помимо температурной шкалы на панели имеется индикатор, который загорается при превышении температурного диапазона, так же это может сопровождаться специфическим звуком;
- значительное уменьшение тяги, мощности автомобиля;
- более громкая работа ДВС, в которой можно заметить звонкие металлические звуки;
- при значительном перегреве двигателя появляется белый налет на свечах, видимые повреждения на них;
- при сильном перегреве внешний осмотр состояния мотора может выявить протекания антифриза, масла, трещины в корпусе и деформации отдельных частей ДВС;
- появление темных хлопьев в охлаждающей жидкости и потемнений на стенках расширительного бачка (данную проверку необходимо осуществлять после значительного снижения температуры двигателя);
- вспенивание масла ДВС или изменение его цвета на серо-рыжеватый;
- постоянно включенный вентилятор радиатора или его не включение при движении в теплую погоду в пробках или с небольшой скоростью;
- появление пара под капотом, сообщающее о закипании охлаждающей жидкости.
Причины, из-за которых двигатель может перегреться
Защищает ДВС от перегрева система охлаждения, в которой может быть залит антифриз, тосол или обычная вода.
Основными устройствами, осуществляющими контроль рабочей температура и ее снижение, являются:
- вентилятор радиатора, который включается программным путем при достижении определенной температуры;
- термостат, который открывает движение охлаждающей жидкости по большому кругу;
- датчики температуры, которые передают показания в ЭБУ, их бывает несколько, располагаться могут как на двигателе, радиаторе;
- электронный блок управления двигателем.
Неисправность в любом из выше перечисленных узлов может повлечь за собой перегрев. Помимо сбоев в работе вышеперечисленных устройств, причинами для перегрева могут стать как внешние факторы, так и другие внутренние неисправности.
Внешний перегрев
При появлении симптомов перегрева необходимо произвести внешний осмотр радиатора, мотора и системы охлаждения.
Основные причины внешнего перегрева:
- забитый грязью радиатор;
- мотор покрыт значительным слоем грязи, масла или других веществ, что снижает охлаждение корпуса воздухом из подкапотного пространства;
- неисправность или повреждение штор радиатора;
- критически высокие внешние температуры, в том числе нахождение машины на солнцепеке при высоких температурах окружающей среды;
- появление клубов пара из глушителя;
- внешние повреждения вентилятора вследствие воздействия извне (удар, отсоединение рядом находящихся узлов, неаккуратный ремонт).
Внутренний перегрев
Причин для внутреннего перегрева множество и не все из них можно обнаружить визуально, а некоторые придется поискать и квалифицированному автослесарю.
Причины внутреннего перегревания ДВС:
- низкий уровень охлаждающей жидкости;
- повреждение узлов системы охлаждения, приведшие к появлению течи антифриза;
- вместо охлаждающей жидкости в системе охлаждения залита вода, что во многих случаях приводит к перегреву, особенно при передвижении в жару, пробках или других ситуациях;
- неисправный термостат, оставшийся в закрытом положении;
- неисправность вентилятора;
- неисправность датчика вентилятора;
- неисправность водяного насоса или привода ремня помпы;
- неисправность датчиков температуры охлаждающей жидкости;
- слабое натяжение ремня вентилятора, при его наличии;
- длительная работа ДВС в режиме буксировки, на холостом ходе или передвижении в пробках;
- продолжительная работа мотора в условиях детонации (в первую очередь относится к бензиновым ДВС);
- неправильно отрегулированная система зажигания или впрыска, приводящая к продолжению сгорания топливной смеси при открытии выпускных клапанов, что значительно повышает температуры отработанных газов;
- прогорание выпускного клапана;
- значительное количество отложений внутри камеры сгорания;
- отложения в каналах системы охлаждения;
- прогорание прокладок в ДВС;
- некачественный бензин с низким октановым числом или значительным числом опасных присадок;
- добавление присадок в систему охлаждения или масло;
- повышенный износ поршневой группы;
- воздушные пробки в охлаждающей системе.
Последствия слабого, среднего и сильного перегрева
От степени перегрева ДВС зависят последствия и стоимость ремонта. Своевременное обслуживание автомобиля, контроль уровня охлаждающей жидкости и температурный режим при передвижении снижает возникновение перегрева в разы.
Слабый перегрев ДВС происходит при работе мотора при превышении температуры в течение 4-12 минут. В основном это происходит при неисправности термостата или вентилятора, а водитель своевременно обнаруживает это и принимает меры.
Во многих случаях подобная ситуация при ее однократном возникновении не отражается на состоянии мотора, особенно если у него небольшой пробег. Частенько слегка плавятся поршни, при значительном превышении температуры, даже кратковременном, появляется темного цвета дым из глушителя, возникает ощущение, что мотор все время работает при нагрузках.
Даже после однократного кратковременного перегревания мотора впоследствии он начнет чаще греться из-за изменений в поршнях и остатке оплавленного металла в цилиндрах.
Средняя степень перегрева ДВС появляется при работающем моторе на предельных температурах не менее 20 минут. Причины для подобной ситуации множество и все они были описаны ранее.
Последствия подобного перегревания уже более печальны. Помимо последствий, характерных для слабого перегревания, проявляющихся в большей степени, добавляются перекос головки блока цилиндра или появление трещин в ней, прогорание прокладок ГБЦ, вылетание клапанного гнезда, сильная деформация поршней, разрушение межкольцевых перегородок поршней, протекание масла из-под всевозможных прокладок и сальников.
Сильное перегревание ДВС вызывает всевозможные и очень серьезные последствия. В таком случае могут уцелеть единичные рабочие узлы или двигатель можно будет выкинуть.
Основные последствия чрезмерного перегрева мотора:
- Основные последствия такого перегрева начнутся в камерах сгорания, в которых начнут оплавляться и прогорать поршня, вплоть до появления в них отверстий и полнейшего разрушения. Расплавленные остатки поршней налипнут к стенкам цилиндров, еще больше осложняя движение поршней. Также появляются зазубрины на стенках цилиндров. На этой стадии двигатель может остановиться.
- При разрушениях поршней и повреждениях камеры сгорания начинает перегреваться масло, полностью теряя свои смазывающие характеристики, вызывая повышенное трение между деталями. От увеличения трения начинают оплавляться шатунные и коренные вкладыши, прилипая к коленчатому валу. Также вкладыши могут провернуться как в блоке, так и на шатунах, что также может вызвать остановку мотора.
- Под влиянием критических для ДВС температур начинается деформирование головки блока цилиндров, прогорают как впускные, так и выпускные клапана, вылетают со своих мест одно или больше клапанных гнезд, становится заметным громкий звонкий звук вверху движка. Возможна остановка ДВС.
- Поршень выдержал подобные нагрузки, в таком случае ломается коленвал из-за образовавшейся на нем ранее трещины на одной из шеек на месте провернутого вкладыша. Даже в этом случае ДВС иногда продолжает работать.
- Один (или несколько поршней) не выдерживает значительных перегрузок и он заклинивает в цилиндре, что приводит к его разрыву пополам. Нижняя часть оказывается в поддоне, верхняя же в цилиндре. Облегченный шатун и поршневой палец начинают свободно болтаться в блоке и проделывают дыру в одной из стенок. Такая ситуация в простонародье называется кулак дружбы. При ней всегда останавливается работа мотора.
Что делать если двигатель уже начал перегреваться
При обнаружении начавшегося перегрева или подозрений на него необходимо срочно принимать меры, для избегания в последствии серьезных проблем с мотором.
Если стрелка только вошла в красную зону (зону перегрева), то можно заглушить двигатель, но желательно немного охладить его, включив на максимальную температуру и обдув печку.
В любом случае необходимости произвести осмотр радиатора и подкапотного пространства. Если жидкость в расширительном бачке присутствует, то немного охладить мотор можно включением вентилятора печки на максимальную температуру и режим обдува.
При полном отсутствии охлаждающей жидкости в бачке включение печки на максимальном режиме не поможет охладить ДВС, а может усугубить ситуацию. В таком случае необходимо заглушить мотор и доставить автомобиль на место ремонта на эвакуаторе.
При обнаружении незначительных течей в системе охлаждения после охлаждения двигателя возможно доливание воды или охлаждающих жидкостей. Ни в коем случае нельзя доливать в расширительный бачок горячего двигателя никакую жидкость, так как разница в температурах может привести к появлению трещин в разных узлах ДВС или к иным последствиям.
Категорически запрещено поливать мотор водой, так как в таком случае его ремонт неизбежен из-за появления трещин на корпусе блока цилиндров.
Перегретый мотор глушится только в определенных случаях: при появлении пара из-под капота, свидетельствующий о появлении значительной течи в системе охлаждения, или полном отсутствии охлаждающей жидкости в бачке.
Даже незначительный перегрев мотора в лучшем случае в будущем приведет к неприятным последствиям, а значительный его перегрев способен практически полностью разрушить его внутренности, что приведет к необходимости установки другого мотора.
Подобные ситуации можно предотвратить, для этого необходимо постоянно контролировать уровень охлаждающей жидкости, не заливать воду в охлаждающую систему, своевременно менять помпу охлаждения и рабочие жидкости, регулярно оглядывать патрубки на появление трещин в них, следить за чистотой радиатора и корпуса ДВС.
Почему перегревается двигатель?
Перегрев двигателя — неприятное событие, которое может стать причиной для появления более серьезной неисправности. Но, как известно, у каждого следствия есть свои причины. О том, почему греется двигатель, чем это опасно, рассказано в статье ниже.
Содержание статьи:
- Система охлаждения
- Почему перегревается двигатель
- Чем опасен перегрев
- Что делать, если перегрелся двигатель
- Видео
Прежде чем говорить об устранении неисправностей, стоит немного посмотреть на систему охлаждения. Есть несколько основных узлов, выход из строя которых может привести плачевные последствия.
Система охлаждения
- Рубашка двигателя. В блоке цилиндров имеются полости, по которым циркулирует вода, она нужна для того, чтобы отводить от горячих поверхностей тепло.
Помпа. Еще одно ее название это водяной насос. Как правило, она приводится в движение клиновым ремнем, который вращается посредством коленчатого вала. Зачастую этот же ремень служит для привода генератора.
Датчик температуры. Как правило, он заполнен каким-либо парафином, ремонту не подлежит.
Термостат. Устройство, которое, в зависимости от температуры жидкости, ограничивает ее движение от блока цилиндров к радиатору.
Радиатор. Он представляет собой 2 бачка, которые соединены между собой трубками, как правило, он изготовлен из алюминия или меди. Предпочтительной является медь, потому что она является более теплопроводной.
Расширительный бачок. Во время закипания охлаждающей жидкости, ее объем увеличивается, после остывания он приходит в норму, данные колебания объема как раз таки бачок и сглаживает.
Перегревается двигатель: причины
Ну вот, после того как мы ознакомились с основными узлами, можно поговорить о типовых неисправностях, которые являются наиболее распространенными.
- Неисправность датчика температуры. Прежде чем бежать устранить поломку, необходимо убедиться в том что она присутствует. Не будем вдаваться в подробности о том, как проверить датчик температуры, просто стоит запомнить что это может стать наиболее простой причиной.
Неисправность термостата. Это наиболее частая причина, которая, как правило выливается в копеечку. Для диагностики достаточно просто потрогать нижний бачок радиатора. Если он горячий, то все в порядке. Если же он холодный, то это значит, что термостат остается закрытым даже при достижении температуры, которая необходима для его открытия.
Низкий уровень охлаждающей жидкости. Дело в том, что любая система охлаждения двигателя рассчитана на определенный уровень жидкости в ней. Ведь для того чтобы подогреть кипятильником ведро воды требуется больше времени, чем один чайник. Тот же принцип работы здесь, как только антифриза мало, он сильнее греется.
Неисправный паровой клапан на крышке расширительного бачка или радиатора. Давление в системе охлаждения двигателя иногда превышает 3 МПа, при этом температура кипения жидкости возрастает до 130 градусов, если давление ниже, чем должно быть в системе, то это приводит к закипанию антифриза.
Коррозия рубашки двигателя. В таком случае жидкость, которая циркулирует в блоке цилиндров, не может отводить тепло от рабочих поверхностей, потому что просто не имеет к ним доступа. Как правило, это является следствием большого слоя накипи на стенках рубашки. Решить эту проблему можно промывкой блока двигателя, для этого рекомендуется использовать раствор ортофосфорной кислоты.
Забитый радиатор. Конструкция его такова, что трубки, которые соединяют два бачка, обладает маленьким диаметром, это приводит к тому, что они часто забиваются. Кроме того, желательно промыть пространство между пластинами, потому что она часто также забивается пылью, трамвай, остатками насекомых и прочим мусором.
Плохое топливо. Да-да, такая причина тоже может создать немало головной боли. Вся суть состоит в том, что низкокачественное топливо обладает меньшим октановым числом, соответственно время его горения увеличивается, а значит увеличивается и рабочая температура. Это опасно еще и тем, что может привести к прогаранию выпускных клапанов.
Слишком раннее зажигание. Такая проблема сопровождается характерным стуком двигателя, для карбюраторных силовых агрегатов нужно просто выставить момент зажигания, а для инжекторных желательно провести диагностику. Она может выявить неисправность какого-либо датчика, в основном, причиной является датчик детонации, который устанавливается на блоке цилиндров. Он должен передавать сигнал на электронный блок управления двигателем, после чего тот корректирует момент зажигания, если данный датчик неисправен, то момент зажигания устанавливается по отметке, которые установил завод.
Обрыв приводного ремня. Такой вид поломки сопровождается небывалой легкостью вращения коленчатого вала двигателя, она ощущается даже на слух, а также отсутствием зарядки аккумулятора. На большинстве двигателей привод осуществляется тем же ремнем, что и генератор соответственно такую поломку можно диагностировать просто потому, что горит лампа зарядки.
Чем опасен перегрев двигателя
Итак, мы поговорили о том, почему перегревается двигатель. Как видно, причин на самом деле не так уж и много, а вот последствий может быть значительно больше, начиная от простой замены масла, и заканчивая полной капиталкой двигателя.
Последствия перегрева двигателя
- Оплавление поршней. Многие могут подумать что это довольно серьезная проблема, но не все так плохо на самом деле. Поршни сверху покрыты слоем олова, он нужен как раз для того, когда поршни сильно нагреваются, они максимально расширяются, соответственно начинают цепляться за зеркало цилиндра. Алюминий это не такой уж и мягкий металл, соответственно он может повредить стенки цилиндров.
Если двигатель был нагрет еще больше, то последствия могут быть более плачевными. Прежде всего, после повышения температуры сильно разжижается масло. Это приводит к тому, что в магистралях коленчатого вала и распределительного вала резко падает давление. А как известно, двигатель без масла быстро приходят в негодность. Повезет, если провернуло вкладыш, но коленчатый вал останется ремонтопригодным. Если же рассматривать самый плохой расклад, шейку коленчатого вала может просто свернуть, то есть коленчатый вал сломается пополам. Причем, необязательно что двигатель в это время заглохнет.
Самая страшная беда, которая может приключиться в такой ситуации, это клин. Заключается в том, что поршневые кольца просто пригарают к стенкам цилиндра. В таком случае они, в паре с поршневым пальцем, просто разрывают поршень на несколько мелких кусков, которые потом попадают в картер двигателя. Некоторые двигатели после такого мероприятия еще подлежат ремонту, поскольку они гильзуются, однако, например у ВАЗ, у которого блок цилиндров цельнолитой, это невозможно.
Что делать если перегрелся двигатель
В такой ситуации главное это сохранить спокойствие. Если двигатель закипел, то это еще не значит что ему пришел конец. Для начала, нужно обратить внимание на температуру силового агрегата, если она ненамного превышает нормальную рабочую, то стоит остановиться, дать поработать двигателю на холостых оборотах. Если температура уже перевалила за критическую, то двигатель необходимо немедленно заглушить. Далее следует подождать, пока силовой агрегат остынет, ни в коем случае нельзя заливать холодной охлаждающей жидкости, поскольку двигатель, после того как соприкоснется с этим самым холодным антифризом, просто треснет.
Видео о том, почему перегревается двигатель автомобиля:
Источник Источник http://autovogdenie.ru/priznaki-prichiny-i-posledstviya-peregreva-dvigatelya-avtomobilya.html
Источник Источник http://fastmb.ru/autoremont/603-pochemu-peregrevaetsya-dvigatel.html