Автослесарь (10 фото): обучение работе и профстандарт слесарей по ремонту автомобилей, должностная инструкция
Автослесарь: профстандарт и должностные инструкции
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
- Кто это такой?
- Плюсы и минусы профессии
- Разряды
- Должностная инструкция
- Требования
- Обучение и карьера
- Зарплата
Все хотя бы раз слышали про работу автослесаря. Однако необходимо точно знать, что говорит профстандарт об этой должности, что предписывают типовые должностные инструкции. Автослесарь должен иметь определенные личные качества, знания и навыки.
Кто это такой?
Работа автослесаря подразумевает, как следует из ее названия, простейшие виды манипуляций с частями автомобиля. Простейшие — значит те, которые можно выполнить вручную или с помощью элементарной техники. Этот специалист занимается не только починкой транспорта, но и элементарной технической диагностикой. Некоторые люди думают, что слесарь по ремонту автомобилей — то же самое, что автомеханик. Но это серьезное заблуждение.
Специфические особенности работы автомеханика — то, что он концентрирует свои усилия собственно на ремонте и техническом обслуживании транспорта. Также он будет выполнять множество других работ и манипуляций. Автослесарь подчиняется автомеханику. Дело в том, что характеристика работы последнего подразумевает более глубокое знание современной автомобильной и ремонтной техники. Автослесари чуть хуже разбираются в моторах и других технически сложных узлах транспорта.
Однако они могут окрасить машину, а при необходимости — заняться сварочными работами.
Слесарь по ремонту автомобилей подчиняется автомеханику и выполняет все его непосредственные распоряжения. Процесс работы автосервиса обычно подразумевает приемку прибывших машин автомехаником. Он оценивает сложившуюся ситуацию и дает указания, как и что непосредственно ремонтировать.
Слесари в крупных фирмах, как и механики, имеют узкую специализацию.
Плюсы и минусы профессии
Количество автомобилей если и не будет расти, то во всяком случае уменьшаться не станет. Потому количество специалистов, работающих с ними, тоже не должно сильно снижаться. Учитывая же растущую распространенность гуманитарных профессий, востребованность автослесарей и автомехаников будет только увеличиваться. Кроме того, такие специалисты могут работать почти в любой организации. Ведь без автомобиля сегодня не обходится ни одно производство, ни один торговый или выставочный комплекс, да и не только они.
Вывод очевиден: слесарям по ремонту автомашин безработица в обозримой перспективе почти не грозит. По той же причине уровень дохода будет достаточно высок. Что немаловажно, специалисты по ремонту машин имеют возможность быстро «раскрутиться», обзавестись новым кругом интересных знакомств. Хороший мастер быстро становится известен автовладельцам в своем городе и даже регионе. Это позволяет существенно уменьшить зависимость от конкретных нанимателей.
Некоторые автомеханики и автослесари, набрав опыт, открывают собственные предприятия, и эти ремонтные предприятия процветают. Однако подобная профессия имеет и достаточно серьезные недостатки. Так, обязательно придется иметь приличную физическую форму. Кроме того, ремонт автомашины включает множество трудоемких, кропотливых работ.
Органы дыхания будут постоянно страдать от топливных паров, испаряющейся смазки и прочих технических жидкостей, реагентов. Шумы и вибрации тоже сложно назвать полезными для здоровья. Часть манипуляций приходится проводить на открытом воздухе, порой в весьма плохих погодных условиях.
И все это стоит дополнить еще повышенной ответственностью ремонтных служб. От их деятельности зависит как спокойствие автовладельцев, так и сама их жизнь, здоровье.
Разряды
Автослесарь 1 разряда разбирает простые узлы автомашин. Ему нужно владеть:
- ключевыми приемами работ такого рода;
- принципами использования слесарных и контрольно-измерительных средств (систем);
- основными сведениями о металлах и ГСМ, о других технических жидкостях и средствах для мытья машин.
Представители такой рабочей профессии, как слесарь 2 разряда по работе с грузовыми машинами, должны разбирать основные грузовые автомобили (кроме узкоспециальных и оснащенных дизельными моторами). Подобные специалисты могут уверенно работать с малотоннажными автобусами и мотоциклами, с легковыми автомашинами. Им нужно овладевать:
- ключевыми данными об устройстве автомашин и мотоциклов;
- правилами сборки-разборки простых деталей;
- методами работы с автомобильной проводкой;
- требованиями к креплению различных деталей;
- методами использования пневматического и электрического инструмента;
- главной информацией о допусках и посадках, о квалитетах и шероховатости.
3 разряд по специальности автослесаря дает право работать с дизельными и сложными автомашинами, длинномерными автобусами, мотороллерами. У таких сотрудников есть также право крепить ответственные резьбовые соединения и менять деградировавшие детали. Они смогут разбирать сложные аппараты и электрическую аппаратуру. Автослесарь 3 разряда полностью готов вести слесарную обработку деталей на уровне 11-12 квалитета. Разумеется, нужно знать основные параметры шероховатости металла.
4 разряд автослесаря означает примерно такие виды работ:
- монтаж распредвалов;
- разборку электрогенераторов;
- починку и сборку всех видов моторов;
- визуальную проверку и разборку гидравлических трансформаторов;
- регулировку углов схождения колес;
- манипуляции с коробками передач, мостами и тормозными колодками.
Слесарь-автомеханик 5 разряда умеет отрегулировать и испытать на стендах и на шасси особо сложные аппараты и узлы. Он должен менять их при повседневном техническом обслуживании. Этот специалист устанавливает приборы и агрегаты автомобильной электроаппаратуры, включает их. Также он занимается сложной и особо ответственной слесарной обработкой. 5 разряд означает, что специалист сможет выяснить причину повреждения или износа сопряженных деталей, обнаружит эти дефекты и устранит их.
Стоит упомянуть и об автослесарях 6 разряда. Такие мастера могут работать на стендах и на шасси, оценивая состояния самых сложных узлов и аппаратов. Они ремонтируют узлы любой сложности, регулируют их и испытывают. По итогам работы оформляется необходимая приемо-сдаточная документация. Мастеру нужно владеть всеми навыками, которые позволяют полностью восстановить изношенные части и упрочнить их.
В ЕТКС прописаны и разряды слесарей-электриков по ремонту электрооборудования. 2 разряд дает право разбирать и чинить различные простые электротехнические компоненты. Специалисты такого уровня работают с тройниками, коробками и муфтами. Автослесари 3 разряда работают с амперметрами, вольтметрами и селеновыми выпрямителями. Они уже могут работать с аппаратурой средней сложности и заниматься строповкой грузов.
4 разряд слесаря по ремонту автоэлектрики означает готовность работать с электроаппаратурой в условиях тугой ограниченной посадки. Этот разряд дает право заниматься заземлением и занулением электроаппаратуры. Обычно подобные специалисты могут работать на железнодорожном транспорте. Они ремонтируют и налаживают работу основной электроаппаратуры тепловозов, электровозов. Также они занимаются различными манипуляциями с:
- разрядниками;
- панелями;
- электрощитами;
- токоприемниками;
- мотор-вентиляционными приборами;
- противопожарными установками;
- монтажными схемами;
- токоприемниками;
- турбогенераторами.
Отдельно стоит рассказать про ремонтников по ремонту двигателя. 2 разряд дает право работать с частями моторов на уровне 11-12 квалитетов. Мастера шплинтуют второстепенные детали, прокачивают масляные каналы, обмеряют различные узлы и агрегаты. 3 разряд позволяет работать с отдельными узлами газотурбинных моторов, а поршневые двигатели всех типов и марок — разбирать и собирать.
Специалисты такого уровня клеймят сложные детали, монтируют на двигатели несложные второстепенные узлы.
Должностная инструкция
Согласно типовой должностной инструкции, обязанности автослесаря заключаются прежде всего в:
- разборке простых составных частей;
- рубке зубилом;
- резке и опиливании деталей;
- мытье частей;
- прогонке резьбы;
- нанесении смазки на детали.
Также автослесарь делает разделку, изоляцию различных частей проводки, паяет провода. Он проверяет работоспособность различных деталей при помощи необходимых приспособлений. Также он ставит приборы и аппараты по выверенной схеме, включает их в сеть. Слесарь по ремонту автомобилей еще занимается:
- сложной слесарной обработкой;
- балансировкой частей в статике и динамике;
- диагностикой и регулировкой самых разных агрегатов;
- проверкой соответствия узлов технологическим условиям;
- оценкой правильности сборки, фиксацией достигнутых эксплуатационных параметров.
Назначение и снятие с должности слесаря по ремонту автомобилей производится приказами руководства организации. Для занятия такой должности нужно получать полное профессионально-техническое образование. Автослесарь лично готовит рабочее место, оценивает наличие требуемой материальной части. Он также лично готовит машины к ремонту, отмывает и очищает их. Его обязанностью является такое закрепление авто, которое исключит опасность несчастных случаев.
Определение ремонтопригодности отдельных деталей проводится в тесном контакте с водителями. По итогам работы автослесарь дает отчет о достигнутом результате, об использованных деталях. Если он не может устранить вероятные причины аварии или несчастных случаев, он обязан немедленно уведомить свое руководство.
Также мастер проходит минимум раз в год медицинские осмотры. Его непременной обязанностью является исполнение норм охраны труда, санитарных правил, использование средств индивидуальной защиты в положенных случаях.
Требования
Личные качества
Характерными особенностями такого профессионала являются:
- отличная память;
- развитое внимание;
- умение быстро анализировать ситуацию;
- общительность;
- быстрое переключение внимания;
- физическая и интеллектуальная выносливость;
- кропотливость, аккуратность.
Знания и навыки
Утвержденный профстандарт описывает эти знания и навыки так:
- применение ручного, пневматического и электрического инструментария;
- проверка работоспособности отдельных деталей;
- оценка герметичности;
- проверка качества крепежных элементов;
- проверка давления различных магистралей и шин;
- проверка комплектности автотранспорта;
- визуальное выявление внешних дефектов;
- владение принципами устройства всех автомобилей, особенностями работы их отдельных частей.
Обучение и карьера
Чтобы стать автослесарем, надо поступать в колледжи на такие специальности:
- «наземные транспортно-технологические средства»;
- «наземные транспортно-технологические комплексы»;
- «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
Похожую подготовку и повышение квалификации ведут среднетехнические и обычные факультеты Балтийского университета имени Канта, государственного университета Сахалина, Саратовского университета имени Вавилова. Если же решено выбрать именно колледжи, желательно ориентироваться на московские, нижегородские, набережно-челнинские, ижевские образовательные учреждения. Именно там есть наилучшая техническая и производственная база. Однако важно понимать, что опытным мастером автослесарь, автомеханик становится только после 2-3 лет активной практики. Потому желательно еще в процессе обучения присматривать вакансии.
Чаще всего начинают с помощника автослесаря. Опыт работы именно так и нарабатывается. Основную должность можно получить минимум через 2-3 месяца. Рассчитывать на большой карьерный рост не приходится, есть только 2 основных ступени — помощник и мастер. Но с течением времени благосостояние будет расти.
Зарплата
Автослесарь, как уже говорилось, получает сравнительно достойные деньги. В среднем зарплата составляет от 20 до 80 тысяч рублей. Наибольший доход таких специалистов в европейской части страны — в Москве. Многое, впрочем, зависит от конкретного предприятия и от уровня квалификации. В ХМАО и ЯНАО можно получать даже чуть больше, чем в столице (не 50, а 55-56 тысяч).
Вот еще несколько цифр:
- Тульская область – 43 тысячи;
- Мурманская область – 42 тысячи;
- Дагестан – 42 тысячи;
- Карелия – 41,5 тысячи;
- Камчатский край – 46 тысяч.
Слесарь по ремонту автомобилей (автомеханик): автомобильный «доктор»
Среди множества технических специальностей чаще всего, пожалуй, простому смертному приходится контактировать с двумя людьми: водопроводчиком и автомехаником. Первый является к вам в дом, когда вы затопили соседей из-за лопнувшей трубы. Ко второму вы едете сами, когда в машине начинает что-то стучать или скрипеть.
Как бы там ни было, любая движущаяся техника рано или поздно выходит из строя, требует обслуживания и замены расходных материалов. А, значит, профессия автомеханика будет нужна всегда.
Работа автомеханика и его основные обязанности
В официальных документах эта профессия называется «Слесарь по ремонту автомобилей», что вполне закономерно.
Работа слесаря по ремонту автомобилей напрямую связана с обработкой металла, деталей и различных механизмов. Хороший автомеханик может изготовить некоторые детали с нуля, либо качественно заменить отдельные сложные компоненты.
Хотя узлов и агрегатов в современном автомобиле настолько много, и они зачастую крайне сложны, так что автомеханик редко способен обслужить все в одиночку. Отсюда возникает с десяток смежных профессий. Вот лишь некоторые из них:
Специалист по диагностике. Он проводит первый осмотр автомобиля, прозванивает цепи электропитания, проверяет основные параметры (давление, уровень масла и т.д.), снимает показания с датчиков (компьютерная диагностика) и делает заключение о возможных поломках.
Автоэлектрик. Данная специальность имеет совершенно иную квалификацию (слесарь-электрик по ремонту электрооборудования). Специалист полностью обслуживает всю электротехническую систему оборудования (датчики, система зажигания, аккумуляторы и т.д.).
Специалист по ремонту двигателей (моторист). Занимается восстановлением и регулировкой работы двигателей, коробок передач и всех агрегатов, связанных с подачей топлива.
Слесарь по ходовой. Занимается ремонтом подвески, тормозной системы и прочих узлов ходовой части машины.
Вулканизаторщик и монтировщик шин. Чинят колеса (диски, покрышки, камеры), занимаются балансировкой.
В действительности специализаций следи автомехаников ещё больше. Кто-то хорошо чинит отечественные машины, кто-то иностранные. Третьи специализируются на автомобилях определенной марки, четвертые – хорошо делают тюнинг и умеют чуть ли не с нуля строить гоночные аппараты. Пятые и вовсе чинят только тяжелую технику, грузовики или автобусы. Все зависит от места работы и интересов работника.
Однако во всех случаях для работы слесарем по ремонту автомобилей требуются обширные навыки и познания в движущейся технике.
Чем шире будут знания специалиста – тем выше будет его востребованность на рынке труда.
Дополнительная сложность в том, что хорошему автомеханику требуется физическая сила и выносливость для работы, поэтому профессия эта преимущественно мужская. Хотя, конечно, встречаются и девушки-автомеханики, особенно если речь идет о каких-то тонких работах, не требующих особой физподготовки.
Так или иначе в круг обязанностей слесаря по ремонту автомобилей входит:
замена масла, расходников и прочего оборудования;
регулировка клапанов и прочих механизмов двигателя;
изготовление вручную некоторых элементов и деталей (к примеру, хомутиков и креплений, кронштейнов, выточка болтов и т.д.);
проверка правильности сборки узлов и агрегатов;
диагностика всех систем (тормоза, электрика, двигатель, трансмиссия и т.д.).
Условия труда автомехаников
Работа автомеханика предполагает постоянный контакт с металлическими деталями, смазочными жидкостями, острыми и движущимися частями. Образ чумазого от масла мастера на СТО в общих чертах соответствует действительности, хотя все зависит от того, за какие агрегаты он отвечает.
Однако, чем бы ни занимался слесарь по ремонту автомобилей, ему всегда нужно соблюдать технику безопасности. Нужно пользоваться средствами защиты: перчатками, очками, надевать спецодежду и обувь.
Режим работы слесаря по ремонту автомобилей слишком индивидуален. Все зависит от конкретного предприятия. Если речь о государственных авторемонтных заводах – там обычно стандартная пятидневка, либо 12-часовые смены. В частном секторе и сервисных центрах компаний тоже преимущественно посменная работа (включая дневные и ночные смены), а зарплата напрямую зависит от количества выполненных заказов.
В отдельных случаях автомеханик может работать на себя или брать подработки.
По работе слесарь по ремонту автомобилей также часто контактирует с заказчиками. Это неотъемлемая часть профессии. Так что профессия автомеханика, как ни странно, требует не только ремонтных навыков, но и умения находить общий язык с людьми.
В целом, конечно, работу слесаря по ремонту автомобилей не назовешь простой. Здесь и тяжелые физические нагрузки, и выматывающие смены, и работа с документацией, и, порой, неадекватные клиенты.
Обучение автомехаников: среднее специальное образование и курсы переподготовки
Профессию автомеханика достаточно сложно освоить. Она требует и мастерства, и опыта, и обширных теоретических познаний.
Получить первоначальную подготовку можно как в среднем специальном учебном заведении, так и в вузах технической направленности. Как правило, это институты, связанные с автомобильной и автодорожной отраслями.
Впрочем, на рынке труда работодатель все равно будет отдавать предпочтение соискателям с реальными навыками, а не с дипломом, так что наличие высшего образования вряд ли можно назвать серьезным преимуществом.
Альтернативный вариант – курсы профессиональной переподготовки для автомехаников, которые зачастую организовывают крупные авторемонтные комбинаты, либо частные учебные центры. Предпочитают готовить специалистов с нуля, либо переучивать и специализированные сервисные центры.
Разряды слесарей по ремонту автомобилей
В ЕТКС перечислено семь разрядов слесарей по ремонту автомобилей с 1-го по 7-й. На начальном этапе автомеханику даже не требуется специальное образование. Он занимается самыми элементарными операциями (замена масла, разборка маслофильтров, воздушных фильтров, замена расходников) причем под руководством более опытного мастера.
На высшей ступени квалификации (7 разряд) слесарь по ремонту автомобилей в своей работе умеет практически всё от диагностики до регулировки и ремонта сложных узлов и агрегатов.
Вакансии слесарей по ремонту автомобилей, зарплата
Автомеханики – это профессия, которая будет востребована всегда. Вакансий автомехаников всегда в избытке на сайтах объявлений. При этом, конечно, заработная плата сильно зависит от того, что умеет работник.
Опытным и квалифицированным автомеханикам за работу предлагают до 100 тысяч рублей. Начинающим вряд ли предложат больше 30 тысяч рублей.
Плюсы и минусы профессии автомеханика
У любой рабочей специальности есть как плюсы, так и минусы. Работа слесаря по ремонту автомобилей не исключение. В плюсы здесь можно записать:
технически интересную работу;
достойную заработную плату при условии высокой квалификации;
возможность карьерного роста (руководство бригадой).
физически тяжелая работа;
риск несчастных случаев и травм;
зарплата и трудоустройство сильно зависят от опыта и навыков;
Обучение на «Слесарь по ремонту автомобилей» в Москве
Характеристика работ. Разборка простых узлов автомобилей.Рубка зубилом, резка ножовкой, опиливание, зачистка заусенцев, промывка,прогонка резьбы, сверление отверстий по кондуктору в автомобиле, очистка отгрязи, мойка после разборки и смазка деталей. Участие в ремонте под руководствомслесаря более высокой квалификации.
Должен знать: основные приемы выполнения работ по разборкеотдельных простых узлов; назначение и правила применения используемогослесарного и контрольно-измерительных инструментов; наименование и маркировкуметаллов, масел, топлива, тормозной жидкости, моющих составов.
Примеры работ
1. Автомобили — слив воды из системы охлаждения, топлива избаков, тормозной жидкости из гидравлической тормозной системы.
2. Фильтры воздушные и масляные тонкой и грубой очистки — разборка.
§ 100. Слесарь по ремонту автомобилей 2-го разряда
Характеристика работ. Разборка грузовых автомобилей, кромеспециальных и дизелей, легковых автомобилей, автобусов длиной до 9,5 м имотоциклов. Ремонт, сборка простых соединений и узлов автомобилей. Снятие иустановка несложной осветительной арматуры. Разделка, сращивание, изоляция ипайка проводов. Выполнение крепежных работ при первом и втором техническомобслуживании, устранение выявленных мелких неисправностей. Слесарная обработкадеталей по 12 — 14 квалитетам с применением приспособлений, слесарного иконтрольно-измерительных инструментов. Выполнение работ средней сложности поремонту и сборке автомобилей под руководством слесаря более высокойквалификации.
Должен знать: основные сведения об устройстве автомобилей имотоциклов; порядок сборки простых узлов; приемы и способы разделки,сращивания, изоляции и пайки электропроводов; основные виды электротехническихи изоляционных материалов, их свойства и назначение; способы выполнениякрепежных работ и объемы первого и второго технического обслуживания;назначение и правила применения наиболее распространенных универсальных испециальных приспособлений и контрольно-измерительных инструментов; основныемеханические свойства обрабатываемых материалов; назначение и применениеохлаждающих и тормозных жидкостей, масел и топлива; правила применения пневмо-и электроинструмента; систему допусков и посадок; квалитеты и параметрышероховатости; основы электротехники и технологии металлов в объеме выполняемойработы.
Примеры работ
1. Автомобили — снятие и установка колес, дверей,брызговиков, подножек, буферов, хомутиков, кронштейнов бортов, крыльев грузовыхавтомобилей, буксерных крюков, номерных знаков.
2. Картеры, колеса — проверка, крепление.
3. Клапаны — разборка направляющих.
4. Кронштейны, хомутики — изготовление.
5. Механизмы самосвальные — снятие.
6. Насосы водяные, вентиляторы, компрессоры — снятие иустановка.
7. Плафоны, фонари задние, катушки зажигания, свечи,сигналы звуковые — снятие и установка.
8. Приборы и агрегаты электрооборудования — проверка,крепление при техническом обслуживании.
9. Провода — замена, пайка, изоляция.
10. Прокладки — изготовление.
11. Рессоры — смазка листов рессор с их разгрузкой.
12. Свечи, прерыватели-распределители — зачистка контактов.
13. Фильтры воздушные, масляные тонкой и грубой очистки -разборка, ремонт, сборка.
§ 101. Слесарь по ремонту автомобилей 3-го разряда
Характеристика работ. Разборка дизельных и специальныхгрузовых автомобилей и автобусов длиной свыше 9,5 м. Ремонт, сборка грузовыхавтомобилей, кроме специальных и дизельных, легковых автомобилей, автобусовдлиной до 9,5 м. Ремонт и сборка мотоциклов, мотороллеров и другихмототранспортных средств. Выполнение крепежных работ резьбовых соединений при техническомобслуживании с заменой изношенных деталей. Техническое обслуживание: резка,ремонт, сборка, регулировка и испытание агрегатов, узлов и приборов среднейсложности. Разборка агрегатов и электрооборудования автомобилей. Определение иустранение неисправностей в работе узлов, механизмов, приборов автомобилей иавтобусов. Соединение и пайка проводов с приборами и агрегатамиэлектрооборудования. Слесарная обработка деталей по 11 — 12 квалитетам сприменением универсальных приспособлений. Ремонт и установка сложных агрегатови узлов под руководством слесаря более высокой квалификации.
Должен знать: устройство и назначение узлов, агрегатов иприборов средней сложности; правила сборки автомобилей и мотоциклов, ремонтдеталей, узлов, агрегатов и приборов; основные приемы разборки, сборки, снятияи установки приборов и агрегатов электрооборудования; регулировочные икрепежные работы; типичные неисправности системы электрооборудования, способыих обнаружения и устранения, назначение и основные свойства материалов,применяемых при ремонте электрооборудования; основные свойства металлов;назначение термообработки деталей; устройство универсальных специальныхприспособлений и контрольно-измерительных инструментов; систему допусков ипосадок; квалитеты и параметры шероховатости.
Примеры работ
1. Автомобили легковые, грузовые, автобусы всех марок итипов — снятие и установка бензобаков, картеров, радиаторов, педалей тормоза,глушителей, замена рессор.
2. Валы карданные, цапфы тормозных барабанов — подгонка присборке.
3. Вентиляторы — разборка, ремонт, сборка.
4. Головки блоков цилиндров, шарниры карданов — проверка,крепление.
5. Головки цилиндров самосвального механизма — снятие,ремонт, установка.
6. Двигатели всех типов, задние, передние мосты, коробкипередач, кроме автоматических, сцепления, валы карданные — разборка.
7. Контакты — пайка.
8. Крылья легковых автомобилей — снятие, установка.
9. Насосы водяные, масляные, вентиляторы, компрессоры -разборка, ремонт, сборка.
10. Обмотки изоляционных приборов и агрегатовэлектрооборудования — пропитка, сушка.
11. Реле-регуляторы, распределители зажигания — разборка.
12. Седла клапанов — обработка шарошкой, притирка.
13. Фары, замки зажигания, сигналы — разборка, ремонт,сборка.
§ 102. Слесарь по ремонту автомобилей 4-го разряда
Характеристика работ. Ремонт и сборка дизельных,специальных грузовых автомобилей, автобусов, мотоциклов, импортных легковыхавтомобилей, грузовых пикапов и микроавтобусов. Разборка, ремонт, сборкасложных агрегатов, узлов и приборов и замена их при техническом обслуживании.Обкатка автомобилей и автобусов всех типов на стенде. Выявление и устранениедефектов, неисправностей в процессе регулировки и испытания агрегатов, узлов иприборов. Разбраковка деталей после разборки и мойки. Слесарная обработкадеталей по 7 — 10 квалитетам с применением универсальных приспособлений.Статическая и динамическая балансировка деталей и узлов сложной конфигурации,составление дефектных ведомостей.
Должен знать: устройство и назначение дизельных испециальных грузовых автомобилей и автобусов; электрические и монтажные схемыавтомобилей; технические условия на сборку, ремонт и регулировку агрегатов,узлов и приборов; методы выявления и способы устранения сложных дефектов,обнаруженных в процессе ремонта, сборки и испытания агрегатов, узлов иприборов; правила и режимы испытаний, технические условия на испытания и сдачуагрегатов и узлов; назначение и правила применения сложных испытательныхустановок; устройство, назначение и правила применения контрольно-измерительныхинструментов; конструкцию универсальных и специальных приспособлений;периодичность и объемы технического обслуживания электрооборудования и основныхузлов и агрегатов автомобилей; систему допусков и посадок; квалитетов ипараметров шероховатости.
Примеры работ
1. Блоки цилиндров двигателей — ремонт и сборка скривошипношатунным механизмом.
2. Валы распределительные — установка в блок.
3. Генераторы, статоры, спидометры — разборка.
4. Гидроподъемники самосвального механизма — испытание.
5. Гидротрансформаторы — осмотр и разборка.
6. Головки блока цилиндров дизельного двигателя — сборка,ремонт, испытание на герметичность, установка и крепление.
7. Двигатели всех типов — ремонт, сборка.
8. Колеса передние — регулировка угла сходимости.
9. Колодки тормозные барабанов, амортизаторы, дифференциалы- ремонт и сборка.
10. Компрессоры, краны тормозные — разборка, ремонт,сборка, испытание.
11. Коробки передач автоматические — разборка.
12. Коробки передач механические — сборка, испытание настенде.
13. Кузова автомобилей самосвалов, механизмы самосвалов -установка, регулировка подъема и опускания.
14. Мосты передние и задние сцепления, валы карданные -ремонт, сборка и регулировка.
15. Оси передние — проверка и правка под прессом в холодномсостоянии.
16. Подшипники коренные — замена вкладышей, шабрение,регулировка.
17. Поршни — подбор по цилиндрам, сборка с шатунами, сменапоршневых колец.
18. Приборы и агрегаты электрооборудования сложные -проверка и регулировка при техническом обслуживании.
19. Редукторы, дифференциалы — ремонт, сборка, испытание иустановка в картер заднего моста.
20. Реле-регуляторы, распределители зажигания — разборка,ремонт.
21. Сальник коленчатых валов, ступицы сцепления, пальцышаровые рулевых тяг, поворотные кулачки — замена.
22. Тормоза гидравлические и пневматические — разборка.
23. Управление рулевое — ремонт, сборка, регулировка.
24. Шатуны в сборе с поршнями — проверка на приборе.
25. Шатуны — смена втулок в верхней головке шатуна сподгонкой по поршневому пальцу; окончательная пригонка по шейкам коленчатоговала по отвесу в четырех положениях.
26. Электропровода автомобилей — установка по схеме.
§ 103. Слесарь по ремонту автомобилей 5-го разряда
Характеристика работ. Регулировка и испытание на стендах ишасси сложных агрегатов, узлов и приборов автомобилей и замена их притехническом обслуживании. Проверка деталей и узлов электрооборудования напроверочной аппаратуре и проверочных приспособлениях. Установка приборов иагрегатов электрооборудования по схеме, включая их в сеть. Выявление иустранение сложных дефектов и неисправностей в процессе ремонта, сборки ииспытания агрегатов, узлов автомобилей и приборов электрооборудования. Сложнаяслесарная обработка, доводка деталей по 6 — 7 квалитетам. Статическая идинамическая балансировка деталей и узлов сложной конфигурации.Диагностирование и регулировка систем и агрегатов грузовых и легковыхавтомобилей и автобусов, обеспечивающих безопасность движения.
Должен знать: конструктивное устройство обслуживаемыхавтомобилей и автобусов; технические условия на ремонт, сборку, испытания ирегулировку сложных агрегатов и электрооборудования; электрические и монтажныесхемы любой сложности и взаимодействие приборов и агрегатов в них; причиныизноса сопряженных деталей и способы их выявления и устранения; устройствоиспытательных стендов.
Примеры работ
1. Агрегаты и приборы электрооборудования — установка пополной схеме, включение в сеть, проверка и регулировка их при техническомобслуживании.
2. Валы коленчатые с маховиками — балансировка.
3. Генераторы, статоры, спидометры — ремонт, сборка,испытание, устранение дефектов.
4. Гидроподъемники самосвального механизма — сборка ииспытание.
5. Гидротрансформаторы — ремонт, сборка.
6. Двигатели всех типов и марок — испытание на стенде,регулировка, диагностирование.
7. Приборы для проверки трансмиссии, рулевого управления,расходомеры и газоанализаторы — обслуживание, тарировка, ремонт.
8. Мосты передние и задние — замена и регулировкаподшипников; тормоза, рулевые управления, системы освещения и сигнализации -диагностирование.
9. Распределители зажигания, реле-регуляторы — проверка настенде, регулировка, устранение дефектов.
10. Тормоза гидравлические и пневматические — ремонт,сборка, установка и регулировка.
11. Цилиндры, коренные и шатунные подшипники — проверкапосле испытания на стенде, устранение неисправностей и окончательное креплениевсех соединений.
§ 104. Слесарь по ремонту автомобилей 6-го разряда
Характеристика работ. Ремонт, сборка, регулировка,испытание на стенде и шасси и сдача в соответствии с технологическими условиямисложных агрегатов и узлов автомобилей различных марок. Проверка правильностисборки со снятием эксплуатационных характеристик. Диагностирование ирегулировка всех систем и агрегатов легковых и грузовых автомобилей иавтобусов. Оформление приемо-сдаточной документации.
Должен знать: конструктивные особенности автомобилей иавтобусов различных марок; технические условия на ремонт, испытание и сдачусложных агрегатов и узлов; способы полного восстановления и упрочненияизношенных деталей; порядок оформления приемо-сдаточной документации; правиларемонта и способы регулировки и тарировки диагностического оборудования.
Примеры работ
1. Коробки передач автоматические — сборка, регулировка,испытание.
2. Стенды для проверки тягово-экономических и тормозныхкачеств автомобилей — обслуживание, ремонт, тарировка.
3. Приборы для проверки систем электрооборудования,зажигания, пневматических тормозов систем, гидроусилителей рулевого управления- обслуживание, ремонт, тарировка и регулировка.
§ 104а. Слесарь по ремонту автомобилей 7-го разряда
(введеноПриказом Минздравсоцразвития РФ от 13.11.2008 N 645)
Характеристика работ. Регулирование и испытание на стендахи шасси особо сложных агрегатов, узлов и приборов автомобилей,автогидроподъемников, специальных автомобилей, предназначенных длятранспортировки опасных грузов. Ремонт узлов и агрегатов гидравлических системподъемников. Проверка правильности сборки узлов и агрегатов со снятиемэксплуатационных характеристик. Диагностирование и регулирование всех систем иагрегатов, обеспечивающих безопасность движения автомобилей различных марок иназначения.
Должен знать: особенности устройства обслуживаемыхавтомобилей различных марок и назначения; технические условия на ремонт,испытание, регулирование и сдачу сложных агрегатов, узлов иэлектрооборудования; электрические и монтажные схемы различной сложности;способы восстановления изношенных деталей механизмов; устройство испытательныхстендов; виды ремонта и способы тарировки диагностического оборудования.
Примеры работ
1. Гидромуфты включения вентилятора — замена, ремонт.
2. Гидро-, пневмоусилители — ремонт, сборка ирегулирование.
3. Инжекторы — диагностика, ремонт.
4. Коробка отбора мощности — ремонт, сборка, испытание.
5. Муфты опережения угла подачи топлива, регулятор числаоборотов — замена.
6. Повышающие передачи — ремонт, сборка, испытание.
7. Системы кондиционирования автомобилей отечественного изарубежного производства — заправка, обслуживание, ремонт.
8. Тормозные системы с антиблокировочной системой различныхтипов автомобилей отечественного и зарубежного производства — диагностика,ремонт, регулирование.
9. Турбокомпрессоры — разборка, ремонт, сборка, испытания.
10. Тяги управления топливного насоса высокого давления -регулирование.
11. Узлы и агрегаты трансмиссий автомобилей отечественногои зарубежного производства — ремонт, сборка и регулирование.
12. Электронные системы управления — диагностика, ремонт.
Комментарии к профессии
Приведенные тарифно-квалификационные характеристики профессии «Слесарь по ремонту автомобилей» служат для тарификации работ и присвоения тарифных разрядов согласно статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации. На основе приведенных выше характеристик работы и предъявляемых требований к профессиональным знаниям и навыкам составляется должностная инструкция слесаря по ремонту автомобилей, а также документы, требуемые для проведения собеседования и тестирования при приеме на работу. При составлении рабочих (должностных) инструкций обратите внимание на общие положения и рекомендации к данному выпуску ЕТКС (см. раздел «Введение»).
Обращаем ваше внимание на то, что одинаковые и схожие наименования рабочих профессий могут встречаться в разных выпусках ЕТКС. Найти схожие названия можно через справочник рабочих профессий (по алфавиту).
Необходимые документы
- Заявка;
- Фотография 3*4 (без головного убора);
- Копия документа об образовании;
- Копии предыдущих удостоверений (при наличии);
По результатам обучения и итоговой проверки полученных знаний выдается:
- Удостоверение установленного образца.
- Выписка из протокола аттестационной комиссии.
- Свидетельство о профессии рабочего, должности служащего.
Источник http://vplate.ru/professii/avtoslesar-profstandart-i-dolzhnostnye-instrukcii/
Источник Источник http://kedu.ru/press-center/profgid/slesar-po-remontu-avtomobiley/
Источник http://sertifika.ru/slesar_po_remontu_avtomobilej/