ACEA A5 B5: классификация масел, основные свойства различных классов
ACEA A5 B5 и другие современные классы масел
- О стандарте
- Маркировки и их значения
- Другие стандарты: отличия и сходства
- Каждый стандарт содержит 2 буквы. Первая обозначает группу (S или C), вторая — год выпуска авто, к которым применимо масло.
- ILSAC
Классификация моторных масел по АСЕА позволяет автолюбителям и профессионалам ориентироваться на рынке и выбирать подходящие продукты из десятков тысяч предложений. Каждое качественное масло проходит проверку на соответствие международному стандарту.
ACEA (Association des Constracteuis Europeen des Automobiles, ассоциация европейских автоинженеров) — это крупная организация, состоящая из самых авторитетных производителей авто в Европе. Стандарты АСЕА являются международными. Допуск масла (ACEA C3, C2, A2, B3 и т. д.) говорит о применимости состава к комплектующим с теми или иными характеристиками.
О стандарте
Изначально в мире существовала спецификация API (American Petroleum Institute). Однако иные условия эксплуатации автомобилей в Европе, постоянное развитие технологий, конструктивные отличия от американских машин вынудили производителей создать свои допуски моторных масел. В 1996 году вышла первая редакция стандартов европейской ассоциации. Вскоре стандарт стал международным.
В 2004 году классификация изменилась. Если ранее стандартизация проходила отдельно под дизельные и бензиновые двигатели, то начиная с 2004 г. марки масел объединили. Появились допуски АСЕА А1/В1, АСЕА А3/В4 и т. д. Первая пара буква/цифра значит уровень характеристик бензинового мотора, вторая — дизельного. Масла, применимые только для дизелей или только для бензиновых ДВС (например, АСЕА А3, АСЕА А5 или АСЕА В5), на сегодня не выпускаются.
Спецификации АСЕА делятся на 4 группы:
- А — для бензиновых двигателей, имеют среднюю сульфатную зольность и повышенное содержание серы;
- В — для нагруженных двигателей, сульфатная зольность и количество серы немного ниже;
- С — для бензиновых ДВС, дизелей, оборудованных сажевыми фильтрами и катализаторами повышенного ресурса;
- Е — для дизелей, работающих в тяжелых условиях.
Маркировки и их значения
В редакции 2012 года выделяется:
- 4 категории смазок для бензиновых ДВС и дизелей легковых авто/малонагруженной техники (АСЕА A3/B4, A1/B1, A3/B3, A5/B5); 4 категории — для дизелей тяжелой техники (от C1 до C4); 4 класса — для моторов с системами очистки выхлопных газов (Е4, Е6, Е7, Е9).
Ниже можно найти расшифровку спецификации АСЕА для разных двигателей. Для удобства описания поделены на группы по предназначению.
Класс A/B: для бензиновых ДВС и малонагруженных дизелей
А1/В1 — составы для бензиновых и дизельных ДВС, в которых предусмотрен продленный интервал замены масла. Обеспечивают низкое трение при высокой температуре и скорости сдвига до 3,5 МПа/с.
А3/В3 — смазки для высокопроизводительных бензиновых моторов, дизелей легковых машин. Предназначены для продленного интервала замены, использования на протяжении всего года, обеспечения нормальных условий работы ДВС в тяжелых для него условиях эксплуатации.
АСЕА А3/В4 — для двигателей с непосредственным впрыском топлива. Заменяют масла A3/B3. Продукция класса АСЕА А3/В4 является энергосберегающей, снижает расход горючего.
АСЕА А5/В5 — для высокопроизводительных дизелей, бензиновых двигателей. Обеспечивают низкий коэффициент трения при высоких температурах, высокой скорости сдвига. Можно применять вместо смазок класса АСЕА А3/В4.
Класс C: для ДВС с сажевыми фильтрами и каталитическими нейтрализаторами
C1 — состав для моторов с сажевыми фильтрами, трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами. Продлевает срок службы системы очистки выхлопных газов. Обеспечивает нормальные условия работы в сложных режимах эксплуатации: при высоких температурах, сдвиге скоростью до 2,9 МПа/с.
С2 — масло для высокопроизводительных дизелей, бензиновых ДВС. Отличается от предыдущего типа содержанием различных веществ.
С3 — смазка с низкой сульфатной зольностью. Обладает низкой вязкостью при высоких температурах, сдвигах скоростью до 3,5 МПа/с.
C4 — смазки с низкой сульфатной зольностью, низким содержанием серы и фосфора. Обладают минимальной вязкостью при высоких температурах и скоростях сдвига до 3,5 МПа/с.
Класс E: для мощных дизелей спецтехники
E4 — составы, обеспечивающие чистоту поршней. Рекомендуется применять для дизелей, соответствующих нормам экологичности Euro-1 — Euro-5, работающих в тяжелых условиях (высокие нагрузки, долгая беспрерывная работа). Вещества применимы для техники, в которой предусмотрен продленный интервал обслуживания. Данная спецификация моторного масла не предполагает совместимость с сажевыми фильтрами. Совместимость с системой рециркуляции необходимо уточнять для каждой конкретной модели авто.
Е6 — смазки, совместимые с сажевыми фильтрами, системами рециркуляции выхлопных газов. Рекомендуются для автомобилей, работающих на топливе с низким содержанием серы.
E7 — составы для ДВС без сажевых фильтров, но с системами рециркуляции выхлопных газов, снижения уровня оксида азота.
E9 — продукция с аналогичной предыдущей сферой применения, но с более жесткими требованиями к составу. Применяется на самых современных машинах.
Другие стандарты: отличия и сходства
Классификация АСЕА — не единственная в мире. Также общепризнанны нормативы API и ILSAC. В странах СНГ смазки приводят в соответствие с ГОСТ. Но этим стандартом не пользуются при выборе масла, доверяя международным классификациям.
Американский институт нефти разделяет все основы, на которых делаются смазки, на 5 групп. Они приведены в таблице ниже.
Группа | Описание |
---|---|
I | Минеральные масла, полученные посредством удаления парафинов, серы, ароматики из нефти. Основа содержит менее 90% насыщенных соединений. Индекс вязкости колеблется в пределах 90–100 ед., содержание серы — менее 0,03% от объема. |
II | Продукты с низким содержанием ароматики и парафинов. Отличаются повышенной окислительной стабильностью — сохраняют свои свойства даже при высоких температурах. Индекс вязкости колеблется в пределах 100–120 ед., содержание серы — менее 0,03% от объема. Содержит более 90% насыщенных соединений |
III | База с высоким индексом вязкости. Создаются с помощью современной технологии — каталитического гидрокрекинга. Индекс вязкости — более 120 ед., содержание серы — менее 0,03% от объема. Содержит более 90% насыщенных соединений. Обеспечивает создание более прочной и устойчивой к температурам пленки, чем продукты предыдущих типов. |
IV | Синтетические основы, созданные путем смешивания полиальфаолефинов (ПАО) с полиэтиленгликолями (PAG). Отличаются окислительной стабильностью, широким диапазоном температур применения, высокой вязкостью. |
V | Нафтеновые, эстеровые, ароматические, растительные и другие масла, не вошедшие в предыдущие группы. |
S — категории качества для бензиновых моторов;В зависимости от основы и пакета присадок делаются выводы по поводу применимости готового состава к машинам тех или иных годов выпуска. АСЕА классификация делит все смазки на 4 категории, API — на 2:
- S — категории качества для бензиновых моторов; C — стандарты для дизелей.
Каждый стандарт содержит 2 буквы. Первая обозначает группу (S или C), вторая — год выпуска авто, к которым применимо масло.
API — американский стандарт, но он признан во всем мире. Поэтому класс по данному нормативу могут дать европейскому маслу.
ILSAC
ILSAC (Международный Комитет по Стандартизации и Апробации Моторных Масел —International Lubricant Standartization and Approval Committee) — организация, созданная совместно американской и японской ассоциациями производителей автомобилей (ААМА и JAMA). Из названия понятно, что она занимается исключительно моторными маслами в отличие от объединений, описанных выше. Комитет ужесточает существующие допуски масел на основании собственных исследований.
Повышенные требования предъявляются к следующим характеристикам:
- вязкость составов;
- стойкость к сдвигу;
- энергосбережение;
- уровень фосфора;
- совместимость с сажевыми фильтрами, системами нейтрализации выхлопных газов;
- летучесть (расход);
- моющие способности;
- интервал замены;
- пенообразование.
На сегодня классификация масел делит все составы на 5 категорий:
- GF-1 – введена в 1996 году, устарела;
- GF-2 — существует c 1997 года, ужесточает требования API SJ, практически устарела;
- GF-3 – создана в 2001 году, ужесточает API SL по требованиям к энергосбережению, работе при критически нагрузках;
- GF-4 – создана в 2004 году, ужесточает API SМ;
- GF-5 — введена в 2010 году, ужесточает API SN.
Классификация масел АСЕА, API, ILSAC — важный критерий выбора состава для автомобиля. Необходимо всегда сравнивать требования, предъявляемые производителем авто с марками смазки, указанными на упаковке.
Классификация по ACEA
Классификация ACEA — Association des Constructeurs Europeens de L’Automobile (Ассоциация Европейских Производителей Автомобилей). ACEA принята в Европе в замен существовавшей ранее CCMC в 1995 году. Эта классификация устанавливает новую, более жесткую по сравнению с CCMC, европейскую классификацию моторных масел по эксплуатационным свойствам.
В объединение ACEA входят следующие компании: BMW, VolksWagen, Daimler-Crysler, MAN, Porshe, Volvo, Renault, SAAB-Scania, Rolls-Royce, Fiat, RVI, Ford-Europe, Rover, Iveco, DAF, GM-Europe.
Классификация «ACEA European Oil Sequences for Service Fill Oils 1998» состоит из трех классов последовательности испытаний — A, B, E. Каждый класс в свою очередь подразделяется на категории, обозначенные арабскими цифрами. Далее указывается год введения в действие, а также может быть указание на второе, более позднее, издание данной нормы.
А — бензиновые двигатели (А1, А2, A3 и A5);
В — дизельные двигатели малой мощности, устанавливаемые на легковые и грузовые автомобили малой мощности (В1, В2, ВЗ, В4 и B5);
Е — дизельные двигатели для тяжелого транспорта (Е1, Е2, ЕЗ, Е4, Е5 и Е7).
Цифра после буквы обозначает уровень требований. Чем больше номер, тем выше требования. Исключениями являются уровни А1 и В1, которые относятся к маслам с малой вязкостью, т. н. «топливосберегающим». Класс В4 в основном совпадает с классом В2, но дополнен испытаниями на двигателях с непосредственным впрыском топлива.
Документация
Европейская комиссия управления качества для моторных масел EELQMS (European Engine Lubricant Quality Management System) служит для гарантированного обеспечения качества продукции моторных масел в Европе на основе надежных методов испытаний при контролируемых условиях.
Каждый производитель (поставщик масел), который хочет рекламировать и сбывать свои продукты в соответствии со стандартами качества ACEA, обязан проводить испытания в соответствии с требованиями EELQMS.
Все испытательные лаборатории должны быть сертифицированы в соответствии со стандартом ISO 9001, испытательные стенды должны быть сертифицированы с требованиями EN 45001. Процесс испытаний регистрируется в European Registration Centre (ERC), но именных сертификатов при этом не выдается.
ОПИСАНИЕ КЛАССОВ И КАТЕГОРИЙ | |
Обозначение класса | Описание |
A1 | Масла с особо низкой вязкостью. При высоких температурах и большим градиентом сдвига экономят расход топлива и не теряют стабильные смазывающие свойства. Применяются только в тех случаях, если это специально рекомендовано производителем двигателя. |
A2 | Масла с нормальными эксплуатационными свойствами. Пригодны для использования во многих бензиновых двигателях при обычной периодичности смены масла. |
A3 | Масла с высокими эксплуатационными характеристиками. Пригодны при более длительных интервалах смены масла и для применения в качестве всесезонных масел с низкой вязкостью. Имеют стабильную вязкость (stay-in-grade). |
B1 | Масла с особо низкой вязкостью. При высоких температурах и большим градиентом сдвига экономят расход топлива и не теряют стабильные смазывающие свойства. Применяются только в тех случаях, если это специально рекомендовано производителем двигателя. |
B2 | Используются главным образом в дизельных двигателях с промежуточным (не прямым) впрыском при обычной периодичности смены масла. |
B3 | Используются главным образом в дизельных двигателях с промежуточным (не прямым) впрыском пригодны, также при более длительных интервалах смены масла и для применения в качестве всесезонных масел с низкой вязкостью. Имеют стабильную вязкость (stay-in-grade). |
B4 | Преимущественно используются в дизельных двигателях с непосредственным впрыском топлива, если для них рекомендованы масла данного качества. |
E1 | Используются в безнаддувных дизельных двигателях (атмосферных) и в турбодвигателях с небольшим наддувом при легких и средних условиях эксплуатации и обычном интервале смены масла. |
E2 | Используются в безнаддувных дизельных двигателях и в турбодвигателях при условиях эксплуатации от средних до тяжелых и в основном при обычных интервалах смены масла. |
E3 | Масла специально предназначенные для обеспечения особой чистоты поршня и образования зеркальной поверхности (bore polishing), уменьшают износ и образование нагара. Стойкие к старению. Рекомендуются для дизельных двигателей Euro-1 и Euro-2 при тяжелых условиях эксплуатации. Могут использоваться при более длительных интервалах смены масла в соответствии с предписаниями производителя. |
E4 | Масла, эксплуатационные свойства которых превосходят свойства масел класса Е3. Рекомендуются для быстроходных дизельных двигателей Euro-1 и Euro-2 при очень тяжелых условиях эксплуатации. Могут использоваться при более длительных интервалах смены масла в соответствии с предписаниями производителя. Имеют стабильную вязкость (stay-in-grade). |
С 1996 года спецификация несколько ужесточена и часто обозначается ACEA-96.
Классификация ACЕA 1998
Классификация ACЕA 1999
Классификация ACЕA 2002
Редакция 2002 года предъявляет более жесткие, эксплуатационные требования к маслам чем API, разделяет их на 3 класса и содержит 14 категорий (указаны в скобках):
А — для бензиновых двигателей (А1-02, А2-96 выпуск 3, А3-02, А4-ХХ — резервная, А5-02);
В — для дизелей легковых автомобилей (В1-02, В2-98 выпуск 2, В3-98 выпуск 2, В4-02 и В5-02);
Е — для дизелей грузовых автомобилей (Е2-96 выпуск 4, Е3-96 выпуск 4, Е4-99 выпуск 2 и Е5-02).
Чем больше числовое значение, стоящее рядом с буквой, тем выше категория масла по эксплуатационным характеристикам. Последние две цифры указывают год утверждения класса.
Классификация ACЕA 2004
Европейская ассоциация производителей автомобилей (АСЕА) с конца 2004 года ввела новую классификацию моторных масел, существенно отличающуюся от предшествующей. Главные отличия следующие:
- прежние классы А (масла для бензиновых двигателей) и В (масла для дизелей легковых автомобилей, фургонов, микроавтобусов) объеденены в один новый класс А/В, который распространяется на универсальные масла, предназначенные для применения во всех названных двигателях;
- (A1/B1-04, A3/B3-04, A3/B4-04, A5/B5-04)
- введен новый класс С на масла, совместимые с катализаторами обезвреживания отработавших газов и сажевыми фильтрами;
- (С1-04, С2-04, С3-04)
- из класса Е (масла для тяжелых грузовиков) исключены две категории и введены две новые.
- (Е2-96, выпуск 5, Е4-99, выпуск 3, Е6, Е7)
В значительной мере обновление классификации АСЕА обусловлено введением в 2005 году новых ужесточенных требований Euro-4 по токсичности отработавших газов и необходимостью обеспечения длительной работы агрегатов их обезвреживания. Классификация ACЕA 2004 года подразделяет масла на одиннадцать категорий. Описание основных характеристик и назначение масла каждой категории дано в таблице.
Источник http://motoroilclub.ru/harakteristiki/acea-a5-b5.html
Источник Источник Источник http://autolubricants.info/klassifikaciya-masel-i-zhidkostej/klassifikaciya-po-acea/