17 Технология технического обслуживания и ремонта механизмов и систем двигателя » СтудИзба

17 Технология технического обслуживания и ремонта механизмов и систем двигателя

17 Технология технического обслуживания и ремонта механизмов и систем двигателя » СтудИзба
22.07.2019

(Нет голосов)

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Какие виды технического обслуживания двигателя автомобиля можно выделить
  • Когда нужно проводить первое техническое обслуживание двигателя автомобиля
  • Когда и как правильно мыть двигатель автомобиля
  • Какие неисправности можно выявить во время технического обслуживания, не снимая двигатель автомобиля

Двигатель справедливо называют сердцем машины, которое требует не менее тщательного ухода и заботы, чем человеческое. Чтобы его работа была бесперебойной и надежной, помимо ежедневного осмотра перед поездкой, нужно регулярно проводить техническое обслуживание двигателя автомобиля. Этому процессу посвящена наша статья.

Техническое обслуживание двигателя автомобиля сразу после покупки

17 Технология технического обслуживания и ремонта механизмов и систем двигателя » СтудИзба

Первые 3–5 тысяч километров пробега нового автомобиля являются самым важным периодом, в течение которого владелец должен действовать грамотно, чтобы обеспечить долгий срок беспроблемной службы машины. Детали всех узлов и агрегатов еще притираются друг к другу, поэтому не следует по полной нагружать машину и давать максимальные обороты двигателю. Полный прогрев движка перед началом движения позволяет обеспечить устойчивую работу ДВС на холостом ходу без «подсоса».

Первая поездка на автомобиле требует проведения ряда обязательных манипуляций. В их числе: протяжка резьбовых соединений, замер давления воздуха в шинах манометром, проверка наличия и уровня технических жидкостей и масел в ДВС, КПП, мостах и бачке гидроусилителя руля (при его наличии) либо в рулевой колонке, антифриза — в радиаторном бачке, тормозной жидкости — в бачке главного тормозного цилиндра и гидравлике сцепления (если таковая имеется), топлива — в баке. С помощью нагрузочной вилки нужно проверить заряд аккумулятора, уровень и плотность электролита и обязательно закрепить батарею специальным удерживающим устройством на положенном месте, затянуть клеммы согласно их полярности. Необходимо протестировать работу систем стеклоочистки и омывателей (есть ли жидкость в бачках, работают ли распылители).

Перед первым запуском мотора нужно произвести подкачку топлива бензонасосом в карбюратор. После запуска двигателя водителю стоит тщательно проверить, нет ли подтекания масла, топлива, тосола или антифриза. Пусть мотор поработает вхолостую, потом нажмите на акселератор, плавно добавив обороты, и прислушайтесь. Если посторонних подозрительных шумов нет, можно начинать движение.

Рекомендуем

«Компьютерная диагностика двигателя автомобиля: когда нужна и как проводится» Подробнее

17 Технология технического обслуживания и ремонта механизмов и систем двигателя » СтудИзба 17 Технология технического обслуживания и ремонта механизмов и систем двигателя » СтудИзба 17 Технология технического обслуживания и ремонта механизмов и систем двигателя » СтудИзба 17 Технология технического обслуживания и ремонта механизмов и систем двигателя » СтудИзба 17 Технология технического обслуживания и ремонта механизмов и систем двигателя » СтудИзба

Объективные методы

Объективные методы основываются на измерении и анализе информации о действительном техническом состоянии элементов автомобиля с помощью контрольно-диагностических средств и путем принятия решения по специально разработанным алгоритмам диагностирования. Применение тех или иных методов существенно зависит от целей, которые решаются в процессе технической подготовки автомобилей. Однако в связи с усложнением конструкции автомобиля, повышенными требованиями к эксплуатационным качествам, интенсивностью использования объективные методы диагностирования находят все большее применение.

Техобслуживание двигателя автомобиля в основной период эксплуатации

В общем виде техническое обслуживание движка автомобиля включает в себя:

  • очистку ДВС и навесных агрегатов от загрязнений, удаление смолистых отложений масел, нагара;
  • проверку и подтяжку резьбовых соединений;
  • замену масла и тосола/антифриза, фильтров в топливной, масляной и воздушной системах;
  • регулировку при необходимости.

Особое внимание при первом техническом обслуживании (ТО-1) автомобиля уделяют протяжке болтов и гаек в системах крепления выпускного коллектора, глушителя и опор двигателя. При втором техническом обслуживании (ТО-2) делают проверку и протяжку (если есть необходимость) крепления головок цилиндров, регулировку тепловых зазоров клапанов в газораспределительной системе, проверку и регулировку натяжения ремня генератора, ГРМ и т. п.

В течение основного периода эксплуатации автомобиля проводится техническое обслуживание разных видов:

  • ЕО — ежедневное обслуживание;
  • ТО-1 — первое техническое обслуживание;
  • ТО-2 — второе техническое обслуживание;
  • СО — сезонное техническое обслуживание.

1. Ежедневное обслуживание двигателя.

Данный вид технического обслуживания включает следующие действия:

  • Визуальный осмотр движка.
  • Проверка уровня масла и охлаждающей жидкости, при необходимости их доливка.
  • Оценка работы мотора (по приборам на панели и на слух).

2. Первое техническое обслуживание.

Данный вид технического обслуживания включает следующие действия:

  • Проверка надежности закрепления агрегатов движка на раме и кузове.
  • Проверка надежности фиксации оборудования непосредственно на двигателе (генератора, бензонасоса, глушителя).
  • Проверка надежности крепления передних опор.
  • Проверка картерного поддона на подтекания, при необходимости — подтяжка болтов.
  • Регулировка.
  • Проведение операций согласно карте смазки.

3. Второе техническое обслуживание.

Второе техническое обслуживание включает следующие действия:

  • Выполнение всех пунктов первого технического обслуживания.
  • Проверка и затяжка (если нужно) гаек крепления головки цилиндров.
  • Регулировка тепловых зазоров клапанов и, при наличии, толкателей и коромысел.
  • Проверка компрессии в цилиндрах.
  • При необходимости — удаление нагара.

Операции первого технического обслуживания не требуют разбора движка, тогда как при втором ТО необходимо снять клапанные крышки с головок цилиндров для диагностики и регулировок зазоров в ГРМ.

Каждый автопроизводитель разрабатывает методические рекомендации по профилактике неполадок и ремонту двигателя. Так, момент затяжки головки бензиновых двигателей ниже, чем у дизельных. При этом производить оценку крепления алюминиевой головки цилиндров нужно на холодном движке, а чугунной — на прогретом.

При отрицательных температурах подтяжка головок цилиндров запрещена. Мотор необходимо прогреть и только потом приступать к затяжке креплений. Затягивать болты следует равномерно, в два приема, согласно рекомендованной изготовителем схеме, где учтены особенности конструкции двигателя. Для протяжки используют специальный динамометрический ключ. Данный вид работы проводят одновременно с затягиванием болтов крепления выпускной системы. Завершить процедуру следует проверкой зазоров в клапанах и, при необходимости, их регулировкой, специфика которой обусловлена конструкцией движка.

В период эксплуатации автомобиля нередко меняется допустимый зазор между клапанами и толкателями, в результате ухудшается заполнение камеры сгорания цилиндров топливной смесью и затрудняется выведение выхлопных газов. Все это приводит к повышенному расходу топлива и снижению мощности ДВС.

Рекомендуем

«Сколько стоит поменять подушку двигателя в сервисном центре» Подробнее

Стоимость капитального ремонта двигателя в 2017 году

Многих водителей интересует цена капремонта двигателя. Перед тем как перейти непосредственно к оценке покупаемых материалов и стоимости работ, следует уточнить, что для разных моделей машин цены также будут разными. Это обусловлено естественной разницей в стоимости запчастей. Кроме того, может быть выполнен разный объем работ. Поэтому все индивидуально.

Выполняемые работыСтоимость для ВАЗ 2101-2112 по состоянию на осень 2017 годаСтоимость для иномарок по состоянию на осень 2020 года
Полная переборка двигателя со снятиемОт 9500 до 12000 рублейОт 15000 рублей
Замены прокладки головки блока цилиндраОт 3000 до 4500 рублейОт 4000 рублей
Замена коллекторной прокладкиОт 1500 до 1800 рублейОт 1600 рублей
Замена прокладки поддонаОт 1200 до 2000 рублейОт 2100 рублей
Замена цепи/ремняОт 1200 до 1800 рублейОт 1500 рублей
Замена маслосъемных колпачковОт 1800 до 3500 рублейОт 2500 рублей
Ремонт головки блокаОт 5000 до 7500 рублейОт 6000 рублей
Регулировка клапановОколо 800 рублейОт 1000 рублей
Замена сальников заднего коленвалаОт 2500 до 3500 рублейОт 6500 рублей
Подтяжка цепиОколо 500 рублейОт 500 рублей
Замена опоры двигателяОколо 500 рублейОт 800 рублей
Выполнение контрольно-диагностических работ
Диагностика двигателя сканером на наличие ошибок, проверка текущих данных работы двигателяОколо 850 рублей
Замер компрессии — 4/6/8 цилиндрового двигателяОт 400/600/800 рублей

Помните, что в некоторых случаях выполнять капитальный ремонт обойдется дороже, чем покупка нового двигателя. Например, в случае, если предполагается выполнение большого объема работ с замена дорогих запчастей. В любом случае, этот вопрос необходимо обсуждать и вычислять стоимость индивидуально в каждом случае.

Неисправности двигателя, которые можно обнаружить и устранить во время технического обслуживания

Работа двигателя автомобиля должна характеризоваться надежностью и бесперебойностью, возможностью развивать мощность, достаточную, чтобы обеспечить нормальную тягу автомобиля и при этом не превышать установленные нормы расхода топлива и масла.

Итак, резюмируем признаки основных неисправностей ДВС автомобиля:

  • снижение мощности;
  • избыточный расход масла, копоть в выхлопе;
  • снижение компрессии;
  • посторонние шумы и постукивание в моторе.
  1. Причинами потери двигателем своих мощностей и сопутствующего увеличения топливного расхода автомобиля могут быть: различные неполадки системы питания, накопление нагара в шатунно-поршневой группе, отложения в системе впуска и ее недостаточная герметизация, ржавчина, накипь и продукты разложения охлаждающей жидкости в радиаторе, разрегулировка газораспределительного механизма, низкая степень сжатия в цилиндрах движка. При проведении технического обслуживания на эти моменты стоит обратить внимание в первую очередь.
  2. К избыточному расходу масла и появлению копоти в выхлопе автомобиля приводят: изношенность центральной поршневой группы, залипание поршневых и маслосъемных колец, деформация канавок поршня, царапины и трещины гильз цилиндров, негерметичность седла клапанов и вкладышей коленвала, чрезмерная загрязненность системы вентиляции картера. Также изменение цвета выхлопа может быть и сигналом некорректной работы карбюратора или топливного насоса высокого давления у дизельных автомобилей.

    17 Технология технического обслуживания и ремонта механизмов и систем двигателя » СтудИзба

  3. Снижение компрессии может быть вызвано: нарушениями в работе клапанной системы (износ седел, направляющих втулок, коромысел, маслосъемных колпачков), изношенностью поршневой группы и зеркал гильз цилиндров, просечкой подголовочной прокладки цилиндров из-за недостаточно затянутых болтов, неотрегулированностью зазоров в ГРМ.
  4. Посторонние шумы и постукивание в моторе возникают вследствие: неисправности клапанных пружин и заедания клапанов; деформации рабочих поверхностей поршней и гильз; увеличенных зазоров в газораспределительном механизме; появления выработки на поршневых пальцах в поршневых бобышках и во втулках верхних головок шатунов; диаметральной изношенности вкладышей коленвала, окружающих коренные и шатунные шейки.

Кривошипно-шатунный механизм состоит из цилиндропоршневой и кривошипно-шатунных групп: цилиндров, поршней, поршневых пальцев и колец, шатунов, коленчатого вала, шатунных и коренных подшипников, маховика. Техническое обслуживание призвано устранить неисправности деталей данной группы, которые проявляются в дымном выхлопе, повышенном расходе масла, падении давления в системе смазки, стуках, шумах и вибрации.

Увеличение зазоров становится общей для всех групп деталей причиной «болезни». Так, в кривошипно-шатунном механизме это приводит к появлению вибрационных проявлений, цилиндропоршневой группе грозит снижением давления в цилиндрах и, как следствие, повышением расхода масла, в подшипниках коленчатого вала ведет к снижению давления масла в моторе.

«Зеркала» цилиндров изнашиваются как вдоль оси (в зоне компрессионных колец), так и (гораздо сильнее) по окружности (в плоскости качания шатуна). В зависимости от степени деформации цилиндр подлежит либо не подлежит токарной обработке. При проведении технического обслуживания поршни с кольцами, чаще всего, заменяют на новые в соответствии с внутренним диаметром цилиндра. Шатуны, если они деформированы (трещины, изгибы, скручивания, большой износ под втулку пальца и вкладышей), также не подлежат ремонту. Их допустимый изгиб 0,08 мм при максимальном скручивании 0,12 мм на 100 мм длины.

Ремонт двигателя производится в обязательном порядке при обнаружении: разрегулировки клапанов, негерметичности прокладок клапанной крышки и головки блока, любых дефектов головки блока, стука коренных и шатунных подшипников, пропуска газов, повышенного расхода масла, снижения мощности, недостаточного давления масла в системе смазки.

При этом в первых трех случаях силовой агрегат с автомобиля можно не снимать. Для проведения ремонта/замены поршней с кольцами, цилиндров, шатунов, вкладышей, масляного насоса и т. д. потребуется снятие движка с автомобиля.

Если выявлены сразу несколько неполадок (стучат клапаны, «шумят» подшипники, упала мощность и проч.) и пробег автомобиля близок к установленным заводом ресурсным значениям, то капитальный ремонт становится неизбежностью. Перед этим двигатель нужно помыть (снаружи) и передать машину в руки профессионалов: в проверенную и вызывающую доверие ремонтную мастерскую, где разборка, ремонт, сборка и постремонтное тестирование (качественная обкатка силового агрегата в горячем или холодном состоянии) производятся на стендах, что гарантирует долговечность работы ДВС.

Рекомендуем

«Неисправность подушки двигателя: причины, симптомы, замена» Подробнее

Когда нужен ремонт двигателя?

Ресурс любого двигателя определяется по моточасам или пробегу. В среднем он составляет 150-250 тысяч км. пробега. После прохождения данного рубежа характеристики и мощность агрегата снижается и требуется плановая замена основных деталей. Существуют ДВС с ресурсом в 1 млн. км, но сегодня такие агрегаты являются большой редкостью.

Признаками того, что ремонт двигателя необходим, являются:

  • Высокий расход масла на 1000 км
  • Механические повреждения (трещина в блоке)
  • Низкая компрессия в цилиндрах
  • Посторонние стуки
  • Снижение мощности
  • Свечи накала в нагаре и масле
  • Увеличенный расход топлива
  • Низкое давление масла в системе
  • Попадание в картер большого количества газов
  • Частый перегрев
  • Нестабильная работа ДВС

Если наблюдаются вышеперечисленные проблемы, автомобиль как минимум нуждается в диагностике. В лучшем случае можно будет ограничиться заменой изношенных деталей, в худшем – произвести ремонт.

Ремонт двигателя бывает разным: регламентным, внеплановым или капитальным.

В первом случае изношенные детали, которые выработали свой ресурс, заменяются на новые согласно регламенту проведения работ от автопроизводителя.

При внеплановом ремонте у ДВС еще сохраняется ресурс, но по каким-то причинам произошла поломка, которую требуется устранить.

Капитальный ремонт двигателя делается согласно регламенту производителя, так и после полного выхода из строя агрегата.

Но в некоторых случаях от ремонта двигателя можно отказаться. Например, если за неисправность в механической части ДВС принимают неполадки в системе питания и управления агрегатом, системе выпуска отработавших газов, опор двигателя, АКПП и т.п. Подобные неисправности можно устранить без капитального ремонта.

Следует также быть особенно внимательным в автосервисах, где недобросовестные работники под предлогом капремонта просто пытаются заменить и без того исправные детали.

Очистка и мойка двигателя автомобиля

Первым этапом технического обслуживания мотора является его внешняя очистка, которая проводится перед контрольным осмотром, диагностикой и регулированием или ремонтными работами.

Поверхность двигателя обдувают воздухом под давлением и протирают ветошью.

Основательную мойку проводят для определения мест подтекания масел или технических жидкостей, а также для того, чтобы удалить плотный налет из засохшей грязи и скопившегося загустевшего масла, мешающего нормальному охлаждению двигателя.

17 Технология технического обслуживания и ремонта механизмов и систем двигателя » СтудИзба

Использовать бензин или керосин для этих целей опасно, лучше всего применять очиститель для холодной очистки, который может быть аэрозольным или жидким. В последнем случае для его нанесения используется кисть и воду: очиститель растирают по поверхности движка, периодически смачивая в воде. По истечении времени воздействия, указанного на упаковке выбранного средства, нужно смыть очиститель водой, предварительно закрыв полиэтиленом генератор и трамблер.

Можно использовать и синтетические моющие средства (стиральный порошок, шампунь, средство для мытья посуды и т. д.), нанося их так же кистью.

После такой «бани» движок должен как следует обсохнуть.

Проводить внешнюю очистку двигателя нужно по мере необходимости. Что касается внутренней «чистки», то для профилактики нагара, смолистых и мазевых отложений применяют специальные присадки, которые добавляют в топливо, масло и антифриз примерно раз на три–пять тысяч километров пробега.

Рекомендуем

«Гидравлическая подушка двигателя: особенности и преимущества» Подробнее

Контрольный осмотр двигателя во время технического обслуживания

Основная цель контрольного осмотра ДВС автомобиля при техническом обслуживании заключается в выявлении очевидных неисправностей, при этом нужно: оценить комплектность, выявить подтекания топлива, масел и тосола, проверить узлы крепления движка и его систем, произвести контрольный запуск. Ключевыми характеристиками последнего являются легкость и время, максимальное значение которого не должно превышать 20 секунд. Через 1–2 минуты запуск нужно повторить.

Такой осмотр дает возможность на основе исключительно внешних (качественных и количественных) показателей выявить внутренние проблемы «сердца» автомобиля. А если добавить к ним еще и инструментальное исследование, можно получить более детальную «картину болезни».

Чаще остальных в диагностике при техническом обслуживании применяются цветовой анализ выхлопных газов автомобиля, звуковой анализ работы мотора, химический анализ картерного масла (продукты износа деталей мотора, нерастворимые продукты загрязнения и др.).

1. Цветовой анализ выхлопных газов.

17 Технология технического обслуживания и ремонта механизмов и систем двигателя » СтудИзба

По цвету дыма из выхлопной трубы автомобиля можно диагностировать различные неполадки в моторе:

1. Белый выхлоп — следствие:

  • недостаточного давления в цилиндрах (из-за изнашивания цилиндров поршневой группы и некорректной работы клапанов);
  • попадания жидкостей в цилиндры (из-за дефектов в головке или прогорания прокладки);
  • неполноценного сгорания топлива (из-за неэффективного распыления и пропуска такта сжатия) — у дизельных автомобилей;
  • запуска мотора при низких температурах воздуха, запаздывания вспышки (ненормальное распыление форсунками, запарафинивание фильтров тонкой топливной очистки, износ ТНВД) — у дизельных автомобилей.

2. Светло- или темно-синий выхлоп — следствие:

  • залипания поршневых колец, общего сильного износа поршневой группы;
  • износа клапанов, направляющих втулок и маслосъемных колпачков;
  • несвоевременного впрыска топливной смеси, неправильной работы свечей накаливания, сильного сгорания масла — у дизельных автомобилей.

3. Коричневый или черный выхлоп — следствие неполного сгорания топлива из-за некачественного его распыления форсунками (изношена игла или уменьшен угол опережения впрыска); некорректной настройки ТНВД; недостаточной подачи воздуха (говорит о том, что воздушный фильтр пора менять).

4. Сизый или светло-серый выхлоп — следствие:

  • плохой приработки деталей поршневой группы (двигатель не обкатан в достаточной степени);
  • потери подвижности поршневыми кольцами в силу высокой закоксовки;
  • недостаток компрессии в цилиндрах.

Техническое обслуживание и ремонт системы питания дизельного двигателя автомобиля необходимо произвести и в случае, когда при запуске выхлопного дыма нет совсем (или он выходит редкими клубами). Значит, подача топлива недостаточна, или заедают клапаны и поршни топливного насоса высокого давления, или сломалась его пружина, или заедают плунжеры (возможно, не дорабатывают их пружины). Проблема может крыться в игле форсунки или отказе обратного клапана.

Отпечатки выхлопа автомобиля на бумаге также могут применяться для анализа и диагностики проблем.

2. Анализ шумов при работе мотора.

17 Технология технического обслуживания и ремонта механизмов и систем двигателя » СтудИзба

Кажущаяся простота метода (шумы легко услышать) делает его весьма распространенным, но важно помнить, что качественно оценить техническое состояние силового агрегата автомобиля таким образом может только высококвалифицированный специалист (и даже его оценка будет субъективна).

Чтобы получить более точные данные, используют специальные стетоскопы — как простейшие (например, КИ-1154 представляет собой щуп с ручкой и наушниками), так и более сложные, резонансные, снабженные регулятором восприятия частот и акустической камерой, резонирующей с частотой вибрации агрегата, что позволяет настраивать прибор на разные частотные диапазоны. Электронные приборы от способны улавливать слабые звуки.

А ультразвуковые стетоскопы позволяют обнаружить даже незначительную утечку сжатых газов, которую человеческое ухо не воспринимает. Приборы трансформируют ультразвук в слышимые частоты или в импульс, распознаваемый осциллографом.

Техническое обслуживание дизельных и карбюраторных движков автомобилей существенно различается, хотя немало и общих моментов.

Так, диагностику топливной системы проводят посредством анализа топливной смеси (ее состав и расход в соответствии с нормативом). Делают замер содержания углекислого газа в выхлопе автомобиля.

Система охлаждения

. Ее визуально исследуют на герметичность, нагнетают избыточное давление (приблизительно 0,06 МПа) для выявления протечек в местах соединения узлов и агрегатов. Контролируют следующие показатели: уровень охлаждающей жидкости (при необходимости следует доливка), степень натяжения ремня вентилятора радиатора. Устраняют накипь и подтекания.

Система смазки

. Уровень и качество масла, его давление — вот основные показатели, проверяемые в ходе технического обслуживания. Поскольку состояние системы сразу отражается на функционировании движка, второстепенных элементов здесь нет. Мастер уделит внимание каждой детали, заменит фильтры, промоет систему, произведет смазку элементов (согласно рекомендованному производителем регламенту).

Двигатели автомобилей, работающие на дизельном топливе, нуждаются в специфической регулировке топливной системы: если выявляется ранний впрыск топлива в цилиндры, необходимо скрупулезно выставить угол опережения. Тщательно следят за герметичностью системы подачи топлива, регулируют работу насосов (подкачивающего и ТНВД), производят смену фильтров, проверку форсунок.

При техническом обслуживании бензиновых движков делают регулировку карбюратора, настройку оборотов коленчатого вала на минимальную частоту вращения на холостом ходу. Оценке подлежит уровень топлива и герметичность поплавковой камеры, бензонасоса, чистота воздушного и топливного фильтров, плотность закрытия дроссельной заслонки, срабатывание клапана холостого хода. Проверка герметичности топливного бака и бензопроводов — обязательный этап технического обслуживания.

Рекомендуем

«Ремень ГРМ дизельного двигателя: особенности эксплуатации и замены» Подробнее

1.2. Анализ технико-экономических показателей предприятия…………………….. 16

2 Организация ремонта двигателей……………………………………………………………. 24

2.1 Годовая трудоемкость ремонтных работ………………………………………………. 26

2.2 Штат производственных рабочих…………………………………………………………. 27

2.3 Определение площади производственного помещения…………………………… 29

2.4 Подбор ремонтно-технологического оборудования……………………………….. 31

3 Технология ремонта дизельного двигателя………………………………………………. 33

3.1.1 Дефекты блоков цилиндров……………………………………………………………….. 34

Получить полный текст

3.1.2 Описание технологии ремонта блоков цилиндров……………………………….. 40

3.1.3 Определение режимов резания при фрезеровании привалочной поверхности блока цилиндров………………………………………………………………………………………………… 45

3.1.4 Определение норм времени выполнения операции фрезерования привалочной поверхности блока цилиндров…………………………………………………………………… 50

4 Разработка приспособления для установки и крепления V-образных блоков цилиндров………………………………………………………………………………………………………………… 54

4.1 Обзор существующих конструкций станков и технологической оснастки… 54

4.2 Обоснование необходимости……………………………………………………………….. 62

4.3 Предлагаемое приспособление для зажима и крепление блока цилиндров. 64

4.4 Расчет верхнего резьбового зажима……………………………………………………… 65

5 Безопасность жизнедеятельности на производстве…………………………………. 68

5.1 Анализ производственного травматизма на предприятии «РосТехСервис» 68

5.2 Меры, необходимые для повышения безопасности жизнедеятельности и охраны труда на предприятии «РосТехСервис»……………………………………………………………….. 73

5.3 Защитное оборудование и устройства применяемые на предприятие……… 74

5.4 Правила пожарной безопасности………………………………………………………….. 74

5.6 Должностная инструкция по охране труда слесаря-сборщика по изготовлению и ремонту деталей автомобиля……………………………………………………………………. 75

5.7 Инструкция по технике безопасности при работе со станочным оборудованием………………………………………………………………………………………………………………… 77

5.8 Гигиена труда и промсанитария…………………………………………………………… 80

5.9 Пути совершенствования охраны труда на предприятии………………………… 81

6.1 Охрана окружающей среды в условиях современного развития промышленности…………………………………………………………………………………………………………………. 83

6.2 Анализ природоохранной деятельности и рекомендации на «РосТехСервис» 84

6.3 Экологическая экспертиза внедряемой разработки………………………………. 87

7 Технико-экономическая оценка проекта…………………………………………………… 88

Список использованных источников…………………………………………………………… 94

Дальнейшее увеличение темпов роста экономики в России, которые сейчас выше чем в европейских странах, невозможно без развития логистики, транспортных коммуникаций и обновления автомобильного парка. Последнее обстоятельство требует эффективного реформирования всей системы технического обслуживания, которая обеспечивает использование, эксплуатацию, поддержание и восстановление работы автомобиля в течение всего «жизненного цикла».

Интенсивный темп увеличения автопарка в России обусловлен следующими причинами: возрастание покупательской способности; ввоз новых и подержанных автомобилей из-за рубежа; увеличение сроков эксплуатации автомобилей. Так, например, парк легковых автомобилей в 2004 году увеличился в 3,8 раза по сравнению с 1989 годом, парк грузовых автомобилей – в 3,3 раза. По прогнозу к 2010 году ожидается увеличение парка грузовых автомобилей и автобусов (по сравнению с 2004 годом) на 15,8%, парка легковых автомобилей – на 8,5%, а всего парка автотранспорта – на 11,5% (см. «Концепция развития автомобильной промышленности РФ», рассчитанной до 2010 года). Данный факт свидетельствует о необходимости дальнейшего развития профессионального сервисного обслуживания на промышленной основе.

Транспорт играет важнейшую роль во всех сторо­нах жизни страны. Без него невозможно представить ра­боту ни одного промышленного предприятия, государственного учреждения, строительной организации, коммерческой фирмы, предприятия сельского хозяйства, воин­ской части.

Получить полный текст

Эффективность использования автотранспорт­ного хозяйства в стране зависит от технического состояния авто­мобилей. Какой бы совершенной ни была конструкция машины, в процессе эксплуатации их надежность и другие свойства постоянно снижаются из-за влияния различных факторов, в результате появления неисправностей, которые приходится устранять при техническом обслуживании и ремонте. Условием их надежной работы является не только совер­шенство конструкции, но и высокое качество изготовления и ре­монта.

Под ремонтом машин понимается комплекс технологических операций по восстановлению их исправности, а также ресурса машин или их агрегатов.

Ремонт автомобилей является объективной необходимостью, обусловленной невозможностью обеспечения одинаковых сроков службы деталей и сборочных единиц автомобиля при изготовлении и в процессе эксплуатации. В связи с этим нецелесообразно прекращать эксплуатацию автомобиля при выходе из строя отдельных деталей и сборочных единиц. Ремонт позволяет более полно использовать ресурс деталей автомобиля и продлить срок его службы.

Высокое качество работы авторемонтного производства опи­рается прежде всего на хорошее техническое оснащение, профес­сионализм персонала авторемонтной организации (АРО), продуманную планировку самой АРО. За рубежом, несмотря на доста­точность автотранспортных средств (АТС), вопросам ремонтно-восстановительных работ (РВР) придается особое значение. Например, в США в 2005 году ремонтно-восстановительными работами занимались 30 тыс авторемонтных заводов (АРЗ) и мастерских при крупных грузовых автохозяйствах 46 тыс. специализированных авторемонтных мастерских (АРМ) общего пользо­вания и более 197 тыс. СТО и автозаправочных станций (АЗС), на которых выполняют текущий ремонт. В результате автомобили ра­ботают практически без простоя. Кроме того, значительно повы­сился возраст автомобильного парка. Например, в России 17,6% парка грузовых автомобилей имеют возраст 10 и более лет, а в США -36,6 %.

В ряде стран распространен фирменный ремонт: на­пример, шведская скупает свои автомобили, тре­бующие КР, восстанавливает их и продает по более низкой цене.

В Германии на заводах Даймлер—Бенц, выпускающих перво­классный автомобиль «Мерседес», за счет КР восстанавливают ежедневно 500—600 двигателей, различных по мощности (68л, с.) и компоновке (однорядный, У-образный и т. п.), с обес­печением ресурса 380 тыс км или предоставлением гарантии сро­ком на один год без ограничения пробега. При этом цена двигате­ля после КР — 60 % стоимости нового, если покупатель сдает ремонтный фонд (т. е. свой изношенный двигатель), или 80 % — без сдачи ремонтного фонда.

Во всех приведенных случаях после восстановления агрегатов они проходят испытания на стендах.

Основной задачей авторемонтных предприятий является то, чтобы с наименьшими затратами восстановить работоспособность автомобилей.

Автомобиль состоит из трёх основных частей : двигателя, кузова и шасси.

Наиболее сложным и важным агрегатом, от которого зависят многие технические и экономические показате­ли работы техники, является двигатель.

Двигатель – энергосиловая машина, преобразующая какой — либо вид энергии в механическую работу. Для движения автомобиля необходим двигатель — источник механической энергии. На абсолютном большинстве современных автомобилей установлены поршневые ( тепловые ) двигатели, называемые двигателями внутреннего сгорания, так как тепло, выделяющееся при сгорании топлива в цилиндрах, преобразуется в механическую работу.

Классификация поршневых двигателей внутреннего сгорания следующая :

1 по назначению – транспортные и стационарные ;

2 по способу осуществления рабочего цикла – четырёхтактные и двухтактные ;

3 по способу смесеобразования – с внешним смесеобразованием – карбюраторные или газовые и с внутренним смесеобразованием – дизели;

4 по способу воспламенения рабочей смеси – с принудительным воспламенением от электрической искры ( карбюраторные , газовые и др.) ; с воспламенением от сжатия ( самовоспламенение ) – дизели ;

5 по виду применяемого топлива – карбюраторные, работающие на бензине, дизели, работающие на тяжелом дизельном топливе, и двигатели, работающие на сжатом или сжиженном газе ;

6 по числу цилиндров – одноцилиндровые и многоцилиндровые ( двух-, трёх-, четырёх-, шести-, восьмицилиндровые и т. д.) ;

7 по расположению цилиндров – однорядные с вертикальным расположением цилиндров в один ряд, V-образные двухрядные с расположением цилиндров под углом и оппозитные с горизонтальным расположением цилиндров под углом 180º ( называемые еще с противолежащими цилиндрами ) ;

8 по охлаждению – с жидкостным или с воздушным охлаждением.

Повышение качества ремонта двигателя имеет важное значение, т. к. при этом увеличивается эффективность работы техники и снижаются расходы на эксплуатационные ремонты и др.

Именно поэтому в данном проекте рассматривается организации и технология ремонта двигателей в Сервисном , ведь исправный двигатель – это гарантия надежной эксплуатации автомобиля.

1 Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия

Проект поста диагностики и ремонта системы управления бензиновым двигателем автомобиля на СТО с разработкой технологического процесса ремонта постоянного запоминающего устройства автомобиля ВАЗ 2114
проект на тему

17 Технология технического обслуживания и ремонта механизмов и систем двигателя » СтудИзба

Проект поста диагностики и ремонта системы управления бензиновым двигателем автомобиля на СТО с разработкой технологического процесса ремонта постоянного запоминающего устройства автомобиля ВАЗ 2114

Скачать:

ВложениеРазмер
Проект поста диагностики и ремонта системы управления бензиновым двигателем автомобиля на СТО с разработкой технологического п653.46 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский технический колледж»

«Проект поста диагностики и ремонта системы управления

бензиновым двигателем автомобиля на СТО с разработкой

технологического процесса ремонта постоянного запоминающего

устройства автомобиля ВАЗ 2114″

Фамилия, Имя, Отчество

Специальность 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Руководитель дипломного проекта

Фамилия, Имя, Отчество

допуск к защите

Зам. директора по УР

Фамилия, Имя, Отчество

подпись Фамилия, Имя, Отчество

2.2. Технологический процесс ремонта ПЗУ автомобиля 17

3. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ 21

3.1 Разработка планировки поста диагностики и ремонта системы управления бензиновым двигателем автомобиля. 21

4.1 Расчет стоимости оборудования поста диагностики и ремонта системы управления бензиновым двигателем автомобиля. 22

Библиографический список 36

Введение

Я выбрал данную тему, потому что считаю диагностику и ремонт системы управления бензиновым двигателем автомобиля одной из необходимых операций в поддержании работоспособности автомобиля.

Сегодня такой вид ремонта относится к числу наиболее сложных и требующих наличия высокотехнологического оборудования и участия квалифицированного персонала.

Целью моего дипломного проекта является разработка технологического процесса ремонта постоянного запоминающего устройства автомобиля ВАЗ 2114.

Для достижения поставленной цели мне необходимо решить следующие задачи:

1. Рассчитать исходные данные;

2. Описать устройство системы управления бензиновым двигателем ВАЗ 2114;

3. Разработать планировку оборудования и рабочих мест на специализированном посту диагностики и ремонта системы управления бензиновым двигателем ВАЗ 2114;

4. Рассчитать стоимость оборудования специализированного поста диагностики и ремонта системы управления бензиновым двигателем ВАЗ 2114;

5. выбрать метод организации производства ТО и ТР на СТО и описать его организационные принципы;

6. Разработать требования по обеспечению безопасных приемов труда на объекте проектирования.

1. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ

1.1. Расчет исходных данных

Исходные данные к дипломному проекту:

  • тип подвижного состава – ВАЗ 2114;
  • списочное или эксплуатационное число автомобилей — 220;
  • LСС – среднесуточный пробег автомобиля – 230 км;
  • КЭУ – категория условий эксплуатации – III;
  • условия эксплуатации: дорожное покрытие — асфальт;
  • тип рельефа местности – холмистый;
  • природно-климатические условия эксплуатации – умеренные;
  • режим работы СТО – полуторасменный (12 часов в сутки);

Определение количества рабочих дней в году

Д рг = Д к – Д в – Д п (дн.), (1)

где: Д к – количество календарных дней в году (366 дн.)

Д в – количество выходных дней в году (105 дн.)

Д пр – количество праздничных дней в году (14 дн.)

Д рг =366-105-14= 247 (дн.)

Определение среднегодового пробега

L г =L сс* Д рг (2)

где: L г – годовой пробег автомобиля, км;

Д рг – количество рабочих дней в году (247дней)
L сс – среднесуточный пробег автомобиля (230 км)

L г 230*247 = 56810 км

 

 

Определение периодичности ремонта

где: и — расчетные периодичности ТО-1 и ТО-2, км.

— коэффициент корректирования нормативов в зависимости от категории условий эксплуатации.

— коэффициент корректирования нормативов в зависимости от природно-климатических условий и агрессивности окружающей среды.

Корректирование периодичности ТО

где: n 1 – величина кратности для ТО-1 (округляется до целого числа);

n 2 — величина кратности для ТО-2 (округляется до целого числа).

Окончательно скорректированная по кратности величина периодичности

L 2 П = L 1 П ⋅ 2; 21160 км (7)

Полученные результаты округляются до целых сотен км. Допускаемое отклонение окончательно скорректированных величин должно быть в пределах % от расчетной величины.

L 2 П = 10580 ⋅ 2= 21160 км

Определение количества дней простоя автомобиля на ТР за цикл

где: — дни простоя автомобиля в КР за цикл;

— удельный простой автомобиля на ТР в днях на 1000 км пробега;

— коэффициент корректирования нормативов в зависимости от пробега с начала эксплуатации.

1.2. Расчет количества постов на СТО

П ТО = N 2 Г / N СТО (9) П ТО = = 0,45=1

На диагностику и текущий ремонт системы управления бензиновым двигателем автомобиля рассчитано 2 нормо-часа. Из этого можно сделать вывод, пропускная способность СТО в день 6 машин (12 часовой рабочий день).

Количество рабочих дней в году — 247

количество автомобилей за смену — 6

F= 247*6 = 1482 (машины в год)

1.3. Расчет площади поста диагностики и текущего ремонта системы управления бензинового двигателя автомобиля .

Суммарная стоимость оборудования проектируемого поста

Площадь поста диагностики и текущего ремонта

2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Устройство и принцип действия постоянного запоминающего устройства автомобиля ВАЗ 2114 .

На автомобиле ВАЗ 2114 система управления двигателем с распределенным впрыском топлива — электронная. Она контролирует количество воздуха и топлива, поступающего в цилиндры двигателя автомобиля ВАЗ 2114, включает и выключает топливный насос, управляет искрообразованием на свечах зажигания и корректирует угол опережения зажигания, регулирует частоту вращения коленчатого вала на холостом ходу, управляет вентилятором системы охлаждения двигателя.

Система управления двигателем ВАЗ 2114 состоит из следующих элементов:
• электронный блок управления (ЭБУ);
• датчиков:
— положения коленчатого вала;
— положения дроссельной заслонки;
— концентрации кислорода;
— температуры охлаждающей жидкости;
— массового расхода воздуха;
— скорости автомобиля;
— исполнительных устройств:
— главного реле;
— реле топливного насоса;
— катушка зажигания;
— реле электровентилятора системы охлаждения;
— тахометра;
— контрольной лампы неисправности системы управления двигателем;
— регулятора холостого хода;
— клапана продувки адсорбера;
— форсунок;
— соединительных проводов;
— колодки диагностического разъема.

Контрольная лампа неисправности системы управления двигателем расположена на щитке приборов в блоке сигнализаторов. При включении зажигания на автомобиле ВАЗ 2114 происходит тестирование исправности системы, при этом лампа загорается и гаснет после запуска двигателя. Включение лампы при работающем двигателе сигнализирует о необходимости проверки системы управления двигателем.

Главный управляющий элемент системы — электронный блок управления

Рис . 1 электронный блок управления

Электронный блок управления «ЭБУ» — специализированный миникомпьютер, в котором установлена программа управления двигателем автомобиля ВАЗ 2114, а датчики и исполнительные устройства — периферийное оборудование этого компьютера. Электронный блок управления получает и анализирует сигналы датчиков. На основе полученных данных блок управления рассчитывает управляющие команды и выдает их на исполнительные устройства. В электронном блоке управления двигателем «ЭБУ» имеются два типа памяти: постоянное запоминающее устройство (ПЗУ) и оперативное запоминающее устройство (ОЗУ).
ПЗУ — память энергонезависимая (то есть информация в памяти сохраняется при отключении питания). В ПЗУ хранится программа вычислений и необходимые для расчета данные (параметры двигателя автомобиля ВАЗ 2114, передаточные отношения трансмиссии и другие характеристики). В процессе работы ЭБУ контролирует исправность всех элементов и цепей системы управления двигателем. Обнаружив неисправность, ЭБУ переводит систему управления двигателем на резервный режим работы и включает контрольную лампу неисправности двигателя. Двигатель на автомобиле ВАЗ 2114 при этом сможет продолжить работу (кроме случая неисправности датчика положения коленчатого вала), что позволяет доехать до места ремонта своим ходом. Коды обнаруженных неисправностей ЭБУ записывает в оперативную память (ОЗУ). Там же хранится оперативная информация, которую микропроцессор ЭБУ использует при расчетах. При отключении аккумуляторной батареи от бортовой сети автомобиля ВАЗ 2114 вся информация, хранящаяся в ОЗУ, будет утеряна.

Датчик положения коленвала (ДПКВ) предназначен для формирования сигналов, по которым ЭБУ синхронизирует свою работу с тактами рабочего процесса двигателя. Поэтому часто этот датчик положения коленвала называют датчиком синхронизации. На автомобиле ВАЗ 2114 датчик коленвала установлен в отверстии кронштейна крышки привода распределительного вала.

Рис. 2 датчик коленвала

Датчик положения коленвала ВАЗ 2114 (ДПКВ)

Рис. 3 датчик коленвала

Расположение датчика положения коленчатого вала ВАЗ 2114

Действие датчика коленвала основано на принципе индукции — при прохождении мимо сердечника датчика зубьев шкива коленчатого вала в цепи датчика возникают импульсы напряжения переменного тока. Частота появления импульсов соответствует частоте вращения коленчатого вала. Зубья расположены по окружности шкива на одинаковом расстоянии. Расстояние между двумя из них выполнено больше. Сделано это для формирования в цепи датчика коленвала опорных сигналов — своеобразных точек отсчета, относительно которых ЭБУ определяет положение коленвала. Работа двигателя автомобиля ВАЗ 2114 с неисправным датчиком положения коленвала невозможна.

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) пленочного типа установлен на автомобиле ВАЗ 2114 на корпусе воздушного фильтра. По сигналу датчика массового расхода воздуха (ДМРВ), ЭБУ рассчитывает количество воздуха, поступающего во впускной коллектор трубопровод двигателя ВАЗ 2114. При неисправности ДМРВ электронный блок управления переводит систему автомобиля ВАЗ 2114 на резервный режим работы.

Рис. 4 датчик массового расхода воздуха ВАЗ 2114 (ДМРВ)

Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) представляет собой переменный резистор, сопротивление которого зависит от угла поворота дроссельной заслонки.

Рис. 5 датчик положения дроссельной заслонки

Датчик положения дроссельной заслонки ВАЗ 2114

Датчик положения дроссельной заслонки автомобиля ВАЗ 2114 установлен на корпусе дроссельной заслонки и связан с ее осью. По сигналу ДПДЗ электронный блок управления определяет величину угла открытия дроссельной заслонки. При неисправности ДПДЗ электронный блок управления переводит систему автомобиля ВАЗ 2114 на резервный режим работы.

Датчик концентрации кислорода определяет содержание кислорода в отработавших газах и передает сигнал на ЭБУ

Рис. 6 датчик концентрации кислорода

Датчик концентрации кислорода ВАЗ 2114

На автомобиле ВАЗ 2114 датчик концентрации кислорода установлен в приемной трубе системы выпуска отработавших газов.

Рис. 7 датчик концентрации кислорода (расположение)

Расположение датчика концентрации кислорода на автомобиле ВАЗ 2114

По полученным от датчика концентрации кислорода данным ЭБУ корректирует количество топлива, впрыскиваемое форсунками в впускной коллектор трубопровода, тем самым поддерживая оптимальную пропорцию смеси воздуха с топливом, необходимую для эффективной работы каталитического нейтрализатора. Датчик концентрации кислорода начинает работать при прогреве его чувствительного элемента до температуры не ниже 360 °С. Для сокращения времени прогрева в датчик концентрации кислорода встроен нагревательный элемент.

Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) — полупроводниковый прибор — термистор, электрическое сопротивление которого меняется в зависимости от температуры охлаждающей жидкости.

Рис. 8 датчик температуры охлаждающей жидкости

Датчик температуры охлаждающей жидкости ВАЗ 2114

ДТОЖ установлен в резьбовом отверстии патрубка системы охлаждения двигателя автомобиля ВАЗ 2114.

Рис. 9 датчик температуры охлаждающей жидкости (расположение)

Расположение датчика температуры охлаждающей жидкости ВАЗ 2114

По величине сопротивления датчика ЭБУ оценивает температурный режим двигателя автомобиля ВАЗ 2114. Полученные данные используются при расчете большинства управляющих команд системы управления двигателем, а также для включения электровентилятора системы охлаждения двигателя.
При неисправности ДТОЖ электронный блок управления переводит систему автомобиля ВАЗ 2114 на резервный режим работы.
Принцип действия датчика скорости автомобиля ВАЗ 2114 основан на эффекте Холла.

Рис. 10 датчик скорости

Датчик скорости ВАЗ 2114

Датчик скорости на автомобиле ВАЗ 2114 закреплен на корпусе привода спидометра, который установлен на коробке передач. К датчику скорости крепится трос привода спидометра.

Рис. 11 датчик скорости (расположение)

Расположение датчика скорости на автомобиле ВАЗ 2114

По импульсам, вырабатываемым датчиком скорости, ЭБУ рассчитывает скорость автомобиля ВАЗ 2114.

Катушка зажигания на автомобиле ВАЗ 2114 установлена с левой стороны блока цилиндров на кронштейне. Катушка зажигания представляет собой объединенные в один неразборный блок два высоковольтных трансформатора. Выводы вторичной обмотки одной катушки зажигания соединены высоковольтными проводами со свечами 1-го и 4-го цилиндров, другой — со свечами 2-го и 3-го цилиндров. Номера цилиндров, со свечами которых соединяются выводы катушки зажигания.

Рис.12 Катушка зажигания

Катушка зажигания ВАЗ 2114

Электрические импульсы высокого напряжения от катушки зажигания подаются одновременно на свечи двух цилиндров: на одну — в конце такта сжатия, где происходит воспламенение рабочей смеси, а на другую — в конце такта выпуска (свеча срабатывает вхолостую).

На автомобилях ВАЗ 2114 с ЭБУ M1.5.4N и Январь — 5.1.3 вместо катушки зажигания установлен модуль зажигания. Он объединяет в себе две катушки зажигания и два управляющих катушками зажигания электронных блока.

2.2. Технологический процесс диагностики и ремонта ПЗУ автомобиля

Операционно-технологическая карта автомобиля ВАЗ 2114 .

17 Технология технического обслуживания и ремонта механизмов и систем двигателя » СтудИзба

Эскиз выполнен не в масштаб

4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Суммарная стоимость оборудования проектируемого поста

5. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Одним из наиболее прогрессивных методов организации производства ТО и ТР на СТО в настоящее время является метод комплексных бригад. При этом методе производства из рабочих профилактория и мастерских создаются комплексные бригады, в состав которых включаются рабочие различных профессий и квалификаций.

Комплексные бригады состоят из рабочих-универсалов высокой квалификации. Рабочие выполняют различные виды работ. Метод эффективный, используется на небольших предприятиях.

За рабочими комплексной бригады обычно закрепляют группу автомобилей одной марки.

На комплексную бригаду возлагаются выполнение следующих работ:

1) работы, входящие в объем первого и второго технических обслуживаний, и дополнительные, потребность в которых устанавливают при выполнении технического обслуживания;

2) работы по ремонту автомобилей независимо от времени и места возникновения потребности в ремонте

При большом объеме работ рабочих комплексной бригады закрепляют за отдельными видами технического обслуживания и ремонта

Количество рабочих в комплексных бригадах устанавливают в соответствии с трудоемкостью работ по техническому обслуживанию и ремонту закрепленных автомобилей.

Управление комплексной бригадой осуществляет мастер цеха, бригадир или наиболее квалифицированный механик.

Обеспечивает комплексные бригады агрегатами, запасными частями и материалами механик склада.

При такой организации труда результаты работы бригады можно оценить по основным показателям и объективными данными, т.е. по значению простоев и размером затрат на техническое обслуживание и ремонт автомобилей.

Однако этот метод организации труда имеет и недостатки:

1) обезличивание ответственности работников за качество технического обслуживания и ремонт, т.к. рабочие комплексной бригады (при достаточном объеме работ) закреплены за видами технического обслуживания и ремонтом.

2) нет показателей для оценки результатов работы отдельных рабочих, а есть только для оценки труда комплексной бригады целом;

3) этот метод организации труда не способствует применению высокопроизводительного оборудования, специализированных должностей и эффективного использования материальной базы автохозяйств;

4) осложняется управления производством: каждая комплексная бригада пытается иметь свои должности для технического обслуживания и ремонта, оборудование, оборотный фонд запасных частей агрегатов и материалов и т.п.;

5) каждая бригада стремится проводить техническое обслуживание и ремонт закрепленных за ней автомобилей в удобное для нее время и сроки, при этом создается несколько относительно независимых подразделений

Таким образом, метод организации труда в виде комплексных бригад хотя и устраняет основные недостатки метода специализированных бригад, но и создает некоторые трудности на пути совершенствования производства технического обслуживания и ремонта автомобилей на СТО.

К самостоятельной работе по диагностике, ремонту и техническому обслуживанию кузова автомобиля допускаются лица, имеющие соответствующую квалификацию, получившие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда.

Не прошедшие своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже 1 раза в 3 месяца) не должны приступать к работе.

Необходимо строго соблюдать технологический процесс, работать только с использованием современного инвентаря. Применение неисправного оборудования, инструмента и приспособлений приводит к травмированию.

При работе со слесарным инструментом, перед началом работы необходимо получить от руководителя работ задание и инструктаж о безопасных методах выполнения порученной работы. Надеть предусмотренную нормами специальную одежду, специальную обувь. При необходимости работать лежа или на коленях надеть налокотники или наколенники. Освещенность рабочего места должна быть достаточной. Прежде чем приступить к работе с ручным инструментом, необходимо убедиться в полной его исправности.

6.1. Требования безопасности до начала работы

1. Привести в порядок рабочую спецодежду: застегнуть обшлага рукавов, заправить одежду так, чтобы не было свисающих концов, убрать волосы под плотно облегающий головной убор.

2. Убедиться в том, что рабочее место достаточно освещено и свет не слепит глаза.

3. Внимательно осмотреть рабочее место, привести его в надлежащий порядок, убрать все мешающие работе посторонние предметы.

4. Если необходимо пользоваться переносным электрическим светильником, проверить, если ли на лампе защитная сетка, исправны ли шнур и изоляционная резиновая трубка. Напряжение переносных электрических светильников допускается не выше 12 В.

5. Проверить наличие и исправность ручного инструмента, приспособлений и средств индивидуальной защиты.

К ручным инструментам предъявляются следующие требования:

а) рабочие концы не должны иметь повреждений (выбоин, сколов);

б) боковые грани в местах зажима их рукой не должны иметь заусенцев, задиров и острых ребер;

в) затылочная часть ударных инструментов должна быть гладкой, не иметь трещин, заусенцев и сколов;

г) длина зубила, крейцмессель, бородка, крена не должна быть менее 150 мм;

д) инструмент не должен быть перекален;

е) поверхность всех ручек для инструментов должна быть гладкая, без заусенцев и трещин;

ж) гаечные ключи должны соответствовать размерам гаек и головок болтов и не иметь трещин и забоин, губки ключей должны быть строго параллельны и не закатаны, раздвижные ключи не должны быть ослаблены в подвижных частях.

6.2. Требования безопасности во время выполнения работы

1. Пользоваться только исправными инструментом и приспособлениями.

2. Слесарный инструмент содержать в сухом и чистом состоянии.

3. Работая молотком или кувалдой, принимать все меры, чтобы не травмировать себя и находящихся рядом людей.

4. Работая у верстака, следить за тем, чтобы поверхность его была гладкой, обитой листовой сталью, не имела заусенцев.

5. При работе с зубилами и иными инструментами для рубки металла, при расклепке рам, чеканке и т. п. пользоваться защитными очками.

6. Для защиты окружающих людей от отлетающих частиц металла на верстаке иметь предохранительные сетки или щиты высотой не менее 1 метра.

7. Пыль и стружку с верстака и оборудования сметать щеткой или сметкой.

8. Ключи подбирать соответственно размерам гаек и болтов.

9. При выполнении работ с помощью электрической тали руководствоваться Инструкцией по охране труда при эксплуатации электрической тали.

10. При работе с переносной электродрелью руководствоваться и соблюдать Инструкцию по охране труда при работе с электродрелью.

11. Запрещается работать под автомобилем, находящимся на наклонной плоскости. В случае крайней необходимости принимать меры, обеспечивающие безопасность работы: затормозить автомобиль и включить низшую передачу, подложить надежные подкладки под колеса, ключ от замка зажигания убрать, а кабину закрыть.

12. При подъеме и установке автомобиля на домкрат устанавливать его только на твердый грунт. В случае необходимости установки домкрата на рыхлой или вязкой почве под домкрат подкладывать специальные доски, обеспечивающие его устойчивое положение.

13. Работая под автомобилем, необходимо размещаться между колесами вдоль машины.

14. При работе под автомобилем использовать лежаки или решетчатые тележки, снабженные для удобства пользования подголовниками, а также надеть защитные очки.

15. Влезать под автомобиль и вылезать из-под него только со стороны, противоположной проезду.

6.3. Требования безопасности по окончании работы

1. Привести в порядок рабочее место, сложить инструменты (требования, предъявляемые к слесарному инструменту см. Приложение 4) и приспособления в инструментальный ящик.

2. Инструмент хранить в закрытых помещениях, вдали от отопительных батарей и защищенными от солнечных лучей, влаги, агрессивных веществ.

3. Сообщить начальнику участка о выполненной работе, имеющихся неполадках в работе и о принятых мерах к их устранению.

4. Спецодежду повесить в специально предназначенный для этой цели шкаф.

5. Вымыть руки и лицо теплой водой с мылом или принять душ.

6.4.Требования по безопасности в аварийных ситуациях

При возникновении аварийной ситуации, угрожающей здоровью и жизни работающих, прекратить все работы, доложить руководителю о происшествии и действовать в соответствии с его указаниями.

  1. При поломке оборудования угрожающей аварией прекратить его эксплуатацию, а также подачу к нему электроэнергии. Доложить о принятых мерах непосредственному руководителю (лицу, ответственному за безопасную эксплуатацию оборудования) и действовать в соответствии с полученными указаниями.
  2. При несчастном случае на производстве, остром заболевании (отравлении) пострадавшему оказать первую помощь, при необходимости доставить в лечебное учреждение здравоохранения

4. При поражении работника электрическим током, незамедлительно освободить пострадавшего от воздействия тока, применяя диэлектрические средства и соблюдая меры предосторожности.

5. При обнаружении признаков возникновения пожара (горения, задымления, запаха гари, повышения температуры и т.п.) каждый работник обязан:

  • немедленно сообщить по телефону (01) в пожарную охрану при этом необходимо назвать адрес объекта, место возникновения пожара, а также сообщить свою фамилию;
  • принять по возможности меры по эвакуации людей, тушению пожара и сохранности материальных ценностей.
  • незамедлительно сообщить о происшедшем непосредственному руководителю.

6.5. Виды инструктажей по охране труда

Виды инструктажей по охране труда, пожарной безопасности, проверки знаний норм и правил безопасной работы в электроустановках, которые проводятся с электротехническим персоналом.

Виды инструктажей с персоналом

Оперативный и оперативно-ремонтный персонал

Инструктажи по охране труда

Инструктажи по пожарной безопасности

Проверка знаний правил и норм безопасной работы

Обучение на рабочем месте, стажировка

Контрольные противоаварийные и противопожарные тренировки

Если административно-технический персонал имеет права оперативного, оперативно-ремонтного или ремонтного персонала, то помимо указанных видов подготовки с административно-техническим персоналом должны проводиться все виды подготовки для оперативного, оперативно-ремонтного или ремонтного персонала.

Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой проводит непосредственный руководитель работ.

Инструктажи на рабочем месте завершаются проверкой знаний устным опросом или с помощью технических средств обучения, а также проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы. Знания проверяет работник, проводивший инструктаж.

Лица, показавшие неудовлетворительные знания, к самостоятельной работе или практическим занятиям не допускаются и обязаны вновь пройти инструктаж.

О проведении первичного инструктажа на рабочем месте, повторного, внепланового, стажировки и допуске к работе работник, проводивший инструктаж, делает запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте и в личной карточке с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. При регистрации внепланового инструктажа указывают причину его проведения.

1. Вводный инструктаж.

Вводный инструктаж проводится со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности. Проводит вводный инструктаж специалист по охране труда, например инженер по охране труда, или лицо, на которое приказом работодателя возложены эти обязанности. Проводится вводный инструктаж в кабинете охраны труда по программе, разработанной на основании законодательных и иных нормативных правовых актов РФ с учетом специфики деятельности организации и утвержденной в установленном порядке работодателем (или уполномоченным им лицом).

2. Первичный инструктаж.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят до начала производственной деятельности со всеми вновь принятыми на предприятие , переводимыми из одного подразделения в другое; с работниками, выполняющими новую для них работу, командированными, временными работниками; со строителями, выполняющими строительно-монтажные работы на территории действующего предприятия; со студентами и учащимися, прибывшими на производственное обучение или практику перед выполнением новых видов работ, а также перед изучением каждой новой темы при проведении практических занятий в учебных лабораториях, классах, мастерских, участках, при проведении внешкольных занятий в кружках, секциях.

3. Повторный инструктаж.

Повторный инструктаж проходят все рабочие независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы не реже одного раза в полугодие.

Предприятиями, организациями по согласованию с профсоюзными комитетами соответствующими местными органами государственного надзора для некоторых категорий работников может быть установлен более продолжительный (до 1 года) срок проведения повторного инструктажа.

Повторный инструктаж проводят индивидуально или с группой работников, обслуживающих однотипное оборудование и в пределах общего рабочего места по программе первичного инструктажа на рабочем месте в полном объеме.

4. Внеплановый инструктаж.

Внеплановый инструктаж проводят индивидуально или с группой работников одной профессии. Объем и содержание инструктажа определяют в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.

5. Целевой инструктаж.

Целевой инструктаж проводят при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности.

Целевой инструктаж проводят при погрузке и выгрузке, уборке территории, разовые работы вне предприятия, цеха.

При ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф. Целевой инструктаж проводится при производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и другие документы.

Целевой инструктаж с работниками, проводящими работы по наряду-допуску, разрешению и т.п. фиксируется в наряде-допуске или другой документации, разрешающей производство работ.

Заключение

В своем дипломном проекте п ри обучении по специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» я получил знания, умения и практический опыт по направлению. А также освоил профессиональные компетенции:

ПК 1.1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.

Достижение данной компетенции подтверждается в дипломном проекте

— выбором методов организации и технологии проведения ремонта системы управления бензинового двигателя;

— подбором технологического оборудования для организации работ по диагностике и ремонту системы управления бензинового двигателя;

— выбором технологического оборудования и технологической оснастки: приспособлений и инструментов для диагностики и ремонта системы управления бензинового двигателя;

ПК 1.2. «Осуществление технического контроля при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств». Данная профессиональная компетентность была достигнута, что подтверждено качественным анализом технического контроля автотранспорта, качественной демонстрацией качества анализа технической документации, контролем качества технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей с соблюдением правил по технике безопасности и охране труда;

ПК 1.3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей.

Достижение данной компетенции подтверждается в дипломном проекте

— демонстрацией навыков разработки технологических процессов ремонта деталей и узлов автомобилей;

— определением неисправностей агрегатов и узлов автомобилей;

— выбором профилактических мер по предупреждению отказов деталей и узлов автомобилей .

По результатам выполнения дипломного проекта, я достиг поставленной цели: спроектировал специализированный пост диагностики и ремонта системы управления бензиновым двигателем автомобиля ВАЗ 2114 с разработкой технологического процесса ремонта постоянного запоминающего устройства. Достижение данной цели подтверждается решением следующих задач:

— рассчитал исходные данные;

— описал устройство системы управления бензиновым двигателем ВАЗ 2114;

— разработал планировку оборудования и рабочих мест на специализированном посту диагностики и ремонта системы управления бензиновым двигателем ВАЗ 2114;

— рассчитал стоимость оборудования специализированного поста диагностики и ремонта системы управления бензиновым двигателем ВАЗ 2114;

— выбрал метод организации производства ТО и ТР на СТО и описал его организационные принципы;

— разработал требования по обеспечению безопасных приемов труда на объекте проектирования.

1. Бейлин В. И. Проектирование предприятий автомобильного транспорта (Технологический расчетМ., МГОУ, 2007.- 360 с.

2. Бескаравайный М.И. Устройство автомобиля М., Эксмо, 2010.-164 с.

3. Бутовский К.Г. Устройство автомобиля. Основные неисправности и диагностика систем питания .Саратов, Машиностроение,2011.- 341с.

4. Власов В. М. Оценка и проектирование организационно-технологического обеспечения производства ТО и ремонта автомобилей.- М. : Дело 2015.- 420 с.

5. Карагодин Ремонт автомобилей и двигателей

6. Кулько П. А. Проектирование ремонтных станций технического обслуживания.- Волгоград: РПК Политехник, 2014.- 600 с.

http://xn—-8sban6b6a.xn--p1ai/rukovodstvo/diagnostirovanie-i-tehnicheskoe-obsluzhivanie-dvigatelya.html
Источник Источник http://nsportal.ru/npo-spo/transportnye-sredstva/library/2016/10/06/proekt-posta-diagnostiki-i-remonta-sistemy

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожее

Новая серия двигателей ЯМЗ

Новая серия двигателей ЯМЗ

Двигатель ЯМЗ-534 стал родоначальником новой серии среднего ряда ЯМЗ-530. В истории это вторая серия 4 цилиндровых L-образных моторов ЯМЗ. Первую версию выпускало Ярославское моторное производство. По причине морального старения в 80-е года выпуск ЯМЗ-204 был прекращен. Разработка ЯМЗ-534 проводилась с «0» на Автодизеле. В его создании участвовала инжиниринговая организация AVL List. Двигатель 534 CNG является […]

Ремонт головки блока цилиндров в Москве

Ремонт головки блока цилиндров в Москве

Ремонт головок блока (ГБЦ) представляет собой определённую совокупность работ, для которых необходимо определённое оборудование и инструменты для ремонта, а также наличие квалифицированных специалистов с большим опытом. Мастера должны обладать специальными знаниями и навыками для успешного выполнения работ. Для получения качественных услуг по ремонту ГБЦ достаточно обратиться на сайт известной компании: motor-rem.ru. При возникновении любых дефектов […]

Яндекс.Метрика