Водитель пожарного автомобиля (машины): обязанности и зарплата
Водитель пожарного (аварийно-спасательного) автомобиля
Водитель пожарного (аварийно-спасательного) автомобиля – это должностное лицо дежурного караула, осуществляющее управление пожарным (аварийно-спасательным) автомобилем; штатная должность на месте пожара или чрезвычайной ситуации.
Водитель пожарного автомобиля
Водитель непосредственно подчиняется командиру отделения, в случае отсутствия командира отделения – помощнику начальника караула, а в вопросах технического обслуживания закрепленной техники – старшему водителю подразделения.
Обязанности и что запрещается
Водитель отвечает за сбережение закрепленных за ним техники и имущества, их исправность и готовность к использованию, а также на водителя возлагаются:
- знание устройства, технических возможностей и правил эксплуатации закрепленных за ним техники и имущества;
- умение управлять (использовать) закрепленной за ним техникой днем и ночью в различных условиях в любую погоду;
- содержание техники и имущества исправными и в постоянной готовности к применению (использованию), проведение мероприятий по продлению срока службы техники и имущества;
- знание и неукоснительное соблюдение (в зависимости от вида техники) требований законодательных, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных и распорядительных документов МЧС России, определяющих порядок передвижения (использования) техники, команды, сигналы регулирования и управления;
- знание периодичности и объема работ по техническому обслуживанию, межремонтного ресурса (межремонтного пробега) и срока службы (срока работы) закрепленной за ним техники и имущества;
- выполнение работ по текущему ремонту, а также проведение специальной обработки, закрепленной за ним техники и имущества;
- знание сортов и норм расхода горючего, смазочных и других эксплуатационных материалов, применяемых к закрепленной за ним техникой, недопущение их перерасхода;
- знание причин основных эксплуатационных неисправностей техники, умение их обнаруживать и оперативно устранять, недопущение поломок техники;
- проведение проверки технического состояния техники перед выходом ее из пункта постоянной дислокации и ведение наблюдение за ней во время движения (работы), обращая особое внимание на исправность основных элементов, обеспечивающих безопасность движения и выполняемых работ;
- при управлении техникой или ее использовании иметь при себе оформленные в установленном порядке соответствующие документы;
- знание и соблюдение норм загрузки техники, правил посадки и перевозки людей, размещения, укладки и крепления грузов;
- умение пользоваться схемой маршрута и ориентироваться на местности в любых условиях обстановки;
- своевременное оформление и представление в соответствующее подразделение путевой (рабочей, судовой) документации (путевых листов, рабочих листов агрегата, судового журнала и других документов);
- в условиях проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ безотлучно находиться при технике и не менять ее местонахождения без разрешения старшего руководителя (начальника), использовать любую возможность для контрольного осмотра, технического обслуживания техники и устранения неисправностей, внимательно следить за командами и сигналами, быстро и четко их выполнять;
- соблюдение мер безопасности при эксплуатации, ремонте и эвакуации техники и имущества.
При заступлении на боевое дежурство водитель обязан:
- выезжать в составе отделения к месту проведения боевых действий по тушению пожаров;
- знать район (подрайон) выезда подразделения, расположение важных, взрывопожароопасных объектов, источников наружного противопожарного водоснабжения, дорог и проездов;
- уметь работать с находящейся в боевом расчете подразделения техникой (на специальной технике – при наличии допуска), со специальными агрегатами и оборудованием;
- обеспечивать содержание закрепленной техники и вооружения, СИЗОД, снаряжения и имущества в состоянии постоянной готовности к проведению боевых действий по тушению пожаров;
- проверять при смене дежурства техническое состояние закрепленной техники, при наличии недостатков докладывать командиру отделения и принимать меры по их устранению;
- соблюдать правила пользования гаражным оборудованием и оформлять необходимую документацию по эксплуатации закрепленной техники;
- осуществлять техническое обслуживание и эксплуатацию закрепленной техники с соблюдением правил охраны труда;
- соблюдать правила охраны труда, пожарной безопасности и санитарно-гигиенические нормы;
- вносить предложения по улучшению условий несения караульной службы и содержания техники в подразделении;
- представлять необходимые сведения старшим должностным лицам подразделения для ведения документации на закрепленную технику;
- осуществлять учет и расходование горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей;
- осуществлять подготовку закрепленной техники для прохождения государственного технического осмотра;
- докладывать командиру отделения и начальнику караула о выявленных недостатках по содержанию и эксплуатации техники;
- соблюдать требования, установленные Правилами дорожного движения Российской Федерации.
Водителю запрещается передавать управление автомобилем другим лицам, в том числе тем, которым он подчинен.
Водитель, не имеющий при себе водительского удостоверения и свидетельства на право управления пожарным (аварийно-спасательным) автомобилем, к дежурству не допускается.
на пожаре
Водитель осуществляет управление ПА (АСА) и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач. Водитель подчиняется начальнику караула, а также командиру отделения (начальнику аварийно-спасательного расчета), если иное не установлено РТП.
- выполняет обязанности согласно табелю боевого расчета личного состава на конкретном типе ПА;
- устанавливает ПА на место, указанное вышестоящим руководителем, с учетом требований настоящего Боевого устава и правил охраны труда;
- обеспечивает возможность передислокации ПА в безопасное место в случае осложнения обстановки на месте пожара;
- обеспечивает бесперебойную работу узлов и агрегатов ПА (АСА), постоянно следит за обстановкой на месте пожара;
- контролирует запасы горюче-смазочных, других эксплуатационных материалов и огнетушащих веществ, своевременно докладывает старшему начальнику о необходимости их пополнения;
- выполняет техническое обслуживание закрепленного ПА;
- не допускает резких перегибов на всасывающих рукавах, при этом всасывающая сетка должна быть полностью погружена в воду;
- обеспечивает промывку чистой водой в случае подачи пены все внутренние полости насоса и проходные каналы пеносмесителя;
- работает по решению командира отделения (начальника аварийно- спасательного расчета), начальника караула на штатной радиостанции ПА; участвует в проведении боевых действий по тушению пожаров.
при чрезвычайной ситуации
Водитель осуществляет управление ПА (АСА) и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач. Водитель подчиняется начальнику караула, а также командиру отделения (начальнику аварийно-спасательного расчета), если иное не установлено РЛЧС.
- устанавливает ПА (АСА) на место, указанное вышестоящим руководителем, с учетом требований настоящего Боевого устава и правил охраны труда;
- обеспечивает возможность передислокации ПА (АСА) в безопасное место в случае осложнения обстановки в зоне ЧС;
- обеспечивает бесперебойную работу узлов и агрегатов ПА (АСА), постоянно следит за обстановкой в зоне ЧС;
- контролирует запасы горюче-смазочных, других эксплуатационных материалов и огнетушащих веществ, своевременно докладывает старшему начальнику о необходимости их пополнения;
- выполняет техническое обслуживание закрепленного ПА (АСА);
- работает по решению командира отделения (начальника аварийно-спасательного расчета), начальника караула на штатной радиостанции ПА (АСА);
- участвует в проведении АСР и других неотложных работ.
Квалификация и допуск
Квалификационные категории «водитель автомобиля 2-го класса», «водитель автомобиля 1-го класса» могут быть присвоены водителям автомобилей, которые прошли подготовку или переподготовку по единым программам и имеют водительское удостоверение с отметкой, дающей право управления определенными категориями транспортных средств («B», «C», «D», «E») в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 года № 1097.
Квалификационная категория «водитель автомобиля 1-го класса» может быть присвоена водителю автомобиля, имеющему квалификационную категорию «водитель автомобиля 2-го класса» не менее двух лет.
Квалификационная категория «водитель автомобиля 2-го класса» присваивается водителю автомобиля, имеющему водительский стаж не менее трех лет.
Надбавка за присвоенную квалификационную категорию водителям автомобилей 2-го класса – 10 % оклада, 1-го класса – 25 % оклада.
Внимание. Аттестованным водителям, например, в МЧС России данная надбавка не начисляется и квалификационная категория не присваивается.
К управлению техникой допускаются специалисты (водители), имеющие удостоверение соответствующей категории на право управления данным видом техники, прошедшие необходимую подготовку (переподготовку), имеющие соответствующие навыки и получившие допуск на право работы с данной техникой (п. 202 приказа МЧС России № 555 от 18.09.2012).
Как правило, для присвоения квалификационной категории и выдачи свидетельства на право управления автомобилем (допуск) создается квалификационная комиссия.
Билеты и вопросы для тестов
Билеты для принятия (сдачи) зачетов у водительского состава доступны для скачивания по ссылке >>
Зарплата и оклад
В соответствии с приложениями № 12 и № 15 приказа МЧС России № 797 от 27.12.2019 «О размерах месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по нетиповым должностям сотрудников ФПС ГПС» оклад водителей:
- в подразделениях ФПС ГПС составляет:
№ п/п | Наименование должностей | Оклады (в рублях в месяц) | ||
в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях | в центрах субъектов Российской Федерации в городах с населением свыше 100 тыс. человек | в остальных местностях | ||
1. | Старший водитель | 15729 | 13559 | 11390 |
2. | Командир отделения – водитель; водитель; водитель-испытатель | 15187 | 13017 | 10848 |
- в специализированной пожарно-спасательной части:
№ п/п | Наименование должностей | Оклады (в рублях в месяц) | |
в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях | в остальных местностях | ||
1. | Старший водитель | 15729 | 13559 |
2. | Водитель | 15187 | 13017 |
Теперь, зная месячный оклад по должности, можно рассчитать ежемесячное денежное довольстве, которое зависит от многих факторов.
Заработная плата водителя автомобиля МЧС России, работающего по вольному найму, рассчитывается согласно требованиям приказа МЧС России № 747 от 14.12.2019 «Вопросы оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России».
Заработная плата водителей, являющихся работниками других видов пожарной охраны (противопожарной службы субъекта РФ, ведомственной, муниципальной или частной), устанавливается работодателем, и в разных регионах и организациях (учреждениях) существенно разнится.
Дополнительно по теме об обязанностях других должностных лиц дежурного караула и штатных должностях на месте пожара или ЧС:
Источники: приказ МЧС России № 555 от 18.09.2012 «Об организации материально-технического обеспечения системы МЧС России»; приказ МЧС России № 444 от 16.10.2017 «Об утверждении Боевого устава пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ»; приказ МЧС России № 452 от 20.10.2017 «Об утверждении Устава подразделений пожарной охраны».
Обязанности водителя пожарного автомобиля
Оперативность выезда бригады спасателей на вызов во многом зависит от работы водителя пожарной машины. В его обязанности входит не просто управление автомобилем, а выполнение комплекса работ, предусмотренных п. 6.13 Приказа МЧС от 05.04.2011 № 167 «Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны».
К работе на спецтехнике, стоящей на вооружении МЧС, допускаются совершеннолетние дееспособные лица 1-го и 2-го класса вождения, прошедшие специальную подготовку. Ежегодно шоферы подтверждают свою квалификацию, сдают экзамены на знание инструкции по поддержанию пожаробезопасности.
- Обязанности
- Обязанности старшего водителя
- Обязанности водителя пожарного автомобиля на пожаре
Обязанности
Должностные обязанности водителя пожарной машины определены двумя нормативными актами: обозначенным выше Приказом № 167 и Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 31.10.2011 № 156 «Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны».
Заступая на смену, водитель обязан:
- Подчиняться приказам командира отделения или начальника караула.
- Совместно со старшим по званию решать задачи технического характера.
- Быстро принимать сигнал о пожаре и выезжать по вызову в составе боевого расчета.
- Знать особенности района работы подразделения: подъездные пути, систему водоснабжения, расположение взрывоопасных объектов.
- Уметь обращаться со стоящей при боевом расчете техникой. К управлению спецтехникой допускается персонал, получивший спецдопуск.
- Следить за вверенной машиной, поддерживая ее в постоянной боевой готовности.
- При пересменке проверять закрепленную за подразделением пожарную и аварийно-спасательную технику.
- При выявлении недостатков технического состояния машины докладывать командиру подразделения, совместно принимая решения по устранению поломок.
- Заполнять техническую документацию по эксплуатации закрепленной техники.
- Не нарушать правила эксплуатации гаражного оборудования.
- Осуществлять ТО автомобиля.
- Придерживаться правил охраны труда и выполнять санитарно-гигиенические нормы при работе с техникой.
- Использовать закрепленную технику исключительно по инструкции и требованиям руководящих документов.
- Своевременно предоставлять старшему водителю информацию о состоянии машины для занесения их в паспорт автомобиля.
- Следить расходом горюче-смазочных материалов.
- Готовить технику для государственного ТО.
Водитель, заступивший на смену, не имеет права передавать вверенный ему автомобиль даже своему начальству. Не имеющий при себе прав и свидетельства на управление ПА водитель не допускается к дежурству. Также вводится полный запрет на использование инструментов и вспомогательной техники без получения допуска на право работы с ними.
Обязанности старшего водителя
Старший водитель подчиняется руководителю смены и берет на себя обязанности контроля действий дежурных шоферов. Функциональные обязанности этой штатной единицы состоят в следующем:
- Проверка приема-передачи машин при смене дежурств.
- Контроль горюче-смазочных материалов на всех автомобилях в гараже.
- Проверка технических неисправностей и боевой готовности машин.
- Прием замечаний по состоянию техники от дежурных водителей и разработка плана устранения поломок.
- Проведение мероприятий по профилактике потенциальных ДТП.
- Контроль соблюдения подчиненными правил ТБ, охраны труда, производственных санитарных норм в части.
- Участие в процедуре ТО и СО автомобилей.
- Обеспечение своевременных медицинских проверок водителей.
Обязанности водителя пожарного автомобиля на пожаре
Организационные работы подразделений пожарной службы по ликвидации возгораний регламентированы Приказом МЧС России от 16.10.2017 № 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ». Обязанности водителя пожарного автомобиля прописаны в п. 151. Как и весь персонал, задействованный в ликвидации огня, шофер подчиняется приказам начальника караула и командиру отделения, если иное не предусмотрел РТП. В его обязанности на пожаре входит:
- Парковка ПА на место, определенное руководителем, учитывая требования Боевого устава и правил охраны труда.
- Обеспечение путей передислокации машины в случае усложнения ситуации.
- Гарантия бесперебойной работы узлов и агрегатов ПА.
- Контроль уровня горюче-смазочных материалов и огнетушащих средств.
- Доклад старшему о неполадках машины и недостатках технических жидкостей.
- Контроль состояния всасывающих рукавов.
- Промывка техники водой в случае попадания пены во внутренние полости насоса и заполнения ею проходных каналов пеносмесителя.
- Участие в боевой операции по приказу командира отделения, начальника караула.
Все должностные инструкции разрабатываются командиром отряда или начальником части и зависят от конкретных условий работы подразделения.
Источник Источник http://fireman.club/inseklodepia/voditel-pozharnogo-avariyno-spasatelnogo-avtomobilya/
Источник Источник Источник http://www.pozhmashina.ru/articles/obyazannosti-voditelya-pozharnogo-avtomobilya.html