Статья 350 УК РФ — Нарушение правил вождения или эксплуатации машин: состав преступления, квалификация и ответственность
Ответственность за нарушение правил вождения у военных: статья 350 УК РФ
Военная техника Вооруженных Сил Российской Федерации включает в себя боевые машины, танки, самоходные установки, технику для транспортировки оружия и личного состава. Малейшее нарушение при управлении ими может привести к трагедии и попасть под статью Уголовного кодекса РФ. Для предотвращения тяжелых последствий разрабатываются эффективные методы обучения военных приемам вождения.
Существуют различные техники вождения боевых машин в зависимости от особенностей местности и величины препятствий. Для передвижения в условиях ограниченной видимости, перемещения по горной местности, преодоления крутых подъемов и спусков необходимо обладать обширными теоретическими знаниями и опытом вождения боевых машин. Если авария все же случилась, ее последствия суд будет оценивать, руководствуясь ст. 350 УК РФ.
Содержание ст. 350 УК РФ с комментариями
Уголовный кодекс РФ устанавливает меры наказания за нарушение правил вождения или эксплуатации машин. Сроки уголовной ответственности зависят от степени тяжести причиненного вреда.
В соответствии с частью 1 статьи 350 УК РФ, за причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека предусмотрено следующее наказание:
- арест сроком от четырех до шести месяцев;
- содержание в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет;
- лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Согласно ч. 2 ст. 350 УК РФ, нарушение правил управления боевой техникой, повлекшее за собой смерть человека по неосторожности, влечет за собой лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без него.
Если деяние повлекло за собой смерть двух и более лиц, то, по ч. 3 рассматриваемой статьи, оно наказывается лишением свободы на срок до семи лет.
В комментариях к статье 350 УК РФ уточняется, что именно относится к предмету преступления, представлены объективные и субъективные стороны совершенного деяния.
Важно! Материальный ущерб, срыв боевого задания основаниями для привлечения по ст. 350 не являются. Данные правонарушения относятся к гражданско-правовой ответственности.
Кого и за что наказывают
Ответственность за нарушение правил эксплуатации боевой техники несет военнослужащий, управляющий транспортным средством. Если нарушение было допущено при одновременном участии водителя и старшего машины, то виновным признается тот, кто явился непосредственной причиной наступления последствий.
К нарушениям относятся также выезд на технически неподготовленной машине, управление транспортом при проблемах со здоровьем, превышение скорости либо выезд на встречную полосу.
Состав преступления
Для установления состава преступления следует обращаться к нормативным правовым актам, имеющим отношение к порядку вождения и эксплуатации боевых машин.
В отличие от преступлений, предусмотренных другими статьями УК РФ, транспорт, принадлежащий ВС РФ, является основным отличительным признаком состава преступления.
К нему относится непосредственное наступление тяжких последствий или нанесение вреда здоровью средней тяжести, смерть одного и более лиц.
Когда деяние будет считаться преступлением
Любое действие, результатом которого стало причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть одного или более лиц при вождении или эксплуатации боевой техники, влечет за собой уголовную ответственность, предусмотренную ст. 350 УК РФ.
Объекты и субъекты
Объектом преступления служит порядок эксплуатации и вождения военной техники. Если военнослужащий нарушает правила вождения транспорта, который не входит в перечень боевой техники, то преступление квалифицируется по другой статье.
Субъектом преступления выступают военнослужащие, непосредственно управляющие боевым транспортом, и лица, которые несут ответственность за соблюдение правил эксплуатации военной техники.
Объективная сторона связана с нарушением эксплуатации и правил вождения, повлекшим за собой тяжкие последствия.
Субъективная сторона характеризуется небрежностью и невнимательностью, что относится к форме вины по неосторожности.
Основные проблемы доказательной части
Чтобы собрать достаточную доказательную базу, необходимо установить причинно-следственную связь между нарушением ПДД и последствиями. Если в результате нарушения правил вождения и эксплуатации был причинен легкий вред здоровью, то ответственность не устанавливается.
Преступление подпадает под действие закона только при причинении тяжкого вреда здоровью человека или наступлении смерти.
Квалифицирующие признаки и особенности
Рассматривая специфику нарушения правил эксплуатации и вождения боевых машин, необходимо определиться с такими понятиями, как эксплуатация и вождение.
Совокупность мероприятий по техническому обслуживанию и транспортировке военной техники относится к эксплуатации транспортного средства.
Общим признаком вождения являются действия водителя по управлению движением машины вплоть до полной остановки транспорта.
Нарушение правил эксплуатации выражается в неисполнении должностными лицами обязанностей по обеспечению безопасности движения машин, допуске к вождению неподготовленных лиц, не имеющих права управлять транспортным средством. Оставление машины с последующим самопроизвольным ходом также может повлечь за собой последствия, указанные в ст. 350 УК РФ.
Важно! К вождению относится период начала движения ходовой части и прекращение движения, все остальные действия являются элементом эксплуатации. При квалификации преступления и определении ответственности виновного лица это различие имеет важное значение.
Когда не применяются меры ответственности
От уголовной ответственности освобождается военнослужащий, обучающийся езде на машине под контролем инструктора. В данном случае вина за совершенное деяние возлагается на обучающего субъекта.
В ситуации, когда старший машины назначается незаконно, например, полномочия были возложены на гражданское лицо или задействован рядовой состав, то ответственность за последствия несут командиры, по вине которых было допущено назначение.
Судебная практика
В 2012 году Биробиджанским гарнизонным военным судом было установлено, что старшина К., управляя специальной машиной (многоцелевым тягачом), при переезде по частично разрушенному железобетонному мосту не справился с управлением и совершил съезд с моста с последующим опрокидыванием машины. В результате этого рядовой Ф., сидевший на ее корпусе, был придавлен и впоследствии погиб.
В соответствии с приговором от 04.05.2012, гражданин К. был признан виновным, ему было назначено наказание в виде лишения свободы сроком на три года без лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью условно.
Заключение
При расследовании нарушения правил вождения или эксплуатации машин суд обращает внимание на нормативные, психологические и социальные аспекты. Исходя из этого определяется, какие обстоятельства являются объективными и могут служить основанием для привлечения к уголовной ответственности.
С 2019 года предусмотрено ужесточение административной ответственности за нарушение правил дорожного движения, которое коснется и поведения военнослужащих на дорогах. Эту инициативу уже поддержало Министерство обороны Российской Федерации.
Источник Источник Источник Источник Источник Источник http://prava.expert/uk/otvetstvennost/naruhenie-vozhdeniya-y-voennyh.html