Ссбт машины ручные электрические общие требования безопасности методы испытаний

ГОСТ 12.2.013.0-91 Система стандартов безопасности труда. Машины ручные электрические. Общие требования безопасности и методы испытаний

Текст ГОСТ 12.2.013.0-91 Система стандартов безопасности труда. Машины ручные электрические. Общие требования безопасности и методы испытаний

МАШИНЫ РУЧНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ

Требования безопасности и методы испытаний

Ссбт машины ручные электрические общие требования безопасности методы испытаний

Стандарти нформ 2006

Сборник «Машины ручные электрические. Требования безопасности и методы испытаний» содержит стандарты, утвержденные до 1 апреля 2006 г.

В стандарты внесены изменения, принятые до указанного срока.

Текущая информация о вновь утвержденных и пересмотренных стандартах, а также о принятых к ним изменениях публикуется в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты».

Система стандартов безопасности труда

МАШИНЫ РУЧНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ

Общие требования безопасности и методы испытаний

Occupational safety standards system.

Electric hand-held tools. General safety requirements and testing methods

MKC 13.100 25.140.20 ОКП 48 3331

12.2.013.0-91 (МЭК 745-1-82)

Дата введения 01.01.93

Настоящий стандарт устанавливает требования безопасности и методы испытаний, являющиеся общими для всех ручных электрических машин. Стандарт должен применяться совместно с соответствующими стандартами на машины конкретных видов.

При отсутствии стандарта на конкретный вид машины допускается распространять действие настоящего стандарта (насколько это применимо) на этот конкретный вид.

По тексту стандарта: методы испытаний выделены курсивом, требования, учитывающие национальные особенности СССР, выделены вертикальной линией на полях.

Требования всех пунктов настоящего стандарта являются обязательными.

1. ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

1.1. Настоящий стандарт распространяется на ручные электрические машины с приводом от электрического или электромагнитного двигателя, предназначенные для использования в помещении или на открытом воздухе.

Под действие настоящего стандарта подпадают ручные машины с электрическим двигателем, которые можно установить на опору и использовать как стационарные без каких-либо изменений в самой машине.

Машины со встроенными нагревательными элементами подпадают под действие настоящего стандарта, однако такие машины должны также соответствовать требованиям ГОСТ 27570.0 в пределах его применимости.

На машины с аккумуляторным источником питания распространяются требования разд. 18 настоящего стандарта.

Для машин, предназначенных для использования на судах и самолетах, может возникнуть необходимость в дополнительных требованиях, а для машин, работающих в опасных условиях, например, во взрывоопасных местах, могут потребоваться особые конструкции.

Для машин, предназначенных для использования в странах с тропическим климатом, может возникнуть необходимость в специальных требованиях.

1.2. Настоящий стандарт касается безопасности и учитывает влияние на безопасность составных частей, нужных для достижения требуемой степени подавления радио- и телепомех.

2. ТЕРМИНЫ И ОПРВДЕЛЕНИЯ

2.1. Под терминами «напряжение» и «ток» понимают их средние квадратические значения, если нет других указаний.

В выражениях «с применением инструмента», «без применения инструмента» и «требует применения инструмента», используемых в настоящем стандарте, термин «инструмент» обозначает отвертку, монету или любой другой предмет, который может быть использован для отвинчивания или завинчивания винта или другого подобного средства соединения.

2.2. В настоящем стандарте устанавливают следующие основные термины и их определения.

2.2.1. Номинальное напряжение — напряжение (при трехфазном питании — линейное напряжение), указанное для машины изготовителем.

2.2.2. Диапазон номинальных напряжений — диапазон напряжений, указанный для машины изготовителем и выраженный нижним и верхним пределами.

2.2.3. Рабочее напряжение — максимальное напряжение, приложенное к рассматриваемой части, когда машина работает при номинальном напряжении и в нормальных условиях эксплуатации.

1. Нормальные условия эксплуатации — условия, включающие в себя возможные изменения напряжения внутри машины, которые возникают, например, при срабатывании выключателя цепи или повреждения лампы.

2. При определении рабочего напряжения не принимают во внимание величины напряжений, возникающие вследствие переходных процессов в источнике питания.

2.2.4. Номинальная потребляемая мощность — потребляемая мощность при номинальном напряжении, указанная для машины изготовителем.

2.2.5. Номинальный ток — ток при номинальном напряжении или нижнем пределе диапазона номинальных напряжений, указанный для машины изготовителем.

Примечание. Если номинальный ток машины не указан, то его определяют расчетным путем по номинальной потребляемой мощности и номинальному напряжению или измерением тока, когда машина работает при номинальном напряжении и нормальной нагрузке.

2.2.6. Номинальная частота — частота, указанная для машины изготовителем.

2.2.7. Диапазон номинальных частот — диапазон частот, указанный для машины изготовителем, выраженный нижним и верхним пределами.

2.2.8. Номинальная скорость на холостом ходу — скорость на холостом ходу при номинальном напряжении или при верхнем пределе диапазона номинальных напряжений, указанная для машины изготовителем.

2.2.9. Съемный гибкий кабель или шнур — гибкий кабель или шнур для питания или других целей, предназначенный для присоединения к машине при помощи штепсельного соединителя.

2.2.10. Шнур питания — гибкий кабель или шнур для питания, соединенный с машиной одним из следующих способов:

соединение типа X — при котором гибкий кабель или шнур может быть легко заменен без помощи специальных инструментов другим кабелем или шнуром без особой подготовки;

соединение типа М — при котором гибкий кабель или шнур может быть легко заменен без помощи специальных инструментов специальным кабелем или шнуром (например, с формованным защитным устройством кабеля или опрессованными наконечниками);

соединение типа У — при котором гибкий кабель или шнур может быть заменен только с помощью специальных инструментов в специализированных ремонтных мастерских изготовителя.

П римечание. Соединение типа У может использоваться либо с обычными гибкими кабелями или шнурами, либо со специальными кабелями или шнурами.

соединение типа Z — при котором нельзя заменить гибкий кабель или шнур, не повредив части машины.

2.2.11. Основная изоляция — изоляция частей, находящихся под напряжением, предназначенная для основной защиты от поражения электрическим током.

П римечание. Основная изоляция не обязательно включает изоляцию, применяемую исключительно для функциональных целей.

2.2.12. Дополнительная изоляция — независимая изоляция, предусмотренная как дополнение к основной изоляции для обеспечения защиты от поражения электрическим током в случае повреждения основной изоляции.

2.2.13. Двойная изоляция — изоляция, включающая как основную, так и дополнительную изоляцию.

2.2.14. Усиленная изоляция — единая система изоляции частей, находящихся под напряжением, обеспечивающая такую же степень защиты от поражения электрическим током, как и двойная изоляция, в условиях, указанных в настоящем стандарте.

Примечание. Термин «единая система изоляции» не означает, что изоляция должна обязательно состоять из единственного слоя. Она может охватывать несколько слоев, которые нельзя испытать отдельно как дополнительную или основную изоляцию.

2.2.15. Ручная электрическая машина — машина с приводом от электрического или электромагнитного двигателя, являющегося неотъемлемой частью, предназначенная для выполнения технологических операций.

Машина может быть легко перенесена к месту применения; во время работы ее держат в руках или подвешивают.

Примечание. Ручные машины могут быть снабжены гибким валом, а их привод может быть стационарным или переносным. Машины могут быть снабжены также приспособлениями для закрепления на опоре. Ручные машины включают также машины, поддерживаемые руками (например, бетоноломы).

2.2.16. Машина сменного типа — машина, которую невозможно ремонтировать вообще или которую ремонтируют только в ремонтных мастерских изготовителя.

2.2.17. Машина класса I — машина, в которой защиту от поражения электрическим током обеспечивают как основной изоляцией, так и дополнительными мерами безопасности, при которых доступные токопроводящие части соединены с защитным (заземляющим) проводом сети таким образом, что не могут оказаться под напряжением в случае повреждения основной изоляции.

1. Для машин, предназначенных для использования с гибким кабелем или шнуром, должен быть предусмотрен защитный провод, являющийся частью гибкого кабеля или шнура.

2. Машины класса I могут иметь части с двойной или усиленной изоляцией либо части, работающие при безопасном сверхнизком напряжении.

2.2.18. Машина класса II — машина, в которой защиту от поражения электрическим током обеспечивают как основной изоляцией, так и дополнительными мерами безопасности, такими как двойная и усиленная изоляция, и которая не имеет защитного провода или защитного контакта заземления.

Машина класса II может быть отнесена к одному из следующих типов;

1 — машина, имеющая прочный, практически сплошной кожух из изоляционного материала, который покрывает все металлические части, за исключением небольших деталей, таких как щитки, винты и заклепки, которые изолированы от частей под напряжением изоляцией, эквивалентной по крайней мере усиленной изоляции; такую машину называют машиной класса II с изоляционным кожухом;

2 — машина, имеющая практически сплошной металлический кожух, в которой повсюду применена двойная изоляция, за исключением деталей, где применена усиленная изоляция, так как применение двойной изоляции практически невыполнимо; такую машину называют машиной класса II с металлическим кожухом;

3 — машина, представляющая комбинацию типов 1 и 2.

2.2.19. Машина класса III — машина, в которой защиту от поражения электрическим током обеспечивают путем ее питания безопасным сверхнизким напряжением и в которой не возникают напряжения больше, чем безопасное сверхнизкое напряжение.

П римечание. Машины, предназначенные для работы при безопасном сверхнизком напряжении и имеющие внутренние цепи, работающие при напряжении, которое не является безопасным сверхнизким напряжением, не включены в настоящую классификацию и являются предметом дополнительных требований.

2.2.20. Сверхнизкое напряжение — напряжение, получаемое от источника, встроенного в машину, и которое при работе машины на ее номинальном напряжении не превышает 42 В между проводниками и землей или для трехфазного питания не превышает 24 В между проводниками и нейтралью; цепь сверхнизкого напряжения изолирована от других цепей только с помощью основной изоляции.

2.2.21. Безопасное сверхнизкое напряжение — номинальное напряжение, не превышающее 42 В между проводниками и между проводниками и землей, или в случае трехфазного питания, не превышающее 24 В между проводниками и нейтралью; при этом напряжение холостого хода не превышает соответственно 50 и 29 В.

1. Если безопасное сверхнизкое напряжение получают путем преобразования более высокого напряжения, то это следует осуществлять посредством безопасного изолирующего трансформатора или преобразователя с раздельными обмотками.

2. Указанные предельные величины напряжений относятся к работе безопасного изолирующего трансформатора или преобразователя, питаемого номинальным напряжением.

2.2.22. Безопасный изолирующий трансформатор — трансформатор, входная обмотка которого электрически отделена от выходных обмоток с помощью изоляции, эквивалентной по крайней мере двойной или усиленной изоляции, предназначенный для питания распределительной цепи машины или другого оборудования безопасным сверхнизким напряжением.

2.2.23. Нормальная нагрузка — нагрузка, имитирующая средние нагрузки машины в условиях нормальной эксплуатации с учетом указаний о кратковременном или повторно-кратковременном режиме работы; нагревательные элементы (если они имеются) включают как при нормальной эксплуатации, если нет других указаний в настоящем стандарте или в стандартах на машины конкретных видов.

Примечание. Нормальная нагрузка основана на номинальном напряжении или верхнем пределе диапазона номинальных напряжений.

2.2.24. Номинальная продолжительность работы — продолжительность работы, указанная для машины изготовителем.

2.2.25. Продолжительный режим работы — работа при нормальной нагрузке в течение неограниченного периода времени.

2.2.26. Кратковременный режим работы — работа при нормальной нагрузке в течение определенного периода времени, начиная с холодного состояния; интервалы между каждым периодом работы являются достаточно продолжительными, чтобы машина могла охладиться до температуры окружающего воздуха.

2.2.27. Повторно-кратковременный режим работы — работа при последовательном чередовании одинаковых циклов, каждый из которых включает период работы при нормальной нагрузке, за которым следует период отдыха, при котором машина функционирует на холостом ходу или выключается.

2.2.28. Несъемная часть — часть, которая может быть отделена только при помощи инструмента.

2.2.29. Съемная часть — часть, которая может быть отделена без применения инструмента.

2.2.30. Термовыключатель — устройство, ограничивающее температуру машины или ее частей при ненормальной работе путем автоматического размыкания цепи или уменьшения величины тока и которое сконструировано так, что его уставка не может быть изменена потребителем.

2.2.31. Термовыключатель без самовозврата — термовыключатель, который восстанавливает величину тока после ручного вмешательства или замены детали.

2.2.32. Путь утечки — наименьшее расстояние между двумя токопроводящими частями или между токопроводящей частью и граничной поверхностью машины, измеренное по поверхности изоляционного материала.

Примечание. Граничной поверхностью машины является внешняя поверхность кожуха, которая определяется металлической фольгой, прижимаемой к доступным изоляционным поверхностям.

2.2.33. Воздушный зазор — наименьшее расстояние между двумя токопроводящими частями и граничной поверхностью машины, измеренное по воздуху.

2.2.34. Полное отключение — отключение всех питающих проводов (за исключением защитного провода) одним действием.

Примечание. Защитный заземляющий провод не считается питающим проводом.

2.2.35. Доступная часть или доступная поверхность — часть или поверхность, к которой можно прикоснуться стандартным испытательным пальцем, приведенным на черт. 1. Металлические части, которые находятся в электрической связи с доступными металлическими частями, считают тоже доступными.

2.2.36. Термин «корпус» охватывает все доступные металлические части, оси рукояток, кнопок, ручек и т.п., а также металлическую фольгу, соприкасающуюся с доступными поверхностями изоляционного материала, но он не распространяется на недоступные металлические части.

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

3.1. Машины должны быть сконструированы и изготовлены таким образом, чтобы при нормальной эксплуатации обеспечивалась их надежная работа и не создавалась опасность для людей и окружающей среды даже в случае небрежного обращения с машиной, как это может быть при нормальной эксплуатации.

Проверку проводят с помощью всех указанных ниже испытаний.

3.2. Правила безопасности при эксплуатации машин — в соответствии с приложениями 1 и 2.

4. ИСПЫТАНИЯ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1. Испытания, проводимые в соответствии с настоящим стандартом, являются общими для всех машин, входящих в область распространения стандарта. Для машин каждого конкретного вида следует учитывать указания стандарта на машины этого вида.

4.2. Если нет других указаний в настоящем стандарте или в стандартах на машины конкретных видов, испытания проводят на одном образце машины в состоянии поставки. Образец должен выдержать все испытания.

1. Если из конструкции машины очевидно, что какое-либо испытание к ней неприменимо, это испытание не проводят.

2. Если машина рассчитана на различные напряжения питания как переменного, так и постоянного тока, на различные частоты вращения и т. д., может потребоваться более чем один образец.

3. Если требуются испытания по и. 11.6, необходимы дополнительные образцы.

4. Если необходимо провести демонтаж машины класса II для соответствующих испытаний, требуется один образец.

5. При испытании комплектующих изделий может возникнуть необходимость в дополнительных образцах этих изделий. В этом случае они должны поставляться вместе с машиной.

4.3. Если нет других указаний в стандартах на машины конкретных видов, испытания проводят в порядке, приведенном в настоящем стандарте.

Если необходимо измерить уровень радиопомех, его измеряют после испытаний по разд. 8.

Примечание. Перед началом испытаний машина должна быть подключена к сети при номинальном напряжении или нижнем пределе диапазона номинальных напряжений для установления ее исправности.

4.4. Машины или их подвижные части испытывают в наиболее неблагоприятных положениях, которые могут возникнуть при нормальной эксплуатации машины.

4.5. Если на результаты испытания влияет температура окружающей среды, то ее поддерживают в пределах (20±5) °С. Однако, если температура какой-либо части ограничивается устройством, чувствительным к температуре, или на нее влияет температура фазового перехода (например, температура кипящей воды), то температура окружающей среды в случае сомнения поддерживается в пределах (23±2) °С.

4.6. Машины, предназначенные для работы только на переменном токе, испытывают переменным током при номинальной частоте, если она указана. Машины, предназначенные для работы только на постоянном токе, испытывают постоянным током, а предназначенные для работы как на переменном, так и на постоянном токах — при наиболее неблагоприятном роде тока.

Машины, предназначенные для работы на переменном токе, на которых не указана номинальная частота или указан диапазон частот 50—60 Гц, испытывают при частоте 50 или 60 Гц, в зависимости от того, при какой частоте создаются наиболее неблагоприятные условия.

Машины, на которых указан диапазон номинальных частот, отличающийся от 50—60 Гц, испытывают при наиболее неблагоприятной частоте в пределах указанного диапазона.

Машины, предназначенные для работы при более чем одном номинальном напряжении, испытывают при наиболее неблагоприятном напряжении.

Если нет других указаний в настоящем стандарте или в стандартах на машины конкретных видов, машины, рассчитанные на один или более диапазонов номинальных напряжений, испытывают при наиболее неблагоприятном напряжении в пределах соответствующего диапазона.

Если указано, что питающее напряжение равно номинальному, умноженному на коэффициент, то питающее напряжение для машин, маркированных диапазоном номинальных напряжений, должно равняться:

верхнему пределу диапазона номинальных напряжений, умноженному на коэффициент, если он более 1;

нижнему пределу диапазона номинальных напряжений, умноженному на коэффициент, если он менее 1;

Примечание. Максимальная или минимальная номинальная потребляемая мощность — номинальная потребляемая мощность, относящаяся соответственно к верхнему или нижнему пределу диапазона номинальных напряжений.

Если испытуемые машины предназначены только для работы на постоянном токе, принимают во внимание возможное влияние полярности на работу машины.

Примечание. Если машина предназначена более чем для одного номинального напряжения или более чем для одного диапазона номинальных напряжений, может возникнуть необходимость провести некоторые испытания при минимальном, среднем и максимальном значениях номинального напряжения, чтобы установить наиболее неблагоприятное напряжение.

4.7. Машины, для которых предусмотрены сменные нагревательные элементы или насадки, испытывают в соответствии со стандартами на конкретные виды машин с такими элементами или насадками, которые дают самые неблагоприятные результаты при условии, что эти элементы или насадки соответствуют техническим условиям изготовителя машины.

4.8. Если при нормальной эксплуатации нагревательный элемент не может функционировать при неработающем двигателе, то элемент испытывают при работающем двигателе. Если нагревательный элемент может функционировать при неработающем двигателе, то его испытывают при работающем или неработающем двигателе, в зависимости от того, что является наиболее неблагоприятным. Нагревательные элементы, встроенные в машину, подключают к отдельному источнику питания, если нет других указаний, и испытывают по ГОСТ 27570.0.

4.9. Если нет других указаний в настоящем стандарте или в стандартах на: машины конкретных видов, машины, снабженные регулирующим или подобным устройством, испытывают с этими устройствами при самых неблагоприятных уставках, если уставка может быть изменена потребителем.

П римечание. Если средства регулировки работы машины доступны без применения инструмента, указанные требования применяют, когда уставка может быть изменена вручную или с применением инструмента. Если средства регулировки недоступны без применения инструмента, указанные требования применяют только тогда, когда уставка может быть изменена вручную. Соответствующее пломбирование считают достаточным для защиты от изменения уставки потребителем.

4.10. Если условия нормальной нагрузки указаны в соответствующих стандартах на машины конкретных видов, машину нагружают в соответствии с этими условиями, независимо от маркировки кратковременного или повторно-кратковременного режима, за исключением случаев, когда из конструкции машины очевидно, что эти условия не наступят при нормальной эксплуатации.

Если условия нормальной нагрузки не указаны в стандартах на машины конкретных видов, машину нагружают в соответствии с инструкцией изготовителя. При отсутствии такой инструкции машину нагружают при продолжительном режиме работы нагрузкой, соответствующей номинальной потребляемой мощности.

Испытания с насадками, выполняющими функции, установленные соответствующими стандартами на машины конкретных видов, проводят в соответствии с этими стандартами.

Остальные принадлежности испытывают в соответствии с инструкцией изготовителя. При отсутствии такой инструкции машину испытывают при продолжительном режиме работы с нагрузкой, соответствующей номинальной потребляемой мощности.

Электронные устройства для регулирования скорости устанавливают на самую высокую скорость.

4.11. Если нагрузку производят тормозным моментом, его приложение должно осуществляться таким образом, чтобы на рабочем конце вала не возникало дополнительных напряжений (например, бокового нажима). Дополнительные нагрузки, необходимые для нормальной работы машины, должны быть учтены.

4.12. Машины, предназначенные для работы при безопасном сверхнизком напряжении, испытывают вместе с питающим трансформатором, если его поставляют вместе с машиной.

4.13. При испытаниях по разд. 8, 15, 23 и 25 части, отделенные от токоведущих частей двойной или усиленной изоляцией, рассматривают как части, которые не могут оказаться под напряжением в случае повреждения изоляции. Присоединение доступных металлических частей к защитному зажиму или защитному контакту не устраняет необходимости в проведении этих испытаний.

4.14. Если машины класса I имеют доступные металлические части, которые не присоединены к защитному зажиму или защитному контакту или не отделены от частей под напряжением промежуточной металлической частью, присоединенной к защитному зажиму или защитному контакту, то такие части должны испытываться на соответствие требованиям, установленным для машин класса II.

4.15. Если машины класса I или II имеют части, работающие при безопасном сверхнизком напряжении, то такие части должны испытываться в соответствии с требованиями для машин класса III.

4.16. Машины со встроенными электронными схемами испытывают в соответствии с приложением В.

4.17. Приемку машин на безопасность проводят в соответствии с приложением 3.

5. НОМИНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ

5.1. Максимально допустимыми значениями номинального напряжения являются:

250 В — для машин постоянного тока,

440 В — для остальных машин.

Рекомендуемыми значениями номинального напряжения машин класса III являются 24 и 42 В. Проверку проводят осмотром маркировки.

Примечание. Требования настоящего стандарта выполняются при условии, что при нормальной эксплуатации напряжение между проводами питающей сети и землей не превышает 254 В.

6.1. по типу защиты от поражения электрическим током на классы I, II и III.

6.2. по степени защиты от проникновения воды на обычные, брызгозащищенные и водонепроницаемые.

1. Номера классов характеризуют не уровень безопасности машин, а только средства обеспечения безопасности.

2. Если машины класса III поставляют с защитным трансформатором для питания от сети, их классификация не изменяется.

7.1. На каждой машине должны быть нанесены следующие данные:

номинальное (ые) напряжение (я) или диапазон (ы) номинальных напряжений в вольтах;

условное обозначение рода тока, при необходимости;

номинальная частота или диапазон номинальных частот в герцах, если машина не предназначена только для постоянного тока или для переменного тока частотой 50 и 60 Гц;

номинальная потребляемая мощность в ваттах или киловаттах, если она превышает 25 Вт, или номинальный ток в амперах;

наименование, товарный знак или условное обозначение изготовителя;

обозначение типа или модели машины;

номинальный режим работы, при необходимости;

условное обозначение класса II (только для машин класса II);

условное обозначение защиты от проникновения воды, при необходимости.

1. На машинах с соединением «звезда—треугольник» должны быть отчетливо обозначены два номинальных напряжения (например, 220A/380Y).

2. Номинальную потребляемую мощность или номинальный ток, указываемые на машине, определяют как общую потребляемую мощность или общий ток, которые могут потребляться одновременно от сети.

3. Если машина имеет переменно действующие комплектующие изделия, которые могут выбираться устройством управления, номинальная потребляемая мощность должна соответствовать возможно наиболее высокой нагрузке.

4. Допускается дополнительная маркировка при условии, что она не вызовет неправильного понимания.

5. Если двигатель машины маркируют отдельно, то маркировка машины и маркировка двигателя должны исключать сомнения относительно номинальных данных машины и ее изготовителя.

7.2. На машинах, предназначенных для кратковременного или повторно-кратковременного режима работы, должна быть указана продолжительность номинального рабочего периода или продолжительность номинального рабочего периода и номинального периода отдыха, если продолжительность рабочего периода не ограничена конструкцией машины или режим работы не соответствует определению нормальной нагрузки, приведенному в соответствующих стандартах на машины конкретных видов.

Маркировка кратковременного или повторно-кратковременного режима работы должна соответствовать условиям нормальной эксплуатации.

Повторно-кратковременный режим работы обозначают номинальным рабочим периодом времени, за которым следует номинальный период отключения или холостого хода. Обозначения должны быть разделены наклонной чертой.

7.3. На машинах со встроенными нагревательными элементами должна быть нанесена дополнительно на щитке машины полная маркировка нагревательных элементов по ГОСТ 27570.0.

7.4. Если машину можно устанавливать на различные номинальные напряжения или номинальные потребляемые мощности, напряжение или потребляемая мощность, на которые она установлена, должны быть легко и ясно различимы.

Требование не относится к машинам с соединением «звезда — треугольник».

П римечание. Для машин, в которых не требуется частых изменений уставки напряжения, это требование считают выполненным, если номинальное напряжение или номинальная потребляемая мощность, на которые установлена машина, могут быть определены из схемы соединений, закрепленной на машине. Схема соединений может находиться на внутренней стороне крышки, которую надо снять, чтобы подсоединить провода питания. Эта схема может быть выполнена на прикрепленной заклепками к крышке пластинке, на бумажной или другой этикетке, приклеенной к крышке. Схему не допускается помещать на свободно прикрепленной к машине бирке.

7.5. Машины, маркированные более чем на одно номинальное напряжение или более чем на один диапазон номинальных напряжений, должны маркироваться номинальной потребляемой мощностью для каждого из этих напряжений или диапазонов, если эта мощность превышает 25 Вт.

Верхний и нижний пределы номинальной потребляемой мощности должны быть обозначены на машине таким образом, чтобы было видно соотношение между потребляемой мощностью и напряжением, за исключением случая, при котором разность пределов диапазонов номинальных напряжений не превышает 10 % среднего значения диапазона. В этом случае обозначение номинальной потребляемой мощности допускается относить к среднему значению диапазона.

7.6. Используют следующие условные обозначения:

Н/см 2 — ньютон на квадратный сантиметр; ч — час;

ГОСТ 12.2.007.1-75 ССБТ. Машины электрические вращающиеся. Требования безопасности (с Изменением N 1)

Оглавление

ГОСТ 12.2.007.1-75 ССБТ. Машины электрические вращающиеся. Требования безопасности (с Изменением N 1)

Вид документа:
ГОСТ

Принявший орган: Госстандарт СССР

Тип документа: Нормативно-технический документ
Дата начала действия: 1 января 1978 г.
Опубликован:

  • ГОСТ 1639-2009 Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Общие технические условия ГОСТ
  • ГОСТ 12.4.026-76* ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности (с Изменениями N 1, 2) (не действует на территории РФ) ГОСТ
  • ГОСТ 12.1.004-91 ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования (с Изменением N 1) ГОСТ
  • ГОСТ 12.2.003-91 ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности ГОСТ
  • ГОСТ 12.2.007.0-75 ССБТ. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности (с Изменениями N 1, 2, 3, 4) ГОСТ
  • ГОСТ 1639-93 Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Общие технические условия (с Изменением N 1) (не действует на территории РФ) ГОСТ
  • ГОСТ 12.2.124-2013 ССБТ. Оборудование продовольственное. Общие требования безопасности ГОСТ
  • ГОСТ 31829-2012 Оборудование озонаторное. Требования безопасности ГОСТ
  • ГОСТ Р 54317-2011 Комплексы стартовые и технические ракетно-космических комплексов. Требования безопасности ГОСТ Р
  • ГОСТ Р 54564-2011 Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Общие технические условия ГОСТ Р
  • ГОСТ 31542-2012 Автоматы и полуавтоматы кузнечно-прессовые. Требования безопасности ГОСТ
  • ГОСТ 31541-2012 Молоты. Требования безопасности ГОСТ
  • ГОСТ Р 52776-2007 (МЭК 60034-1-2004) Машины электрические вращающиеся. Номинальные данные и характеристики ГОСТ Р
  • ГОСТ 1639-2009 Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Общие технические условия ГОСТ
  • ГОСТ 1639-93 Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Общие технические условия (с Изменением N 1) (не действует на территории РФ) ГОСТ
  • О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» Решение Комиссии Таможенного союза
  • ГОСТ 1639-93 Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Общие технические условия ГОСТ
  • ГОСТ 12.2.124-2013 ССБТ. Оборудование продовольственное. Общие требования безопасности ГОСТ
  • ГОСТ 31829-2012 Оборудование озонаторное. Требования безопасности ГОСТ
  • ГОСТ 31542-2012 Автоматы и полуавтоматы кузнечно-прессовые. Требования безопасности ГОСТ
  • ГОСТ 31541-2012 Молоты. Требования безопасности ГОСТ
  • НПБ 188-2000 Автолестницы пожарные. Основные технические требования. Методы испытаний Приказ ГУГПС МЧС России
  • ПОТ Р О 97300-11-97 Правила по охране труда при ремонте и техническом обслуживании сельскохозяйственной техники Приказ Минсельхоза России
  • СТО НОСТРОЙ 2.29.110-2013 Мостовые сооружения. Устройство опор мостов СТО НОСТРОЙ
  • СТО РЖД 1.20.004-2009 Классификатор нормативных документов для аттестации рабочих мест структурных подразделений ОАО «РЖД» Распоряжение ОАО «РЖД»
  • Методика оценки травмобезопасности при аттестации рабочих мест (предприятий грузовой и коммерческой работы) Приказ МПС России
  • СТО 70238424.29.160.30.003-2009 Тепловые электрические станции. Электродвигательные установки. Условия создания. Нормы и требования Приказ НП «ИНВЭЛ»
  • СТО 70238424.29.160.20.006-2009 Турбогенераторы и синхронные компенсаторы. Условия поставки. Нормы и требования Приказ НП «ИНВЭЛ»
  • СТО 70238424.29.160.20.009-2009 Турбогенераторы. Общие технические условия на капитальный ремонт. Нормы и требования Приказ НП «ИНВЭЛ»
  • СТО 70238424.29.160.20.005-2009 Турбогенераторы серии ТВФ. Групповые технические условия на капитальный ремонт. Нормы и требования Приказ НП «ИНВЭЛ»
  • ПОТ Р О-112-002-98 Правила по охране труда при эксплуатации магистральных нефтепродуктопроводов Приказ Минэнерго России
  • РД 102-011-89 Охрана труда. Организационно-методические документы РД
  • ГОСТ Р 50938-2013 Услуги бытовые. Ремонт, установка и техническое обслуживание электрических машин и приборов. Общие технические условия ГОСТ Р
  • СТО 70238424.27.140.019-2010 Гидрогенераторы. Условия поставки. Нормы и требования Приказ НП «ИНВЭЛ»
  • СТО 70238424.29.160.30.005-2009 Электродвигатели напряжением свыше 1000 В мощностью от 100 кВт и более. Общие технические условия на капитальный ремонт. Нормы и требования Приказ НП «ИНВЭЛ»
  • СТО 70238424.29.160.30.004-2009 Электродвигатели напряжением до 1000 В мощностью от 0,1 до 100 кВт. Общие технические условия на капитальный ремонт. Нормы и требования Приказ НП «ИНВЭЛ»
  • ПОТ Р О-00030171 Правила по охране труда при эксплуатации судоходных гидротехнических сооружений ПОТ Р
  • Изменение N 3 ГОСТ 9630-80 Двигатели трехфазные асинхронные напряжением свыше 1000 В. Общие технические условия Протокол МГС
  • Методика аттестации на травмобезопасность рабочих мест персонала тяговых подстанций, пунктов питания и секционирования электрифицированных железных дорог Приказ МПС России
  • Методика аттестации на травмобезопасность работников вокзалов и станций Приказ МПС России
  • Методика оценки и аттестации рабочих мест на травмобезопасность электромехаников и электромонтеров СЦБ и связи железнодорожного транспорта Приказ МПС России
  • Оценка травмобезопасности рабочих мест для целей их аттестации по условиям труда. Методические указания МУ (Методические указания)
  • Методика аттестации рабочих мест по условиям труда и на травмобезопасность в локомотивном хозяйстве Приказ МПС России
  • ПОТ Р М-006-97 Межотраслевые правила по охране труда при холодной обработке металлов Постановление Министерства труда и социального развития РФ
  • ПОТ Р О-97300-06-95 Правила по охране труда в сахарной отрасли пищевой промышленности Приказ Минсельхоза России
  • ГОСТ Р 50735-95 Генераторы переменного тока мощностью от 2 до 30 кВт для отбора мощности от двигателей подвижных средств. Общие технические условия ГОСТ Р
  • ГОСТ 18200-90 Машины электрические вращающиеся мощностью свыше 200 кВт. Двигатели синхронные. Общие технические условия ГОСТ
  • ГОСТ 24875-88 Машины электрические малой мощности. Тахогенераторы. Общие технические условия ГОСТ
  • ГОСТ 24720-81 (СТ СЭВ 1377-78 и СТ СЭВ 1378-78) Щеткодержатели электрических машин. Общие технические условия (с Изменением N 1) ГОСТ
  • ГОСТ 17493-80 Преобразователи частоты электромашинные мощностью 250 кВт и выше. Общие технические условия (с Изменениями N 1, 2) ГОСТ
  • ГОСТ 9630-80 Двигатели трехфазные асинхронные напряжением свыше 1000 В. Общие технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3) ГОСТ
  • ГОСТ 12049-75 Двигатели постоянного тока для машин напольного безрельсового электрифицированного транспорта. Общие технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3) ГОСТ
  • Охрана и безопасность труда

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

МАШИНЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ВРАЩАЮЩИЕСЯ

Occupation safety standards system. Rotating electric machines.
Safety requirements

Дата введения 1978-01-01

УТВЕРЖДЕН постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 10 сентября 1975 г. N 2368

Ограничение срока действия снято по протоколу N 3-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 5-6-93)

Издание (август 2001 г.) с Изменением N 1, утвержденным в декабре 1983 г. (ИУС 3-84).

Стандарт устанавливает требования безопасности к конструкции электрических машин.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Электрические машины должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, ГОСТ 12.2.007.0-75, ГОСТ 12.2.003-74 и ГОСТ 12.1.004-76.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

1.2. Сопротивление изоляции обмоток, электрическая прочность междувитковой изоляции обмоток и электрическая прочность изоляции относительно корпуса машины — по ГОСТ 183-74 и ГОСТ 2582-81.

1.3. Конструкция и материал выводных концов и колодок с зажимами должны исключать возможность поверхностного перекрытия разрядами при работе электрических машин в условиях повышенной относительной влажности или пониженного атмосферного давления, установленных в стандартах или технических условиях на эти машины.

1.4. Каждая электрическая машина должна иметь элемент заземления.

Агрегаты, состоящие из генератора и двигателя, конструктивно выполненные отдельно, должны иметь элементы заземления на каждой машине.

Для совмещенных конструкций допускается устанавливать общий элемент заземления при условии обеспечения надежного электрического контакта между корпусами генератора и двигателя.

1.5. Конструкция подшипниковых узлов должна исключать возможность стекания масла по валу на обмотки машин, на настил рабочей площадки, на токоведущие части и оборудование, а расположение масленок должно обеспечивать свободный и удобный доступ к ним для обслуживания.

1.6. Конструкция щеточного аппарата должна обеспечивать безопасность при смене щеток и щеткодержателей.

1.7. В электрических машинах, изготовляемых без коробки выводов, должны быть предусмотрены меры, исключающие возможность случайных прикосновений к выводам обмоток.

1.8. На крышках люков электрических машин должны быть нанесены знаки безопасности по ГОСТ 12.4.026-76.

2. ТРЕБОВАНИЯ К ОТДЕЛЬНЫМ ВИДАМ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

2.1. Турбогенераторы, гидрогенераторы, синхронные компенсаторы

2.1.1. Контактные кольца и щеточный аппарат должны быть защищены оболочкой.

2.1.2. Подшипник и его трубопроводы, а также обоймы уплотнения вала турбогенератора со стороны контактных колец (стороны противоположной турбине) должны быть электрически изолированы от корпуса.

Электрическое сопротивление изоляции, измеренное мегомметром напряжением 1000 В, должно быть не менее 1 МОм. В турбогенераторах, гидрогенераторах и синхронных компенсаторах должны быть конструктивные элементы для осуществления постоянного контроля изоляции подшипников.

2.1.3. Фундаментные плиты и системы водоснабжения к газоохладителям должны быть снабжены элементами заземления. Корпус статора должен быть снабжен двумя или более элементами заземления, расположенными в двух диаметрально противоположных местах.

Съемные металлические кожухи, закрывающие токоведущие части (кроме кожуха траверсы, если он установлен на изолированном подшипнике), должны быть электрически соединены с заземленным корпусом турбогенератора.

2.1.4. Внешние трубопроводы подачи и слива дистиллята, а также трубопроводы продувки коллекторов, трубопроводы обмотки статора должны быть заземлены не менее чем в двух точках.

2.1.5. Все внешние трубопроводы, принадлежащие к турбогенераторам, должны быть окрашены: маслопроводы — в желтый цвет; газопроводы и аппараты, заполненные водородом, — в темно-зеленый цвет; газопроводы, заполненные углекислым газом, — в черный цвет с желтыми поперечными полосами; газопроводы, заполненные азотом, — в черный цвет; газопроводы, находящиеся под вакуумом, — в красный цвет, газопроводы, заполненные воздухом, — в синий цвет с белыми поперечными полосами; трубопроводы и аппараты, заполненные конденсатом, — в серебристый цвет.

Ширина окрашиваемых полос устанавливается в зависимости от величины объекта и расстояния, с которого они должны быть видны. Соотношение ширины полос разного цвета должно быть равным 1:1.

2.1.6. Лампы сигнализации, устанавливаемые в щитах, содержащих аппаратуру и арматуру системы водородного охлаждения, должны быть расположены ниже аппаратуры и арматуры.

2.1.7. Места возможного скопления водорода (масляные камеры опорных подшипников, защитные и декоративные кожухи, а также главный масляный бак) должен иметь естественную или независимую вентиляцию.

2.1.8. Конструкция щеточного аппарата должна предотвращать попадание водорода из камер подшипников к контактным кольцам и его скопление в аппарате (кроме случаев, когда последний работает в среде водорода).

2.1.9. В корпусе статора и других узлах турбогенераторов с водородным охлаждением, в местах, где возможна утечка водорода, а также образование водородно-воздушной взрывчатой смеси, не должно быть замкнутых объемов.

2.1.10. Все газопроводы должны быть выполнены с уклоном к дренажным вентилям, которые необходимо устанавливать в самых низких точках газопровода. Газопроводы, идущие от регуляторов давления масла и от демпферного бака, должны быть выполнены с непрерывным уклоном к поплавковому гидравлическому затвору.

2.1.11. Сливные маслопроводы должны иметь уклон не менее 2° в сторону главного маслоблока турбины; выгибы должны быть плавными; сечение труб в направлении слива масла не должно уменьшаться.

2.1.12. В масляных камерах подшипников и сливных патрубках должны быть пробоотборочные точки для осуществления во время эксплуатации постоянного контроля содержания водорода. Допустимое содержание водорода не должно превышать 2%.

2.1.13. В термометрах сопротивления и других датчиках измерительных приборов должна исключаться возможность появления рабочего напряжения в цепи измерения.

Путь проводки термометров сопротивления и других датчиков в аксиальном направлении должен быть кратчайшим.

С целью уменьшения индуцированной электродвижущей силы проводники, прокладываемые в пазу, должны быть перевиты, а вне паза — помещены в экран.

На зажимах от термометров сопротивления, расположенных в коробках выводов, должны быть установлены разрядники.

2.1.14. Смотровые стекла сливных патрубков должны освещаться ламповыми устройствами взрывозащищенного исполнения. Напряжение для питания светильников не должно превышать 12 В.

2.1.15. В гидрогенераторах должны быть двери и лазы для осмотра сердечника статора без демонтажа воздухоохладителей.

Для удобства монтажа и демонтажа рифленые перекрытия, воздухоразделяющие щиты (горизонтальные и вертикальные) необходимо выполнять крупными узлами.

2.1.16. Подвод кабеля к аппарату щеткодержателя должен быть изолирован от корпуса. Подвод должен быть размещен так, чтобы избежать прохождения кабеля вблизи шин напряжением свыше 1000 В.

2.1.17. На проводах вторичной внутрипанельной коммутации шкафов, сборок блоков и устройств систем возбуждения должно быть исключено применение металлических оконцевателей и маркировочных бирок.

2.2. Тяговые электрические машины

2.2.1. В коробке выводов закрытого типа рекомендуется: для подключения проводов ставить шпильки с комплектом крепежных деталей, предотвращающих самоотвинчивание гаек; предусматривать устройства, предотвращающие проворачивание и замыкание наконечников между собой и на корпус, и устанавливать средства, предотвращающие перетирание, крепление и защиту проводов металлическими шлангами.

2.2.2. На корпусах двигателей с осевой подвеской, кроме основных приливов системы подвески, должны быть приливы, предотвращающие падение двигателя при поломке основных приливов подвески.

2.2.3. Для удобства обслуживания нижний люк должен выполняться с наклоном к горизонтальной плоскости.

2.3. Электробуры и погружные двигатели

2.3.1. Заземляющий элемент должен иметь сечение не менее 35 мм Ссбт машины ручные электрические общие требования безопасности методы испытаний.

2.3.2. Избыточное давление в погружном двигателе должно быть 1,8·10 Ссбт машины ручные электрические общие требования безопасности методы испытаний-20·10 Ссбт машины ручные электрические общие требования безопасности методы испытанийН/м Ссбт машины ручные электрические общие требования безопасности методы испытаний( Ссбт машины ручные электрические общие требования безопасности методы испытаний0,184-2,04 кгс/см Ссбт машины ручные электрические общие требования безопасности методы испытаний).

2.3.3. В систему масляной защиты должны входить компенсатор и торцевые уплотнения нижнего и верхнего концов вала.

2.3.4. Компенсаторное устройство должно позволить маслу свободно расширяться при нагреве, предотвращая чрезмерное внутреннее давление в электробуре.

2.3.5. Первоначальное заполнение электробура маслом должно производиться давлением 30·10 Ссбт машины ручные электрические общие требования безопасности методы испытаний-50·10 Ссбт машины ручные электрические общие требования безопасности методы испытанийН/м Ссбт машины ручные электрические общие требования безопасности методы испытаний( Ссбт машины ручные электрические общие требования безопасности методы испытаний3,06-5,1 кгс/см Ссбт машины ручные электрические общие требования безопасности методы испытаний).

2.3.6. Контроль давления масла в полости электробура должен производиться при помощи манометра и по величине сжатия пружины компенсатора.

2.3.7. В двигатель электробура должно закачиваться чистое сухое трансформаторное масло по ГОСТ 982-80 с пробивным напряжением не ниже 30 кВ; в шпиндели электробура — авиационное масло МС-20 или МК-22 по ГОСТ 21743-76.

2.3.8. Герметизация погружного двигателя должна осуществляться путем заполнения его трансформаторным маслом.

2.3.9. При любой глубине погружения двигателя над уровнем пластовой жидкости давление трансформаторного масла в нем должно быть избыточным по отношению к давлению пластовой жидкости.

Источник http://allgosts.ru/13/100/gost_12.2.013.0-91
Источник Источник Источник Источник http://library.fsetan.ru/doc/gost-1220071-75-ssbt-mashinyi-elektricheskie-vraschayuschiesya-trebovaniya-bezopasnosti-s-izmeneniem-n-1/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожее

Модульная АГНКС. Революция в газовом оборудовании

Автомобильные газонаполнительные комплексы (АГНКС) становятся неотъемлемой частью современной инфраструктуры, способствуя переходу на более экологичные виды топлива. В рамках этой эволюции, модульные АГНКС выходят на передовой, предлагая инновационные решения и преимущества. Давайте рассмотрим, как эти системы меняют отрасль и в чем заключаются их основные преимущества. Преимущества Модульных АГНКС Модульные АГНКС предлагают ряд ключевых преимуществ, которые делают […]

Помощь системы ABS в управлении автомобилем

Помощь системы ABS в управлении автомобилем

Антиблокировочная тормозная система (ABS) — это электронная гидравлическая активная система защиты, которая поддерживает контролируемость и стабильность машины во время замедления, предотвращая блокирование колес. ABS исключительно действенная в пути с низким показателем сцепления, и в непогоду (гроза, лед). Анализ АБС — Antilock Brake System, которое буквально значит «антиблокировочная тормозная система». Посмотрим особенность процесса, важные элементы, а […]