Справочное пособие водителя пожарного автомобиля стр
Справочное пособие водителя пожарного автомобиля => Министерство внутренних дел российской федерации. Справочное пособие водителя пожарного автомобиля. Глава 1.
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Главное управление Государственной противопожарной службы
Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт
СПРАВОЧНОЕ ПОСОБИЕ ВОДИТЕЛЯ ПОЖАРНОГО АВТОМОБИЛЯ
Освещены следующие вопросы: система обозначений пожарных автомобилей (ПА), цветографические схемы и надписи, правила пользования световыми и звуковыми сигналами, порядок хранения и консервации ПА, основные приемы вождения ПА, основы безопасности и классификация ДТП, конструктивные особенности и порядок работы насосов нового поколения, их техническое обслуживание и возможные неисправности.
Приведены технические характеристики современных ПА и пожарных насосов нового поколения.
Предназначено для водителей ПА, командиров отделений, работников технической службы ГПС, слушателей учебных заведений МВД России.
Глава 1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
1.1. Система обозначений пожарных автомобилей
Система обозначений, охватывающая типаж пожарных автомобилей (ПА), базируется на использовании комбинированного принципа с применением буквенных и цифровых символов. Буквенные символы, характеризующие тип пожарного автомобиля, приведены в прил. 1.
Для эксплуатации в условиях Севера предназначены ПА в северном исполнении. Такие автомобили в буквенном обозначении имеют символ (С), например, АЦ (С), АШ (С), АГ (С), AСO (С).
После буквенного обозначения типа ПА указывается отличительная характеристика изделия в виде величины его основного параметра. Величину основного параметра указывают в следующих единицах измерения:
вместимость цистерны для воды — м 3 ;
вместимость пенобака — м 3 ;
масса вывозимого порошка — кг;
масса огнетушащего газа — кг;
подача насоса при номинальном числе оборотов — л/с;
напор ступеней насоса при номинальном числе оборотов:
низкого давления — м вод. ст.;
высокого давления — м вод. ст.;
расход порошка через лафетный ствол — кг/с;
мощность стационарного электрогенератора — кВт;
длина рукавной линии — км;
высота подъема стрелы — м;
производительность вентиляторной установки — тыс. м 3 /ч;
количество мест для боевого расчета (включая место
количество стационарных прожекторов — шт.;
количество переносных прожекторов — шт.;
грузовой момент — тс×м;
Цифры, заключенные в скобки, обозначают модель базового шасси, а последующие две или три цифры обозначают номер модели ПА, выпущенной предприятием-изготовителем.
После индекса модели могут быть даны буквенные обозначения, указывающие на модернизацию изделия (А — первая, Б — вторая и т.д.), а следующие за этим цифры — модификацию.
Ниже приведены примеры обозначения ПА:
АЦ-3-40/4(4331) ТУ ХХ-ХХХ — пожарная автоцистерна на шасси ЗИЛ-4331, вместимость цистерны — 3 м 3 , подача в номинальном режиме ступени нормального давления — 40 л/с, ступени высокого давления — 4 л/с, изготавливается по техническим условиям (ТУ) ХХ-ХХХ;
АСА-20-3 (4310) ТУ ХХ-ХХХ — пожарный аварийно-спасательный автомобиль на шасси КамАЗ 4310, мощность стационарного электрогенератора — 20 кВт, грузовой момент -3 тс×м, изготавливается по техническим условиям (ТУ) ХХ-ХХХ;
АР-2 (131)-133- автомобиль рукавный, вывозящий 2 тыс. м (2 км) рукавов на шасси ЗИЛ-131.
В обозначениях пожарных автоцистерн до 1995 г. отсутствовала величина основного параметра (вместимость цистерны для воды). С 1995 г. этот параметр указывается.
Тип, модель, заводской номер и год выпуска ПА указываются на табличке, которая крепится в кабине рядом с табличкой предприятия-изготовителя шасси.
Кроме того, буквенно-цифровое обозначение ПА выполняется на его наружной поверхности согласно установленной цветографической схеме.
1.2. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы ПА
Цветографические схемы ПА, наличие, содержание и общие требования к расположению опознавательных знаков и надписей, а также технические требования к специальным световым и звуковым сигналам установлены ГОСТ Р 50574-93.
Разбивка окрашиваемых поверхностей ПА по цвету, расположение надписей и обозначений должны соответствовать цветографическим схемам, примеры которых приведены в прил. 2.
Колена пожарных автолестниц, авто- и пеноподъемников окрашивают в белый или серебристый цвет, а выступающие и перемещающиеся части этих транспортных средств, представляющие опасность для обслуживающего персонала, должны быть окрашены чередующимися полосами красного и белого цвета.
При выполнении окраски непрямолинейность на границе красного и белого цвета, включая распыл, не должна превышать 5 мм на длине 1000 мм.
Надписи на поверхностях, окрашенных в основной цвет, должны выполняться контрастирующим цветом, а на поверхностях, окрашенных в контрастирующий цвет, — основным цветом. Детали, имеющие гальваническое покрытие, а также изготовленные из алюминиевых и медных сплавов или из неметаллических материалов (резина, стекло, пластмасса, брезент и т.д.), кроме поверхностей, выполненных из дерева или стеклопластика, окраске не подлежат.
Первичную окраску ПА в основной и контрастирующий цвета производят на предприятиях-изготовителях, за исключением транспортных средств, изготавливаемых в гарнизонах Государственной противопожарной службы.
Рекомендуемые марки лакокрасочных материалов для окраски ПА и нанесения на них надписей приведены в прил. 3.
Надписи и обозначения наносят непосредственно в подразделениях ГПС.
Контрастирующие полосы имеют следующие размеры:
Расположение полос
На боковой поверхности кузова, ширина полос
На торцовых поверхностях кузова, параллельные полосы симметрично продольной оси шасси:
ширина каждой из полос
расстояние между полосами
Согласно цветографической схеме, приведенной в прил. 2, бамперы ПА окрашивают в белый цвет, раму, видимые детали ходовой части, диски колес — в черный.
При использовании транспортных средств, конструктивные особенности которых не позволяют применять установленные стандартом цветографические схемы полностью, допускаются их изменения, не носящие принципиального характера.
Размеры контрастирующих полос на боковых поверхностях легковых автомобилей определяют в зависимости от формы и конфигурации этих поверхностей.
Надписи, наносимые на поверхности кузова, должны содержать название города, номер подразделения ГПС, краткое обозначение типа ПА.
Надписи выполняются на русском языке шрифтом, приведенным на рис. 1.1, и могут быть дублированы на государственном языке республики в составе Российской Федерации.
Высота шрифта, мм, для нанесения:
Расстояние между буквами и цифрами ГОСТ Р 50574-93 не устанавливает.
Не допускается нанесение на наружные поверхности ПА надписей, рисунков и эмблем рекламного содержания.
При выполнении оперативного задания в целях обеспечения безопасности движения и скорейшего прибытия к месту вызова используются специальные звуковые и световые сигналы.
Специальный звуковой сигнал создается сигнальным прибором (сиреной). В настоящее время получили распространение электрические звуковые сигналы постоянного тока с номинальным напряжением 12 и 24 В.
Рис. 1.1. Конфигурация шрифта для нанесения надписей на пожарных автомобилях
Специальный звуковой сигнал имеет изменяющуюся основную частоту звучания. Продолжительность цикла ее изменения составляет от 0,5 до 6,0 с.
Световая сигнализация ПА создается посредством маяков синего цвета.
Сигнальный маяк (маяки) устанавливается на крыше ПА или над ней таким образом, чтобы специальный световой сигнал был виден на угол 360° в горизонтальной плоскости, проходящей через центр источника излучения света. Для ПА, созданных на шасси грузовых автомобилей, допускается уменьшение угла видимости сигнального маяка до 180°, но так, чтобы маяк не был закрыт со стороны передней части ПА.
При необходимости допускается установка на ПА двух проблесковых маяков. Если при размещении маяка на крыше автомобиля элементы крепления находятся с внутренней стороны кабины, то должна быть исключена возможность травмирования личного состава о детали крепления.
1.3. Основные технические характеристики ПА
На вооружении Государственной противопожарной службы находятся ПА, созданные на базе легковых и грузовых автомобилей, а также автобусов. Их краткие технические характеристики и эксплуатационные показатели приведены в прил. 4.
Глава 2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПРИ УПРАВЛЕНИИ ПА
2.1. Вождение ПА в различных дорожных, климатических и метеорологических условиях
Вождение ПА в различных дорожных, климатических и метеорологических условиях требует от водителя умения правильно компенсировать сложное влияние внешней среды.
Это осуществляется элементарными действиями, иногда требующими профессионального мастерства, но практически всегда с использованием технических возможностей автомобиля. Например, наступление темноты или появление тумана, ухудшающих видимость, компенсируется включением фар (противотуманных). Обледенение дороги компенсируется снижением скорости, гашением начавшегося заноса. Забрызгивание стекла устраняется включением стеклоочистителей, омывателя ветрового стекла.
Воздействие скользкой дороги, поворот и начавшийся занос автомобиля компенсируется уменьшением скорости и гашением заноса соответствующим поворотом рулевого колеса.
При вождении ПА следует знать участки дороги, порождающие опасные дорожно-транспортные ситуации (ДТС).
Например, опасны криволинейные участки дороги, поскольку на этих участках чаще всего происходят такие ДТП, как опрокидывания, связанные со съездом автомобиля с дороги, столкновения и наезды на стоящие транспортные средства и неподвижные предметы. Эти тяжелые последствия, вызванные неправильными действиями водителя, обусловлены действием на автомобиль поперечных сил. Анализ типичных ДТП в зоне криволинейных участков показал, что следует избегать обгона или объезда, соблюдать особую внимательность. Пожарные автоцистерны, автоподъемники и автолестницы при входе, движении и выходе из криволинейного участка дороги при неправильных действиях водителя склонны к опрокидыванию и заносу.
Прямолинейные участки дороги позволяют, казалось бы, резко повышать скорость в связи с отсутствием перекрестков, светофоров, пешеходных переходов. Однако на практике неожиданные действия участников дорожного движения, отсутствие реакции на включенные специальные звуковые и световые сигналы ПА могут вызвать перерастание ДТС в ДТП.
Чаще всего это связано с несоответствием выбираемой скорости и опыта водителя, его состоянием (утомление и др.).
Перекресток является наиболее опасным участком дороги (до 2/3 всех столкновений транспортных средств). Повышенные требования к согласованности действий пешеходов и водителя при трудности их общения обязывают водителя ПА при следовании на пожар быстро и полно прогнозировать ситуации.
Остановка для общественного транспорта — то место, где возможен наезд на пешеходов. Опасен также объезд стоящих на остановке автобусов и троллейбусов, а также трамваев: из-за них может неожиданно выбежать человек.
Нерегулируемые пешеходные переходы с их ситуацией закрытого обзора, когда пешеход может быть невидим из-за движущихся транспортных средств, являются местом наибольшей вероятности наезда на человека.
Вождение автомобиля в сложных условиях: преодоление подъемов и спусков, заболоченных лугов, водных преград, скользких участков пути и снежных заносов — имеет свои сложности.
Подъемы. Если подъем небольшой и поверхность дороги ровная, преодолевать его рекомендуется сходу, не переключая передачи. Если на подъеме начинают пробуксовывать колеса, нужно сбросить газ и на тормозах осадить автомобиль назад, затем провести повторный маневр с большим разгоном.
В случае снижения скорости на подъеме нужно сразу же перейти на низшую передачу, не ожидая полной остановки автомобиля. Если же это произошло, необходимо выключить сцепление, чтобы двигатель не заглох, и остановить его ножным и ручным тормозами.
При трогании автомобиля с места на подъеме нужно действовать рычагом управления ручным тормозом, педалями сцепления и управлять дроссельной заслонкой, чтобы не допустить скатывания автомобиля назад, т.е. растормаживание должно произойти в начале его движения вперед.
Крутые подъемы рекомендуется преодолевать задним ходом, так как его передача имеет максимальное тяговое усилие. Если подъем скользкий, необходимо надеть на ведущие колеса цепи противоскольжения и включить передний мост (при необходимости — понижающую передачу раздаточной коробки) Надевать цепи противоскольжения необходимо при движении на длинных подъемах с глинистой почвой, мокрой травой, густым слоем опавших листьев, при снежном покрове.
Спуски преодолеваются на низших передачах с притормаживанием автомобиля двигателем. Не допускаются резкое движение и повороты на спусках, это может привести к заносу либо опрокидыванию автомобиля.
Для проезда через канавы и рвы необходимо предварительно забросать их подручными материалами, а крутые края срезать и сделать более пологими. Если ведущие колеса буксуют, это следует устранить во избежание «закапывания» автомобиля, перегрева двигателя, излишнего расхода топлива и попытаться с помощью подручных материалов выехать вперед или назад.
Движение по заболоченному лугу осуществляется без снижения скорости и остановок, на пониженных передачах и с большим открытием дроссельной заслонки без резких поворотов во избежание срыва слоя дерна и застревания автомобиля. При необходимости рекомендуется понижать давление воздуха в шинах колес, увеличивая этим самым проходимость автомобиля.
Для преодоления водных препятствий вброд необходимо предварительно разведать глубину реки, твердость дна, пути съезда и въезда, снять ремень вентилятора, закрыть жалюзи радиатора. Следует позаботиться о том, чтобы вода не заливала распределитель, свечи, генератор, стартер, сапун. Для успешного преодоления брода необходимо включить первую передачу и медленно въезжать в воду. Затем нужно увеличить число оборотов коленчатого вала двигателя до средних и выдерживать равномерную скорость на всем участке водного пути, в момент выезда на берег следует плавно увеличить обороты двигателя автомобиля, чтобы успешно преодолеть береговую полосу.
После переправы необходимо разгерметизировать автомобиль, надеть и отрегулировать ремень вентилятора, удалить сухой тряпкой воду, попавшую на двигатель, просушить тормозные накладки, несколько раз слегка притормозив автомобиль.
Движение по снежному покрову лучше осуществлять с надетыми на ведущие колеса цепями противоскольжения и на пониженных передачах при средних оборотах коленчатого вала двигателя, без резких поворотов.
В случае пробуксовки ведущих колес необходимо отъехать по колее назад, очистить дорогу, подсыпать песок, шлак и с ходу преодолеть препятствие. Неглубокие сугробы через дорогу можно преодолеть, используя инерцию движущегося автомобиля.
В гололедицу необходимо двигаться на пониженных скоростях, обязательно пользоваться цепями противоскольжения.
Тормозить нужно лишь при крайней необходимости и преимущественно двигателем, не выключая сцепления, путем плавного уменьшения оборотов коленчатого вала. Для предупреждения бокового заноса автомобиля не следует допускать резких поворотов рулевого колеса, резких изменений скорости движения, торможения на поворотах и закруглениях.
В случае появления заноса автомобиля необходимо прекратить торможение и быстро, но не резко повернуть рулевое колесо в сторону заноса, а затем, как только автомобиль выровняется, плавно возвратить руль в первоначальное положение.
Движение автомобиля в дождь, туман, снегопад очень затруднительно, и от водителя требуется повышенная внимательность. Скорость движения автомобиля должна быть уменьшена до 20 км/ч и менее. Запрещается производить обгон с выездом из ряда, необходимо четко и правильно пользоваться светом фар и подфарников.
Дальний свет может ослеплять водителей встречного транспорта, а в тумане создает перед автомобилем непроницаемую световую завесу.
Двигаясь в дождь, необходимо объезжать большие лужи или проезжать через них на малой скорости, тормозить плавно и постепенно во избежание бокового заноса автомобиля.
При движении в дождь, туман и снегопад необходимо держать увеличенную дистанцию от впереди идущего автомобиля и двигаться как можно ближе к правой стороне дороги, усилив внимание.
2.2. Основы безопасности движения ПА и классификация дорожно-транспортных происшествий
Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) подразделяют на следующие виды: столкновения, опрокидывания, наезды (на стоящие транспортные средства, препятствия, пешеходов, велосипедистов, гужевой транспорт, животных), прочие происшествия.
К столкновениям относятся происшествия, при которых движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог. К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.
К опрокидываниям относятся происшествия, при которых движущееся транспортное средство опрокинулось. К ним также относятся опрокидывания, которым предшествовали другие происшествия.
К наездам на стоящие транспортные средства относятся происшествия, при которых движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп. Наезд на внезапно остановившееся транспортное средство относится к столкновению.
К наездам на препятствия относятся происшествия, при которых транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (дерево, опора моста, столб, мачта, строительные материалы, ограждение и т.д.).
К наездам на пешеходов относятся происшествия, при которых транспортное средство наехало на человека или он сам наткнулся на движущееся транспортное средство. К ним относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, бревна, трос, канат и т.п.).
К наездам на велосипедистов относятся происшествия, при которых транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.
К наездам на гужевой транспорт относятся происшествия, при которых транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными.
К наездам на животных относятся происшествия, при которых транспортное средство наехало на птиц, диких или домашних животных (включая вьючных и верховых), либо сами эти животные или птицы ударились о движущееся транспортное средство, в результате чего пострадали люди, причинен материальный ущерб.
К прочим происшествиям относятся такие, как падение перевозимого груза или отброшенного колесом транспортного средства предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо), падение пассажиров с движущегося транспортного средства или в салоне движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения.
Основными причинами ДТП являются:
неправильный выбор скорости движения, непринятие или несвоевременное принятие мер к снижению скорости или остановке;
нарушение правил обгона;
нарушение правил проезда перекрестков;
нарушение правил перевозки людей;
нарушение правил проезда железнодорожных переездов;
эксплуатация технически неисправных транспортных средств;
переутомление, сон за рулем;
недостаточная опытность водителя;
другие нарушения, связанные с управлением транспортными средствами.
Служебная проверка проводится немедленно по каждому ДТП и отказу в работе пожарных машин (далее — происшествие). В ходе служебной проверки происшествия выявляются причины и условия его возникновения, намечаются меры по устранению недостатков и укреплению дисциплины, решается вопрос об ответственности лиц, виновных в происшествии.
В ходе служебной проверки изучается своевременность и качество технического обслуживания автомобилей, организация осмотра их при смене караулов. Анализируются: организация занятий с водителями по изучению правил движения, материальной части автомобилей и повышению практических навыков вождения автомобилей в сложных дорожных условиях, работе со специальными агрегатами; организация работ по повышению квалификации водителей и, в первую очередь, мастерства вождения машин в различных дорожных условиях.
Служебная проверка осуществляется, как правило, комиссией с участием представителей УГПС, ОГПС, руководителя подразделения ГПС. Служебная проверка происшествий, повлекших за собой гибель или ранение людей, проводится руководством УГПС, ОГПС. По результатам служебной проверки составляется заключение, в котором отражаются обстоятельства, излагаются выводы и предложения. Заключение составляется лицами, проводившими служебную проверку, и утверждается начальником, по поручению которого проводилась проверка. Контроль за качеством и своевременностью служебной проверки происшествия возлагается на начальников органов управления и подразделений ГПС.
На основании материалов служебной проверки руководители органов управления и подразделений ГПС принимают меры к устранению причин происшествий и условий, им способствующих, а также принимают решение о наказании виновных в происшествиях и взыскании с виновных лиц причиненного материального ущерба.
Глава 3. ХРАНЕНИЕ И КОНСЕРВАЦИЯ ПА
Хранение ПА является одной из составляющих их технической эксплуатации. Оно имеет своей целью обеспечение сохранности внешнего вида и технического состояния ПА, использование которых в ближайшее время не предусматривается, путем предотвращения разрушения деталей вследствие атмосферного воздействия.
В каждом конкретном случае выбирают доступный и наиболее эффективный способ хранения с учетом капитальных и эксплуатационных затрат.
На хранение направляют технически исправные, полностью укомплектованные, заправленные и специально подготовленные ПА и оборудование в состоянии, обеспечивающем их длительную сохраняемость и приведение в рабочее состояние в нормативный срок.
ПА, подлежащие хранению, должны иметь запас хода до очередного среднего или капитального ремонта не менее 12 тыс. км общего пробега. Новые ПА, а также вышедшие из капитального или среднего ремонта, ставят на консервацию после их обкатки и укомплектования пожарно-техническим вооружением согласно нормам положенности, утвержденным приказом МВД России № 550-93.
Непосредственно на ПА хранят следующее пожарно-техническое вооружение (оборудование): сетку всасывающую, ключи для соединения всасывающих рукавов, колонку пожарную, крюк для открытия крышки гидранта, разветвление трехходовое, водосборник для пожарных насосов, стволы пожарные ручные, воздушно-пенные, лафетные, головки соединительные переходные, гидроэлеватор, лестницы ручные, зажимы и мостки рукавные, ручной немеханизированный инструмент: топор, ломы, лопаты, пилу-ножовку.
Снимают с ПА и хранят отдельно на складе подразделения ГПС: пожарные рукава всех типов, задержки рукавные, фонари электрические переносные (в разряженном состоянии).
Использование этого оборудования на ПА, находящихся в боевом расчете, не допускается.
Хранению подлежат все сверхштатные ПА, прицепы и оборудование, которые подлежат передаче в другие подразделения или использование которых не планируется в ближайшие три месяца, а в особых климатических условиях — один месяц. Техника, подлежащая хранению на срок, превышающий указанные, подлежит консервации.
Консервация заключается в специальной подготовке изделий, направленной на обеспечение лучшей их сохранности при хранении. Она может быть кратковременной (до года) и длительной (более года).
Кратковременная консервация ПА и прицепов производится водителями, длительная консервация — специалистами подразделений ТС с участием закрепленных водителей ПА.
Подготовка ПА и прицепа к консервации заключается в проведении планового технического обслуживания и дополнительных работ по защите агрегатов и механизмов от коррозии и старения. Дополнительные работы проводят в объеме, предусмотренном инструкцией по эксплуатации каждого вида пожарной техники, а также инструкциями по консервации техники. В частности, по ПА должны быть проведены следующие дополнительные работы:
емкости для воды и пенообразователя промывают и просушивают (без снятия их с автомобиля), при наличии местных повреждений лакокрасочного покрытия и ржавчины на поверхностях емкостей эти места зачищают металлической щеткой или наждачной бумагой до полного удаления ржавчины, после него покрывают антикоррозионным составом;
из рабочей полости насоса спускают воду, заливают в него 1 л моторного масла, вал насоса проворачивают на 5-10 оборотов, после чего масло сливают;
пеносмеситель снимают с насоса, разбирают, промывают и смазывают моторным маслом, затем его собирают и устанавливают на насос;
напорные задвижки насоса закрывают, на всасывающий патрубок ставят заглушку;
все хромированные детали, кроме рефлекторов фар, протирают сухой ветошью и покрывают консистентной смазкой;
колеса автомобиля снимают, шины демонтируют, диски колес очищают от коррозии и при необходимости окрашивают; покрышки очищают от грязи, моют, просушивают, камеры и внутренние поверхности покрышек талькируют, после чего шины монтируют на диски; давление воздуха в них доводят до нормы, и колеса ставят на место;
при необходимости кабину, кузов и другие агрегаты автомобиля подкрашивают;
листы всех рессор смазывают графитной смазкой, при этом излишнюю смазку удаляют;
шарнирные соединения, петли и замки дверей кабины и кузова, стеклоподъемники, шарнирные соединения тяг управления двигателем из насосного отделения, ручного тормоза педали сцепления и тормоза, механизм крепления лестницы и запасного колеса и другие неокрашенные наружные металлические детали смазывают консистентной смазкой;
всю электропроводку ПА тщательно очищают и насухо протирают;
бензобак снимают, очищают, промывают и при необходимости окрашивают его внешнюю поверхность, затем бензобак ставят на место;
водительский инструмент очищают, неисправный ремонтируют, отсутствующий пополняют до полного комплекта и хранят на складе или на ПА.
После того, как ПА поставлен в зону стоянки пожарной техники, содержащейся в консервации, проводят следующие работы:
сливают воду из основной и дополнительной систем охлаждения двигателя, сливные краники закрывают, на облицовке радиатора вывешивают табличку с надписью «Вода слита» и там же указывают фамилию лица, производившего слив воды, в журнале учета технического обслуживания делают запись о сливе воды;
топливо сливают из топливного бака и всей топливоподающей аппаратуры и магистрали;
вывертывают свечи зажигания двигателя, в каждый его цилиндр заливают по 30-50 граммов моторного масла, коленчатый вал двигателя проворачивают заводной рукояткой на 15 оборотов, после чего свечи ввертывают на прежнее место;
всасывающий и выхлопной коллекторы, выхлопную трубу и глушитель окрашивают специальной термостойкой краской;
аккумуляторные батареи снимают с ПА, подготавливают к продолжительному хранению в соответствии с инструкцией и сдают на склад;
клеммы электропроводов к аккумуляторным батареям очищают, смазывают техническим вазелином и обертывают промасленной бумагой;
производят снижение натяжения ремней вентилятора и компрессора;
маслоналивную горловину, пробку радиатора, щели воздухоочистителя, воздушный фильтр компрессора и выходное отверстие глушителя заклеивают промасленной бумагой, жалюзи радиатора закрывают;
картеры коробки передач, коробки отбора мощности, раздаточной коробки и заднего моста герметизируют;
рычаги коробок передач, отбора мощности и раздаточной ставят в нейтральное положение, ручной тормоз отпускают.
При подготовке к консервации каждый ПА ставится на металлические или деревянные подставки (козлы) с таким расчетом, чтобы колеса были подняты от земли на 8-10 см.
На мягком грунте под козлы подкладывают доски. Давление воздуха в шинах понижают до 50% нормы.
Качество выполнения работ по консервации проверяется комиссией, после чего капот двигателя, двери кабины, кузова и насосного отсека пломбируются.
Для хранения ПА на консервации отводят специальные помещения, в которых ПА устанавливают передней частью к воротам не более чем в два ряда и с интервалом не менее одного метра. Охрана этих ПА должна осуществляться круглосуточно.
Ключи зажигания должны находиться в замках зажигания.
ПА, находящиеся на длительной консервации, в соответствии с разработанным и утвержденным начальником УГПС, ОГПС планом ежегодно в количестве 20% снимают с консервации и испытывают контрольным пробегом 20-25 км и работой специальных агрегатов продолжительностью до 1 часа.
После проведения испытаний производятся техническое обслуживание в объеме ТО-2, консервация и постановка автомобиля на хранение. О проведенных работах делается запись в формуляре ПА.
Во время технического обслуживания ПА, находящихся на консервации, выполняют следующие работы:
тщательный осмотр всех агрегатов, механизмов, пожарно-технического вооружения с целью проверки их сохранности от коррозии;
все участки агрегатов и механизмов ПА, пораженные коррозией, тщательно очищают, после чего покрывают смазкой или закрашивают;
проверяют рабочую и стояночную системы тормозов, сцепление, управление воздушной заслонкой, ножной и ручной приводы заслонки карбюратора, переключатели освещения и управление жалюзи;
проверяют уровень жидкости в резервуаре главного цилиндра гидравлического привода тормозов и в амортизаторах, при необходимости доливают жидкость;
осматривают прерыватель-распределитель и при необходимости смазывают его металлические детали, осматривают внешнее состояние всех приборов электрооборудования;
проверяют состояние шин на колесах;
проверяют качество масла в картере двигателя;
устраняют все неисправности, обнаруженные при осмотре ПА и пожарно-технического вооружения.
По окончании всех работ капот двигателя, двери кабины и кузова снова пломбируют.
Пункты стоянки ПА на консервации обеспечиваются на случай пожара первичными средствами тушения: огнетушителями, ящиками с песком, лопатами. В зоне консервации должен соблюдаться противопожарный режим.
Подъезды к помещениям, где хранятся ПА на консервации, должны содержаться в чистоте и не загромождаться посторонними предметами.
Все обнаруженные при проверке недочеты и неисправности в содержании ПА и пожарно-технического вооружения на консервации немедленно устраняются.
ПА, снятые с консервации, перед постановкой их в боевой расчет проходят техническое обслуживание в объеме ТО-1. Кроме того, проводятся следующие дополнительные работы: промывка и заправка бензином топливного бака, промывка и заполнение системы охлаждения двигателя, замена и доливка смазки в агрегаты, зарядка аккумулятора и постановка его на автомобиль, доведение до нормы давления в шинах, проверка насоса работой с открытого водоема.
Источник Источник http://firenotes.ru/x_prochie/spravocnoe-posobie/spravocnoe-posobie_a_0001.html