Способы погрузки и разгрузи грузовых автомобилей — Комплексные грузоперевозки автоцистернами и евро-фурами по России и странам ЕАЭС
Способы погрузки и разгрузи грузовых автомобилей
Виды погрузки и разгрузки грузовиков
Схема погрузки разрабатывается компанией на основе таких показателей, как тип груза, способ упаковки и транспортировки. Эта схема является обязательным документом, который должен быть утвержден руководством компании. Данный документ позволяет упорядочить и выполнить множество процессов, таких как погрузка, выгрузка, крепление грузов и т.д.
Для каждого вида продукции разрабатывается отдельная схема погрузки. Чем больше ассортимент выпускаемой продукции, тем сложнее рассчитать оптимальные схемы погрузки и сепарации груза. В настоящее время широко используется несколько способов загрузки продукции на транспортные средства.
Ручная погрузка
Этот способ погрузки используется во многих отраслях экономики — в мебельной, пивоваренной, пищевой, целлюлозно-бумажной промышленностях и т. д. При данном способе погрузки товар с паллет разбирается на малогабаритные единицы — ящики, короба, пакеты, мешки.
Ручной способ имеет определенные преимущества в различных ситуациях, которые описаны ниже.
1. Параметры пакетов тарно-штучных грузов, сформированных на стандартных поддонах 800х1200 мм (европоддон) и 1000х1200 мм (американский поддон), размеры железнодорожных вагонов и кузовов автомобилей, а также универсальных контейнеров не кратны между собой и не имеют общего модуля, вследствие чего для максимальной загрузки транспортного средства можно использовать лишь ручной способ погрузки.
2. При большом ассортименте сложно разложить единицы продукции на стандартные поддоны, поэтому ручная погрузка неизбежна. Примером может служить ситуация с отгрузками продукции мебельных фабрик, где ассортимент достигает трех тыс. наименований продукции, различной по размерам и габаритам. Сформировать стандартные паллеты при таком разнообразии практически невозможно.
3. В условиях острой конкуренции компании стараются снизить себестоимость выпускаемой продукции, в том числе и за счет транспортных издержек, то есть меньшим количеством транспортных средств вывезти большее количество продукции, максимально использовав грузоподъемность и кубатуру ж/д вагонов, контейнеров, автомашин.
В тоже время почти все крупные пивоваренные заводы России из-за высоких железнодорожных тарифов были вынуждены отказаться от загрузки паллетированных товаров в транспортные средства, отдав предпочтение ручному труду грузчиков.
Таким образом удается максимально использовать полезную площадь транспортного средства при размещении разномерных единиц груза. Сравнительный анализ ручной и паллетной загрузки продукции пивоваренных компаний показывает, что ручная загрузки эффективнее на 25%.
4. Множество наименований и большой ассортимент отгружаемой продукции, как правило не позволяют сформировать оптимальный заказ, поэтому заказы формируются по так называемому принципу кубометра.
Известны средние значения кубометров транспортных средств, но это лишь общие значения — зачастую, начиная погрузку, грузоотправитель точно не знает, вместится ли весь груз в данное транспортное средство или нет.
И тогда на первое место выходит профессионализм персонала грузчиков, которые могут обойтись практически без сепарации продукции и минимально использовать подручные средства (гофротару, полиэтилен, использованные поддоны).
Как показывает практика, данный способ погрузки, сепарации и транспортировки позволяет обеспечить максимальную сохранность продукции.
Итак, преимущества ручного способа связаны в основном с возможностью максимально использовать объем транспортного средства. Благодаря этому обеспечиваются экономия финансовых средств на перевозках, уменьшение затрат на сепарацию продукции и, как следствие, увеличение вероятности выполнения всех обязательств перед заказчиком.
Недостатки ручного способа погрузки заключаются в низкой оперативности этого метода. Норма времени для ручной погрузки составляет в среднем четыре часа на единицу транспортного средства (40 м3), что уменьшает количество отгруженных транспортных единиц и ведет к увеличению отгрузочных мест, а следовательно, — к дополнительным издержкам.
Кроме того, для обеспечения ручной погрузки требуется содержать большой штат грузчиков. На некоторых предприятиях, отгружающих большое количество продукции, штат составляет несколько десятков человек в смену, и это становится существенной затратной частью. Без использования четкой схемы погрузки существует риск недозагрузки транспортного средства.
Другими недостатками ручного метода погрузки является зависимость от человеческого фактора, вероятность нарушения установленных российским законодательством норм поднятия и перемещения тяжестей персоналом, невозможность гарантированного обеспечения сохранности продукции как в процессе погрузочно-разгрузочных работ, так и во время транспортировки (без схемы погрузки сложно рассчитать нагрузку на оси транспортного средства). Часто при ручной погрузке используются лишь показатели объема и после погрузки выясняется, что транспортное средство перегружено.
Паллетная погрузка
Переход от ручного способа загрузки к палетному должен базироваться прежде всего на экономической целесообразности, расчет которой — это долгая и кропотливая работа, требующая затрат для создания адаптированного программного продукта, творческого подхода технологических служб компании (при оптимизации ассортимента), служб сбыта и маркетинга.
Паллетную погрузку используют там, где есть возможность уложить ассортимент выпускаемой продукции на стандартные и нестандартные поддоны, что позволяет разработать схемы погрузки с применением механизированных средств для погрузочно-разгрузочных работ.
В отличие от ручного способа погрузки продукции при паллетном способе значительно сокращается время погрузки:
- возможна разработка стандартных схем погрузки;
- упрощается учет отгружаемой продукции;
- уменьшаются риски, связанные с человеческим фактором;
- в несколько раз сокращается штат персонала, необходимый для погрузки;
- возможно использование технологии по сепарации продукции;
- можно произвести точный расчет нагрузок на оси транспортного средства и контролировать массу загружаемой продукции, не допуская перегруза.
Сепарация продукции внутри транспортного средства
После загрузки в транспортное средство груз необходимо закрепить. Если этому этапу не уделить должного внимания, времени и средств, последствия могут выразиться в виде конкретных (порой немалых) цифр по возмещению претензий, связанных с поставкой бракованной продукции.
Брак из-за незакрепленного должным образом груза после транспортировки может исчисляться десятками процентов. Как избежать таких потерь?
Существует несколько способов сепарации груза с применением подручных материалов и специальных технологий. Основной способ — использование деревянных распорок (в железнодорожных вагонах). Регламент их применения подробно описан в нормативной документации по железнодорожным перевозкам. Данный способ является традиционным, достаточно дешевым и надежным.
Однако он имеет ряд недостатков:
- трудоемкость — для раскрепления некоторых видов продукции необходимо создавать целые деревянные конструкции;
- используемый для распорок материал должен быть высокого качества (не сырой, не пересушенный) и обязательно из той породы, которую предписывает инструкция;
- деревянные крепежные рамы не всегда выдерживают нагрузки при транспортировке;
- масса крепежного материала значительно увеличивает массу отгружаемой продукции, что приводит к перегрузу транспортного средства.
Еще один способ сепарации груза — применение стяжных ремней — чаще всего применяется в при автомобильных и контейнерных перевозках. Используя стяжные ремни для крепления грузов, необходимо учитывать, что продукция внутри транспортного средства должна быть раскреплена, причем равномерно — примерно через каждые 1,5 м, что, конечно же, приводит к уменьшению в транспортном средстве площади, на которой можно разместить груз. Применение стяжных ремней наиболее эффективно в сочетании с другими способами сепарации.
Эффективный, но малоиспользуемый способ сепарации груза — применение воздушных пакетов. В основу данной технологии заложен принцип заполнения пустот пакетами, наполненными воздухом. В сдутом состоянии пакет помещается между грузами и накачивается сжатым воздухом до тех пор, пока пустота не будет заполнена. Воздушный пакет предотвращает смещение не только товарных упаковок друг относительно друга, но и продукции внутри упаковок.
При выборе способов сепарации груза нужно прежде всего оценивать их эффективность. Возможно, что для наиболее надежного сохранения груза необходимо использовать не один способ крепления, а несколько. Выбирая способ сепарации, не стоит забывать и о том, что после прибытия груза к месту назначения при разгрузке груз может быть поврежден. Это может происходить из-за того, что при выборе способа сепарации не были учтены особенности технических средств, используемых для разгрузки продукции. Поэтому схема погрузки обязательно должна быть согласована с грузополучателем.
Разгрузка продукции
Если при погрузке продукция будет надежно зафиксирована, грузополучатель сможет произвести разгрузку с минимальными потерями, а возможно и вовсе без них. Стоит заметить, что при разгрузке потеря времени и, как следствие, дополнительные финансовые затраты чаще всего возникают из-за того, что груз смещается. Извлечь его из транспортного средства — очень трудоемкая работа.
Кроме того, дополнительные повреждения продукции почти неизбежны при ее извлечении. Порядок и правила разгрузки товаров устанавливаются для каждого вида транспорта в отдельности. В целях обеспечения сохранности грузов нужно конечно же придерживаться этих правил, иначе потери неизбежны.
Типовая технологическая карта (ТТК) способы безопасного производств работ по погрузке и разгрузке основных строительных материалов, изделий и оборудования.
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Технологическая карта разработана на способы безопасного производства работ по погрузке и разгрузке основных строительных изделий и элементов сборных конструкций на открытых складских площадках.
1.2. В состав работ, рассматриваемых картой, входят:
Погрузка-разгрузка строительных грузов
Транспортировка строительных грузов на объект связана с необходимостью их погрузки на месте отправления и разгрузки на месте прибытия. В настоящее время операции погрузки-разгрузки почти полностью механизированы. Для этого используют общестроительные и специальные машины и механизмы.
По принципу работы все машины и механизмы, осуществляющие погрузочно-разгрузочные операции, подразделяют на следующие группы: работающие независимо от транспортных средств и являющиеся частью конструкции транспортных средств.
В первую группу входят специальные погрузочно-разгрузочные и обычные монтажные краны, погрузчики цикличного и непрерывного действия, передвижные ленточные конвейеры, механические лопаты, пневматические разгрузчики и др.
Ко второй группе относят автомобили-самосвалы, транспортные приборы с саморазгружающимися платформами и автономными средствами разгрузки, средства для саморазгрузки и др.
Специальные погрузочно-разгрузочные и обычные краны(кран-балки, мостовые краны, козловые, башенные, стреловые, на пневмоколесном и гусеничном ходу, автокраны и др.) широко используют на погрузке и разгрузке железобетонных и металлических конструкций, оборудования, материалов, перевозимых в пакетах, контейнерах и др. Краны, оборудованные специальными захватными приспособлениями и грейферами, могут работать на погрузке и разгрузке лесоматериалов, щебня, гравия, песка и других сыпучих и мелкокусковых материалов/
Погрузчикив строительстве получили большое распространение. С их помощью уже сейчас выполняют около 15% всех объемов погрузочно-разгрузочных работ. Широкое применение погрузчиков в строительстве объясняется их высокой мобильностью и универсальностью. Наиболее широко в строительстве используют универсальные одноковшовые погрузчики, автопогрузчики и многоковшовые погрузчики.
Универсальные одноковшовые самоходные погрузчики (рис.1, а, б, в )оборудованы ковшом для погрузки и выгрузки сыпучих и кусковых материалов, кроме того, вилочными подхватами, челюстным захватом, бульдозерным отвалом, рыхлителем, экскаваторным ковшом (обратная лопата) и др. Одноковшовые погрузчики выпускают с передней разгрузкой ковша, с разгрузкой на сторону поворотом стрелы (полуповоротные) и с разгрузкой назад. В строительстве универсальные погрузчики используют для выгрузки и перемещения материалов на небольшие расстояния, подачи их к подъемно-транспортным машинам, загрузки приемных устройств растворных и бетонных узлов, а также и для различных вспомогательных работ. Грузоподъемность одноковшовых погрузчиков 2; 3; 4; 6 и 10 т.
Рис.1. Погрузчики:
- a — одноковшовый с задней разгрузкой (в момент загрузки и выгрузки);
- б — одноковшовый фронтальный с опрокидным ковшом;
- в — то же, с челюстным ковшом;
- г — многоковшовый;
- д — автопогрузчик с вилочным подхватом;
- питатель-шнек;
- ковшовый элеватор;
- рама;
- загрузочный лоток;
- вилочный подхват;
- телескопический подъемник
Многоковшовые погрузчики (непрерывного действия) предназначены для погрузки сыпучих и мелкокусковых материалов в автосамосвалы и другие транспортные средства. Многоковшовый погрузчик является самоходной машиной, на раме которой укреплены зачерпывающий орган — питатель и ковшовый элеватор, или конвейер (рис.1, г).
Такие машины выпускают нескольких типов, отличающихся в основном конструкцией зачерпывающего органа (подгребающие винты, зачерпывающая шаровая головка, загребающие лапы и др.). К этой группе погрузочно-разгрузочных машин относят и передвижные ленточные конвейеры, которые используют при погрузке сыпучих, кусковых и мелкоштучных грузов.
Автопогрузчикив качестве рабочего органа имеют телескопический подъемник с вилочным захватом (рис.1, д),а в качестве сменного — ковш, зажимы для штучных грузов, крановую стрелу и другие захватные приспособления.
Рис.2. Саморазгружающиеся автотранспортные средства:
К саморазгружающимся транспортным средствампомимо автосамосвалов и цементовозов относят и саморазгружающиеся автомобили, которые имеют устройства для бескрановой саморазгрузки длинномерных конструкций, лесоматериалов (рис.2) и т.п. или автономные крановые устройства (рис.3).
Рис.3. Автомобили с автономными средствами разгрузки:
- а — автомобили с консольными крановыми установками;
- б — автомобили с порталами;
- в — автомобиль с монореальсом и тельфером;
- г — автомобиль со съемным кузовом-контейнером
Для ускорения разгрузки приборов железнодорожного транспорта разгрузочные площадки оборудуют вагоноопрокидывателями, эстакадами, повышенными путями с приемными устройствами или площадками с одной или двух сторон железнодорожных путей, приемными бункерами, расположенными между рельсами.
Наряду с преобладанием грузов в виде конструктивных элементов в строительстве находят массовое применение мелкоштучные и штучные материалы и изделия, перевозку которых целесообразно осуществлять с применением метода пакетирования. Пакетирование- формирование и скрепление в укрупненную единицу грузов, обеспечивающих при доставке в установленных условиях их целостность, сохранность и позволяющих механизировать погрузочно-разгрузочные и складские работы. Метод реализуется применением специальных технических средств — пакетов и контейнеров.
Пакет — это уложенная на специальный поддон партия груза. Пакеты должны быть сформированы так, чтобы сохранялась их форма на всех этапах перемещения (рис.4).
Рис.4. Примеры пакетирования:
Контейнер — это инвентарное многооборотное объемное устройство или емкость. По технологическому назначению различают контейнеры универсальные и специальные. Универсальные контейнерыпредназначены для перевозки различных категорий грузов.
Их выполняют в виде закрытой тары, оборудованной специальными поддонами или петлями для погрузки и разгрузки (рис.5). Специальные контейнерыпредназначены для перевозки определенного вида грузов. Так, применяют контейнеры для перевозки рулонных материалов, отделочной плитки, линолеума, битумной мастики, элементов мусоропровода и др.
Рис.5. Контейнеры:
- а — универсальные;
- б — специальный для перевозки рулонных материалов;
- в — для отделочной плитки;
- г — для линолеума;
- д — для битумной мастики;
- е — для элементов мусоропровода
Складирование материальных элементов
Доставленные на строительную площадку материальные элементы складируют на приобъектных складах, предназначенных для их временного хранения — создания производственного запаса.
Различают два основных вида производственного запаса: текущий и страховой. Текущий запас составляет материальный ресурс между двумя смежными поставками. В идеальном случае текущий запас должен быть достаточен для обеспечения производства работ. Однако, учитывая возможные срывы в поставке материальных элементов, создают страховой запас. Страховой запас компенсирует неравномерность пополнения текущего запаса.
Уровень производственного запаса зависит от принятой организации работ (например, монтаж «с колес» или со склада), отдаленности объекта от центральных баз обеспечения, вида транспорта и других факторов. Для ориентировочного определения уровня запаса в строительстве действуют специальные нормативы (табл.1).
Таблица1
Расчетные нормативы запаса основных материалов и изделий на складах строительства, дн.
Материалы и изделия
При перевозке
автотранспортом на расстояние, км
по железной дороге
свыше 50
до 50
Сталь (прокатная, арматурная, кровельная), трубы чугунные и стальные, лес круглый и пиленый, нефтебитум, санитарно-технические и электротехнические материалы, цветные металлы, химико-москательные товары
15… 20
12
25… 30
Цемент, известь, стекло, рулонные и асбестоцементные материалы, переплеты оконные, полотна дверные и ворота, металлоконструкции
10… 15
8…12
20… 25
Кирпич, камень бутовый и булыжный, щебень (гравий), песок, шлак, сборные железобетонные конструкции, трубы железобетонные, блоки кирпичные и бетонные, шлакобетонные камни, утеплитель плитный, перегородки
7…20
5… 10
15… 20
Приобъектные склады устраивают закрытыми, полузакрытыми и открытыми.
Закрытые склады служат для хранения материалов дорогостоящих или портящихся на открытом воздухе (цемента, извести, гипса, фанеры, гвоздей и других материалов). Их сооружают надземными и подземными, одно- и многоэтажными, отапливаемыми и неотапливаемыми.
Полузакрытые склады (навесы) сооружают для материалов, не изменяющих своих свойств от перемены температуры и влажности воздуха, не требующих защиты от прямого воздействия солнца и атмосферных осадков (деревянных изделий и деталей, рубероида, шифера и др.).
Открытые склады предназначены для хранения материалов, не требующих защиты от атмосферных воздействий (кирпича, бетонных и железобетонных элементов, керамических труб и др.). Склады, как правило, располагают в зоне действия монтажного крана, обслуживающего объект. Это позволяет использовать его для разгрузки поступающих грузов, в основном в нерабочие монтажные смены. В монтажные же смены для разгрузочных работ целесообразно применять более легкие (менее мощные) краны.
При расположении открытых складов на некотором удалении от строящегося объекта процессы разгрузки и укладки на складскую площадь осуществляют специальными разгрузочными кранами: козловыми, стреловыми, на железнодорожном, пневмоколесном и гусеничном ходу и башенными кранами-погрузчиками. Эти же краны используют для укрупнительной сборки элементов и погрузки материальных элементов на транспортные средства для подачи к местам укладки (монтажа). Ширину складских площадок назначают из условия возможности обслуживания их кранами (рис.6).
Рис.6. Схемы приобъектных открытых складов, обслуживаемых разгрузочными кранами:
- а — стреловым железнодорожным;
- б — стреловым гусеничным;
- в — козловым;
- г — башенным краном-погрузчиком;
- железнодорожный кран;
- платформа с конструкциями;
- железнодорожные пути;
- площадка складирования;
- гусеничный кран;
- автомобиль;
- пути козлового крана;
- козловой кран;
- башенный кран (погрузчик)
При этом тяжелые грузы укладывают ближе к крановым путям, а легкие -дальше, так как их можно поднимать кранами на большем вылете крюка.
Для каждого материала, сборных и других изделий отводят зоны для промежуточного хранения. Зоны складирования отделяют одну от другой сквозными проходами шириной не менее 1 м. В каждой зоне материальные элементы складируют с соблюдением определенных правил.
Обычный кирпичскладируют отдельно по сортам и маркам, а лицевой, керамические стеновые и облицовочные камнидополнительно группируют по цвету лицевой поверхности. Кирпич, доставляемый на объект без контейнеров или пакетов, разгружают ручным способом и укладывают с перевязкой на поддоны или в штабеля высотой до 1,6 м. Кирпич, имеющий несквозные пустоты, укладывают пустотами вниз для того, чтобы в них не застаивалась вода, которая при замерзании может привести к разрушению кирпича. Кирпич, прибывающий в пакетах или на поддонах, укладывают на складе штабелями в один или два яруса.
Сборные железобетонные изделия и деталирасполагают в соответствии с рекомендациями рабочих чертежей на деревянных инвентарных подкладках и прокладках, места укладки которых должны соответствовать рискам на элементах. При укладке изделий в штабель прокладки между ними располагают одна над другой строго по вертикали. Сечение подкладок и прокладок обычно квадратное со стороной 6…8 см. Размеры подбирают таким расчетом, чтобы вышележащие сборные элементы не опирались на монтажные петли или выступающие части нижележащих элементов.
Сборные бетонные и железобетонные изделия укладывают в штабеля.
Фундаментные подушки (рис.7, а) и блоки стен подвалов располагают штабелями высотой до 2,3 м на подкладках и прокладках, которые укладывают на расстоянии 300…500 мм от торцов блоков.
Прямоугольные ригели, прогоны, перемычкивысотой до 600 мм (рис.7, в)укладывают в штабель на нижнюю плоскость с подкладками и прокладками на расстоянии 500… 1000 мм от торцов. Высота штабеля не должна превышать трех рядов, по высоте. Элементы верхнего ряда для большей устойчивости скрепляют между собой проволокой за монтажные петли.
Многопустотные плиты перекрытий(рис.7, д)и покрытий укладывают в штабели высотой до 2,5 м по высоте до 8… 10 рядов. Подкладки и прокладки располагают перпендикулярно пустотам на расстоянии 250…400 мм от краев плиты.
Рис.7. Складирование сборных железобетонных конструкций:
- а — фундаментные подушки;
- б — бетонные блоки;
- в — прямоугольные прогоны и перемычки;
- г — колонны;
- д — плиты перекрытий;
- е — ригели;
- ж — лестничные марши;
- з — балки;
- 1 — скрутка.
Лестничные марши складируют ступенями вверх; высота штабеля 5…6 рядов. Прокладки при перемещениях маршей краном располагают вдоль маршей на расстоянии 150… 200 мм от их краев (рис.7, ж),а при перемещениях вилочным захватом — поперек маршей. Лестничные площадки размещают горизонтально, в штабель не более 4 элементов, прокладки — на расстоянии 150… 200 мм от торцов.
Стеновые панели и крупнопанельные перегородки, сплошные плоские панели перекрытий размером на комнату целесообразно складировать в вертикальном или слегка наклонном положении в кассетах или пирамидах. Опорная часть пирамид устроена с некоторым наклоном в сторону пирамиды. Это позволяет при установке сборных элементов опирать их всей нижней плоскостью, а не ребром, что исключает повреждение граней панелей.
Крупные бетонные блокинаружных и внутренних стен высотой более 2 м располагают вертикально, в проектном положении, монтажными петлями вверх, на подкладках, лучше из досок. Целесообразно располагать их фактурным слоем друг к другу (рис.7, б).
К олонныхранят в штабелях по 3…4 яруса (рис.7, г)г оризонтальными рядами на прокладках, располагаемых от торцов на 1/4… 1/5 длины колонн, особенно в местах рисок, отмеченных на элементах при их изготовлении. Так же укладывают ригели и прогоны (рис.7, е).
Фермы и балки (рис.7, з) перекрытий высотой более 0,6 м складируют в вертикальном или слегка наклонном положении с обеспечением упорами их устойчивости.
Стальные конструкции (рис.8) — одностеновые балки, прогоны, стойки фахверка — укладывают штабелями с перекрестным расположением рядов в штабеле на двух прокладках. Элементы высотой более 600 мм устанавливают вертикально с устройством вертикальных упоров.
Рис.8. Складирование стальных элементов конструкций в многоярусных штабелях:
- а — одностенчатых балок с вертикальным положением их стенок;
- б — двухстенчатых элементов конструкций;
- 1 — лежни-подкладки;
- 2 — прокладки.
На приобъектных складах перед подачей элементов на монтаж осуществляют устранение дефектов, восстановление или нанесение маркировки и рисок, проверяют наличие закладных деталей, при необходимости их очищают, подготавливают монтажные петли. Для ряда элементов каркаса одноэтажных промышленных зданий (например, колонн и ферм) осуществляют при необходимости монтажное усиление, а также обустройство навесными площадками, лестницами и др.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ
ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ
2.1. Погрузочно-разгрузочные работы следует выполнять в соответствии с технологической картой, инструкцией содержащей требования безопасности при производстве работ данного вида. Погрузочно-разгрузочные работы должны производиться, как правило, механизированным способом согласно требований СНиП 12-03-01 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования», СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство», ГОСТ 12.3.009-76* «Работы погрузочно-разгрузочные», «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», утвержденных ГГТН РФ, ПОТ РМ-007-98 /ГОСТ 12.3.009-76.
2.2. Лицо, ответственное за безопасное перемещение грузов кранами, до начала работ обязано ознакомить стропальщиков с технологической картой, указать место, порядок и габариты складирования грузов. При работе нескольких стропальщиков один из них назначается старшим и руководит погрузочно-разгрузочными работами.
2.3. К производству погрузочно-разгрузочных работ допускается рабочие старше 18 лет, прошедшие обучение, сдавшие экзамены по технике безопасности и имеющие соответствующее удостоверение. Знания рабочих по технике безопасности должны проверяться не реже 1 раза в год.
2.4. Рабочие, занятые на погрузочно-разгрузочных работах, должны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры в соответствии с требованиями Министерства здравоохранения РФ.
2.5. Рабочие, занятые на погрузочно-разгрузочных работах, должны быть ознакомлены с технологией работ и безопасными способами их производства.
2.6. Площадки для погрузочно-разгрузочных работ должны быть спланированы и иметь уклон не более 5 град. В соответствующих местах необходимо установить надписи «Въезд», «Выезд», «Разворот».
2.7. Рабочее место в зоне производства погрузочно-разгрузочных работ в темное время суток должно иметь, достаточное освещение в соответствии с Инструкцией по проектированию электрического освещения площадок. Освещенность должна быть равномерной, без слепящего действия светильников на рабочих.
2.8. Строповку грузов следует производить инвентарными стропами или специальными грузозахватными устройствами. Способы строповки должны исключать возможность падения или скольжения застропленного груза. Для предотвращения порчи поднимаемого груза и стропов необходимо применять под стропы подкладки, не имеющие наружных острых углов.
2.9. Перед началом погрузочно-разгрузочных работ необходимо произвести осмотр стропов, тары и грузозахватных приспособлений, съемные грузозахватные приспособления и тара должны подвергаться периодическому осмотру лицом, ответственным за их исправность.
2.10. При работе с кранами стропальщики должны быть одеты в сигнальные куртки оранжевого цвета. Обязательно ношение защитных касок, застегнутых на ремешок. Стропальщик должен быть обеспечен спецодеждой и средствами индивидуальной защиты в соответствии с нормами по роду выполняемых работ. При работе с длинномерными грузами необходимо пользоваться надежными оттяжками.
2.11. При выполнении работ по строповке и расстроповке грузов на штабеле высотой более 1,5 м необходимо применять переносные инвентарные лестницы;
2.12. При производстве работ по погрузке и разгрузке автомашин стреловыми кранами для стропальщиков предусматривается следующая последовательность грузоподъемных операций:
Источник http://xn--80aaahpr6aegphgefgd9d.xn--p1ai/press-centr/stati/2792/pogruzki_razgruzka_gruzovih_avto/