Сбитый автопилот: возгорание Tesla на МКАД поставило вопросы о безопасности модели | Статьи | Известия

Сбитый автопилот: возгорание Tesla на МКАД поставило вопросы о безопасности модели

На МКАД попал в аварию и был полностью уничтожен огнем Tesla Model 3. Это первый инцидент с возгоранием такого электромобиля в России. По словам владельца машины, виноват хваленый автопилот, не заметивший припаркованный у бетонного разделителя эвакуатор. «Известия» разбирались, можно ли всё еще считать «Теслу» самым безопасным электромобилем

Угол-шоу

Tesla врезалась в угол стоящей «Газели» — эвакуатор занимал часть левой полосы — и через некоторое время запылала, выгорев дотла. Видеокамеры зафиксировали, что, когда автомобиль был объят пламенем, в районе капота что-то взорвалось. Несмотря на все эти пиротехнические эффекты, обошлось без жертв.

Пассажиры смогли самостоятельно покинуть машину до того, как начался пожар, но им потребовалась медицинская помощь. Водитель, 41-летний гендиректор УК «Арикапитал» Алексей Третьяков, получил переломы ноги и носа, а его несовершеннолетние дети отделались ушибами. Именно со слов Третьякова известны обстоятельства столкновения: автомобиль двигался со скоростью 100 км/ч на автопилоте.

На страже национальной безопасности

Model 3 — самая доступная модель американской компании, тем не менее Tesla позиционирует ее как автомобиль «с самой низкой вероятностью получения травм в ДТП».

У Tesla Model 3 батарея размещена под днищем, а значит, ниже центр тяжести и меньше момент инерции, что благоприятно отражается на управляемости и устойчивости. Отсутствие двигателя внутреннего сгорания позволяет сделать передок с большими деформируемыми зонами, эффективно поглощающими энергию при столкновении. Из-за того что мощный силовой каркас батареи не обеспечивает правильной деформации кузова при ударе в бок, Tesla разработала собственную конструкцию центральной стойки и порогов.

Аккумуляторная батарея Tesla Model 3, снятая с электромобиля

Интересно, что Tesla оптимизировала силовой каркас под фронтальное столкновение со столбом, хотя краш-тесты пока имитируют удар в столб боком. Можно сказать, это задел на будущее.

В серии краш-тестов Model 3 показывает рекордные результаты. Национальное управление по дорожной безопасности США (NHTSA), выяснило, что риск быть травмированным в попавшей в аварию «Тесле» составляет менее 6%. И это лучший результат среди 50 безопасных машин, протестированных NHTSA с 2011 года. Второе и третье места рейтинга тоже занимают «Теслы» — Model S и Model X, причем «эска» даже сломала специальный пресс, с помощью которого испытывали жесткость крыши при опрокидывании.

Торможение с перекрытием

В краш-тестах Euro NCAP Model 3 поставила еще один рекорд, набрав 94% за активные системы безопасности. Испытания показали, что система аварийного торможения отлично работает даже в темноте и способна самостоятельно затормозить и предотвратить столкновение на скорости 75 км/ч.

В тестах на пассивную безопасность Model 3 также продемонстрировала высокие результаты, однако защита пассажира оказалась не идеальной при фронтальном столкновении по всей ширине, а защита водителя — при ударе о столб. Кроме того, датчики манекена, соответствующего ребенку 10 лет, зафиксировали высокую нагрузку на шейные позвонки.

«Тройке» осталось пройти самое серьезное испытание — краш-тесты Американского Страхового института дорожной безопасности (IIHS), подразумевающие фронтальный удар c малым перекрытием. Это испытание уже стоило производителям немало нервов — если автомобиль врезается в барьер с перекрытием всего 25%, то лонжерон не поглощает энергию столкновения. После того как автокомпании оптимизировали свои машины под удар с водительской стороны, IIHS добавила краш-тест пассажирской стороной.

Даже у Tesla Model S возникли проблемы с этим испытанием — при столкновении с 25-процентным перекрытием голова манекена водителя соскользнула с подушки безопасности и ударилась о руль. Model 3 по идее должна лучше выступить в этом тесте — например, конструкция ее передней подвески должна обеспечить максимальную защиту при ударе с небольшим перекрытием.

Почти успела

Пока же Model 3 прошла краш-тест по версии МКАД — удар об эвакуатор с малым перекрытием. Электромобиль, по утверждению владельца, ехал со скоростью 100 км/ч, но в момент столкновения она была меньше — на видео заметно, как зажглись стоп-сигналы.

Сгоревший автомобиль Tesla Model 3 после аварии на МКАД

«Я замерил по хронометражу видео, что примерно за три четверти секунды до столкновения автомобиль начал тормозить. Это делал не водитель, он в эту секунду отвлекся и только в момент удара понял, что что-то произошло. Скорее всего, сработала система предотвращения столкновений. Она заметила, что столкновение неизбежно, и отработала ситуацию. Автомобиль ехал 100 км/ч, и понятно, что с такой скорости затормозить перед препятствием не удалось», — рассказал «Известиям» управляющий партнер Moscow Tesla Club Игорь Антаров.

Спереди на Tesla Model 3 установлены 4-поршневые суппорты, а диски рассчитаны на весь заявленный Tesla срок службы машины — 150 тыс. миль (241 тыс. км). У ранних экземпляров тормозной путь оказался слишком длинным — к таким выводам пришли эксперты американского журнала Consumer Reports, но Tesla еще в прошлом году признала этот недостаток и пообещала устранить его при очередном обновлении программного обеспечения.

Краш-тест электромобиля Tesla Model 3

Напомним, что ПО электромобилей Tesla обновляется «по воздуху». Учитывая, что попавший в аварию автомобиль был выпущен в начале этого года, вряд ли его затронула проблема с эффективностью тормозов.

Ранее IIHS уже высоко оценил систему предотвращения фронтальных столкновений — здесь «тройка» выступила лучше других автомобилей, однако отметил большое количество ложных срабатываний. Здесь она среагировала правильно. Учитывая, что скорость была выше лабораторной и пассажиры остались живы, Tesla Model 3 испытание выдержала. Чего нельзя сказать про автопилот.

Кто рулит машиной

Корректно ли называть автопилот Tesla автопилотом? По сути, это продвинутый ассистент водителя. Можно снять руки с руля, однако система требует, чтобы водитель изредка его касался — Европейская комиссия по безопасности транспортного движения обязала Tesla делать такую проверку.

Электромобиль Tesla под управлением автопилота на одном из шоссе в США

В США в бета-версии доступен режим Navigate on Autopilot, когда автомобиль может сам ехать от города до города по трассе. «Тесловский» ассистент работает эффективнее, чем у многих других автомобилей. Это, а также то, что его называют автопилотом, изначально порождает завышенные ожидания.

«Сегодня нет ни одной серийной машины, которой вы можете с легкостью доверить свою жизнь в режиме автопилотирования. Существуют бренды, которые ставят сырые технологии и хайпуют на этом. На Тесле стоит сырой слабенький софт. Они действительно испытывают проблемы с распознаванием «Газелей», определяют их как стационарные киоски и на шоссе просто не видят», — отреагировала на аварию глава Cognitive Technologies (компания известна проектом беспилотника на базе грузовика «КамАЗ») Ольга Ускова.

Прогресс или жизнь

Первую смерть автопилот Tesla записал на свой счет в мае 2016 года, когда на фоне неба не заметил ехавший наперерез грузовик. Залетевшей под полуприцеп Model S срезало крышу, а водитель погиб. Спустя три года в аналогичное ДТП попала Model 3 — и снова со смертельным исходом. Серия аварий показала, что Tesla не видит стоящую на перекрестке пожарную машину.

Еще одно резонансное ДТП, в котором погиб инженер Apple Вэй Лунь Хуан, произошло из-за того, что Model X не распознала отбойник, разбитый в предыдущей аварии. Позже выяснилось, что владелец несколько раз обращался в сервис из-за странного поведения автопилота.

Разбитый электромобиль Tesla Model X, в котором погиб инженер Apple Вэй Лунь Хуан

NHTSA, изучив обстоятельства первой смертельно аварии, фактически «оправдало» автопилот: водитель должен был держать руки на руле и следить за дорожной ситуацией. Tesla по итогам обновила программное обеспечение и добавило функцию автоматической блокировки автопилота. Если водитель игнорирует все предупреждения и не держит руки на руле, машина начнет замедляться, а автопилот выключится до конца поездки.

Начиная с марта этого года у всех моделей Tesla одинаковое «железо» системы автопилотирования. Однако эффективность работы системы зависит от прошивки, отметил в беседе с «Известиями» Игорь Антаров: «Расследование Tesla еще не завершено, и я могу строить лишь гипотезы, но есть в этом деле интересный аспект. По словам владельца, на автомобиле с момента приобретения не обновлялась прошивка. То есть версия программного обеспечения апрельская или даже раньше. В мире автопилота это большой срок, с учетом того что за год успевают выпустить новое «железо». Если бы там стояла самая актуальная версия, возможно, вероятность того, что автомобиль увернется, была бы выше».

Огонь-машина

В ДТП на МКАД Tesla Model 3 выгорела полностью, однако в столичном МЧС не придали пожару серьезного значения. Источник в ведомстве заявил, что площадь возгорания составила 4 кв. м. Между тем пожарные Европы и США готовятся к худшему и проводят специальные учения по тушению электромобилей. Дело в том, что обычные огнетушители не так эффективны и к тому же есть риск поражения током.

Сгоревший электромобиль Tesla Model S на шоссе в Австрии

В Австрии в тушении врезавшейся в отбойник Tesla были задействованы 35 человек и пять пожарных машин. А единственным эффективным способом борьбы с загоревшейся батареей остается вода в больших объемах.

Между тем, согласно исследованию NHTSA, хотя поврежденные литийионные батареи и склонны к разрушительному «тепловому» разгону, но их предрасположенность к возгоранию сопоставима или меньше, чем у бензина или дизельного топлива. Автомобиль с неисправным газобаллонным оборудованием куда более опасен, что показал эксперимент программы «Минтранс».

Илон Маск, основываясь на статистике, утверждает, что бензиновые автомобили горят в пять раз чаще, чем Tesla. И действительно, электромобили по количеству возгораний пока уступают обычным машинам с ДВС.

Однако популярность таких транспортных средств растет. За полгода в США, Европе и Китае было продано более 700 тыс. электромобилей. Для сравнения, в России за тот же период продали менее полутора сотен. По данным агентства «Автостат» на март 2109 года, парк автомобилей на электрической тяге достиг в РФ 3,6 тыс. штук.

Аварии с Tesla. 8 ДТП, которые разуверят вас в безопасности автопилота

Система автономного вождения на автострадах устанавливается на автомобили Tesla уже более пяти лет. За это время она стала причиной резонансных ДТП и зарекомендовала себя как одна из самых спорных опций. Автопроизводитель поспешил изменить юридический статус автопилота и назвал его лишь «помощником вождения», чтобы возложить всю вину за аварии на водителей, обязанных по закону управлять автомобилем, следя за дорогой. Однако автономное вождение очень коварно, оно притупляет бдительность, заставляет водителя расслабиться и отвлекаться, словно он находится не за рулем, а на пассажирском месте. Машина может ехать без проблем часами, делая этот процесс скучным и провоцируя полную передачу управления электронике. Водитель стремится заниматься какими-то другими делами, к примеру взять в руки планшет для просмотра кинофильма. Естественно, рано или поздно это плохо кончается для всех.

Не увидел полицейские проблесковые маячки

Очередная авария с участием Tesla и его системы автономного вождения ADAS произошла около полуночи 26 августа 2020 года в штате Северная Каролина (США). Полицейская машина Dodge Charger округа Нэш работала на автостраде 64 недалеко от города Роли. Экипаж был вызван на оформление аварии между легковыми автомобилями и перекрыл часть дороги, чтобы обезопасить место происшествия. Полицейские включили проблесковые маячки. Через некоторое время к ним присоединились другие патрульные машины, чтобы помочь быстро справиться с затором.

Девайндер Голи был задержен и обвинен полицией в нарушении правил передвижения и «просмотре телевизора за рулем».

Не распознал эвакуатор

Похожая авария произошла на МКАД летом 2019 года. 41-летний водитель Алексей Третьяков включил систему автономного вождения ADAS на Tesla Model 3 и отвлекся на своих детей, которые сидели в специальных креслах. Машина ехала по левой полосе со скоростью около 100 км/ч. Сгущались сумерки, и пошел дождь. В свете фар и фонарей камеры не заметили очертания эвакуатора, который работал в левой полосе на обочине, выступая одним краем на проезжую часть. Произошло столкновение, в результате которого взорвались батареи Tesla Model 3 и начался пожар. Благодаря оперативным действиям очевидцев никто не погиб, однако машина была уничтожена. Водитель признал свою вину в том, что отвлекся от дороги.

Не заметил грузовик

Еще один инцидент произошёл 1 марта 2019 года в городе Делрей-Бич в штате Флорида (США) на федеральной автостраде 441.

По данным Национального департамента по безопасности на транспорте (NTSB), водитель электромобиля Tesla Model 3 Джереми Берен Баннер ехал со скоростью 109 км/ч и врезался в пересекавший трассу грузовик с полуприцепом.

Водитель фуры выворачивал с прилегающей территории фермы и хотел повернуть налево, но затормозил на перекрёстке, чтобы пропустить другой транспорт. В результате ДТП Tesla Model 3 влетела на полном ходу под белый прицеп грузовика и сорвала себе крышу. Водитель погиб на месте. В этот момент на Tesla Model 3 был включен автопилот.

Ровно в такой же ситуации автоматика Tesla не сработала в первой смертельной аварии с отставным бывшим морским пехотинцем Джошуа Брауном в 2016 году. Водитель за рулем смотрел фильм про Гарри Поттера и включил автопилот. Автомобиль не смог распознать белый прицеп грузовика и на полном ходу влетел под него. Водитель погиб.

Виноваты не только люди

Компания Tesla поспешила заявить, что во всех происшествиях виноваты водители, которые отвлекались от дороги и не следили за действиями автопилота. Однако аварии случались и с теми, кто точно следовал инструкции и эксплуатировал устройство правильно. К примеру, странная авария произошла с Tesla Model X 23 марта 2018 года.

В отчете NTSB отмечается, что на съезде с магистрали US-101 автомобиль внезапно принял влево и со скоростью 114 км/ч врезался в буфер разделительного бетонного ограждения. У кроссовера оторвало переднюю часть, корпус развернуло против часовой стрелки, и в него врезались еще два автомобиля: Audi A4 и Mazda 3.

По данным с бортового компьютера Model X, беспилотный режим был активирован в течение последних 19 минут. За это время системы автомобиля выдали водителю два визуальных и одно звуковое предупреждение о необходимости держать руки на руле. Согласно показаниям датчиков, водитель следил за дорогой и не отвлекался. Он клал руки на руль и вновь снимал их, как того требовал компьютер. В течение последней минуты перед аварией водитель держал руль в течение 34 секунд, затем убрал руки, и через 6 секунд автопилот резко бросился на бетонный отбойник, словно ждал удобного случая. Аккумулятор Tesla взорвался, и начался пожар. Очевидцы аварии вытащили водителя, но от полученных травм он скончался.

Смертельные пожары

8 мая 2018 года в американском городе Форт-Лодердейле во Флориде на шоссе А1А электромобиль выехал с дороги на тротуар и врезался в бетонную стену, после чего загорелся. Два 18-летних молодых человека не смогли выбраться из кабины и погибли в огне.

24 февраля 2019 года Tesla Model S вылетела с дороги и врезалась в одну из пальм в Майами в штате Флорида. Автомобиль загорелся, и оставшийся внутри водитель сгорел. Как утверждается в отчете, автопилот не смог вписаться в разметку и допустил смертельную ошибку.

В апреле 2019 года Tesla Model X, двигаясь на автопилоте, чуть не вылетела с горной дороги. Автоматика не смогла вписаться в поворот, и водитель попытался резко отрулить в сторону от пропасти, но не рассчитал маневр и врезался в отвесную каменную скалу. Он не пострадал.

В общем, череда этих неприятностей с системами электронного вождения уже вызывает вопросы у специалистов Национального управления безопасности дорожного движения (NHTSA). Ведется расследование причин происшествий, и компанию Tesla могут заставить перепрограммировать свой автопилот, чтобы он отключался, если водитель не держится за руль. Но тогда зачем эта система нужна в автомобилестроении?

http://iz.ru/909885/evgenii-bagdasarov/sbityi-avtopilot-vozgoranie-tesla-na-mkad-postavilo-voprosy-o-bezopasnosti-modeli
http://aif.ru/auto/safety/avarii_s_tesla_8_dtp_kotorye_razuveryat_vas_v_bezopasnosti_avtopilota

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожее

Предупреждающие знаки дорожного движения: пояснения

ПДД про знаки предупреждающие об опасности На всех автодорогах и трассах России присутствуют специальные обозначения. В обязанности водителя входит знание и соблюдение всех запрещающих, предписывающих и предупреждающих знаков. В пособиях по ПДД достаточно подробно расписывается их значение, но здесь речь пойдёт преимущественно о знаках, предупреждающих об опасности. Их соблюдение предостерегает автомобилистов от угрозы, которая ожидает […]

Экологический класс автомобиля: как узнать, таблица, законы | Авто Премиум Citroёn

Экологический класс автомобиля: как узнать, таблица, законы Вопросы, рассмотренные в материале: Что значит экологический класс автомобиля С чего начался «экологический автомобильный переход» в России Какие бывают экологические классы автомобилей Как узнать экологический класс автомобиля Какие изменения имеются по экологическим классам автомобилей с 2018 года Что известно про экологический налог Поскольку Россия является одной из стран-участниц […]