Рубеж», «Забор-Барьер» и др
«Рубеж», «Забор-Барьер» и их «коллеги». Изучаем спецавтотехнику заграждения МВД РБ и стран мира
Уже в течение месяца на улицах Минска мы видим обилие необычной спецтехники силовиков, которая прежде появлялась в городе либо очень редко, либо не «светилась» вообще. Читатели часто задают нам вопрос: «Что это за машины?» Cегодня рассказываем про мобильные заграждения.
Передвижные автомобильные заградительные комплексы — относительно новое явление в типологии спецтехники силовиков. На вооружении МВД такие машины появились всего пять лет назад. У нас всю подобную технику уже успели прозвать системой «Рубеж», что, строго говоря, неправильно. «Рубеж» — это только один из типов, причем не самый массовый. Есть и другие разновидности.
Система «Забор-Барьер»
Самой первой системой мобильных заграждений был не «Рубеж», а «Забор-Барьер». Специалисты впервые увидели эти машины на выставке «Человек и безопасность 2015», а широкая публика — на параде, посвященном 100-летию белорусской милиции, который проходил в марте 2017 года. Именно их ошибочно принимают за «Рубеж». Но все же это «Забор-Барьер».
Пикап Ford Ranger — в принципе редкая «птица» в наших краях. Это третье поколение «глобального» среднеразмерного пикапа Ford (заводской индекс — Т6), предназначенное для продажи по всему миру. Любопытно, что проектированием конкретно этой версии занималось австралийское подразделение корпорации Ford. Сборка таких пикапов налажена в США, ЮАР, Аргентине, Нигерии, Вьетнаме и Таиланде.
В Беларуси официально продавались Ranger тайской сборки. Представители МВД в качестве базы для заградительного комплекса выбрали самую топовую версию Double Cab в комплектации Limited — c тонировкой задних стекол, обогревом передних сидений, подсветкой грузового отделения, дугами в кузове, литыми дисками R17, двухзонным климат-контролем, кожаной отделкой салона, электрорегулировкой сиденья водителя и задними датчиками парковки.
А «навеска» (собственно, та самая система «Забор-Барьер») — это разработка минской фирмы «Автомобильные конструкции» (торговая марка «АКтава»). В транспортном положении «Забор-Барьер» представляет собой простой каркас из труб прямоугольного сечения, сверху на котором закрепляются раскладные секции сетчатого заграждения. При желании каркас можно демонтировать и использовать базовый автомобиль без него.
В боевое положение «Забор-Барьер» переводится вручную силами двух сотрудников. Время развертывания — буквально пара минут. Силовики могут находиться как на земле за ограждением, так и на верхнем уровне.
Поскольку заграждение прозрачное, то спецавтомобиль может перемещаться и маневрировать в развернутом положении довольно быстро. Собственно, ради этого ограждение и сделано прозрачным. Водители «Забор-Барьеров» даже отрабатывают синхронное маневрирование с развернутым заграждением.
Как минимум шесть «Забор-Барьеров» регулярно выезжают на улицы Минска. Любопытно, что на все машины установлены обычные гражданские номерные знаки.
Система «Рубеж»
Штурмовой заградительный комплекс «Рубеж» — совсем новая разработка. Она появилась на свет только в прошлом году и впервые была показана на выставке Mileх-2019. «Рубеж» — детище Госкомвоенпрома РБ, изготовленное силами ОАО «Агат — Электромеханический завод».
Это гораздо более сложное с инженерной точки зрения изделие, чем «Забор-Барьер». Здесь уже не банальная «клетка» из обычных прямоугольных труб, а конструкция сложной формы. Это и заградительный комплекс, и штурмовой трап антитеррора в одном флаконе. Штурмовой трап и заградительный щит не устанавливаются на автомобиль единовременно — осуществляется смена навесного оборудования.
База — Ford Explorer, в данном случае пятого поколения. Но оборудование не привязано к какой-то одной модели внедорожника или пикапа, а может устанавливаться на любой подходящий по размерам автомобиль.
Складной щит — система, которая трансформируется в заграждение с небольшими отверстиями для обеспечения обзорности. Таким образом, с развернутым щитом «Рубеж» тоже может перемещаться, но делать ему это менее удобно, чем «Забор-Барьеру». Зато сотрудники лучше защищены. Ширина заградительного щита в развернутом положении — 6 м, высота — 3 м.
У «Рубежа» есть яркие стробоскопы, встроенные в щит. Они призваны «воздействовать на людей повторяющимися яркими световыми вспышками». Также на «Рубеж» могут устанавливаться средства звукового давления.
Отличить «Рубеж» от «Забор-Барьера» в боевом положении легко. «Забор-Барьер» полностью сетчатый, ограждение «Рубежа» — комбинированное, состоящее из листов металла со вставками из сетки.
Есть и официальное описание: «При обеспечении мероприятий по охране общественного порядка один спецавтомобиль „Рубеж“ позволяет заместить работу 24 бойцов спецподразделений». Пока на улицах Минска замечена только одна такая машина.
Спецмашина заграждения на базе БРДМ-2
Эта техника впервые появилась в городе в воскресенье 6 сентября. Назначение у нее ровно то же, что и у «Забор-Барьера» с «Рубежом», только в качестве базового транспортного средства используется бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-2, советская разработка начала 1960-х гг. Серийный выпуск БРДМ-2 был прекращен еще в 1989-м, так что для переоборудования в передвижные заградительные комплексы использовались не новые броневики.
Такую систему в СМИ тоже называют «Рубеж», но на самом деле она наверняка называется как-то по-другому. Точной информации об обозначении и изготовителе в открытом доступе пока нет. Машина явно проектировалась и изготавливалась в авральном порядке с целью увеличения и расширения парка заградительных комплексов.
Особенность — почти полностью глухие щиты с небольшими прорезями. Именно это и сыграло злую шутку. На сетчатом щите, как у «Забор-Барьера», надпись не оставишь.
Заградительные комплексы на базе БРДМ-2 обладают сразу несколькими недостатками. Ввиду плохой обзорности на них почти невозможно синхронно маневрировать, можно двигаться только вперед и то «на ощупь». На верхнем уровне бойцам стоять неудобно. По сути такие машины в развернутом положении превращаются не в мобильные, а в стационарные барьеры.
Спецтехника заграждения у силовых структур других государств
Передвижные заградительные комплексы, конечно же, не белорусское изобретение. Подобная техника состоит на вооружении силовых структур многих стран.
Так выглядит, например, югославский бронетранспортер для сил милиции BOV-M. Это разработка фирмы TAM периода второй половины 1970-х гг. Такие машины и сегодня служат в полиции современной Сербии.
Машина аналогичного назначения чехословацкого производства называется OKV-P. По сей день состоит на вооружении полиции Чехии.
Интересно с инженерной точки зрения реализована словацкая «спецмашина контроля бунтов» Bozena Riot на базе строительного мини-погрузчика с бортовым поворотом. Любопытная особенность — исключительно дистанционное управление. Недостаток — низкая собственная транспортная скорость. К месту событий словацкого «робокопа» необходимо доставлять на трейлере.
Система пассивной безопасности автомобиля
Любое транспортное средство, в том числе легковой автомобиль, всегда управляется водителем. Поэтому сейчас большое внимание уделяется системам защиты и безопасности. Но многие не знают, что различают две системы безопасности: активная и пассивная. Об активной безопасности известно всем, о ней всегда подробно рассказывают продавцы автомобилей, часто пишут в СМИ. Но на вопросы о пассивной безопасности немногие могут ответить правильно.
Что же такое пассивная безопасность автомобиля?
Пассивная безопасность – это совокупность свойств автомобиля, отличающаяся уникальностью конструкции и эксплуатационными характеристиками, которая при попадании в аварию обеспечивает самую высокую степень защиты. Активная система безопасности призвана предохранить транспортное средство от аварии. Пассивная же система безопасности начинает функционировать только после свершившегося факта аварии, и направлена на защиту людей, которые в это время находятся в автомобиле.
Всем известно, что основные испытания автомобиль проходит по время краш-тестов, которые выявляют наиболее незащищённые места в конструкции. В целях снижения последствий аварии используется целая система приспособлений и устройств, основная цель которых — уменьшить последствия ДТП. Различают две основные группы системы пассивной безопасности:
Внутренняя система, которая состоит из следующих элементов:
- Всем известных подушек и ремней безопасности;
- Подголовников и подлокотников, входящих в конструкцию сидений;
- Элементов кузова, которые поглощают энергию удара;
- Мягких элементов оформления салона.
В систему же внешней безопасности входят такие детали и изделия:
- Передний и задний бамперы;
- Конструктивные выступы на кузове;
- Стекла окон и дверей;
- Узлы усилителей стоек.
Повышенный интерес к системам пассивной безопасности стал появляться после того, как начали появляться публикации на эту тему. Большую активность в популяризации этого вопроса играет Европейская программа оценки новых автомобилей — Euro NCAP (European New Assessment Programme). Эта независимая организация на профессиональной основе проводит краш-тесты всех выходящих на рынок новых моделей, присуждая рейтинг безопасности по результатам проверки активной и пассивной систем безопасности. Их целью является предоставление достоверной информации, полученной по результатам краш-тестов, владельцам автомобилей о любой из составляющих системы защиты.
Получаемые при этом данные наглядно показывают в динамике всю последовательность работы элементов системы пассивной безопасности.
Внутренняя пассивная безопасность
Вся система внутренней пассивной безопасности и входящие в неё элементы создана для того, чтобы обеспечить максимальный уровень защиты водителя и пассажиров автомобиля, попавшего в аварию. При этом очень важным фактором является обязательное использование этого специального оборудования строго по его назначению. Соблюдение всех установленных изготовителем правил позволяет получить наивысший уровень защиты. Ниже рассмотрим основные элементы системы внутренней пассивной безопасности.
Основным элементом системы безопасности является кузов. От того из какого материала изготовлен кузов, его физического состояния и конструктивных особенностей зависит его возможная деформация при аварии, а значит и прочность самого автомобиля. Для того, чтобы при ДТП части механизмов, находящихся в моторном отсеке, не попали в салон, применяют, так называемую, «решётку безопасности» — прочное устройство, работающее как щит и не позволяющее другим механизмам проникать в салон.
Защита салона от конструктивных элементов обеспечивается целым комплексом устройств и технологических решений, которые предохраняют водителя и пассажиров от травм и увечий. Так, например, некоторые модели автомобилей оснащаются складывающимися рулями, чтобы предотвратить нанесение вреда водителю. Кроме того применяются специально разработанные травмобезопасные педальные узлы, которые в случае аварии автоматически отсоединяются от креплений и тем самым предохраняют ноги водителя от увечий.
Для обеспечения максимальной безопасности при использовании подголовника, необходимо правильно рассчитать высоту его установки, исходя из индивидуальных физиологических характеристик водителя.
Раньше применялись только двухточечные ремни безопасности, которые удерживали пассажира обычной стяжкой через грудь или живот. В настоящее время в автомобили устанавливают многоточечные ремни безопасности, которые гораздо более эффективны. Они позволяют распределять аварийную нагрузку равномерно по всему телу, тем самым предохраняя отдельные части от травм. Ремни безопасности считаются наиболее важным элементом пассивной системы безопасности.
Уже в середине прошлого века подушки безопасности прочно заняли своё место в общей системе пассивной безопасности автомобиля. Сейчас автомобили, как правило, оснащаются несколькими подушками безопасности. Каждая из них защищает какую-то одну предполагаемую зону поражения, а все вместе надёжно прикрывают водителя и пассажиров со всех сторон. Принцип действия подушек безопасности состоит в стремительном наполнении их воздухом при столкновении. Движущийся по инерции водитель сталкивается с подушкой, а не с травмоопасными элементами конструкции.
Сидения фиксируют удобное положение пассажира или водителя на месте, а подголовники, являясь частью сидения, как раз и защищают шейные позвонки водителя в момент аварии, не давая запрокидываться голове.
При изготовлении современных автомобилей стали часто применять высоконапряжённые листы металла. Это, во-первых, снижает его массу, а во-вторых, делает автомобиль более жёстким к ударам.
Всё большее применение находит система областей активного разрушения. Она состоит в том, что при ударе детали сами разрушаются, но при этом принимают на себя значительную часть кинетической энергии. Таким образом, ценой разрушения автомобиля обеспечивается сохранность жизни и здоровья водителя и пассажиров.
Для примера можно привести конструкцию каркаса кузова Smart автомобиля, где ещё на стадии разработки важнейшей целью стала система пассивной безопасности.
Внешняя пассивная безопасность
Элементы внешней системы пассивной безопасности призваны при аварии сохранить жизнь и здоровье пешехода.
Современные бамперы изготавливаются с несколькими поглощающими кинетическую энергию элементами, причём они имеются как в передних, так и в задних бамперах. Проще говоря, в момент столкновения бамперы сминаются и тем самым гасят энергию удара. Это не только защищает пешехода, но и способствует уменьшению повреждений в салоне транспортного средства.
Выступы, находящиеся на наружной поверхности автомобиля, на первый взгляд, не относятся к элементам системы пассивной безопасности. Но в большинстве таких конструктивных или декоративных элементов заложен принцип самодеструкции, то есть их действие аналогично работе бамперов при столкновении.
Приспособления для защиты пешеходов
Такие известные компании как Bosh, Siemens, TRV и другие уже много лет разрабатывают и внедряют дополнительные меры защиты для пешеходов, попавших в аварию. К примеру, сравнительно недавно появившаяся электронная система Electronic Pedestrian Protection функционирует следующим образом. В момент столкновения капот автомобиля автоматически поднимается, тем самым увеличивая площадь столкновения с телом пешехода. При этом увеличивается расстояние между капотом и двигателем, что также защищает от нанесения травм. Принцип действия очень похож на действие подушки безопасности.
Грамотно разработанная пассивная безопасноть авто это хорошо! Но лучше не проверять их действие на себе и других. Будьте внимательны за рулем вашего автомобиля и не пренебрегайте правилами поведения пешеходов на дороге!
Источник http://auto.onliner.by/2020/09/09/belarussian-riot-control-units
http://avtovikyp.by/blog-o-vykupe-avto/593-sistema-passivnoj-bezopasnosti-avtomobilya