РД 03112194-1094-03 — Руководство по организации эксплуатации газобаллонных автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе

РД 03112194-1094-03. Руководство по организации эксплуатации газобаллонных автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе

Министерство транспорта Российской Федерации
Департамент автомобильного транспорта

ФГУП НИИАТ

Руководство по организации эксплуатации
газобаллонных автомобилей, работающих на
сжиженном нефтяном газе

Руководящий документ

РД 03112194-1094-03

Взамен Р 3112199-0305-89 и

Срок действия с 01.01.03

Р 3112199-0306-89

Москва 2003 г.

Министерство транспорта Российской Федерации
Департамент автомобильного транспорта
ФГУП НИИАТ

УТВЕРЖДАЮ
Руководитель Департамента
автомобильного транспорта
Минтранса России
_______________А.Б. Пинсон

«___»_________________2002 г.

Руководство
по организации эксплуатации газобаллонных автомобилей,
работающих на сжиженном нефтяном газе

Руководящий документ
РД 03112194-1094-03

Взамен Р 3112199-0305-89 и

Срок действия с 01.01.03

Р 3112199-0306-89

Начальник отдела
сертификации
и ПТП Департамента
автомобильного транспорта
____________А.И. Кузнецов
«____»_______________2002

Первый заместитель
Генерального
директора НИИАТ
_____________Л.Я. Рошаль
«____»_____________2002 г.

Москва 2002 г.

Разработан: Федеральным государственным унитарным предприятием «Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» (НИИАТ), Департаментом автомобильного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации.

Настоящий руководящий документ разработан взамен Р 3112199-0305-89, Р 3112199-0306-89 и касается организации работ по техническому обслуживанию и эксплуатации газобаллонных автомобилей и автобусов, в конструкции которых используется новое поколение газовой аппаратуры, предназначенной для использования в качестве моторного топлива — сжиженного нефтяного газа (ГСН).

В работе были использованы материалы любезно предоставленные МАДИ (ГТУ), ЗАО «Автосистема», ННПФ «Мобильгаз», НПФ «САГА» и другими организациями, а также опыт эксплуатации газобаллонных автомобилей на ГСН в системе общественного и индивидуального транспорта.

Руководство предназначено для руководящих, инженерно-технических работников, обслуживающего и водительского персонала, связанных с техническим обслуживанием и эксплуатацией автомобилей на ГСН; освидетельствованием автомобильных газовых баллонов для сжиженного нефтяного газа; с необходимой реконструкцией технической базы или мест хранения газобаллонных автомобилей на ГСН, обеспечивающих безопасные условия для обслуживающего персонала и oxpaнy окружающей среды.

СОДЕРЖАНИЕ

ОБОЗНАЧЕНИЯ
принятых в тексте сокращений и их расшифровка

1. АГЗС — автомобильная газозаправочная станция.

2. АТС — автотранспортное средство.

3. АТП — автотранспортное предприятие.

4. АГТС — автомобильная газовая топливная система.

5. ГА — газовая аппаратура.

6. ГБА — газобаллонный автомобиль.

7. ГБТС — газобаллонное транспортное средство

8. ГБО — газобаллонное оборудование.

9. ГСН — газ сжиженный нефтяной

10. КПГ — компримированный (сжатый) природный газ.

11. КПП — контрольно-пропускной пункт.

12. НИИАТ — Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта.

13. ОГ — отработавшие газы

14. ПАГЗ — передвижной автогазозаправщик.

15. РВД — редуктор высокого давления.

16. РНД — редуктор низкого давления.

17. СО — оксид углерода.

18. СН — углеводороды.

19. ТО — техническое обслуживание.

20. ТР — текущий ремонт.

21. НКПВ — нижний концентрационный предел воспламенения.

22. ДВК — датчик довзрывных концентраций газовоздушных смесей.

ВВЕДЕНИЕ

Сжиженный нефтяной газ (ГСН) в настоящее время широко используется как моторное топливо для различных типов и групп автотранспортных средств как у нас в стране, так и за рубежом.

В настоящее время в западноевропейских странах эксплуатируется более 2-х млн. ед. ГБА на ГСН, в том числе в Италии — около 310 тыс., в Нидерландах — около 380 тыс., в Германии — более 75 тыс. В настоящее время в Германии, действует 650 станций по заправке ГСН. В 2003 году их количество должно превысить 1 тыс. единиц.

Потребление ГСН как топливо на автомобильном транспорте в 2000 году в Европе составило более 4,5 млн. т.

Широкое применение как автомобильное топливо ГСН нашел в настоящее время также в США, Канаде, Японии, Южной Корее.

В США в настоящее время эксплуатируется более 500 тыс. грузовых автомобилей на ГСН и имеется более 10 тыс. газозаправочных станций (общее количество АЗС — 160 тыс.).

В Японии в настоящее время эксплуатируется 700 тыс. ГБА на ГСН — в основном автомобили — такси и небольшие фургоны. Только в г. Токио на ГСН эксплуатируется 200 тыс. таксомоторов.

В Южной Корее сейчас эксплуатируется более 80 тыс. ГБА на ГСН, что обусловлено политикой правительства, стремящегося использовать ГСН как стандартное топливо для всех пассажирских транспортных средств.

Расширяется использование ГСН на автомобильном транспорте в Китайской народной республике.

Использование ГСН для многих стран решает как ресурсную задачу по надежному обеспечению автомобильного транспорта топливом, так и экономическую проблему, связанную с уменьшением вредного воздействия автотранспортных средств на окружающую среду.

Следует отметить, что правительства многих стран стимулируют внедрение ГБА. потребляющих ГСН. Так правительство Канады приняло программу содействия переводу автомобильного транспорта на ГСН, согласно которой предусматривалась отмена дорожного налога на ГСН (21 цент на 1 галлон топлива), а также 7%-го продажного налога на любые автомобили, работающие на ГСН. Программа предусматривает также субсидию в 400 долл. за каждый автомобиль, переведенный на ГСН.

Принята Правительственная программа по содействию развития сети газозаправочных станций ГСН, согласно которой выделено 680 тыс. канадских долл. В Канадских провинциях Онтарио, Британская Колумбия и Альберта действует система строгого лицензирования эксплуатации ГБА на ГСН. Водителям этих автомобилей запрещается заправлять и эксплуатировать ГБА без наклейки на ветровом стекле, показывающей, что его топливная система была проверена и соответствует государственным стандартам.

Компания Ford Motor первой в США начала серийно выпускать легковые автомобили Ford Granada, работающие на ГСН. В двигателях этих автомобилей степень сжатия была увеличена с 9 до 10.

В Западной Европе на ГСН широко эксплуатируются такие автомобили, как Fiat 131 Super 2000, Mercedes 200, Renault 8TL Variable, Volvo 224GL, двигатели которых имеют, соответственно: объем 1995, 1997, 1647 и 2316 куб. см.; мощность 83 кВт при 5600 об/мин, 80 кВт при 5200 об/мин, 54 кВт при 5000 об/мин,82 кВт при 5000 об/мин; степень сжатия 9.0, 9.0, 9.3, 10.3.

Многие зарубежные автомобилестроительные компании выпускают автомобили, оборудованные системами бензинового впрыска. Перевод этих автомобилей на ГСН также возможен. Так, компания Motogas (Великобритания) предложила устройство для перевода на ГСН автомобилей, оборудованных системой бензинового впрыска фирмы Bosh.

Аналогичные работы проводятся в Италии (фирмы Fiat, Tartarini), Германии (ф. Mercedes) и у нас в стране (АО «ГРИКО») и др. Эти системы в настоящее время с точки зрения улучшения экологических и топливно-экономических свойств ГБА являются наиболее прогрессивными.

За последние годы (1990 — 2001 гг.) в России были разработаны многие модели газобаллонного оборудования для ГСН для автотранспортных средств, по своим техническим и эксплуатационным показателям, в том числе экологическим, не уступающим лучшим зарубежным образцам. Большую роль в решении этой задачи внесли ряд предприятий ВПК.

Отмеченное выше обусловлено необходимостью разработки нового руководящего документа по организации эксплуатации и техническому обслуживанию ГБА, работающих на ГСН.

1. КОНСТРУКТИВНЫЕ СХЕМЫ И ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ АВТОМОБИЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ НА СЖИЖЕННОМ НЕФТЯНОМ ГАЗЕ, ВЫПУСКАВШИХСЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ В 1975 — 1992 г.г.

1.1.Малотоннажные грузовые автомобили

АВТОМОБИЛЬ ИЖ — 2715.07

РД 03112194-1094-03 - Руководство по организации эксплуатации газобаллонных автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе

Выпускался Ижевским машиностроительным заводом с 1988 г. на базе ИЖ — 2715 — 01.

Инструкция-памятка по безопасной эксплуатации и техническому обслуживанию автомобилей, работающих на сжиженном газе

РД 03112194-1094-03 - Руководство по организации эксплуатации газобаллонных автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе

1. Общая часть
2. Эксплуатация газобаллоного оборудования
3. Пуск холодного двигателя
4. Остановка двигателя (для стоянки)
5. Заправка автотранспорта
6. Техническое обслуживание газобаллоной установки автомобиля
7. Меры безопасности

РД 03112194-1094-03 - Руководство по организации эксплуатации газобаллонных автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе

1. Общая часть

1.1. Настоящая инструкция предназначена для водителей автомобилей, работающих на сжиженном газе, и разработана в соответствии с требованиями действующих нормативных документов заводов-изготовителей.

1.2. К эксплуатации и обслуживанию автомобилей, работающих на сжиженном газе, допускаются лица, прошедшие инструктаж по технике безопасности, условиям хранения и эксплуатации газового оборудования.

1.3. Водитель получает копию инструкции, о чем делается соответствующая пометка в журнале.

Водитель обязан знать :

  • устройство и взаимодействие всех узлов, систему механизмов данного типа авто­мобиля;
  • устройство и схему подачи газа от баллона до двигателя автомобиля;
  • различия в свойствах бензина и сжиженного газа при использовании их в качестве горючего для двигателя автомобиля.

1.4. Требования к исправности автомобилей, работающих на сжиженном газе, должны быть повышены, особенно к системе питания двигателей и эл. оборудованию, т.к. малейшие неисправности могут быть причиной возникновения пожара.

1.5. При неисправном эл.оборудовании автомобилей возможно воспламенение газа (пожар) от неплотных контактов, искрения, короткого замыкания проводов и т.д. Поэтому водитель обязан следить за исправностью газовых коммуникаций и эл .оборудования, не допуская утечек газа, пропусков через клапан редуктора 2-й ступени при неработающем двигателе, неисправности изоляции проводов высокого и низкого напряжения, неплотности контактов проводов зажигания.

1.6. На каждый автомобиль, оборудованный для работы на сжиженном газе, дополнительно устанавливается:

  • баллон с арматурой для хранения газа;
  • испаритель для преобразования газа из жидкого в парообразное состояние;
  • двухступенчатый редуктор, для преобразования давления газа из высокого в низкое.

Все это оборудование соединяется трубопроводами. Трубопроводы от баллона до редуктора находятся под высоким давлением (рабочее давление 16кг/см 2 ), перед редуктором устанавливается электромагнитный клапан, который автоматически перекрывает поступление газа в карбюратор при выключении двигателя.

2. Эксплуатация газобаллоного оборудования

2.1. Содержать газовое оборудование автомобиля, противопожарный инвентарь, инструмент приспособления в чистоте и исправном состоянии.

2.2 Иметь при себе свидетельство о переводе автотранспорта для работы на сжиженном газе

2.3 При каждом выезде из гаража представлять автомашину для осмотра лицу, ответственному за работу газового оборудования автомобиля.

2.5. Не допускать нагрев баллона свыше 400 С, в случае перегрева остудить баллон холодной водой, в жаркую погоду необходимо уменьшить степень наполнения баллона

3. Пуск холодного двигателя

3.1. Проверить по указателю уровня жидкости наличие газа в баллоне, проверить герметичность газового оборудования при помощи мыльной эмульсии.

3.2. Проверить показание кнопки переключения ГАЗ-БЕНЗИН в положение БЕНЗИН.

3.3. Запустить двигатель на БЕНЗИНЕ, произвести нагрев до 500° С

3.4. После прогрева двигателя поставить переключатель ГАЗ-БЕНЗИН в нейтральное положение, после того как выработается бензин поставить переключатель в положение ГАЗ и произвести повторный пуск двигателя на газовом топливе.

4. Остановка двигателя (для стоянки)

4.1. Поставить переключатель ГАЗ-БЕНЗИН в нейтральное положение, выработать газ, перевести переключатель в положение БЕНЗИН и произвести повторный пуск на бензине.

4.2. При длительной стоянке необходимо закрыть кран подачи газа на баллоне

5. Заправка автотранспорта

5.1. При заправке баллонов сжиженным газом выключить зажигание, поставить противооткатный упор, высадить пассажиров, открутить заглушку заправочной горловины и выполнять дальнейшие указания оператора АГЗС.

5.2. При поездках следить за остатком газа в баллоне, не допускать его полного опорожнения, не допускать наполнение баллона свыше 85%

6. Техническое обслуживание газобаллоной установки автомобиля

В соответствии с действующим «Положением о техническом обслужи­вании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта» для газовой аппаратуры автомобилей установлены следующие виды техни­ческого обслуживания:

  • ежедневное техническое обслуживание (ЕО);
  • первое техническое обслуживание (ТО-1);
  • второе техническое обслуживание (ТО-2).

6.1. Ежедневное обслуживание

Перед выездом необходимо проверить:

  • крепление газового баллона, состояние газового оборудования, газопроводов и герметичность соединений газовой системы и арматуры;
  • легкость пуска и работу двигателя на газе на холостом ходу при различной частоте вращения коленчатого вала;
  • отсутствие подтекания бензина (резервного топлива) в соединениях топливных проводов.

После возвращения автомобиля в гараж необходимо:

  • очистить арматуру баллона и агрегаты газового оборудования от пыли и грязи;
  • проверить герметичность арматуры газового баллона и расходных вентилей;
  • закрыть вентиль на баллоне.

6.2. Техническое обслуживание газового оборудования (ТО-1 и ТО-2) производить только в специализированной организации, с получением свидетельства о проведении испытаний газобаллонного оборудования для технических осмотров.

7. Меры безопасности

7.1. Запрещается эксплуатация автомобиля с неисправной газовой аппаратурой или утечкой газа. Обнаруженные неисправности должны немедленно устраняться квалифицированным персоналом.

7.2. Автомобили с неисправной газовой аппаратурой должны находиться на открытых площадках без газа в баллонах.

7.3. Запрещается производить ремонт и регулировку оборудования автомобиля возле наполнительной колонки АГЗС.

7.4. В зимнее время при безгаражном хранении автомобилей и при низких температурах предварительный подогрев двигателя и устранения ледяных образований и пробок в газовых коммуникациях разрешается производить только с помощью горячей воды или пара.

7.5. Не разрешается курить и пользоваться открытым огнем в кабине автомобиля и при техническом обслуживании газобаллонного оборудования, производить ремонт соединений газовой магистрали, находящейся под давлением.

7.6.Неразрешаетсяэксплуатироватьавтомобильпринеисправномэлектрооборудовании. Не проверять работоспособность свечей зажигания на работающем двигателе.

7.7. При воспламенении газа в подкапотном пространстве закрыть расходный вентиль, выключить зажигание. Принять меры к тушению пожара.

7.8. Запрещается эксплуатировать автомашину с неисправным газовым редуктором (пропуск газа через клапан 1 или 2 ступени).

7.9. Использовать при эксплуатации автомобиля только исправные свечи и высоковольтные провода.

7.10. Не допускать наполнение баллона свыше 85%, а также нагрев баллона более 400° С.

Источник http://snipov.net/c_4685_snip_110816.html
Источник Источник http://gazeks-auto.com/119

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожее

Модульная АГНКС. Революция в газовом оборудовании

Автомобильные газонаполнительные комплексы (АГНКС) становятся неотъемлемой частью современной инфраструктуры, способствуя переходу на более экологичные виды топлива. В рамках этой эволюции, модульные АГНКС выходят на передовой, предлагая инновационные решения и преимущества. Давайте рассмотрим, как эти системы меняют отрасль и в чем заключаются их основные преимущества. Преимущества Модульных АГНКС Модульные АГНКС предлагают ряд ключевых преимуществ, которые делают […]

Помощь системы ABS в управлении автомобилем

Помощь системы ABS в управлении автомобилем

Антиблокировочная тормозная система (ABS) — это электронная гидравлическая активная система защиты, которая поддерживает контролируемость и стабильность машины во время замедления, предотвращая блокирование колес. ABS исключительно действенная в пути с низким показателем сцепления, и в непогоду (гроза, лед). Анализ АБС — Antilock Brake System, которое буквально значит «антиблокировочная тормозная система». Посмотрим особенность процесса, важные элементы, а […]

Яндекс.Метрика