Правый руль — 2020: ограничения, нюансы, правила ввоза: правый руль

Правый руль — 2020: ограничения, нюансы, правила ввоза: правый руль

Краткое содержание:

Правый руль — 2020: ограничения, нюансы, правила ввоза: правый руль

Несоответствие техническому регламенту, сертификат для постановки на учет и запрет на ввоз — отвечаем на три главных вопроса о машинах с правым рулем

С 1 июля этого года в силу вступает новый ГОСТ 33670-2015 технического регламента Таможенного союза, принятый Евразийской экономической комиссией, который изменит требования к получению свидетельства о безопасности конструкции транспортных средств. Значительно усложнится не только ввоз на территорию России автомобилей с правым рулем, но и их дальнейшая постановка на учет и эксплуатация.

Правда, что правый руль теперь вне закона?

Это так, но только лишь отчасти. Частичный запрет на ввоз, а также новые ограничения на растаможку и постановку на учет в ГИБДД будут распространяться на машины, которые будут ввозить после 1 июля 2020 года. Автомобили, которые были ввезены и растаможены до вступления в силу нового технического регламента, можно эксплуатировать без ограничений в прежнем режиме.

Однако стоит напомнить, что ранее у ввозимых в Россию автомобилей с правым рулем были сложности из-за отсутствия устройств системы ЭРА-ГЛОНАСС. До 1 января 2018 года установка системы на праворульные автомобили с пробегом была необязательной, но позже стала необходимостью, и владельцы таких машин платили за дооснащение терминалом ЭРА-ГЛОНАСС до 40 тыс. рублей.

То есть с 1 июля ввозить «праворульки» больше нельзя?

Запрет на ввоз автомобилей с правым рулем, изготовленных для стран с правосторонним дорожным движением, вводится лишь для некоторых типов транспортных средств. Согласно все тому же техническому регламенту, под запрет на ввоз пока попадает лишь техника категорий M2 и M3. Это в первую очередь самосвалы и строительная спецтехника, а также микроавтобусы, грузовики, имеющие манипуляторы, и пассажирские автобусы. Легковые автомобили относятся к категории М 1 и пока что не попадают под запрет. Однако процедура их ввоза и растаможки значительно усложнится.

В чем же будет сложность?

Начиная с 2018 года с минимальными пошлинами можно ввозить лишь автомобили не старше трех лет и не ниже экологического класса Евро-5. Если же машина старше, то растаможка осуществляется с плавающей тарификацией пошлины исходя из рабочего объема двигателя и возраста автомобиля. Минимальная пошлина может составлять 1,5 евро за 1 куб. см на машине не старше пяти лет и с двигателем рабочим объемом менее 1 л, а максимальный тариф может достигать 5,7 евро за «кубик» на автомобилях старше пяти лет и с двигателем объемом свыше 3 литров. При этом в любом случае таможенными органами при подсчете стоимости растаможки, помимо установленной пошлины, будут учитываться обязательный сбор за оформление, утилизационный сбор, акциз, НДФЛ и НДС.

Однако в случае с праворульными машинами для получения ПТС и дальнейшей постановки на учет в ГИБДД необходимо будет получить еще и технический сертификат на соответствие конструкции транспортного средства требованиям по безопасности. Эти сертификаты будут выдавать специализированные лаборатории.

Еще в прошлом году для подготовки инфраструктуры в связи с изменениями техрегламента в Минпромторге была создана специальная рабочая группа с участием представителей Росстандарта, МВД, Федеральной таможенной службы, Росаккредитации и ФГУП «НАМИ». А на обновление лабораторий выделили свыше 30 млн рублей. Согласно новому ГОСТу, лаборатории, у которых есть право выдавать сертификаты безопасности транспортных средств, должны будут проходить аккредитацию по новым требованиям. От них потребуют оборудовать площадки для осмотра ввозимых подержанных автомобилей, а также разгонные полосы и испытательные стенды. Но на данный момент в стране лишь четыре лаборатории соответствуют новым правилам — и те находятся на территории Дальневосточного федерального округа.

Право руля! Почему праворульные авто так популярны в России, и насколько это безопасно и удобно?

Правый руль — 2020: ограничения, нюансы, правила ввоза: правый руль

Давние традиции с течением времени дали интересный эффект – треть дорог в мире имеет левостороннее движение, и для них выпускаются машины с расположением руля справа. Почему до сих пор существует такое деление, с чем это связано и насколько безопасно водить справа? Мы разобрались в этом вместе с экспертами, а еще пробуем ответить на вопрос – почему праворульные машины так популярны в России с правосторонним движением.

Правая половина мира – больше, чем левая

Исторически сложилось так, что в одних странах правила дорожного движения предписывают транспорту ездить по левой стороне дороги, а в других (среди которых и Россия) – по правой стороне. И, хоть это кажется не очень логичным, в мире до сих пор существует два фактически обособленных автомобильных сообщества. За все десятилетия развития автотранспорта весь мир так и не выбрал единый формат дорожного движения.

Сейчас, по статистике, по 72% дорог во всем мире движение осуществляется по правой стороне, а по 28% – с левой стороны, но на слуху среди крупных стран «леворульных» только две – это островные Япония и Великобритания. Страны эти имеют богатую автомобильную культуру, поэтому выбор право/лево для них – далеко не мелочь.

Кажется, больше всего от этого выигрывают производители – хоть им приходится организовывать производственный процесс по каждой модели дважды (и выпускать агрегаты и детали салона в двух вариантах), рынки авто с правым и левым рулем почти не пересекаются, и потому машин нужно в целом больше. Например, если житель Великобритании переезжает на материк, ему нет смысла брать с собой автомобиль – пользоваться им там будет неудобно, поэтому ему придется купить машину на месте.

Кроме Великобритании и Японии левостороннее движение используют еще несколько стран – это, в частности, бывшие колонии Великобритании (многие из которых впоследствии перешли на автомобили с правым рулем). В том числе Индия, Пакистан, Австралия, Индонезия, Таиланд, Малайзия, а также почти все страны юго-восточной части Африки.

Если посмотреть на карту правостороннего и левостороннего движения в мире, то окажется, что большинство «левосторонних» стран – это острова (или отдельный материк Австралия), или же имеют общие границы друг с другом. Так сложилось из-за того, что водителям сложно «перестроиться» на другой формат движения, проехав границу – поэтому левостороннее движение сохраняют близкие друг к другу страны. Как говорит Анна Уткина из ГК «АвтоСпецЦентр», некоторые страны перешли на правостороннее движение, но из-за этого пришлось строить специальные развязки:

Сегодня 72% всех дорог имеют правостороннюю схему движения, а 28% – левостороннюю. Выбор стороны в каждой стране обусловлен историческими особенностями. Левостороннего движения придерживаются в Великобритании, в большинстве ее бывших колоний, а также в странах, сотрудничавших с Англией в период развития транспортных сетей. Некоторые страны, изначально пользовавшиеся левосторонней схемой движения, перешли на правостороннюю по политическим причинам. Для безопасной смены направления при пересечении границ необходимы специальные развязки. Строительство таких транспортных узлов обходится дорого, поэтому для удобства перемещения соседними государствами принимаются одинаковые правила движения.

Анна Уткина, руководитель пресс-службы ГК «АвтоСпецЦентр».

В России, согласно ПДД, движение правостороннее, но до настоящего времени эксплуатировать автомобили с правым рулем не запрещено. И их достаточно много – более 4 миллионов единиц, 3,4 миллиона из которых приходятся на легковые авто.

Судя по всему, такая ситуация в мире сохранится надолго – полный перевод всех стран на право- или левостороннее движение будет означать смену как минимум трети глобального автопарка, что совсем не соответствует современным экологическим трендам.

Много разных версий о происхождении

Несмотря на то, что сторона движения прописана в ПДД каждой страны, доподлинно неизвестно, почему одна часть мира ездит справа, а другая – слева. Судя по всему, каждая страна пришла к этому решению под влиянием каких-то своих причин, и тянется все это с очень давних времен.

О самой популярной легенде нам рассказали в компании «Авито Авто»:

История право- и левостороннего движения – очень давняя. Археологические находки, к примеру, показали, что в Римской империи движение было левосторонним. Считается, что правостороннее движение было удобнее «гражданскому» населению: на правом плече удобнее и безопаснее нести мешок с поклажей, правой (более сильной у большинства людей) рукой проще направлять при разъезде лошадей, запряженных в повозку, и так далее. А вот «военное» движение, наоборот – было левосторонним. Меч, при необходимости, правой рукой выхватывается из ножен или перевязи, висящей слева. А, свисая слева, он не зацепится за оружие встречного. И на коня удобнее садиться с левой стороны (по-современному – со стороны «левостороннего тротуара»), и опять же – оружие слева не зацепится о встречного всадника, и доставать его удобнее. Левостороннее движение исторически (и независимо от других стран) складывалось в Японии – опять же, во многом, из-за военных конников-самураев.

эксперты Авито Авто.

Именно это объяснение – расположение самурайского меча слева – чаще всего подается как причина того, почему Япония до сих пор не отменяет левостороннее движение. Что касается многих других стран, они преимущественно переняли левостороннее движение от Великобритании, колониями которой были долгое время. И хотя страны с самым сильным стремлением к «независимости» от колониального прошлого и перешли на правостороннее движение, денег на замену автопарка у них обычно нет – и из-за этого страдает в первую очередь безопасность (например, пассажиров из автобусов высаживают прямо на проезжую часть).

А само правило движения слева в Британской Империи датируется 1776 годом, когда его ввели официально (хотя с 1756 года такое правило начало действовать для Лондонского моста).

Что же касается стран с правосторонним движением, здесь тоже есть свои исторические корни, говорят эксперты:

Можно сказать, что наиболее значительное влияние на доминирование правостороннего движения в континентальном Старом Свете оказала Франция, где таковое было официально утверждено тоже достаточно давно – в конце XVIII века. Считается, что именно под французским влиянием примерно тогда же, в XVIII веке – перешли на правостороннее движение и изначально «левосторонние» США. Но еще в первой трети ХХ века немалая часть Западной и Центральной Европы (например – Австро-Венгрия, Португалия, Испания) были «левосторонними». Тут тоже можно проследить следы влияния «морских» империй – в первую очередь Испании и Португалии на то, каким складывалось движение в колониях. В континентальной Европе окончательно ситуация со стороной движения сложилась только в середине ХХ века, а последними переход на правостороннее совершили Швеция – в исторических масштабах совсем недавно, в 1967 году, и Исландия – в 1968.

Любопытная картина складывается в Китае. Формально в его состав были возвращены Гонконг и Макао, но левостороннее движение там сохраняется в то время, как Китай, как хорошо известно, – «правосторонний».

эксперты Авито Авто.

Кстати, в России правостороннее движение получило официальное признание тоже достаточно давно – еще в 1752 году согласно указу императрицы Елизаветы Петровны. Хотя обычай держаться правой стороны появился у русских извозчиков намного раньше – о нем писал датский посланник Юст Юль еще в 1709 году.

Есть и другие теории происхождения правостороннего движения, например, это связывают с тем, что около 90% населения мира – правши. Как говорит профессор МАДИ Михаил Якимов, удобство выполнения работы правой рукой проецируется на разные инструменты и занятия человека:

Примерно, две трети стран использует правостороннее движение, одна треть – левостороннее. Существует много разных причин, которые можно разделить на две группы. Это причины, связанные с человеком, его особенностями, и причины технического характера. Причины, связанные с человеком – это прежде всего приоритет использования правой руки. Большая часть населения планеты – это правши. И удобнее, быстрее выполняют работы правой рукой. Дальше это проецируется на различные инструменты, которые необходимо держать в правой руке, в том числе инструменты управления автомобилем, а также оружие воинов. Собственно, с движения воинских колонн в каждой стране и определился порядок общего движения.

Михаил Якимов, профессор МАДИ.

И действительно, неподготовленному водителю из России будет сложно сразу сесть за руль японского праворульного автомобиля, особенно с механической КПП – здесь играют роль и водительские привычки, и мышечная память.

Но как право- или левостороннее движение отражается на безопасности вождения? Здесь мнения расходятся достаточно сильно.

С какой стороны удобнее и безопаснее?

В России, как мы помним, более 4 миллионов автомобилей с правым рулем, среди легковых авто их более 7%. То есть, в неприспособленных для российского рынка авто передвигается достаточно много российских водителей, и большинство из них не устают утверждать – езда с правым рулем и удобная, и безопасная. Другой лагерь категорически с этим не согласен – но выяснять, кто прав, а кто виноват, можно очень долго.

Большинство экспертов сходятся в одном – удобнее и безопаснее всего ездить так, как привык это делать водитель с самого начала своего водительского стажа. А в идеале это должно еще и соответствовать принятой в стране схеме движения. То есть, в России безопаснее всего ездить на леворульных авто, если водитель изначально на таких и ездил. В Японии, соответственно, будет наоборот – там самым безопасным будет праворульное авто с водителем, который всегда ездит справа.

Соответственно, любые отклонения от этого принципа уже не способствуют безопасности. Так, эксперты выделяют такие факторы риска у «праворульных» авто при эксплуатации в России (или любой другой стране с правосторонним движением):

  • если водитель пересаживается с леворульного авто, в первое время он может допускать ошибки . И иногда эти ошибки могут иметь серьезные последствия – например, если водитель при выезде с прилегающей территории поедет не в том направлении, или при встречном разъезде интуитивно «примет вправо»;
  • сложности с обгонами . Водитель по понятной причине не видит, что происходит на встречной полосе за едущим впереди авто. Решение проблемы – поставить и по-особому систему зеркал, или установить обгонную камеру (к которой придется ставить еще и экран). В крайнем случае можно спросить о состоянии встречной полосы у своего пассажира;
  • практически все управляющие элементы (разве что кроме расположения педалей) будут отличаться от привычной схемы . И при посадке в машину проще задеть педаль газа (что не смертельно, но неприятно и может напугать).

Другой момент – это безопасность при гипотетическом ДТП. Так, при лобовом столкновении на дороге чаще всего страдают водители леворульных авто, так как они попадают в зону максимального поражения. В праворульном авто шансы выжить при лобовом столкновении куда выше – но в случае с боковым ударом от автомобиля, выезжающего с прилегающей территории или второстепенной дороги, все будет совсем наоборот.

Но все это, по большей части, мелочи – в России праворульное авто обычно покупают те, кто знает зачем это нужно, и они готовы к проблемам (а благодаря более низким ценам можно подобрать машину с АКПП, на которую будет проще пересесть).

С другой стороны, неудобным «неродное» авто будет и для пассажиров, говорят в «Авито Авто». По словам экспертов, при выборе праворульного авто вместо привычного леворульного многое решают привычки:

В плане безопасности и удобства, естественно, водителю «лучше» сидеть так, как он привык с молодости. Ключевой принцип – водитель находится с той стороны, с которой происходит обгон – одинаков. Аналогично и пассажир – находится со стороны тротуара. Так что здесь, в первую очередь, всё решает сила привычки. Сложность «пересадки» – понятие весьма индивидуальное. Кому-то это дается достаточно легко, а кто-то может и не переучиться в принципе. В любом случае, «пересадку» проще делать на автомобиле с автоматической трансмиссией – в первое время не придется так заботиться о действиях расположенным с непривычной стороны рычагом коробки передач. Подрулевые переключатели у японских производителей тоже могут отличаться, но здесь всё идет к унификации, а различные «экзотические» решения могут иногда предложить дизайнеры и вне зависимости от того, с какой стороны руль. Педали же расположены в любом случае одинаково: справа – газ, слева – тормоз или (при механической КП) сцепление. Кстати, поэтому в леворульной машине зацепить при посадке сцепление или тормоз можно вообще незаметно, а вот в праворульной зацепишь газ – автомобиль взревет.

Если на дорогах нанесена хорошая разметка – это существенная помощь водителю, оказавшемуся на непривычной стороне дороги. Сложнее, если речь об узких грунтовках или горных дорогах – здесь нужно следить, чтобы не сработал инстинкт при встречном разъезде «уворачиваться правее». Можно с непривычки «на автомате» начать движение в неправильном направлении при выезде из боковых проездов – с дворовых территорий или заправок.

эксперты Авито Авто.

Тем не менее, в России автомобилей с правым рулем много. В ГИБДД считают, что такое положение вещей может влиять на рост аварийности – и регулярно пытаются ограничить эксплуатацию таких машин. Водители японских автомобилей, в свою очередь, с этим категорически не согласны.

Как в России пытаются бороться с правым рулем

История праворульных автомобилей в России начинается с Дальнего Востока и лихих 90-х, когда из Японии начали приходить первые корабли с японскими подержанными авто. По свидетельствам очевидцев и сохранившимся фотографиям видно, что перевозили авто буквально оптом – не особо задумываясь над погрузкой и разгрузкой. Тем не менее, даже в таком слегка побитом состоянии «японки» выгодно отличались от наследия советского автопрома.

Правый руль — 2020: ограничения, нюансы, правила ввоза: правый руль

Шли годы, японские производители последовательно обновляли модельные линейки, а более старые машины владельцы продавали в Россию. Постепенно российские власти ужесточали правила ввоза подержанных авто, вплоть до того, как это стало совсем невыгодно. Сейчас импорт праворульных авто идет уже совсем не в таких масштабах, как раньше, но движение все же есть.

Обратная сторона медали – Дальний Восток до сих пор не оценил преимущества отечественного автопрома. Несмотря на то, что там можно купить российские авто по госпрограмме со скидкой в 25%, переломить ситуацию пока не особо удается.

Правда, в последние годы появилась еще одна схема – с Абхазией. В этой самопровозглашенной республике установили очень низкий таможенный тариф на ввоз автомобилей (около 5 рублей за кубический сантиметр объема цилиндров двигателя). А из Абхазии с помощью нескольких уловок можно ввезти машину в Россию на целый год – а потом каждый год просто выезжать и въезжать обратно. А недавно эту же схему начали использовать с Арменией. И по таким схемам чаще всего ввозятся именно праворульные автомобили из Японии.

Причина понятна – это низкая цена и хорошее состояние таких машин, потому что в Японии налог на авто растет вместе с возрастом машины (и от нее дешевле избавиться и купить новую). Как говорят в «Авито Авто», за пределы Дальнего Востока попадает не такое уж большое количество автомобилей с правым рулем:

Интерес на Дальнем Востоке оказался огромен, и праворульный парк там составил большинство всех автомобилей. А с Дальнего Востока он уже расходится и по всей стране. Хотя для европейской части, и особенно для крупных городов – сейчас «правый руль» уже стал актуален намного меньше. На вторичном рынке достаточно хорошее и интересное предложение и по леворульным автомобилям, проблем выбора нет. Сейчас в европейской части России «правый руль» – это скорее выбор истинных поклонников именно таких марок и моделей.

Ввозу и покупкам праворульных автомобилей пытаются помешать уже достаточно давно, но пока безуспешно – слишком велик риск проявления реальной социальной напряженности в дальневосточных регионах, поскольку автомобили с японского рынка там действительно популярны и распространены.

эксперты Авито Авто.

Ограничения действительно есть. С некоторых пор все ввозимые в Россию автомобили должны быть оборудованы системой «ЭРА-ГЛОНАСС», которая позволяет вызвать службу помощи на дороге через специальное устройство. Но установить модуль не так просто, и стоит он дорого. Поэтому в начале 2019 года для жителей Дальнего Востока сделали исключение, разрешив ввозить по одному автомобилю в год, не оборудуя их системой. А не так давно премьер-министр России в очередной раз продлил действие этого исключения.

Потом появилась новая проблема – все модели, которые ввозятся в Россию, должны иметь одобрение типа транспортного средства (ОТТС) или пройти испытания в специализированной лаборатории. Но беда в том, что лабораторий до сих пор не очень много, а на Дальнем Востоке их совсем мало.

Среди идей была еще одна – внести новые требования в правила эксплуатации авто, чтобы праворульные машины просто не могли пройти техосмотр. Новость об этом вызвала широкий резонанс, но в итоге идея так и осталась идеей.

Пока же дальневосточные водители с радостью покупают Toyota Corolla, Honda Fit, Toyota Mark и других представителей Toyota. Каждый год в страну ввозятся тысячи и десятки тысяч машин каждой модели, и поэтому становится ясно – на данном этапе власти просто побоятся хоть как-то ограничивать их владельцев.

Источник http://www.9111.ru/questions/777777777868407/
Источник Источник http://bankstoday.net/last-articles/pravo-rulya-pochemu-pravorulnye-avto-tak-populyarny-v-rossii-i-naskolko-eto-bezopasno-i-udobno

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожее

Модульная АГНКС. Революция в газовом оборудовании

Автомобильные газонаполнительные комплексы (АГНКС) становятся неотъемлемой частью современной инфраструктуры, способствуя переходу на более экологичные виды топлива. В рамках этой эволюции, модульные АГНКС выходят на передовой, предлагая инновационные решения и преимущества. Давайте рассмотрим, как эти системы меняют отрасль и в чем заключаются их основные преимущества. Преимущества Модульных АГНКС Модульные АГНКС предлагают ряд ключевых преимуществ, которые делают […]

Помощь системы ABS в управлении автомобилем

Помощь системы ABS в управлении автомобилем

Антиблокировочная тормозная система (ABS) — это электронная гидравлическая активная система защиты, которая поддерживает контролируемость и стабильность машины во время замедления, предотвращая блокирование колес. ABS исключительно действенная в пути с низким показателем сцепления, и в непогоду (гроза, лед). Анализ АБС — Antilock Brake System, которое буквально значит «антиблокировочная тормозная система». Посмотрим особенность процесса, важные элементы, а […]