Правила техники безопасности при обслуживании электродвигателей

Техника безопасности при обслуживании электрических машин

Типы возможных травм

  • Ушибы тканей вращающимися деталями.
  • Травмы глаз от попадания пыли или мелкой стружки. Например при сверлении.
  • Электроожоги в результате контакта тела с источниками тока.
  • Проблемы в лёгких при попадании туда пыли с некоторых композитных материалов (МДФ или стеклопластики и т. д. )

Избежать всего перечисленного можно только благодаря точному и неукоснительному соблюдению техники безопасности, которая регламентирована законодательством и ГОСТом. Ниже можно найти основные правила, при соблюдении которых, монтаж и замена, а также наладка электроприборов пройдёт без неприятных эксцессов.

Правила техники безопасности при эксплуатации электродвигателей

Для надежной и бесперебойной работы электродвигателей необходимо, чтобы обслуживающий персонал выполнял правила их хранения, транспортирования, монтажа и эксплуатации.

Электродвигатели обычно хранят на поверхности шахт в чистом, сухом, желательно отапливаемом помещении, с хорошей вентиляцией. Двигатели, полученные с заводов, хранят в заводской упаковке; двигатели, бывшие в употреблении, хранят после тщательной очистки их от грязи, ржавчины и консервации быстрокоррознрусмых частей с помощью консистентной смазки. Взрывозащитные поверхности защищаются от случайных повреждений деревянными щитками.

При транспортировании электродвигатели нельзя бросать, кантовать, сбрасывать с машин и т. д.

Перед спуском электродвигателя в шахту проверяют исправность его механической части, отсутствие механических повреждений, наличие и соответствие знаков исполнения будущим условиям работы, соответствие типа и характеристики требуемым, наличие комплектности и смазки в подшипниках.

Если двигатель продолжительное время пе работал, с помощью мегомстра проверяют качество изоляции обмотки по отношению к земле и между фазами,

Для проверки качества изоляции двигателей. В рекомендуется брать мегомметр на напряжение 500—1000 В, а для двигателей с Сном > 1000 В — мегомметр на 2500 В.

Качество изоляции считается удовлетворительным, если мегомметр покажет величину сопротивления

Правила техники безопасности при обслуживании электродвигателей

При монтаже электродвигателей необходимо обращать особое внимание на надежность и соответствие фундамента (при отдельной установке двигателя); соосность валов электродвигателя и машины; надежность и прочность крепления электродвигателя; выполнение требований, обеспечивающих нужный уровень взрывозащиты; наличие и качество заземления электродвигателя.

В процессе эксплуатации электродвигателей необходимо: осуществлять постоянное наблюдение за режимом работы электродвигателя и его нагрузкой, не допускать длительных перегрузок его; систематически очищать электродвигатель от грязи и пыли; следить за наличием и достаточной затяжкой крепежных деталей, обеспечивающих взрывозащиту электродвигателя; ежесменно контролировать наличие и качество заземляющих устройств; осуществлять ремонтные работы в соответствии с графиком планово-предупредительного ремонта; постоянно контролировать наличие и концентрацию метана в месте установки электродвигателя и пусковой аппаратуры (при содержании метана 2% отключать электродвигатель и докладывать об этом лицам технического надзора).

Требования к одежде

  • Она не должна быть очень свободной, чтобы не касаться свёрл инструмента.
  • Обязательно надевать во время работы защитные очки с крепкими, небьющимися стёклами/рукава.
  • Если это необходимо — следует использовать респиратор и средства защиты ушей.
  • При выполнении пусконаладочных и электромонтажных работ любой сложности можно применять лишь качественный и исправный инструмент. Такой инструмент не должен иметь сколы или выбоины, а также заусеницы и зазубрины в местах хвата рукой или на затылочной части. Рукояти кувалд должны быть заклинены. Насадка на кувалде осуществляется через конец ручки.
  • При работе с напряжением до 1000 В, либо вблизи них нужно обязательно использовать диэлектрические галоши.

Техника безопасности

При проведении электромонтажных работ необходимо помнить о риске, которому можно подвергнуть свое здоровье и жизнь, пренебрегая элементарными правилами безопасности. Любые электромонтажные или ремонтные работы, независимо от уровня сложности, нужно проводить только при полном обесточивании помещения. Конечно, для проведения сложных электромонтажных работ безопаснее пригласить профессионала-электрика, но если все-таки вы решили обойтись своими силами, необходимо помнить что есть техника безопасности. Начнём с самого важного!

Электромонтажные работы

  • Работы с напряжением до 1000 В стоит проводить инструментом с надежно изолированными рукоятями. Изоляция должна проводиться в виде чехла и несъёмного покрытия на основе влаго-, масло-, бензостойкого и электроизоляционного материала. По существующим правилам, длина изоляции рукояти должна быть не менее 100 мм, а изоляция отвёрток заканчиваться на расстоянии не больше 10 мм до конца лезвия.
  • Перед началом работы с электроинструментом, следует удостовериться, что: пробивать отверстия и борозды в стенах, перекрытиях с электропроводкой, выполнять иные работы, чреватые повреждением изоляционного покрытия кабелей (монтировать те же водопроводные трубы), можно лишь после отключения их от источников питания.
  • Все винты и крепящие детали должны быть хорошо затянуты;
  • Редуктор должен быть исправен (отключите предварительно электродвигатель и рукой поверните шпиндель);
  • Изоляция и провода электроинструмента не должны иметь повреждений или изломов проводов;
  • Заземление и выключатели должны быть исправными (инструменту со вторичной изоляцией заземление не потребуется).
  • Использовать неисправные электрические инструменты запрещено.

Если при работе используется паяльник, смотрите за тем, чтобы в своем рабочем состоянии он все время находился в зоне работы вытяжки. Стряхивать остатки припоя при пайке нельзя и его излишки снимают на специальной подставке. При перерывах электропаяльник кладут на специальную подставку с металлическими скобами. В комнате или помещении, где ведется пайка запрещено есть (принимать пищу).

При проведении электромонтажных работ используют паяльники, которые питаются переменным током и напряжением не более 42 В. Допускается постоянное использование электрических паяльников 220 В, если их питание происходит от разделительного трансформатора/через прибор отключения.

При испытании установленного оборудования принимаются меры предосторожности

  1. Первое пробное включение производят при отсутствии людей рядом с токоведущими частями установки;
  2. Также, пробное включение проводят после проверки соответствия всех схем монтажа проектной документации и контактных соединений в элементах схемы.
  3. Во время ведения работы необходимо четко соблюдать правила ТБ. Это поможет избежать серьезных травм, которые может получить неопытный мастер.
  4. Если вдруг произошла серьезная поломка, в таком случае необходимо вызывать электрика, обладающего знаниями по ведению ремонта электроустановок. Электрик должен знать технику безопасности.
  5. Мелкие работы по ремонту выключателя, розетки или кабеля можно проводить самостоятельно. Особых знаний или навыков для этого вам не потребуется. При этом стоит помнить главное правило: перед тем как приступать к ремонту — обязательно отключите все электричество в доме.
  6. Важно помнить, что тело человека обладает маленьким сопротивлением, поэтому оно является отличным проводником электрического тока. Также, хорошим проводником тока является вода. Если вы, работая с электрическими приборами, а именно с оголенным проводом, дотронетесь до воды — вас ударит током, что может спровоцировать паралич сердца и дыхания, и вследствие этого — смерть.

Требования безопасности при обслуживании электрических машин и аккумуляторных батарей

/ Литература / Тепловозы: Основы теории и конструкция / Требования безопасности при обслуживании электрических машин и аккумуляторных батарей

Монтаж, эксплуатация, обслуживание и ремонт электрических машин и аккумуляторных батарей тепловозов должны проводиться персоналом, прошедшим специальную подготовку и усвоившим правила технической эксплуатации и правила техники безопасности при обслуживании электроустановок и аккумуляторов, а также действующие на железнодорожном транспорте правила техники безопасности при эксплуатации подвижного состава. Все работы на электрических машинах и аккумуляторных батареях должны выполняться в строгом соответствии с руководствами по эксплуатации и правилами ремонта этих изделий и тепловозов, на которых они установлены. На время осмотра и обслуживания установленных на тепловоз электрических машин и аккумуляторной батареи дизель должен быть остановлен. Перед снятием крышек или защитных кожухов с монтажно-смотровых и других люков электрических машин необходимо убедиться, что они не находятся под напряжением. При осмотре и обслуживании внутренних частей электрических машин, а также аккумуляторных батарей следует пользоваться переносными осветительными лампами с защитной решеткой и безопасным напряжением (на тепловозе до 12 В) или ручным аккумуляторным фонарем, обеспечивающими нормальное освещение места работы. В процессе работы и испытаний (после ремонта или при наладке) электрических машин все предусмотренные конструкцией защитные крышки и кожухи на люках должны быть установлены на свои места и надежно закреплены. При необходимости осмотра и контроля электрических машин и аккумуляторных батарей в процессе работы следует пользоваться индивидуальными защитными средствами (резиновыми перчатками, диэлектрическими ковриками, инструментом с изолированными ручками и др.), имеющими клеймо о пригодности их к применению. При этом следует помнить, что неизолированные части и участки с поврежденной изоляцией проводов и других токоведущих частей создают повышенную опасность поражения электрическим током, и не допускать прикосновения без защитных средств к находящимся под напряжением неизолированным токоведущим частям электроустановок.

При обращении с аккумуляторными батареями дополнительно должна соблюдаться повышенная предосторожность от пожаро-, взрыво-, электро- и химической опасности. При работе с кислотами, щелочами, электролитами и в присутствии выходящих из аккумуляторов газов персонал обязан пользоваться защитными средствами и спецодеждой. Необходимо помнить, что пары серной кислоты раздражают и обжигают слизистые оболочки верхних дыхательных путей, а также глаз, а щелочи как в твердом виде, так и в виде концентрированных растворов при попадании на открытые части тела вызывают сильные ожоги. Следует также знать и принимать необходимые меры (действия) при попадании щелочи на кожу или в глаза. Во всех случаях в первую очередь следует подробно изучить и строго выполнять требования инструкции по эксплуатации конкретного вида электрооборудования. В местах проведения испытаний электрических машин, а также заряда и тренировки аккумуляторных батарей (в том числе на тепловозах) должны быть вывешены соответствующие предупредительные и инструктивные указания и обеспечено их строгое соблюдение.

⇐ | Аккумуляторные батареи | | Тепловозы: Основы теории и конструкция | | Назначение, классификация и общие требования | ⇒

Опасность поражения электрическим током

Существует 2 типа поражения током (электрическая травма и электрический удар):

  1. Электрический удар поражает весь организм человека, но он не вызывает ожогов, однако приводит к остановке сердца.
  2. Электрическая травма представляет собой поражение внешних частей тела. Оно выражается в металлизации кожи, в ожогах и «электрических знаках».

В случае, если человека ударило током, нужно как можно быстрее принять меры для его спасения. Прежде всего человека следует освободить от действия тока. Для того, чтобы это сделать, необходимо отключить электричество или попытаться отбросить провод в сторону.

Важно: при оказании первой помощи пострадавшему до приезда скорой, следует помнить о собственной безопасности. Ваша одежда должна быть сухой, а под ноги лучше положить доску. На руки стоит надеть резиновые перчатки. В ином случае помощь потребуется уже самому спасателю.

Проводить ремонт электроприборов следует только после изучения прилагающейся инструкции. Если какие-то моменты изложены невнятно или недостаточно подробно, ремонт рекомендуется отложить или вызывать профессионального мастера.

Организация ТБ при работе со спецтранспортом

На предприятиях, где используется спецтехника, работают операторы, получившие допуск на управление определенной категории машин (экскаватор, трактор, бульдозер, грейдер и так далее). К работе по техническому обслуживанию спецтехники, привлекаются специалисты, прошедшие обучение и профессиональную подготовку на квалификационных курсах. В этот перечень входят:

  • мастера-диагносты;
  • мастера-наладчики;
  • слесари-станочники;
  • электросварщики;
  • специалисты по наладке электронных систем.

Инженер по технике безопасности проводит инструктаж специалистов и проверку знаний. После прочтения инструкции работник расписывается в специальном журнале.

Безопасность на рабочей площадке

Техника безопасности при работе со спецтехникой на рабочей площадке — это соблюдение правил управления машинами и поведения людей в зоне, где эксплуатируется транспорт (расстояние до каждого вида оборудования определено инструкцией).

Недопустимо использовать технику с неисправным рабочим оборудованием, признаками ухудшения рабочих параметров тормозной и двигательной системы. При обнаружении малейших неполадок необходимо остановить работу и известить руководство о возникшей проблеме.

Категорически запрещается привлекать к работе лиц, не имеющих допуска на управление тяжелой спецтехникой (даже для временной замены специалиста). Работы выполняются в спецодежде, соответствующей росту исполнителя. На строительной площадке выдаются защитные каски, при работе с отбойным оборудованием — шлемы и очки.

Проверка техники перед отправлением на рабочую площадку

Мастера-диагносты проверяют машины, согласно установленному на производстве графику, но не реже чем раз в неделю. В область проверки входят:

  • показания датчиков, контролирующих работу гидравлики;
  • уровень расхода топлива;
  • герметичность стыков и соединений;
  • состояние ходовой части (колес, гусениц);
  • состояние электрики;
  • состояние корпуса (на предмет внешних повреждений);
  • функциональность рабочего оборудования.

При быстром осмотре нельзя выявить износ деталей конструкции и рабочих систем, поэтому в регламенте обслуживания предусмотрены планово-предупредительные работы. Осмотр и ремонт выполняются при выключенном двигателе и наличии стопорной фиксации машины на горизонтальной площадке (во избежание смещения транспорта применяются противооткатные башмаки).

Перед разборкой колес тракторов и комбайнов, а также других сельскохозяйственных машин необходимо выпустить воздух из камер. Затачивание сеялок, лемехов и дисков осуществляется на специальных станках (острые предметы прочно закрепляются в специальных пазах).

Во время проверки работы двигателя и навесного оборудования на площадке не должны находиться посторонние люди. После окончания плановой проверки спецтехники необходимо убрать инструмент в рабочие шкафы и ящики. В каждом цеху назначается ответственное лицо за хранение инвентаря.

В инструкции по безопасности при обращении со спецтехникой определяются также меры безопасности при выполнении:

  • моечных работ;
  • слесарно-монтажных операций;
  • подъема грузов;
  • диагностики неисправностей.

Таким образом, техника безопасности при эксплуатации спецтехники — комплекс предупреждающих мер и действий, направленных на сохранность машин и защиты здоровья обслуживающего персонала.

Источник http://toolprokat43.ru/bytovaya-tehnika/voprosy-po-ohrane-truda-dlya-elektromonterov.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожее

Модульная АГНКС. Революция в газовом оборудовании

Автомобильные газонаполнительные комплексы (АГНКС) становятся неотъемлемой частью современной инфраструктуры, способствуя переходу на более экологичные виды топлива. В рамках этой эволюции, модульные АГНКС выходят на передовой, предлагая инновационные решения и преимущества. Давайте рассмотрим, как эти системы меняют отрасль и в чем заключаются их основные преимущества. Преимущества Модульных АГНКС Модульные АГНКС предлагают ряд ключевых преимуществ, которые делают […]

Помощь системы ABS в управлении автомобилем

Помощь системы ABS в управлении автомобилем

Антиблокировочная тормозная система (ABS) — это электронная гидравлическая активная система защиты, которая поддерживает контролируемость и стабильность машины во время замедления, предотвращая блокирование колес. ABS исключительно действенная в пути с низким показателем сцепления, и в непогоду (гроза, лед). Анализ АБС — Antilock Brake System, которое буквально значит «антиблокировочная тормозная система». Посмотрим особенность процесса, важные элементы, а […]

Яндекс.Метрика