Правила погрузки грузов
Погрузка грузов — нормативы, правила, технические условия, техника безопасности
Правила погрузки грузов запрещают поднимать груз, масса которого вместе с массой грузозахватного приспособления превышает нормативную грузоподъемность используемого оборудования, а также груз неизвестной массы или примёрзший к земле
Образцовый грузоперевозчик — профессионал, действующий по определённой системе и рассчитывающий на столь же профессиональное отношение к себе . Именно поэтому нормативы погрузочных работ, равно как и общие правила погрузки грузов, скрывают от клиента только компании, не способные по этим нормативам работать. Профессиональное же сотрудничество, предполагает детальное знакомство с правилами, нормами и типовыми документами обеих сторон.
Временные нормативы погрузочных работ были выработаны ещё в Советском Союзе (Единый временной норматив грузоперевозок от 87-го года) и с небольшими корректировками благополучно кочуют по всем версиям УАТ и ППГАТ. Эти два основных свода правил (Устав и Правила перевозки автотранспортом) содержат все необходимые документы, а также цифры, определяющие технические условия погрузки грузов. Познакомимся с ними поближе.
Погрузка грузов: секундомер
Наиболее простые и понятные нормативы красуются в приложении №6 ППГАТ, где указано время для всех типов автомобильных транспортных средств, а также время на первую тонну погрузки и последующие. Если между перевозчиком и отправителем заключён стандартный договор, не указывающий на использование других нормативов, эти сроки считаются обязательными к исполнению. Таблица из действующего на 2014-й год ППГАТ выглядит так:
Вид ТС, используемого для перевозки | Норматив погрузки в минутах | |
На первую тонну и на груз до 1 тонны весом | На каждую тонну свыше 1-й | |
Фургон | 13 | 3 |
Металловоз | 13 | 2 |
Обычный самосвал | 3 | 1 |
Карьерный самосвал | Нет указания | 0.2 |
Цистерна | 4 | 3 |
Кузов для строительных материалов и грузов | 12 | 2 |
Кузов для «длинномера» | 15 | 3 |
Бетономешалка | 4 | 3 |
ТС для негабарита и тяжеловеса | 21 | 2 |
Кузов для животных | 21 | 5 |
Контейнеровоз | 4 | 1 |
ТС для перемещения автомобилей | 6 | 3 |
ТС, предназначенное для перемещения опасных грузов (нормы ДОПОГ) | 21 | 3 |
Мусоровоз | 13 | 3 |
На все прочие виды транспортных средств положено расходовать 12 минут для погрузки первой тоны и 2 минуты на каждую последующую, в том числе неполную. При таком подходе правила погрузки груза не учитывают качественных характеристик самого груза. Но подобные нюансы учитывают Единые правила перевозок, подписанные Госкомтрудом СССР в 87-м году. Это документ вводит классификацию грузов по сложности погрузки:
- 1-й класс или обычный груз — без поправки по времени;
- 2-й класс — коэффициент времени 1.25 (т.е. прибавка к стандарному времени 25%);
- 3-й класс — 1.66;
- 4-й класс сложности — 2.00.
При подготовке груза к транспортировке автомобильным транспортом его закрепляют таким образом, чтобы предотвратить падение груза, его сдвиг, исключить любое давление на двери, возможную потертость или повреждение.
Кроме того, Единые правила классифицируют груз как штучный (требующий укладки и счёта) и груз, допускающий укладку навалом (фиксируется объём или масса).
Таблица временных нормативов погрузки груза при использовании механизации
Грузоподъемность ТС в тоннах | Норматив погрузки в минутах | |
Грузы, перевозимые со счетом мест (штук) | Грузы, перевозимые без счета мест (навалом) | |
До 1.5 тонн включительно | 9 | 4 |
Более 1,5, но меньше 2,5 тонн включительно | 10 | 5 |
Более 2,5, менее 4 включительно | 12 | 6 |
Более 4, менее 7 включительно | 15 | 7 |
Более 7, менее 10 включительно | 20 | 8 |
Более 10, менее 15 включительно | 25 | 10 |
Более 15, менее 20 включительно | 30 | 15 |
При проведении немеханизированной погрузки, эти нормативы увеличиваются примерно вдвое для штучного груза, и примерно втрое, для груза погружаемого навалом. Использование Единых правил при перевозке автомобильным транспортом и стандартной погрузке должно быть оговорено в договоре, иначе нормативом будет считаться вышеупомянутое приложение к ППГАТ. Разумеется, каждый груз имеет свои особенности, а соответственно и собственные правила погрузки и технику безопасности.
Технические условия погрузки грузов
Помимо временных норм, существует ряд требований к техническому оснащению места погрузки и самого транспортного средства. Кроме того, важно понимать, с какого момента погрузка начинается вообще. А начинается она с отметки в товарно-транспортной накладной и путевом листе (или заказ-наряде, если речь идёт о выполнении внутренних перевозок или фрахте) о прибытии ТС на место погрузки.
Водитель, которому отказывают в подобной отметке или чинят препятствия при подъезде к месту погрузки, может зафиксировать этот факт при помощи свидетелей. Помимо самой погрузки, начинающейся непосредственно после всех бюрократических процедур, производятся следующие действия:
- Подготовка ТС и места погрузки;
- Упаковка груза в соответствии с тех. регламентом;
- Маркировка груза (особенно в том случае, когда груз доставляется в несколько точек);
- Открытие кузова (бортов, дверей, тентовых накидок) и установка подсобных приспособлений (механизации);
- Проверка стопорных, крепёжных, защитных приспособлений и укрепление груза.
Штучный груз, транспортируемый без собственной тары (трубы, метал. прутья), погрузить который невозможно без потери времени, должен быть упакован отправителем в транспортные пакеты. Технические требования к пакетированию грузов рассматривает ГОСТ 26663-85.
Техника безопасности при погрузке грузов
На каждом из этих этапов, включая последующее закрытие кузова и отправление, должны соблюдаться требования безопасности. Правила безопасности при погрузке груза определяют сразу несколько ГОСТов разного времени: ГОСТ 12.3.020, ГОСТ 12.3.009 и ГОСТ 12.3.002. В частности ГОСТ 12.3.009 (разработанный комитетом СССР по стандартам ещё в 76-м году) указывает на следующие ограничения при ручной погрузке.
- Запрещено использовать доски, толщина которых менее 5 см. Переноска по доске груза более 50 кг (плюс масса грузчика) запрещена.
- Колющие и режущие предметы должны переноситься только в специальных пеналах.
- Лёд и жёсткая тара требуют наличия рукавиц.
- Стекло должно иметь специальные подставки (например ящики с гнёздами под пустую стеклотару).
- Неисправная тара недопустима.
Правила погрузки грузов призваны обеспечить безопасность людей, однако правильная строповка и укладка груза, предполагают, что груз будет уложен в подвижном составе и надежно закреплены так, чтобы не было сдвига, падения, давления на двери, потертости или повреждения груза (и самого ТС) при перевозке.
Основанные на этих ГОСТ Межотраслевые правила по охране трудящихся при разгрузке и погрузке устанавливают ограничения по отношению к сотрудникам (возраст выше 16 лет и прохождение медицинского обследования) и точно определяют требования к проведению погрузки.
- Нагружаемое в данный момент ТС должно быть жёстко зафиксировано ручным тормозом или другими способами. Включен задний ход или самая низкая передача.
- Во время любых действий с дверями и бортами кузова груз должен быть зафиксирован.
- Борт открывается (закрывается) двумя рабочими. При открытии дверей фургона рабочие не ними не стоят.
- В тёмное время суток фургон освещается изнутри.
- Груз массой 50-80 кг, должен транспортироваться несколькими рабочими (снятие и подъём) или с применением механизации.
Порядок действий и документы в правилах погрузки грузов
УАТ, а значит и стандартный договор грузоперевозки, указывает на то, что погрузка и фиксация груза осуществляются силами перевозчика. Снятие креплений и сама выгрузка — получателем. Этот порядок применяется в том случае, если в договоре не указано иное, или перевозчик не решил разгрузить ТС самостоятельно по собственному желанию.
Отдельный договор чаще всего строится именно на таких, общих основаниях УАТ и ППГАТ. Однако долгосрочное сотрудничество должно предусматривать все нюансы, способные возникнуть в процессе погрузки. В таком договоре выделятся общая часть (рассматривающая основные условия перевозки) и приложение, определяющие конкретные правила погрузки груза (подготовка места и груза, укладка поддонов, освобождение места для стоянки, ремонт механизмов погрузки и прочее).
Массовая перевозка легковесных грузов (например сельскохозяйственных приспособлений) означает, что перевозчик должен нарастить борта или найти другие способы повышения грузоподъемности ТС. С той же целью наращиваются борта при перевозке сыпучих грузов (поверхность навала не должна выступать над бортами).
Отправитель обязан содержать площадку и механизмы погрузки в надлежащем состоянии, не чинить препятствий транспортному средству, содержать в исправности указатели и обозначения складов, такелаж, постоянные эстакады и т.д. Кроме того, если это не предусмотрено отдельно, отправитель обязан нагружать ТС или состав из нескольких машин до нормы грузоподъёмности, т.е. максимально эффективно использоваться их вместимость.
Отправитель может фиксировать груз собственными силами, использовать собственные приспособления для повышения безопасности перевозки. Однако такая погрузка может производится только после согласования с перевозчиком. В таком случае все подобные приспособления возвращаются отправителю в момент выгрузки или высылаются по товарно-транспортной накладной.
В случае возникновения разногласий представителями отправителя груза и перевозчика составляется специальный акт, однако клиент не обязательно является отправителем и получателем.
Последняя проверка осуществляется водителем, поскольку именно ему предстоит нести ответственность, за нарушение ПДД на дороге. При обнаружении перевеса или неправильной укладки, водитель должен сообщить отправителю об обнаруженной опасности и ждать исправления ситуации. Сам отправитель проверяет состояние кузова или контейнера на предмет соответствия договору, санитарным нормам, технике безопасности и пр. Отказ перевозки в данном ТС фиксируется в путевом листе (подпись и печать организации).
Общая ответственность за соблюдение правил погрузки и техники безопасности берётся на себя одной из сторон, что должно прописываться в договоре. Отсутствие точно определённых границ ответственности на выяснении обстоятельств, связанных с наступлением несчастного случая, сказывается самым печальным образом.
Погрузка грузов: права, обязанности и документы
У перевозчика есть право осуществить проверку достоверности данных в сопроводительной документации, также он может проверить загрузку контейнера по грузовместимости и грузоподъемности, т.е. проверить содержимое контейнера (вскрыть его) или провести выборочное взвешивание с последующим оформлением акта общей формы.
Следует подготовить заранее и маршрутный лист: в нем четко прописывается маршрут транспортировки, которого строго придерживается шофер. Стоит учитывать, что ряд опасных грузов можно перевозить посредством совместной транспортировки.
Если вы организовываете транспортировку опасного груза, позаботьтесь о заблаговременном заказе ТС ( 2-3 раб. дня до планируемого отправления). Понадобятся особые сопроводительные документы — это ТТН, счета-фактуры, сертификаты, непременно ПВ (паспорт вещества) и особые карточки — аварийные.
Ответственным при погрузке, осуществлении транспортировки и разгрузке опасных грузов является водитель, который может не принять груз ADR к перевозке, если сопроводительные документы оформлены не по правилам, с ошибками или неточностями, а также если обнаружены деформация или повреждение тары.
Правила погрузки грузов это составление грузового плана. В нем указывают класс груза, места расположения партий груза, массу, количество мест, вид тары. Наличие груза с характеристикой «пожароопасный» требует согласования грузового плана в ВОХР, а груза опасного в санитарном отношении — с санэпидемстанцией. Конечно, обо всех согласованиях нужно договориться заблаговременно, чтобы не было потом проблем с доступом к погрузке и с отправкой – тщательная подготовка гарантирует безопасную доставку.
Правила погрузки грузов и разгрузки на автотранспорте
Погрузка-разгрузка грузов производится в соответствии с правилами погрузочно-разгрузочных работ, изложенными в Уставе автомобильного транспорта (ФЗ № 259 от 08.11.2011 г.). Дополнительно предписания касательно безопасности при погрузочно-разгрузочных работах оговариваются в должностных инструкциях и в Правилах охраны труда, утвержденных Минтрудом 17.09.2014 г. приказом за № 642н.
Правила погрузки грузов
Безопасность при погрузке невозможна без соблюдения следующих норм:
В нашей компании грузчики работают быстро и слаженно!
Предельные нагрузки (для грузчиков) . Вручную можно переносить не более 50 кг на расстояние не более 25 м, или 80 кг, при условии, что грузчик несет груз на спине. Грузы свыше 80 кг и до 500 кг перевозятся на тележках-рохлях или штабелерах. Грузы с массой свыше 500 кг переносятся только с помощью автокранов.
Требования к грузчикам-такелажникам . Должны пройти инструктаж по охране труда, пожарной безопасности, электробезопасности, обладать допусками для работы на грузоподъемной спецтехнике. Раз в год обязательно проходят медосмотр. Обеспечиваются спецодеждой и индивидуальными средствами защиты.
У нас собственный автопарк и постоянный штат грузчиков-такелажников
Требования к эксплуатации спецтехники . Грузовые автомобили грузоподъемностью более 3-х тонн должны проходить техосмотры минимум раз в год. Автотранспорт для перевозки опасных грузов – раз в полгода. Автомобили грузоподъемностью менее 3-х тонн «младше» 3 лет освобождены от ТО, старше 3 и до 7 лет – проходят ТО 2 раза в год, старше 7 лет – каждый год.
Виды грузов . Они бывают неопасными, крупногабаритными и опасными. Неопасные – это продовольственные товары, стройматериалы, штучные промтовары, не требующие специфических мер при погрузке. Крупногабаритными считаются грузы длиной свыше 12 м, шириной свыше 2,5 м, высотой более 4 м. Для погрузки обязательно требуется привлечение спецтехники – автокранов, манипуляторов, лебедок. Наконец, опасные грузы должны загружаться (выгружаться) согласно Правилам ДОПОГ и в соответствии с узкой спецификой каждого из них.
Погрузка опасных грузов
Грузы следующих разновидностей классифицируются как опасные:
- Взрывчатка . Ракеты, пиротехника, динамит, торпеды, мины, боеприпасы и т.д.
- Газы . Сжиженный газ в баллонах – например, пропан-бутан, азот, аммиак, хлор, кислород. Сюда же относятся лаки и дезодоранты в форме аэрозолей.
- Легковоспламеняющиеся жидкости . Метанол, спирт, ацетон, нефть, бензин, керосин, полиграфические краски, сольвенты для широкоформатной печати. Сюда относится дизельное и печное топливо.
- Легковоспламеняющиеся материалы . Сера, уголь, бумаги и ткани, пропитанные маслами – если их содержание превышает 5% от общего объема материалов. Другие примеры – белый и желтый фосфор, хлопок, рыбная мука, натрий, калий.
- Окислы и пероксиды . В бытовом применении это аммиачно-нитратные удобрения, перекись водорода, отбеливатели.
- Токсичные и инфекционные вещества . Это яды (к примеру, для грызунов) и штаммы болезнетворных микроорганизмов для научных исследований.
- Радиоактивные вещества . Это не только отходы и материалы ядерной промышленности, но и приборы для диагностики (томографы), дефектоскопии.
- Коррозийные вещества . В первую очередь, это лаки и краски для уличного использования, ртуть, щелочи, кислота – серная, лимонная, щавелевая и т.п. Способны вызывать ожоги кожи или легких при вдыхании паров.
- Прочие . Например, асбест, асфальт или иные вещества, которые сильно «пылят», литиевые батареи, аккумуляторы для машин, сухой лед, магниты или намагниченные материалы.
Погрузка и разгрузка особо опасных веществ
Погрузочно-разгрузочные работы опасных грузов производятся под постоянным контролем ответственного лица, которое делегируется от грузоотправителя или грузополучателя (по договоренности). Среди прочих аспектов погрузки и разгрузки опасных грузов обязательно нужно отметить следующие:
- Загрузка производится в соответствии со схемой (инструкциями) производителя или грузоотправителя. Сторонним лицам не разрешается присутствовать при загрузке (отгрузке). Это же касается и водителя, который должен находиться за пределами разгрузочно-погрузочной площадки. Двигатель автомобиля выключается за исключением тех случаев, когда он приводит в действие холодильные установки, насосы и т.п.
- Места для погрузки должны находиться не ближе 50 м от дорог и не ближе 125 м от жилых, административных и промышленных зданий. Допускается разгрузка лишь одного транспортного средства одновременно. Если привлекается спецтехника, то электрокраны должны быть заземлены, автотранспорт на жидком топливе оборудуется искрогасителями и огнетушителями.
- Всеми работами должен заниматься исключительно аттестованный персонал , знакомый с должностными и производственными инструкциями, требованиями пожарной безопасности и санитарной гигиены. Неаттестованный персонал к работам не допускается. Необходима спецодежда.
- Опасные грузы должны быть защищены инертной герметичной упаковкой и промаркированы по правилам ДОПОГ.
Источник http://gruzavtoperevozki.ru/osobennosti-pogruzki-gruzov
Источник Источник http://perper.ru/index.php?page=pravila-pogruzki-gruzov-i-razgruzki-na-avtotransporte