План-конспект по блоку № 6: Теоретические основы и практические навыки безопасного управления транспортным средством категории «В» в различных условиях | Контент-платформа

План-конспект по блоку № 6: Теоретические основы и практические навыки безопасного управления транспортным средством категории «В» в различных условиях

План-конспект по блоку № 6: Теоретические основы и практические навыки безопасного управления транспортным средством категории «В» в различных условиях | Контент-платформа

Министерство внутренних дел Российской Федерации
Центр профессиональной подготовки ГУВД по Челябинской области
ПЛАН-КОНСПЕКТ

по блоку № 6: Теоретические основы и практические навыки безопасного

управления транспортным средством категории «В» в различных условиях.

Для подготовки водителей к управлению транспортными средствами
категории «В», оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов.
по модулю 6.1.2.1 Тактика безопасного управления транспортным средством категории «В».

Начальник Центра профессиональной

подготовки ГУВД по Челябинской области

«____» _______________________2011 г.

ПЛАН-КОНСПЕКТ
для проведения занятия

по блоку № 6: Теоретические основы и практические навыки безопасного

управления транспортным средством категории «В» в различных условиях.

Для подготовки водителей к управлению транспортными средствами
категории «В», оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов.
по модулю 6.1.2.1 Тактика безопасного управления транспортным средством категории «В».
Цель занятия: изучить основы тактики безопасного управления транспортным средством категории «В».
Количество часов: 2 часа
Вид занятия: урок
Место проведения: учебная аудитория
Материальное обеспечение: план-конспект, дидактический материал

1. Федеральный Закон от 01.01.01г. «О безопасности дорожного движения» // Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации,1995, № 36, ст.1745.

2. Указ Президента РФ от 01.01.01г. № 000 «О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения».

3. Указ Президента РФ от 01.01.01г. № 000 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (с изменениями от 2 июля 2002 г., 3 мая 2005 г., 23 апреля 2007 г., 3 июля 2008 г.).

4. Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 01.01.01г. № 000 «О правилах дорожного движения» (с изменениями от 8 января 1996 г., 31 октября 1998 г., 21 апреля 2000 г., 24 января 2001 г., 21 февраля, 28 июня 2002 г., 7 мая, 25 сентября 2003 г., 14 декабря 2005 г., 28 февраля 2006 г., 16 февраля, 19 апреля, 30 сентября, 29 декабря 2008 г., 27 января 2009 г., 24 февраля, 10 мая 2010 г.).

5. Постановление Правительства РФ от 01.01.01 г. № 876 «О подготовке и допуске водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов» (с изменениями от 01.01.01 г.).

6. Постановление Правительства РФ от 01.01.01 г. № 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств» (с изменениями от 10 сентября 2010г.).

7. Постановление Правительства РФ от 01.01.01 г. № 20 «Об утверждении Положения о сопровождении транспортных средств автомобилями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и военной автомобильной инспекции» (с изменениями от 01.01.01 г.)

8. Постановление Правительства РФ от 2 марта 2005 г. № 110 «Об утверждении Порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи» (с изменениями от 23 апреля, 13 октября 2008 г.)

9. ГОСТ Р 50Автомобили, автобусы и мотоциклы специальных и оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные звуковые и световые сигналы. Общие требования. (с изменениями и дополнениями 2003 г.).

10. ГОСТ Р 51Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянии и методы проверки.

11. Приказ МВД РФ от 01.01.01 г. № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» (с изменениями от 27 августа 2010 г.).

12. Приказ МВД РФ от 01.01.01 г. № 767 «Вопросы организации сопровождения транспортных средств патрульными автомобилями Госавтоинспекции».

13. Приказ МВД РФ от 6 июля 1995 г. № 000 «О мерах по обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения» (с изменениями от 01.01.01 г., 10 октября 1997 г., 28 ноября 2002 г., 14 июля 2003 г., 14 января 2005 г., 31 августа 2007 г.)

14. Приказ МВД РФ от 01.01.01 г. № 000 «Об утверждении Инструкции о порядке применения специальных световых и звуковых сигналов, установленных на транспортных средствах органов внутренних дел и внутренних войск МВД России»

15. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 8 августа 1995 г. № 73 «Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» / Российские вести, 1996, № 15; № 20.

16. , , Дудко управления механическими транспортными средствами и безопасность движения: Учебник для среднего профессионального образования. Изд. 2-е Издательство: Амалфея. 2007 г., 458 с.

17. Трамплин-полет. – М.: «Илби», 19с.

18. Вишневецкий эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей. Учебник для студентов технических колледжей. Серия: Среднее профессиональное образование. Издательство: Дашков и К. 2007 г. 380 с.

19. , Майоров безопасности дорожного движения: учебное пособие. – М. : Эксмо, 2с.

20. , , Вепринцев эксплуатация автомобилей. Учебное пособие Серия: Профессиональное образование. Издательство: Новое Знание, 2008 г. 352 с.

21. , , Воробьев управления автомобилем и безопасность дорожного движения: Учебное пособие. Издательство: Высшая Школа. 20с.

22. , , Захаров и др. Контраварийная подготовка водителей автотранспортных средств. РИО РГАФК. – М.: 1995. – 246 с.

23. Мясникович, дорожно-транспортных ситуаций: учебное пособие / . — Орел : ОрЮИ МВД России, 20с.

24. , Автомобиль: учебное пособие. – М. : Просвещение, 1с.

25. Помощник водителя: учебное пособие. — Курск : КФ ОрЮИ МВД России, 20с.

26. Смагин основы деятельности водителя: учебник водителя автотранспортных средств категории «А», «В», «С», «Д»(6 –е изд., испр.). – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 112 с.

27. Шухман управления автомобилем и безопасность движения. Серия: Учебник водителя. Издательство: За Рулем. 20с.

28. Хараман, обучение вождению автомобиля: учебно-метод. пособие / , . — М. : ИМЦ ГУК МВД России, 20с

29. Цыганков школа водительского мастерства. М.: ИКЦ «Академкнига», 2008. – 400 с.

30. 120 приемов контраварийного вождения. — М.: «РИПОЛ классик», 2005 г. – 320с.

31. Цыганков маневрирование: (17 упражнений по совершенствованию управления автомобилем). – М.: Транспорт, 19с.

32. Электронный учебник Орловского юридического института МВД России

34. http://www. autoiceny. /

I. Вводная часть — ______ минут

— организационный момент: принятие доклада командира учебной группы, проверка личного состава, сообщение о ходе предстоящего занятия.

— опрос слушателей по пройденному («остаточному») материалу.

Вопросы: 1. От чего зависит реакция водителя на дорожную обстановку

2. Перечислите эксплуатационные свойства автомобиля

3. Перечислите силы действующие на едущий автомобиль

— подведение итогов опроса слушателей.

II. Основная часть______ минут

Изложение нового материала:

Вопрос №1 «Понятие «закрытый обзор», оперативная и опережающая реакция водителя. Особенности управления на различных скоростях движения»

Видеть самому и быть видимым другим — в этой краткой формуле заключен важнейший принцип безопасности дорожного движения. Действительно, если вы не видите пешехода, идущего наперерез движению вашего автомобиля, и он смотрит совсем в другую сторону, то ни о какой безопасности не может быть и речи.

Можно ли считать главной причиной происшествий недостатки зрительных возможностей водителя и напряженность дорожного движения. Нет. И вот почему: в подавляющем большинстве случаев ДТП могло не произойти, если бы водитель правильно использовал свои зрительные способности и не переоценивал их. Для этого он должен управлять автомобилем так, чтобы избежать ситуаций, требующих “чудес” восприятия те использовать свое зрение наиболее рациональным образом. Многие водители даже не задумываются над тем, правильно ли наблюдают за дорогой.

Что же дают рациональные приемы наблюдения с точки зрения безопасности движения. Во-первых, возможность увидеть опасность заранее и избежать ее, имея необходимое для этого время и пространство. Во-вторых, гарантировать себя от пропуска важных объектов дорожно-транспортной обстановки. И наконец, значительно уменьшить умственное и физическое напряжение, связанное с управлением автомобилем.

Зрение человека устроено так, что не позволяет ему с одного взгляда воспринять всю обстановку сразу. Для того чтобы осмыслить дорожно-транспортную обстановку, надо сконцентрировать свое внимание на наиболее важных с точки зрения безопасности управления автомобилем элементах. К ним относятся дорожные знаки, сигналы светофора и регулировщика, дорожная разметка, дорожные условия, поведение и состояние других участников дорожного движения.

Хотя их расположение и характер в дорожно-транспортной ситуации (ДТС) различаются, можно рекомендовать общие правила наблюдения за дорожно-транспортной обстановкой. Правильное наблюдение — это концентрация внимания в области центра пути движения своего автомобиля, рациональное чередование быстрых осмотров дорожно-транспортной обстановки с более длительным рассматриванием наиболее важных объектов, постоянный контроль обстановки сзади и сбоку автомобиля.

Представьте путь движения своего автомобиля как полосу пространства на дороге, равную ширине автомобиля и располагающуюся впереди него Исследования показали, что опытные водители выдерживают нужное направление движения своего автомобиля, ориентируясь на область дороги вблизи центра пути движения. Центр пути движения представляет собой условную точку, расположенную впереди на пути движения автомобиля, в которой, водитель хочет оказаться через определенный промежуток времени. Эта точка, становится, как бы целью движения в данный момент. Она постоянно передвигается вперед со скоростью движения автомобиля.

При наблюдении за различными элементами дорожно-транспортной обстановки взгляд опытного водителя после фиксации на отдельных объектах или событиях постоянно возвращается в область центра пути движения. Его расположение зависит от условий движения. Обычно он находится посередине полосы движения, если автомобиль движется по прямому участку дороги. При движении по подъему или закруглению дороги центр пути движения располагается в месте, где будет находиться автомобиль, когда закончит прохождение данного участка дороги.

Правило первое: выдерживайте траекторию движения своего автомобиля с помощью наблюдения за центром пути движения.

Подтверждением правильности использования центра пути движения как лучшего ориентира для оценки расположения автомобиля на проезжей части являются результаты нескольких специальных исследований, которые были проведены при помощи киносъемки. Полученные результаты показали, что водители, использующие для ориентировки, например, центральную разделительную полосу или правый край дороги, двигаются излишне близко или к центру дороги, или к обочине.

Правило второе: смотрите как можно дальше вперед. Это поможет вам заранее заметить появившуюся опасность.

Начинающие водители обычно смотрят на дорогу непосредственно перед капотом своего автомобиля, поэтому почти ничего не видят впереди. Нужно с самого начала заставлять себя “отрывать” взгляд от дороги перед капотом и переводить его дальше вперед. Так, чтобы перед возникновением опасности вовремя ее увидеть и успеть, если надо, остановить автомобиль. Это значит, что смотреть надо на расстояние большее, чем остановочный путь вашего автомобиля. Ведь вам нужно успеть заметить появившуюся опасность, оценить ее, решить, что делать, и реализовать свое решение.

Определим более точно расстояние опережающего наблюдения. В городе достаточно смотреть на 1 —2 перекрестка вперед. При движении за городом рекомендуем вам смотреть вперед на расстояние, которое вы пройдете за 12 с, двигаясь с имеющейся скоростью.

Возможно, такой способ измерения для вас несколько непривычен, но научившись им пользоваться, вы сможете точно определять расстояние, правильно наблюдать, контролировать дистанцию. Этот способ значительно точнее, чем измерение расстояния в метрах, ведь при этом нужно учитывать еще и скорость, а она постоянно меняется. Итак, учимся определять расстояние в секундах. Для этого замечаем какой-нибудь неподвижный объект в области, где располагается наш взгляд (например, столб, стоящий автомобиль, линия разметки и т. д. ), и начинаем считать “одна тысяча один, одна тысяча два” и так далее до одной тысячи двенадцати. Получим 12 с Если вы доехали до объекта, не досчитав до “одна тысяча двенадцать”, то надо перевести взгляд еще дальше вперед 12с — это то время, которое необходимо для обнаружения и оценки характера опасности и принятия решения до того, как объект опасности попадает в зону торможения вашего автомобиля.

Для торможения автомобиля до полной остановки в нормальных условиях при скоростях более 60 км/ч требуется время свыше 3 с. При ухудшении дорожных или атмосферных условий время полного торможения автомобиля может увеличиться вдвое. После вычитания из 12 с “времени неприкосновенного запаса”, требуемого водителю для полного торможения (примем его равным 4 с), остается 8с. Но ведь объект опасности может двигаться навстречу вашему автомобилю. Допустим, что он движется со скоростью, равной вашей. Тогда на восприятие, оценку и принятие решения остается 4 с. Это тот минимум, который обычно стараются иметь в запасе опытные водители

Вторая составляющая правильного наблюдения — это рациональное чередование быстрых осмотров обстановки с более длительным рассматриванием наиболее важных объектов Причем наблюдение ведется не только за проезжей частью дороги, но и около нее Это позволит вам заранее увидеть пешеходов, собирающихся переходить дорогу, а также транспортные средства, выезжающие с примыкающих дорог.

Основная цель наблюдения — поиск опасностей. Поэтому ваши глаза должны быть активны, те находиться постоянно в движении. Они как бы “ощупывают” всю окружающую обстановку.

Правило третье: активно наблюдайте за изменениями обстановки не только на проезжей части дороги, но и около нее.

Четкое восприятие возможно только при использовании центрального зрения Область центрального зрения ограничивается конусом с углом в 3 град.; в горизонтальной плоскости. Однако острота зрения достаточно хороша в пределах 10—15 град; В вертикальной плоскости эти углы в 2 раза меньше. Объекты не попавшие в поле центрального зрения, могут быть обнаружены при помощи бокового зрения, которое, правда, не дает четкого восприятия их формы и деталей, однако позволяет быстро обнаружить движущийся объект.

Наиболее распространенная ошибка при наблюдении в дорожно-транс-портной обстановке — это длительная концентрация внимания (рассматривание) на объектах, не представляющих особой важности с точки зрения безопасности (номерные знаки автомобилей, внешность водителей, пассажиров и т. п.). Из-за этого водитель не успевает осмотреть всю обстановку и часто только пробегает ее глазами. Ведь движение глаз требует времени. Например, для перевода и фиксации взгляда с крайнего правого положения в крайнее левое требуется около 1 с. В ночное время, а также при искусственном освещении еще больше За это время автомобиль при скорости 60 км/ч пройдет около 17 м. Эти несложные расчеты показывают, что, рассматривая второстепенные объекты, вы рискуете наехать на другого участника движения, которого просто не заметили.

Для того чтобы избежать таких ошибок, используйте центральное зрение только для рассматривания важных с точки зрения безопасности движения объектов. Но и на этих объектах не следует слишком долго концентрировать внимание. Если вы сконцентрировали свое внимание на каком-то одном, пусть даже очень важном, на ваш взгляд, объекте, вы рискуете пропустить внезапно появившуюся в другом месте опасность.

Правило четвертое: не задерживайте свой взгляд длительное время на одном объекте.

Довольно много ДТП происходит из-за того, что водитель не увидел движущееся сзади транспортное средство. Причина — в неумении правильно пользоваться зеркалом заднего вида и объединять в целостное представление то, что вы видите впереди своего автомобиля, с тем, что увидели в зеркале заднего вида.

Наблюдать за обстановкой сзади надо несколько раз в минуту с помощью быстрых взглядов в зеркало заднего вида При этом обращать внимание на следующее:

— не слишком ли мала дистанция до транспортного средства, движущегося за вами;

— нет ли транспортных средств, водители которых начинают обгон или опережение вашего автомобиля;

— нет ли транспортных средств, догоняющих вас на большой скорости.

Не рекомендуется смотреть в зеркало заднего вида слишком долго, особенно если вы движетесь за лидирующим автомобилем, ведь он может неожиданно и резко начать тормозить. Взгляд в зеркало заднего вида должен быть быстрым.

Всегда проверяйте обстановку сзади и сбоку перед началом движения или перестроением. Не создаете ли вы своим маневром помех для движения других участников ситуации. Наблюдать за обстановкой сбоку надо с помощью зеркала бокового вида и поворота головы. Особое внимание обращайте на присутствие транспортных средств в “слепой зоне”.

Перед торможением всегда проконтролируйте обстановку сзади через зеркало заднего вида. Особенно это важно в следующих случаях:

— вы замедляете движение, увидев на дороге опасность, которая может быть не видна водителю автомобиля, следующего за вами. Например, вы поворачиваете за угол дома и видите автомобиль, стоящий на полосе вашего движения,

— вы собираетесь свернуть на примыкающую дорогу или во двор,

— вы останавливаетесь, чтобы заехать на стоянку

Правило пятое: постоянно наблюдайте за обстановкой сзади и сбоку своего автомобиля.

Это позволит иметь вам целостное представление о том, что происходит вокруг вас. Особенно важно знать о присутствии, направлении и скорости движения всех участников, находящихся рядом. Хотя они в данный момент и не пересекают путь вашего движения, но могут это сделать.

Правило шестое: перед перестроением, поворотом или выездом на главную дорогу постоянно контролируйте, свободно ли место, которое вы хотите занять.

Наблюдая за автомобилем, движущимся по дороге или полосе на которую вы хотите выехать, вы можете не заметить то, что движущийся впереди вас автомобиль остановился, и наехать на него при повороте.

Правило седьмое: чем больше ваша скорость, тем “шире” должен быть ваш взгляд.

При увеличении скорости движения видимая область обстановки впереди уменьшается. Поэтому на больших скоростях ваш взгляд должен быть более подвижным. Не концентрируйте его в одной точке. Осматривайте обстановку сбоку

А теперь более подробно о наиболее важных моментах, связанных с наблюдением в типичных дорожно-транспортных ситуациях на перекрестках, вблизи пешеходных переходов и в других местах, где возможно появление людей, когда вы вливаетесь в транспортный поток, когда вы перестраиваетесь, когда вы видите или слышите что-либо необычное.

Когда вы подъезжаете к нерегулируемому перекрестку, посмотрите налево — направо — налево, затем опять направо. Такой порядок наиболее правильный при проезде нерегулируемого перекрестка. Потому что транспорт, приближающийся слева, первым пересекает вам путь.

Повторное наблюдение слева и справа нужно вам для того, чтобы проверить, не изменилась ли обстановка (она ведь меняется очень быстро) со времени вашего предшествующего наблюдения. Если справа что-то изменилось (т. е. приближается какое-то транспортное средство), эта последняя проверка позволит вам скорректировать свои действия.

Следите за сигналами, подаваемыми другими водителями. Сопоставляйте эти сигналы с расположением их транспортных средств. Ведь бывает и так, что сигнал и позиция транспортного средства противоречат друг другу. Например, водитель собрался поворачивать направо и, соответственно, готовится к повороту, изменяет расположение своего транспортного средства на проезжей части, но при этом почему-то включает сигнал левого поворота

Будьте внимательны, прежде чем предпринять что-то самому, определите наверняка, каковы же все-таки истинные намерения вашего партнера по дорожному движению.

Вообще на перекрестках случается очень много недоразумений из-за непонимания водителями друг друга, невнимательности, поверхностного наблюдения — и даже небольшие скорости не спасают от дорожно-транспортных происшествий.

Обзор обстановки на перекрестках может быть ограничен стоящими автомобилями, зданиями, деревьями, кустарником, кучами снега. В таких случаях следует снижать скорость и двигаться очень медленно до тех пор, пока не улучшится видимость.

Наблюдение вблизи пешеходных переходов и в других местах, где возможно появление людей. При наблюдении за дорогой всегда ищите места возможного появления людей пешеходные переходы, примыкающие дороги, боковые улочки, переулки, торговые и деловые центры, входы в метро и выходы из метро, строительные площадки, детские площадки и школьные дворы.

Наблюдение при слиянии с транспортным потоком. Когда вы находитесь на полосе разгона и намереваетесь влиться в транспортный поток, движущийся по автомагистрали, лучше всего вести наблюдение с помощью зеркала заднего вида или поворота головы для наблюдения за обстановкой в “слепых зонах”. Это даст вам полную информацию о происходящем вокруг вас.

В момент въезда на автомагистраль очень важно следить за автомобилем, движущимся впереди вас. Главное на чем следует сосредоточиться — это его скорость. Если он замедляет движение, не пропустите этого, начинайте замедлять движение вместе с ним.

Наблюдение при перестроении. Порядок наблюдения при смене движения в принципе тот же, что и при въезде на автомагистраль. Проверяйте “слепые зоны”, собирайте как можно больше информации об автомобилях, движущихся по вашей полосе, по соседней и по той, на которую вы собираетесь перестраиваться.

Особенно внимательным нужно быть при обгоне. Здесь требования к вам повышаются нужно держать в поле зрения и обгоняемый автомобиль, и встречный, и движущийся сзади вас. Только видеть дорогу недостаточно, надо еще ее слышать. Не увлекайтесь слушанием радиоприемника, слушайте лучше дорогу (во всяком случае, приемник, если уж он вам так нужен, должен звучать негромко, чтобы не отвлекать вас от вождения). Кстати, обгоняющий вас автомобиль вы скорее услышите по нарастающему шуму мотора слева.

Имейте в виду, что плывущий звук магнитофона, работающий с помехами радиоприемник, оказывают значительное влияние на внимание водителя, сильно рассеивая его. Прислушайтесь к звуковым сигналам, свисткам, скрипу или визгу шин. Непривычный или резкий звук должен привлечь ваше внимание и заставить мобилизоваться, искать опасность и может быть, приготовиться к действиям в критической ситуации.

Постоянное наблюдение необходимо вести за профилем дороги, а также типом и состоянием дорожного покрытия. Когда дорога прямая и ровная она хорошо просматривается на достаточно большом расстоянии. Если он поворачивает или ведет в гору (под гору), видимость становится ограниченной и опережающее наблюдение невозможно Поэтому внимательно следите за дорогой и предупреждающими знаками, они заблаговременно предупредят вас об опасности, и вы сможете к ней приготовиться.

Тип и состояние дорожного покрытия имеют важное значение для безопасности движения. Какое покрытие — цементно-бетонное или гравийное. В хорошем ли состоянии дорога. Нет ли ям. При попадании колеса в выбоину рулевое колесо может выскочить из ваших рук.

При движении по плохому покрытию почаще переводите взгляд на дорогу непосредственно перед автомобилем. Но не забывайте о том, что надо еще смотреть и на 12 с вперед. Снизьте скорость, тогда вам будет легче совместить одно с другим, и вероятность попадания в неприятную ситуацию значительно уменьшится.

О некоторых опасностях, связанных с дорогой, вас проинформируют предупреждающие знаки, но невозможно поставить знаки у каждой выбоины, так что следите сами, будьте внимательны. Тип и состояние покрытия надо учитывать не только при выборе скорости, но и способа наблюдения за дорожной обстановкой

Техника управления автомобилем является единой для обеспечения безопасного движения в любых условиях, независимо от того, где находится ТС — в плотном ли потоке на городских улицах на загородной трассе или в условиях проселочных дорог. Однако, для каждых характерных условий окружающей обстановки есть определенные приемы и навыки, знание которых поможет водителю научиться ориентироваться в конкретных дорожных ситуациях.

Характерными условиями городского движения являются частый остановки и трогания с места, движение в условиях плотного потока, частые повороты и перестроения, значительное количество внешней информации, наличие наземного общественного транспорта и, что самое существенное, значительное число пешеходов.

Надо отметить, что пешеходы на перекрестке представляют серьезную опасность, их действия зачастую бывают неожиданными. Учитывая, что в большинстве случаев на пересекаемой улице пешеходы имеют преимущественное право движения, переходя улицу на зеленый сигнал светофора, пропускать их надо обязательно.

Главной причиной наездов на пешеходов является закрытый обзор: водитель обнаруживает пешехода только на расстоянии, не позволяющем осуществить даже экстренное торможение и предотвратить ДТП. Поэтому, приближаясь к нерегулируемым перекресткам, водителям нужно быть готовым, что из-за крупногабаритного ТС, закрывающего обзор, могут появиться пешеходы.

О чем говорит статья Правил дорожного движения 14.2:

14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или замедлило движение транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся по соседним полосам, могут продолжать движение, лишь убедившись, что перед указанным транспортным средством нет пешеходов.

Скоротечность развития критических ситуаций требует мгновенной реакции водителя. Если водитель не готов к экстренным действиям или требуется какое-то время на подготовку, например на перенос руки или рук в оптимальный сектор рулевого колеса, то из-за дефицита времени критическая ситуация быстро перерастает в аварийную. Прогнозируя определенный маневр, водитель может заранее обеспечить необходимое положение рук, т. е. выполнить предварительный захват. Перенос одной руки осуществляется перехватыванием рулевого колеса или скольжением по его ободу; другая рука обеспечивает постоянный контакт.

Перед крутым поворотом водитель выполняет ряд предварительных действий, смещая руки на внутренний относительно траектории поворота боковой сектор рулевого колеса: в положение «12 — 4» при повороте направо или «8 — 12» — налево.

Перед скоростным движением задним ходом водитель смещает левую руку на рулевом колесе в положение «12» (ситуация 1 на рисунке), увеличивая обзор за счет разворота корпуса вправо.

Перед разворотом передним ходом на 180° с блокированием задних колес стояночным тормозом водитель переносит правую руку на рычаг ручного тормоза, а левую в положение «12» (ситуация 2 на рисунке).

Перед скоростным разворотом задним ходом на 180° («полицейский разворот») водитель смещает левую (правую) руку в нижний сектор (положение «6»), применяя глубокий захват (локоть при этом, направлен вверх) или нестандартный захват в нижнем секторе (положение «6») для готовности к скоростному вращению рулевого колеса на 360° без перехватывания (ситуация 3 на рисунке).

Существует и применяется — на практике ряд нестандартных действий, которые каждый водитель подбирает индивидуально для критической ситуации. Главными критериями выбора этих действий являются их целесообразность и эффективность. Они должны помогать, а не мешать выполнению сложных приемов.

План-конспект по блоку № 6: Теоретические основы и практические навыки безопасного управления транспортным средством категории «В» в различных условиях | Контент-платформа

Перед крутым поворотом или сложным маневром с большой амплитудой руления выполните подготовительные действия. Сместите одну из рук вниз по ободу рулевого колеса, чтобы исключить перехват его при повороте и чтобы в повороте обе руки заняли положение готовности к экстренным действиям

Скоростное руление одной рукой

Профессионально подготовленный водитель обязан владеть техникой руления одной рукой, особенно левой, так как для преодоления некоторых критических ситуаций необходимо одновременно с рулением переключать передачи или включать на некоторое время стояночный тормоз для блокирования задних колес автомобиля. Кроме того, руление одной рукой повышает безопасность при скоростном движении и сложном маневрировании задним ходом, так как позволяет расширить сектор заднего обзора за счет разворота корпуса на 90° вправо.

Техника кругового руления одной рукой имеет следующие особенности (позиции 1-6 на верхнем рисунке). Исходное положение руки — на цифре «12» (по аналогии с циферблатом часов). После поворота рулевого колеса до положения руки на цифре «8» или «4» (в зависимости от направления вращения) водитель перехватывает рулевое колесо в нижнем секторе способом перекат через тыльную сторону кисти. Этот способ позволяет, не теряя контакта с рулевым колесом, развернуть кисть на 180°, чтобы перейти от тяги вниз к тяге вверх.

На автомобилях с горизонтальным расположением рулевого колеса (автобусы, некоторые грузовые автомобили) круговое руление выполняется способом переката через ладонь (позиции 1-5 на нижнем рисунке.)

План-конспект по блоку № 6: Теоретические основы и практические навыки безопасного управления транспортным средством категории «В» в различных условиях | Контент-платформа

В некоторых критических ситуациях при заносе и вращении автомобиля первый оборот лучше выполнить левой рукой, а правой включить понижающую передачу. Руление одной рукой поможет вам более безопасно маневрировать задним ходом, т. к., повернув корпус, вы увеличите сектор обзора.

Главное научится перекату руки в нижнем секторе. Этот прием позволит сохранить контакт с рулевым колесом при вращении.

Конечно, выполнение переката не создает идеальных условий для контроля за рулевым колесом в нижнем секторе, так как возможно проскальзывание руки. Но все же это намного лучше, чем полная потеря контакта. Обеспечить большую безопасность приема и сократить 1 его время позволяет рывковый способ руления. Такой способ необходим, чтобы перекат происходил при инерционном вращении рулевого колеса, так как из-за недостаточного контакта руки с рулевым колесом исключается возможность максимальной тяги.

Круговое руление одной рукой является элементом некоторых приемов высшего мастерства. Приемы и способы их выполнения следующие:

стабилизация автомобиля при критическом заносе противодействие заносу обеспечивается скоростным рулением двумя руками, но первый оборот (поворот на 360°) желательно выполнить одной рукой, так как этот прием быстрее за счет меньшего числа перехватываний;

скоростной разворот автомобиля на 180° — одновременно с рулением водитель правой рукой включает и выключает стояночный тормоз, добиваясь этим скольжения задней оси и, как следствие этого, — вращения автомобиля;

стабилизация автомобиля при вращении на 360° дважды используется руление одной рукой. Вначале для разворота на 180° (см. предыдущий прием), а затем для «доворота» автомобиля вращением вокруг задних колес («полицейский разворот»).

Круговое руление одной рукой чаще всего сочетается с рулением двумя руками и позволяет обеспечить стабилизацию автомобиля в ситуациях, связанных с потерей его устойчивости.

Скоростное руление двумя руками

Надежность водителя в критических ситуациях, связанных с потерей устойчивости и управляемости автомобиля (снос, занос, вращение, опрокидывание), во многом определяется скоростью руления. При этом чем ниже квалификация водителя и его способности к прогнозированию критических ситуаций, тем большей скоростью реакции он должен обладать, чтобы скомпенсировать допущенную ошибку в управлении и стабилизировать автомобиль.

Та техника руления, которой сегодня обладают выпускники автошкол и большинство профессиональных «водителей-самоучек», не дает гарантии избежать ДТП при потере устойчивости автомобиля, хотя рациональная техника скоростного руления вполне доступна любому водителю и для ее изучения требуется минимальное время (6—8 учебных занятий).

Скоростное руление двумя руками имеет следующие особенности:

— оно выполняется на боковом секторе рулевого колеса обеими руками поочередно. Структура действий напоминает лазанье по канату;

— для руления используется сила мышц-сгибателей, наиболее сильных у любого человека;

— смена рук производится с помощью перекрестного захвата на боковом секторе рулевого колеса;

— высокая скорость руления обеспечивается непрерывной тягой и рывковым способом приложения усилий;

— у спортсменов экстракласса скорость руления может достигать 270 об/мин при частоте сердечных сокращений 180—200 ударов/мин.

При выполнении приема в направлении по часовой стрелке необходимо из исходного положения рук «10—2» или «9—З»:

— рывком повернуть рулевое колесо вправо двумя руками до положения «12—4»;

— продолжить вращение рулевого колеса левой рукой вправо до положения «4», одновременно перенести правую руку вверх в положение «12» и захватить рулевое колесо закрытым перекрестным захватом;

— продолжить вращение рулевого колеса правой рукой до положения «4», одновременно перенести левую руку в положение «12» и захватить руль закрытым перекрестным захватом.

Дальше надо продолжить вращение попеременно каждой рукой, чередуя рекомендуемые действия до поворота управляемых колес на требуемый угол.

Техника руления двумя руками может обеспечить любые экстренные маневры автомобиля, притом для этого не нужна максимальная скорость вращения рулевого колеса. Предельные скоростные возможности необходимы для компенсации допущенных ошибок, чтобы избежать тяжелых последствий критического заноса.

План-конспект по блоку № 6: Теоретические основы и практические навыки безопасного управления транспортным средством категории «В» в различных условиях | Контент-платформа

Высокая скорость руления двумя руками это гарантия вашей безопасности при заносе и вращении автомобиля и возможности скомпенсировать допущенную вами ошибку, следствием которой стала потеря устойчивости автомобиля. Самый “быстрый” способ это руление на боковом секторе рулевого колеса с перекрестным захватами

Уступающее руление как способ сохранения устойчивости автомобиля в заключительной фазе маневра

После крутого поворота автомобиль благодаря конструктивным особенностям передней подвески (кастору) самостабилизируется. Многие водители ослабляют захват рулевого колеса и позволяют ему “раскрутиться”. Этот неверный навык затем перерастает в прочную привычку и в конечном итоге приводит либо к ритмическому заносу, либо к невозможности в фазе выхода из поворота выполнить экстренный маневр.

Правильнее применять тормозящее (уступающее) руление двумя или одной рукой, не допуская проскальзывания рулевого колеса. Тогда в любой фазе выравнивания возможен повторный маневр или действия по стабилизации.

Техника выполнения приема следующая:

— уступающее руление двумя руками — поочередное подтормаживание рулевого колеса с применением для этого действий, аналогичных скоростному рулению на боковом секторе с перекрестными захватами;

— уступающее руление одной рукой — сопровождающие действия одной рукой, замедляющие и контролирующие скорость вращения рулевого колеса. Техника выполнения аналогична скоростному рулению одной рукой с перекатом через тыльную часть кисти;

— подтормаживание рулевого колеса одной рукой в статическом захвате применяется в исключительных случаях. Используя кисть руки как “суппорт дискового тормоза”, можно регулировать скорость самовыравнивания дозированным сжатием кисти.

План-конспект по блоку № 6: Теоретические основы и практические навыки безопасного управления транспортным средством категории «В» в различных условиях | Контент-платформа

Сохраняйте плотный постоянный контакт с рулевым колесом при любых маневрах, поворачивая его и выравнивая. Распускание рулевого колеса на выходе из поворота может привести к потере устойчивости автомобиля

Вопрос №2 «Взаимодействие с другими участниками движения»

За рулем лучше не совершать ошибок — это известно всем Однако идеально управлять автомобилем способны очень немногие. По данным исследований, водитель за 15 мин движения в городе совершает в среднем от 5 до 10 ошибок. Конечно, их опасность различна, но каждая из этих погрешностей в определенной степени повышает вероятность совершения дорожно-транс-портного происшествия, а также общую напряженность труда водителя.

Большинство из совершаемых водителем ошибок остается им незамеченными, так как они благодаря компенсирующим действиям других водителей или удачному стечению обстоятельств не сразу выливаются в опасные ситуации или происшествия. В результате большого числа повторений ошибки закрепляются в устойчивый стиль поведения водителя и в конечном счете становятся причиной ДТП. Поэтому знать свои промахи в вождении, понимать их причины и предупредить их очень важно для каждого водителя.

Ошибки водителей довольно многочисленны и разнообразны. Мы остановимся на самых распространенных. Для этого проанализируем типичные ситуации, в которых эти ошибки стали главной причиной ДТП.

Ситуация 1. Водитель автомобиля А подъезжает по второстепенной дороге к пересечению с главной, при этом он собирается повернуть направо (рис 52). Впереди него движется автомобиль Б, водитель которого подал сигнал правого поворота и останавливается, пропуская транспорт, движущийся по главной дороге Когда там появился интервал, водитель автомобиля Б начинает поворот. Водитель автомобиля А трогается сразу же за ним и при этом наблюдает только за транспортом, движущимся по главной дороге. Выезжая на нее, он совершает наезд на внезапно остановившийся автомобиль Б.

Ошибка водителя А заключается в том, что он перестал наблюдать за лидирующим автомобилем и не заметил, как тот внезапно остановился. Оценивая, хватит ли ему времени для совершения маневра, он забыл о находящимся впереди автомобиле, предполагая, что тот уже завершил маневр.

Причины внезапной остановки автомобиля Б могут быть вызваны следующими обстоятельствами заглох двигатель, водитель автомобиля Б решил дождаться более безопасных условий для поворота, создались помехи движению.

Вероятность ошибки повышается при высокой интенсивности транспортного потока на главной дороге, большой очереди автомобилей (ожидающих возможности выезда на главную дорогу), плохом освещении. Столкновение автомобилей еще более вероятно на скользкой дороге.

План-конспект по блоку № 6: Теоретические основы и практические навыки безопасного управления транспортным средством категории «В» в различных условиях | Контент-платформа

Рис. 52. При выезде на главную дорогу не упускайте из виду впереди идущий транспорт

Ситуация 2. Водитель автомобиля А, опережая начавший движение от остановки автобус неожиданно увидел пешехода, перебегавшего дорогу в непосредственной близости от него (рис 53) Избегая наезда на пешехода, а также лобового столкновения со встречным автомобилем Б, водитель автомобиля А стал тормозить и поворачивать вправо, при этом столкнулся с автобусом, о котором совершенно забыл

Ошибка водителя заключалась в том, что он вовремя не заметил пешехода, начавшего переходить дорогу, и не снизил скорость движения в такой ситуации Причиной позднего обнаружения пешехода является то, что он не осматривал всю обстановку впереди, включая придорожную зону, на которой находилась группа людей, ожидающих возможности перебежать дорогу, чтобы

План-конспект по блоку № 6: Теоретические основы и практические навыки безопасного управления транспортным средством категории «В» в различных условиях | Контент-платформа

Рис. 53. Непредвиденная ситуация при обгоне

План-конспект по блоку № 6: Теоретические основы и практические навыки безопасного управления транспортным средством категории «В» в различных условиях | Контент-платформа

Рис. 54. Обгон с выездом на полосу встречного движения

сесть в подъезжающий к остановке автобус. Водитель концентрировал внимание только на транспортных средствах, находящихся на проезжей части.

Вероятность возникновения ошибки повышается при наличии «точек притяжения» для пешеходов на противоположной стороне автобусной остановки, например, магазинов, кинотеатров и т. п.

Ситуация 3. Водитель автомобиля А, двигаясь со скоростью 90 км/ч по пригородной дороге, начинает обгон транспортного средства (рис. 54). Водитель встречного крупногабаритного средства повернул вправо к обочине и снизил скорость, чтобы облегчить выполнение маневра. Водитель автомобиля Б, не видя автомобиль А, начинает обгон грузовика. В результате автомобили А и Б сталкиваются.

Ошибка водителей автомобилей А и Б связана с поздним обнаружением друг друга. Наблюдение за обстановкой в непосредственной близости от своего автомобиля — характерная ошибка начинающих водителей. Отсутствие контроля обстановки на достаточно большом расстоянии впереди приводит к позднему обнаружению опасностей, которых можно было избежать.

Ситуация 4. Водитель легкового автомобиля начал разворот недалеко от стоящего на остановке автобуса (рис. 55). Посмотрев в зеркало заднего вида, он не заметил другой легковой автомобиль, приближающийся сзади в попутном направлении, так как стоящий сзади автобус уменьшал обзор дороги. При развороте водитель сконцентрировал свое внимание на встречном движении, наблюдая за грузовым автомобилем. Выехавший из-за автобуса автомобиль столкнулся с разворачивающимся автомобилем.

Ошибка водителя здесь связана с отсутствием повторного наблюдения за местом возможного появления опасности. Причиной этого явилась недооценка вероятности появления опасности, а также полное отвлечение внимания на другие объекты дорожной обстановки. Вероятность возникновения

План-конспект по блоку № 6: Теоретические основы и практические навыки безопасного управления транспортным средством категории «В» в различных условиях | Контент-платформа

Рис. 55. Опасная ситуация при развороте

ошибки повышается при малом расстоянии поворачивающего автомобиля до стоящего автобуса, а также при большой интенсивности движения по встречной полосе, малой ширине проезжей части, большой длине разворачивающегося транспортного средства Чтобы вовремя заметить опасность, надо полностью осматривать всю видимую обстановку на дороге и около нее, непрерывно переключая свой взгляд с одного места на другое

Ситуация 5. Водитель легкового автомобиля хочет сменить полосу движения для левого поворота (рис 56) Посмотрев в зеркало заднего вида и одновременно подав сигнал левого поворота, он начинает выезжать на соседнюю левую полосу движения, где и происходит столкновение с движущимся по этой же полосе в попутном направлении другим автомобилем.

План-конспект по блоку № 6: Теоретические основы и практические навыки безопасного управления транспортным средством категории «В» в различных условиях | Контент-платформа

Рис. 56. При смене полосы движения оцените обстановку в «не просматриваемой» зоне

План-конспект по блоку № 6: Теоретические основы и практические навыки безопасного управления транспортным средством категории «В» в различных условиях | Контент-платформа

Рис. 57. Опасная ситуация у остановки общественного транспорта

Ошибка водителя связана с тем, что он не учел обстановку в не просматриваемой через зеркало заднего вида зоне слева от его автомобиля.

Вероятность возникновения такой ошибки повышается в следующих случаях: при неправильной регулировке зеркала заднего вида; уверенности в том, что при подаче сигнала левого поворота водитель движущегося сзади транспортного средства уступит дорогу; при дефиците времени и пространства, оставшихся при перестроении на левую полосу; плохом знании маршрута движения; большой плотности движения; загрязнении стекол автомобиля.

Ситуация 6. Водитель автобуса, подъехав к остановке общественного транспорта, начал посадку пассажиров (рис. 57). Автобус уже был почти полностью заполнен пассажирами, поэтому при закрытии дверей возникли сложности: часть пассажиров не смогла сесть в автобус. Водитель подал сигнал левого поворота и тронул машину с места, продолжая при этом следить за дверьми. При отъезде автобуса произошло столкновение с автомобилем, движущимся по соседней левой полосе движения.

Ситуация 7. Водитель грузового автомобиля подъезжает к регулируемому перекрестку с намерением повернуть направо (рис. 58). Подав сигнал правого поворота, он останавливается в ожидании зеленого сигнала светофора. С правой стороны он оставляет небольшое пространство для того, чтобы не наехать на тротуар при повороте. Тронувшись с места на разрешающий сигнал светофора, автомобиль сталкивается с мотоциклом, также начавшим движение.

Ошибка водителя грузового автомобиля связана с отсутствием контроля за обстановкой справа от него. Мотоциклист, стоящий справа, попадает в зону, недоступную для обзора водителя большегрузного автомобиля, поэтому ему необходимо было это учитывать.

План-конспект по блоку № 6: Теоретические основы и практические навыки безопасного управления транспортным средством категории «В» в различных условиях | Контент-платформа

Рис. 58. Ошибка при повороте направо

Вероятность возникновения ошибки повышается при совершении поворота без предварительной остановки на перекрестке, при наличии большого свободного пространства между грузовым автомобилем и правым краем дороги.

Ситуация 8. Водитель стоящего у правого края дороги легкового автомобиля начинает движение после стоянки (рис. 59). Выезжая без предварительной подачи предупреждающего сигнала, водитель резко поворачивает руль влево, чтобы объехать стоящий впереди грузовой автомобиль, этим он забывает проконтролировать обстановку сзади и слева.

План-конспект по блоку № 6: Теоретические основы и практические навыки безопасного управления транспортным средством категории «В» в различных условиях | Контент-платформа

Рис. 59. Опасность при резком перестроении

В результате происходит столкновение с другим автомобилем, водитель которого заметил маневр легкового автомобиля только тогда, когда тот почти выехал на полосу его движения.

Ошибка водителя заключается здесь в том, что он начал движение, не проконтролировав обстановку слева и сзади и не включив левый указатель поворота. Способствующими происшествию ошибками являются также неожиданный для других участников движения быстрый выезд на соседнюю левую полосу из-за резкого поворота рулевого колеса и большого ускорения при начале движения.

Вероятность возникновения ошибок увеличивается из-за спешки или сильного утомления, при наличии объектов или событий, отвлекающих внимание водителя. Например, ему могут помешать стоящие впереди транспортные средства, малое пространство для маневра, стоящий сзади крупногабаритный автопоезд или автобус.

Ситуация 9. Водитель грузового автомобиля намеревается совершить поворот в узкий проезд, примыкающий к дороге слева (рис. 60). Так как ширина дороги невелика, он решает начать поворот из крайнего правого положения. Для этого включает указатель правого поворота. Приняв вправо, останавливается против проезда. Бросив беглый взгляд в зеркало бокового вида и не увидев легковой автомобиль, находящийся сзади в не просматриваемой зоне, он начинает поворот, забыв выключить указатель правого поворота. Водитель, полагая, что грузовик остановился, начинает объезжать его. Происходит столкновение.

Водитель грузового автомобиля совершил следующие ошибки: забыл выключить указатель правого поворота, чем ввел в заблуждение водителя легкового автомобиля; недостаточно хорошо осмотрел обстановку сзади.

План-конспект по блоку № 6: Теоретические основы и практические навыки безопасного управления транспортным средством категории «В» в различных условиях | Контент-платформа

Рис. 60. При повороте автопоезда на лево будьте особенно внимательны

Вероятность совершения такой ошибки увеличивается при плохом знании маршрута, неправильной регулировке зеркал бокового вида, плохой видимости, повышенной сложности выполнения поворота из-за недостаточного пространства и больших габаритов транспортного средства. Вероятность возникновения ДТП в результате ошибки повышается при резком начале маневра после остановки, наличии встречного движения.

Ситуация 10. Водитель грузового автомобиля, намереваясь занять крайнюю левую полосу движения, посмотрев в зеркало бокового вида и подав сигнал левого поворота, сразу же начал смену полосы движения (рис. 61), где сталкивается с легковым автомобилем, движущимся сзади по этой полосе.

Водитель грузовика совершил следующие ошибки: недооценил скорость движения легкового автомобиля и расстояние до него; поздно подал сигнал, предупреждающий о намерении совершить маневр, что не позволило водителю легкового автомобиля вовремя среагировать и правильно действовать.

Сопутствующими ошибками водителя грузового автомобиля могут быть резкое изменение направления движения (резкий поворот рулевого колеса влево) и резкое торможение после перестроения, вызванное снижением скорости потока в связи с подъездом к перекрестку.

Вероятность совершения ошибки увеличивается при высокой плотности движения, плохих динамических характеристик автомобиля, больших скоростях движения, при плохой видимости и в темное время суток. Вероятность возникновения происшествия в результате ошибки повышается при большом различии в тормозных характеристиках автомобилей, больших габаритах грузового автомобиля, скользком дорожном покрытии.

План-конспект по блоку № 6: Теоретические основы и практические навыки безопасного управления транспортным средством категории «В» в различных условиях | Контент-платформа

Рис. 61. Резкое перестроение приводит к аварийной ситуации

План-конспект по блоку № 6: Теоретические основы и практические навыки безопасного управления транспортным средством категории «В» в различных условиях | Контент-платформа

Рис. 62. Остановка общественного транспорта — зона повышенной опасности ВЫБОР СКОРОСТИ

Ситуация 11. Двигаясь со скоростью 50 км/ч по дороге со встречным движением, водитель легкового автомобиля, не снижая скорости, начинает объезжать стоящий на остановке автобус (рис. 62). Неожиданно перед ним появляется пешеход, вышедший из-за автобуса. Водитель автомобиля совершает наезд на него, пытаясь избежать наезда, выезжает на полосу встречного движения, где сталкивается со встречным транспортным средством.

Ошибка водителя заключается в выборе слишком большой скорости при объезде автобуса. Выбранная скорость движения в такой ситуации не позволяет ему предотвратить наезд на пешехода, не выезжая на полосу встречного движения. Рекомендуемая скорость при объезде стоящего на остановке автобуса 15-20 км/ч. Кроме того, для предупреждения возможного конфликта может быть подан предупреждающий сигнал светом фар.

Причины ошибок водителя обычно связаны с недооценкой вероятности выхода пешеходов из-за автобуса и скорости своего движения. Вероятность возникновения ошибки повышается из-за того, что водитель отвлекся от наблюдения за обстановкой, а также из-за интенсивности движения.

Вероятность возникновения ДТП в результате ошибки увеличивается при большой массе и габаритах автомобиля, малом интервале до автобуса, плохой видимости обстановки впереди из-за неблагоприятных атмосферных условий или загрязнения лобового стекла, узкой проезжей части, скользком дорожном покрытии, большой скорости движения пешехода.

Ситуация 12. Водитель легкового автомобиля, двигаясь со скоростью 60 км/ч, приближается к пешеходному переходу (рис.63). Слева от пешеходного перехода стоят несколько человек. Во встречном направлении движется грузовой автомобиль. Водитель легкового автомобиля, не снижая скорости,

План-конспект по блоку № 6: Теоретические основы и практические навыки безопасного управления транспортным средством категории «В» в различных условиях | Контент-платформа

Рис. 63. Ситуация на пешеходном переходе

подъезжает к пешеходному переходу. При этом видимость обстановки слева на переходе для него закрыта встречным транспортным средством, из-за которого неожиданно появляется пешеход, быстро переходящий дорогу по пешеходному переходу. Водитель легкового автомобиля не смог предотвратить наезд.

Ошибка водителя заключается в выборе большой скорости, при проезде обозначенного пешеходного перехода при наличии транспортных средств, закрывающих обзор. Причина ошибки связана с недооценкой вероятности появления пешехода в момент проезда пешеходного перехода или несвоевременным обнаружением.

Вероятность наезда на пешехода в результате ошибки повышается при малой ширине проезжей части, наличии крупногабаритного транспортного средства, закрывающего обзор обстановки. Тяжесть последствий ошибки увеличивается при скользком покрытии и малой ширине проезжей части.

Ситуация 13. Водитель грузового автомобиля, двигаясь по главной дороге, собирается повернуть на дорогу, примыкающую справа (рис. 64). Поворачивая со скоростью 30 км/ч, он выезжает на полосу встречного движения, где совершает наезд на подъезжающий к главной дороге легковой автомобиль. В данной ситуации возможен также наезд на пешехода, стоящего на середине дороги в ожидании проезда грузовика.

Ошибка водителя грузового автомобиля заключается в неправильном выборе скорости движения, в результате чего произошло увеличение радиуса поворота автомобиля. Причина этого — недооценка последствий выполнения маневра с данной скоростью.

Вероятность совершения ДТП в результате ошибки водителя увеличивается при наличии объектов, закрывающих обзор (здания, растения), малой ширине проезжей части примыкающей дороги, интенсивном пешеходном движении по примыкающей дороге.

План-конспект по блоку № 6: Теоретические основы и практические навыки безопасного управления транспортным средством категории «В» в различных условиях | Контент-платформа

Рис. 64. Последствия большого радиуса поворота

Ситуация 14. Водитель легкового автомобиля приближается по свободной крайней правой полосе дороги к регулируемому перекрестку в момент переключения красного сигнала светофора на желтый ( рис. 65) Несколько транспортных средств стоит у стоп-линий в ожидании зеленого сигнала светофора Находящееся среди них крупногабаритное транспортное средство закрывает обзор обстановки на перекрестке.

Водитель, не снижая скорости, выезжает на перекресток при смене желтого сигнала на зеленый и совершает столкновение с автобусом, завершающим проезд перекрестка в пересекающем направлении Другим видом происшествия в такой ситуации может быть наезд на пешехода, заканчивающего переход дороги.

План-конспект по блоку № 6: Теоретические основы и практические навыки безопасного управления транспортным средством категории «В» в различных условиях | Контент-платформа

Рис. 65. Ошибка при проезде регулируемого перекрестка

Ошибка водителя заключается в выборе большой скорости при подъезде к перекрестку в условиях ограниченной видимости обстановки, что приводит к значительному опережению других транспортных средств, начинающих движение на разрешающий сигнал светофора.

Причина ошибки связана с недооценкой вероятности появления других участников движения на перекрестке в момент смены желтого сигнала светофора, на зеленый.

Вероятность совершения ДТП в результате ошибки увеличивается при короткой фазе смены желтого сигнала на зеленый, при большой ширине перекрестка, при интенсивном движении на нем.

специалист цикла Б и ФП

Центра профессиональной подготовки

ГУВД по Челябинской области

старший лейтенант милиции

План-конспект обсужден и одобрен на заседании цикла Б и ФП «___»____________2011 г., протокол № _____

Источник Источник Источник Источник http://pandia.ru/text/78/101/1771.php

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожее

Модульная АГНКС. Революция в газовом оборудовании

Автомобильные газонаполнительные комплексы (АГНКС) становятся неотъемлемой частью современной инфраструктуры, способствуя переходу на более экологичные виды топлива. В рамках этой эволюции, модульные АГНКС выходят на передовой, предлагая инновационные решения и преимущества. Давайте рассмотрим, как эти системы меняют отрасль и в чем заключаются их основные преимущества. Преимущества Модульных АГНКС Модульные АГНКС предлагают ряд ключевых преимуществ, которые делают […]

Помощь системы ABS в управлении автомобилем

Помощь системы ABS в управлении автомобилем

Антиблокировочная тормозная система (ABS) — это электронная гидравлическая активная система защиты, которая поддерживает контролируемость и стабильность машины во время замедления, предотвращая блокирование колес. ABS исключительно действенная в пути с низким показателем сцепления, и в непогоду (гроза, лед). Анализ АБС — Antilock Brake System, которое буквально значит «антиблокировочная тормозная система». Посмотрим особенность процесса, важные элементы, а […]