Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация ТС
С какими неисправностями нельзя ездить?
Транспортное средство представляет собой сложную многокомпонентную систему с большим количеством технологических узлов, которые должны работать в оптимальном режиме. Но существует перечень неисправностей, при которых запрещается эксплуатация ТС, поскольку это угрожает безопасности людей, находящихся в автомобиле и окружающих. Это список регламентирован в нормативах ГОСТ Р 51709-2001. Дополнительно, этот перечень указывается в пункте 2.3.1 раздела 2 ПДД. Если возникла такая поломка, то владелец или водитель автомобиля:
- не пройдет периодический ТО;
- ему нельзя покидать гараж, территорию стоянки или предприятие, где находится транспорт;
- при возникновении поломки в пути запрещается продолжение движения.
Если поломку удалось устранить на месте, движение можно продолжать без всяких ограничений. При невозможности ремонта на месте, но при сохранении возможности передвижения, можно проследовать к месту ремонта или стоянке при условии соблюдения мер предосторожности. В ПДД есть отдельное Приложение, в котором подробно разбирается данный перечень.
Перечень неисправностей при которых запрещается эксплуатация ТС
1. Тормозная система
Тормозная система состоит из рабочей тормозной системы, приводимой в действие педалью ножного тормоза, и стояночного или ручного тормоза. Первая позволяет снижать скорость авто при движении до его полной остановки, вторая – удерживает автомобиль на месте.
Как указывается в пункте 1.1 Приложения к ПДД, при несоответствии эффективности тормозов установленному ГОСТу эксплуатация ТС запрещается, поэтому она входит в перечень неисправностей по ПДД. Проверка осуществляется на специальном поверенном стенде. Машина заезжает передними колесами на его ролики, которые начинают крутиться, вращая колеса. После нажатия на тормозную педаль ролики останавливается. Далее процедура повторяется на задних колесах. Данные о состоянии тормозной системы выводятся на монитор стенда.
Эффективность системы торможения можно проверить и в дорожных условиях. На чистом горизонтальном асфальтовом участке дороги автомобиль разгоняется до 40 км/ч. Поравнявшись с выбранным заранее ориентиром, он осуществляет экстренное торможение. После этого измеряется пройденный тормозной путь, который сравнивается с табличным значением для данной модели.
Если авто не проехало всю длину указанного в документации тормозного пути, то система находится в исправном состоянии. При увеличении дистанции тормоза не соответствуют ГОСТу и эксплуатация машины запрещается.
В пункте 1.2 Приложения запрещается езда на машине с нарушенной герметичностью тормозной магистрали. Для обнаружения этой неисправности нужно периодически проверять уровень тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра. Следы подтекания тормозной жидкости часто остаются на внутренней поверхности шин и местах соединения трубопроводов с деталями тормозной системы.
Согласно пункту 1.5 стояночная тормозная система должна удерживать машину на месте, иначе эксплуатация автомобиля запрещена.
Чтобы проверить ее, нужно выехать на уклон эстакады, затормозить и затянуть стояночный тормоз (ручник). Если после снятия ноги с ножного тормоза машина останется стоять на месте, стояночная система соответствует требованиям, если машина начинает катиться, ее нужно регулировать или ремонтировать. Для легковых, грузовых авто и автобусов с максимально допустимой загрузкой уклон должен составлять до 16 % включительно. Для пустых легковых машин и автобусов этот показатель составляет 23 %.
2. Рулевое управление
В перечень неисправностей и условий, при которых нельзя выезжать на авто, входят неполадки с рулевым управлением. Основная проблема состоит в том, что при длительной эксплуатации в системе появляется суммарный люфт, отражающийся на руле. По пункту Приложения 2.1 эксплуатация недопустима, если суммарный люфт превышает такие значения:
- у легковых авто, легких грузовиков и автобусов этот показатель не превышает 10°;
- у автобусов рулевой люфт не должен быть больше 20°;
- у грузовиков – до 25°.
Пунктом 2.2 запрещается перемещение деталей или узлов рулевого управления, если это не предусмотрено производителем. Запрещается эксплуатация, если резьбы не фиксированы и не затянуты конструктивно предусмотренным способом, а также при неисправности фиксатора положения рулевой колонки.
3. Внешние световые приборы
Согласно пункту 3.2 эксплуатация ТС запрещена, если регулировка световых пучков фар не отвечает нормативам ГОСТ. При направленности вверх автомобиль ослепляет водителей встречного транспорта. Если световой пучок опущен вниз, то водитель видит слишком малый участок непосредственно перед автомобилем. Способы регулировки фар указаны в инструкциях по эксплуатации, но лучше это делать специальным прибором.
В пункте 3.5 указывается, что эксплуатация автомобилей или других транспортных средств, оборудованных проблесковыми маячками, запрещена, когда способы их крепления на автомобиле и видимость сигнала не отвечают установленным требованиям.
Запрещается выезд на автомобиле, на котором установлены осветительные и оптические приборы запрещенного цвета. Согласно пункту 3.6 спереди могут быть световые приборы белого цвета, противотуманные фары – желтого цвета, оранжевый цвет имеют указатели поворотов, световозвращатели могут иметь только белый цвет.
Сзади белый цвет имеют фонари подсветки номера и заднего хода, оранжевый цвет имеют указатели поворотов, остальные фонари имеют красный цвет (стоп сигналы, габаритные огни, задние противотуманки, задние световозвращатели). Установка световых приборов запрещенных цветов грозит лишением прав.
4. Стеклоочистители и стеклоомыватели ветрового стекла
При включенных фарах максимально быстрый режим работы стеклоочистителей должен быть не меньше 35 двойных проходов в минуту. Если щетки перемещаются медленнее, то, по пункту 4.1, эксплуатация автомобиля запрещается.
5. Колеса и шины
Износ шин при езде автомобиля – неизбежное явление, но нельзя доводить их до состояния «лысой резины». В углублениях рисунка протектора имеются индикаторы износа, при выработке протектора до этих выступов езда, согласно пункту 5.1, запрещается.
Если индикатор отсутствует, то запрет на эксплуатацию начинает действовать при глубине канавок протектора меньше:
- 0, 8 мм у мотоцикла;
- 1,6 мм для легковых авто и грузовиков массой не более 3,5 т;
- 1 мм у грузовиков массой более 3,5 т;
- 2 мм у автобусов.
В пункте 5.4 Приложения указывается на недопустимость того, что шины по размеру и допустимому индексу нагрузки не отвечают данной модели транспортного средства. Перечень допустимых типоразмеров резины находится в руководстве по эксплуатации.
Эксплуатация автомобиля строго запрещается, если на одной оси установлены покрышки различных типов и размеров, а также с различным протектором (пункт 5.5). Все обозначения типов и размеров нанесены на боковую поверхность шины, что нужно учитывать при установке.
Не допускается установка на одну ось новой и восстановленной покрышки с наваренным протектором, такие шины можно устанавливать попарно на заднюю ось, если это разрешено производителем.
6. Двигатель
В перечень технических неисправностей автомобиля, которые запрещают его эксплуатацию, входят проблемы с двигателем. Автомобиль, согласно пункту 6.1, недопустимо эксплуатировать, если концентрация вредных веществ в выхлопе выше нормы, установленной ГОСТом. Его определяют при техосмотре при помощи газоанализатора для бензинового двигателя и дымомера для дизельного.
Нельзя эксплуатировать автомобиль с негерметичной выхлопной системой, которая выпускает газы в местах прогаров (пункт 6.3).
7. Прочие элементы конструкции
Согласно пункту 7.3, не допускается присутствие любых предметов и покрытий, которые ухудшают обзор водителя. Только на верхней части лобового стекла автомобилей или автобусов допускается нанесение прозрачных окрашенных пленок. Разрешено применение тонированных, но не зеркальных стекол, если их светопропускная способность отвечает ГОСТу. Этот показатель измеряется специальными приборами. По современным нормам показатель для ветрового стекла составляет не менее 75 %, для боковых стекол – до 70 %, а для задних стекол такого регламента не установлено.
В пункте 7.7 указано, что эксплуатация автобуса, легкового или грузового автомобиля или трактора запрещена при отсутствии:
- Аптечки с сертификатом соответствия и сроком годности.
- Огнетушителя нужной емкости, например, для легкового авто 2 л, показания манометра должны быть в зеленой зоне, дата изготовления и срок годности должны подтверждать готовность огнетушителя к работе.
- Знака аварийной остановки, который должен соответствовать нормам ГОСТ.
На грузовиках с разрешенной массой, превышающей 3,5 т, и автобусах более 5 т в комплект должно входить не менее, чем два противооткатных упора. На мотоциклах с коляской огнетушитель не предусмотрен.
Нельзя эксплуатировать автомобили с неправомерно установленными проблесковыми маячками или звуковыми сигналами. Запрещена наклейка или установка светоотражающих символов и надписей на наружных поверхностях, например, знаки такси или полиции, на что указывает пункт 7.8.
В пункте 7.10 указано на недопустимость эксплуатации автомобиля с нерабочими ремнями безопасности, в том числе, когда на лямках видны надрывы. Пунктом 7.15 запрещена езда без установленных ПДД опознавательных знаков.
На мотоцикле запрещается выезжать, если на нем отсутствуют предусмотренные конструктивно дуги безопасности (пункт 7.16).
Заключение
Неисправности, при которых запрещается движение на автомобиле, представляют собой достаточно обширный список. Но, как показывает опыт, такие поломки встречаются редко, а многие из них достаточно легко устранить самостоятельно. Чтобы не допустить проблемы, достаточно периодически осматривать свой автомобиль и своевременно проходить техосмотр.
http://avtomotoprof.ru/v-pomoshh-avtomobilistu/perechen-neispravnostey/