НПБ 180-99: Пожарная техника

НПБ 180-99
Пожарная техника. Автомобили пожарные. Разработка и постановка на производство

НПБ 180-99: Пожарная техника

Купить НПБ 180-99 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО «ЦНТИ Нормоконтроль»

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Настоящие нормы пожарной безопасности устанавливают основные положения разработки и постановки на производство новых (модернизируемых) пожарных автомобилей и прицепов (далее — пожарные автомобили), предназначенных для использования в подразделениях Государственной противопожарной службы (ГПС) Министерства внутренних дел Российской Федерации

Оглавление

1. Область применения

3. Общие положения

4. Разработка технического задания

5. Разработка конструкторской документации

6. Изготовление, испытание и приемка опытных образцов

7. Технологическая подготовка и освоение производства

Приложение 2 (рекомендуемое)

Приложение 3 (рекомендуемое)

Приложение 4 (рекомендуемое)

Приложение 5 (рекомендуемое)

Приложение 6 (рекомендуемое)

Приложение 7 (рекомендуемое)

Приложение 8 (рекомендуемое)

Дата введения01.07.1999
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.02.2020

Этот документ находится в:

  • Раздел Экология
    • Раздел 13 ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. БЕЗОПАСНОСТЬ
      • Раздел 13.220 Защита от пожаров
        • Раздел 13.220.99 Защита от пожаров, прочие аспекты
  • Раздел Экология
    • Раздел 13 ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. БЕЗОПАСНОСТЬ
      • Раздел 13.220 Защита от пожаров
        • Раздел 13.220.20 Противопожарные средства
  • Раздел Строительство
    • Раздел Нормативные документы
      • Раздел Нормативные документы органов надзора
        • Раздел Нормативные документы Государственной противопожарной службы и вневедомственной охраны МВД

Организации:

12.04.1999УтвержденГУГПС МВД России31
РазработанВНИИПО МВД России
ИзданТипография ВНИИПО МВД СССР1999 г.

Fire engineering. Fire vehicles. Development and putting into production

  • ГОСТ 2.124-85Единая система конструкторской документации. Порядок применения покупных изделий. Заменен на ГОСТ 2.124-2014.
  • ГОСТ 15.001-88Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения
  • ГОСТ 16504-81Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения
  • ГОСТ 2.120-73Единая система конструкторской документации. Технический проект. Заменен на ГОСТ 2.120-2013.
  • ГОСТ 2.118-73Единая система конструкторской документации. Техническое предложение. Заменен на ГОСТ 2.118-2013.
  • ГОСТ 2.114-95Единая система конструкторской документации. Технические условия. Заменен на ГОСТ 2.114-2016.
  • ГОСТ 2.105-95Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам
  • ГОСТ 2.103-68Единая система конструкторской документации. Стадии разработки. Заменен на ГОСТ 2.103-2013.
  • ГОСТ 2.102-68Единая система конструкторской документации. Виды и комплектность конструкторских документов. Заменен на ГОСТ 2.102-2013.
  • Показать все

Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:

  • Сканы страниц документа
  • Текст документа

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА

НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ПОЖАРНАЯ ТЕХНИКА.
АВТОМОБИЛИ ПОЖАРНЫЕ.
РАЗРАБОТКА И ПОСТАНОВКА НА ПРОИЗВОДСТВО

МОСКВА 1999

Разработаны Всероссийским научно-исследовательским институтом противопожарной обороны (ВНИИПО) (Н.В. Навценя, Н.Е. Грушин) и Главным управлением Государственной противопожарной службы (ГУГПС) МВД России (А.И. Косых).

Внесены ВНИИПО МВД России.

Подготовлены к утверждению отделом пожарной техники и вооружения ГУГПС МВД России.

Утверждены и введены в действие приказом ГУГПС МВД России от 12 апреля 1999 г. № 31.

Дата введения в действие 1 июля 1999 г.

Настоящий нормативный документ не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения ГУГПС МВД России.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА

НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ПОЖАРНАЯ ТЕХНИКА.
АВТОМОБИЛИ ПОЖАРНЫЕ.
РАЗРАБОТКА И ПОСТАНОВКА НА ПРОИЗВОДСТВО

FIRE ENGINEERING. FIRE VEHICLES.
DEVELOPMENT AND PUTTING INTO PRODUCTION

Дата введения 01.07.99

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1. Настоящие нормы пожарной безопасности (далее — нормы) устанавливают основные положения разработки и постановки на производство новых (модернизируемых) пожарных автомобилей и прицепов (далее — пожарные автомобили), предназначенных для использования в подразделениях Государственной противопожарной службы (ГПС) Министерства внутренних дел Российской Федерации. Нормы разработаны на основании и в развитие ГОСТ 15.001.

II. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

2. В настоящих нормах применены следующие термины с соответствующими определениями.

2.1. Пожарный автомобиль — оперативное транспортное средство на базе автомобильного шасси, оснащенное пожарно-техническим вооружением и предназначенное для использования при тушении пожара. В зависимости от назначения пожарные автомобили подразделяют на основные, специальные и вспомогательные.

2.2. Заказчик пожарного автомобиля — организация, по договору с которой разрабатывается и выпускается пожарный автомобиль.

2.3. Потребитель пожарного автомобиля — организация, использующая пожарный автомобиль по назначению.

2.4. Производитель пожарного автомобиля — организация, самостоятельно или с участием разработчика и (или) изготовителя разрабатывающая и производящая пожарный автомобиль.

2.5. Разработчик пожарного автомобиля — организация, выполняющая конструкторскую разработку пожарного автомобиля.

2.6. Изготовитель пожарного автомобиля — предприятие, изготовляющее пожарный автомобиль.

2.7. Инициативная разработка пожарного автомобиля — разработка пожарного автомобиля, которую выполняет производитель по своей инициативе.

2.8. Опытный образец пожарного автомобиля — пожарный автомобиль, изготовленный по рабочей конструкторской документации без литеры.

2.9. Постановка на производство пожарного автомобиля — организационные, конструкторские и технологические мероприятия, направленные на выпуск пожарных автомобилей со стабильными показателями качества.

III. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3. Разрабатываемые пожарные автомобили, подлежащие постановке на производство, должны соответствовать действующим нормативным документам, удовлетворять требованиям заказчика и потребителя.

Разработка и изготовление пожарных автомобилей осуществляется по договору с заказчиком или по инициативе разработчика.

4. Заказчиком пожарных автомобилей может быть:

а) потребитель в лице органа управления ГПС, которому будут поставляться пожарные автомобили;

б) орган управления ведомственной, добровольной пожарной охраны, объединений пожарной охраны, при условии поставки пожарных автомобилей ГПС;

в) производитель при инициативной разработке пожарного автомобиля, при условии поставки пожарных автомобилей ГПС.

Заказчик во всех случаях должен руководствоваться интересами потребителя.

5. Производителем пожарных автомобилей (разработчиком и изготовителем) может быть любая организация (предприятие), имеющая лицензию ГУГПС МВД России на производство пожарных автомобилей.

Порядок получения лицензии осуществляется в соответствии с требованиями нормативных документов, приведенных в приложении 1.

Допускается изготовление опытных образцов организацией (предприятием) без лицензии, если эта организация (предприятие) имеет технологические возможности. В этом случае выдача лицензии на выпуск пожарных автомобилей будет осуществляться в установленном порядке по результатам приемки опытных образцов.

6. Разработка и постановка пожарных автомобилей на производство предусматривает:

а) разработку технического задания;

б) разработку конструкторской документации;

в) изготовление, испытание и приемку опытных образцов;

г) технологическую подготовку и освоение производства.

IV. РАЗРАБОТКА ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ

7. Техническое задание является исходным документом для разработки пожарного автомобиля.

8. Техническое задание должно состоять из разделов:

наименование и область применения;

основание для разработки;

Техническое задание должно включать в себя приложения:

перечень пожарно-технического вооружения, размещаемого на пожарном автомобиле;

сводную таблицу основных параметров и размеров пожарного автомобиля;

чертеж общего вида пожарного автомобиля, выполненный в одном или нескольких вариантах (при необходимости) в соответствии с требованиями ГОСТ 2.118.

8.1. В разделе «Наименование и область применения» указывают наименование, условное обозначение пожарного автомобиля и область его применения.

8.2. В разделе «Основание для разработки» указывают заказчика разработки, наименование и дату утверждения документа, на основании которого разрабатывают пожарный автомобиль. При инициативной разработке указывают наименование и дату утверждения документа (решение технического совета, протокол технического совещания, приказ по предприятию), на основании которого разрабатывают пожарный автомобиль.

8.3. В разделе «Источники разработки» в общем случае указывают научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, на основании которых ведется разработка, а также предшествующий опыт создания пожарных автомобилей разработчиком и изготовителем. При отсутствии у изготовителя лицензии на производство пожарных автомобилей указывают наличие у него опыта создания подобной техники иного назначения или соответствующих технологических возможностей.

8.4. В разделе «Технические требования» указывают требования действующих стандартов и норм пожарной безопасности к показателям качества пожарных автомобилей. В этом разделе должны быть приведены основные справочные данные по применяемому шасси. Если составные части пожарного автомобиля (пожарные насосы, стационарные лафетные стволы, электрогенераторы, вентиляторы и т.п.) поставляют по отдельной нормативно-технической документации, то их выходные параметры указывают только в составе параметров пожарного автомобиля.

8.5. В разделе «Требования безопасности» в общем случае указывают требования к информативной окраске пожарного автомобиля, электробезопасности личного состава, эффективности торможения пожарного автомобиля, допустимым уровням вибрации и шумовым нагрузкам, предельно допустимым концентрациям вредных веществ от выхлопа отработавших газов, безопасности размещения, посадки и высадки боевого расчета, безопасности доступа к органам управления и пожарно-техническому вооружению.

8.6. В разделе «Общие требования» указывают параметры и требования, не вошедшие в предыдущие разделы (развесовку, углы свеса, срок службы, габариты и т.п.).

8.7. В разделе «Приемка продукции» указывают порядок приемки, разработанный в соответствии с пп. 23-24 настоящих норм.

9. Техническое задание (исключение — чертеж общего вида пожарного автомобиля) оформляют в соответствии с требования ми ГОСТ 2.105 на листах формата А4, без рамки, основной надписи и дополнительных граф к ней.

10. Техническое задание согласовывают:

потребителем в лице органа управления ГПС, если он не является заказчиком;

ВНИИПО МВД России.

11. Техническое задание утверждает производитель (изготовитель).

12. При необходимости в утвержденное техническое задание вносят изменения. Согласование и утверждение изменений -в соответствии с пп. 10-11 настоящих норм. Не допускается изменять техническое задание после представления опытного образца на приемочные испытания.

13. Если в результате предварительных (заводских) испытаний опытного образца получены значения, которые отличаются от приведенных в техническом задании или не указаны в нем, то комиссия предварительных испытаний принимает решение о доработке конструкторской документации и опытного образца, или этот вопрос может быть вынесен на приемочную комиссию.

V. РАЗРАБОТКА КОНСТРУКТОРСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

14. Виды и комплектность разрабатываемых конструкторских документов, установленных в ГОСТ 2.102, определяет разработчик. Обязательными документами являются чертежи, спецификации, технические условия (проект), эксплуатационные документы (паспорт, руководство по эксплуатации).

15. Разработку конструкторской документации проводят по правилам, установленным стандартами ЕСКД, с соблюдением стадий и этапов, установленных в ГОСТ 2.103. Обязательными считаются стадии, начиная с разработки рабочей конструкторской документации.

16. По требованию ГУГПС, если оно является заказчиком, производитель (разработчик) разрабатывает технический проект в соответствии с ГОСТ 2.120 и согласовывает его с заказчиком и ВНИИПО.

17. Порядок применения в конструкции пожарных автомобилей доработанных покупных изделий (шасси, двигателя и т.п.) по ГОСТ 2.124.

18. Права на конструкторскую документацию (владение, пользование или передачу) определяются договором между заказчиком и производителем (разработчиком и изготовителем).

VI. ИЗГОТОВЛЕНИЕ, ИСПЫТАНИЕ И ПРИЕМКА ОПЫТНЫХ ОБРАЗЦОВ

19. Для подтверждения соответствия разработанной конструкторской документации техническому заданию изготовляют опытный образец пожарного автомобиля.

20. Опытный образец пожарного автомобиля должен быть подготовлен к проведению испытаний: шасси проходит техническое обслуживание согласно руководству по эксплуатации; автомобиль комплектуется пожарно-техническим вооружением в соответствии с техническим заданием.

21. Опытный образец пожарного автомобиля подвергают испытаниям, установленным в ГОСТ 16504:

а) предварительным (заводским);

22. Испытания опытного образца должны проводиться производителем или специализированной организацией, имеющей лицензию на проведение испытаний пожарных автомобилей, с применением средств испытаний, контроля и измерений, обеспечивающих создание требуемых режимов и условий испытаний, а также необходимую точность измерения контролируемых параметров.

23. Предварительные (заводские) испытания

23.1. Производитель разрабатывает программу и методику испытаний и направляет на согласование в ГУГПС и ВНИИПО.

23.2. Предварительные испытания организует и проводит производитель (изготовитель) опытного образца. Состав комиссии предварительных испытаний формируется приказом производителя. В состав комиссии должны входить представители производителя (разработчика и изготовителя), военной приемки ГУГПС, территориальных органов управления ГПС. В состав комиссии могут быть включены представители ВНИИПО. Председателем комиссии назначается представитель производителя.

23.3. Предварительные испытания должны включать в себя проведение в подразделении ГПС, в целях опробования опытного образца, учений личного состава с выполнением упражнений боевого развертывания в соответствии с Наставлением по пожарно-строевой подготовке (приложение 1) и определением фактического времени их выполнения.

23.4. По результатам испытаний комиссия составляет протоколы, а специалисты подразделения ГПС, проводившего учения, готовят отзыв по форме рекомендуемого приложения 2. Данные протоколов испытаний и выводы о соответствии их техническому заданию приводят в сводном протоколе результатов предварительных (заводских) испытаний по форме рекомендуемого приложения 3. На основе протоколов и отзыва составляют акт предварительных (заводских) испытаний опытного образца пожарного автомобиля, в котором указывают возможность представления его на приемочные испытания. Форма акта приведена в рекомендуемом приложении 4.

23.5. Материалы предварительных (заводских) испытаний в составе технического задания, проекта технических условий, программы и методики испытаний, протоколов испытаний, отзыва и акта предварительных (заводских) испытаний направляют на рассмотрение в ГУГПС и ВНИИПО.

24. Приемочные испытания

24.1. Приемочные испытания опытных образцов осуществляет приемочная комиссия. Состав комиссии по согласованию с ГУГПС формирует производитель (изготовитель), который издает соответствующий приказ по организации. Председателем комиссии назначают представителя ГУГПС.

24.2. Место проведения приемки определяет производитель по согласованию с ГУГПС.

24.3. Приемочной комиссии предъявляют:

опытный образец, укомплектованный согласно техническому заданию;

программу и методику испытаний;

акт предварительных (заводских) испытаний, протоколы испытаний и отзыв;

конструкторскую документацию с литерой «О» (откорректированную по результатам предварительных испытаний).

24.4. Приемочная комиссия рассматривает представленные документы и оценивает полноту проведенных испытаний, проверяет работоспособность опытного образца в целом и отдельных его элементов, при необходимости проверяет отдельные параметры по программе испытаний или проекту технических условий. По результатам испытаний комиссия составляет протокол приемочных испытаний (проверок) опытного образца пожарного автомобиля. Форма протокола приведена в рекомендуемом приложении 5.

24.5. На основании протокола приемочных испытаний комиссия составляет акт приемки опытного образца пожарного автомобиля, в котором указывает:

а) соответствие пожарного автомобиля заданным требованиям (техническому заданию, конструкторской документации);

б) возможность практического использования опытного образца;

в) срок проведения квалификационных испытаний, учитывающий готовность производства и наличие заказа на пожарные автомобили.

Форма акта приведена в рекомендуемом приложении 6.

24.6. Акт приемки опытного образца, содержащий положительную или отрицательную оценку результатов разработки, утверждает ее председатель. При наличии замечаний, требующих проведения дополнительных испытаний, доработки опытного образца, внесения изменений в документацию, председатель комиссии может принять решение об утверждении акта после их реализации.

24.7. Утверждение акта, содержащего положительную оценку результатов разработки, означает прекращение действия технического задания, согласование технических условий и эксплуатационной документации.

24.8. При отрицательной оценке результатов разработки в целом в акте указывают направления дальнейших работ, условия повторного представления результатов на приемочные испытания или нецелесообразность продолжения работ.

24.9. Члены комиссии, не согласные с общей оценкой результатов разработки, указывают в акте особое мнение с его обоснованием.

24.10. После утверждения технических условий в соответствии с ГОСТ 2.114 их направляют во ВНИИПО, где им присваивают код ОКП.

25. Эксплуатационные испытания

25.1. На основании акта приемочных испытаний, содержащего положительную оценку результатов разработки, ГУГПС готовит нормативные документы на постановку опытного образца пожарного автомобиля в боевой расчет подразделения ГПС для проведения эксплуатационных испытаний.

25.2. Обучение личного состава подразделения проводит производитель (изготовитель).

25.3. Эксплуатация опытного образца в подразделении ГПС осуществляется в соответствии с Наставлением по технической службе (приложение 1).

25.4. На основании результатов испытаний специалисты подразделения ГПС готовят заключение, в котором указывают эффективность применения пожарного автомобиля, удобство эксплуатации и т.д., и передают его производителю. Форма заключения приведена в рекомендуемом приложении 7.

25.5. При необходимости, в зависимости от результатов эксплуатационных испытаний, производитель проводит доработку опытного образца и корректировку конструкторской документации до начала производства.

VII. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА И ОСВОЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА

26. Для обеспечения готовности организации к выпуску пожарных автомобилей производитель (изготовитель) проводит технологическую подготовку и освоение производства.

27. Для подтверждения готовности производства к выпуску пожарных автомобилей и выполнения мероприятий по реализации предложений приемочной комиссии производитель (изготовитель) проводит квалификационные испытания пожарного автомобиля.

28. Квалификационные испытания проводят и при постановке на производство пожарных автомобилей, ранее освоенных на другом предприятии или изготовляемых по лицензии.

29. Программу квалификационных испытаний готовит производитель (изготовитель с привлечением разработчика или держателя подлинников конструкторской документации). Согласование программы — в соответствии с п. 23.1 настоящих норм.

30. Организация квалификационных испытаний и состав комиссии — в соответствии с п. 23.2 настоящих норм.

31. Испытания должны подтвердить, что отклонения показателей качества пожарных автомобилей, связанные с технологией производства, не выходят за допустимые пределы, а предложения приемочной комиссии реализованы.

32. На основании протоколов испытаний и заключения подразделения ГПС по результатам эксплуатационных испытаний пожарных автомобилей комиссия составляет акт квалификационных испытаний, в котором решает вопрос о готовности производства и присвоении конструкторской документации литеры «А». Форма акта квалификационных испытаний приведена в рекомендуемом приложении 8.

33. При отрицательных результатах квалификационных испытаний приемку пожарных автомобилей прекращают до устранения выявленных недостатков и получения положительных результатов повторных испытаний.

34. Утверждение акта квалификационных испытаний, содержащего положительную оценку, означает окончание освоения производства (с присвоением конструкторской документации литеры «А»), а также окончание разработки.

35. Материалы квалификационных испытаний направляют в ГУГПС и ВНИИПО.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ В НОРМАХ СТАНДАРТОВ И ДРУГИХ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

В настоящих нормах использованы ссылки на следующие документы:

ГОСТ 2.102-68 ЕСКД. Виды и комплектность конструкторских документов.

ГОСТ 2.103-68 ЕСКД. Стадии разработки.

ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам.

ГОСТ 2.114-95 ЕСКД. Технические условия.

ГОСТ 2.118-73 ЕСКД. Техническое предложение.

ГОСТ 2.120-73 ЕСКД. Технический проект.

ГОСТ 2.124-85 ЕСКД. Порядок применения покупных изделий.

ГОСТ 15.001-88 СРПП. Продукция производственно-технического назначения,

ГОСТ 16504-81 СГИП. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения.

Приказ МВД СССР от 11 сентября 1972 г. «Наставление по пожарно-строевой подготовке личного состава пожарной охраны МВД СССР».

Приказ МВД России от 6 января 1994 г. № 5 «Положение о порядке лицензирования видов деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности».

Приказ МВД России от 8 сентября 1994 г. № 241 «Инструкция по лицензированию деятельности в области пожарной безопасности».

Приказ МВД России от 24 января 1996 г. № 34 «Наставление по технической службе Государственной противопожарной службы МВД России».

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

(рекомендуемое)

Начальник отдела (отделения)

пожарной техники УГПС (ОГПС)

ОТЗЫВ

Пожарная часть _____________ города _______________________________________

УГПС (ОГПС) ______________________________________________________________

в период с __________________ по _____________________________________________

провела учения на опытном образце ____________________________________________

(наименование и условное обозначение пожарного автомобиля)

В результате учений личный состав подразделения установил следующие основные данные.

Раздел 1. Сведения о неисправностях пожарного автомобиля в период проведения учений.

Раздел 2. Оценка комплектности и удобства размещения пожарно-технического вооружения. Предложения по дополнительному комплектованию автомобиля пожарно-техническим вооружением и его размещению.

Раздел 3. Оценка ходовых свойств пожарного автомобиля.

Раздел 4. Номера и условия выполнения упражнений боевого развертывания и фактическое время их выполнения.

Тактико-технические характеристики пожарных автомобилей

Устройство пожарного автомобиля – это сложная система, уход за которой подразумевает периодический осмотр и устранение нарушений. Знание тактико-технических характеристик (ТТХ) пожарных автомобилей позволяет вовремя заметить отклонения в работе техники.

НПБ 180-99: Пожарная техника

  1. Что такое ТТХ
  2. Тактико-технические характеристики пожарной техники
  3. Автоцистерна
  4. Пожарный автомобиль воздушно-пенного тушения
  5. Пожарный автомобиль порошкового тушения
  6. Автомобиль газодымозащитной службы
  7. Пожарный штабной автомобиль
  8. Пожарный автомобиль связи и освещения
  9. Автолестница
  10. Автоподъемник
  11. Техобслуживание пожарных машин

Что такое ТТХ

Тактико-технические характеристики пожарных автомобилей – это совокупность показателей пожарной техники, определяющая возможность использования транспортного средства (ТС). При создании пожарных машин также учитываются эти показатели.

ТТХ пожарных автомобилей определяются следующими значениями:

  1. Данные шасси.
  2. Допустимое количество ПО (пожарное оборудование).
  3. Оптимальные характеристики.
  4. Объем огнетушащего вещества.
  5. Места размещения ПО.

Все ТТХ должны соответствовать требованиям наибольшей эффективности проведения боевых действий за короткий период.

Тактико-технические характеристики пожарной техники

Характеристики пожарной машины зависят от ее назначения:

  • общая (участие в боевых действиях, подача огнетушащего средства, оказание помощи пострадавшим);
  • специальная (автолестницы, подъемники, освещение и т. п.);
  • вспомогательная (автобусы, автозаправщики и т. д.).

На заметку. Видео работы всех единиц пожарной техники можно найти в свободном доступе в интернете.

Автоцистерна

АЦ (пожарные автоцистерны) относятся к основным видам пожарной техники. Их главная задача – доставка ОТВ (огнетушащих веществ) и ПТВ (пожарно-технического вооружения) к месту возгорания. АЦ работают в качестве самостоятельных единиц боевой техники, используя активное огнеупорное вещество из внутренних цистерн, водоисточников или водопроводной сети.

НПБ 180-99: Пожарная техника Автоцистерна пожарная

Обязательные элементы АЦ:

  • цистерна для воды;
  • баки для пены;
  • насосы и трансмиссии;
  • система управления.

Вместимость баков пенообразователя – от 0,08 до 1 м3. Они изготавливаются из стали. Трубопроводная сеть из коррозионностойких материалов.

Внимание! Конструкция бака пенообразователя должна быть изготовлена таким образом, чтобы исключить возможность пролива пены при движении транспорта.

АЦКоличество местЕмкость цистерн, лОбъем баков, лРабота насоса, л/сНаибольшая скорость подачи, км/ч
АВД 20/200(433104)730001802090
АУП-25(151)13720002152560
АЦ 0,8-4/400(432732)780050490
АЦ 0,8-4(5301ФБ) ПМ-54178005040/465
АЦ 1,0-4/400(5301)ПМ-542Д7100090490
АЦ-1,0-40/4(C41R13)27845F–«Тайга»61000604090
АЦ-СПК-1,0-40 NATISK (С42R33) ЗПА Спецавтотехника71000602580

Пожарный автомобиль воздушно-пенного тушения

Такая техника включает в себя:

  • баки для хранения пены;
  • насос;
  • обвязку коммуникации;
  • устройство дозирования.

Машины используются для транспортировки боевого состава и ПТВ к месту проведения операции по пожаротушению.

НПБ 180-99: Пожарная техника Пожарный автомобиль воздушно-пенного тушения

Все емкости хранения пенообразователя покрываются огнеупорным материалом. Сами баки изготавливают из стали, устанавливают внутри дренажную трубу. Сверху размещают люковое отверстие для контроля заполнения бака. В кабине водителя установлены сигнализационные лампочки, предупреждающие об уровне жидкости внутри бака.

Пенообразователь создается посредством подачи пены на пеногенераторы (например, ГПС-2000).

  • пеноподъемники;
  • рукава;
  • переносные пеносмесители.

Насосы выполняют следующие функции:

  • набирают воду или пенообразователь;
  • транспортируют воздушно-пенную массу к рукавам подачи пены.
МодельЕмкость пенообразователя, лКоличество мест для боевого состава
АВ-6(130В1)60003
АВ-40(375)Ц-5040007
АПТ 4,0-40(5557)40003
АПТ 4,0-40(43101)40003
АПТ 5,0-70(43253)4207
АПТ 5,3-40(Урал 55571)Пожавто53006
АПТ-8,0-40(65111)063-ПВ80007
АПТ-8,0-40(65115)064ПВ80007
АХ-6(130)60003

Пожарный автомобиль порошкового тушения

Такие машины используются для оперативной доставки ПТВ и спасательной службы в точку ЧС, а также для ликвидации воспламенения.

Установка порошкового тушения находится на шасси обычной грузовой машины, состоящей из:

  • бака для порошковой смеси;
  • узла трубопровода;
  • регулирующей арматуры;
  • стволов (ручных и лафетных);
  • контрольных агрегатов.

Емкости с малой вместительностью (порошка) монтируются вертикально, с большой – горизонтально. Баки наполняют активным веществом на 90%.

МодельКоличество мест, чел.Масса порошка, кгМощность двигателя, л/с
АП 500-20350095
АП 1000-4031000108,8
АП 2000-6032000170
АП 4000-6034000220

Автомобиль газодымозащитной службы

Техника этого вида выполняет следующие задачи:

  1. Доставляет в точку ЧС личный состав газодымозащитной службы, ПТВ.
  2. Освещает место возгорания прожекторами, установленными на платформе ПА.
  3. Позволяет установить пост безопасности ГДЗС.
  4. Делает возможным проведение эвакуации и спасение населения в условиях сильной задымленности и отсутствия кислорода.

Пожарные машины газодымозащитной службы используются при температуре от –40 до +40 °C.

В оснащение таких технических средств входит:

  • шасси;
  • кабина для водителя;
  • кузов;
  • осветительная мачта с прожекторами;
  • ЭСУ (электросиловая установка);
  • механизмы управления;
  • электроустройства;
  • комплекс ПТВ.

Пожарный штабной автомобиль

Осуществляет транспортировку ПТВ, пожарной команды и дополнительных устройств, позволяющих улучшить эффективность пожаротушения.

АПП-0,5-1,5 (ГАЗ-3302)-85ВР
Количество человек5
Емкость цистерны для воды, м30,3
Емкость бака для пенообразователя, м30,03

Пожарный автомобиль связи и освещения

Пожарные автомобили связи и освещения (АСО) осуществляют освещение места уничтожения огня, тем самым упрощая работу спасательного отряда, а также устанавливают связь с центральным пунктом пожарной связи.

В комплектацию такой техники входят:

  • базовое шасси;
  • стационарный генератор электронапряжения;
  • осветительные прожектора;
  • стационарные и переносные радиостанции;
  • телефонные аппараты;
  • выдвижная мачта.

Внимание! В более современные модели также устанавливают генераторы частоты, которые имеют автоматическое регулирование и изменение напряжения и величины нагрузки (например, АСО-20).

АСО-12
ШассиГАЗ-66
Мощность стационарного генератора электронапряжения12 кВТ
Радиус действия стационарных радиостанций30 км
Радиус действия переносных радиостанций2 км
Мощность прожекторов1500 Вт

Автолестница

Пожарные автолестницы (АЛ) позволяют доставить к месту возгорания службы спасения, ПТВ и провести спасательные действия и пожаротушение на высоте.

НПБ 180-99: Пожарная техника Спасение людей при пожаре по автолестнице

Классификация видов АЛ:

  1. Телескопические (коленья соединяются телескопически).
  2. Коленчатые (коленья соединяются шарнирным способом).
  3. Коленчато-телескопические (коленья соединяются шарнирно-телескопическим способом).
МодельШассиКоличество местДопустимая высота, мВместимость люльки, кгСрок службы
АКП-35 (53213) ПМ-545АКамАЗ-53213 (6х4)33535011 лет
АЛ-30 (131) ПМ-506ДЗИЛ-131 (6х6)330нет11 лет

Автоподъемник

Данная техника осуществляет доставку ПТВ и боевого расчета к месту возгорания, проведение эвакуации и работ по пожаротушению на высоте (от 30 м).

Применение автоподъемника допускается при температуре от –40 до +40 °C и влажности до 80%.

В конструкцию автоподъемника входит:

  • базовое шасси;
  • опорный механизм;
  • платформа;
  • поворотный механизм;
  • люлька;
  • стрела;
  • гидроустройство;
  • система управления;
  • водопенные механизмы;
  • ПТВ;
  • электроустройства.

Техобслуживание пожарных машин

Периодическая проверка состояния технического пожарного транспорта происходит для обеспечения стабильной его работы и полной готовности к выезду в место ЧС. Техобслуживание помогает сократить количество поломок, а значит, и ремонтных работ, уменьшить потребление горючего, установить пробег транспорта.

Важно. На территории РФ порядок осуществления техобслуживания пожарных ТС регулирует Приказ № 555 «Организация эксплуатации техники, Техническое обслуживание, Ремонт пожарных автомобилей».

Вид ТО зависит от частоты использования машины. Для техники, которая функционирует каждодневно:

  1. ЕТО (ежедневное ТО).
  2. Во время пожара.
  3. ТО-1, ТО-2 – полный осмотр и устранение поломок.
  4. СО (сезонное ТО).

Если пожарная техника долгое время стоит в гараже подразделения и не задействуется в аварийно-спасательных работах, техосмотр проводится единожды в установленный период:

  • месяц;
  • 6 месяцев;
  • 12 месяцев;
  • по приказу руководства.

Ответственное лицо, которое обязуется сдать отчет об обнаружении поломок в ТС – главный по смене. Водитель должен внести все изменения и данные в эксплуатационную карту автомобиля.

При обнаружении неисправности ремонт входит в обязанность сотрудников двух смен. При невозможности устранить поломку ПА отправляют в ремонтную службу.

Техническое обслуживание происходит при соблюдении следующих правил:

  1. Хорошая вентиляция в помещении.
  2. Наличие смотровой канавы с ребордами и щитами из металла.
  3. Обогрев в холодное время года.
  4. Обеспечение системы отвода газа.
  5. Подключение к выхлопному устройству ПА.

Техническое обслуживание ПА – это важное мероприятие, которое позволяет продлить срок службы ТС, установить порядок расчета тактических возможностей пожарных автомобилей и вовремя устранить неполадки в системе. Тактико-технические характеристики пожарных автомобилей помогают установить норму при эксплуатации ПА.

Источник Источник http://standartgost.ru/g/%D0%9D%D0%9F%D0%91_180-99
Источник Источник Источник Источник http://opozhare.ru/faq/taktiko-tehnicheskie-harakteristiki-pozharnyh-avtomobilej

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожее

Модульная АГНКС. Революция в газовом оборудовании

Автомобильные газонаполнительные комплексы (АГНКС) становятся неотъемлемой частью современной инфраструктуры, способствуя переходу на более экологичные виды топлива. В рамках этой эволюции, модульные АГНКС выходят на передовой, предлагая инновационные решения и преимущества. Давайте рассмотрим, как эти системы меняют отрасль и в чем заключаются их основные преимущества. Преимущества Модульных АГНКС Модульные АГНКС предлагают ряд ключевых преимуществ, которые делают […]

Помощь системы ABS в управлении автомобилем

Помощь системы ABS в управлении автомобилем

Антиблокировочная тормозная система (ABS) — это электронная гидравлическая активная система защиты, которая поддерживает контролируемость и стабильность машины во время замедления, предотвращая блокирование колес. ABS исключительно действенная в пути с низким показателем сцепления, и в непогоду (гроза, лед). Анализ АБС — Antilock Brake System, которое буквально значит «антиблокировочная тормозная система». Посмотрим особенность процесса, важные элементы, а […]

Яндекс.Метрика