Неподнадзорные ГПМ: алгоритм ввода в эксплуатацию

Рубрики

Неподнадзорные ГПМ: алгоритм ввода в эксплуатацию

Неподнадзорные ГПМ: алгоритм ввода в эксплуатацию

Грузоподъемные механизмы (далее — ГПМ) — это технические устройства для подъема и опускания груза. Устанавливают их, как правило, стационарно и применяют повсеместно — в строительстве, на производстве, на складах и в ремонтных комплексах.

Неподнадзорные ГПМ: алгоритм ввода в эксплуатацию

ПРОВЕРЯЕМ КОМПЛЕКТНОСТЬ ДОКУМЕНТОВ ПРИ ПОКУПКЕ

Как и любые другие механизмы, ГПМ неизбежно изнашиваются и выходят из строя. Это может привести к остановкам, повреждению оборудования, разрушениям конструкций, а иногда к травмам и даже гибели работников. Чтобы предотвратить материальный ущерб и несчастные случаи, необходимо правильно эксплуатировать технические устройства на всех этапах их жизненного цикла, начиная с момента приобретения.

Неподнадзорные ГПМ: алгоритм ввода в эксплуатацию

Надзор за процессами проектирования, изготовления и монтажа подъемно-транспортного оборудования, грузоподъемных кранов осуществляет Росстандарт[1]. Документы в области промышленной безопасности также ссылаются на документы стандартизации, в частности, технические регламенты.

На грузоподъемные краны и подъемно-транспортное оборудование распространяются требования Технического регламента «О безопасности машин и оборудования»[2]. В нем определены нормы проектирования, изготовления, составления проектной и эксплуатационной документации, приведен перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается в том числе надлежащее качество продукции и требования к эксплуатации.

Неподнадзорные ГПМ: алгоритм ввода в эксплуатацию

Предположим, что для установки в складском помещении мы решили приобрести мостовой кран грузоподъемностью до 5 т (рис. 1).

Неподнадзорные ГПМ: алгоритм ввода в эксплуатацию

Какие документы нам нужны?

В ТР ТС 010/2011 приведен перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе соблюдаются требования регламента. В этот перечень включен, в частности, ГОСТ 7890-93 «Краны мостовые однобалочные подвесные. Технические условия».

Неподнадзорные ГПМ: алгоритм ввода в эксплуатацию

В соответствии с требованиями стандарта кран должен снабжаться паспортом, оформленным по ГОСТ 34022[5], и табличкой (в обиходе — шильдой, рис. 2) — по ГОСТ 12969[6], содержащей следующие данные:

  • наименование (товарный знак) предприятия-изготовителя;
  • наименование и (или) обозначение типа и индекса крана;
  • год и месяц изготовления;
  • заводской номер;
  • максимальная грузоподъемность;
  • обозначение стандарта или технических условий (при наличии).

Неподнадзорные ГПМ: алгоритм ввода в эксплуатацию

Паспорт — это основной документ на грузоподъемное оборудование, содержащий полную информацию о нем (рис. 3). Этот документ хранится в течение всего срока службы крана, а в случае продажи оборудования переходит вместе с ним к новому владельцу.

Паспорт должен содержать:

  • идентификационные признаки, значения основных параметров и характеристик;
  • сведения о сертификации, изготовителе, сроке службы, гарантийных обязательствах;
  • сведения о приемке;
  • другую информацию, необходимую для эксплуатации устройства.

Неподнадзорные ГПМ: алгоритм ввода в эксплуатацию

Помимо паспорта согласно ГОСТ 34022-2016 у организации на каждый грузоподъемный кран, в том числе мостовой, должны быть следующие документы:

  • комплектовочная ведомость;
  • паспорт тали;
  • руководство по монтажу и эксплуатации.

Руководство по эксплуатации должно содержать:

  • наименование изготовителя и (или) его товарный знак;
  • наименование и (или) обозначение устройства (тип, марка, модель (при наличии));
  • заводской номер, месяц и год изготовления;
  • сведения о конструкции, принципе действия, характеристиках (свойствах) устройства;
  • указания по монтажу или сборке, наладке или регулировке, техническому обслуживанию и ремонту устройства;
  • указания по использованию устройства и меры по обеспечению безопасности, которые необходимо соблюдать при эксплуатации устройства, включая ввод в эксплуатацию, применение по назначению, техническое обслуживание, периодическое диагностирование, испытания, условия транспортирования, упаковки, консервации и хранения, указания по ремонту;
  • назначенные показатели (срок хранения, срок службы и (или) ресурс) в зависимости от конструктивных особенностей, а также указания владельцу оборудования о действиях по истечении срока службы и (или) выработки назначенного ресурса;
  • перечень критических отказов, возможные ошибочные действия персонала, которые приводят к инциденту или аварии;
  • действия персонала в случае инцидента, критического отказа или аварии;
  • критерии предельных состояний;
  • указания по выводу из эксплуатации и утилизации, а также меры для предотвращения использования устройства не по назначению после достижения назначенных ресурса или срока службы;
  • сведения о квалификации обслуживающего персонала.

Если производитель использовал покупные комплектующие изделия для сборки крана, то руководства на них должны входить в руководство по эксплуатации или в комплект эксплуатационной документации.

Информация в руководстве по эксплуатации должна быть достаточной, чтобы разрабатывать программы обучения персонала, обслуживающего грузоподъемное устройство, а также планировать осмотры, обеспечивать техническое обслуживание и ремонт.

Неподнадзорные ГПМ: алгоритм ввода в эксплуатацию

РЕШАЕМ ВОПРОС С РЕГИСТРАЦИЕЙ В РОСТЕХНАДЗОРЕ

Итак, мы определились, какие эксплуатационные документы должны быть в комплекте, когда приобретаем оборудование. Теперь наша задача — понять, подлежит ли приобретенный кран регистрации в Ростехнадзоре. Нужную информацию содержат Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения»[7] (далее — ФНП ПС).

Все подъемные сооружения (далее — ПС) подразделяются на две группы: поднадзорные и неподнадзорные Ростехнадзору (см. схему).

Неподнадзорные ГПМ: алгоритм ввода в эксплуатацию

Неподнадзорные ГПМ: алгоритм ввода в эксплуатацию

Приобретенный нами кран грузоподъемностью до 5 т подпадает под подп. «а» п. 148 ФНП ПС, а значит не является опасным производственным объектом и не подлежит учету в Ростехнадзоре. Таким образом, требования Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в ред. от 29.07.2018) на него не распространяются и Ростехнадзор не осуществляет за ним государственный контроль (надзор).

ОФОРМЛЯЕМ ДОКУМЕНТАЦИЮ ДЛЯ ПУСКА ГПМ В РАБОТУ

Единственным документом по пуску в работу являются ФНП ПС — процесс пуска ГПМ в работу установлен п. 138–144 ФНП ПС. Рассмотрим его этапы.

1. Создаем комиссию для принятия решения о пуске крана в работу.

В состав комиссии должны входить:

  • руководитель эксплуатирующей организации;
  • главные специалисты (главный инженер, технический директор, энергетик, механик);
  • специалист по охране труда.

В работе комиссии могут участвовать представители специализированных организаций, осуществлявших монтаж.

2. Утверждаем комиссию приказом по организации.

В примере 1 представлен образец приказа.

Неподнадзорные ГПМ: алгоритм ввода в эксплуатацию

3. Оформляем акт пуска в работу.

Результаты о соответствии требованиям ТР ТС 010/2011 и требованиям, изложенным в руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС, оформляем актом пуска в работу (пример 2).

Неподнадзорные ГПМ: алгоритм ввода в эксплуатацию

ПОДБИРАЕМ И ПОДГОТАВЛИВАЕМ ПЕРСОНАЛ

Итак, мы приобрели кран-балку и полностью подготовили его к работе. Теперь подготовим персонал, который будет использовать кран в работе. Так как все без исключения ПС могут быть опасными для окружающих, то их конструкция, порядок эксплуатации и уровень подготовки работников должны отвечать требованиям охраны труда и промышленной безопасности.

Напомним, наш кран управляется пультом с пола. Чтобы понять, как допустить работников к управлению таким подъемным сооружением, обратимся к п. 220 ФНП ПС.

Неподнадзорные ГПМ: алгоритм ввода в эксплуатацию

Параллельно разрабатываем инструкции и программы обучения:

  • инструкцию по охране труда на основе Типовой инструкции по охране труда для лиц, пользующихся грузоподъемными машинами, управляемыми с пола;
  • производственную инструкцию для стропальщика по безопасному производству работ ПС[8];
  • инструкцию по безопасной эксплуатации металлических грузозахватных приспособлений и тары[9];
  • программу первичного (повторного) инструктажа на рабочем месте стропальщика в соответствии с требованиями нормативных правовых актов по охране труда, локальных нормативных актов, инструкций по охране труда;
  • программу стажировки на основе ЕТКС[10], локальных нормативных актов по охране труда по безопасному выполнению работ, технической и эксплуатационной документации;
  • программу обучения по охране труда и мерам оказания первой помощи пострадавшим на производстве для стропальщика на основе документов, перечисленных выше.

Понимаем, что нужно оформить немало документов, но без этого комплекта не обойтись.

Если среди работающих с краном нет обученных по профессии «стропальщик», направляем их на обучение в образовательное учреждение профессионального образования[11]. И для тех, кто уже имел квалификацию стропальщика, и для тех, кто ее только что приобрел, организуем стажировку и обучение в соответствии с требованиями Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций[12].

Допускаемый к управлению краном работник должен быть не моложе 18 лет, иметь профессиональные навыки стропальщика и свидетельство по профессии[13], не иметь противопоказаний к выполнению работ[14].

Неподнадзорные ГПМ: алгоритм ввода в эксплуатацию

ДОПУСКАЕМ РАБОТНИКОВ ДО ЭКСПЛУАТАЦИИ КРАНА

До начала эксплуатации крана остался один шаг — оформить допуск работников к работе с применением крана. Для этого издаем приказ по организации о допуске стропальщика к самостоятельной работе (пример 3 ).

Неподнадзорные ГПМ: алгоритм ввода в эксплуатацию

НАЗНАЧАЕМ ОТВЕТСТВЕННОГО И ОБЕСПЕЧИВАЕМ НАДЛЕЖАЩУЮ ЭКСПЛУАТАЦИЮ

Работника рабочей профессии — стропальщика — мы успешно допустили к работе. Теперь что касается требований к содержанию оборудования и всего, что связано с безопасностью при работе с ним, — должны выполняться государственные нормативные требования охраны труда: производственное оборудование должно обеспечивать безопасность работающих при монтаже (демонтаже), вводе в эксплуатацию и эксплуатации как в случае автономного использования, так и в составе технологических комплексов при соблюдении требований (условий, правил), предусмотренных эксплуатационной документацией[15].

Эксплуатационная документация — это в первую очередь руководство по эксплуатации крана вместе с руководствами на его комплектующие. В них и находим порядок осмотров и периодичность проведения технических освидетельствований, требуемых для обеспечения безопасности.

При необходимости в них указаны части, подверженные износу, и критерии их замены (рис. 4).

Неподнадзорные ГПМ: алгоритм ввода в эксплуатацию

1. Разрабатываем и утверждаем график проведения проверочных мероприятий.

Как видим, в п. 8.1 руководства (инструкции) по эксплуатации крана Stahl есть таблица контроля и техобслуживания с подробным описанием периодичности всех проверок, чтобы поддерживать безаварийную работу крана. На ее основе разрабатываем свой график проведения проверочных мероприятий.

2. Оформляем необходимые журналы осмотра и проверки состояния.

Результаты регулярных проверок отражаем в журналах:

  • осмотра состояния грузоподъемных кранов (талей, кран-балок; пример 4);
  • учета и проверки состояния грузозахватных приспособлений и тары[16] (пример 5).

Неподнадзорные ГПМ: алгоритм ввода в эксплуатацию

Неподнадзорные ГПМ: алгоритм ввода в эксплуатацию

3. Назначаем ответственного, разрабатываем должностную инструкцию.

Приказом по организации назначаем ответственное лицо за содержание крана в исправном состоянии и безопасное производство работ с применением ПС (пример 6), а также разрабатываем должностную инструкцию на основе Типовой инструкции для инженерно-технических работников, ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии[17].

Неподнадзорные ГПМ: алгоритм ввода в эксплуатацию

Ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии и безопасное производство работ с применением ПС должен пройти аттестацию в комиссии организации или Ростехнадзора.

Если в руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС нет указаний по проведению технического освидетельствования, проводим его согласно разд. «Техническое освидетельствование ПС» ФНП ПС. Кроме того, по вопросам эксплуатации ПС применяем и другие требования ФНП ПС, например требования по монтажу, наладке ПС и т. п.

Неподнадзорные ГПМ: алгоритм ввода в эксплуатацию

АНАЛИЗИРУЕМ ПРИЧИНЫ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ, АВАРИЙ. САНКЦИИ ЗА НАРУШЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ

При эксплуатации подъемных устройств важно обеспечить безопасность работников. Прежде всего необходимо сократить количество аварий и несчастных случаев. К сожалению, они периодически происходят и приводят к причинению вреда здоровью и даже гибели людей. Основная причина — полное или частичное несоблюдение норм и правил безопасности при работе с ГПМ.

Неподнадзорные ГПМ: алгоритм ввода в эксплуатацию

В итоге КФХ потеряло деньги на выплате штрафов, а пострадавший остался без пальцев, работы и средств к существованию.

Неподнадзорные ГПМ: алгоритм ввода в эксплуатацию

В итоге работодателя привлекли к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму свыше 300 000 руб.

Основные причины инцидентов и несчастных случаев:

  • низкий уровень (отсутствие) контроля за соблюдением требований охраны труда при организации работ со стороны руководства организации, лиц, ответственных за содержание ПС в работоспособном состоянии, за обеспечение безопасного производства работ с применением ПС и за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС;
  • к работам привлекается персонал, не имеющий необходимой квалификации;
  • на объекте отсутствуют проекты производства работ, правила производства работ, должностные и производственные инструкции;
  • плановые осмотры, ремонт и технические освидетельствования подъемных сооружений проводятся несвоевременно.

Ответственность за нарушение обязательных требований

Ответственность несут все работники — от руководителя до рабочего, обязанности, права и ответственность которых должны быть установлены локальными документами организации.

Лица, виновные в нарушении требований охраны труда и промышленной безопасности, невыполнении обязательств по охране труда, несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность.

Ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение требований охраны труда определяют ст. 192–195, 362 Трудового кодекса РФ, санкции за нарушение предусмотрены ст. 5.27–5.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ст. 109, 118, 125, 143, 145, 216, 217–219, 236–238 Уголовного кодекса РФ.

[1] Постановление Правительства РФ от 13.05.2013 № 407 «Об уполномоченных органах Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза» (в ред. от 22.01.2020).

[2] Утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 823 (в ред. от 16.05.2016; далее — ТР ТС 010/2011).

[3] Приказ Росстандарта от 09.10.2019 № 940-ст «О введении в действие межгосударственного стандарта».

[4] ГОСТ 34589-2019 «Краны грузоподъемные. Краны мостовые и козловые. Общие технические требования».

[5] ГОСТ 34022-2016 «Краны грузоподъемные. Эксплуатационные документы».

[6] ГОСТ 12969-67 «Таблички для машин и приборов. Технические требования».

[7] Утверждены Приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533.

[8] На основе Типовой инструкции для стропальщиков по безопасному производству работ грузоподъемными машинами.

[9] На основе Типовой инструкции по безопасной эксплуатации металлических грузозахватных приспособлений и тары.

[10] § 302 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих.

[11] Статьи 2–13 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 08.06.2020).

[12] Утвержден Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 (в ред. от 30.11.2016).

[13] Пункт 13 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 18.04.2013 № 292 (в ред. от 27.10.2015).

[14] Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (в ред. от 18.05.2020).

[15] Пункт 1.1 ГОСТ 12.2.003-91 «Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности».

[16] Требования к устройству и безопасной эксплуатации «Стропы грузовые общего назначения»; ГОСТ 33715-2015 «Краны грузоподъемные. Съемные грузозахватные приспособления и тара. Эксплуатация».

[17] Утверждена Госгортехнадзором России.

[18] Заводской номер указывается при его наличии.

Источник Источник Источник http://www.profiz.ru/pb/1_2020/nepodnadzornye_GPM/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожее

Модульная АГНКС. Революция в газовом оборудовании

Автомобильные газонаполнительные комплексы (АГНКС) становятся неотъемлемой частью современной инфраструктуры, способствуя переходу на более экологичные виды топлива. В рамках этой эволюции, модульные АГНКС выходят на передовой, предлагая инновационные решения и преимущества. Давайте рассмотрим, как эти системы меняют отрасль и в чем заключаются их основные преимущества. Преимущества Модульных АГНКС Модульные АГНКС предлагают ряд ключевых преимуществ, которые делают […]

Помощь системы ABS в управлении автомобилем

Помощь системы ABS в управлении автомобилем

Антиблокировочная тормозная система (ABS) — это электронная гидравлическая активная система защиты, которая поддерживает контролируемость и стабильность машины во время замедления, предотвращая блокирование колес. ABS исключительно действенная в пути с низким показателем сцепления, и в непогоду (гроза, лед). Анализ АБС — Antilock Brake System, которое буквально значит «антиблокировочная тормозная система». Посмотрим особенность процесса, важные элементы, а […]

Яндекс.Метрика