Машинист горных выемочных машин, обучение, вакансии, обязанности по еткс

Машинист горных выемочных машин: кто это?

Машинист горных выемочных машин, обучение, вакансии, обязанности по еткс

Машинистом принято называть рабочего, который обладает знаниями и умениями по управлению специализированной техникой: автовышкой, автобетононасосом или горной выемочной машиной. Каждый вид техники имеет свою узкую область применения. Таким образом, можно сделать вывод, что для каждого типа необходим свой машинист. Если обратиться к единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих, то можно узнать, что у механика есть более 400 специальностей. Одной из них является машинист горных выемочных машин.

Описание профессии

Машинист горных и выемочных машин – это сотрудник компании, который работает с горными машинами. Эта техника создает необходимые условия для прокладки путей в горных выработках, также в ней возникает необходимость, когда происходит добыча полезных ископаемых. В случае, если техника задействована для добычи полезных ископаемых, в обязанности машиниста входит еще и контроль выемки полезных ископаемых.

Для успешного исполнения своей деятельности машинисту необходимо понимать принцип действия горных машин и механизмов, как их правильно использовать и ухаживать. Он владеет навыками по горизонтальной и наклонной выработке при разных внешних факторах.

Машинист должен регулярно проверять исправность всех механизмов, а при обнаружении некорректной работы сообщить руководителю. При этом неисправная техника эксплуатироваться не может.

У рабочего также должны быть базовые знания по следующим дисциплинам: горное дело, электротехника, гидравлика, электрослесарное дело.

Помимо исправности вверенного оборудования и его технического обслуживания, машинист несет ответственность за выполнение всех задач, которые поставило руководство, соблюдение мер безопасности и поддержание порядка.

Поскольку работа машиниста связана с повышенным нервно-эмоциональным и физическим напряжением, есть несколько ограничений по допуску к работе. Так, работать по специальности могут только мужчины старше 21 года, имеющие профильное образование, а также успешно прошедшие стажировку под руководством более опытного сотрудника. Кроме этого, ему необходимо регулярно проходить медицинские осмотры.

До того, как приступить к выполнению своих трудовых обязанностей, машинист горных выемочных машин следует осмотреть место работы, если он решает, что производственная ситуация может представлять опасность для его жизни или здоровья, то вправе отказаться от полученного задания.

Работодатель обязан предоставлять машинисту горных выемочных машин спецодежду, спецобувь, средства для персональной защиты: каска, куртка, брюки, сапоги, очки, респиратор, рукавицы, перчатки, защитные очки. Отслеживать состояние выданного комплекта рабочий должен самостоятельно, при необходимости он может обратиться к руководству с просьбой заменить испорченный предмет защиты или гардероба.

Где можно выучиться профессии машинист горных выемочных машин?

Для того, чтобы стать машинистом необходимо либо поступить в профильный колледж или техникум, куда принимают после 9 или 11 класса школы, либо пройти специальные курсы на базе образовательного центра.

В зависимости от места, формы и уровня образования срок обучения может варьироваться. Так, в среднем специальном образовательном учреждении программа рассчитана на 4 года, на специализированных курсах профессию можно освоить примерно за год. Главное отличие состоит в глубине и качестве получаемых знаний.

При этом вне зависимости от варианта получения необходимой специальности будущий машинист получает знания по основам горного дела, электротехники, гидравлики, электрослесарного дела. Также он получает знания о правилах безопасности и грамотной эксплуатации техники. А после завершения обучения и сданной аттестации молодой специалист получает удостоверение машиниста горных выемочных машин.

Необходимо также отметить несколько моментов. Во-первых, на самом предприятии начинающий специалист в обязательном порядке проходит стажировку под кураторством более опытного машиниста. Во-вторых, машинист может иметь несколько удостоверений на разные виды машин. Таким образом, специалисту необходимо пройти курсы повышения квалификации или переподготовки, чтобы освоить управление новой техникой.

Разряды профессии машинист горных выемочных машин

У машиниста горных выемочных машин есть один квалификационный уровень – 5 разряд. При его получении специалист получает право управлять следующими видами техники: добычные и проходческие комбайны, выемочные агрегаты, струговые установки, врубовые машины. Он берет на себя их обслуживание, контролирует их показатели и состояние во время работы.

Личностные качества профессии машинист горных выемочных машин

Трудовая деятельность машиниста характеризуется повышенным нервно-эмоциональным и физическим напряжением, в связи с этим специалисту необходимо регулярно проходить медицинское освидетельствование. Подобная работа противопоказана лицам с сердечно-сосудистыми заболеваниями, органов дыхания, почек и мочевыводящих путей, опорно-двигательного аппарата, нервной системы. Не получают допуска к работе и те, кто имеет пониженные показатели по зрению и слуху, а также серьезные аллергические реакции.

У машиниста горных выемочных машин развиты следующие черты характера: внимательность, наблюдательность, ответственность, осторожность, хладнокровность, коммуникабельность, стрессоустойчивость. При возникновении опасных ситуаций рабочий не должен поддаваться панике, а быстро реагировать и находить пути решения проблемы.

Уровень заработной платы профессии машинист горных выемочных машин

Специалисты данной профессии имеют весьма высокий уровень дохода – 80 000 рублей.

Плюсы и минусы профессии машинист горных выемочных машин

К положительным сторонам профессии можно отнести:

востребованность на рынке труда;

высокий уровень ежемесячного дохода;

возможность иметь несколько удостоверений на разные виды техники.

К минусам стоит отнести:

высокая ответственность за исправность техники;

сложные условия работы;

вред для здоровья;

ограничения по кадровому составу (мужчины старше 21 года).

Теория горных машин

Понятие и виды производительности горных машин, принципы и критерии ее оценки. Основные показатели качества и надежности горных машин, методика их расчета. Главные физико-механические свойства горных пород, их классификация по контактной прочности.

РубрикаПроизводство и технологии
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления25.08.2013
Размер файла25,6 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Машинист горных выемочных машин, обучение, вакансии, обязанности по еткс

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на Источник Источник Источник Источник http://www.allbest.ru/

Размещено на Источник Источник Источник Источник http://www.allbest.ru/

Теория горных машин

1. Виды производительности горных машин

Производительность горной машины — определяется количеством производимой ею продукции в единицу времени (час, смену, год) и выражается в единицах: весовых (т/ч), объемных (м 3 /ч), квадратных (м 2 /ч) или линейных (м/ч). Различают теоретическую, техническую и эксплуатационную производительность горных машин.

Теоретической (или конструктивной) производительностью — считают расчетную производительность Qp горной машины при максимальном использовании всех ее конструктивных возможностей. Теоретическая производительность определяется за час непрерывной работы машины при расчетных параметрах и фиксируется в паспорте и заводской характеристике горной машины.

Техническая производительность — горной машины QT определяется в данных конкретных условиях работы машины при совершенной организации всех смежных процессов. Она вычисляется аналогично теоретической, но с учетом коэффициентов неполноты использования теоретических параметров. При этом, например, для погрузочных машин исходят из возможного фактического числа циклов работы машины (n) с учетом коэффициентов наполнения ковша (kн), т.е. отношения теоретической емкости ковша (V, м 3 ) к действительному объему зачерпываемой породы и коэффициента разрыхления породы (kр):

Эксплуатационная производительность Qэ — это действительная производительность, которая фактически достигается горной машиной в конкретных условиях. Эксплуатационная производительность определяется аналогично технической, по с учетом коэффициента использования машины во времени kи — в течение часа, смены, года:

где Т — длительность смены, ч.

Коэффициентом использования машины во времени учитывают неравномерность ее работы, включая подготовительно-заключительные операции и различного рода простои по организационным причинам. Этот коэффициент определяется отношением чистого времени работы горной машины за рассматриваемый период к длительности этого периода (час, смена, год). Эксплуатационная производительность при благоприятных условиях работы и применении передовых методов эксплуатации оборудования может превышать теоретическую.

При эксплуатации горных машин должно быть обеспечено бесперебойное снабжение их энергией, топливом, водой, смазочными и обтирочными материалами. Наряду с этим горные машины должны периодически осматриваться и ремонтироваться, чтобы гарантировать их исправную работу и минимальный износ деталей. Ремонт горных машин производится в соответствии с инструкциями завода-изготовителя и графиками планово-предупредительных ремонтов (ППР), разрабатываемыми для каждого типа горных машин. Это даст возможность заранее изготовлять необходимые запасные части и материалы, а также производить расчет необходимых трудовых затрат для ремонта и планировать исключение из работы горных машин на время ремонта. Различают межремонтные осмотры, текущий и капитальный ремонты.

Межремонтные осмотры и смазка производятся систематически в процессе эксплуатации горных машин. При этом проверяются крепление основных узлов и исправность оборудования, производится замена отдельных деталей, не требующая длительного простоя оборудования, выполняются несложная регулировка механизмов, а также смазка соответствующих узлов и деталей.

Текущий ремонт является наиболее простым видом ремонта и обычно производится непосредственно на месте работы горной машины через межремонтный период, определяемый графиком планово-предупредительных ремонтов (ППР). При этом горная машина разбирается лишь частично для очистки ее и замены отдельных износившихся деталей заранее изготовленными запасными деталями.

Капитальный ремонт машины является наиболее сложным видом ремонта и производится в условиях специализированных мастерских или завода. При этом горная машина или комплекс должны быть отремонтированы так, чтобы они по своим качествам полностью соответствовали вновь изготовленным. Время между капитальными ремонтами называется ремонтным циклом и исчисляется в часах рабочего времени, включая полностью время всех рабочих смен.

2. Основные показатели качества и надежности горных машин

Для обеспечения безаварийной работы с минимальными простоями горные машины должны обладать высоким качеством, т.е. совокупностью свойств, обусловливающих их пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с их назначением. Количественную характеристику одного или нескольких свойств горных машин, составляющих их качество, рассматриваемую применительно к определенным условиям эксплуатации, называют показателем качества.

Основными показателями качества горных машин являются надежность, технологичность, транспортабельность, стандартизация и унификация, безопасность, эргономика, экологика и эстетика.

Надежность машины — это свойство сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования. Надежность является сложным свойством, которое состоит из сочетаний свойств: безотказности, ремонтопригодности, долговечности и сохраняемости.

Безотказность — свойство горной машины сохранять работоспособность (выполнять заданные функции) в течение некоторой наработки (продолжительности работы) без вынужденных перерывов. Показателем безотказности является вероятность p(t) безотказной работы машины в течение заданного времени t:

p(t) = е -л t

где л=1/Tот — интенсивность отказов (событий, вызывающих нарушение работоспособности), ч -1 ;

Тот — наработка на отказ, определяющая среднее значение наработки машины между отказами, r:

Тот = t/n,

где t — время работы машины, ч;

п — число отказов за это время.

Ремонтопригодность — свойство машины к предупреждению и обнаружению причин возникновения повреждений и поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов. Ремонтопригодность характеризуется средней продолжительностью восстановления отказа Твоc (время устранения неисправности). Коэффициент ремонтопригодности

Долговечность — свойство горной машины сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при принятой системе технического обслуживания и ремонтов. К показателям долговечности относятся срок службы между капитальными ремонтами и срок службы до списания машины.

Сохраняемость — свойство горной машины сохранять значения показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение хранения и (или) транспортирования и после.

Комплексным показателем надежности является коэффициент готовности kг, который характеризует две ее составляющие — безотказность и ремонтопригодность:

Эргономические показатели характеризуют взаимосвязь человек — машина и учитывают комплекс гигиенических, антропологических, физиологических и психологических свойств человека, проявляющихся в производственных процессах.

Эстетические показатели определяют информационную выразительность, рациональность формы и другие критерии.

Показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность машины стандартными и унифицированными частями, узлами и целыми агрегатами, что позволяет комплектовать машины различных типоразмеров из однотипных частей и агрегатов, повысить надежность машины, снизить трудоемкость изготовления и стоимость ремонта.

Показатели безопасности характеризуют особенности горной машины, обусловливающие при ее эксплуатации безопасность обслуживающего персонала.

Горные машины оценивают комплексным показателем качества, который характеризует несколько их свойств (параметров). Относительную характеристику качества машин, основанную на сравнении комплексных показателей с соответствующими базовыми показателями, называют уровнем качества.

Базовый показатель качества эталона-машины, имеющей наиболее высокие достигнутые параметры, — это такой показатель, который принят за исходный при сравнительных оценках качества. Если уровень качества эталона-машины с базовыми показателями принять равным единице, то уровень качества сравниваемых практически существующих машин будет меньше единицы.

Показатели качества могут быть заданы абсолютными или относительными величинами. Абсолютные величины показателей качества выражают количественно в натуральных единицах измерения (т, м 3 , кВт). Они приемлемы при сравнении машин, сходных по конструкции и с одинаковыми основными параметрами. Относительные величины показателей качества выражают отношение абсолютных показателей к значению основного параметра сравниваемых машин одного вида (например, вместимость кузова вагонетки, мощность двигателя привода). Использование относительных показателей качества позволяет сравнивать однотипные горные машины с различными значениями основных параметров, но различных типоразмеров.

3. Основные физико-механические свойства горных пород

Методы и способы их оценки

Знание физико-механических свойств горных пород является главным и необходимым условием при выборе типа горной машины, расчете и обосновании оптимальных режимных параметров её работы. К основным физико-механическим характеристикам горных пород, определяющим условия и возможности работы горных машин, относятся прочность, крепость, твердость, вязкость, абразивность и др. Кроме того, применительно к разрушению углей исполнительным органом комбайна имеется комплексный показатель оценки их прочностных свойств — сопротивляемость резанию.

Прочность — свойство горных пород воспринимать воздействие механических, термических, электрических и других нагрузок, не разрушаясь. Основными показателями, характеризующими прочность горных пород, являются пределы прочности на сжатие дсж, растяжения др и сдвиг дсдв. Эти показатели применительно к углю имеют примерно следующие соотношения дсж: др: дсдв = 1: 0.3: 0.1. Наиболее выгодно с позиции энергоемкости разрушения в подрезцовом пространстве создавать напряжения растяжения или сдвига, нежели сжатия. Это осуществляется выбором соответствующей формы резца, оптимального угла резания, конструкции резца и исполнительного органа. Так, при углах резания меньших 90° в подрезцовом пространстве формируются в основном напряжения сдвига и растяжения, увеличение угла влечет за собой переход к напряжению сжатия. Прочность углей при одноосном сжатии колеблется в значительных пределах — от 1 МПа у бурых углей до 35 МПа — у антрацитов. При объемном напряженном состоянии прочность угля значительно возрастает.

Крепость — сопротивляемость горных пород объемному разрушению. В горной практике наиболее широко используется классификация пород по крепости, предложенная проф. М.М. Протодьяконовым (старшим). Все горные породы разделяются на 10 категорий и оцениваются коэффициентом крепости f от 0.3 (плывуны) до 20 (крепкие и вязкие базальты). Коэффициент крепости — относительная величина. За единицу крепости (f=l) была принята порода, временное сопротивление одноосному сжатию которой составляет 10 МПа. При оценке крепости М.М. Протодьяконов исходил из условия, что разрушение происходит в основном посредством преодоления сопротивляемости пород на сжатие. М.М. Протодьяконовым (младшим) был предложен экспериментальный метод определения коэффициента крепости, основанный на относительной оценке работы на дробление пород (ГОСТ 21153.1-75). В целом метод оценки крепости пород по М.М. Протодьяконову не учитывает разнообразия разрушающих способов воздействия на забой и формируемых в подрезцовом пространстве напряжений, влияние давления боковых пород и отжима угля, насыщенности угля газом и ряда других факторов. Поэтому, наряду с коэффициентом крепости, в горной практике используется показатель трудности разрушаемости пород, учитывающий сжимающие, растягивающие и скалывающие усилия, показатели буримости, дробимости, экскавируемости и т.п. Для оценки крепости угля при разрушении его режущим инструментом необходим специальный и более точный показатель, учитывающий влияние всех побочных факторов.

Твердость — свойство пород оказывать сопротивление при местном контактном воздействии. Имеются методы оценки твердости по Бринеллю, Роквеллу, Шору и т.д. Применительно к горным породам чаще используются показатели контактной прочности, которые определяются по методу Л.И. Барона и Л.Б. Глатмана путем вдавливания в породу цилиндрического индентера диаметром 2-5 мм. По величине контактной прочности (Рк), измеряемой в МПа, горные породы разделяются на шесть категорий: слабые (до 400 МПа), ниже средней крепости (400-650 МПа), средней крепости (650-1250 МПа), крепкие (1250-2450 МПа), очень крепкие (2450-4500 МПа), крепчайшие (более 4500 МПа). Показатели твердости наиболее часто применяются при оценке возможности использования буровых машин, шарошечного инструмента и т.д.

Классификация пород по контактной прочности

Контактная прочность, МПа

Монцониты, крепчайшие скарны и гранодиориты, роговики, железисто-карбонатные породы

горный порода производительность

Хрупкость — способность горных пород разрушаться без предварительной пластической деформации. В основе явления хрупкости лежит неоднородность структуры материала и возможность развития в нем хрупкой трещины, на остром кончике которой формируются значительные концентрации напряжений, поэтому разрушение, как правило, происходит мгновенно при сравнительно невысоком уровне нагрузок. Хрупкость пород можно оценить коэффициентом хрупкости Кхр, определяемым как отношение удельной энергии упругой деформации к величине удельной энергии разрушения пород при одноосном сжатии. Идеально пластичные и хрупкие породы имеют соответственно 1 коэффициент хрупкости, равные Кхр =0 и Кхр =1.0. Более просто хрупкость углей и пород можно оценить по величине развала борозды при проведении в массиве единичного пробного реза. Больший угол развала борозды, измеряемый от вертикали до плоскости фактического ее значения, характеризует большую хрупкость угля. Этот показатель используется при формировании схемы набора резцов в исполнительном органе, при расчетах нагрузки на исполнительном органе комбайна. Большинству углей свойственна повышенная хрупкость. При разрушении хрупких углей можно использовать более разряженные схемы набора резцов в исполнительном органе комбайна, тем самым снижая энергозатраты на разрушение.

Абразивность — способность породы изнашивать контактирующие с породой твердые тела (индентеры). Зависит в основном, от прочности, размеров и формы минеральных зерен, слагающих породу, и является основным показателем, по которому нормируется расход породоразрушающего инструмента. Существует методика оценки абразивности, разработанная Л.И. Бароном и А.В. Кузнецовым. В основу оценки степени абразивности положена потеря массы прутка стали-серебрянки, вращающегося с частотой 400 мин -1 в контакте с испытуемой породой (при усилии прижатия в 150 Н). Оценка показателя абразивности породы производится в мг за время испытания продолжительностью в 10 мин. Установлено 8 классов абразивности пород: малоабразивные — до 5 мг (мрамор, глинистые сланцы), в высшей степени абразивные — более 90 мг (корундосодержащие породы, порфит, кварцит, гранит и др.).

Сопротивляемость угля резанию — наиболее обобщенный показатель оценки крепости углей, используемый для выбора возможности применения определенного типа комбайна и расчета нагрузок на рабочем органе машины. Определяется непосредственно в забое специальным режущим инструментом с учетом влияния на крепость углей дополнительных факторов таких, как отжим угля, насыщение его газом и т.д. Методика разработана в ИГД им А.А. Скочинского А.И. Бероном и Е.З. Позиным. Возможна оценка сопротивляемости резанию с помощью струговой установки ДКС, либо динамометрического сверла СДМ-1.

1 Агошков М.Я., Борисов С.С, Боярский В.А. Разработка рудных и нерудных месторождений. М., Недра, 2003.

2. Баранов А.О. Расчет параметров технологических процессов подземной добычи руд. М., Недра, 2005.

3. Барите Е.Г. Взрывные работы на подземных рудниках. М., Недра, 2005.

4. Борисов С.С, Клоков М.Я., Горновой Б.А. Горное дело М Мир, 2008.

5. Вороновский К.Ф., Пухов Ю. С, Шелоганов В.И. Горные, транспортные и стационарные машины. М., Недра, 2005.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Развитие добывающей и перерабатывающей промышленности, назначение и применение горных машин. Техническое описание вибрационного грохота, возможные отказы, методы и средства их устранения, техническое обслуживание, необходимое количество запасных частей.

курсовая работа [166,8 K], добавлен 21.03.2010

Нормативы периодичности, продолжительности и трудоёмкости ремонтов, технологического оборудования. Методы ремонта, восстановления и повышения износостойкости деталей машин. Методика расчета численности ремонтного персонала и станочного оборудования.

курсовая работа [1,4 M], добавлен 08.02.2013

Характеристика сменной и годовой эксплуатационной производительности одноковшового экскаватора. Расчет производительности парка машин для подготовки горных пород к выемке. Исследование продолжительности погрузки, буровзрывной подготовки пород к выемке.

контрольная работа [50,8 K], добавлен 23.03.2012

Факторы, оказывающие влияние на разрушение горных пород. Определение мощности, затрачиваемой на разрушение горных пород инструментом режуще-скалывающего действия. Построение графиков изменения свойств пород в зависимости от скорости нагружения индентора.

курсовая работа [1,8 M], добавлен 14.12.2010

Основные виды контактной сварки. Конструктивные элементы машин для контактной сварки. Классификация и обозначение контактных машин, предназначенных для сварки деталей. Система охлаждения многоэлектродных машин. Расчет режима точечной сварки стали 09Г2С.

контрольная работа [1,1 M], добавлен 05.09.2012

Обзор особенностей строения дробилок, предназначенных для измельчения горных и каменных пород. Классификация дробильных машин по механико-конструктивным признакам и методу дробления камня: щековые, конусные, валковые, молотковые, центробежные, самоходные.

реферат [29,9 K], добавлен 07.04.2015

Электроимпульсное бурение, измерения в процессе бурения. Сравнение предложенного электроимпульсного породоразрушающего устройства и его прототипа. Разрушение горных пород и искусственных блоков с помощью электроизоляционных промывочных жидкостей и воды.

реферат [280,3 K], добавлен 06.06.2014

Источник Источник http://kedu.ru/press-center/profgid/mashinist-gornykh-vyemochnykh-mashin-kto-eto/
Источник Источник http://knowledge.allbest.ru/manufacture/2c0b65625a3ac78b4c43b88521216d36_0.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожее

Модульная АГНКС. Революция в газовом оборудовании

Автомобильные газонаполнительные комплексы (АГНКС) становятся неотъемлемой частью современной инфраструктуры, способствуя переходу на более экологичные виды топлива. В рамках этой эволюции, модульные АГНКС выходят на передовой, предлагая инновационные решения и преимущества. Давайте рассмотрим, как эти системы меняют отрасль и в чем заключаются их основные преимущества. Преимущества Модульных АГНКС Модульные АГНКС предлагают ряд ключевых преимуществ, которые делают […]

Помощь системы ABS в управлении автомобилем

Помощь системы ABS в управлении автомобилем

Антиблокировочная тормозная система (ABS) — это электронная гидравлическая активная система защиты, которая поддерживает контролируемость и стабильность машины во время замедления, предотвращая блокирование колес. ABS исключительно действенная в пути с низким показателем сцепления, и в непогоду (гроза, лед). Анализ АБС — Antilock Brake System, которое буквально значит «антиблокировочная тормозная система». Посмотрим особенность процесса, важные элементы, а […]

Яндекс.Метрика