Какие функции выполняет пейс-кар в Формуле 1
Что такое пейс-кар Формулы 1
Пейс-кар Формулы 1 (от англ. pace car) – это специальный автомобиль, который обеспечивает безопасность на трассе при возникновении опасных ситуаций. Обычно пейс-кар появляется в гонке во время сложных погодных условий или после аварии.
В Формуле 1, как и в любой другой гоночной серии, периодически встречаются несчастные случаи, которые приводят к разным последствиям. В общей сложности за время существования Формулы 1 погибло 47 пилотов, первым погибшим был Раймон Соммер в 1950 году, а последним – Жюль Бьянки в 2014 году.
Любые аварии во время гонки опасны не только для их непосредственных участников, но и для всех остальных гонщиков на трассе. Вот почему в Ф1 и появились машины безопасности, которые выезжают на трассу всякий раз, когда гонка не может продолжаться в нормальном режиме, замедляя водителей до тех пор, пока опасность или препятствие не будут устранены.
Когда и как используется пейс-кар
О том, что это, мы уже вкратце писали выше: в Формуле 1 автомобиль безопасности выезжает на трассу, когда нужно снизить скорость гонщиков по соображениям безопасности, будь то из-за аварии или неблагоприятных погодных условий. Официальные правила соревнования гласят, что пейс-кар используется «всякий раз, когда есть непосредственная опасность, но ситуация не требует прерывания гонки».
Водитель машины безопасности находится в режиме ожидания на протяжении всего заезда, постоянно поддерживая связь с Race Control через коммуникационное оборудование. После появления пейс-кара в гонке, обгон между водителями не допускается.
Водители получают информацию о том, что автомобиль безопасности находится на трассе посредством оранжевых мигающих огней на самом пейс-каре, а также по сообщениям на табло и по радио. Кроме того, с 2007 года у всех автомобилей Формулы 1 в кокпите есть дисплей, информирующий водителя о данном событии.
Когда опасность минует, автомобиль безопасности покидает трассу после последнего круга, а во время него он выключает оранжевые мигающие огни. Как только круг заканчивается, пейс-кар уезжает в боксы, и гонщики могут продолжать заезд в нормальном режиме.
История машины безопасности
Первое использование автомобиля безопасности в Формуле 1 пришлось на 1973 год, и стало настоящим фиаско. Во время Гран-при Канады на трассе появился желтый Porsche 914, который должен был уберечь водителей от последствий аварии, произошедшей из-за плохих погодных условий.
Водитель Porsche Эппи Витцес (Eppie Wietzes) вступил в гонку, заняв место перед гонщиком Хоуденом Гэнли (Howden Ganley), который, как предполагал Витцес, на тот момент лидировал. Но это была ошибка, которая оказалась роковой для будущего пейс-каров на ближайшие годы. На самом деле Гэнли тогда занимал лишь восьмую позицию в гонке, поэтому семеро других пилотов, находящихся на тот момент выше, отыграли за счет этой ошибки практически целый круг.
По официальной информации пейс-кар находился на трассе 5 кругов, по неофициальной – 10. После его ухода в боксы гонщики продолжили заезд в нормальном режиме, но никто толком не понимал, какое место они в данный момент занимает: ни сами пилоты, ни судьи, ни механики. Организаторам заезда потребовалось несколько часов, чтобы навести порядок и выяснить, кто в итоге победил, отдав первое место Питеру Ревсону (Peter Revson).
После такого ужасного дебюта машины безопасности не использовались в течение следующих двадцати лет. К данной идее вернулись в период между 1981 и 1983 годами, но только для Гран-при Монако. Тогда использовалась машина Lamborghini Countach.
Современные пейс-кары Формулы 1
В течение сезона 1992 года Формула 1 провела несколько испытаний автомобилей безопасности на французском и британском Гран-при (использовался Ford Escort RS Cosworth). Год спустя концепция пейс-кара наконец-то была принята, но руководство Ф1 никак не могло определиться с выбором автомобиля. Пробовались разные варианты, а апофеозом абсурда стал Fiat Tempra с 16 клапанами на бразильском Гран-при.
В 1994 году эксперименты с использованием различных моделей автомобилей продолжились. В Сан-Марино Формула 1 использовала пейс-кар Opel Vectra, а в Японии – Honda Prelude. Более мощные автомобили, такие как Porsche 911 GT2 и Lamborghini Diablo, стали использоваться в сезоне 1995. Даже Tatra 613 ненадолго выезжала на трассу в этом сезоне.
Но все изменилось в 1996 году, когда началась эра Mercedes. Включая последний Mercedes-AMG GT R, немецкий автопроизводитель использовал 11 гоночных моделей автомобилей с 1996 года и по сей день на всех Гран-при по всему миру.
Пейс-кар Mercedes-AMG GT R
В сезоне 1996 года Mercedes предложил C 36 AMG, а в последующие годы – CLK 55 AMG, CL 55 AMG, SL 55 AMG и CLK 55 AMG. В 2004 году Формула 1 начала использовать SLK 55 AMG, а через год – CLK 63 AMG. В 2008 году выбор пал на SL 63 AMG. В течение четырех лет, между 2010 и 2014 годами, автомобилем безопасности для Формулы 1 был SLS AMG GT. В 2015-2016 годах это был AMG GT S, а с 2017 и по сей день – AMG GT R.
Как это работает: Автомобиль безопасности
Автомобиль безопасности нередко появляется на трассе во время гонок, порой влияя на результат Гран При, но при этом выполняет свою главную функцию – обеспечивает безопасность на трассе. Вместе с пресс-службой Mercedes мы разбираемся, как действуют гонщики во время появления на трассе Mercedes AMG GT R с Берндом Майландером за рулем, и какие проблемы приходится решать стратегам команд.
Почему выезд автомобиля безопасности осложняет гонку?
Главная проблема при появлении автомобиля безопасности – правильный выбор стратегии. Позади автомобиля безопасности шины быстро остывают. Если резина новая, то проблема не столь серьезная, поскольку на рестарте они быстро прогреются – обычно за два-три круга. Старые шины после рестарта прогреваются медленнее или вовсе не набирают нужной температуры.
Инженерам сложно смоделировать износ резины после рестарта, решение приходится принимать, основываясь на прошлом опыте и комментариях гонщиков.
Как в команде реагируют на выезд автомобиля безопасности?
Специалисты по стратегии постоянно анализируют ситуацию, пытаясь предсказать, что произойдет, если автомобиль безопасности появится на трассе через два, три или пять кругов. Если в команде решают, что при появлении автомобиля безопасности появится хорошая возможность провести пит-стоп, то гонщику говорят фразу: «Ты в окне автомобиля безопасности». Это означает, что в случае его выезда гонщик может ехать в боксы без дополнительного подтверждения команды – и механики будут его ждать.
Каковы главные сложности?
Рестарт – сложный момент для гонщиков из-за остывшей резины и нехватки сцепления с трассой. Шины обеспечивают наибольшее сцепление в рабочем диапазоне каждого состава, вне этого диапазона сцепление гораздо ниже.
Перед установкой на машину шины находятся в термочехлах, где нагреваются до +110С. За автомобилем безопасности температура может снизиться на 40 градусов от необходимых значений. Таким образом, с точки зрения сцепления с трассой первые круги после ухода автомобиля безопасности отличаются от любого другого круга, которые проезжают гонщики за время уик-энда, и им очень сложно добиться сцепления с асфальтом.
Какие ещё есть проблемы?
Тормоза подвержены перегреву из-за недостаточного охлаждения потоком воздуха. Да и в холодных тормозах нет ничего хорошего. Гонщики пытаются прогреть их, используя различные техники пилотирования, однако при этом тормоза легко перегреть из-за небольшой скорости машины.
Какие преимущества может дать автомобиль безопасности?
Главное преимущество в том, что он обеспечивает безопасность маршалов на трассе, когда они убирают обломки или эвакуируют машины. Некоторое преимущество получают и гонщики – они могут сэкономить топливо.
В Монреале гонщики не смогут максимально атаковать на протяжении всех 70 кругов – иначе им не хватит до финиша отведенных 105 кг топлива. Появление автомобиля безопасности – хорошая возможность сэкономить.
Какова скорость автомобиля безопасности?
Все зависит от конкретной трассы. В среднем, время круга за автомобилем безопасности увеличивается на 60%. Разница в скорости между машиной Формулы 1 и автомобилем безопасности зависит от конкретного поворота. Например, в Канаде 3-й поворот машины Формулы 1 проезжают на скорости 125 км/ч, а за автомобилем безопасности – 45 км/ч.
В шпильке 10-го поворота разница не столь существенная – 65 км/ч против 50 км/ч. На прямой скорости отличаются сильнее – если в 2017-м перед 13-м поворотом машины Формулы 1 разгонялись до 300 км/ч, то за автомобилем безопасности – «только» до 230 км/ч.
В чем разница между реальным и виртуальным автомобилем безопасности?
В целом, они очень похожи. С виртуальным автомобилем безопасности у гонщиков возникают те же проблемы, что и с реальным, но для команд виртуальный создает меньше проблем, поскольку машины едут быстрее и температура резины падает не так сильно.
Этот эффект усиливается еще и тем, что обычно реальный автомобиль безопасности находится на трассе около четырех кругов, а виртуальный – от одного до двух. Кроме того, в режиме виртуального автомобиля безопасности пелотон не собирается вместе, поскольку гонщики обязаны поддерживать такое же расстояние от впереди идущего пилота, какое было до объявления этого режима.
Источник Источник http://mightytips.ru/wiki/chto-takoe-pejs-kar-formuly-1/
Источник Источник http://www.f1news.ru/memuar/129418.shtml