Как в каршеринге следят за водителями и машинами
Как в каршеринге следят за водителями и машинами
Услуга по кратковременной аренде автомобилей становится более технологичной
Российский каршеринг уже находится среди мировых лидеров по количеству автомобилей. В скором времени мы можем занять и первое место, поскольку вслед за «Яндексом» на этот рынок выходит Mail.ru Group. Компания приобрела контрольный пакет сервиса YouDrive и планирует увеличить автопарк с 2,5 тыс. до 10 тыс. машин в течение года. IT-гиганты задают тренд на использование в каршеринге современных информационных технологий: в ближайшей перспективе акцент в бизнесе будет смещаться в сторону аналитики больших данных. Но пока операторы совершенствуют способы защиты своего имущества от угона и порчи, а также внедряют скоринговые решения для оценки поведения водителей.
ВЗРЫВНОЙ РОСТ РЫНКА
Каршеринг в России появился в 2012 году и за шесть лет превратился в популярный способ перемещения по городу. Взять автомобиль в аренду на короткий срок можно уже не только в мегаполисах, список населенных пунктов постоянно пополняется. По данным «Трушеринга» на 1 июня,
количество машин в российском каршеринге превысило 28 тыс., при этом на долю столицы приходится более 80% автопарка
Рынок быстро растет и в финансовом отношении. В 2018 году его объем составил 7,4 млрд рублей, в 2019-м он, по прогнозам компании UBS, увеличится почти втрое – до 20,1 миллиарда.
Александр Захаров, руководитель направления по работе с ключевыми клиентами ГК «АвтоСпецЦентр»:
– Сейчас услуга краткосрочной аренды авто в Москве стала популярнее в три раза по сравнению с 2017 годом. Рынок каршеринга продолжает развиваться как в столице, так и в других мегаполисах – Петербурге, Екатеринбурге, Уфе, Самаре, Краснодаре, а также в курортных регионах во время отпускного сезона – городах Кавказских Минеральных Вод, Адлере, Сочи, Севастополе.
Одна из причин такого взрывного роста – развитие телеком-технологий, которые позволили сделать эту услугу массовой. Одновременно с привлечением потребителей операторы каршеринга решают задачу защиты своих активов – автомобилей – от неправомерного использования. Это означает, что компании должны следить за:
- Состоянием и местонахождением автомобиля.
- Состоянием и поведением водителя-клиента.
- Безопасностью IT-системы и аккаунтов.
СТАНДАРТНЫЙ МИНИМУМ ОБОРУДОВАНИЯ
Первая задача – контроль состояния и местонахождения автомобиля – решается стандартными средствами. Для этого в первую очередь компании внедряют системы мониторинга транспорта. Как правило, в их состав входят:
- модули дистанционного управления системами автомобиля (зажигание, открытие и закрытие дверей, остановка двигателя и т. д.);
- GPS-датчики, которые позволяют отследить местонахождение автомобиля.
Сергей Скнарин, исполнительный директор «МониторингАвто»:
– Система мониторинга транспорта отслеживает все перемещения автомобиля, зажигание, местоположение, маршрут, скорость и прочее. Дополнительные датчики слежения позволяют операторам и менеджерам контролировать, не выехала ли машина за контур, разрешенный для передвижения. Как только автомобиль пересекает его, поступает сигнал диспетчеру, а он в свою очередь может удаленно заглушить двигатель машины с помощью реле блокировки двигателя. Кроме того, в машине устанавливаются GPS-маячки (закладки), помогающие найти машину в случае чрезвычайной ситуации. Это минимальный набор систем безопасности для каршеринга, позволяющий компаниям защитить транспорт от угона.
Фиксацию внешних повреждений осуществляют сами клиенты каршеринга – это общее условие для всех существующих сервисов.
Если не провести осмотр машины перед поездкой, то можно оказаться виновным в том, чего не совершал, и заплатить серьезный штраф
Чтобы защитить автомобили от других угроз (порча и кража оборудования, курение в салоне, мусор), каршеринговые компании зачастую устанавливают дополнительное оборудование, к примеру:
- видеорегистраторы;
- датчики дыма (защита от курения в автомобиле);
- камеры наблюдения;
- «тревожные» кнопки.
Пресс-служба каршеринга Matreshcar:
– Для защиты автомобилей и повышения безопасности клиентов практически все автомобили Matreshcar оборудованы камерами видеонаблюдения. Происходящее в салонах автомобилей отслеживает служба безопасности (что позволяет предотвратить нарушение, а также грамотно отреагировать в экстренной ситуации), а также система распознавания лиц, подающая сигнал в случае использования автомобиля любым другим лицом, кроме арендатора.
СТИЛЬ ВОЖДЕНИЯ
Одна из проблем каршеринга – это поведение водителей на дороге. Некоторые клиенты водят агрессивно, а у других мало опыта – эти факторы повышают вероятность ДТП. Для анализа поведения водителей компании используют телематику и скоринг. Такой метод оценки активно внедряют в сервисе «Яндекс.Драйв», который вышел на рынок каршеринга в начале 2018 года, но уже является лидером по количеству автомобилей. В пресс-службе компании RSpectr сообщили подробности о тестировании алгоритма, который помогает водителям корректировать стиль вождения.
Пресс-служба «Яндекс.Драйв»:
– Алгоритмы обрабатывают информацию от датчиков в автомобилях, например, усилие при нажатиях на тормоз или угол поворота руля. На основании большого количества полученных данных алгоритм понимает, насколько аккуратно управляет автомобилем каждый водитель. Сейчас мы учим алгоритм оценивать резкие ускорения, торможения и другие опасные маневры на дороге, например, частые перестраивания из ряда в ряд. Если манера вождения окажется агрессивной, мы предупредим пользователя и ограничим в использовании автопарка.
Если после всех ограничений и предупреждений водитель не изменит манеру поведения, то его отключат от сервиса навсегда. Предшественником этого алгоритма стала система, которая автоматически предупреждает водителя о превышении скорости.
Похожие методы используются и в другом сервисе компании – «Яндекс.Такси» (о проблемах безопасности в сфере услуг такси RSpectr писал весной). Пока системы анализа поведения водителя работают в тестовом режиме.
Используют скоринговые программы и другие сервисы. Как рассказал RSpectr А. Захаров, «Делимобиль» блокирует аккаунты недобросовестных автомобилистов, а BelkaCar увеличивает стоимость поездки тем, кто регулярно нарушает скоростной режим.
Но скоринг используется не только для наказания. Как объяснил С. Скнарин, некоторые компании создают систему лояльности, завязанную на безопасном вождении: «Цена поездки может зависеть от аккуратности водителя на дороге. Этот коэффициент рассчитывается благодаря датчикам мониторинга. Но такие программы лояльности в России пока редки».
БОРЬБА С ПОДДЕЛЬНЫМИ АККАУНТАМИ
В СМИ и интернете часто встречаются сообщения о черном рынке аккаунтов для использования сервисов каршеринга. Для таких учетных записей указывают чужие персональные данные, полученные из различных источников. Иногда мошенники находят уязвимости в программном обеспечении и могут воспользоваться чужим аккаунтом.
Для борьбы с этим явлением каршеринговые компании выбирают различные методы. Как было указано, Matreshcar использует камеры видеонаблюдения с системой распознавания лиц. А. Захаров рассказал RSpectr, что YouDrive тоже уже внедрил систему проверки аккаунтов: «Компания запрашивает фотографию лица, искусственный интеллект сверяет полученное изображение с анкетой в базе данных, что позволяет уменьшить количество фейковых аккаунтов до 2%».
«Нам случаи с покупкой действующих аккаунтов “Драйва” не известны», – отметили в пресс-службе компании, добавив, что аккаунты в сервисе защищены так же, как в самом «Яндексе».
Борьба с фейковыми аккаунтами волнует не только игроков рынка, но и госведомства.
В ГИБДД разрабатывают законопроект и программное обеспечение, позволяющее персонифицировать водителей такси и каршеринга
У депутатов также есть вопросы к рынку кратковременной аренды автомобилей. Провести парламентские слушания с участием экспертов и ГИБДД по проблемам законодательного регулирования каршеринга предложили в «Справедливой России». Эта инициатива касается защиты прав как потребителей услуг, так и самих операторов.
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Каршеринг все еще находится на начальном этапе с точки зрения технологий. В будущем будут появляться новые решения, повышающие безопасность и удобство использования арендованных автомобилей.
А. Захаров рассказал, что сейчас ведется разработка решения MonGeoConnect, которое позволит управлять автомобилем через смартфон.
Александр Захаров (ГК «АвтоСпецЦентр»):
– Особенность технологии заключается в том, что для управления автомобилем не требуется подключение к беспроводному интернету: взаимодействие смартфона пользователя и бортового блока управления происходит по радиоканалу ближнего радиуса действия. Использование этой системы сократит количество возможных технических сбоев, временных затрат на дозвон оператору и обеспечит более качественный уровень обcлуживания клиентов.
Игорь Хереш, генеральный директор UBI Technologies, рассказал RSpectr, что в перспективе главным фокусом для каршеринга станет анализ накопленных данных. Однако сейчас большинство операторов каршеринга еще работает над обеспечением стабильности ПО.
Игорь Хереш, генеральный директор UBI Technologies:
– При сильной нагрузке случаются отказы, зависания и прочие неточности IT-решений, а это тормозит процесс из-за лишних разбирательств по подобным поводам. Поэтому пока одни находятся в поиске решений «детских болезней», другие начинают активно пользоваться плодами больших данных (Big Data) для создания новых сервисов. Уже далее, на базе собранной качественной аналитики можно будет создать технологический маркетплейс решений. За этим будущее.
Интересные перспективы откроются перед каршерингом после внедрения полуавтономного транспорта, который сможет самостоятельно перемещаться по городу на малые расстояния на небольшой скорости
Тогда при бронировании можно будет не самому идти к машине, а ждать, когда она подъедет. В «Делимобиле» уже объявили, что планируют летом 2020 года добавить в свой парк автономный автомобиль.
Главные способы обмана при аренде автомобиля
Статья о том, как нечестные арендодатели могут обмануть при аренде автомобиля — методы обмана, способы им противостоять, советы. В конце статьи — видео о том, как можно заработать на аренде машины.
Содержание статьи:
- «Мутный» договор
- Отметка о заполнении топливного бака
- Страховка
- Грязная машина
- Ограничение пробега
- Время возврата
- Аренда автомобиля без залога
- Приемка-передача автомобиля
- Видео о том, как заработать деньги на аренде машины
В современной жизни аренда автомобиля может понадобиться по разным причинам, так как автомобиль уже давно – не роскошь, а необходимость: для свадебного торжества, перевозки гостей, поездки в отпуск, за город с друзьями или по работе. Все причины, по которым может потребоваться арендовать машину, перечислить вряд ли возможно.
Услуга по аренде автомобилей в России появилась относительно недавно, в 2013 году, и по сравнению с подобными услугами в Америке и Европе считается еще молодой и развивающейся. При этом большинство российских автолюбителей тоже являются в этом деле «новичками» и еще не имеют достаточного опыта общения с прокатными компаниями.
Чем, к сожалению, и пользуются мошенники, работающие на автопрокатном рынке. Такие недобросовестные автопрокатчики быстро и без особого труда распознают «новичков», заманивают их щедрыми предложениями и умело используют уже отработанные схемы обмана при аренде автомобиля. Ниже мы ознакомимся с самыми распространенными вариантами «развода» клиентов на деньги при аренде автомобиля.
«Мутный» договор
Составление договора с маскировкой важных пунктов, «вредных» для клиента, стало уже классикой обманного жанра. Однако несмотря на то, что данный способ существует уже давно, большое число клиентов до сих пор попадается на эту уловку.
Как правило, «вредные» для клиента пункты или формулировки печатаются в договоре мелким трудночитаемым шрифтом или прячутся в массе второстепенной информации. Нередко договоры намеренно составляются с большим объемом текста в надежде на то, что клиент устанет читать или запутается в массе информации и пропустит важные пункты или формулировки.
Не менее распространен мошеннический способ с аннулированием старого договора и заключением нового при оформлении аренды через Интернет. Например, клиенту высылается сообщение по е-мейл от прокатной фирмы о том, что в данный момент нужного автомобиля нет в наличии, а заявка аннулируется. Далее, предлагается оформить новую заявку на другой автомобиль и подтвердить свое согласие сообщением с ответом «ДА». После чего, через короткое время вновь приходит сообщение, что нужная марка машины появилась и нужно опять переоформить соглашение, и также подтвердить сообщением «ДА».
В результате после таких манипуляций в новом договоре может не оказаться некоторых важных пунктов, которые были в первоначальном договоре. Например, может «потеряться» цена на страховку, что приведет к непредвиденной доплате, отказаться от которой будет уже невозможно.
Рекомендации для клиентов в такой ситуации также стары, как мир — внимательно читать весь договор, обращать пристальное внимание на текст с мелким шрифтом и максимально уточнять все условия.
Отметка о заполнении топливного бака
Практически во всех прокатных компаниях арендатор (клиент) автомобиля обязан вернуть машину с восполнением в баке израсходованного топлива. Однако приемщик автомобиля компании может запросто «забыть» отметить в акте приема-сдачи количество топлива в баке.
И если топлива окажется недостаточно, то клиента ждет штраф, причем как за недостачу полного бака плюс услуга заправки. И, как показывает практика, жаловаться и что-то доказывать будет бесполезно, придется платить. Поэтому при сдаче арендованного автомобиля к количеству топлива в баке следует отнестись более внимательно.
Страховка
Страховка по ОСАГО обязательна, и от нее нельзя отказаться (без нее нельзя ездить), но она касается только ответственности автовладельца, а не его автомобиля. А вот, страховка по КАСКО – дело добровольное.
Клиент, отказавшийся от страховки КАСКО в целях экономии, является главной мишенью для недобросовестных автопрокатчиков! Любая старая царапина или вмятина, незафиксированная в журнале повреждений автомобиля и незамеченная клиентом, может стать поводом для солидного штрафа.
Если же вы все-таки решили сэкономить на страховке, то вам настоятельно рекомендуется более тщательно проверять арендуемый автомобиль, в том числе и днище. При этом следует учесть и время суток осмотра, в плане освещенности. Если осмотр проводится в сумерках при недостаточном освещении, это нужно обязательно зафиксировать в акте приема-сдачи.
На Интернет-сайтах многих прокатных компаний часто встречается подобная информация: «страховка включена в стоимость аренды» или «в стоимость включен полис КАСКО». Как правило, на самом деле в пакет услуг включается только минимальный страховой набор или полис с существенными ограничениями. Чаще всего в КАСКО включаются только риски от угона или ДТП.
Наилучшим вариантом является оформление полной страховки, хотя при этом стоимость аренды может вырасти примерно в 1.5 раза. Однако штраф за старые повреждения в нечестных прокатных компаниях может с лихвой превзойти дополнительные расходы на полную страховку.
Грязная машина
Для мошенников в прокатных компаниях «чистота» является не залогом здоровья, а залогом «грязных» барышей. Обычно прокатная компания отдает клиенту чистый автомобиль и требует от него вернуть машину в таком же чистом состоянии. При возврате клиентом машины в грязном состоянии компания может наложить штраф до 1000 руб.
В некоторых прокатных фирмах платная мойка автомобилей после арендного использования и вовсе является обязательной независимо от их чистоты (даже если клиенты их только что помыли). Только клиенты узнают об этом в последний момент, когда от навязанной платной услуги уже нельзя отказаться.
Ограничение пробега
Еще один популярный способ обмана при аренде машины – ограничение суточного пробега арендованного автомобиля, которое часто становится для клиента очередным неприятным сюрпризом. При этом данное ограничение нередко бывает таким, что не нарушить его просто невозможно, а штраф за один лишний километр пробега может оказаться сопоставим с суточной арендой.
Чтобы не оказаться жертвой такого «сюрприза», необходимо соблюдать все те же добрые и проверенные правила: при аренде автомобиля в незнакомой автопрокатной компании внимательно читать договор и уточнять все детали по штрафным санкциям. А также внимательно сверять километраж на спидометре с указанным пробегом в акте при получении и возврате авто.
Время возврата автомобиля
Очередной легкий и незатейливый способ оштрафовать доверчивого клиента, не уточнившего штрафные санкции за просроченный возврат арендованного транспортного средства. Время возврата машины, как и многое другое, должно быть прописано в договоре аренды. Но, как известно, даже поезда с их ровными дорогами и без пробок сбиваются с графика и опаздывают. А уж автовладельцам с их дорогами и пробками опаздывать, как говорится «сам бог велел».
И будьте уверены — нечестные прокатные фирмы обязательно постараются сделать из просроченных минут «нереальные» деньги. В некоторых подобных «конторах» за опоздание в 10 минут начисляют штраф в размере суточной аренды, включая сумму страховки.
Аренда автомобиля без залога
На сегодня в России залог при аренде автомобиля является одной из самых действенных мер защиты для автопрокатных компаний от риска потерять автомобиль. Именно поэтому ни одна компания в «здравом уме» не сдаст в аренду приличный автомобиль без залога.
Для нечестной компании потерять «убитый» автомобиль и не жалко, и это хорошая возможность постоянно штрафовать клиентов за его якобы порчу. Как правило, у таких компаний их «убитые» машины уже давно многократно окупились, но продолжают приносить прибыль за счет доверчивых клиентов, гоняющихся за дешевизной.
Приемка-передача автомобиля
Прием и передача автомобиля является, пожалуй, самым трудоемким и ответственным процессом, при котором клиент должен присутствовать обязательно!
Задача клиента тоже понятна – не дать себя обмануть и быть внимательным при получении автомобиля, требовать составления акта приема-передачи с указанием уже существующих повреждений и описанием комплектации (запаска, магнитола, видеорегистратор и др.). Если же представитель прокатной компании откажется составлять такой документ и фиксировать обнаруженные вами дефекты, то иметь дело с такой компанией нельзя ни в коем случае!
В заключение
Приходится констатировать факт и согласиться с тем, что каждый даже самый бдительный и опытный клиент в той или иной степени получает в аренду «кота в мешке». Ведь чтобы хорошо «познакомиться» с предлагаемым автомобилем, требуется не только время, но и специальное оборудование, например, подъемник.
Однако соблюдение выше указанных правил, а также знание способов обмана в определенной ситуации поможет вам избежать многих проблем и недоразумений и сохранить свои средства.
Дополнительно всем автомобилистам, планирующим взять автомобиль напрокат, можно посоветовать пользоваться услугами только проверенных компаний и арендовать только те марки машин, которые вам хорошо знакомы и в которых вы хорошо разбираетесь.
Видео о заработке денег на аренде автомобиля:
Источник Источник Источник http://www.rspectr.com/articles/549/kak-v-karsheringe-sledyat-za-voditelyami-i-mashinami
Источник Источник http://fastmb.ru/soveti_auto/2511-glavnye-sposoby-obmana-pri-arende-avtomobilya.html