Как проводить инструктаж по охране труда водителям

Роструд Не Знает Как Проводить Инструктаж Водителям, а Вы Знаете?

Приветствую, друзья! Можно сказать это коллективная заметка, в которой предлагается обсудить сложный вопрос об инструктажах по охране труда для водителей в соответствии с новыми правилами по охране труда на автомобильном транспорте. Читавший правила верно догадывается, о каких именно инструктажах пойдёт речь. Роструд нам помочь не может, поэтому разбираемся сами.
Как проводить инструктаж по охране труда водителям
Для тех, кто ещё не в теме, напомним, что 27 сентября 2018 года вступили в законную силу Правила по охране труда на автомобильном транспорте, утверждённые приказом Минтруда России от 06.02.2018 № 59н (далее — приказ 59н) и одновременно утратили силу Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте (далее — ПОТ Р М-027-2003, Межотраслевые правила), утверждённые постановлением Минтруда России от 12.05.2003 г. № 28.
На сайте этой теме посвящены:

Поскольку автотранспорт есть во многих компаниях, практика применения правил по охране труда обсуждалась в нашей официальной группе ВК настолько горячо и часто, что пришлось снабдить все материалы тематическим хештегом #автотранспорт@ohrana_truda_vk, но чем дальше в лес заходили обсуждения, тем… больше вопросов оставалось! Некоторые из них мы решили прояснить, предложив ответить на них самому Роструду через сервис онлайнинспекция.рф
Речь не идёт об инструктажах по охране труда для водителей согласно пункта 10 приказа 59н:

10. К выполнению работ и осуществлению производственных процессов, связанных с эксплуатацией транспортных средств, допускаются работники, прошедшие обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Работники, выполняющие работы, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования охраны труда, должны проходить повторный инструктаж по охране труда не реже одного раза в три месяца, а также не реже одного раза в двенадцать месяцев — проверку знаний требований охраны труда. Перечень профессий и должностей работников и видов работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования охраны труда, утверждается локальным нормативным актом работодателя.

Речь идёт об инструктажах по охране труда для водителей согласно подпункта 2 пункта 256 приказа 59н:

256. Работодатель обязан:

2) провести инструктаж по охране труда водителю перед выездом об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза, а при направлении водителя в длительный (продолжительностью более одних суток) рейс укомплектовать транспортное средство исправными металлическими козелками (подставками), лопатой, буксирным приспособлением, предохранительной вилкой для замочного кольца колеса, цепями противоскольжения (в зимнее время).

Сноска — это проклятое постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».

  1. Теперь внимание, вопрос: какой вид инструктажа нужно провести тем, кто выезжает на линию?
  2. Следующий вопрос: по какому документу проводить инструктаж?
  3. Зачем нужен этот дубляж?
  4. Ещё одна проблема…
  5. СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ
  6. Программа целевого инструктажа по охране труда для водителей
  7. Сезонная памятка по охране труда для водителя автомобиля
  8. Форма журнала регистрации целевого инструктажа

Теперь внимание, вопрос: какой вид инструктажа нужно провести тем, кто выезжает на линию?

Что ответил на соответствующий вопрос Роструд ( пристегнитесь! ):
Как проводить инструктаж по охране труда водителям
То чувство, когда контрольно-надзорный орган не зная вразумительного ответа будет штрафовать нас за непроведение или неправильное (по сугубо личному мнению территориальной ГИТ) провидение инструктажей по охране труда согласно подпункту 2 пункта 256 приказа 59н. К сожалению, на этом абсурд не заканчивается.
В поисках истины нашлось два письма Минтруда. Валерий Корж и Татьяна Жигастова пытаются разъяснить так:
Как проводить инструктаж по охране труда водителям
Как проводить инструктаж по охране труда водителям
Итого мы имеем целевой инструктаж по охране труда для водителей, который проводится при выполнении разовых работ? Как выезд водителя на линию может быть разовым-одноразовым? Для него это привычное дело. Он же, мать его, водитель! Не, бывают, конечно, камикадзе, но это же не для них правила писаны.
Заглянем ещё раз в постановление 1/29:

2.1.7. Целевой инструктаж проводится при выполнении разовых работ, при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляются наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы, а также при проведении в организации массовых мероприятий.

Если и называть инструктаж перед выездом на линию (хотя непонятно, что имеется ввиду под термином «линия») целевым, то не потому, что водитель будет выполнять разовые работы, а потому, что без «разрешения» и «специальных документов», как то водительские права, путевой лист, предрейсовый медосмотр, управлять автомобилем он не вправе!
В тоже время в постановлении 1/29 не сказано, что именно подразумевается под «разрешениями» и «специальными документами».

У нас на Блог—Инженера Умная подписка, благодаря которой вы будете получать только интересующую вас информацию. Бесплатно

Следующий вопрос: по какому документу проводить инструктаж?

Такими документами теоретически могут быть:

  • программа инструктажа;
  • инструкция по охране труда;
  • наряд — допуск.

Из перечисленного наиболее подходит программа, поскольку в ней достаточно прописать план изложения для инструктирующего и мы даже знаем, где его взять! Он есть в приказе Минтранса России от 15.01.2014 г. № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации». Смотрим компиляцию из двух пунктов:

16. Субъект транспортной деятельности обязан обеспечить водителей следующей информацией:
1) о погодных условиях движения на маршруте;
2) о местах организации отдыха и приема пищи, размещении объектов санитарно-бытового обслуживания;
3) о местах стоянки транспортных средств;
4) о телефонах дежурных частей подразделений Госавтоинспекции МВД России по маршруту движения;
5) об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств при сезонных изменениях погодных и дорожных условий;
6) о причинах и обстоятельствах возникновения ДТП, нарушений Правил дорожного движения, правил технической эксплуатации транспортных средств и других требований и норм безопасности дорожного движения, произошедших с участием водителей субъекта транспортной деятельности;
7) о расположении пунктов медицинской и технической помощи, диспетчерских пунктов управления движением транспортными средствами и о порядке связи с этими пунктами;
8) о действиях водителя в ситуациях, связанных с несоблюдением графика движения транспортного средства по независящим от него причинам;
9) о маршруте движения транспортного средства, перевозящего пассажиров, условиях и режимах движения на маршруте, местах концентрации ДТП на маршрутах регулярных перевозок пассажиров;
10) о порядке определения полной и осевой массы транспортного средства, о правилах загрузки транспортных средств и проведения весового и габаритного контроля при перевозке грузов.

19. Предрейсовый инструктаж проводится:
— при отправлении водителя по маршруту движения впервые;
— при перевозке детей;
— при перевозке опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
В тематику предрейсового инструктажа включаются следующие вопросы:
— протяженность маршрута, дорожные условия, наличие опасных участков и мест концентрации ДТП, особенности организации дорожного движения;
— конечные, промежуточные пункты маршрута, места отдыха, приема пищи, смены водителей (при необходимости), стоянки транспортных средств;
— расположение на маршруте пунктов медицинской и технической помощи, постов Госавтоинспекции МВД России, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций;
— условия работы водителя при увеличении интенсивности движения транспортных и пешеходных потоков;
— безопасность движения в период каникул учащихся;
— информация об изменениях в организации перевозок, об особенностях проезда железнодорожных переездов, путепроводов и других искусственных сооружений, пользования паромными переправами и — наплавными мостами;
— меры предосторожности при преодолении затяжных спусков и подъемов;
— действия водителя в ситуациях, связанных с несоблюдением графика движения транспортного средства по независящим от него причинам (при перевозке пассажиров по регулярным маршрутам);
— особенности посадки, высадки и перевозки лиц с ограниченными возможностями здоровья или инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, применительно к конкретному маршруту движения (при перевозке пассажиров);
— особенности подачи автобуса к месту посадки пассажиров (при перевозке детей);
— особенности посадки и высадки детей, их перевозки, взаимодействия водителя с лицами, сопровождающими детей (при перевозке детей).

Для баловней судьбы, мы даже оформили программу целевого инструктажа для водителей в формате MS Word, которую можно будет скачать в конце заметки. На премию «Лучшая программа целевого инструктажа» не претендуем, просто «рыба».
Как видите, в пункте 19 указано, что при отправлении водителя по маршруту движения впервые проводится предрейсовый инструктаж. Впервые, а не перед выездом вообще!

Зачем нужен этот дубляж?

В большинстве компаний ответственный проведёт один инструктаж, но с учётом подпункта 2 пункта 256 приказа 59н зафиксировать его должен в разных журналах! При этом проверяющие в лице представителей Минтранса и Роструда проверят соблюдение порядка проведения инструктажей в пределах своей компетенции. И если в приказе Минтранса про инструктаж для водителей всё ясно, то в приказе 59н в связке с постановлением 1/29 сплошная муть.
Представьте лицо водителя, которому каждый раз перед выездом будут читать одно и тоже? У водителей итак нервная работа, а тут ещё это.

Ещё одна проблема…

С сентября прошлого года висит проблема: Минтруд отменил Межотраслевые правила, ввёл новые, но не внёс соответствующие изменения в проверочные листы! И судя по приведённым ниже разъяснениям Роструд не видит проблемы в том, что инспектор ГИТ вынужден будет при оформлении результатов проверки в обязательном порядке руководствоваться проверочными листами с недействующей нормативкой! Утратившие силу ПОТ Р М-027-2003 фигурируют в проверочных листах № 54, 69, 70, 72.
Как проводить инструктаж по охране труда водителям
Как они собираются проверять на основании того, чего уже нет, непонятно. Полагаем, что такие проверки будут аннулироваться в судах с пол оборота.
Друзья, пожалуйста, поделитесь в комментариях опытом организации инструктажей для водителей, в каких случаях вы проводите целевые инструктажи водителям и как оформляете. Возможно, общими усилиями мы придём к взвешенному и самое главное верному решению.

Как проводить инструктаж по охране труда водителямСКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ

Программа целевого инструктажа по охране труда для водителей

Сезонная памятка по охране труда для водителя автомобиля

Форма журнала регистрации целевого инструктажа

На этом всё. За рейтинговые звёздочки особая благодарность Спасибо за участие и поддержку!
Продолжение следует …

Пожарная безопасность для водителей автомобиля

Как проводить инструктаж по охране труда водителям

Общественные, административные и промышленные здания защищаются пожарной сигнализацией. Так повышаются шансы сберечь имущество и жизни людей при пожаре. А что насчет транспортных средств? Требования пожарной безопасности автомобиля целиком возлагаются на плечи производителей и водителей. И если первые тщательно защищают свой товар, потому что трясутся над продажами, то вторые не всегда относятся к этому всерьез.

Как проводить инструктаж по охране труда водителям

Статистика возгораний по типам авто

В дополнение к статистике скажем, что за тот же 2010 год пожары в автомобилях привели к 2 смертям и ущербу на 38 тыс. рублей.

Мы надеемся, что статья подстегнет вас задуматься над вопросом безопасности своего автомобиля, если этого еще не случилось.

Причины

Как видно, большинство пожаров в автомобиле начинаются из-за нарушений правил эксплуатации автомобиля. Конкретнее это может быть следствием:

  • короткого замыкания;
  • нарушения в работе источника питания;
  • перегрузки при коммутации механизмов и аппаратов под электричеством.

При этом именно короткое замыкание — самая частая причина. Производители знают об этом, поэтому защищают потенциальные источники опасности. Однако вероятность дефекта сохраняется. Его можно допустить при установке или при изготовлении внутренних деталей машины.

Как проводить инструктаж по охране труда водителямПодробнее про причины короткого замыкания можете прочитать в статье о том, как его не допустить.

Использование самодельных деталей или элементов защиты может привести к печальным последствиям, поскольку высока вероятность ошибки. Можно неправильно использовать предохранитель, выбрать не подходящее сечение проводника или изоляционный материал.

Действия

При любом пожаре надо действовать незамедлительно. За первые 3–5 минут пламя полностью охватывает салон автомобиля — огонь быстро распространяется по обивке кресел, по приборной панеле и по потолку из ткани. За следующие 10–20 минут температура повышается до максимальной, а 80% горючих материалов салона сгорает.

Итак, если вы почувствовали запах жженой резины или увидели дым из-под капота:

  • Остановитесь. Сперва надо остановить движение автомобиля, выключить двигатель, поставить на тормоз и заблокировать колеса ручником, вытащите ключ из замка зажигания.
  • Оцените свои силы. Если возгорание затронуло только карбюратор, то включите мотор на максимум. Если оно началось в части бензобака, то быстро отбегите от машины на безопасное расстояние.
  • Постарайтесь бороться с огнем. Только в том случае, когда вы более-менее находитесь в безопасности, можете постараться справиться с тушением самостоятельно. Для этого направьте струю огнетушителя в основание пламени. Можно воспользоваться песком, землей или одеждой. На ликвидацию у вас есть 1,5 минуты, затем пламя выйдет из под контроля.
  • Вызовите спасателей. Если не получается справиться самому, позвоните спасателям по номеру «01» или «112». Четко и лаконично сообщите информацию о себе: ФИО, причина, место, наличие пострадавших. Ожидайте помощи.

Подготовка

Как проводить инструктаж по охране труда водителям

Источник: МЧС России

В салоне должны быть огнетушитель, аптечка и несинтетическая накидка-ткань, которая подойдет для тушения пламени. Про медикаменты и ткань поговорим в другой раз, а сейчас разберемся с характеристиками огнетушителей.

Хранить огнетушитель надо в салоне автомобиля, чтобы он всегда был под рукой и вы успели им воспользоваться.

  • По массе для легковых автомобилей требуется огнетушитель объемом 2 л, а для грузовых — 5 л.
  • По типу сгодятся как порошковые, так и углекислотные.
ХарактеристикиОП-2ОУ-2
Масса заряда2 кг
Продолжительность подачи огнетушащего вещества6 с
Длина струи2 м
Масса огнетушителя4 кг8 кг
Огнетушащая способность1,1 м 20,65 м 2
Срок службы до перезарядки1,5 лет5 лет
Цена770 руб.1 314 руб.
СвойстваОПОУ
Доступ к труднодоступным местамдада
Оставляют следы на поверхностиданет
Снижают видимостьданет
Опасны для человеканетда
Опасны для электрических элементов автомобиляданет

Из видео можно узнать о производстве огнетушителей и их тестировании по ГОСТам

В заключении

Никто не имеет 100% защиты, но можно перестраховаться и повысить шансы на благополучный исход. Для этого надо знать теорию горения и уметь применять знания на практике. Вот напоследок памятка:

  • Чуете запах бензина в салоне — остановитесь и загляните под капот.
  • Открывайте капот с осторожностью, т.к. может произойти выброс пламени.
  • Видите дым — обесточьте машину и поставьте ее «на прикол» на время до визита в автосервис.
    Не используйте воду для тушения моторного отсека.
  • Любой предмет даже самый мелкий камушек способен вызвать трение, которое станет причиной пожара. Поэтому всеми возможными способами избегайте утечки бензина.
  • Не забывайте перезаряжать огнетушитель. К слову, стоимость перезарядки ОП практически равна стоимости нового огнетушителя.
  • И помните, что согласно ст. 12.5 КоАП штраф за отсутствие огнетушителя — 500 рублей, но иногда можно отделаться предупреждением.

Источник http://xn—-8sbbilafpyxcf8a.xn--p1ai/oxrana-truda/%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D0%B0%D0%B6-%D0%BF%D0%BE-%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5-%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B0-%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9.html
Источник http://01service.spb.ru/news/2018/pozharnaja_bezopasnost_avtomobilja.htm

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожее

Модульная АГНКС. Революция в газовом оборудовании

Автомобильные газонаполнительные комплексы (АГНКС) становятся неотъемлемой частью современной инфраструктуры, способствуя переходу на более экологичные виды топлива. В рамках этой эволюции, модульные АГНКС выходят на передовой, предлагая инновационные решения и преимущества. Давайте рассмотрим, как эти системы меняют отрасль и в чем заключаются их основные преимущества. Преимущества Модульных АГНКС Модульные АГНКС предлагают ряд ключевых преимуществ, которые делают […]

Помощь системы ABS в управлении автомобилем

Помощь системы ABS в управлении автомобилем

Антиблокировочная тормозная система (ABS) — это электронная гидравлическая активная система защиты, которая поддерживает контролируемость и стабильность машины во время замедления, предотвращая блокирование колес. ABS исключительно действенная в пути с низким показателем сцепления, и в непогоду (гроза, лед). Анализ АБС — Antilock Brake System, которое буквально значит «антиблокировочная тормозная система». Посмотрим особенность процесса, важные элементы, а […]