Использование пожарной техники: основные положения
Использование пожарной техники
Использование пожарной техники – мероприятия, направленные на соблюдение технического регламента, разработанного производителем, и предполагающие поддержание исправного технического состояния автомобилей в условиях выполнения боевых задач. Использование машин базируется на планах эксплуатации техники, разработанных и подписанных начальником территориального органа.
- Основные положения порядка эксплуатации пожарной техники
- Порядок использования пожарной техники
- Подготовка пожарной техники к использованию
- Использование пожарной и аварийно-спасательной техники при смене караулов
- Виды технического обслуживания пожарной техники повседневного использования
- Требования безопасности при использовании пожарной и аварийно-спасательной техники
Основные положения порядка эксплуатации пожарной техники
Упорядочивание эксплуатации ПА и аварийно-спасательных машин позволяет обеспечить безопасное выполнение боевых задач. Организация применения ПА представляет собой работу должностных лиц по контролю и прогнозированию функционирования машин в полной боевой готовности, а также по планированию профилактических мероприятий.
Основанием для использования пожарной техники является ранее утвержденный план эксплуатации и распоряжение руководителя учреждения.
Качественными показателями готовности автомобилей к использованию считаются:
- исправность машин согласно определенным производителем показателям;
- нормативные данные износа узлов до очередного планового ремонта;
- наличие закрепленного за конкретной машиной экипажа;
- целостность комплекта запчастей и инструментов;
- заправка ГСМ и эксплуатационными материалами;
- сохранение маркировки и наличие всех необходимых условных обозначений.
Для поддержания техники в полной боевой готовности необходимо:
- соблюдать правила эксплуатации согласно нормативно-правовым документам;
- своевременно выполнять плановые ремонтные и технические работы;
- поддерживать запас оборудования для обслуживания и применения боевых единиц;
- регулярно проводить обучение ответственных за использование машины лиц.
Порядок использования пожарной техники
Каждая машина, состоящая на балансе части ГПС, имеет:
- свидетельство о регистрации;
- формуляр;
- карту эксплуатации;
- журнал работы;
- карту учета работы аккумулятора;
- карту учета пробега автомобильных шин;
- журнал техобслуживания;
- путевку;
- журнал выдачи и возврата путевых листов.
Формуляр является обязательным сопроводительным документом автомобиля, который выдает завод-изготовитель. В процессе использования основным документом считается эксплуатационная карта. Она заполняется водителем, ответственным за ПА. Данные в ней сверяет руководитель подразделения ГПС при смене караулов. Каждый месяц ее сдают в бухгалтерию для учета расходных материалов.
Путевки выдаются начальнику караула непосредственно перед выездом на вызов. Форма документа стандартна и является частью Боевого устава пожарной охраны. Перед приемом ПА водителем или начальником караула заполняется карточка учета эксплуатации автомобильных шин. Карта эксплуатации аккумулятора заводится при поступлении машины на баланс подразделения.
Данные обо всех видах ТО вносятся в специальный журнал, который ведет старший водитель. Все сведения в нем заверяются командирами отделений.
Порядок использования ПА и аварийно-спасательной техники регламентируется приказом руководителя учреждения. Его основные пункты:
- правила выдачи путевых листов;
- порядок прохождения ответственным за управление ПА медицинского осмотра;
- порядок проведения ТО;
- действия специалистов при выполнении задач с использованием машины;
- правила постановки техники на место стоянки после возвращения с задания;
- обязанности должностных лиц при обнаружении обстоятельств, препятствующих использованию ПА.
Подготовка пожарной техники к использованию
Подготовительный этап предполагает:
- нанесение цветографических схем согласно данному виду ПА;
- монтаж спецсигналов и средств позиционирования;
- нанесение опознавательных знаков;
- плановую обкатку машины;
- установку оборудования, позволяющего выполнять работы в сложных условиях.
Особое внимание при подготовке машин к эксплуатации уделяют обкатке. Она обязательна для всех ПА, прошедших техобслуживание и ремонт. Данные мероприятия проводятся силами водительского состава. Если автомобиль прошел обкатку в заводских условиях, то дополнительного тестирования в части ГПС не требуется.
Режимы обкатки подбираются с учетом рекомендации по эксплуатации конкретного вида машин, изложенных в инструкции. Результаты тестирования заносятся в формуляр ПА. После обкатки проводится первое ТО.
Использование пожарной и аварийно-спасательной техники при смене караулов
Водитель сдающей смены вносит записи о работе машины в эксплуатационную карту. Съемные средства сдает личный состав под руководством командира отделения. Водитель, принимающий ТС, проверяет состояние машины и внесенные в карту данные, а также проводит ежедневное ТО.
Если обнаружены неисправности, то силами водителя выполняются мероприятия по их устранению. В случае невозможности восстановить ТС на его место ставят резервную единицу, одновременно письменно уведомляя начальника техслужбы, руководителя службы пожаротушения гарнизона и руководителя центра управления кризисными ситуациями. Если в расположении нет резервной машины, то информацию передают в службу пожаротушения гарнизона с последующим запросом техники из других подразделений.
Заступающий на смену караул согласно табелям принимает на дежурство ПА, ПТВ, оборудование и средства связи, одновременно уведомляя командира отделения об исправности и комплектности полученного оборудования. Командир отделения на основе этих данных докладывает начальнику караула о возможности использования полученных автомобилей.
Виды технического обслуживания пожарной техники повседневного использования
Техобслуживание автомобилей считается ключевым элементом эксплуатации машин. Оно обеспечивает:
- поддержание техники в постоянной боевой готовности;
- безопасность эксплуатации машин;
- своевременное устранение причин, вызывающих износ основных узлов;
- работу техники в межремонтные периоды;
- минимизацию расхода ГСМ и эксплуатационных материалов.
Периодичность проведения ТО техники повседневного использования определяется нормативно-правовыми документами МЧС и инструкцией по эксплуатации конкретного типа ПА от завода-изготовителя.
Эксплуатация пожарной и аварийно-спасательной техники предполагает проведения двух типов ТО:
- текущего;
- планово-предупредительного.
- ежедневно при смене дежурства;
- при выполнении боевых задач;
- после возвращения с пожара.
- ТО-1;
- ТО-2;
- сезонное.
По выходу с техобслуживания ТС обязательно должно быть в исправном состоянии, заправлено эксплуатационными материалами, с полностью отрегулированными механизмами. Качество ТО проверяется с использованием диагностических средств и измерительного инструмента.
План действий при возгорании автомобиля: пошаговый алгоритм мероприятий
Среди чрезвычайных ситуаций, возникающих на дороге, особо опасными являются пожары на транспортном средстве.
Они не только наносят значительный ущерб, но и чреваты гибелью людей. Каждый водитель должен четко знать пошаговый план действий при возгорании автомобиля.
Причины возгорания автомобилей
Конструкционные материалы, из которых изготовлены детали автомобиля, в большинстве своем относятся к огнеопасным. Поэтому начавшийся пожар способен уничтожить машину в течение нескольких минут.
Среди возможных причин возникновения пожара при эксплуатации автомобиля наиболее распространенной, согласно статистике, является утечка топлива. Даже несколько капель бензина, попав на раскаленные части двигателя, мгновенно воспламеняются. О его утечке может свидетельствовать появление устойчивого запаха топлива.
Поврежденная электрическая проводка способна стать причиной короткого замыкания цепи, в результате чего происходит воспламенение. Неисправность в аккумуляторе или электропроводке может вызвать пожар на любом участке.
При работе двигателя повышается температура технических жидкостей, которые начинают расширяться. Поэтому бывают случаи возгорания автомобиля из-за выброса масла, попадающего на горячие детали.
Перегрев двигателя может закончиться внезапным возгоранием в моторном отсеке автомобиля во время движения. Такие случаи возникают во время автомобильных гонок и чреваты тяжелыми последствиями.
К возгоранию может привести и подтекание технических жидкостей:
- моторного масла;
- антифриза;
- тормозной жидкости;
- омывателя стекол.
Во время работы двигателя температура в подкапотном пространстве сильно повышается, что может привести к воспламенению потеков жидкости.
Причиной возгорания автомобиля на стоянке может стать:
- заполненный топливом бак машины, оставленной в жаркий день под прямыми лучами солнца;
- газовая зажигалка, забытая на приборной панели под солнцем;
- самодельная газобаллонная система при несоблюдении мер безопасности;
- умышленный поджог автомобиля.
Алгоритм действий водителя
Действия водителя при возгорании автомобиля должны быть быстрыми и четкими.
- остановиться на обочине, заглушив двигатель;
- если возможно, обесточить электросистему;
- вывести всех пассажиров и увести на несколько десятков метров от машины;
- забрать из салона документы, вещи и огнетушитель;
- если возгорание произошло внутри гаража, постараться вытолкнуть машину наружу;
- попытаться определить место возгорания;
- вызвать пожарную машину и приступить к тушению огня.
Если воспламенение произошло под капотом, действия при возгорании автомобиля требуют особой осторожности. При резком его открытии пламя многократно усилится от притока воздуха и может привести к сильным ожогам.
Капот следует слегка приподнять с помощью подручного средства и направить на пламя струю огнетушителя. Закрытый капот поливать сверху водой не имеет смысла, она просто будет уходить по водостокам.
Можно использовать и другие средства огнетушения, которые окажутся под рукой:
- накрыть очаг возгорания плотным куском натуральной ткани;
- засыпать песком или грунтом;
- в некоторых случаях залить водой.
Меры безопасности при тушении
Действия водителя при пожаре в автомобиле требуют соблюдения техники безопасности:
- окна и двери машины должны быть закрыты, чтобы не допустить поступления свежего воздуха;
- струя огнетушащего средства должна направляться непосредственно на очаг возгорания;
- мощность автоогнетушителей невелика, но призвав на помощь других водителей, можно справиться с возгоранием;
- тушить пламя нужно с наветренной стороны, находясь на расстоянии струи огнетушителя;
- если загорелся бензобак, следует срочно отойти на безопасное расстояние, так как он может взорваться;
- если поблизости находятся другие автомобили, надо откатить их в сторону.
Профилактические мероприятия
Пожарная безопасность транспортного средства во многом зависит от ответственного отношения автовладельца и соблюдения правил эксплуатации.
Основные мероприятия по предотвращению возгорания автомобиля включают:
- содержание в чистоте подкапотного пространства;
- наличие исправного огнетушителя и умение им пользоваться;
- регулярную проверку технического состояния автомобиля;
- контроль утечки газа или бензина по запаху в процессе эксплуатации машины;
- применение для мойки двигателя огнестойких моющих средств.
Чтобы избежать возгорания, не следует:
- заправлять машину бензином при включенном двигателе;
- использовать пластмассовые емкости для перевозки бензина;
- курить в салоне автомобиля;
- выполнять ремонт машины в промасленной спецодежде.
Заключение
Автомобиль считается источником повышенной опасности. Невозможно предусмотреть все факторы, способные привести к возгоранию. Но обеспечив техническую безопасность автомобиля, можно в значительной мере минимизировать риск возгорания.
Видео: Действия водителя при возгорании автомобиля
Источник http://www.pozhmashina.ru/articles/articles-pozharnaya-bezopasnost/ispolzovanie-pozharnoj-tehniki.html
Источник Источник http://bezopasnostin.ru/pozharnaya-signalizatsiya/plan-dejstvij-pri-vozgoranii-avtomobilya.html