ГОСТ Р МЭК 60204-1-2007 Безопасность машин

ГОСТ Р МЭК 60204-1-2007 Безопасность машин. Электрооборудование машин и механизмов. Часть 1. Общие требования (с Поправкой)

18 Испытания и проверка

18.1 Общие положения

Настоящий стандарт определяет общие требования, предъявляемые к электрическому оборудованию машин.

Испытания конкретного вида машины следует проводить по соответствующим стандартам на продукцию. Когда машины данного вида не стандартизованы, они должны всегда подвергаться испытаниям в соответствии с перечислениям а), b) и f), а также могут включать одно или более испытаний в соответствии с перечислениями с)-е):

a) проверка соответствия технической документации;

b) при наличии защиты от непрямого контакта с использованием автоматического разъединения следует проверять условия для срабатывания такой защиты (см. 18.2);

c) испытание сопротивления изоляции (см. 18.3);

d) проверка напряжением (см. 18.4);

e) защита от остаточных напряжений (см. 18.5);

f) испытание работоспособности (см. 18.6).

После того, как эти испытания выполнены, рекомендуется их документировать в вышеизложенной последовательности.

После внесения изменений в электрооборудование необходимо выполнять требования 18.7.

Испытания следует проводить с использованием измерительного оборудования, соответствующего стандартам МЭК. Для испытаний в соответствии с 18.2, 18.3 необходимо применение измерительного оборудования согласно стандартам серии МЭК 61557 [22].

Результаты испытаний и измерений должны быть документированы.

18.2 Проверка условий по защите автоматическим отключением от питающей сети

18.2.1 Общие положения

Условия для автоматического отключения от питания (см. 6.3.3) должны быть подтверждены в процессе проведения испытаний.

При питании в TN-системе методы испытаний описаны в 18.2.2; их применение для различных условий подключения к сети определены в 18.2.3.

При питании в ТТ- и IT-системах следует руководствоваться МЭК 60364-6-61.

18.2.2 Методы испытаний при питании в TN-системе

Методом 1 следует проверять непрерывность защитных заземляющих цепей, методом 2 — условия по автоматическому отключению от питающей сети.

Метод 1 — Проверка непрерывности защитных заземляющих цепей

Должны быть проведены измерения сопротивления между зажимом РЕ (см. 5.2 и рисунок 3) и различными точками цепи защиты пропусканием токов от 0,2 А и приблизительно до 10 А, получаемых от гальванически разделенного источника питания [например, по МЭК 60364-4-41 (пункт 413.1)], имеющего напряжение холостого хода не более 24 В переменного или постоянного тока. Не рекомендуется использовать источники питания БСНН для проведения таких измерений, так как это может привести к ошибочным результатам. Результаты испытаний должны быть соизмеримы с расчетными данными по сечениям, длине и материалу проводников в соответствующих цепях защитного заземления.

Примечание 1 — Большие значения токов используют для получения более точных результатов измерения в цепях с проводами большого поперечного сечения или короткими по длине.

Метод 2 — Проверка соответствия сопротивления контура короткого замыкания характеристикам установленных устройств защиты

Подключение к питающей сети и внешнего защитного проводника к РЕ-зажиму на машине должно проверяться осмотром.

Условия по защите автоматическим отключением питания по 6.3.3 и приложению А могут быть проверены двумя методами:

1) проверкой сопротивления контура короткого замыкания:

— расчетными методами или

— измерением в соответствии с А.4 и

2) подтверждением соответствия пределов срабатывания (уставок) и характеристик установленных устройств защиты требованиям приложения А.

Примечание 2 — Измеренные значения полного сопротивления контура короткого замыкания должны соответствовать условиям срабатывания автоматических разъединяющих устройств при токах свыше 1 кА (где является током, который вызывает автоматически срабатывание разъединяющего устройства за время, определяемое согласно приложению А).

18.2.3 Применение методов испытаний для TN-систем питания

Испытания по методу 1 в соответствии с 18.2.2 могут быть проведены для каждой цепи защитного заземления машины.

Если для измерений выбран метод 2 в соответствии с 18.2.2, то ему должны предшествовать испытания по методу 1.

Примечание — Нарушение проводимости защитных цепей заземления может привести к опасной ситуации для испытателя и другого персонала либо к повреждениям электрического оборудования во время проверки сопротивления контура короткого замыкания.

Необходимые виды испытаний для машин различного текущего состояния (монтажной готовности) указаны в таблице 9. Таблицу 10 следует использовать для определения текущего состояния машины (монтажная готовность).

Таблица 9 — Применение различных методов испытаний для TN-систем

Текущее состояние машины

Испытания на месте

Электрооборудование машины собрано и подключено на месте, но непрерывность защитных цепей не подтверждена

Метод 1 и метод 2 (см. 18.2.2).

Исключение — Если предварительными расчетами производителя полного и активного сопротивления цепи короткого замыкания верны и если:

— поперечные сечения и длины проводников на смонтированном оборудовании соответствуют расчетным и

— подтверждается, что полное сопротивление цепи меньше или эквивалентно расчетному.

Метод 1 (см. 18.2.2) для подключенного защитного заземляющего проводника и контроля подключения силового питания и внешнего защитного проводника к РЕ-зажиму машины является достаточным

Машина, имеющая подтверждения о проверке непрерывности защитных цепей (см. 18.1) путем испытания по методу 1 или 2, но у этой машины длины защитных цепей превышают длины кабелей, приведенных в таблице 10

Метод 2 (см. 18.2.2)

Исключение — Если имеется подтверждение того, что полное входное сопротивление внешней сети меньше или равно тому значению, которое было принято при расчетах, или когда испытания проводились по методу 2, нет необходимости испытывать наружные цепи отдельно для подтверждения соединений:

Вариант В1) Машина полностью смонтирована и не будет демонтирована для транспортирования

при варианте В1) питающей сети, а также соединения внешнего провода защиты с РЕ-зажимом машины;

Вариант В2) Машину демонтируют для транспортирования, однако непрерывность защитных цепей обеспечена после разборки, транспортирования и последующей сборки, например, с помощью разъемных соединений

при варианте В2) питающей сети, а также соединения внешнего провода защиты с РЕ-зажимом машины и всех соединений защитных проводников, которые были отключены при разборке для транспортирования

Машина, имеющая подтверждение о проверке непрерывности защитных цепей (18.1) путем испытаний по методам 1 и 2 (см. 18.2.2), но у этой машины длины защитных цепей не превышают длины кабелей, приведенные в таблице 10.

Вариант С1) Машина полностью смонтирована и не будет демонтирована для транспортирования

Нет необходимости испытывать на месте установки. Для машины, которая не подключается к питающей сети с помощью разъемных соединений, правильность ввода и подключения внешнего проводника защиты к РЕ-зажиму машины определяется визуальным осмотром

Вариант С2) Машину демонтируют для транспортирования, однако непрерывность защитных цепей обеспечена после разборки, транспортирования и последующей сборки, например, с помощью разъемных соединений.

При варианте С2) в документации по установке оборудования должны быть указаны требования о визуальном контроле за правильностью подключения всех защитных проводников, отключаемых для транспортирования

Таблица 10 — Значения максимальной длины кабеля для каждого защитного устройства под нагрузкой

Входное сопро-
тивление защит-
ного устро-
йства, мОм

Площадь попе-
реч-
ного сечения, мм

Номи-
нальное значе-
ние уставки устрой-
ства
, A

Предохра-
нители с временем отключения плавкой вставки 5 с (МЭК 60898)

Предохра-
нители с временем отключения плавкой вставки 0,4 с (МЭК 60898)

Автоматический выключатель с характе-
ристикой В ГОСТ Р МЭК 60204-1-2007 Безопасность машин
со временем отключения
0,1 с

Автоматический выключатель
с характе-
ристикой С
ГОСТ Р МЭК 60204-1-2007 Безопасность машин
со временем отключения
0,1 с

Регулируемый автома-
тический выключатель при ГОСТ Р МЭК 60204-1-2007 Безопасность машинсо временем отключения
0,1 с

Максимальная длина кабеля в м, для каждого защитного устройства
под нагрузкой

Строительные машины. Общие требования безопасности при эксплуатации

ГОСТ Р МЭК 60204-1-2007 Безопасность машин

ГОСТ Р МЭК 60204-1-2007 Безопасность машин

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. При эксплуатации экскаваторов и других строительных машин должны быть выполнены требования, обеспечивающие предупреждение или снижение воздействия на работающих следующих опасных и вредных производственных факторов:

  • движущихся машин, их рабочих органов и частей, а также перемещаемых машинами изделий, конструкций, материалов;
  • обрушивающихся грунтов и горных пород;
  • разрушающихся конструкций машин;
  • повышенной загазованности, запыленности и влажности воздуха рабочей зоны;
  • повышенного значения напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
  • расположения рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола);
  • повышенной или пониженной температуры воздуха на рабочем месте;
  • повышенной скорости ветра в рабочей зоне машины;
  • повышенного уровня вибрации на рабочем месте;
  • повышенного уровня шума в рабочей зоне;
  • недостаточной видимости рабочей зоны из кабины машиниста;
  • физических и нервно-психических перегрузок машинистов.

1.2. Безопасность процесса эксплуатации экскаваторов и других строительных машин должна обеспечиваться:

  • использованием машин в соответствии с проектом производства работ (технологическими картами), содержащим решения по выбору типа машин и места их установки и (или) схемы движения машин с учетом особых условий работы машин вблизи линий электропередачи, выемок, по применению ограждающих и сигнальных устройств для ограничения доступа работающих в опасную зону машины, использованию средств связи для согласования действий машиниста с рабочими, а также другие меры по предупреждению воздействия на работающих опасных и вредных производственных факторов, указанных в п.1.1, организацией, производящей работы;
  • поддержанием работоспособного состояния машины в соответствии с требованиями эксплуатационной и ремонтной документации организацией, на балансе которой она находится, а при передаче машин во временное пользование — организацией, определяемой договором на передачу;
  • обучением работающих безопасности труда в соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.004-79;
  • применением работающими средств индивидуальной защиты.

1.3. К управлению, техническому обслуживанию и ремонту экскаваторов и других строительных машин допускаются лица, прошедшие обучение по ГОСТ 12.0.004-79 и имеющие право на выполнение работы, соответствующей их квалификации.

1.4. При эксплуатации экскаваторов и других строительных машин следует руководствоваться ГОСТ 25646-83, ГОСТ 12.1.013-78, настоящим стандартом, стандартами на технологические процессы с использованием машин, правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей и правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Госэнергонадзором, а также требованиями эксплуатационной и ремонтной документации по предупреждению воздействия на работающих опасных и вредных производственных факторов, указанных в пп. 1.1.

1.5. Пояснения терминов, используемых в настоящем стандарте, даны в справочном приложении 2.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЭКСКАВАТОРОВ И ДРУГИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН

2.1. К использованию допускаются экскаваторы и другие строительные машины в работоспособном состоянии. Перечень неисправностей и предельных состояний, при котором запрещается эксплуатация машин, определяется эксплуатационной документацией.

2.2. При выборе типа машин для производства работ необходимо, чтобы техническая характеристика машины соответствовала параметрам технологического процесса и условиям работ.

2.3. Использование машин следует осуществлять, если температура окружающего воздуха, скорость ветра и влажность соответствуют значениям, указанным в эксплуатационной документации на машину.

2.4. До начала работ с использованием машин необходимо определить рабочую зону машины, границы опасной зоны, средства связи машиниста с рабочими, обслуживающими машину, и машинистами других машин.

2.5. При использовании экскаваторов и других строительных машин должна быть обеспечена обзорность рабочей зоны с рабочего места машиниста. В том случае, когда машинист, управляющий машиной, не имеет достаточного обзора или не видит рабочего (специально выделенного сигнальщика), подающего ему сигналы, между машинистом и рабочим (сигнальщиком) необходимо устанавливать двустороннюю радиосвязь или телефонную связь.

2.6. Рабочая зона машины в темное время суток должна быть освещена. Нормы освещенности в соответствии с правилами по проектированию электрического освещения строительных площадок, утвержденными Госстроем СССР.

2.7. При использовании экскаваторов и других строительных машин в режимах, установленных эксплуатационной документацией, уровни шума, вибрации, запыленности, загазованности не должны превышать значений, установленных ГОСТ 12.1.003-83, ГОСТ 12.1.012-78, ГОСТ 12.1.005-76.

2.8. Использование машин в охранных зонах электропередачи в соответствии с ГОСТ 12.1.013-78.

Установка и работа стреловых самоходных кранов вблизи линий электропередачи должны производиться в соответствии с правилами устройства и безопасности эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденных Госгортехнадзором СССР.

2.9. При выполнении взрывных работ машины должны быть удалены на безопасное от места взрыва расстояние, определяемое проектом производства работ и требованиями безопасности при взрывных работах, утвержденными Госгортехнадзором СССР.

Работающие должны быть удалены из машин в специальные укрытия.

2.10. При необходимости использования машин в экстремальных условиях (срезка грунта на уклоне, расчистка завалов) следует применять машины, оборудованные средствами защиты, предупреждающими воздействие на работающих опасных производственных факторов, возникающих в указанных условиях.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И ТЕКУЩЕМ РЕМОНТЕ ЭКСКАВАТОРОВ И ДРУГИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН

3.1. Требования безопасности при техническом обслуживании и текущем ремонте строительных машин — согласно п. 1.4.

При выполнении ремонта и технического обслуживания базовых автомобилей строительных машин требования безопасности — по ГОСТ 12.3.017-79.

3.2. Техническое обслуживание и текущий ремонт машин следует осуществлять в оборудованных помещениях или площадках. Для производства технического обслуживания и ремонта в условиях эксплуатации машина должна быть выведена из рабочей зоны.

3.3. Допустимые уровни шума на рабочих местах — по ГОСТ 12.1.003-83, допустимые уровни вибрации — по ГОСТ 12.1.012-78, воздух рабочей зоны — по ГОСТ 12.1.005-76.

3.4. Пожарная безопасность на рабочих местах должна обеспечиваться в соответствии с ГОСТ 12.1.004-85 и правилами пожарной безопасности для промышленных предприятий, утвержденными Главным управлением пожарной охраны МВД СССР.

Заправка машин должна производиться закрытым способом в специально отведенных местах.

Смазочные, лакокрасочные и легковоспламеняющиеся материалы следует хранить отдельно друг от друга в специально оборудованных складских помещениях или площадках.

3.5. Рабочие места при техническом обслуживании и текущем ремонте машин должны быть оборудованы комплектом работоспособных ручных машин (инструмента), приспособлений, инвентаря, грузоподъемными машинами и средствами пожаротушения.

3.6. Техническое обслуживание и ремонт машин следует осуществлять только после остановки машины, выключения двигателя (привода) при исключении возможности случайного пуска двигателя, самопроизвольного движения машины и ее частей, снятия давления в гидро- и пневмосистемах, кроме случаев, которые допускаются эксплуатационной и ремонтной документацией.

Пользование открытым огнем для разогрева агрегатов и узлов не допускается.

3.7. Части машин, перемещающиеся под действием собственной массы при техническом обслуживании и ремонте, должны быть заблокированы механическим способом или опущены на опору с целью исключения их самопроизвольного перемещения.

3.8. При техническом обслуживании машин с электроприводом должны быть приняты меры, не допускающие случайной подачи напряжения на ремонтируемое оборудование. Плавкие вставки предохранителей в цепях питания токоприемников должны быть вынуты, пусковые устройства закрыты на замок и на них вывешены запрещающие знаки безопасности с поясняющей надписью «не включать — работают люди».

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВАНИИ И ХРАНЕНИИ ЭКСКАВАТОРОВ И ДРУГИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН

4.1. Транспортирование экскаваторов и других строительных машин железнодорожным, водным и воздушным транспортом следует осуществлять в соответствии с правилами, действующими на транспорте указанных видов.

При перемещении машин своим ходом, на буксире или на транспортных средствах по дорогам общего назначения должны быть соблюдены правила дорожного движения, утвержденные МВД СССР.

При транспортировании машин через естественные препятствия или искусственные сооружения, а также в условиях, не предусмотренных эксплуатационной документацией, должен быть разработан проект производства работ, содержащий технические и организационные решения по безопасному транспортированию машины.

4.2. При подготовке экскаваторов и других строительных машин к транспортированию или длительному хранению необходимо:

  • в процессе монтажа и демонтажа машин перемещение сборочных единиц выполнять с применением грузоподъемных устройств, оснащенных грузозахватными приспособлениями, обеспечивающими устойчивость перемещаемого груза;
  • очистку, мойку машин и нанесение защитных покрытий выполнять с обязательным применением работающими средств индивидуальной защиты, используя пожаробезопасные технические моющие средства.

4.3. При хранении машина должна быть поставлена на подкладки, применены башмаки (упоры), исключающие ее самопроизвольное перемещение, навесное оборудование должно быть опущено до упора, а также выполнены другие мероприятия, предусмотренные эксплуатационной и ремонтной документацией.

4.4. При хранении машин в межсменное время, организации кратковременного (от десяти дней до 2 мес.) и длительного хранения (свыше 2 мес.) должны быть предусмотрены меры, обеспечивающие пожарную безопасность машины.

5. ТРЕБОВАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ РАБОТАЮЩИХ

5.1. Работающие должны обеспечиваться средствами индивидуальной защиты, выдаваемыми им в соответствии с нормами, утвержденными в установленном порядке.

Средства коллективной защиты, установленные на машине, должны отвечать конструкторской документации на машину.

6. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ТРЕБОВАНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ

6.1. Контроль за техническим состоянием строительных машин должен осуществляться в соответствии с ГОСТ 25646-83.

6.2. Контроль за обучением работающих правилам техники безопасности при производстве работ должен проводиться в порядке, установленном ГОСТ 12.0.004-79 и строительными нормами и правилами по технике безопасности в строительстве.

6.3. Контроль вибрационных характеристик машин — по ГОСТ 12.1.012-78.

6.4. Контроль шумовых характеристик машин — по ГОСТ 12.1.023-80 или ГОСТ 12.4.095-80 в зависимости от типа машины.

6.5. Контроль требований пожарной безопасности — по ГОСТ 12.1.004-76.

6.6. Контроль за концентрацией вредных веществ и параметров микроклимата воздуха рабочей зоны — по ГОСТ 12.1.005-76.

6.7. Контроль требований электробезопасности — по ГОСТ 12.1.013-78.

Приложение 1 Справочное

ПЕРЕЧЕНЬ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН, ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ КОТОРЫХ ДОЛЖНЫ БЫТЬ УЧТЕНЫ ТРЕБОВАНИЯ НАСТОЯЩЕГО СТАНДАРТА

  • Экскаваторы одноковшовые.
  • Экскаваторы многоковшовые.
  • Экскаваторы-планировщики.
  • Бульдозеры.
  • Скреперы.
  • Автогрейдеры.
  • Грейдер-элеваторы.
  • Комплект машин для скоростного строительства автодорог.
  • Машины бурильно-крановые.
  • Машины горизонтального бурения.
  • Погрузчики одноковшовые.
  • Бетононасосы.
  • Автобетоносмесители.
  • Автобетононасосы.
  • Автоцементовозы.
  • Краны автомобильные.
  • Краны на спецшасси автомобильного типа.
  • Краны пневмоколесные.
  • Краны короткобазовые.
  • Краны гусеничные.
  • Краны на тракторах.
  • Краны козловые.
  • Краны башенные.
  • Краны стреловые рельсовые.
  • Подъемники грузовые и грузопассажирские.
  • Строительные лебедки.
  • Трубоукладчики.
  • Автогидроподъемники.
  • Вышки автомобильные.
  • Распределители дорожно-строительных материалов.
  • Асфальтосмесители.
  • Авсфальтоукладчики.
  • Катки дорожные.
  • Оборудование для свайных работ.
  • Трамбовки.

Приложение 2
Справочное

ПОЯСНЕНИЯ ТЕРМИНОВ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ В НАСТОЯЩЕМ СТАНДАРТЕ

Рабочая зона машины — пространство, в котором осуществляется перемещение машины и ее рабочего органа в процессе работы.

Опасная зона машины — пространство, в пределах которого постоянно действуют или потенциально могут действовать опасные и вредные производственные факторы, возникающие в процессе эксплуатации строительных машин.

Наши группы в Telegram, Viber. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией в WhatsApp!

Источник Источник http://focdoc.ru/article/a-1452-19.html
Источник Источник Источник http://exkavator.ru/main/news/inf_news/123446_stroitelnie_mashini_obshie_trebovaniya_bezopasnosti_pri_eksplyatacii.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожее

Модульная АГНКС. Революция в газовом оборудовании

Автомобильные газонаполнительные комплексы (АГНКС) становятся неотъемлемой частью современной инфраструктуры, способствуя переходу на более экологичные виды топлива. В рамках этой эволюции, модульные АГНКС выходят на передовой, предлагая инновационные решения и преимущества. Давайте рассмотрим, как эти системы меняют отрасль и в чем заключаются их основные преимущества. Преимущества Модульных АГНКС Модульные АГНКС предлагают ряд ключевых преимуществ, которые делают […]

Помощь системы ABS в управлении автомобилем

Помощь системы ABS в управлении автомобилем

Антиблокировочная тормозная система (ABS) — это электронная гидравлическая активная система защиты, которая поддерживает контролируемость и стабильность машины во время замедления, предотвращая блокирование колес. ABS исключительно действенная в пути с низким показателем сцепления, и в непогоду (гроза, лед). Анализ АБС — Antilock Brake System, которое буквально значит «антиблокировочная тормозная система». Посмотрим особенность процесса, важные элементы, а […]

Яндекс.Метрика