ГОСТ Р МЭК 1029-2-4-96 Машины переносные электрические

ГОСТ Р МЭК 1029-2-4-96 Машины переносные электрические. Частные требования безопасности и методы испытаний настольных шлифовальных машин

ГОСТ Р МЭК 1029-2-4-96

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАШИНЫ ПЕРЕНОСНЫЕ
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ

ЧАСТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
И МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
НАСТОЛЬНЫХ ШЛИФОВАЛЬНЫХ МАШИН

ГОССТАНДАРТ РОССИИ

1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН ТК 262 «Инструмент механизированный и ручной»

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 20.02.96 № 71

3 Настоящий стандарт содержит полный аутентичный текст международного стандарта МЭК 1029-2-4-93 «Безопасность переносных электрических машин. Часть 2. Частные требования к настольным шлифовальным машинам»

ГОСТ Р МЭК 1029-2-4-96

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАШИНЫ ПЕРЕНОСНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ

Частные требования безопасности и методы испытаний настольных шлифовальных машин

Electric transportable tools.

Particular safety requirements and test methods of bench grinders

Дата введения 1997-01-01

В стандарте методы испытаний выделены курсивом.

Требования стандарта являются обязательными.

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

По ГОСТ Р МЭК 1029-1 со следующим изменением

Замена первого абзаца.

Настоящий стандарт распространяется на переносные настольные шлифовальные машины с диаметром шлифовального круга не более 200 мм, с окружной скоростью не выше 50 м/с в соответствии с определением по 3.101.

1 — плоский шлифовальный круг, 2 — чашечный цилиндрический шлифовальный круг, 3 — фланец, 4 — рабочий упор, 5 — прозрачный экран, 6 — защитный кожух плоского шлифовального круга, 7 — мундштук для удаления пыли, 8 — устройство включения/отключения, 9 — ручка, 10 — искрогаситель, 11 — защитный кожух чашечного шлифовального круга, 12 — маркировочная табличка

Рисунок 101 — Настольная шлифовальная машина

Примечание — Рисунок приводится только для справки

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ

По ГОСТ Р МЭК 1029-1 со следующим изменением

Нормальная нагрузка — нагрузка при непрерывной работе машины, когда крутящий момент на шпинделе имеет такое значение, при котором потребляемая мощность (в ваттах) равна номинальной потребляемой мощности.

3.101 Настольная шлифовальная машина — машина, предназначенная для шлифования металла и подобного ему материала с помощью одного или двух закрепленных на шпинделе машины вращающихся шлифовальных кругов, расположенная в надлежащем для такой работы месте, а подача обрабатываемого изделия осуществляется вручную.

3.102 Дополнительное приспособление — устройство или деталь иная чем шлифовальные круги, предназначенные для установки на шлифовальную машину вместо шлифовальных кругов и приведения во вращение шпинделем машины.

3.103 Шпиндель машины — вал электродвигателя шлифовальной машины, несущий на себе и передающий вращение на шлифовальные круги.

3.104 Мундштук для удаления пыли — устройство, позволяющее подключить настольную машину к системе пылеотсоса.

3.105 Защитный кожух шлифовальной машины — устройство, частично закрывающее шлифовальный круг с целью защиты оператора от случайного контакта с кругом при нормальной эксплуатации и от летящих осколков в случае разрушения шлифовального круга.

3.106 Фланцевый узел — устройство для зажимного крепления шлифовального круга к шпинделю машины. Фланцы могут быть:

— плоские фланцы с центральной выемкой;

— фланцы со ступицей.

3.107 Плоский фланец — фланцевый узел, состоящий из опорного фланца с креплением к шпинделю машины и затяжного (или подвижного) фланца.

3.108 Переходный фланец — фланцевый узел с центральной затяжкой, состоящий из опорного фланца с креплением к шпинделю машины, расположенного по центру шлифовального круга и соосного с ним, и затяжного (или подвижного) фланца, который прижимает круг к опорному фланцу независимо от шпинделя машины.

3.109 Мягкая прокладка — податливый сжимаемый материал, который помещают между шлифовальным кругом и фланцами с целью возможно более равномерного распределения давления, воспринимаемого кругом, а также с целью уменьшения риска проскальзывания круга между фланцами.

3.110 Плоский кругодержатель — плоский держатель, обычно выполненный из металла, предназначенный служить в качестве опоры и приводить во вращение цилиндрический чашечный шлифовальный круг либо сегменты шлифовального круга, работающие своей боковой поверхностью.

3.111 Рабочий упор — поверхность или устройство, предназначенное служить в качестве опоры или поддерживать обрабатываемое изделие.

3.112 Окружная скорость — линейная окружная скорость шлифовального круга при работе.

3.113 Частота вращения — число оборотов в единицу времени.

4 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

5 ИСПЫТАНИЯ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

6 НОМИНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ

7 КЛАССИФИКАЦИЯ

8 МАРКИРОВКА

По ГОСТ Р МЭК 1029-1 со следующим изменением

— окружная рабочая скорость шлифовального круга, м/с;

— частота вращения, об/мин, или диапазон частот вращения в соответствии с номинальным диапазоном частот;

— максимальный диаметр используемого шлифовального круга D .

Направление вращения шлифовального круга указывают на машине с помощью стрелки выпуклой или выдавленной, или нанесенной другим не менее заметным и устойчивым на стирание способом.

Руководство по эксплуатации или информационный листок должно содержать сведения, необходимые для безопасной эксплуатации настольной шлифовальной машины, например, указания по приемам работы, по замене шлифовального круга, техническому обслуживанию, сборке, транспортированию и т.п.

Должны быть приведены также следующие указания:

— работать с защитными очками;

— не применять поврежденные или требующие правки шлифовальные круги;

— чаще выполнять регулировку искрогасителя с целью компенсации износа круга; при этом стараться, чтобы зазор между ограждением и кругом был как можно меньше и не превышал 2 мм;

— постепенно регулировать положение рабочего упора с целью компенсации износа круга, при этом стараться, чтобы зазор между этим упором и кругом был как можно меньше и не превышал 2 мм;

— как подсоединить пылесборное устройство, если оно имеется;

— рекомендуемые значения толщины круга Т и диаметра отверстия для настольных шлифовальных машин с плоскими фланцами;

— предельное значение износа по толщине для рабочих упоров.

Примечание — Допускается иллюстрировать режимы работы посредством эскизов и т.п.

9 ЗАЩИТА ОТ ПОРАЖЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТОКОМ

10 ПУСК

11 ПОТРЕБЛЯЕМЫЕ МОЩНОСТЬ И ТОК

12 НАГРЕВ

13 ТОК УТЕЧКИ

14 ПОДАВЛЕНИЕ РАДИО- И ТЕЛЕПОМЕХ

15 ЗАЩИТА ОТ ПРОНИКНОВЕНИЯ ПОСТОРОННИХ ТВЕРДЫХ ТЕЛ И ВЛАГОСТОЙКОСТЬ

16 СОПРОТИВЛЕНИЕ ИЗОЛЯЦИИ И ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ПРОЧНОСТЬ

17 НАДЕЖНОСТЬ

18 НЕНОРМАЛЬНЫЙ РЕЖИМ РАБОТЫ

19 УСТОЙЧИВОСТЬ И МЕХАНИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

По ГОСТ Р МЭК 1029-1 со следующим изменением

Настольные шлифовальные машины должны быть оборудованы соответствующей системой защитных ограждений, которые нельзя снять без помощи инструмента.

Эта система ограждений должна удовлетворять требованиям 19.1.101.

Примечание — Допускается обеспечивать необходимую степень механической безопасности другими средствами при условии, что они так же эффективны и надежны, как и указанные в настоящем стандарте.

Настольные шлифовальные машины должны быть оборудованы защитными кожухами, которые оставляют незакрытой только часть шлифовального круга, как показано на рисунке 102. Конструкция кожуха должна обеспечивать его механическую стойкость при случайном разрушении шлифовальных кругов.

Кожухи должны закрывать фланцы и концы шпинделя.

Конструкция кожухов должна исключать возможность применения шлифовального круга диаметром, превышающим максимальный (указанный на машине) более чем в 1,07 раз.

Ограждающий кожух должен удовлетворять приведенным ниже требованиям.

Минимальная толщина защитных кожухов, предназначенных для ограждения плоских и цилиндрических чашечных шлифовальных кругов, при условии, что эти кожухи выполнены из стали с временным сопротивлением разрыву не менее 200 Па и что толщина шлифовального круга составляет менее 0,15 его диаметра, должна иметь указанные ниже значения:

— при окружных скоростях не более 35 м/с минимальная толщина периферической части кожуха должна составлять 2 мм для кругов номинальным диаметром менее 200 мм и 2,5 мм — для кругов номинальным диаметром 200 мм.

Минимальная толщина боковой стенки кожуха должна составлять 1,5 мм для кругов номинальным диаметром менее 200 мм и 2,5 мм — для кругов номинальным диаметром 200 мм;

— при окружных скоростях св. 35 м/с минимальная толщина периферической части кожуха должна составлять 2 мм для кругов номинальным диаметром менее 200 мм и 4 мм — для кругов номинальным диаметром 200 мм.

Минимальная толщина боковой стенки кожуха должна составлять 1,5 мм для кругов номинальным диаметром менее 200 мм и 4 мм — для кругов номинальным диаметром 200 мм.

Эти размеры учитывают прочность, необходимую для сопротивления вибрации, для обеспечения надежной фиксации рабочего упора, экрана и искрогасителя.

Примечание — Для других материалов и размеров шлифовальных кругов изготовитель должен гарантировать стойкость защитного кожуха путем выполнения указанных ниже испытаний

1 шлифовальный круг, 2 — защитный кожух, 3 — боковые стенки кожуха, 4 — периферическая часть кожуха, 5 — фланцы, Р — толщина периферической части кожуха, J — толщина боковых стенок кожуха, L — ширина кожуха, R — внутренний радиус кожуха

Условия испытаний

Для испытаний защитного кожуха шлифовального круга берут образец, условия эксплуатации и сборки которого соответствуют его назначению.

Предпочтительно, чтобы испытуемым образцом являлась сама машина либо, ваш этой машины нет, другая машина, у которой шпиндель электродвигателя идентичен шпинделю исходной машины.

Защитный кожух должен быть снабжен дополнительными приспособлениями, если они имеются.

Испытания образца проводят на ходу, причем шлифовальный круг должен вращаться с максимальной частотой, указанной для нормальной эксплуатации.

Учитывая опасность данного испытания испытуемый образец должен быть установлен в защитной камере и должны быть предприняты все меры, исключающие риск.

В то время, как образец работает в указанных выше условиях, вращающийся шлифовальный круг разбивают выстрелом в «точку удара№, расположенную на биссектрисе угла открытого сектора кожуха, как можно ближе к фланцу, с тем, чтобы добиться полного разрушения шлифовального круга.

Условия стрельбы:

— испытуемый образец должен быть снабжен шлифовальным кругом такой же конструкции, что и круг, используемый для испытаний, и поставлен в те же условия;

— стреляют в «точку удара», установленную заранее.

Другие условия стрельбы (форма патрона, расстояние, заряд) для данного испытания должны быть такими, чтобы гарантировалось полное разрушение шлифовального круга.

19.1.101.2 Отверстия в защитных кожухах

19.1.101.2.1 Угол открытого сектора кожуха должен составлять не более 65° в зоне выше горизонтальной плоскости, проходящей через центр шлифовального круга.

Ниже этой плоскости размер Н открытой части кожуха должен быть меньше 0,2 D (рисунок 103), но в любом случае суммарный угол открытого сектора круга должен быть не более 90°.

1 — шлифовальный круг, 2 — защитный кожух круга, 3 — рабочий упор, 4 — мундштук для удаления пыли, 5 — прозрачный экран, 6 — ограждение оси, 7 искрогаситель, 8 — рабочая зона круга, 9 — обрабатываемое изделие, Р — толщина периферической части кожуха, J — толщина боковых стенок кожуха, S — внутреннее сечение мундштука, D — максимальный наружный диаметр круга, Е — зазор между искрогасителем и кругом, F — зазор между рабочим упором и кругом

19.1.101.2.2 Для шлифовальных машин, снабженных цилиндрическими чашечными кругами и имеющих симметричную форму отверстия в передней поверхности кожуха, высота отверстия в кожухе должна составлять не более 0,4 D над горизонтальной плоскостью, проходящей через ось круга (рисунок 104 а).

Размер Н отверстия в кожухе, измеряемый ниже горизонтальной плоскости, проходящей через ось круга, должен составлять не более 0,2 D (рисунок 104b).

19.1.101.2.3 Ширина отверстия в периферической части кожуха должна быть достаточной для того, чтобы шлифовальным кругом можно было пользоваться, пока он не износится.

1 — шлифовальный круг, 2 — защитный кожух круга, 3 — рабочий упор, 4 — мундштук для удалении пыли, 5 — прозрачный экран, Р — толщина периферической части кожуха, J — толщина боковых стенок кожуха, S — внутреннее сечение мундштука, D — максимальный наружный диаметр круга, F — зазор между рабочим упором и кругом, l — толщина круга

Рисунок 104 — Шлифовальная машина, снабженная цилиндрическими чашечными кругами

19.1.101.2.4 Для всех типов шлифовальных кругов зазор между кругом и кожухом должен быть возможно меньше, однако с целью обеспечения удаления пыли должно быть предусмотрено отверстие для воздуха.

Шлифовальные машины с плоскими шлифовальными кругами должны быть оборудованы искрогасителем, ограничивающим вылет из защитного кожуха искр и частиц круга. Он служит также для более полного сбора пыли.

Искрогаситель должен быть расположен у верхней части защитного кожуха круга, соосно с периферической поверхностью круга. Он представляет собой устройство, закрепляемое либо к ограждению, перекрывающему кожух круга по всей ширине, либо к самому кожуху круга.

Зазор Е между искрогасителем и шлифовальным кругом должен быть регулируемым, его максимальный размер не должен превышать 5 мм в соответствии с износом круга (рисунок 103).

Настольные шлифовальные машины должны быть оборудованы рабочими упорами, обычно расположенными горизонтально.

Рабочий упор должен быть регулируемым, чтобы можно было по мере износа круга бесступенчато менять расстояние F , которое не должно превышать 2 мм (см. рисунки 103 и 104).

Регулировка рабочих упоров не должна вызывать затруднений, а устройство их фиксации должно обеспечивать жесткое закрепление подвижной части.

Если настольная шлифовальная машина снабжена наклоняемым рабочим упором, то конструкция должна допускать только наклон упора вниз, а отклонение рабочего упора вверх должно быть исключено (рисунок 105).

Рисунок 105 — Настольная шлифовальная машина с наклоняемым рабочим упором

В таблице 101 приведены минимальные размеры фланцев, выполненных из стали или иного материала с временным сопротивлением разрыву не менее 430 МПа или изготовленных из металлокерамического материала с временным сопротивлением разрыву не менее 500 МПа; размеры фланцев указаны в зависимости от диаметра шлифовального круга, толщина которого не превышает 0,15 его диаметра.

Минимальный наружный диаметр фланца df

Минимальная ширина контактной поверхности r

Минимальная толщина плоской части фланца Р

Минимальная толщина конической части фланца F

http://docplan.ru/Data2/1/4294818/4294818178.htm

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожее

Предупреждающие знаки дорожного движения: пояснения

ПДД про знаки предупреждающие об опасности На всех автодорогах и трассах России присутствуют специальные обозначения. В обязанности водителя входит знание и соблюдение всех запрещающих, предписывающих и предупреждающих знаков. В пособиях по ПДД достаточно подробно расписывается их значение, но здесь речь пойдёт преимущественно о знаках, предупреждающих об опасности. Их соблюдение предостерегает автомобилистов от угрозы, которая ожидает […]

Экологический класс автомобиля: как узнать, таблица, законы | Авто Премиум Citroёn

Экологический класс автомобиля: как узнать, таблица, законы Вопросы, рассмотренные в материале: Что значит экологический класс автомобиля С чего начался «экологический автомобильный переход» в России Какие бывают экологические классы автомобилей Как узнать экологический класс автомобиля Какие изменения имеются по экологическим классам автомобилей с 2018 года Что известно про экологический налог Поскольку Россия является одной из стран-участниц […]