ГОСТ Р ИСО 14122-2-2010 Безопасность машин

ГОСТ Р ИСО 14122-2-2010 Безопасность машин. Средства доступа к машинам стационарные. Часть 2. Рабочие площадки и проходы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ГОСТ Р ИСО 14122-2-2010 Безопасность машин

НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТ Р ИСО
14122-2-2010

Безопасность машин

СРЕДСТВА ДОСТУПА К МАШИНАМ
СТАЦИОНАРНЫЕ

Рабочие площадки и проходы

ISO 14122-2:2001

Safety of machinery — Permanent means of access to machinery —
Part 2: Working platforms and walkways

ГОСТ Р ИСО 14122-2-2010 Безопасность машин

Стандартинформ

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом «Экспериментальный научно-исследовательский институт металлорежущих станков» (ОАО «ЭНИМС») на основе собственного аутентичного перевода на русский язык стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 70 «Станки»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 ноября 2010 г. № 773-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 14122-2:2001 «Безопасность машин. Постоянные средства доступа к машинам. Часть 2. Рабочие платформы и мостики» (ISO 14122-2:2001 «Safety of machinery — Permanent means of access to machinery — Part 2: Working platforms and walkways»).

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004.

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных европейских региональных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации и межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользованияна официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Настоящий стандарт — это 2-я часть серии стандартов «Безопасность машин. Постоянные средства доступа к машинам». Стандарты этой серии имеют следующие наименования:

— часть 1. Выбор стационарных средств доступа между двумя уровнями;

— часть 2. Площадки для работы и проходы;

— часть 3. Лестницы наклонные и поручни; -часть4. Лестницы вертикальные.

Настоящий стандарт учитывает требования европейского регионального стандарта ЕН 292-2, приложение А, разделы 1.5.15 «Опасность поскользнуться, споткнуться или упасть» и 1.6.2 «Доступ к рабочему месту и местам обслуживания» и другие существенные требования безопасности, содержащиеся в этом приложении, а также стандарта ЕН ИСО 12100-2:2003, который заменил ЕН 292-2 в части пункта 5.5.6 «Меры по безопасному доступу к машинам».

Положения настоящего стандарта могут быть дополнены или изменены стандартом типа С.

Примечание 1 — Для машин, на которые распространяется стандарт типа С и которые спроектированы и изготовлены в соответствии с положениями настоящего стандарта, положения стандарта типа С являются приоритетными по сравнению с положениями стандарта типа В.

Цель данного стандарта — конкретизировать общие требования по безопасному доступу к машинам, указанные в европейском региональном стандарте ЕН 292-2. В ЕН ИСО 14122-1 даны рекомендации по правильному выбору средств, если невозможен доступ к машине непосредственно с уровня земли или с пола.

Размеры, указанные в стандарте, согласованы с эргономическими требованиями ЕН 547-3 «Безопасность машин. Размеры тела человека. Часть 3. Антропометрические данные».

Примечание 2 — Требования настоящего стандарта распространяются также на лестницы, изготовленные из неметаллических материалов (композитов, так называемых материалов с улучшенными свойствами и т.п.).

Настоящий стандарт содержит информацию, которую изготовитель должен предоставить в распоряжение пользователя.

ГОСТ Р ИСО 14122-2-2010

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Безопасность машин

СРЕДСТВА ДОСТУПА К МАШИНАМ СТАЦИОНАРНЫЕ

Рабочие площадки и проходы

Safety of machinery. Permanent means of access to machinery. Part 2. Working platforms and walkways

Дата введения — 20110701

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на все машины (стационарные или передвижные), которые должны быть оборудованы стационарными средствами доступа.

Настоящий стандарт применим к площадкам для работы и проходам, которые рассматриваются как часть машины.

Настоящий стандарт может также применяться к площадкам для работы и проходам в той части здания, где установлена машина, если основная функция этой части здания состоит в обеспечении доступа к машине.

Примечание — Настоящий стандарт может быть применен также для средств доступа, не входящих в область применения настоящего стандарта. В таких случаях следует принимать во внимание возможные соответствующие национальные стандарты или другие нормативные документы.

Настоящий стандарт применим также для проходов и площадок для работы, характерных для машин, в которых они не фиксируются постоянно, а могут быть удалены и приставлены для некоторых операций (например, для смены деталей в больших прессах).

Настоящий стандарт не применяется к лифтам, передвижным подъемным платформам и другим устройствам, предназначенным специально для подъема лиц между двумя уровнями.

Значительные опасности, на которые распространяется настоящий стандарт, см. в ЕН ИСО 14122-1, раздел 4.

Настоящий стандарт применяется к машинам, изготовленным после даты его введения.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы датированные и недатированные ссылки на европейские региональные стандарты. При датированных ссылках последняя редакция европейских региональных стандартов или изменения к ним могут быть действительны для настоящего стандарта только после введения изменений к настоящему стандарту или путем подготовки новой редакции настоящего стандарта.

При недатированных ссылках действительно последнее издание приведенного ссылочного стандарта, включая изменения.

ЕН 292-1:1991 (ИСО/ТО 12100-1) Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 1. Основные термины, методология (EN 292-1:1991 Safety of machinery — basic concepts, general principles for design — part 1: basic terminology, methodology)

EH 292-2/A1 (ИСО/ТО 12100-2) Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 2. Технические принципы и технические условия (EN 292-2:1991 Safety of machinery — basic concepts and general principles for design — technical principles and specifications)

ЕН 294 (ИСО 13857) Безопасность машин. Безопасные расстояния для предохранения верхних конечностей от попадания в опасную зону (EN 294:1992 Safety of machinery — safety distances to prevent danger zones from being reached by the upper limbs)

EH 547-1 Безопасность машин. Размеры тела человека. Часть 1. Принципы определения размеров проемов, обеспечивающих доступ человека к машине (EN 547-1:1996 Safety of machinery — Human body measurements — Part 1: Principles for determining the dimensions required for openings for whole body access into machinery)

EH 547-2 Безопасность машин. Размеры тела человека. Часть 2. Принципы определения размеров проемов для отдельных частей тела человека (EN 547-2:1997 Safety of machinery — Human body measurements — Part 2: Principles for determining the dimensions required for access openings)

EH 547-3 Безопасность машин. Размеры тела человека. Часть 3. Антропометрические данные (EN 547-3:1997 Safety of machinery — Human body measurements — Part 3: Anthropometric data)

EH 1070 Безопасность машин. Терминология (EN 1070 Safety of machinery — Terminology)

EH ИСО 14122-1 Безопасность машин. Постоянные средства доступа к машинам. Часть 1. Выбор неподвижных средств доступа между двумя уровнями (EN ISO 14122-1 Safety of machinery — Permanent means of access to machinery — Part 1: Choice of fixed means of access between two levels)

EH ИСО 14122-3:2001 Безопасность машин. Постоянные средства доступа к машинам. Часть 2. Лестницы, ступени и перила (EN ISO 14122-3 Safety of machinery — Permanent means of access to machinery — Part 3: Stairs, stepladders and guard-rails)

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ЕН 1070 и ЕН ИСО 14122-1, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 настил пола (flooring): Совокупность элементов, образующих пол прохода или площадки для работы, находящихся в прямом контакте с обувью.

3.2 проход (walkway): Горизонтальная поверхность, используемая для перемещения из одной точки в другую.

3.3 площадка для работы (working platform): Горизонтальная поверхность, используемая для эксплуатации, технического обслуживания, контроля, ремонта, испытания и других этапов работы, связанной с машинами.

3.4 поверхность, противодействующая скольжению (slip resistant surface): Поверхность настила пола, предназначенная для улучшения сцепления с обувью.

4 Общие требования

Проходы и площадки для работы должны отвечать следующим общим требованиям безопасности.

4.1 Общие положения

Площадки для работы и проходы должны быть спроектированы, изготовлены, размещены и, при необходимости, защищены таким образом, чтобы работник был в безопасности, когда он входит на рабочее место или находится на нем для эксплуатации, установки, контроля, ремонта и каких-либо других видов работ, связанных с машинами.

4.1.1 Конструкция и материалы

Рабочие места и проходы следует спроектировать, изготовить и подобрать для них материалы таким образом, чтобы они выдерживали предполагаемые условия эксплуатации. В частности, должны быть учтены, по меньшей мере, следующие факторы:

a) размеры и элементы конструкции (включая крепеж, соединительные детали, опоры и фундамент) должны обеспечивать устойчивость и не должны иметь острых кромок;

b) сопротивление всех элементов конструкции воздействию окружающей среды (таких, как климат, химические факторы, едкие газы), например, путем использования антикоррозионных материалов или с помощью соответствующих защитных покрытий;

c) расположение элементов конструкции таким образом, чтобы вода не могла скапливаться, например, в местах соединений;

d) использование совместимых материалов, чтобы, например, минимизировать гальваническую активность или различное тепловое расширение;

e) размеры проходов и площадок для работы должны быть согласованы с действующими антропометрическими данными (см. 4.2.2, а также ЕН 547-1 и ЕН 547-3);

f) проходы и площадки для работы должны быть спроектированы и изготовлены таким образом, чтобы предотвратить опасности, связанные с падением предметов. Перила и опоры для ног см. ЕН ИСО 14122-3, раздел 7, а отверстия в полу см. 4.2.4.4;

g) демонтаж каких-либо частей машины должен быть возможным без демонтажа участков настила, перил или других стационарных защитных ограждений.

4.1.2 Безопасность работников

Проходы и площадки для работы должны быть спроектированы и изготовлены таким образом, чтобы ими можно было пользоваться безопасно. В частности, должны быть учтены, по меньшей мере, следующие факторы:

a) все элементы конструкции, для которых существует вероятность контакта с работниками, должны быть сконструированы и изготовлены таким образом, чтобы обезопасить работника от травмирования;

b) проходы и площадки для работы должны быть спроектированы и изготовлены таким образом, чтобы поверхность настила пола обладала свойствами длительного сопротивления скольжению;

c) те части машины, по которым работник вынужден ходить или стоять на них, должны быть спроектированы и изготовлены так, чтобы исключить падение с них работника;

d) площадки для работы и доступ к ним должны быть расположены таким образом, чтобы работники могли быстро покинуть свое рабочее место в случае опасности или быстро получить помощь, а при необходимости быть эвакуированы без затруднений;

е) перила и другие средства поддержки должны быть спроектированы, изготовлены и расположены таким образом, чтобы воспользоваться ими можно было непроизвольно.

4.2 Специальные требования

4.2.1 Расположение

Проходы и площадки для работы должны быть расположены как можно дальше от источников выделения вредных материалов или веществ, вдали от мест скопления материалов, например кучи земли, которые могут быть вероятной причиной скольжения.

Там, где имеются движущиеся объекты, незащищенные горячие поверхности, незащищенное включенное электрическое оборудование и т.п., при проектировании и организации проходов и площадок для работы следует соблюдать безопасную дистанцию согласно ЕН 294.

Площадки для работы должны быть расположены таким образом, чтобы, по возможности, позволить человеку работать в положении, отвечающем требованиям эргономики (высота рабочей поверхности над уровнем площадки для работы должна быть в диапазоне 500 — 1700 мм).

4.2.2 Размеры

Длина и ширина в свету проходов и площадок для работы должна определяться:

a) требованиями, определяемыми производственным заданием, например рабочими позициями, характером и скоростью перемещения, необходимостью приложением силы и т.д.;

b) применением инструментов, запасных частей и т.п.;

c) частотой и продолжительностью выполнения работ при эксплуатации или отдельных разовых заданиях;

d) количеством работников, которые должны находиться в проходах и на рабочих местах в одно и то же время;

e) возможностью встречного перемещения работников;

f) применением дополнительного оснащения, например защитной одежды или средств индивидуальной защиты;

g) наличием отдельных препятствий;

h) возможностью эвакуации лиц, получивших повреждения;

i) возможностью ограничения доступа в случае смертельного исхода;

j) наличием стен, способных повредить или испачкать одежду работника;

k) необходимостью неограниченных рабочих перемещений и потребностью в пространстве, необходимом для использования надлежащих инструментов.

В соответствии с ЕН 547-1 и ЕН 547-3, кроме исключительных обстоятельств, высота в свету над проходами и площадками для работы должна быть не менее 2100 мм.

Примечание 1 — Если это оправдывается оценкой риска или ограничениями, обусловленными механизмами или окружающей средой, допускается снижать высоту в свету, но не более чем до 1900 мм, если:

— проходили площадка для работы используются только от случая к случаю или

— уменьшение высоты сделано только на коротком промежутке.

Если не имеют места исключительные обстоятельства, ширина прохода должна быть не менее 600 мм, но предпочтительней — 800 мм. Если не исключается прохождение по проходу или пересечение его несколькими лицами одновременно, ширина прохода должна быть увеличена до 1000 мм. Ширина прохода, проектируемого как запасный выход, должна удовлетворять требованиям технического задания.

Примечание 2 — Если это оправдывается оценкой риска или ограничениями, обусловленными механизмами или окружающей средой, ширина в свету прохода или площадки для работы может быть снижена, но не более чем до 500 мм, если:

— проход или площадка для работы используются только от случая к случаю, а

— уменьшение ширины сделано только на коротком промежутке.

Если имеются отдельные препятствия на стене или под потолком, ограничивающие ширину или высоту, должно быть предусмотрено ограждение. Кроме того, для предотвращения несчастного случая следует применять защитные меры, например мягкую обивку. Следует использовать также предупреждающие сигналы.

4.2.3 Приспособления или оборудование

Согласно ЕН ИСО 14122-3 перила должны быть предусмотрены там, где есть риск падения с прохода или площадки для работы с высоты не менее 500 мм.

Перила следует также устанавливать в местах, где есть риск провалиться (например, пути доступа к вытяжке на крыше).

Соответствующие приспособления следует предусмотреть для переноски вручную тяжелых предметов, не перекатывая и не передвигая их по площадке для работы.

4.2.4 Настилы пола

4.2.4.1 Опасности, обусловленные застоем и/или накоплением жидкости

Настилы полов должны быть спроектированы и изготовлены таким образом, чтобы любая пролитая на них жидкость удалялась самотеком. Если по каким-либо причинам нет возможности выполнить это требование, скольжение и другие опасности, вызываемые пролитой жидкостью, следует предотвращать или минимизировать любым другим подходящим способом.

4.2.4.2 Опасности, обусловленные накопившимися веществами

Настилы пола должны быть спроектированы и изготовлены таким образом, чтобы грязь, снег, лед и т.д. также не могли накапливаться. Следовательно, преимущество имеют проницаемые полы, такие как решетки или планки. Если это невозможно и проницаемые настилы не используются, следует предусмотреть приспособления для удаления накопившихся веществ по мере необходимости.

4.2.4.3 Опасности споткнуться

Во избежание опасностей споткнуться наибольшая разница между соседними участками настила пола по высоте не должна превышать 4 мм.

Обычно оценка риска влияет на выбор открытого настила пола для проходов и площадок для работы:

— на настиле пола прохода или площадки для работы допускаются отверстия, через которые не мог бы проскочить шарик диаметром 35 мм;

— на настиле пола над местом, где люди работают или оказываются случайными прохожими, допускаются отверстия, через которые не мог бы проскочить шарик диаметром 20 мм, если такая же безопасность не обеспечивается другими подходящими способами.

В случаях, когда оценка риска включает указание о том, что опасности, вызываемые падением предметов или материалов на пол или проникновением сквозь него, более значительны, чем опасности поскользнуться или упасть, настил пола вообще не должен иметь никаких отверстий.

b) Места соединений

Между кромками настила пола и соседними элементами конструкции или кромками отверстия в полу, необходимого для установки соответствующих элементов, например трубопровода, бункера или опоры, если расстояние между настилом пола и элементом превышает 30 мм, должна быть установлена прокладка.

4.2.4.5 Опасность провалиться сквозь настил пола

Если настил пола выполнен из разъемных элементов, то есть может быть демонтирован, например, когда требуется произвести под полом монтаж вспомогательного оборудования:

— следует предотвратить любое опасное перемещение этих элементов, например, с помощью креплений;

— следует предусмотреть возможность контроля надежности креплений с целью исключения опасного их ослабления в результате коррозии или каких-либо других причин изменения состояния элементов крепления.

4.2.4.6 Опасности поскользнуться

При проектировании и изготовлении настила пола следует обеспечить уменьшение риска поскользнуться. В настоящее время стандарты по увеличению противодействию скольжению не разработаны. До разработки стандартов по увеличению противодействия скольжению следует руководствоваться приложением А.

4.2.5 Расчетные нагрузки

В спецификациях для проходов и площадок для работы должны быть указаны проектные нагрузки для них.

Минимальные рабочие нагрузки, которые следует учитывать при проектировании проходов и площадок для работы:

— 2 кН/м 2 при нагрузке, распределенной по всей конструкции равномерно;

— 1,5 кН при концентрированной нагрузке, приложенной в наиболее неблагоприятной точке участка поверхности пола размером 200 × 200 мм.

При расчетной нагрузке прогиб настила пола не должен превышать 1/200 расстояния между опорами, а разница по высоте нагруженного и соседнего ненагруженного участков не должна превышать 4 мм.

Степень безопасности конструкции должна быть подтверждена расчетами и испытаниями.

5 Инструкция по сборке

Всю информацию по надлежащей сборке должна содержать инструкция по сборке. В частности, должна быть включена информация о способах крепления.

Приложение А (справочное)

В связи с тем, что в настоящее время не существует стандартов, определяющих методы определения уровней противодействия скольжению, в качестве консультативных материалов можно использовать следующие национальные документы:

НД 1987-159-95 — INRS Требования к порядку измерения скользкости оснований. Документированные исследования и обсуждение (ND 1987-159-95 — INRS Exigences pour norm de mesure de la glissance des sols — Etude documentaire et discussion);

НД 1853-145-91 Основания, противодействующие истиранию. Критерии расчета противодействия скольжению. Применение к основаниям, которыми снабжается промышленность (ND1853-145-91 Sols anti-dèrapants — Critere devaluation de la resistance au glissement — Application aux sols des industries de I’alimentation);

НД1936-152-93 Нормализация скользкости и обувная промышленность (ND 1936-152-93 Normalisation de la glissance des sols et des chaussures);

Тетрадь 2484 (апрель1991 г.) Скользкость основания и коэффициент трения (Cahier 2484 (avril 1991) Glissance des sols et coefficients de frottement — CSTB);

Памятка о полах в рабочих помещениях и на участках работы с опасностью скольжения (ZH 1/571 — (Oktober 1993) — HVBG Merkblatt fur Fupboden in Arbeitsraumen und Arbeitsbereichen mit Rutschgefahr);

Производственные требования и методы испытания противоударных покрытий площадок. Раздел 5 «Сопротивление скольжению» (BS 7188:1998 Impact absorbing playground surfacing Performance requirements and test methods — Claus 5 «Slip resistance»);

Покрытия полов участков. Часть 3. Порядок применения несущих поверхностей, скрепленных модифицированными полимерами, приложение С «Определение величины сопротивления скольжению ВСС» (BS 8204:1993 ln-situ floorings Part 3. Practice for polymer modified cementitious wearing surfaces, Annex С «Determination of slip value SRV») .

ГОСТ Р ИСО 14122-1-2009 Безопасность машин. Средства доступа к машинам стационарные. Часть 1. Выбор стационарных средств доступа между двумя уровнями

ГОСТ Р ИСО 14122-2-2010 Безопасность машин

ГОСТ Р ИСО 14122-2-2010 Безопасность машин

ГОСТ Р ИСО 14122-2-2010 Безопасность машин

ГОСТ Р ИСО 14122-2-2010 Безопасность машин

ГОСТ Р ИСО 14122-2-2010 Безопасность машин

ГОСТ Р ИСО 14122-2-2010 Безопасность машин

ГОСТ Р ИСО 14122-2-2010 Безопасность машин

ГОСТ Р ИСО 14122-2-2010 Безопасность машин

ГОСТ Р ИСО 14122-2-2010 Безопасность машин

ГОСТ Р ИСО 14122-2-2010 Безопасность машин

ГОСТ Р ИСО 14122-2-2010 Безопасность машин

ГОСТ Р ИСО 14122-2-2010 Безопасность машин

ГОСТ Р ИСО 14122-2-2010 Безопасность машин

ГОСТ Р ИСО 14122-2-2010 Безопасность машин

ГОСТ Р ИСО 14122-2-2010 Безопасность машин

ГОСТ Р ИСО 14122-2-2010 Безопасность машин

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ГОСТ Р ИСО 14122-2-2010 Безопасность машин

НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТ Р ИСО
14122-1-2009

Безопасность машин

СРЕДСТВА ДОСТУПА К МАШИНАМ
СТАЦИОНАРНЫЕ

Выбор стационарных средств доступа
между двумя уровнями

ISO 14122-1:2001

Safety of machinery — Permanent means
of access to machinery — Part 1: Choice
of fixed means of access between two levels

ГОСТ Р ИСО 14122-2-2010 Безопасность машин

Стандартинформ

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Экспериментальным научно-исследовательским институтом металлорежущих станков (ОАО «ЭНИМС») на основе собственного аутентичного перевода на русский язык стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 70 «Станки»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 декабря 2009 г. № 767-ст

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных (региональных) стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Настоящий стандарт является первой частью серии стандартов «Безопасность машин. Средства доступа к машинам стационарные». Стандарты этой серии имеют следующие наименования:

— Часть 1. Выбор стационарных средств доступа между двумя уровнями

— Часть 2. Площадки для работы и проходы

— Часть 3. Лестницы наклонные и перила

— Часть 4. Лестницы вертикальные

Положения настоящего документа могут быть дополнены или изменены стандартом типа С.

Примечание 1 — Для машин, на которые распространяется стандарт типа С и которые спроектированы и изготовлены в соответствии с положениями стандарта типа С, положения этого стандарта являются приоритетными по сравнению с положениями стандарта типа В.

Цель настоящего стандарта — конкретизировать общие требования по безопасному доступу к машинам, указанные в стандарте EH 292-2/A1.

Размеры, указанные в стандарте, согласованы с эргономическими требованиями стандарта ЕН 547-3 «Безопасность машин. Размеры тела человека. Часть 3. Антропометрические данные».

Примечание 2 — Требования настоящего стандарта распространяются также на лестницы, изготовленные из неметаллических материалов (композитов, т.н. материалов с улучшенными свойствами и т.п.).

Настоящий стандарт содержит информацию, которую изготовитель должен предоставить в распоряжение пользователя.

ГОСТ Р ИСО 14122-1-2009

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Безопасность машин

СРЕДСТВА ДОСТУПА К МАШИНАМ СТАЦИОНАРНЫЕ

Выбор стационарных средств доступа между двумя уровнями

Safety of machinery — permanent means of access to machinery —
Part 1: Choice of fixed means of access between two levels

Дата введения — 2011-01-01

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к средствам безопасного доступа к машинам в соответствии с EH 292-2/A1 и содержит рекомендации по правильному выбору средств доступа к машинам в тех случаях, когда необходимый доступ к машинам невозможен непосредственно с уровня земли или уровня пола.

Настоящий стандарт распространяется на все машины (стационарные или передвижные), которые должны быть оборудованы стационарными средствами доступа.

Настоящий стандарт может также применяться к подобным средствам доступа (площадки, мостки, лестницы) в той части здания, где будет установлена машина, если основная функция этой части здания состоит в обеспечении доступа к машине.

Примечание — Настоящий стандарт может также распространяться на средства доступа, не входящие в область применения стандарта. В этом случае должны приниматься во внимание соответствующие национальные стандарты или иные нормативно-технические документы.

Настоящий стандарт применим также к средствам доступа, не имеющим постоянного крепления к машине, которые можно передвигать, ставить сбоку от нее для выполнения некоторых операций, производимых машиной (например, замена инструмента на большом прессе)

Настоящий стандарт не следует применять к лифтам, передвижным подъемным платформам и другим средствам, созданным специально для подъема людей между двумя уровнями.

Настоящий стандарт применяется к машинам, изготовленным после даты его введения.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы датированные и недатированные ссылки на международные (региональные) стандарты. При датированных ссылках последняя редакция международных (региональных) стандартов или изменения к ним могут быть действительны для настоящего стандарта только после введения изменений к настоящему стандарту или путем подготовки новой редакции настоящего стандарта. При недатированных ссылках действительно последнее издание приведенного ссылочного стандарта, включая изменения.

ЕН 292-1:1991 (ИСО 12100-1) Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 1. Основные термины, методология (EN 292-1:1991 (ISO 12100-1) Safety of machinery — Basic concepts, general principles for design — Part 1: Basic terminology, methodology)

EH 292-2/ A 1 (ИСО 12100-2) Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 2. Технические принципы и технические условия (EN 292-2/A1 (ISO 12100-2) Safety of machinery — Basic concepts, general principles for design — Part 2: Technical principles and specifications)

EH 1050:1996 ( ИСО 14121) Безопасность машин . Принципы оценки и определения риска (EN 1050 (ISO 14121) Safety of machinery — Principles for risk assessment)

EH 1070 Безопасность машин . Терминология (EN 1070. Safety of machinery — Terms and definitions)

EH ИСО 14122-2 Безопасность машин. Средства доступа к машинам стационарные. Часть 2: Площадки для работы и проходы (EN ISO 14122-2 Safety of machinery — Permanents means of access to machinery — Part 2: Working platforms and walkways)

EH ИСО 14122-3 Безопасность машин. Средства доступа к машинам стационарные. Часть 3. Лестницы наклонные и перила (EN ISO 14122-3 Safety of machinery — Permanents means of access to machinery — Part 3: Stairs, stepladders and guard-rails)

EH ИСО 14122-4:1996 Безопасность машин. Средства доступа к машинам стационарные. Часть 4. Лестницы вертикальные (EN ISO 14122-4 Safety of machinery — Permanents means of access to machinery — Part 4: Fixed ladders)

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ЕН 1070, а также следующие термины с соответствующими определениями (см. также рисунок 5):

3.1 лестница вертикальная (vertical ladder): Постоянное средство доступа с углом наклона от 75° до 90°, горизонтальные элементы которого являются ступенями (см. рисунок 1).

ГОСТ Р ИСО 14122-2-2010 Безопасность машин

Рисунок 1 — Лестница с углом наклона от 75° до 90°

3.2 лестница крутая (stepladder): Постоянное средство доступа с углом наклона от 45° до 75°, горизонтальные элементы которого являются ступенями (см. рисунок 2).

ГОСТ Р ИСО 14122-2-2010 Безопасность машин

Рисунок 2 — Лестницы с углом наклона от 45° до 75°

3.3 лестница ( stair ): Постоянное средство доступа с углом наклона от 20° до 45°, горизонтальные элементы которого являются ступенями (см. рисунок 3).

ГОСТ Р ИСО 14122-2-2010 Безопасность машин

Рисунок 3 — Лестница с углом наклона от 20° до 45°

3.4 пандус ( ramp): Постоянное средство доступа, представляющее собой наклонную плоскость с углом наклона от 0° до 20° (см. рисунок 4).

ГОСТ Р ИСО 14122-2-2010 Безопасность машин

Рисунок 4 — Пандус с углом наклона от 0° до 20°

4 Перечень основных опасностей

Основными опасностями, которые следует принимать во внимание при определении типа и местоположения средств доступа, являются следующие:

c) спотыкание (зацепившись за что-либо ногой);

d) чрезмерные физические усилия, например при подъеме на несколько лестниц;

e) падение материалов или предметов, которое может представлять опасность для людей. Другие опасности, связанные с машиной, например вызываемые работой машины (движущимися частями машины, движением самой машины для других движущихся машин, излучением, горячей поверхностью, туманом, паром, горячими жидкостями), или возникающие из-за окружающей среды (вредные примеси в воздухе), не рассматриваются в настоящем стандарте, но конструктор машины должен учитывать их, например, если они мешают доступу к машине.

Примечание — Принципы оценки и определения риска см. ЕН 1050.

Целью настоящего стандарта является предотвращение падения и/или чрезмерных усилий (повторяющихся напряжений) пользователя.

5 Требования к выбору стационарных средств доступа

5.1 Общие положения

Должны быть предусмотрены безопасные и удобные средства доступа ко всем зонам и точкам машины, где может возникнуть необходимость доступа человека в течение всей «жизни» машины (см. ЕН 292-1, подраздел 3.11)

5.2 Предпочтительные средства доступа

Предпочтительными средствами доступа к машинам должны быть следующие в порядке уменьшения предпочтения:

a) доступ непосредственно с уровня земли или уровня пола (см. 5.3.1.1 и ЕН ИСО 14122-2);

b) лифты, пандусы, лестницы (см. 5.4);

c) лестницы крутые и вертикальные (см. 5.5).

5.3 Выбор средств доступа

5.3.1.2 Если доступ по 5.3.1.1 невозможен или нецелесообразен, то для безопасного доступа следует выбирать пандус (см. 5.4, перечисление b)) или лестницу с углом наклона от 30° до 38° (см. 5.4, перечисление с)) или лифт.

5.3.2 Условия выбора типа лестницы

5.3.2.1 При конструировании средств доступа к машине следует, по возможности, избегать лестниц из-за высокого риска падения с них, а также из-за высоких физических нагрузок при пользовании ими.

5.3.2.2 Если невозможно применение средства доступа по 5.3.1, следует выбирать между лестницами с различными углами наклона. Окончательное решение принимается на основе оценки рисков, включающей эргономические аспекты.

Если уровень риска (см. ЕН 1050) оказывается слишком высоким, конструкция средств доступа к машине должна быть изменена так, чтобы снизить уровень риска (см. 5.3.1 и приложение А).

5.3.2.3 Далее в качестве примеров приведены варианты условий выбора лестниц с различными углами наклона. Это только примеры — окончательное решение всегда следует принимать на основе оценки рисков. В большинстве случаев должно быть выполнено несколько условий, чтобы обеспечить оптимальный выбор угла наклона стационарной лестницы:

a) кратчайшее расстояние по вертикали;

b) редкое использование средств доступа.

Примечание — При оценке частоты использования принимается во внимание весь срок службы машины. Если предусматривается редкое использование средств доступа, например, только во время сборки или монтажа машины или при проведении планово-предупредительного ремонта, совершенно не обязательно для этого устанавливать стационарную лестницу.

c) исключение переноса тяжелых и крупных инструментов или какого-либо иного груза при использовании средств доступа;

d) исключение использования средства доступа несколькими пользователями одновременно;

e) исключение использования средства доступа в качестве эвакуационных путей для персонала, получившего повреждения;

f) конструкция машины позволяет использование стационарных средств доступа только одного вида (см. 5.3.1).

Примечание — Примерами являются башенные краны и передвижные машины.

5.3.2.4 Условия выбора стационарных лестниц с различными углами наклона приведены в 5.5.

Установка лестницы с малым углом наклона или пандуса в качестве средства доступа между двумя уровнями всегда предпочтительнее, чем установка лестницы с большим углом наклона или вертикальной лестницы.

При выборе между лифтом, пандусом или лестницей нужно учитывать следующие факторы.

a) Лифт может быть наилучшим решением в следующих случаях:

— необходимость частого доступа нескольких человек;

— большие расстояния по вертикали;

— необходимость транспортировки тяжелого груза.

При применении лифта должен быть разработан альтернативный маршрут эвакуации.

b) Пандус может быть наилучшим решением в следующих случаях:

— малые расстояния по вертикали;

— необходимость использования колесного транспорта (вилочных погрузчиков, тележек и т.п.).

Различные углы наклона пандуса зависят от использования:

— для ручных тележек и другого ручного колесного транспорта максимальный угол наклона не должен превышать 3° (особенно, если транспорт предназначен для использования лицами с физическими недостатками);

— для моторных средств передвижения (например, вилочных погрузчиков) максимальный угол наклона допускается увеличивать до 7°;

— для передвижения пешком максимальный угол наклона допускается увеличивать до 20° (предпочтительнее — не более 10°).

Примечание 1 — Пандусы часто предпочтительнее, чем лестницы с одной или двумя ступенями.

Примечание 2 — Качество поверхности имеет очень большое влияние на безопасность пандуса. Поверхность должна иметь хорошее сопротивление скольжению, особенно для пандусов с углом наклона 10° и более.

c) Лестницы с углом наклона от 20° до 45° (см. ЕН ИСО 14122-3).

Предпочтительно следует применять стационарные лестницы с углом наклона от 30° до 38°.

При выборе между лестницей с углом наклона от 45 ° до 75° и вертикальной лестницей следует учитывать, по меньшей мере, требования, изложенные в перечислениях а) и b). Подробные требования к этим средствам доступа см. в ЕН ИСО 14122-3 и ЕН ИСО 14122-4.

a) опасности, возникающие при пользовании лестницей с углом наклона от 45° до 75°:

— если человек спускается по лестнице спиной к ней, может возникнуть повышенная опасность падения;

— если человек пользуется лестницей при переносе небольших предметов, может возникнуть повышенная опасность падения;

— в соответствии с ЕН ИСО 14122-3 должна быть ограничена максимальная длина пролета лестницы без площадки для отдыха;

— если рабочее пространство ограничено или имеются особые технологические требования, допускается выбирать лестницы с углом наклона от 60° до 75°.

b) опасности, возникающие при пользовании вертикальной лестницей:

— спускаться по вертикальной лестнице следует, обернувшись лицом к ней и держась руками за боковые стойки или за ступени. Спуск человека спиной к лестнице запрещен;

— использование лестницы требует больших физических усилий;

— в соответствии с ЕН ИСО 14122-4 должна быть ограничена максимальная длина пролета лестницы без площадки для отдыха;

— для защиты пользователя вертикальной лестницей от падения с высоты следует выбирать в качестве альтернативы стационарные защитные ограждения или индивидуальные средства защиты со стопорным устройством;

— предпочтение следует отдавать стационарным защитным ограждениям, т.к. это средство имеется всегда и обеспечивает уровень безопасности независимо от действий пользователя;

— там, где невозможно применять стационарные защитные ограждения, следует использовать индивидуальное средство защиты со стопорным устройством. Индивидуальное средство защиты эффективно только, если оператор сознательно выбирает именно его.

Если в качестве индивидуального средства защиты используется страховочный пояс с плохо отрегулированным стопорным устройством, может возникнуть опасность падения.

Применение средств индивидуальной защиты, например, стопорного устройства, допускается только для редкого и специализированного доступа (например, при ремонте).

Примечание — Правильно выбранное индивидуальное защитное устройство от падения может замедлить падение эффективнее, чем стационарное защитное ограждение.

ГОСТ Р ИСО 14122-2-2010 Безопасность машин

А — пандус рекомендуемый; В — пандус с повышенным сопротивлением скольжению; С — лестница с углом наклона от 20° до 30°; D — лестница с углом наклона от 30° до 38°, рекомендуемая; Е — лестница с углом наклона от 38° до 45°; F — лестница с углом наклона от 45° до 60°, рекомендуемая; G — лестница с углом наклона от 60° до 75°; Н — лестница вертикальная рекомендуемая

Рисунок 5 — Диапазон применения различных средств доступа

6 Инструкция по монтажу

Вся информация по правильному монтажу средств доступа должна содержаться в инструкции. В частности, должна быть включена следующая информация:

— о способах крепления средства доступа;

— о монтаже и креплении направляющих, обеспечивающих применение регулируемого стопорного устройства.

Приложение А
(справочное)

А.1 Изменить положение опор (колонн), балок (поперечин), трубопроводов, кабельных коробок, платформ, резервуаров-хранилищ и т.п. таким образом, чтобы обеспечить возможность использования лестниц или других средств доступа, разработанных в соответствии с ЕН ИСО 14122.

А.2 Изменить конструкцию или размещение средства доступа так, чтобы обеспечить возможность использования лестниц или других средств доступа, разработанных в соответствии с ЕН ИСО 14122.

Пример 1Расположить место доступа с другой стороны машины так, чтобы было достаточно места для средства доступа, разработанного в соответствии с ЕН ИСО 14122. Можно добавить горизонтальные площадки.

Пример 2Изменить конструкцию средства доступа так, чтобы обеспечить возможность его установки (например, изменить направление движения).

А.3 Изменить конструкцию машины так, чтобы обеспечить доступ к машине с уровня пола.

Пример 1Разместить точки смазки вблизи уровня пола с помощью трубопровода.

Пример 2Использовать различные способы смазки, например:

централизованная постоянная смазка;

схема смазки с насосом, управляемым с уровня пола.

Пример 3Двигатель и коробки передач размещать так, чтобы доступ к ним с целью ремонта или обслуживания можно было осуществлять с уровня пола.

Пример 4Машину установить на другом месте так, чтобы был возможен доступ к ней, например с уже существующей площадки.

Пример 5Изменить положение трубопроводов и/или клапанов так, чтобы обслуживание их можно было производить с уровня пола.

Приложение ДА
(справочное)

Обозначение ссылочного международного стандарта

Обозначение и наименование соответствующего национального стандарта

ЕН 292-1:1991 (ИСО 12100-1)

ГОСТ ИСО 12100-1-2007 Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 1. Основные термины, методология

ЕН 292-2:1991 + А1 (ИСО 12100-2)

ГОСТ ИСО 12100-2-2007 Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 2. Технические принципы

ЕН 1050:1996 (ИСО 14121)

ГОСТ Р 51344-99 Безопасность машин. Принципы оценки и определения риска

ГОСТ ЕН 1070-2003 Безопасность оборудования. Термины и определения

ГОСТ Р ИСО 14122-3-2009 Безопасность машин. Средства доступа к машинам стационарные. Часть 3. Лестницы и перила

ГОСТ Р ИСО 14122-4-2009 Безопасность машин. Средства доступа к машинам стационарные. Часть 4. Лестницы вертикальные

* Соответствующий национальный стандарт отсутствует. До его утверждения рекомендуется использовать перевод на русский язык данного международного стандарта. Перевод данного международного стандарта находится в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.

Примечание — В настоящей таблице использованы следующие условные обозначения степени соответствия стандартов:

— IDT — идентичные стандарты;

— MOD — модифицированные стандарты.

Приложение ДБ
(справочное)

Требования, установленные настоящим стандартом, соответствуют и расширяют требования действующих национальных стандартов и других нормативных документов.

Обозначение национального стандарта

Наименование национального стандарта или другого нормативного документа

Лестницы маршевые, площадки и ограждения стальные. Технические условия

Ограждения лестниц, балконов и крыш стальные. Общие технические условия

Площадки и лестницы для строительно-монтажных работ. Общие технические условия

Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов

Лестницы пожарные наружные стационарные и ограждения крыш. Общие технические требования. Методы испытаний

Библиография

Лестницы. Требования, испытания, маркировка (Ladders. Requirements, tests, markings)

EH 294 (ИСО 12852)

(EN 294 (ISO 12852))

Безопасность машин. Установление безопасных расстояний, препятствующих касанию руками опасных зон (Safety of machinery. Safety distances to prevent danger zones being reached by the upper limbs)

EH 349 (ИСО 13854)

(EN 349 (ISO 13854))

Безопасность машин. Минимальные расстояния, предохраняющие части тела человека от повреждений (Safety of machinery. Minimum gaps to avoid crushing of parts of the human body)

Индивидуальные средства защиты от падения с высоты. Стопорные устройства, перемещаемые по жесткой линии крепления (Personal protective equipment against falls from a height. Guided type fall arresters on a rigid anchorage line)

Индивидуальные средства защиты от падения с высоты. Методы испытаний (Personal protective equipment against falls from a height. Test methods)

Безопасность машин. Размеры тела человека. Часть 1. Принципы определения размеров проемов, обеспечивающих полный доступ человека к машине (Safety of machinery. Human body measurement. Part 1. Principles for determining the dimensions required for openings for whole body access into machinery)

Безопасность машин. Размеры тела человека. Часть 2. Принципы определения требуемых размеров отверстий, обеспечивающих доступ человека к машине частями тела (Safety of machinery. Human body measurement. Part 2. Principle for determining the dimensions required for openings for whole body access into machinery)

Безопасность машин. Размеры тела человека. Часть 3. Антропометрические данные (Safety of machinery. Human body measurement. Part 3. Anthropometric data)

Защита от падения с высоты. Устройства крепления. Требования и испытания (Protection against falls from a height. Anchorage devices. Requirements and testing)

ЕН 811 (ИСО 13853)

(EN 811 (ISO 13853))

Безопасность машин. Установление расстояний, препятствующих касанию ногами опасных зон (Safety of machinery. Safety distances to prevent danger zones being reached by the lower limbs)

Ключевые слова: машина, средства доступа стационарные, лестница стационарная, лестница крутая, лестница вертикальная, пандус, перила, основные опасности

Источник Источник http://docplan.ru/Data2/1/4293800/4293800058.htm
Источник Источник http://docinfo.ru/gost-r-iso/gost-r-iso-14122-1-2009/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожее

Модульная АГНКС. Революция в газовом оборудовании

Автомобильные газонаполнительные комплексы (АГНКС) становятся неотъемлемой частью современной инфраструктуры, способствуя переходу на более экологичные виды топлива. В рамках этой эволюции, модульные АГНКС выходят на передовой, предлагая инновационные решения и преимущества. Давайте рассмотрим, как эти системы меняют отрасль и в чем заключаются их основные преимущества. Преимущества Модульных АГНКС Модульные АГНКС предлагают ряд ключевых преимуществ, которые делают […]

Помощь системы ABS в управлении автомобилем

Помощь системы ABS в управлении автомобилем

Антиблокировочная тормозная система (ABS) — это электронная гидравлическая активная система защиты, которая поддерживает контролируемость и стабильность машины во время замедления, предотвращая блокирование колес. ABS исключительно действенная в пути с низким показателем сцепления, и в непогоду (гроза, лед). Анализ АБС — Antilock Brake System, которое буквально значит «антиблокировочная тормозная система». Посмотрим особенность процесса, важные элементы, а […]

Яндекс.Метрика