ГОСТ Р ИСО 12100-1-2007 Безопасность машин

ГОСТ Р ИСО 12100-1-2007 Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 1. Основные термины, методология

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО
ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ГОСТ Р ИСО 12100-1-2007 Безопасность машин

ГОСТ Р ИСО

12100 -1

Безопасность машин

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ , ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ

Часть 1

Основные термины , методология

ISO 12100-1:2003
Safety of machinery Basic concepts, general principles for design Part 1: Basic terminology, methodology
(IDT)

ГОСТ Р ИСО 12100-1-2007 Безопасность машин

Стандартинформ

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г . № 184- ФЗ «О техническом регулировании» , а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0- 2004 «Стандартизация в Российской Федерации . Основные положения»

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН «Всероссийским научно — исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении» ( ФГУП «ВНИИНМАШ» ) и Экспериментальным научно — исследовательским институтом металлорежущих станков ( ОАО «ЭНИМС» ) на основе аутентичного перевода стандарта , указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 70 «Станки»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г . № 500- ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 12100-1:2003 «Безопасность машин . Основные понятия , общие принципы конструирования . Часть 1. Основная терминология , методология » (ISO 12100-1:2003 « Safety of machinery — Basic concepts, general principles for design — Part 1: Basic terminology, methodology » ).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных ( региональных ) стандартов соответствующие национальные стандарты , приведенные в приложении С

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты» , а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты» . В случае пересмотра ( замены ) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты» . Соответствующая информация , уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользованияна официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Опасности, учитываемые при конструировании машин

4.1 Общие положения

4.2 Механические опасности

4.3 Электрические опасности

4.4 Термические опасности

4.5 Опасности от шума

4.6 Опасности от вибрации

4.7 Опасности, вызванные излучением

4.8 Опасности, вызванные материалами и веществами

4.9 Опасности, связанные с несоблюдением эргономических принципов при конструировании машин

4.10 Опасности поскользнуться, споткнуться или упасть

4.11 Сочетание опасностей

4.12 Опасности, связанные с окружающей средой, в которой эксплуатируется машина

5 Стратегия снижения рисков

5.1 Общие положения

5.2 Перечень ограничений, накладываемых на машину

5.3 Идентификация опасностей, расчет и оценка риска

5.4 Устранение опасностей или защитные меры по снижению риска

5.5 Достижение целей снижения рисков

Приложение А (справочное) Общее схематическое изображение машины

Приложение В (справочное) Двуязычный указатель специальных терминов и выражений, используемых в ИСО 12100-1 и ИСО 12100-2

Приложение С (обязательное) Сведения о соответствии национальных стандартов Российской Федерации ссылочным международным стандартам

Введение

Основной целью настоящего стандарта является разработка общих принципов и руководящих указаний , позволяющих конструкторам создавать машины , отвечающие требованиям безопасности при их использовании по назначению . Настоящий стандарт также определяет стратегию для разработчиков других национальных стандартов .

Понятие «безопасность машин» включает в себя способность машины выполнять свою функцию (и) в течение всего срока службы при адекватном снижении рисков .

Настоящий стандарт является основой для системы стандартов , имеющих следующую структуру :

— стандарты типа А — основные стандарты на безопасность , устанавливающие основные понятия , принципы конструирования и общие аспекты , которые могут быть применены ко всем машинам ;

— стандарты типа В — общие стандарты на безопасность , рассматривающие один аспект безопасности или один тип защитного устройства , которое может использоваться для широкого класса машин :

— стандарты типа В 1 — стандарты по конкретным аспектам безопасности ( например , по безопасным расстояниям , температуре поверхности , шумам и т . п .);

стандарты типа В 2 — стандарты по защитным устройствам ( например , двуручным устройствам управления , блокировочным устройствам , датчикам давления , ограждениям и т . п .);

— стандарты типа С — стандарты по безопасности машин , рассматривающие детализированные требования к безопасности отдельной машины или группы машин .

Настоящий стандарт является стандартом типа А .

Если положения стандарта типа С отличаются от одного или нескольких положений настоящего стандарта или стандарта типа В , то приоритетом обладает стандарт типа С .

Рекомендуется ввести настоящий стандарт в программы обучающих курсов и руководства для конструкторов , устанавливающих основную терминологию и общие методы конструирования .

При разработке настоящего стандарта по возможности учитывался документ ИСО / МЭК Руководство 51 [ 1].

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Безопасность машин

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ , ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ

Часть 1

Основные термины , методология

Safety of machinery. Basic concepts, general principles for design. Part 1. Basic terminology, methodology

Дата введения — 2008 07 01

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает основные термины и определения в области безопасности машин и общие принципы конструирования , позволяющие конструкторам и изготовителям обеспечивать безопасность машин производственного и непроизводственного назначения .

В настоящем стандарте не рассматриваются вопросы , связанные с безопасностью домашних животных и нанесением ущерба имуществу или окружающей среде .

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы датированные ссылки на международные стандарты . При датированных ссылках последующие редакции международных стандартов или изменения к ним действительны для настоящего стандарта только после введения изменений к настоящему стандарту или путем подготовки новой редакции настоящего стандарта .

ИСО 12100-2:2003 Безопасность машин . Основные понятия , общие принципы конструирования . Часть 2. Технические принципы

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями :

3.1 машины , механизмы ( machine , machinery ): Совокупность связанных между собой частей и устройств , как минимум одно из которых движется , имеет соответствующий привод , органы управления и энергетические узлы , соединенные вместе для определенного применения , например для обработки , переработки , производства , транспортирования или упаковки материалов .

Термины «машина» и «механизм» также распространяются на совокупность машин , которые размещаются и управляются таким образом , чтобы функционировать как единое целое .

Примечание — В приложении А приведено общее схематическое изображение машины .

3.2 надежность ( машины ) [ reliability ( of a machine )]: Способность машины или ее компонентов безотказно выполнять установленные функции при определенных условиях в течение установленного отрезка времени .

3.3 удобство обслуживания ( машины ) [ maintainability ( of a machine )]: Возможность поддерживать и восстанавливать работоспособность машины путем технического обслуживания и ремонта в соответствии с инструкцией для пользователя , установленной практикой с использованием предусмотренных для этого средств .

3.4 практичность ( машины ) [ usability ( of a machine )]: Простота использования машины , помимо всего прочего , благодаря свойствам и характеристикам , позволяющим легко понять ее функцию ( и ).

3.5 вред , ущерб здоровью ( harm ): Причинение физической травмы или ущерба здоровью человека .

3.6 опасность ( hazard ): Потенциальный источник причинения вреда , ущерба здоровью .

Примечание 1 — Термин «опасность» может быть уточнен в соответствии с причиной его происхождения ( например , механическая опасность , электрическая опасность ) или характера потенциального повреждения ( например , опасность поражения электрическим током , опасность пореза , опасность воздействия токсических веществ , опасность возгорания ).

Примечание 2 — Опасности , рассматриваемые в данном определении :

— опасности , постоянно присутствующие в процессе использования машины по назначению ( например , опасное перемещение подвижных элементов , дуговой разряд в процессе сварки , неудобная поза , вредная для здоровья , шум , высокая температура );

— опасности , возникающие неожиданно ( например , взрыв , опасность раздавливания как следствие непреднамеренного / неожиданного пуска , выбросы как следствие аварии , падение как следствие ускорения / замедления ).

3.7 характерная опасность ( relevant hazard ): Опасность , присущая машине или связанная с процессом ее эксплуатации .

Примечание — Принципы определения характерной опасности приведены в ИСО 14121 [ 8].

3.8 существенная опасность ( significant hazard ): Опасность , которая была определена как характерная опасность и которая требует конкретных действий конструктора по ее устранению или снижению риска в соответствии с его оценкой .

3.9 опасная ситуация ( hazardous situation ): Любая ситуация , в которой человек подвергается одной или нескольким опасностям ; такое воздействие может приводить к повреждению сразу же или спустя некоторое время .

3.10 опасная зона , зона риска ( hazard zone , danger zone ): Пространство внутри машины или вокруг нее , в котором человек может подвергаться риску травмирования или причинения другого вреда здоровью .

3.11 риск ( risk ): Сочетание вероятности нанесения и степени тяжести возможных травм или другого вреда здоровью в опасной ситуации .

3.12 остаточный риск ( residual risk ): Риск , остающийся после принятия защитных мер ( см . рисунок 1).

Примечание — В настоящем стандарте различаются :

— риск , остающийся после защитных мер , предпринятых конструктором ;

— риск , остающийся после всех предпринятых защитных мер .

3.13 общая оценка риска ( risk assessment ): Общий процесс , включающий анализ и оценку риска .

3.14 анализ риска ( risk analysis ): Изучение технических требований к машине в части ограничений , идентификация опасности и расчет степени риска .

3.15 расчет степени риска ( risk estimation ): Определение степени серьезности возможного вреда для здоровья и вероятности того , что такой вред будет нанесен .

3.16 оценка степени риска ( risk evaluation ): Оценка возможности снижения степени риска , получаемая на основе проведенного анализа .

3.17 адекватное снижение степени риска ( adequate risk reduction ): Снижение степени риска как минимум в соответствии с требованиями действующего законодательства с учетом современного уровня развития техники .

Примечание — Критерии адекватного снижения степени риска установлены в 5.5.

3.18 защитные меры ( protective measure ): Меры , предпринимаемые для адекватного снижения степени риска :

— конструктором ( разработка безопасной конструкции машины , средств защиты и дополнительных защитных мер , информации для пользователя );

— пользователем ( осуществление безопасной эксплуатации , технический контроль , система допуска к работе ; применение дополнительных защитных мер ; использование средств индивидуальной защиты ; обучение персонала ).

3.19 меры по разработке безопасных конструкций самой машины ( inherently safe design measure ): Защитные меры , которые либо устраняют опасности , либо снижают степень рисков , связанных с этими опасностями , путем изменения конструкции или рабочих характеристик самой машины без использования защитных ограждений или других защитных устройств .

Примечание — Вопросы , связанные со снижением риска за счет разработки безопасной конструкции самой машины , — по ИСО 12100-2, раздел 4.

3.20 средства защиты ( safeguarding ): Средства для защиты людей от опасностей , которые не могут быть полностью устранены , и от рисков , степени которых не могут быть в достаточной мере снижены с помощью мер по разработке безопасной конструкции самой машины .

Примечание — Средства защиты и дополнительные защитные меры приведены в ИСО 12100-2 ( раздел 5).

3.21 информация для пользователей ( information for use ): Меры безопасности , которые состоят из коммуникативных элементов , таких как тексты , слова , знаки , сигналы , символы или диаграммы , применяемые по отдельности или вместе с целью доведения информации до потребителя .

Примечание — Информация для пользователей — в ИСО 12100-2, раздел 6.

3.22 использование машины по назначению ( intended use of machine ): Использование машины в соответствии с информацией , содержащейся в документах для пользователя .

3.23 прогнозируемое неправильное применение машины ( reasonably foreseeable misuse ): Использование машины способом , не предусмотренным конструктором , но который может быть результатом легко предсказуемого поведения человека .

3.24 защитное ограждение ( safeguard ): Ограждение или защитное устройство .

3.25 ограждение ( guard ): Перегородка , спроектированная как часть машины с целью обеспечения защиты персонала .

Примечание 1 — Защитное ограждение может действовать :

— самостоятельно ; в этом случае его действие будет эффективным , если оно «закрыто» ( перемещаемое ограждение ) или «прочно удерживается на месте» ( неподвижное ограждение );

— вместе с блокировочным устройством с фиксацией или без нее ; в этом случае защита обеспечивается в любом положении ограждения .

Примечание 2 — Название защитного ограждения зависит от его конструкции , например кожух , щит , крышка , экран , дверца , ограждение по периметру .

Примечание 3 — Типы защитных ограждений и требования , предъявляемые к ним по ИСО 12100-2, пункт 5 3.2 и ИСО 14120 [ 7].

3.25.1 неподвижное ограждение ( fixed guard ): Ограждение , закрепляемое ( например , винтами , гайками , посредством сварки ) так , что его можно открывать или перемещать только с использованием инструментов или путем разрушения крепления .

3.25.2 перемещаемое ограждение ( movable guard ): Ограждение , которое можно открывать и перемещать без использования крепежных инструментов .

3.25.3 регулируемое ограждение ( adjustable guard ): Неподвижное или перемещаемое ограждение ( или его отдельные части ), размеры и / или положение которого ( ых ) можно регулировать и которые после регулировки должны быть зафиксированы для проведения конкретной операции .

3.25.4 защитное ограждение с блокировкой ( блокирующее защитное ограждение ) ( interlocking guard ): Защитное ограждение , оснащенное блокировочным устройством , соединенным с системой управления машины , обеспечивающее следующие защитные функции :

— при открытом ограждении не могут выполняться опасные функции машины , защищенные им ;

— подается команда «стоп» , если ограждение открыто при выполнении опасных функций машины ;

— опасные функции машины , защищенные ограждением , могут выполняться , если ограждение закрыто . Закрытие ограждения не должно приводить к пуску опасных функций машины .

Примечание — Подробное описание блокировочных устройств для ограждений приведено в ИСО 14119 [ 6].

3.25.5 блокирующее защитное ограждение с фиксацией закрытия ( interlocking guard with guard locking ): Блокирующее защитное ограждение с фиксацией закрытия , обеспечивающее с помощью системы управления машины следующие функции безопасности :

— не могут выполняться опасные функции машины , защищенные ограждением , если указанное ограждение не закрыто и не зафиксировано ;

— ограждение остается закрытым и заблокированным до тех пор , пока не будет исключена опасность травмирования из — за опасных функций машины ;

— опасные функции машины , защищенные ограждением , не могут выполняться , если ограждение закрыто и заблокировано . Закрытие и блокировка ограждения не должны приводить к пуску опасных функций машины .

Примечание — Подробное описание блокировочных устройств приведено в ИСО 14119.

3.25.6 блокирующее ограждение с функцией пуска ( interlocking guard with a start function ): Специальный вид блокирующих ограждений , которые при закрытии подают команду пуска опасной ( ых ) функции ( й ) машины без использования отдельного органа управления пуском .

Примечание — Подробное описание требований , предъявляемых к такому ограждению , приведено в ИСО 12100-2, пункт 5.3.2.5.

3.26 предохранительное устройство ( protective device ): Защитное устройство , не являющееся ограждением , которое может исключать или уменьшать опасность само или в соединении с защитным ограждением .

Примечание — Примеры предохранительных устройств приведены в 3.26.1 — 3.26.9.

3.26.1 блокирующее устройство , блокировка ( interlocking device , interlock ): Устройство механического , электрического или другого типа , препятствующее при определенных условиях функционированию элементов машины ( обычно до тех пор , пока не закроется защитное ограждение ).

3.26.2 устройство разблокировки ( enabling device ): Дополнительное устройство , которое при ручном управлении в сочетании с органом управления пуском позволяет машине выполнять ее функции только при непрерывном удержании органа управления .

Примечание — Требования к устройствам разблокировки по ИСО 60204-1, пункт 9.2.5.8 [ 9].

3.26.3 управляющее устройство с автоматическим возвратом в исходное положение ( hold — to — run device ): Управляющее устройство , включающее и поддерживающее выполнение опасных функций машины только при воздействии на орган ручного управления ; после отпускания орган ручного управления автоматически возвращается в позицию остановки и машина останавливается .

3.26.4 двуручное управляющее устройство ( two — hand control device ): Управляющее устройство с автоматическим возвратом , которое для пуска и работы машины требует совместного действия двух органов ручного управления , приводимых в действие одновременно обеими руками , что обеспечивает защиту оператора , управляющего машиной с помощью этого устройства .

Примечание — Подробное описание требований , предъявляемых к такому устройству , приведено в ИСО 13851 [ 4].

3.26.5 сенсорное защитное устройство [ sensitive protective equipment ( SPE )]: Устройство для обнаружения людей или частей тела , генерирующее соответствующий сигнал системе управления с целью уменьшения риска для обнаруженных лиц . Сигнал генерируется в случае , если человек или часть его тела переходит за заранее установленные пределы , например , если человек нечаянно входит в опасную зону или находится в опасной зоне ( обнаружение присутствия ) или в обоих этих случаях .

3.26.6 активное оптоэлектронное защитное устройство ( active optoelectronic protective device ( AOPD ): Устройство , считывающая функция которого выполняется оптоэлектронными излучающими и принимающими элементами , предназначенное для обнаружения присутствия непрозрачного объекта в установленной ( опасной ) зоне за счет прерывания этим объектом оптического излучения , генерируемого устройством .

Примечание — Подробное описание требований , предъявляемых к такому устройству , приведено в МЭК 61496-2 [ 10].

3.26.7 механическое ограничивающее устройство ( mechanical restraint device ): Устройство , создающее механические препятствия для машины ( например , клин , палец , стопор , тормозной башмак ), которое благодаря своей прочности может препятствовать любому опасному перемещению .

3.26.8 ограничивающее устройство ( limiting device ): Устройство , препятствующее машине или режимам работы машины , создающим опасность , превысить пределы , установленные конструкцией машины ( например , пространственные ограничения , величину давления , нагрузки и т . п .).

3.26.9 устройство управления ограниченным перемещением ( limited movement control device ): Управляющее устройство , однократное приведение в действие которого совместно с системой управления машины допускает только ограниченное перемещение какого — либо элемента машины .

3.27 задерживающее устройство ( impeding device ): Любое физическое препятствие , например низкая перегородка , рельс , которое , не исключая полностью доступ в опасную зону , затрудняет его , снижая вероятность доступа в эту зону .

3.28 функция безопасности ( safety function ): Функция машины , сбой которой может привести к немедленному возрастанию риска ( ов ).

3.29 неожиданный пуск , непреднамеренный пуск ( unexpected start — up , unintended start — up ): Любой пуск , который вследствие неожиданности может привести к возникновению опасности , причиной которого могут быть , например :

— команда пуска , выдаваемая в результате сбоя системы управления или внешнего воздействия на нее ;

— команда пуска , выдаваемая в результате несвоевременного воздействия на орган управления пуском или другие части машины , например датчик или элемент регулирования мощности ;

— возобновление энергоснабжения после прерывания ;

— внешнее / внутреннее воздействия на элементы машины ( например , силы тяжести , ветра , самовоспламенения в двигателях внутреннего сгорания ).

Примечание — Пуск машины в режиме выполнения автоматического цикла не может считаться непреднамеренным , но его можно рассматривать как неожиданный с точки зрения оператора . Для предотвращения таких случаев необходимо использовать защитные меры ( ИСО 12100-2, раздел 5, и ИСО 14118, пункт 3.2 [ 5]).

3.30 повреждение , приводящее к возникновению опасности ( failure to danger ): Любая неисправность машины или перебои в ее энергоснабжении , приводящие к возникновению опасной ситуации .

3.31 неисправность , отказ в работе ( fault ): Состояние машины , характеризующееся неспособностью выполнять заданную функцию , исключая случаи проведения профилактического технического обслуживания , других запланированных действий или недостаток внешних ресурсов ( например , отключение энергоснабжения ).

Примечание 1 — Неисправность часто является результатом повреждения самой машины , однако она может иметь место и без повреждения .

Примечание 2 — На практике термины «неисправность» , «отказ» и «повреждение» часто используются как синонимы .

3.32 повреждение ( failure ): Неспособность машины выполнять заданную функцию .

Примечание 1 — Неисправность , отказ в работе машины является результатом ее повреждения .

Примечание 2 — Повреждение является событием в отличие от неисправности и отказа , которые являются состоянием .

Примечание 3 — Рассматриваемое понятие не распространяется на программное обеспечение ( см . МЭС 191-04-01 [ 11]).

3.33 повреждения по общей причине ( common cause failures ): Повреждения разных частей машин , произошедшие в результате одного события , не являющиеся следствиями друг друга .

Примечание — Повреждения по общей причине не следует путать с повреждениями общего характера ( см . МЭС 191-04-23 [ 11]).

3.34 повреждения общего характера ( common mode failure ): Повреждения машин , характеризуемые одинаковым видом разрушений .

Примечание — Повреждения общего характера не следует путать с повреждениями по общей причине , поскольку первые могут быть результатом разных причин ( см . МЭС 191-04-24 [ 11]).

3.35 аварийная ситуация ( emergency situation ): Опасная ситуация , которая должна быть предотвращена или срочно устранена .

Примечание — Аварийная ситуация может возникать :

— во время нормальной работы машины ( например , из — за вмешательства человека или в результате внешних воздействий );

— как следствие сбоя или повреждения любой части машины .

3.36 действия при аварийной ситуации ( emergency operation ): Все действия и функции , направленные на предотвращение или устранение аварийной ситуации .

3.37 аварийная остановка ( emergency stop ): Функция машины , предназначенная для предотвращения возникновения опасности или уменьшения существующей опасности для людей , предотвращения поломки машины или обеспечения продолжения работы .

Аварийная остановка должна осуществляться единичным воздействием оператора .

Примечание — Подробное описание требований , предъявляемых к аварийной остановке , приведено в ИСО 13850 [ 3].

3.38 величина эмиссии ( emission value ): Числовое значение , количественно определяющее эмиссию , создаваемую машиной ( например , шум , вибрацию , опасные вещества , излучение ).

Примечание 1 — Величина эмиссии является составной частью информации , характеризующей работу машины , и используется в качестве основы для общей оценки степени рисков .

Примечание 2 — Термин «величина эмиссии» не следует путать с термином «величина воздействия» , который количественно определяет воздействие эмиссии на человека при работе машины . Величина воздействия может быть рассчитана на основе величины эмиссии .

Примечание 3 — Величину эмиссии обычно измеряют , а возникающие при этом неопределенности допускается решать стандартными методами , например путем сравнения с аналогичными машинами .

3.39 сравнительные данные по эмиссии ( comparative emission data ): Набор числовых значений величины эмиссии аналогичных машин для сравнения .

Примечание — Сравнение данных по шуму приведено в ИСО 11689 [ 2].

4 Опасности, учитываемые при конструировании машин

4.1 Общие положения

В настоящем разделе рассматриваются основные виды опасностей с целью помочь конструктору идентифицировать характерные и существенные опасности , которые могут быть созданы проектируемой машиной , а также опасности , связанные с окружающей средой , в которой ее предполагается использовать ( см . 5.3).

Примечание — Более подробный перечень возможных опасностей и опасных ситуаций , связанных с машинами , приведен в ИСО 14121, приложение А [ 8].

4.2 Механические опасности

4.2.1 Механические опасности , связанные с машиной , ее частями или поверхностями , инструментами , обрабатываемыми деталями , грузами , а также с используемыми твердыми или жидкими материалами , могут приводить к :

— разрезанию или разрыву ;

— затягиванию или захвату ;

— повреждению от трения или абразивного воздействия ;

— травмированию выбросом жидкости под высоким давлением ( опасность выброса ).

4.2.2 Механические опасности , которые могут создаваться машиной , ее частями ( включая механизмы , удерживающие обрабатываемый материал ), обрабатываемыми деталями или грузами , обусловлены , наряду с другими , следующими факторами :

— формой ( режущие элементы , острые кромки , заостренные части , даже если они неподвижны );

— положением относительно друг друга движущихся элементов машины , которые при перемещении могут создавать зоны раздавливания , рассечения и запутывания ( наматывания ) и т . п .;

— устойчивостью к опрокидыванию ( учитывая кинетическую энергию );

— массой и устойчивостью ( потенциальной энергией деталей , которые могут перемещаться под действием силы тяжести );

— массой и скоростью ( кинетической энергией элементов машины при контролируемом и неконтролируемом движениях );

— ускорением / замедлением движущихся элементов машины или машины в целом ;

— недостаточной механической прочностью , которая может привести к опасным поломкам или авариям ;

— потенциальной энергией упругих элементов ( пружин ), жидкостей или газов , находящихся под давлением или в вакууме ;

4.3 Электрические опасности

Электрические опасности могут приводить к ожогам , травмам или смерти от поражения электрическим током и к ожогам . Они могут быть вызваны :

— соприкосновением людей с токоведущими частями , находящимися при нормальной работе под напряжением ( прямой контакт );

— соприкосновением людей с частями , попадающими под напряжение при неисправностях , особенно в результате повреждения электрической изоляции ( непрямой контакт );

— приближением людей к токоведущим частям , находящимся под напряжением , особенно под высоким напряжением ;

— несоответствием электрической изоляции предусмотренным условиям эксплуатации машины ;

— контактом человека с деталями , заряженными статическим электричеством ;

— выбросом расплавленных частиц или химических веществ при коротком замыкании или в случае перегрузок .

Электрические опасности также могут приводить к падениям людей ( или предметов на людей ) в результате шока , вызванного поражением электрическим током .

4.4 Термические опасности

Термические опасности могут приводить к :

— ожогам и ошпариванию из — за соприкосновения с предметами или материалами , имеющими чрезвычайно высокую или низкую температуру , вызванную , например , пламенем или взрывом , а также излучением источников тепла ;

— ущербу здоровью из — за воздействия высокой или низкой температуры окружающей производственной среды .

4.5 Опасности от шума

Шум может приводить к :

— долговременной потере слуха ( остроты слуха );

— другим последствиям , например к потере равновесия , обморокам , ослаблению внимания ;

— созданию помех речевым сообщениям , восприятию звуковых сигналов .

4.6 Опасности от вибрации

Вибрация может передаваться всему телу ( при использовании подвижного оборудования ) или непосредственно на руки и плечи ( при использовании переносных машин или машин , управляемых вручную ).

Сильная кратковременная вибрация ( или менее сильная длительная вибрация ) может приводить к серьезным неврологическим или суставным заболеваниям ( заболеванию поясницы и травмам позвоночника , серьезному физическому недомоганию в результате вибраций всего тела и расстройствам сосудистой системы , например к онемению конечностей , невралгии , заболеваниям суставов как результат вибрации рук и предплечий ).

4.7 Опасности, вызванные излучением

Опасности , вызванные излучением , могут приводить к немедленному воздействию ( например , к ожогам ) или к долговременным воздействиям ( например , к генетическим мутациям ); они создаются разными источниками , в том числе ионизирующими или неионизирующими излучениями :

— электромагнитными полями ( например , в низкочастотном , радиочастотном , микроволновом диапазонах );

— излучением в инфракрасной , видимой и ультрафиолетовой областях спектра ;

— рентгеновскими и γ — лучами ;

— электронными , ионными , α , β — лучами , нейтронами .

4.8 Опасности, вызванные материалами и веществами

Материалы и вещества , обрабатываемые , используемые , созданные или выделяемые машинами , а также материалы , используемые при изготовлении деталей машин , могут также вызывать различные опасности , например :

— опасности , возникающие в результате попадания внутрь , контакта с кожей , глазами и слизистой оболочкой или вдыхания паров жидкостей , газов , тумана , дыма , волокон , пыли или аэрозолей , оказывающих вредное , отравляющее , разъедающее , канцерогенное , мутагенное , раздражающее или возбуждающее воздействие ;

— опасности , связанные с возгоранием и взрывом ;

— биологические опасности ( например , плесень ) и микробиологические ( вирусные или бактериальные ).

4.9 Опасности, связанные с несоблюдением эргономических принципов при конструировании машин

Несоответствие машины физическим и психическим возможностям человека может привести к следующим неблагоприятным последствиям :

— физиологическим ( например , нарушениям мускульно — скелетных функций ) в результате неудобного положения тела человека и чрезмерных и часто повторяемых усилий ;

— психофизиологическим , например в результате умственных перегрузок или подавленности , стресса и т . п ., возникающих в процессе эксплуатации , контроля или технического обслуживания машины при ее использовании по назначению ;

— ошибкам , совершаемым человеком .

4.10 Опасности поскользнуться, споткнуться или упасть

Эти опасности , приводящие к травмам , возникают из — за невнимания к состоянию поверхности пола и средствам доступа к элементам машин .

4.11 Сочетание опасностей

Некоторые отдельные опасности , кажущиеся незначительными , могут в сочетании друг с другом привести к существенным опасностям .

4.12 Опасности, связанные с окружающей средой, в которой эксплуатируется машина

При проектировании машины необходимо учитывать окружающую среду , в которой она будет эксплуатироваться и которая может стать источником опасностей ( например , температура воздуха , ветер , снег , освещение ).

5 Стратегия снижения рисков

5.1 Общие положения

5.1.1 Потенциальная опасность , связанная с машиной , может привести к нанесению вреда здоровью человека , если не будут приняты соответствующие защитные меры .

5.1.2 Защитные меры представляют собой совокупность мер по обеспечению безопасности , предпринимаемых конструктором и пользователем ( см . рисунок 1). Меры , которые могут быть предприняты на этапе проектирования , являются предпочтительными и обычно более эффективными , чем меры , предпринимаемые пользователем .

5.1.3 Учитывая опыт эксплуатации аналогичных машин , а также благодаря обмену информацией с потенциальными пользователями конструктор должен предпринять соответствующие действия , обеспечивающие безопасность машины в порядке , указанном ниже ( см . рисунок 2):

— определить ограничения , накладываемые на машину при ее использовании по назначению ( см . 5.2);

— идентифицировать опасности и связанные с ними опасные ситуации ( см . раздел 4 и 5.3);

— рассчитать риск для каждой идентифицированной опасности и опасной ситуации ( см . 5.3);

— оценить риск и принять решение о необходимости ее снижения ( см . 5.3);

— принять защитные меры по устранению опасности или уменьшению степени риска , связанного с этой опасностью ( см . 5.4 и 5.5).

Первые четыре перечисления , приведенные выше , связаны с оценкой степени рисков , подробная информация о которых приведена в ИСО 14121 [ 8].

5.1.4 Целью разрабатываемой стратегии является максимальное снижение степени рисков с учетом четырех факторов :

— безопасности машины на всех этапах ее срока службы ;

— способности машины выполнять свои функции ;

— затрат на изготовление , эксплуатацию и демонтаж машины .

ГОСТ Р ИСО 12100-1-2007 Безопасность машин

1) Предоставление соответствующей информации является частью вклада конструктора в снижение риска , но рассматриваемые защитные меры будут эффективными только в случае , если они предпринимаются пользователем .

2) Входные данные пользователя представляют собой информацию , относящуюся к использованию машин по назначению , полученную конструктором от группы пользователей или от отдельного пользователя .

3) Иерархия разных защитных мер , принимаемых пользователем , отсутствует . Такие защитные меры не рассматриваются в настоящем стандарте .

4) Эти защитные меры необходимы для специфических процессов , не предусмотренных при предполагаемом использовании машины , или для специфических условий монтажа машины , не соответствующих требованиям , изложенным в инструкции для пользователя .

Рисунок 1 Защитные меры , предпринимаемые конструктором и пользователем для обеспечения безопасности машины

Рассматриваемая стратегия схематически представлена на рисунке 2.

ГОСТ Р ИСО 12100-1-2007 Безопасность машин

1) Ответ на этот вопрос основывается на результатах первоначальной оценки риска .

Рисунок 2 — Схематическое представление повторяющегося 3- шагового метода снижения риска

Процесс снижения риска является итеративным ( повторяющимся ) и для снижения риска с использованием имеющихся технологий может потребоваться несколько последовательно повторяющихся действий .

Примечание 1 — Идеальное применение этих принципов требует знания назначения машины , информации об авариях , документов о состоянии машины , существующих технологий снижения рисков , законодательных рамок , в которых машина эксплуатируется .

Примечание 2 — Конструкция машины , являющаяся приемлемой на данное время , может в дальнейшем оказаться неудовлетворительной , если достижения технического прогресса позволят создать равноценную машину с меньшим риском .

5.1.5 Для продолжительной безопасной работы машины необходимо , чтобы принятые защитные меры не затрудняли ее использование по назначению . В противном случае для максимального использования всех достоинств машины потребитель будет вынужден обходить защитные меры .

5.1.6 Для определения величины эмиссии проектируемой машины следует воспользоваться стандартными или другими приемлемыми методами измерения эмиссии для существующих машин или прототипов и получения сравнительных данных по эмиссии . Это позволит конструктору :

— рассчитать риск , связанный с эмиссией ;

— оценить эффективность защитных мер , предпринимаемых на этапе проектирования ;

— предоставить потенциальным пользователям количественную информацию об эмиссии ;

— предоставить в инструкциях для пользователя количественную информацию об эмиссии .

В отношении не связанных с эмиссией опасностей , характеризуемых измеряемыми параметрами , можно поступить аналогичным образом .

5.2 Перечень ограничений, накладываемых на машину

Проектирование машины начинается с перечня и описания ограничений , накладываемых на нее ( ИСО 14121, раздел 5) [ 8]:

— ограничения на использование :

предполагаемое использование машины по назначению , включая разные рабочие режимы , этапы использования и разные процедуры вмешательства оператора , прогнозируемое использование машины не по назначению ;

— пространственные ограничения ( например , диапазон перемещения машины , требования к пространству , необходимому для ее установки и технического обслуживания , интерфейс «оператор — машина» , интерфейс «машина — энергоснабжение» );

— временные ограничения : прогнозируемый предельный срок службы машины и / или некоторых ее компонентов ( например , инструментов , изнашиваемых частей , электрических компонентов ) с учетом ее использования по назначению .

5.3 Идентификация опасностей, расчет и оценка риска

После идентификации разных опасностей , которые могут создаваться машиной ( постоянные опасности , а также опасности , которые могут возникать неожиданно : см . 3.6 и раздел 4), конструктор должен по возможности рассчитать риск для каждой опасности с использованием количественных факторов и в конечном итоге решить , необходимо ли этот риск снижать ( см . 5.4). Для этого конструктор должен учесть разные рабочие режимы , а также процедуры вмешательства оператора , в частности :

a) взаимодействие человека с машиной в течение всего ее жизненного цикла :

1) создание машины ,

2) транспортирование , монтаж и установка ,

3) ввод в эксплуатацию ,

— наладка ( настройка ), программирование / обучение или переключение режимов ,

5) вывод из эксплуатации , демонтаж и утилизация с точки зрения безопасности ;

b ) возможные состояния машины :

1) машина выполняет свою функцию ( машина работает нормально ),

2) машина не выполняет свою функцию ( например , она дает сбои ) по разным причинам , включая следующие :

— изменение характеристик или размеров обрабатываемого материала или обрабатываемой детали ,

— повреждение одного ( или нескольких ) элементов машины или приспособлений ,

— внешние воздействия ( например , удары , вибрация , электромагнитные помехи ),

— погрешности конструкции или иные дефекты ( например , ошибка в системе программного обеспечения ),

— внешние условия ( например , поврежденные поверхности пола );

с ) непредсказуемое поведение оператора или обоснованно предсказуемое неправильное использование машины , например :

— утрата оператором управления машиной ( особенно для переносных или движущихся машин ),

— рефлекторное поведение человека при сбое , аварийной ситуации или повреждении машины в процессе ее эксплуатации ,

— поведение , как результат недостаточной концентрации внимания или небрежности ,

— поведение , как результат выбора «пути наименьшего сопротивления» при выполнении задачи ,

— поведение , как результат выполнения требований поддержания машины в рабочем состоянии при любых обстоятельствах ,

— поведение определенной категории людей ( например , детей , инвалидов ).

Расчет и оценку риска следует проводить после каждого из трех шагов по его снижению , установленных в 5.4 и проиллюстрированных на рисунке 2.

При проведении оценки риска необходимо рассматривать риск нанесения наиболее вероятного по серьезности вреда здоровью , связанного с каждой идентифицируемой опасностью , но также необходимо учитывать прогнозируемый вред здоровью наивысшей серьезности , хотя вероятность того , что это произойдет , невысока .

5.4 Устранение опасностей или защитные меры по снижению риска

Эта цель может быть достигнута путем устранения опасностей или уменьшением , по отдельности или одновременно , каждого из двух параметров , определяющих риск :

a ) степень серьезности причинения вреда здоровью , связанного с рассматриваемой опасностью ;

b ) вероятность того , что такой вред здоровью может быть нанесен .

Защитные меры , необходимые для достижения этой цели , следует применять в указанной ниже последовательности , называемой «методом трех шагов» ( см . рисунки 1 и 2):

— меры по разработке безопасных конструкций самой машины ( ИСО 12100-2, раздел 4).

Примечание — Этот шаг является единственным шагом , в котором опасности могут быть устранены , тем самым отпадает необходимость применения добавочных защитных мер , например установки защитных ограждений и принятия дополнительных защитных мер ;

— применение средств защиты и возможных дополнительных защитных мер ( ИС О 12100-2, раздел 5);

— информация для пользователя по остаточному риску ( ИСО 12100-2, раздел 6).

Информация для пользователей не должна подменять меры по разработке безопасных конструкций или установке защитных ограждений или дополнительных защитных мер .

Адекватные защитные меры , связанные с каждым рабочим режимом и процедурами вмешательства оператора в работу машины ( см . 5.3), должны исключать возможность использования оператором для устранения возникающих технических проблем средств , создающих опасность .

5.5 Достижение целей снижения рисков

Повторяющийся процесс снижения рисков в соответствии с 5.4 и рисунком 2 заканчивается после адекватного снижения рисков и получения благоприятных результатов сравнения рисков ( ИСО 14121, пункт 8.3) [ 8].

Адекватное снижение риска может считаться достигнутым , если при этом можно получить положительный ответ на каждый из следующих вопросов :

— учитывались ли все рабочие условия и все процедуры вмешательства ;

— применялся ли метод , установленный в 5.4;

— устранены ли опасности или снижены ли риски , связанные с опасностями , до самого низкого приемлемого уровня ;

— есть ли уверенность , что предпринимаемые меры не создают новых опасностей ;

— достаточно ли информированы и предупреждены пользователи об остаточных рисках ;

— есть ли уверенность , что условия труда оператора не подвергаются опасности при принятии защитных мер ;

— совместимы ли принимаемые защитные меры друг с другом ;

— в достаточной ли мере были рассмотрены последствия , которые могут возникнуть при эксплуатации машины , спроектированной для профессионального / промышленного применения , если она используется непрофессионалами в непроизводственных условиях ;

— есть ли уверенность , что принимаемые меры не снижают в значительной степени способность машины выполнять свои функции .

Приложение А
(справочное)
Общее схематическое изображение машины

ГОСТ Р ИСО 12100-1-2007 Безопасность машин

Рисунок А . 1

Приложение В
(справочное)
Двуязычный указатель специальных терминов и выражений, используемых в ИСО 12100-1 и ИСО 12100-2

Введение

Настоящий стандарт дает общие указания по конструированию и производству неподвижных и подвижных съемных защитных устройств.

Настоящий стандарт предназначен для изготовителей, конструкторов, разработчиков стандартов и других специалистов.

Согласно требованиям ГОСТ Р 51333 конструктор машины должен указать опасности, исходящие от машины, провести оценку риска и уменьшить риск конструкторскими мероприятиями до рассмотрения мероприятий по безопасности.

ГОСТ Р 51342-99

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Безопасность машин

СЪЕМНЫЕ ЗАЩИТНЫЕ УСТРОЙСТВА

Общие требования по конструированию и изготовлению неподвижных и перемещаемых съемных защитных устройств

Safety of machinery. Guards. General requirements for the design and construction of fixed and movable guards

Дата введения 2000-07-01

1 Область применения

Настоящий стандарт определяет требования к конструированию и производству съемных защитных устройств, которые в первую очередь предназначены для защиты людей от механических опасностей. Стандарт распространяется, в основном, на машины, которые поставлены после выхода настоящего стандарта, на правила применения съемных защитных устройств для минимизации опасности из-за немеханических причин.

Требования настоящего стандарта справедливы для неподвижных и подвижных защитных устройств.

Настоящий стандарт не распространяется на детали, воздействующие на блокировочные устройства (см. ГОСТ Р 51345), и не содержит требований к специальным системам защиты, которые предназначены для установки и подъема грузов и для защиты от падающих объектов.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 51333-99 Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Термины, технологические решения и технические условия

ГОСТ Р 51334-99 Безопасность машин. Безопасные расстояния для предохранения верхних конечностей от попадания в опасную зону

ГОСТ Р 51335-99 Безопасность машин. Минимальные расстояния для предохранения от защемления частей человеческого тела

ГОСТ Р 51338-99 Безопасность машин. Снижение риска для здоровья от вредных веществ, выделяющихся при эксплуатации машины. Часть 1. Основные положения для изготовителей машин

ГОСТ Р 51339-99 Безопасность машин. Безопасные расстояния для предохранения нижних конечностей от попадания в опасную зону

ГОСТ Р 51344-99 Безопасность машин. Принципы оценки и определения риска

ГОСТ Р 51345-99 Безопасность машин. Блокировочные устройства, связанные с защитными устройствами. Принципы конструирования и выбора

ГОСТ Р МЭК 60204-1-99 Безопасность машин. Электрооборудование машин и механизмов. Часть 1. Общие требования

ИСО 3740-80* Акустика. Определение уровней звуковой мощности источников шума. Руководство по применению базовых стандартов и по разработке норм и правил определения шумов

ИСО 9614-1-93* Акустика. Определение уровней звуковой мощности источников шума по интенсивности звука. Часть 1. Измерения в отдельных точках

ИСО 9614-2-96* Акустика. Определение уровней звуковой мощности источников шума по интенсивности звука. Часть 2. Измерение сканированием

ИСО 11200-95* Акустика. Шум, производимый машинами и оборудованием. Руководящие указания по применению базовых норм для определения уровней звукового давления на рабочем месте и в других установленных точках

ЕН 1070-98* Безопасность машин. Терминология

ЕН 1127-1-98* Безопасность машин. Взрывоопасные атмосферы. Защита от взрывов. Часть 1. Принципы и методика

ЕН 1672-2-97* Безопасность машин. Пищевые машины. Требования по безопасности и гигиене. Общие руководящие указания. Часть 2. Требования по гигиене

ЕН 31253-94* Лазеры и лазерные установки. Интерфейсы по механике

* Международные стандарты — во ВНИИКИ и ВНИИНМАШ Госстандарта России.

3 Определения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 съемное защитное устройство: Составная часть машины, специально предназначенная для обеспечения защиты с помощью физического барьера. В зависимости от конструкции защитное устройство может называться кожухом, защитным экраном, оградой, дверцей, оболочкой и т.д.

1 Съемное защитное устройство может функционировать:

— самостоятельно; в этом случае оно действует только в закрытом состоянии;

— совместно с блокировочным устройством с фиксацией и без фиксации закрывания; в этом случае защита обеспечивается в каждом положении защитного ограждения.

3.2 неподвижное съемное защитное устройство: Защитное устройство, закрепленное в определенной позиции (т.е. закрытое):

— либо на длительный срок (путем сварки и т.д.),

3.3 оболочка: Съемное защитное устройство, которое препятствует доступу в опасную зону (рисунок 1 );

ГОСТ Р ИСО 12100-1-2007 Безопасность машин

Рисунок 1 — Пример оболочки, которая препятствует доступу к передаче

3.4 съемное дистанционное защитное устройство: Неподвижное защитное устройство, не полностью закрывающее доступ в опасную зону, однако вследствие своих габаритных размеров и расстояния от опасной зоны препятствующее доступу или ограничивающее его, например, защитное ограждение туннельной формы или типа ограды (рисунки 2 и 3 );

ГОСТ Р ИСО 12100-1-2007 Безопасность машин

Рисунок 2 — Пример съемного дистанционного защитного устройства

ГОСТ Р ИСО 12100-1-2007 Безопасность машин

Рисунок 3 — Пример съемного дистанционного защитного устройства туннельной формы, которое обеспечивает защиту выдвигающихся частей машины

3.6 съемное защитное устройство с силовым приводом: Перемещаемое съемное защитное устройство, приводимое в движение с помощью любого источника, кроме мускульной силы человека или силы тяжести;

3.7 автоматически запирающееся съемное защитное устройство: Перемещаемое съемное защитное устройство, приводимое в движение узлом машины (например подвижным столом станка) или посредством заготовки, или деталью зажимного приспособления машины для пропуска заготовки (и зажимного приспособления), которое автоматически возвращается в свое закрытое положение (с помощью силы тяжести, пружины или другого внешнего источника силы) после пропуска заготовки (рисунок 4 );

ГОСТ Р ИСО 12100-1-2007 Безопасность машин

Рисунок 4 — Пример автоматически запирающегося съемного защитного устройства

— опасные функции машины, от которых защищает это устройство, не могли быть осуществлены, если съемное защитное устройство не заперто,

Примечание — Управляемые съемные защитные устройства должны применяться при определенных условиях ( 5.4.9 );

Регулируемое съемное защитное устройство имеет телескопическую конструкцию, чтобы хорошо подстраиваться под поверхность заготовки. Оно устанавливается на шарнире, обеспечивая доступ к шпинделю для смены сверла;

ГОСТ Р ИСО 12100-1-2007 Безопасность машин

Рисунок 5 — Регулируемое съемное защитное устройство

— опасные функции машины, обеспеченные защитным устройством, не могли быть реализованы при незапертом защитном устройстве,

Съемные защитные устройства, блокируемые откидными ограждениями в закрытом положении, закрывают опасную зону;

ГОСТ Р ИСО 12100-1-2007 Безопасность машин

Рисунок 6 — Пример съемных защитных устройств, блокируемых откидными ограждениями

ГОСТ Р ИСО 12100-1-2007 Безопасность машин

Рисунок 7 — Пример блокируемых подвижных съемных защитных устройств

— опасные функции машины не могли быть реализованы, если защитное устройство не заперто, не заблокировано,

— съемное защитное устройство оставалось запертым и заблокированным до тех пор, пока не будет исключен риск травматизма вследствие опасных функций машины,

ГОСТ Р ИСО 12100-1-2007 Безопасность машин

1 — съемное блокируемое устройство в открытом состоянии; 2 — съемное защитное устройство с фиксацией закрывания

Рисунок 8 — Пример оснащения сверлильного станка съемными защитными устройствами с фиксацией закрывания и неподвижными съемными защитными устройствами

3.12 съемное защитное устройство в запертом положении: Съемное защитное устройство считается закрытым, если оно выполняет свои функции препятствия или ограничения доступа в опасную зону или функции ограничения и уменьшения шума и излучения;

3.13 открытое съемное защитное устройство: Съемное защитное устройство считается открытым, если оно не заперто;

3.14 инструмент: Ключ или винтовой ключ для элементов крепления. Вспомогательное средство в виде монеты или пилочки для ногтей в качестве инструмента не рассматривается;

3.15 применение инструмента: Применение инструмента лицом, имеющим на это право при известных и заранее определенных обстоятельствах, как часть безопасной производственной системы;

3.16 частота доступа: Число причин в единицу времени, по которым требуется или предусмотрен доступ в защищаемую зону.

4 Оценка риска

5 Основные требования по конструированию и изготовлению съемных защитных устройств

5.1 Аспекты машины

5.1.1 Общие положения

При конструировании съемных защитных устройств для машин необходимо в течение всего срока службы машины тщательно учитывать все предсказуемые аспекты, относящиеся к самой машине и принципу ее действия. Недостаточный учет этих факторов может привести к появлению небезопасных или не подлежащих эксплуатации машин. Это, со своей стороны, вынудило бы людей к тому, чтобы не использовать предусмотренные съемные защитные устройства и подвергнуть себя большому риску.

5.1.2 Для минимизации доступа в опасную зону в тех случаях, когда это выполнимо, съемные защитные устройства должны быть сконструированы так, чтобы операции по регулировке, смазке и техническому обслуживанию проводились без открывания или удаления этих устройств. В случаях необходимости доступа в опасную зону он должен быть по возможности свободным и беспрепятственным. Ниже приведены причины для доступа:

— загрузка заготовок и снятие готовых деталей;

— смена и наладка инструмента;

— измерение, калибровка и взятие образцов;

— наблюдение за производственным процессом;

— техническое обслуживание и ремонт;

— удаление отходов (например металлолома, стружки, грязи);

— удаление препятствий (устранение нарушений);

— очистка и гигиена.

5.1.3 Удерживание вылетающих деталей

Если существует предсказуемый риск, когда детали (например куски сломанного инструмента, заготовки и т.д.) вылетают из машины, то съемное защитное устройство, насколько это осуществимо, должно быть сконструировано из таких материалов, чтобы указанные детали были удержаны этим ограждением.

5.1.4 Задерживание опасных веществ

Если съемное защитное устройство является частью отводящей системы, то эта функция должна быть учтена при конструировании, выборе материала, изготовлении и установке съемного защитного устройства.

Если выдвинуто требование снижения шума при работе машины, то съемные защитные устройства должны быть сконструированы и изготовлены так, чтобы они уменьшали шум и, кроме того, служили защитой от других опасностей, возникающих в машине (ИСО 3740, ИСО 9614-1, ИСО 9614-2, ИСО 11200). Места соединений съемных защитных устройств, служащих акустической оболочкой, должны быть соответственно уплотнены для уменьшения шумовых излучений.

Если существует предсказуемый риск подвергнуться воздействию опасного излучения, то нужно защитные ограждения сконструировать так и выбрать для них такие материалы, чтобы обеспечить защиту людей от этой опасности. В числе мер защиты можно назвать, например, установку затемненного остекления для предотвращения вспышек при сварке или ликвидацию отверстий в съемном защитном устройстве вокруг лазера.

Если существует предсказуемый риск взрыва, то съемные защитные устройства должны быть сконструированы так, чтобы они надежно удерживали освободившуюся энергию или отводили ее в надежном направлении (например путем использования средств, снимающих давление при взрыве) (ЕН 1127-1).

5.2 Человеческие факторы

5.2.1 Общее положение

Предсказуемые аспекты взаимодействия людей с машинами должны быть учтены полностью при конструировании и изготовлении съемных защитных устройств (например при загрузке заготовок, техническом обслуживании и смазке).

5.2.2 Безопасные расстояния

5.2.3 Контроль доступа в опасные зоны

Перемещаемые съемные защитные устройства в пределах возможного должны быть сконструированы и установлены так, чтобы они при нормальных условиях эксплуатации не закрывались, когда люди находятся в опасной зоне. Если это условие выполнить нельзя, то должны быть использованы другие средства, препятствующие пребыванию людей в опасной зоне.

Для того чтобы обеспечить достаточную обозреваемость производственного процесса, съемные защитные устройства должны быть сконструированы и изготовлены так, чтобы желание удалить их было минимизировано.

5.2.5 Эргономические аспекты

5.2.5.1 Габаритные размеры и масса

Съемные детали съемных защитных устройств применительно к их габаритным размерам и массе должны быть сконструированы так, чтобы они допускали несложное манипулирование. Съемные защитные устройства, которые не могут обеспечить ручное манипулирование или транспортирование, должны оснащаться соответствующими зачаливающими устройствами для транспортирования с помощью подъемных механизмов или же должна существовать возможность их непосредственного монтажа.

К устройствам приема груза и зачаливающим устройствам можно отнести:

— подъемные механизмы с петлями, грузовыми крюками, рым-болтами или с резьбовыми отверстиями для крепления;

— устройства для автоматического захвата посредством грузового крюка, если фиксирование с земли окажется невозможным;

— встроенные в защитное ограждение подъемные механизмы и устройства.

Данные о массе в килограммах зачаливающих устройств и устройств приема груза должны быть указаны в инструкции по пользованию или на самом съемном защитном устройстве, или на его некоторых съемных частях.

5.2.5.2 Усилия, необходимые для воздействия

Усилия могут быть снижены применением таких устройств, как пружины, противовесы или укосины с газовыми подушками.

Съемные защитные устройства с механическим приводом не должны вызывать травм (например по причине давления при запирании, усилий, скорости, наличия острых кромок).

Если предусмотрено сопряжение с несъемным защитным устройством, которое автоматически открывает съемное защитное устройство при соприкосновении человека или предмета со съемным защитным устройством, усилие для препятствия запиранию съемного защитного устройства должно быть не более 150 Н. Кинетическая энергия съемного защитного устройства должна быть не более 10 Дж. При отсутствии такого защитного устройства указанные значения должны быть снижены до 75 Н и 4 Дж соответственно.

5.2.6 Штатное использование

5.3 Конструирование съемных защитных устройств

5.3.1 Общее положение

На стадии конструирования должны быть тщательно рассмотрены все аспекты применения съемных защитных устройств, чтобы убедиться, что их конструкция и изготовление не создают дополнительных опасностей.

5.3.2 Места возможного защемления и затягивания

5.3.3 Стабильность в эксплуатации

Съемные защитные устройства должны быть сконструированы так, чтобы их функции сохранялись в течение всего срока эксплуатации машины и принимались меры по замене изнашиваемых деталей.

Съемные защитные устройства должны быть сконструированы так, чтобы не возникало никаких опасностей вследствие накапливания предметов или материалов, как, например, частички пищи, жидкости (ЕН 1672-2).

Съемные защитные устройства, применяемые в определенных отраслях промышленности, особенно в пищевой и фармацевтической, должны быть сконструированы таким образом, чтобы их можно было не только безопасно эксплуатировать, но и легко чистить.

5.3.6 Предохранение от попадания загрязняющих веществ

Если это необходимо по технологическим соображениям, то съемные защитные устройства должны быть сконструированы так, чтобы предотвратить попадание загрязняющих веществ из технологических источников (например в пищевой и фармацевтической отраслях промышленности, в электронике и аналогичных областях).

5.4 Изготовление съемных защитных устройств

При определении технологии, применяемой в процессе изготовления съемных защитных устройств, должно учитываться следующее:

5.4.1 Острые кромки и т.д.

Съемные защитные устройства должны быть изготовлены так, чтобы у них отсутствовали острые открытые кромки и углы или другие опасные выступы.

5.4.2 Прочность мест соединений

Сваренные, склеенные и механически соединенные места защитных устройств должны быть достаточно прочными в расчете на предполагаемую нагрузку. При использовании склеивания у склеиваемых материалов должна быть обеспечена совместимость с применяемыми технологическими методами и материалами. В случае применения механических элементов крепления их прочность, количество и расстояние друг от друга должны быть достаточными для обеспечения прочности и жесткости съемного защитного устройства.

5.4.3 Удаление только с помощью инструментов

Съемные детали защитных устройств должны удаляться только с помощью инструментов (3.14, 3.15).

5.4.4 Фиксация съемных защитных устройств

Насколько это осуществимо, съемное защитное устройство должно быть сконструировано так, чтобы исключалась возможность пребывания его в рабочем положении без средств крепления.

5.4.5 Фиксирование закрытого положения перемещаемых съемных защитных устройств Закрытое положение перемещаемых съемных защитных устройств должно быть установлено точно. Съемное защитное устройство должно удерживаться в предусматриваемом положении относительно упора посредством силы тяжести, пружины, фиксатора, ограничительного пальца или других приспособлений.

5.4.6 Автоматически запираемые съемные защитные устройства

Отверстие в автоматически закрываемом съемном защитном устройстве должно быть ограничено таким образом, чтобы его размер был не больше, чем требуется для прохода заготовки. Фиксация съемного защитного устройства в раскрытом положении должна быть невозможной. Эти съемные защитные устройства могут использоваться вместе с неподвижными съемными защитными устройствами, с дистанционным управлением.

5.4.7 Регулируемые съемные защитные устройства

Размеры регулируемых деталей должны выбираться, исходя из минимального размера отверстия для прохода материала. Их регулирование должно осуществляться просто и без применения инструмента.

5.4.8 Перемещаемые съемные защитные устройства

Открепление подвижных съемных защитных устройств должно быть только преднамеренным. Эти устройства должны быть прикреплены к машине или граничащим неподвижным элементам, так чтобы они находились в открытом положении, например, посредством шарниров или направляющих. Эти крепления должны освобождаться только с помощью инструмента (3.14, 3.15).

5.4.9 Управляемые съемные защитные устройства

— если для оператора или части его тела не существует никакой возможности пребывания в опасной зоне или между опасной зоной и съемным защитным устройством, когда оно заперто;

— размеры и форма машины обеспечивают оператору или лицу, которое должно вмещаться в машину, полный обзор всей машины / всего процесса;

— единственной возможностью попадания в опасную зону является открывание управляемого съемного защитного устройства или съемного защитного устройства с блокировкой;

— блокировочное устройство, связанное со съемным защитным устройством, имеет возможно высокую надежность (т. к. отказ может привести к непредсказуемым / неожиданным последствиям);

Примечание — Опасной зоной является любая зона, в которой изготавливают детали после запирания управляемого съемного защитного устройства.

5.5 Выбор материалов

5.5.1 Общее положение

При выборе соответствующих материалов для изготовления съемных защитных устройств следует учитывать нижеприведенные требования. Свойства и характеристики материалов должны сохраняться в течение всего срока службы съемного защитного устройства.

5.5.2 Ударная прочность

Съемные защитные устройства должны быть сконструированы так, чтобы они выдерживали предполагаемые удары, вызванные воздействием деталей машин, заготовок, обломков инструментов, вылетающих твердых или жидких веществ, оператора и т.д. Если съемные защитные устройства оснащены смотровыми стеклами, то к выбору материалов и методу крепления нужно подходить особенно тщательно. Для этих целей нужно выбирать такие материалы, которые по своим характеристикам способны выдержать массу и скорость сталкивающихся объектов.

Опорные стойки, рамы съемных защитных устройств и материалы емкостей следует выбирать таким образом, чтобы в результате была получена динамически жесткая и стабильная конструкция, которая способна сопротивляться деформациям. Это особенно важно в тех случаях, когда деформация материала могла бы угрожать соблюдению безопасных расстояний.

5.5.4 Надежное крепление

Съемные защитные устройства или их части должны быть обеспечены местами крепления, обладающими достаточной прочностью, расположенными на достаточном расстоянии друг от друга и в достаточном количестве с тем, чтобы надежное крепление сохранялось при всех предполагаемых нагрузках. Это крепление может быть выполнено с помощью механических средств, скоб, сварки или склеивания либо других подходящих для данного случая средств.

5.5.5 Надежность подвижных деталей

Подвижные детали, например шарниры, направляющие, рукоятки, защелки, должны быть выбраны таким образом, чтобы обеспечить их надежную эксплуатацию применительно к области предполагаемого применения и рабочей среды.

5.6 Задержание паров и газов

Опасные материалы, стружка, пыль, пары, возникновение которых может быть предусмотрено, должны оставаться внутри съемного защитного устройства с применением для защитных ограждений соответствующих непроницаемых материалов.

5.7 Устойчивость к коррозии

Материалы должны быть выбраны таким образом, чтобы они были устойчивы к предполагаемому воздействию окисления и коррозии от изделия, технологии или окружающей среды, например от жидкости для удаления стружки или от моющих и стерилизующих средств в пищевых машинах. Это может быть достигнуто путем нанесения соответствующих защитных покрытий.

5.8 Устойчивость к микроорганизмам

Если существует предполагаемая угроза здоровью вследствие роста бактерий или грибков, что актуально в пищевой, фармацевтической и аналогичных отраслях промышленности, то для съемных защитных устройств следует выбирать материалы, которые предотвращают их рост, легко поддаются очистке и, в случае необходимости, могут быть подвергнуты дезинфекции.

5.9 Нетоксичность

Используемые материалы и покрытия не должны быть токсичными во всех предусмотренных условиях применения. Они должны подходить для соответствующего технологического процесса, особенно в пищевой, фармацевтической и аналогичных отраслях промышленности.

5.10 Обозреваемость зоны обслуживания машины

Если за эксплуатацией машины требуется наблюдение через защитное устройство, то необходимо выбирать материалы с соответствующими свойствами. Если, например, в защитных ограждениях применяется перфорированный или сетчатый материал, то для обеспечения обозреваемости у него должны иметься соразмерно большие отверстия и соответствующая окраска. Обозреваемость улучшается в том случае, если перфорированный материал темнее области, наблюдаемой в машине.

5.11 Прозрачность

Материалы, применяемые для наблюдения за эксплуатацией, должны по возможности сохранять свою прозрачность при старении и длительном применении. Съемные защитные устройства должны быть сконструированы так, чтобы можно было принять меры для замены материалов, не удовлетворяющих предъявляемым к ним требованиям. В определенных случаях применения может возникнуть необходимость выбора материалов или комбинации материалов, устойчивых к истиранию, воздействию химических веществ, потере качества в результате ультрафиолетового облучения, притягиванию пыли вследствие появления статических электрических разрядов или смачиванию поверхности жидкостями, что неблагоприятно влияет на прозрачность.

5.12 Стробоскопические эффекты

При вероятной опасности в связи со стробоскопическими эффектами нужно выбирать такие материалы, которые это явление сводят к минимуму.

5.13 Электростатические характеристики

В определенных случаях может потребоваться выбор таких материалов, которые не несут электростатического заряда, способного привести к удерживанию пыли и частиц или внезапному электрическому разряду с риском пожара и взрыва.

При необходимости съемные защитные устройства следует заземлять, чтобы снизить электростатический заряд до безопасного уровня (ГОСТ Р МЭК 60204-1).

5.14 Устойчивость к воздействию температур

Необходимо выбирать такие материалы, которые не теряют своих свойств, например не проявляют склонности к хрупкому разрушению, не слишком сильно деформируются или не испускают токсичных или легко воспламеняемых паров, если подвергнутся воздействию температуры в предполагаемом температурном диапазоне или внезапному изменению температуры. Выбранные материалы должны сохранять свои свойства в предусматриваемых климатических условиях или условиях, возникающих на рабочем месте.

5.15 Возгораемость

При вероятном риске возникновения пожара выбранные материалы должны быть устойчивыми к искрообразованию и огнестойкими, а также не должны поглощать или выделять легко воспламеняемые жидкости, пары и т.д.

5.16 Уменьшение шума и вибраций

В необходимых случаях нужно выбирать материалы со свойствами, обеспечивающими демпфирование шума и вибраций. Это может быть осуществлено путем изоляции (установка звуковой защиты там, где происходит излучение звука) и / или поглощения (оснащение съемных защитных устройств соответствующими шумопоглощающими материалами) или путем комбинации обоих способов. В необходимых случаях для опорных конструкций съемных защитных устройств также может быть соответствующим образом предусмотрена защита от шума с тем, чтобы, по возможности, свести к минимуму резонансные явления, которые передают или усиливают шум (ИСО 3740, ИСО 9614-1, ИСО 9614-2, ИСО 11200).

5.17 Защита от излучений

В определенных случаях, как сварка или лазерная обработка, должны быть выбраны материалы, защищающие людей от опасного излучения. При сварке это может быть достигнуто с помощью соответствующим образом покрытого защитного экрана, обеспечивающего обозреваемость, но обезвреживающего опасное излучение (ЕН 31253).

6 Выбор съемных защитных устройств

6.1 Общие положения

Важнейшие категории выбора:

— вероятность и предполагаемая степень каждой травмы по результатам оценки риска;

— способ и частота доступа в опасную зону.

6.2 Комбинация различных съемных защитных устройств или их комбинация с другими защитными устройствами

Может найти применение комбинация различных видов защитных устройств. Если, например, на машине находится несколько опасных зон и в процессе ее эксплуатации требуется доступ к одной из них, то съемные устройства могут состоять из неподвижного съемного защитного устройства, скомбинированного с перемещаемым съемным защитным устройством с блокировкой.

6.3 Выбор съемных защитных устройств в зависимости от числа и мест опасностей

Съемные защитные устройства должны выбираться в заданной последовательности приоритетов:

a) съемные защитные устройства, обеспечивающие защиту отдельных опасных зон, если количество этих зон мало. Это может обеспечить приемлемый остаточный риск и разрешить доступ к неопасным частям машины при техническом уходе, наладке и т.д.;

b) съемное защитное устройство, которое охватывает все опасные зоны, если количество и размеры этих зон велики. В этом случае места технического обслуживания и настройки должны быть, по возможности, расположены вне защищаемых зон;

c) отдельные съемные защитные устройства, если применение оболочек непрактично и количество защищаемых опасных зон мало;

d ) съемное дистанционное защитное устройство, полностью охватывающее все опасные зоны, если применение оболочек непрактично и количество и величина зон велики.

ГОСТ Р ИСО 12100-1-2007 Безопасность машин

1 — фотоэлектрический барьер; 2 — съемное защитное устройство с блокировкой; 3 — коммутационный шкаф; 4 — внутреннее ограждение, разрешающее допуск в определенном месте; 5 — изолирующий коврик; 6 — устройство для двуручного включения; 7 — орган возврата в исходное положение; 8 — съемное защитное устройство

Рисунок 9 — Первый пример комбинации различных съемных защитных устройств и съемных защитных устройств с другими защитными устройствами

ГОСТ Р ИСО 12100-1-2007 Безопасность машин

1 — ключи; 2 — устройство двуручного включения; 3 — экран между позициями; 4 — съемное защитное устройство с блокировкой; 5 — предохранительный палец; 6 — коммутационная планка

Рисунок 10 — Второй пример комбинации различных съемных защитных устройств и съемных защитных устройств с другими защитными устройствами

Алгоритм, данный в приложении В , объясняет это метод.

Для производственных целей может оказаться предпочтительным разбиение защищаемой зоны на отдельные части, чтобы обеспечить возможность испытания и регулирования отдельных частей, не влияя на работу других частей машины. В этом случае съемные защитные устройства должны удовлетворять всем требованиям настоящего стандарта для каждой части машины.

6.4 Выбор в соответствии с требуемым доступом и частотой доступа

Примечание — Общие руководящие указания по выбору съемных защитных устройств по требуемому виду и частоте доступа изложены в приложении А .

6.4.1 Движущиеся элементы силовых передач

Защита от опасностей, вызываемых такими движущимися элементами силовых подач, как ведущие шкивы, приводные ремни, передачи, зубчатые рейки, валы и т.д., должна обеспечиваться с помощью либо неподвижных съемных защитных устройств (рисунок 1 ), либо подвижных съемных защитных устройств, снабженных блокировкой.

6.4.2 Случаи, при которых доступ в опасную зону при производственном процессе не требуется Должны применяться неподвижные съемные защитные устройства в связи с их простотой и надежностью.

6.4.3 Случаи, при которых требуется доступ в опасную зону в период производственного процесса

6.4.3.1 Случаи, при которых доступ требуется при настройке машины, изменении технологии или для технического обслуживания

В этих случаях следует применять нижеприведенные типы съемных защитных устройств:

b) неподвижное съемное защитное устройство — только в случае малой частоты доступа; его удаление и повторная установка осуществляются в безопасной рабочей системе.

6.4.3.2 Случаи, при которых требуется доступ в опасную зону при производственном цикле

Должны применяться следующие типы съемных защитных устройств:

a) перемещаемые защитные ограждения с блокировкой или с блокировкой и фиксацией закрывания. Если требуется доступ при очень коротком рабочем цикле, то допускается применять преимущественно перемещаемое съемное защитное устройство с механическим приводом;

b) управляемое съемное защитное устройство (в случаях, когда выполняются особые условия использования ограждения) (5.4.9).

6.4.3.3 Случаи, при которых в связи с производственной необходимостью доступ в опасную зону полностью предотвратить невозможно

Если инструменты, например полотна дисковых пил, требуется частично открывать, то в этом случае могут быть использованы следующие виды съемных защитных устройств:

a) автоматически закрываемое съемное защитное устройство (5.4.6);

b) регулируемое съемное защитное устройство (5.4.7).

7 Дополнительные соображения по конструированию и изготовлению

7.1 Сведение к минимуму возможности залезания на съемные защитные устройства

Путем конструктивного исполнения необходимо свести к минимуму возможность залезания на съемные защитные устройства. Эту возможность следует учитывать уже при их изготовлении путем выбора материала и формы. Так, например, залезание затрудняется, если исключить горизонтально расположенные узлы и горизонтально расположенные детали внешней проволочной сетки съемных защитных устройств.

7.2 Средства крепления, которые не теряются

Средства крепления у съемных защитных устройств должны, насколько это возможно, оставаться на этих устройствах, чтобы уменьшить вероятность потерь и упущений пополнения потерянных деталей (рисунок 11 ).

ГОСТ Р ИСО 12100-1-2007 Безопасность машин

Рисунок 11 — Пример нетеряющихся средств крепления

7.3 Виброустойчивость

При необходимости элементы крепления должны быть укомплектованы контргайками, пружинными кольцами и т.д., чтобы обеспечить надежное крепление съемных защитных устройств.

7.4 Предупреждающие знаки

В случаях, когда при доступе в защищаемую зону люди могут подвергаться остаточному риску, например облучению, в местах доступа должны быть выставлены предупреждающие знаки.

7.5 Окраска

Опасности должны восприниматься с первого взгляда путем применения соответствующей окраски. Если, например, съемное защитное устройство окрашено в цвет машины, а опасные детали окрашены в контрастный цвет, внимание направляется на опасные места, когда съемное устройство открыто или отсутствует.

7.6 Эстетика

Съемные защитные устройства, по мере возможности, следует конструировать так, чтобы отрицательные психологические влияния были сведены к минимуму.

8 Верификация требований по безопасности для съемных защитных устройств

8.1 Общие положения

При конструировании и изготовлении съемных защитных устройств определенные аспекты должны быть верифицированы путем исследований, инспекции, испытаний и расчетов. Верификация должна выполняться, по возможности, в рабочем состоянии.

Примечание — Для определенного вида машин, рассматриваемых в стандартах типа С (ГОСТ Р 51333), обязательно испытание на производственном образце съемного защитного устройства; в отдельных случаях можно не проводить испытание, например для съемных защитных устройств силовых передач и шлифовальных кругов.

8.2 Ударная прочность

Целесообразна верификация на ударную прочность схемных защитных устройств от ударов персонала, частей инструмента, жидкостей высокого давления и т.д. Перед проведением верификации необходимо устранить ожидаемые опасности от ударов, например удары от персонала, следующие с малой скоростью, удары от частей сломанного инструмента, следующие с большой скоростью, удары вызванные жидкостями высокого давления.

При верификации ударной прочности съемного защитного устройства следует испытать материалы, из которых сделано это устройство. Сюда же следует включить прочность мест крепления и прочность направляющих и мест зажима, с помощью которых съемное защитное устройство связано с машиной или другими конструкциями.

Если имеются стандарты типа С (ГОСТ Р 51333), то в них должны быть изложены методы верификации.

8.3 Безопасные расстояния

8.4 Задерживающая способность

8.5 Шум

Если съемное защитное устройство предназначено для уменьшения шума, то его акустические свойства должны верифицироваться путем определения уровня шума.

8.6 Усилия, требуемые при эксплуатации съемных защитных устройств

В случаях, когда в обычных условиях обслуживания съемного защитного устройства требуется усилие оператора, например при открывании передвижных съемных защитных устройств, удалении неподвижных съемных защитных устройств, может оказаться необходимым проверка того, что не превышены значения допустимых усилий.

8.7 Обозреваемость

В тех случаях, когда сохранение функции обозреваемости существенно для собственной функции съемного защитного устройства, это должно быть установлено осмотром в обычных производственных условиях.

9 Информация для потребителя

9.1 Общие положения

9.2 Опасность от съемных защитных устройств

Должна быть предоставлена информация обо всех опасностях, связанных с использованием защитных устройств, например о горючести материалов.

9.3 Ввод в эксплуатацию

Должны быть представлены указания о правильном вводе в эксплуатацию съемных защитных устройств и относящихся к ним приспособлений.

9.4 Эксплуатация

9.5 Удаление съемных защитных устройств

Должна быть представлена информация о каждом мероприятии, которое нужно выполнить до безопасного удаления съемных защитных устройств, например прекращение подачи электрической энергии к машине или отвод аккумулированной энергии.

9.6 Техническое обслуживание

Должны быть представлены конкретные сведения по требующимся работам, касающимся технического обслуживания, например:

— потере или повреждению каждой детали съемного защитного устройства, особенно в случаях, когда это может снизить безопасность (уменьшение ударной прочности из-за царапин на стекловидных материалах);

— замене изношенных деталей;

— правильной эксплуатации блокировок;

— ослаблению мест сопряжения или точек крепления;

— ухудшению условий эксплуатации вследствие коррозии, изменению температуры и воздействию химических веществ;

— правильности эксплуатации и, в случаях необходимости, смазке движущихся частей;

— изменению безопасных расстояний и размеров отверстий;

— снижению акустических характеристик.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Руководство по выбору съемных защитных устройств для предотвращения опасностей от движущихся частей

Настоящее приложение не предусматривает применения других защитных устройств, устройств двуручного управления и т.д. Схема должна использоваться с разделами 4 и 6 .

ГОСТ Р ИСО 12100-1-2007 Безопасность машин

1) Применение управляемых съемных защитных устройств требует соблюдения условий согласно 5.4.9

Рисунок А.1 — Руководство по выбору съемных защитных устройств

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Руководство по выбору съемных защитных устройств в зависимости от числа и видов опасностей

ГОСТ Р ИСО 12100-1-2007 Безопасность машин

Схема должна использоваться совместно с разделами 4 и 6 .

ПРИЛОЖЕНИЕ С

Связь между настоящим стандартом и Директивой ЕС по машиностроению

Разделы настоящего стандарта соответствуют основным требованиям или другим положениям Директив по машиностроению ЕС.

Настоящий стандарт был разработан в рамках мандата, который был выдан СЕН Европейской комиссией и Европейской ассоциацией свободной торговли и поддерживает основные требования следующих Директив ЕС:

— Директивы по машиностроению (89/392/ЕЭС) и ее изменения (91/368/ЕЭС и 93/44/ЕЭС).

Для изделия, попадающего в область применения настоящего стандарта, могут быть применимы дальнейшие требования и Директивы ЕС. Разделы настоящего стандарта обеспечивают требования Директивы по машиностроению.

Ключевые слова: безопасность, защитное устройство, конструирование, съемное, неподвижное, перемещаемое защитное устройство

Источник Источник http://www.gosthelp.ru/text/GOSTRISO1210012007Bezopas.html
Источник Источник http://docload.ru/Basesdoc/37/37923/index.htm

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожее

Модульная АГНКС. Революция в газовом оборудовании

Автомобильные газонаполнительные комплексы (АГНКС) становятся неотъемлемой частью современной инфраструктуры, способствуя переходу на более экологичные виды топлива. В рамках этой эволюции, модульные АГНКС выходят на передовой, предлагая инновационные решения и преимущества. Давайте рассмотрим, как эти системы меняют отрасль и в чем заключаются их основные преимущества. Преимущества Модульных АГНКС Модульные АГНКС предлагают ряд ключевых преимуществ, которые делают […]

Помощь системы ABS в управлении автомобилем

Помощь системы ABS в управлении автомобилем

Антиблокировочная тормозная система (ABS) — это электронная гидравлическая активная система защиты, которая поддерживает контролируемость и стабильность машины во время замедления, предотвращая блокирование колес. ABS исключительно действенная в пути с низким показателем сцепления, и в непогоду (гроза, лед). Анализ АБС — Antilock Brake System, которое буквально значит «антиблокировочная тормозная система». Посмотрим особенность процесса, важные элементы, а […]