ГОСТ Р 54123-2010 Безопасность машин и оборудования

ГОСТ Р 54123-2010 Безопасность машин и оборудования. Термины, определения и основные показатели безопасности

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ГОСТ Р 54123-2010 Безопасность машин и оборудования

НАЦИОНАЛЬНЫЙ
стандарт
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТ Р
54123-
2010

БЕЗОПАСНОСТЬ МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ

Термины, определения и основные
показатели безопасности

ГОСТ Р 54123-2010 Безопасность машин и оборудования

Стандартинформ

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом «Научно-производственная фирма «Центральное конструкторское бюро арматуростроения» (ЗАО «НПФ «ЦКБА») и Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» (ВНИИНМАШ)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 039 «Энергосбережение, энергетическая эффективность, энергоменеджмент»

3 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 декабря 2010 г. № 817-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользованияна официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

ГОСТ Р 54123-2010

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕЗОПАСНОСТЬ МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ

Термины, определения и основные показатели безопасности

Safety of machinery and equipment.
Terms, definitions and basic indications of safety

Дата введения — 2012-06-01

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на все виды и типы машин и оборудования и устанавливает термины, определения и основные показатели безопасности, которые используются для анализа и оценки риска машин и оборудования.

Настоящий стандарт пригоден для целей подтверждения соответствия машин и оборудования.

2 Термины, определения и сокращения

2.1 В области безопасности машин и оборудования необходимо применять следующие термины с соответствующими определениями:

безопасность: Отсутствие недопустимого риска

безопасность: Состояние защищенности прав граждан, природных объектов, окружающей среды и материальных ценностей от последствий несчастных случаев, аварий и катастроф на промышленных объектах.

2.1.2 безопасность машин и оборудования: Способность машин и оборудования выполнять требуемую функцию в состоянии, при котором отсутствует недопустимый риск.

2.1.3 безопасность промышленная опасных производственных объектов: Состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий [1].

опасная ситуация: Любая ситуация, в которой человек подвержен опасности и опасностям.

Примечание — Такое воздействие может приводить к повреждению сразу же или спустя некоторое время.

опасная функция машины: Любая функция машины, которая во время работы вызывает опасность.

опасное событие: Событие, которое может причинить вред.

2.1.7 риск: Вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда [2].

риск: Сочетание вероятности нанесения ущерба и тяжести этого ущерба.

риск: Комбинация вероятностей и степени тяжести возможных травм или нанесения другого вреда здоровью в опасной ситуации.

риск: Сочетание вероятности события и его последствий.

оценка риска: Оценка вероятности и степени тяжести возможного травмирования или нанесения другого вреда здоровью в опасной ситуации с целью выбрать необходимые меры безопасности.

остаточный риск: Риск, остающийся после принятия защитных мер, направленных на обеспечение безопасности.

риск допустимый: Риск, который в данной ситуации считают приемлемым при существующих общественных ценностях.

риск допустимый: Значение риска от применения машины и (или) оборудования, исходя из технических и экономических возможностей производителя, соответствующего уровню безопасности, который должен обеспечиваться на всех стадиях жизненного цикла продукции [3].

2.1.11 риск индивидуальный: Вероятность (частота) поражения отдельного человека в результате воздействия исследуемых факторов опасности аварий.

2.1.12 риск коллективный: Вероятность (частота) поражения двух и более людей в результате воздействия исследуемых факторов опасности аварий.

2.1.13 риск собственный номинальный: Риск, который характеризуется вероятностью нанесения ущерба при нормальном функционировании объекта и не связан с его критическими отказами [4].

2.1.14 риск приемлемый: Риск, уровень которого допустим и обоснован исходя из социально-экономических соображений. Риск эксплуатации объекта является приемлемым, если ради выгоды, получаемой от эксплуатации объекта, общество готово пойти на этот риск [5].

риск социальный: Зависимость вероятности (частоты) возникновения событий, состоящих в поражении определенного числа людей, подвергшихся поражающим воздействиям пожара и взрыва, от числа этих людей.

Примечание — Социальный риск оценивается по поражению не менее десяти человек.

2.1.16 риск экологический: Вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера [6].

2.1.17 техногенная опасность: Состояние, внутренне присущее технической системе, промышленному или транспортному объекту, реализуемое в виде поражающих воздействий источника техногенной чрезвычайной ситуации на человека и окружающую среду при его возникновении либо в виде прямого или косвенного ущерба для человека и окружающей среды в процессе нормальной эксплуатации этих объектов.

назначенный срок службы: Календарная продолжительность эксплуатации, при достижении которой эксплуатация объекта должна быть прекращена независимо от его технического состояния.

назначенный ресурс: Суммарная наработка, при достижении которой эксплуатация объекта должна быть прекращена независимо от его технического состояния.

назначенный срок хранения: Календарная продолжительность хранения, при достижении которой хранение объекта должно быть прекращено независимо от его технического состояния.

Примечание к терминам 2.1.18, 2.1.19, 2.1.20 — По истечении назначенного ресурса (срока службы, срока хранения) объект должен быть изъят из эксплуатации (хранения) и должно быть принято решение, предусмотренное документацией, — проверка, направление в ремонт, списание, утилизация, переконсервация, установление нового назначенного срока и т. д. Вероятность безотказной работы по отношению к критическим отказам в пределах назначенных показателей должна быть близка к 1.

предельное состояние: Состояние объекта, при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна либо восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.

2.1.22 критическое предельное состояние: Состояние объекта, при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима из-за возможности наступления критического отказа.

2.1.23 критерий предельных состояний: Признак или совокупность признаков предельного состояния объекта, установленные нормативной и (или) конструкторской (проектной) документацией.

вероятность безотказной работы: Вероятность того, что в пределах заданной наработки отказ объекта не возникнет.

2.1.25 вероятность безотказной работы по отношению к критическим отказам: Вероятность того, что в пределах заданной наработки критический отказ объекта не возникнет.

отказ: Событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния объекта.

2.1.27 критический отказ: Отказ машины и (или) оборудования, возможным последствием которого является причинение вреда жизни или здоровью человека, имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

критичность отказа: Совокупность признаков, характеризующих последствия отказа.

2.1.29 критическое (опасное) событие: Событие, которое может иметь место при критическом отказе машины (оборудования) и (или) при их критическом воздействии, тяжесть последствий которого признана недопустимой и требует специальных мер по снижению их частоты (уровня воздействия) и/или возможного ущерба, связанного с их возникновением.

2.1.30 критическое воздействие: Воздействие со стороны машины и (или) оборудования, которое может иметь место при нормальном их функционировании, связанное с внутренне присущими им опасными свойствами, тяжесть последствий которого признана недопустимой и требует принятия специальных мер по снижению его вероятности и (или) возможного ущерба, связанного с его возникновением.

опасное вещество: Любой химический или биологический агент, который представляет собой опасность для здоровья человека, например вещества или составы, классифицированные как:

2.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

КД -конструкторская документация;

НД -нормативная документация;

ПМ — программа и методика испытаний;

ССБТ — система стандартов безопасности труда;

ТУ — технические условия;

ЭД — эксплуатационная документация.

3 Основные показатели безопасности

3.1 Основные показатели безопасности приведены в таблице 1.

Таблица 1 — Основные показатели безопасности

Назначенный срок службы

Назначенный срок хранения

Вероятность безотказной работы в течение назначенного ресурса по отношению к критическим отказам

Коэффициент оперативной готовности (для машин и оборудования, работающего в режиме ожидания)

Показатели критического воздействия

1 Риск может иметь размерность, в которой измеряется ущерб (последствия).

2 Назначенный срок службы или назначенный ресурс может быть установлен в виде срока обязательного технического осмотра, срока обязательного испытания (освидетельствования) и др.

3 Показатели критического воздействия устанавливают в соответствии с нормативно-правовыми актами, стандартами ССБТ и требованиями заказчика.

3.2 Основные показатели безопасности машин и оборудования нормируются:

— законодательными или нормативно-правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и органами государственного надзора;

— заказчиками машин и оборудования по согласованию с разработчиками.

Примечание — Примерами нормирования показателей безопасности, установленных законодательными или нормативно-правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и органами государственного надзора, являются:

— срок обязательного технического осмотра (назначенный срок службы, назначенный ресурс), без проведения которого эксплуатация запрещена;

— срок обязательного испытания (освидетельствования), без проведения которого эксплуатация запрещена.

3.3 Номенклатура и количественные значения основных показателей безопасности должны быть приведены в ТУ и ЭД на машины и оборудование. Для отдельных видов машин и оборудования основные показатели безопасности могут быть установлены как на машины и оборудование в целом, так и для отдельных элементов (узлов).

3.4 Количественное значение риска устанавливают и оценивают только для машин и оборудования, имеющих самостоятельное применение. Для остальных машин и оборудования устанавливают другие основные показатели безопасности из приведенных в таблице 1, которые используют при расчете риска объектов, в которых применяют эти машины и оборудование.

3.5 При достижении назначенных показателей (назначенного срока службы или назначенного ресурса) эксплуатация машин и оборудования должна быть прекращена независимо от ее технического состояния. Дальнейшая эксплуатация возможна после экспертного обследования состояния и установления новых назначенных показателей в установленном порядке.

3.6 Коэффициент оперативной готовности характеризует вероятность безотказной работы машины и оборудования при каждом необходимом срабатывании или одном единственном срабатывании — для машины и оборудования одноразового действия.

3.7 Назначенный срок хранения устанавливают для машин и оборудования, изменение характеристик (свойств) которых в процессе хранения может привести к критическому отказу при эксплуатации.

3.8 Обоснование основных показателей безопасности

3.8.1 Основные показатели безопасности определяют с учетом технически обоснованных требований заказчика в части всего комплекса условий эксплуатации машин и оборудования (рабочие параметры, места установки, характеристики окружающей среды, режимы эксплуатации, режимы нагружения, цикличность, регламент работы и обслуживания и др.).

3.8.2 Для машин и оборудования, эксплуатация которых может осуществляться в различных режимах, основные показатели безопасности могут быть установлены дифференцированно, применительно к каждому режиму эксплуатации, или с учетом интенсивности воздействия разрушающих факторов.

3.8.3 Вероятность безотказной работы по отношению к критическим отказам и коэффициент оперативной готовности задаются заказчиком машин и оборудования (или проектантом объекта, на котором будут установлены машины и оборудование) на основании анализа возможных опасностей, критических отказов и тяжести их последствий.

Эти показатели могут быть установлены по отношению ко всем возможным критическим отказам или по отношению к конкретному критическому отказу (например, «вероятность безотказной работы» по отношению к критическому отказу «невыполнение функции закрытия»).

4 Порядок обеспечения основных показателей безопасности

4.1 Обеспечение основных показателей безопасности машин и оборудования должно быть осуществлено разработчиком в следующем порядке:

1) предварительное рассмотрение необходимых требований заказчика (потребителя) к безопасности;

2) анализ информации о характеристиках назначения и предполагаемых условиях эксплуатации;

3) анализ информации о безопасности и условиях эксплуатации лучших отечественных и зарубежных аналогов (прототипов) разрабатываемых машин и оборудования;

4) установление возможных отказов (при необходимости раздельно критических и некритических) и критериев предельных состояний. Перечень возможных отказов и критериев предельных состояний должен быть приведен в ТУ и ЭД;

5) рассмотрение возможных вариантов конструкции и ориентировочная оценка каждого варианта по уровню ожидаемой безопасности (расчет безопасности на этапе проектирования);

6) выбор варианта конструкции, удовлетворяющего предварительным требованиям заказчика (потребителя) по безопасности и не превышающего заданных (объективно существующих) ограничений по затратам;

7) определение показателей по элементам (узлам). Показатели элементов (узлов) должны обеспечивать показатели, устанавливаемые для машин и оборудования в целом;

8) установление необходимого объема информации о безопасности при эксплуатации, а также метода оценки соответствия фактического уровня безопасности нормативным требованиям (расчетного, расчетно-экспериментального, экспериментального).

9) согласование основных показателей безопасности с заказчиком.

4.2 Основные показатели безопасности должны быть записаны в техническом задании, ТУ и ЭД на машины и оборудование.

5 Контроль основных показателей безопасности

5.1 Контроль (оценка, подтверждение) основных показателей безопасности проводят:

— на этапе разработки — при разработке конструкторской документации;

— на этапе постановки на производство:

а) при отработке макетов, опытных образцов (в ходе предварительных и приемочных испытаний);

б) при выборе (определении) предприятия-изготовителя — путем оценки возможности технологических процессов и системы контроля, применяемых на предприятии-изготовителе для обеспечения требуемой безопасности;

в) на этапе технической подготовки производства — при анализе конструкторской и технологической документации и в ходе проведения квалификационных испытаний;

— на этапе изготовления:

а) для машин и оборудования разовых поставок — при анализе КД, которая должна содержать расчеты нормируемых показателей безопасности;

б) для серийно выпускаемых машин и оборудования (в том числе периодически выпускаемых) — в ходе периодических, типовых, квалификационных испытаний и анализа статистики об отказах при испытаниях;

— на этапе эксплуатации:

а) при техническом обслуживании и ремонте — учетом наработок и проводимых регламентных работ;

б) в ходе анализа данных эксплуатационной статистики;

в) при экспертной оценке остаточного ресурса, остаточного риска и продления назначаемых показателей.

Библиография

Федеральный закон
от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ

О промышленной безопасности опасных производственных объектов

Федеральный закон
от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ

О техническом регулировании

Технический регламент о безопасности машин и оборудования (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.09 № 753)

Тарасьев Ю.И., Грозовский И.Г., Шпер В.Л. Безопасность технических устройств: основные понятия//Методы менеджмента качества. № 6. — 2009. — С.34-37

Методические указания по проведению анализа риска опасных производственных объектов

Федеральный закон
от 10.01.2002 № 7-ФЗ

Об охране окружающей среды

Ключевые слова: безопасность, риск, критический отказ, предельное состояние

Правда ли, что большая машина всегда безопаснее?

ГОСТ Р 54123-2010 Безопасность машин и оборудования

ГОСТ Р 54123-2010 Безопасность машин и оборудования

ГОСТ Р 54123-2010 Безопасность машин и оборудования

ГОСТ Р 54123-2010 Безопасность машин и оборудования

ГОСТ Р 54123-2010 Безопасность машин и оборудования

ГОСТ Р 54123-2010 Безопасность машин и оборудования

ГОСТ Р 54123-2010 Безопасность машин и оборудования

Может ли быть так, что машина, двигаясь со скоростью 100 км/ч, врезается в препятствие и получает повреждения, эквивалентные соударению на скорости в 20 км/ч? Кто-то скажет, что нет, и ошибется. Автомобиль может получить даже меньшие повреждения и не причинить никакого вреда своим пассажирам при соблюдении одного условия. Он должен быть в разы тяжелее других участников движения, с которыми столкнулся.

ДТП по-разному

Американский Университет Баффало решил проверить, насколько безопасны большие автомобили по сравнению с маленькими хэтчбеками В и С классов. Специалисты провели анализ ДТП, где участвовали рамные пикапы и внедорожники, такие, как Dodge Ram, Ford F-150, Cadillac Escalade, а также автомобили с несущим кузовом (Range Rover, Volvo XC60, Audi A6, Toyota Tacoma). Исследовались и травмы людей, попавших в аварии на небольших автомобилях.

ГОСТ Р 54123-2010 Безопасность машин и оборудования

Примечательно, что рейтинги безопасности у всех машин были примерно одинаковы и составляли 5 звезд по американской и европейской методике оценки. Однако большие и маленькие машины разительно отличались по характеру повреждений и по травматизму у владельцев.

Количество тяжелых травм у владельцев внедорожников было в 2-3 раза меньше, хотя в авариях такие автомобили бывали не менее часто, чем компактные машины.

«При увеличении веса машины на 500 кг транспортное средство становится безопаснее на 19%, — рассказывает руководитель группы исследователей Университета Баффало профессор Дитрих Еле. — Если принять во внимание, что большой пикап, да еще и груженый, в 2,5 раза тяжелее легковой машины, то он почти в четыре раза безопаснее ее. Если большой пикап столкнется с крошечной малолитражкой класса В или С, то шансов выжить у его пассажиров будет гораздо больше».

Дело в том, что на импульс удара значительное влияние оказывает не только скорость, но и масса. Поэтому при столкновении машины разного веса ведут себя по-разному.

ГОСТ Р 54123-2010 Безопасность машин и оборудования

Дело в том, что машины развивают равную энергию и в равной степени ее поглощают при ударе. Импульс поглощается сразу двумя автомобилями, поэтому в формулу расчета эквивалента скорости повреждения вводится поправочный коэффициент. Для машин одинаковой массы он составляет 0,5.

Для компактной машины и внедорожника: 0,75 и 0.25 соответственно.

Для компактной машины и грузовика: 0,9 и 0,1.

Для внедорожника и грузовика: 0,8 и 0,2.

Внедорожник против малолитражки

Что же происходит в момент фронтального столкновения тяжелой машины и маленькой, к примеру, внедорожника массой 2,5 тонны и купе массой 1,3 тонны, на скорости в 60 км/ч? Можно высчитать, что импульс удара у внедорожника будет выше, чем у малолитражки, в 1.9 раза. То есть он бьет сильнее и наносит гораздо большие повреждения, но сам испытывает меньше нагрузок.

Таким образом, чтобы узнать эквивалент повреждений той и другой машины, их суммарную скорость в 120 км/ч умножают на предложенные Университетом Баффало коэффициенты. Для кроссовера и малолитражки с разными массами коэффициенты составляют 0.25 и 0.75 соответственно.

Последствия столкновения для тяжелого внедорожника Land Rover будут такие же, как при столкновении с неподвижной стеной на 30 км/ч. А для легковой малолитражки Ford Focus — как при столкновении на 90 км/ч. Большой внедорожник отделается повреждением бампера и капота, а легковушка будет смята, как картонная коробка.

ГОСТ Р 54123-2010 Безопасность машин и оборудования

Самые безопасные лимузины

Но меньше всего люди калечатся в крупных полноразмерных седанах, таких, как Mercedes S-класса, Chevrolet Malibu, в Cadillac CT6 и в других машинах с высокой массой и низкой посадкой. Почему это происходит?

Дело в том, что при ударе о препятствие на силу удара влияет еще и расположение центра тяжести. Если он находится выше плоскости приложения сил, то машина испытывает разворачивающий момент, равный произведению силы на длину приложенного рычага.

Чем выше машина, тем выше у нее центр тяжести, отчего пассажиры испытывают хлесткий удар, подбрасывающий всех вверх и опрокидывающий машину вперед. И этот удар причиняет немалые повреждения для внедорожника и людей внутри.

У седанов центр тяжести находится в одной плоскости с пассажирами и с двигателем. Поэтому при таранном ударе они не испытывают приложение крутящего момента. Автомобиль таранит препятствие ровно, без подпрыгиваний.

Таким образом, самая безопасная машина должна быть тяжелой и невысокой, чтобы при ударе не создавать паразитный крутящий момент. Этим условиям лучше всего отвечают бронированные лимузины, обладающие большой длиной и массой около 3 тонн.

Источник Источник http://docplan.ru/Data2/1/4293782/4293782526.htm
Источник http://aif.ru/auto/safety/pravda_li_chto_bolshaya_mashina_vsegda_bezopasnee

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожее

Модульная АГНКС. Революция в газовом оборудовании

Автомобильные газонаполнительные комплексы (АГНКС) становятся неотъемлемой частью современной инфраструктуры, способствуя переходу на более экологичные виды топлива. В рамках этой эволюции, модульные АГНКС выходят на передовой, предлагая инновационные решения и преимущества. Давайте рассмотрим, как эти системы меняют отрасль и в чем заключаются их основные преимущества. Преимущества Модульных АГНКС Модульные АГНКС предлагают ряд ключевых преимуществ, которые делают […]

Помощь системы ABS в управлении автомобилем

Помощь системы ABS в управлении автомобилем

Антиблокировочная тормозная система (ABS) — это электронная гидравлическая активная система защиты, которая поддерживает контролируемость и стабильность машины во время замедления, предотвращая блокирование колес. ABS исключительно действенная в пути с низким показателем сцепления, и в непогоду (гроза, лед). Анализ АБС — Antilock Brake System, которое буквально значит «антиблокировочная тормозная система». Посмотрим особенность процесса, важные элементы, а […]