ГОСТ Р -2003 Система стандартов безопасности труда

ГОСТ Р 12.2.011-2003 Система стандартов безопасности труда. Машины строительные, дорожные и землеройные. Общие требования безопасности

ГОСТ Р -2003 Система стандартов безопасности труда

ГОСТ Р -2003 Система стандартов безопасности труда

ГОСТ Р -2003 Система стандартов безопасности труда

ГОСТ Р -2003 Система стандартов безопасности труда

ГОСТ Р -2003 Система стандартов безопасности труда

ГОСТ Р -2003 Система стандартов безопасности труда

ГОСТ Р -2003 Система стандартов безопасности труда

ГОСТ Р -2003 Система стандартов безопасности труда

ГОСТ Р -2003 Система стандартов безопасности труда

ГОСТ Р -2003 Система стандартов безопасности труда

ГОСТ Р -2003 Система стандартов безопасности труда

ГОСТ Р -2003 Система стандартов безопасности труда

ГОСТ Р -2003 Система стандартов безопасности труда

ГОСТ Р -2003 Система стандартов безопасности труда

ГОСТ Р -2003 Система стандартов безопасности труда

ГОСТ Р -2003 Система стандартов безопасности труда

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ И МЕТРОЛОГИИ

ГОСТ Р -2003 Система стандартов безопасности труда

НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТ Р
12.2.011-
2003

Система стандартов безопасности труда

МАШИНЫ СТРОИТЕЛЬНЫЕ,
ДОРОЖНЫЕ И ЗЕМЛЕРОЙНЫЕ

Общие требования безопасности

Москва
ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ
2004

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 267 «Строительно-дорожные машины и оборудование»

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 9 декабря 2003 г. № 360-ст

3 В настоящем стандарте учтены основные нормативные положения следующих европейских стандартов:

ЕН 474-1-1994 «Землеройные машины. Безопасность. Часть 1. Общие требования»;

ЕН 500-1-1995 «Машины дорожные самоходные. Безопасность. Часть 1. Общие требования»

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

ГОСТ Р 12.2.011-2003

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Система стандартов безопасности труда

МАШИНЫ СТРОИТЕЛЬНЫЕ, ДОРОЖНЫЕ И ЗЕМЛЕРОЙНЫЕ

Общие требованиябезопасности

Occupational safety standards system.
Building, road and earth-moving machinery. General safety requirements

Дата введения — 2005-01-01

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на строительные, дорожные и землеройные машины (далее — машины), предназначенные для работы в районах с умеренным климатом, и устанавливает общие требования безопасности к их конструкции.

Стандарт не распространяется на машины, безопасность которых регламентирована «Правилами», утвержденными Госгортехнадзором России, а также на малогабаритные машины.

Машины на базе автомобилей должны соответствовать настоящему стандарту в части безопасности конструкции рабочего оборудования, остальные требования — по стандартам на базовые машины.

Дополнительные требования безопасности к отдельным группам машин устанавливаются в стандартах и нормативных документах на эти машины.

(Поправка, ИУС № 12 2004 г.)

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2.601-95 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы

ГОСТ 12.1.003-83 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.012-90 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.046-85 Система стандартов безопасности труда. Строительство. Нормы освещения строительных площадок

ГОСТ 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.007.0-75 Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.032-78 Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования

ГОСТ 12.2.033-78 Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при выполнении работ стоя. Общие эргономические требования

ГОСТ 12.2.040-79 Система стандартов безопасности труда. Гидроприводы объемные и системы смазочные. Общие требования безопасности к конструкции

ГОСТ 12.2.049-80 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие эргономические требования

ГОСТ 12.2.061-81 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности к рабочим местам

ГОСТ 12.2.062-81 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Ограждения защитные

ГОСТ 12.2.064-81 Система стандартов безопасности труда. Органы управления производственным оборудованием. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.086-83 Система стандартов безопасности труда. Гидроприводы объемные и системы смазочные. Общие требования безопасности к монтажу, испытаниям и эксплуатации

ГОСТ 12.2.098-84 Система стандартов безопасности труда. Кабины звукоизолирующие. Общие требования

ГОСТ 12.2.101-84 Система стандартов безопасности труда. Пневмоприводы. Общие требования безопасности к конструкции

ГОСТ 12.3.001-85 Система стандартов безопасности труда. Пневмоприводы. Общие требования безопасности к монтажу, испытаниям и эксплуатации

ГОСТ 12.4.040-78 Система стандартов безопасности труда. Органы управления производственным оборудованием. Обозначения

ГОСТ 17.2.2.01-84 Охрана природы. Атмосфера. Дизели автомобильные. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерений

ГОСТ 17.2.2.02-98 Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы определения дымности отработавших газов дизелей, тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин

ГОСТ 17.2.2.05-97 Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы определения выбросов вредных веществ с отработавшими газами дизелей тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин

ГОСТ 3940-84 Электрооборудование автотракторное. Общие технические условия

ГОСТ 5727-88 Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия

ГОСТ 8769-75 Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости

ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов

ГОСТ 21752-76 Система «человек-машина». Маховики управления и штурвалы. Общие эргономические требования

ГОСТ 21753-76 Система «человек-машина». Рычаги управления. Общие эргономические требования

ГОСТ 21786-76 Система «человек-машина» Сигнализаторы звуковые неречевых сообщений. Общие эргономические требования

ГОСТ 22269-76 Система «человек-машина». Рабочее место оператора. Взаимное расположение элементов рабочего места. Общие эргономические требования

ГОСТ 22614-77 Система «человек-машина». Выключатели и переключатели клавишные и кнопочные. Общие эргономические требования

ГОСТ 22615-77 Система «человек-машина». Выключатели и переключатели типа тумблер. Общие эргономические требования

ГОСТ 23000-78 Система «человек-машина». Пульты управления. Общие эргономические требования

ГОСТ 27254-87 (ИСО 5010-84) Машины землеройные. Система рулевого управления колесных машин

ГОСТ 27258-87 (ИСО 6682-86) Машины землеройные. Зоны комфорта и досягаемости органов управления

ГОСТ 27719-88 (ИСО 3449-84) Машины землеройные. Устройства защиты от падающих предметов. Лабораторные испытания и технические требования

ГОСТ 27921-88 (ИСО 2860-83) Машины землеройные. Минимальные размеры смотровых отверстий

ГОСТ 28634-90 (ИСО 6011-87) Машины землеройные. Приборы для эксплуатации

ГОСТ 29292-92 (ИСО 9533-89) Машины землеройные. Бортовые звуковые сигнализаторы переднего и заднего хода. Методы акустических испытаний

ГОСТ Р 12.4.026-2001 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ Р 12.4.208-99 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органа слуха. Наушники. Общие технические требования. Методы испытаний.

ГОСТ Р 12.4.209-99 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органа слуха. Вкладыши. Общие технические требования. Методы испытаний.

ГОСТ Р 12.4.210-99 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органа слуха. Противошумные наушники, смонтированные с защитной каской. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р ИСО 2867-99 Машины землеройные. Системы доступа

ГОСТ Р ИСО 3411-99 Машины землеройные. Антропометрические данные операторов и минимальное рабочее пространство вокруг оператора

ГОСТ Р ИСО 3450-99 Машины землеройные. Тормозные системы колесных машин. Требования к эффективности и методы испытаний

ГОСТ Р ИСО 3457-99 Машины землеройные. Защитные устройства и ограждения. Определения и технические характеристики

ГОСТ Р ИСО 3471-99 Машины землеройные. Устройства защиты при опрокидывании. Технические требования и лабораторные испытания

ГОСТ Р ИСО 6405-1-99 Машины землеройные. Символы для органов управления и устройств отображения информации. Часть 1. Общие символы

ГОСТ Р ИСО 10532-99 Машины землеройные. Устройство буксирное. Технические требования

ГОСТ Р 52033-2003 Автомобили с бензиновыми двигателями. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю «Государственные стандарты», составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Общие требования безопасности

3.1 Машины в части требований эргономики, безопасности и охраны окружающей среды должны соответствовать настоящему стандарту и ГОСТ 12.2.003.

3.2 Машины должны быть окрашены в контрастный цвет по сравнению с фоном окружающей среды.

Цвет окраски машины определяет предприятие-изготовитель конкретных моделей машин.

3.3 Элементы конструкции машин, которые могут представлять опасность при работе, обслуживании или транспортировании, должны иметь сигнальную окраску. Сигнальные цвета и знаки безопасности должны соответствовать ГОСТ Р 12.4.026.

3.4 На машинах, работа которых без принятия специальных мер безопасности может привести к возникновению аварийной ситуации или представлять опасность для работающих, должны быть нанесены необходимые предупредительные надписи, например: «Без опор не работать», «Не стой под стрелой».

3.5 Элементы конструкции машин, в том числе трубопроводы и кабели, находящиеся в кабине оператора, которые могут представлять при эксплуатации опасность механического, теплового, химического и электрического воздействия, должны быть ограждены или снабжены средствами защиты по ГОСТ Р ИСО 3457 — для самоходных машин и по ГОСТ 12.2.003 и ГОСТ 12.2.062 — для стационарных машин.

3.6 Машины должны быть снабжены устройствами безопасности и блокировки, предохраняющими их от перегрузок и исключающими несовместимое одновременное движение механизмов. В качестве таких устройств могут быть использованы муфты предельного момента, конечные выключатели, ограничители грузоподъемности и т. п.

3.7 Конструкция машин должна исключать самопроизвольное ослабление или разъединение креплений сборочных единиц и деталей, а также исключать перемещение подвижных частей за пределы, предусмотренные конструкцией, если это может повлечь за собой создание опасной ситуации.

Конструкция противовесов машин должна исключать возможность их смещения и падения.

3.8 Машины и сборочные единицы массой свыше 20 кг должны иметь устройства или места для строповки. Места строповки машин маркируют манипуляционными знаками в соответствии с ГОСТ 14192.

Места машин, предназначенные для установки опор и домкратов, должны быть обозначены символами по ГОСТ Р ИСО 6405-1.

Цвет обозначения мест строповки и установки домкратов должен быть контрастным общему цвету машины.

Схемы зачаливания и мест установки домкратов должны быть приведены в эксплуатационной документации.

3.9 Сборочные единицы и детали машин, которые могут самопроизвольно перемещаться при погрузке, транспортировании и выгрузке, должны иметь средства фиксации или быть легкосъемными.

3.10 Каждую машину следует укомплектовывать эксплуатационной документацией по ГОСТ 2.601, содержащей требования (правила), предотвращающие возникновение опасных ситуаций при транспортировании, монтаже (демонтаже) и эксплуатации.

4 Требования к силовым установкам, рабочим органам, пневмо- и гидроприводам

4.1 Устанавливаемые на машинах двигатели внутреннего сгорания должны соответствовать нормам выбросов вредных веществ с отработавшими газами: бензиновые — по ГОСТ Р 52033, дизельные — по ГОСТ 17.2.2.05. Дизельные двигатели по требованиям к дымности отработавших газов должны соответствовать ГОСТ 17.2.2.01 или ГОСТ 17.2.2.02.

4.2 Запуск двигателя должен осуществляться непосредственно с рабочего места или кабины оператора. Допускается осуществление запуска вне кабины при наличии устройств, выключающих трансмиссию и исключающих обратный ход вращаемых элементов.

Самоходные машины должны быть оборудованы устройством, исключающим запуск двигателя при включенной передаче.

4.3 Двигатели должны быть оборудованы устройством для экстренной остановки при аварийной ситуации.

4.4 Доступ посторонних лиц к силовым агрегатам машин должен быть защищен одним из следующих устройств:

устройством, которое может быть открыто только с помощью инструмента или ключа;

устройством отпирания изнутри кабины оператора.

4.5 Выпускная система двигателя должна обеспечивать гашение искр до выхода отработавших газов в атмосферу.

Струя отработавших газов не должна быть направлена на оператора или горючие материалы. В местах соединений выпускной системы прорыв газов и искр не допускается.

4.6 В приводах рабочих органов должно быть предусмотрено устройство, позволяющее отключать рабочие органы от двигателя. Конструкция устройства должна исключать возможность самопроизвольного включения и выключения.

4.7 В машинах, при работе которых возникает опасность выброса обрабатываемого материала, рабочие органы или рабочая зона должны быть закрыты специальными защитными устройствами (кожухами).

4.8 Пневмоприводы должны соответствовать ГОСТ 12.2.101 и ГОСТ 12.3.001.

4.9 Гидроприводы и другие гидравлические устройства машин должны соответствовать ГОСТ 12.2.040 и ГОСТ 12.2.086.

4.10 Заправочные горловины топливных баков, системы смазки и охлаждения двигателя и гидравлической системы должны находиться вне кабины.

4.11 Расположение заправочных горловин должно обеспечивать возможность заправки, в том числе механизированной, без загрязнения окружающей среды, а также исключать возможность попадания заправляемых жидкостей на части машины, способные вызвать воспламенение.

4.12 Высота расположения заправочных горловин для самоходных машин должна быть не более 1400 мм от опоры ног оператора.

4.13 Конструкция системы питания, смазки и охлаждения двигателя, пневмо- и гидросистемы должна исключать подтекание топлива, масла и охлаждающей жидкости.

4.14 Детали и сборочные единицы пневмо- и гидросистем следует располагать в местах, исключающих возможность их механического повреждения, или ограждать в необходимых случаях специальными защитными устройствами.

4.15 Конструкция пневмо- и гидросистем и рабочих органов должна обеспечивать безопасность обслуживающего персонала в случае их повреждения.

5 Требования к органам управления

5.1 Конструкция и размеры рычагов управления должны соответствовать требованиям ГОСТ 21753, штурвалов и маховиков — ГОСТ 21752, выключателей и переключателей клавишных и кнопочных — ГОСТ 22614, выключателей и переключателей типа «тумблер» — ГОСТ 22615.

Расстояние от рукояток рычагов управления (во всех положениях) до элементов рабочего места и между рукоятками рычагов, приводимых в движение кистью, должно быть не менее 50 мм; для приводимых в движение пальцами — не менее 25 мм.

Минимальная длина свободной части рычага вместе с рукояткой в любом положении должна быть не менее 50 мм, приводимого в движение пальцами, и не менее 100 — приводимого в движение кистью.

5.2 Размеры, форма и угол наклона опорной поверхности педали должны обеспечивать устойчивое положение ноги оператора. Угол разворота от продольной оси сиденья опорных площадок педалей, приводимых в действие стопой ноги, не должен превышать 15°. Педали должны иметь поверхность, которая препятствует скольжению и легко очищается.

Ширина педали должна быть, мм, не менее:

40, если усилие нажатия на педаль не более 60 Н;

60, если усилие нажатия на педаль более 60 Н.

Просвет между расположенными рядом педалями должен быть, мм, не менее:

20, если усилие нажатия на педаль не более 60 Н;

50, если усилие нажатия на педаль более 60 Н.

5.3 Усилия на органах управления должны быть:

— на органах управления двигателем внутреннего сгорания — не более 50 Н;

— на рулевом колесе при движении машины со скоростью не менее 8 км/ч на горизонтальном участке с сухим твердым покрытием — не более 115 Н;

— на органах управления машиной, используемых при перемещении ее собственным ходом, не более 120 Н для рычагов и 245 Н — для педалей; на педалях типа тормозной — не более 300 Н;

— на органах управления рабочим оборудованием, используемым в каждом рабочем цикле, не более: 60 Н — для рычагов, маховиков управления и штурвалов, 120 Н — для педалей;

— на органах управления, используемых не более пяти раз в смену, не более 200 Н для рычагов, маховиков управления и штурвалов, 300 Н — для педалей;

— на маховиках ручного привода арматуры трубопроводов в момент запирания запорного органа (или страгивания при открытии) — не более 450 Н.

5.4 Органы управления машин, используемые в каждом рабочем цикле и при перемещении ее собственным ходом, должны располагаться в зонах комфорта, а редко используемые (не чаще пяти раз в смену) — в зонах досягаемости в соответствии с ГОСТ 27258, а также находиться в зоне видимости оператора.

Если машины оснащены педалями с такими же функциями, как и на автомобилях, то эти педали для исключения ошибок оператора должны быть расположены так же, как и на автомобилях (педаль сцепления — слева, тормозная педаль посредине, педаль газа — справа).

Рычаги управления, рулевое колесо и педали не должны мешать входу оператора на рабочее место и выходу с него, а также должна быть исключена возможность случайного их включения или смещения в опасное положение.

5.5 Расположение органов управления стационарных машин — по ГОСТ 22269. Общие требования к органам управления стационарных машин — по ГОСТ 12.2.049, ГОСТ 12.2.061 и ГОСТ 12.2.064.

5.6 Перемещение органов управления относительно нейтрального положения должно производиться в том же направлении, что и рабочее движение, которым они управляют, если только комбинирование органов управления или установившаяся практика не диктуют иное решение.

5.7 Органы управления должны возвращаться в нейтральное положение сразу после прекращения оператором воздействия на них, если только управление машиной или ее рабочим оборудованием не требует иного, например:

при необходимости постоянно включенного положения;

при автоматическом включении;

если нейтральное положение связано с определенной функцией.

5.8 Органы управления, воздействие на которые одновременно или не в установленной последовательности может приводить к аварийной ситуации или повреждению машины, должны взаимно блокироваться.

Блокировка не должна распространяться на органы управления, служащие для остановки машины или любого элемента оборудования.

5.9 Конструкция органов управления должна исключать их самопроизвольное включение.

5.10 Элементы органов управления, с которыми соприкасаются руки оператора или обслуживающего персонала, следует изготавливать из материала с теплопроводностью не более 0,2 Вт/(м • К), или они должны иметь покрытие из такого материала толщиной не менее 0,5 мм.

5.11 На органах управления или непосредственно рядом с ними должны быть приведены символы по ГОСТ Р ИСО 6405-1 для самоходных машин и по ГОСТ 12.4.040 — для стационарных машин. При недостатке места допускается помещать в поле зрения оператора схему расположения основных органов управления и инструктивные надписи.

5.12 Места ввода органов управления в кабину должны быть защищены от проникновения пыли и влаги.

5.13 Требования к дистанционному управлению самоходных машин

5.13.1 Управление самоходными машинами допускается осуществлять дистанционно с помощью портативного устройства управления.

Устройства дистанционного управления устанавливают по специальному заказу потребителя.

5.13.2 В машине на месте оператора должен быть переключатель выбора для включения или выключения дистанционного управления.

5.13.3 Устройство дистанционного управления должно иметь: аварийный выключатель;

понятные и хорошо различимые символы, обозначающие передвижение машины и перемещение ее рабочих органов;

защиту от непреднамеренных передвижений и непреднамеренного или неправильного воздействия на машину.

5.13.4 Конструкция машин с дистанционным управлением должна обеспечивать их остановку и недопустимость возобновления работы в случаях, когда:

прерывается подача энергии на пульт дистанционного управления;

прерывается связь между пультом дистанционного управления и приемником, находящимся на машине.

5.13.5 На машине, оснащенной системой дистанционного управления, должно быть установлено оптическое и (или) акустическое устройство, предупреждающее окружающих, что машина управляется дистанционно.

6 Требования к рабочему месту оператора, кабине и ее оборудованию

6.1 Требования к рабочему месту оператора и кабине самоходных машин

6.1.1 Постоянное рабочее место оператора самоходных машин должно быть оборудовано сиденьем со спинкой.

Необходимость установки подлокотников определяется нормативным документом на конкретные машины.

6.1.2 Сиденье должно иметь размеры, мм, не менее:

350 — высота передней кромки подушки сиденья от пола.

Размеры дополнительного сиденья, при его наличии — по нормативному документу на машины конкретных моделей.

6.1.3 Покрытия подушек сидений следует изготавливать из умягченного воздухопроницаемого нетоксичного материала.

6.1.4 Конструкция сиденья должна обеспечивать регулировку в продольном и вертикальном направлениях, а также изменение угла наклона спинки.

Для машин с реверсивным постом управления должен обеспечиваться поворот сиденья на 180° с фиксацией его в рабочих положениях.

6.1.5 С рабочего места оператора должна быть обеспечена возможность наблюдения рабочего оборудования в его основных технологических и транспортных положениях, а также рабочей зоны машины.

При невозможности обеспечения визуального контроля за органами рабочего оборудования они должны быть оборудованы маркерами или указателями положения, просматриваемыми с рабочего места оператора.

6.1.6 Панель контрольных приборов следует располагать в месте, удобном для наблюдения с рабочего места оператора, и содержать приборы для эксплуатации в соответствии с ГОСТ 28634. На панели контрольных приборов должны быть приведены символы условного обозначения соответствующих устройств отображения информации по ГОСТ Р ИСО 6405-1.

При отсутствии кабины панель контрольных приборов должна закрываться съемным (откидным) щитком, снабженным запорным устройством, препятствующим доступ к ним посторонних лиц на неохраняемой стоянке.

6.1.7 Пол в передней части рабочей площадки (кабины), если на машине не предусмотрены педали управления, должен иметь наклонные упоры или опорные площадки для ног под углом 25° — 40°. Размеры их должны обеспечивать устойчивое положение ноги оператора.

6.1.8 Система доступа на рабочее место оператора должна соответствовать ГОСТ Р ИСО 2867.

6.1.9 Самоходные машины с двигателем мощностью свыше 30 кВт должны быть оснащены кабиной оператора, кроме машин, предназначенных для работы в условиях, которые допускают отсутствие кабины.

Отсутствие кабины — по согласованию с потребителем.

При отсутствии кабины над рабочим местом оператора должен быть установлен тент.

6.1.10 Внутренние размеры кабины и параметры рабочего места оператора должны обеспечивать минимальное рабочее пространство вокруг оператора в соответствии с ГОСТ Р ИСО 3411.

6.1.11 Конструкция и размеры дверных проемов и дверей кабин, а также аварийных выходов должны соответствовать ГОСТ Р ИСО 2867.

Двери кабин машин должны иметь замки, запирающиеся на ключ, и фиксатор для удержания их в крайнем открытом положении. Допускается устанавливать замок на одной двери при наличии на другой двери внутреннего запора.

Аварийные люки (при их наличии) должны иметь внутренние запоры и открываться без помощи инструмента.

6.1.12 Кабины должны иметь световые проемы не менее чем стрех сторон. Для остекления кабины должно применяться стекло по ГОСТ 5727 или другое стекло при условии обеспечения требований безопасности по ГОСТ 5727.

Открывающиеся окна должны фиксироваться в нужном положении.

Во время работы открытые окна и двери не должны выступать за габариты машины.

6.1.13 У переднего лобового стекла кабин должен быть солнцезащитный щиток и стеклоочиститель с автономным приводом.

Видимость через лобовое стекло должна быть обеспечена во всем диапазоне рабочих температур.

6.1.14 Кабины машин должны быть оборудованы зеркалом заднего вида.

Кабины самоходных колесных машин, участвующих в дорожном движении, должны быть оборудованы наружными зеркалами заднего вида слева и справа.

6.1.15 Кабины машин должны быть оборудованы плафонами внутреннего освещения с автономным включением.

Освещенность на уровне пульта управления и панели приборов от внутреннего освещения кабины должна быть не менее 5 лк.

6.1.16 Кабины машин должны быть оборудованы устройством для крепления верхней одежды оператора.

6.1.17 Самоходные машины должны иметь место для аптечки первой медицинской помощи и устройство для крепления термоса или другой емкости для питьевой воды.

Снятие и извлечение аптечки и термоса должно осуществляться без применения инструмента. При наличии кабины место для аптечки и устройство для крепления термоса должны быть размещены внутри кабины.

6.2 Требования к рабочему месту оператора и кабине стационарных машин

6.2.1 Рабочее место оператора стационарных машин должно соответствовать ГОСТ 12.2.049, ГОСТ 12.2.061 и ГОСТ 22269.

6.2.2 Рабочее место должно обеспечивать возможность удобного выполнения работ в положении сидя или стоя или в положениях и сидя, и стоя.

Рабочее место при выполнении работ сидя должно соответствовать ГОСТ 12.2.032, в положении стоя — ГОСТ 12.2.033.

6.2.3 Пульты управления должны соответствовать ГОСТ 12.2.003 и ГОСТ 23000.

6.2.4 По согласованию с потребителем допускается установка кабин управления, имеющих объем не менее 12 м 3 и площадь не менее 5,5 м 2 на одного работающего.

Кабина управления стационарных машин должна соответствовать ГОСТ 12.2.098.

6.2.5 Окна кабины следует остеклять безосколочным стеклом, вставленным в рамы на уплотняющих прокладках.

Рамы должны иметь только вертикальные переплеты.

6.2.6 Конструкция кабин управления должна предусматривать наличие устройств, исключающих запотевание и обмерзание стекол в холодный период года.

6.2.7 Кабина должна быть снабжена устройствами (козырьком, навесом и т. п.), защищающими стекла от прямого попадания дождя, снега, а оператора — от ослепляющего действия солнечных лучей.

6.2.8 Необходимость установки сетчатых ограждений, защищающих стекла кабины от механических повреждений, оговаривается нормативным документом на машины конкретных моделей.

Ограждения (при их установке) должны быть достаточно прочными, а также легкосъемными или открываться для очистки стекол.

6.2.9 В кабине управления должны быть светильники общего освещения, обеспечивающие освещенность на уровне пульта управления 25-30 лк.

Светильники должны располагаться так, чтобы прямой или отраженный световые потоки ламп не падали в глаза оператора.

6.2.10 Электрические и гидравлические устройства, являющиеся дополнительными источниками шума, следует размещать вне кабины.

6.2.11 Дверь кабины должна иметь замок, запирающийся на ключ, и фиксатор для удержания ее в крайнем открытом положении.

Входная дверь должна открываться наружу.

6.2.12 Кабина должна быть оборудована местом (ящиком, карманом) для хранения документов, устройством для крепления термоса или другой емкости для питьевой воды, местом для аптечки первой помощи, шкафом для одежды.

Размеры шкафа: высота не менее 1200 мм, ширина 450-500 мм, глубина — 250-400 мм.

Допускается вместо шкафа кабину оборудовать крючками или вешалкой.

7 Требования к защитным устройствам рабочего места и кабины

7.1 Конструкция самоходных машин, при работе которых может возникнуть опасность опрокидывания (бульдозеры, автофейдеры, погрузчики), должна обеспечивать возможность установки устройства защиты оператора при опрокидывании, соответствующего ГОСТ Р ИСО 3471.

Машины с защитными устройствами или защитными кабинами должны быть снабжены местами крепления ремней безопасности.

Требования по устойчивости машин, при работе которых может возникнуть вероятность опрокидывания, устанавливаются в нормативных документах машин конкретных моделей.

7.2 Конструкция самоходных машин, при работе которых может возникнуть опасность для оператора от падающих предметов, должна обеспечивать возможность установки устройства защиты оператора от падающих предметов, соответствующего ГОСТ 27719.

7.3 Необходимость установки специальных защитных устройств на стационарных машинах устанавливается в нормативных документах на машины конкретных моделей.

8 Требования к условиям труда оператора

8.1 Шумовые характеристики машин должны соответствовать ГОСТ 12.1.003.

В нормативном документе и эксплуатационной документации на машины конкретных моделей должен быть указан фактический уровень звука на рабочем месте оператора и внешнего шума машины. В случае превышения допустимых значений на машине должны быть нанесены предписывающие знаки (код М 03) по ГОСТ Р 12.4.026, а в эксплуатационной документации должны быть рекомендации по применению индивидуальных средств защиты органов слуха по ГОСТ Р 12.4.208 или ГОСТ Р 12.4.209, или ГОСТ Р 12.4.210;

8.2 Параметры вибрации на рабочих местах и органах управления машин должны соответствовать ГОСТ 12.1.012. В нормативных документах на машины конкретных моделей должны быть указаны фактические уровни вибрации. В случае превышения допустимых уровней в эксплуатационной документации должны быть перечислены меры, снижающие степень вредного влияния вибрации на работающих.

8.3 Содержание пыли и оксида углерода в воздухе кабины оператора не должно превышать предельно допустимых норм по ГОСТ 12.1.005.

Моторный отсек должен быть изолирован от рабочего места оператора (кабины).

Стационарные машины, работающие с выделением пыли, должны быть оборудованы пылеулавливающими или пылеподавляющими устройствами или должны иметь места для присоединения их к обеспыливающим устройствам технологических линий.

8.4 Требования к параметрам микроклимата в кабинах машин

8.4.1 Кабины самоходных машин должны иметь теплоизоляцию и быть оборудованы средствами нормализации микроклимата в теплое и холодное время года.

При установке кондиционера в теплый период года температура воздуха в кабине не должна превышать 28 °С, а относительная влажность воздуха 60 %.

При установке воздухоохладителей температура воздуха в кабине не должна превышать, °С:

28 — при температуре наружного воздуха до 25 °С;

31 — при температуре наружного воздуха 25 °С — 30 °С;

33 — при температуре наружного воздуха более 30 °С.

При установке вентилятора в теплый период года температура воздуха в кабине не должна превышать наружную более чем на 5 °С.

В холодный период года температура воздуха в кабине машины должна быть не ниже 14 °С при температуре наружного воздуха до минус 20 °С.

Перепад температуры воздуха в кабине между точками измерения на уровне головы и ног оператора в теплый и холодный периоды не должен превышать 4 °С.

Температура всех внутренних поверхностей кабины (за исключением поверхностей стекол, панели моторного отсека и щитка контрольных приборов) не должна быть выше 35 «С.

Направление и скорость движения воздуха в кабине машины должны быть регулируемыми. Скорость движения воздуха в зоне дыхания оператора не должна превышать 1,5 м/с.

Для самоходных машин, предназначенных для эксплуатации преимущественно в теплый период года, допускается систему отопления не устанавливать.

8.4.2 Требования к параметрам микроклимата в кабинах стационарных машин — по ГОСТ 12.1.005.

В кабинах стационарных машин, предназначенных для эксплуатации в закрытых отапливаемых помещениях, системы отопления и теплоизоляцию допускается не устанавливать.

8.5 В кабине оператора при ее закрытых дверях должен быть обеспечен необходимый воздухообмен, для чего могут быть использованы:

приточный вентилятор или кондиционер;

открывающиеся люки, в том числе предназначенные для аварийного выхода.

При использовании открывающихся окон и люков они должны фиксироваться в нужном положении.

9 Электрооборудование, освещение и сигнализация

9.1 Электрооборудование машин должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.007.0 и ГОСТ 3940, а также «Правилам устройства электроустановок» — для стационарных машин ссиловым электроприводом.

9.2 Электропроводка в местах перехода через острые углы и кромки деталей, а также шарнирные соединения должна иметь дополнительную изоляцию от механических повреждений.

Монтаж и крепление электропроводки должны исключать возможность повреждения ее изоляции.

9.3 Система электрооборудования должна иметь устройство для отключения аккумуляторной батареи.

9.4 Аккумуляторные батареи следует размещать вне кабины в местах, исключающих попадание на них токопроводящих материалов, горючесмазочных продуктов и скопления газов.

9.5 Самоходные машины, максимальная скорость которых превышает 20 км/ч должны быть оборудованы внешними световыми приборами в соответствии с ГОСТ 8769. По согласованию с потребителем допускается изменение расположения на машине некоторых световых приборов, если это обусловлено конструктивными особенностями машины и не нарушает требования безопасности движения.

Внешние световые приборы для машин со скоростью движения менее 20 км/ч — по нормативным документам на машины конкретных моделей.

9.6 При использовании машины в технологическом режиме установленные на ней внешние световые приборы должны обеспечивать освещенность рабочих органов и рабочей зоны на расстоянии 20 м в направлении движения в соответствии с ГОСТ 12.1.046.

9.7 На машинах в местах, требующих дополнительного освещения при проведении работ по обслуживанию и ремонту, должны быть установлены штепсельные разъемы для подключения переносных источников света.

9.8 Самоходные колесные машины, передвигающиеся по дорогам общего пользования со скоростью 20 км/ч и более и имеющие ширину более 2,55 м, а также машины, предназначенные для выполнения работ на проезжей части автодорог, должны быть оборудованы специальными световыми сигналами (проблесковыми маячками) желтого или оранжевого цвета.

Количество и расположение проблесковых маячков должны обеспечивать их видимость на угол 360° в горизонтальной плоскости, проходящей через центр источника излучения света.

9.9 На самоходных машинах должна быть установлена звуковая сигнализация, включаемая с рабочего места оператора, соответствующая ГОСТ 29292.

9.10 Наличие местного освещения и звуковой сигнализации на стационарных машинах определяется нормативным документом на машины конкретных моделей.

Звуковая сигнализация стационарных машин, при ее наличии, должна соответствовать ГОСТ 21786.

10 Требования к полуприцепным, прицепным машинам и навесному оборудованию

10.1 Полуприцепные машины, выполненные на базе одноосных тягачей, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к самоходным машинам.

10.2 Прицепные машины должны иметь жесткое сцепное устройство.

10.3 Прицепные машины, предназначенные для передвижения по дорогам общего пользования, должны быть оборудованы внешними световыми приборами: машины, максимальная транспортная скорость которых свыше 20 км/ч, — по ГОСТ 8769, при скорости до 20 км/ч — по нормативному документу на машины конкретных моделей.

10.4 Тормозные системы прицепных машин должны отвечать следующим требованиям: тормозить прицеп на ходу;

включаться при отрыве сцепного устройства тягача; надежно удерживать прицеп во время стоянки на склонах; исключать набегание прицепа на тягач.

Прицепы и полуприцепы, не имеющие стояночного тормоза, должны быть укомплектованы двумя противооткатными упорами (башмаками).

10.5 Конструкцией машин и оборудования должна быть обеспечена безопасность обслуживающего персонала при навеске и сцепке навесных и прицепных устройств.

10.6 Конструкция и расположение навесного оборудования не должны затруднять оператору доступ к рабочему месту и местам обслуживания, а также ограничивать обзор рабочей зоны.

11 Требования безопасности к техническому обслуживанию машин

11.1 Конструкция машин должна обеспечивать:

удобный и безопасный доступ к местам осмотра, регулирования и смазки;

проведение работ по техническому обслуживанию, в том числе замене отработавшего масла и фильтрующих элементов двигателя и гидравлической системы, без загрязнения окружающей среды;

возможность проведения работ по техническому обслуживанию при неработающем двигателе. Если работы могут выполняться только при работающем двигателе, то должна быть предусмотрена защита работающих в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 3457;

возможность механического предохранения от опускания рабочего оборудования, если техническое обслуживание проводится при поднятом рабочем оборудовании.

11.2 Система доступа к местам технического обслуживания самоходных машин должна соответствовать требованиям ГОСТ Р ИСО 2867.

11.3 Стационарные машины, элементы которых расположены на высоте и требуют периодического обслуживания, должны иметь площадки шириной не менее 400 мм. Расстояние от настила площадки до обслуживаемого элемента должно быть 800-1100 мм. При высоте площадки более 500 мм она должна иметь ограждающий поручень с высотой установки над площадкой 1000-1100 мм. Между настилом площадки и поручнем на высоте 500 мм должна быть установлена дополнительная ограждающая планка. По периметру настила площадка должна иметь сплошной бортик высотой не менее 100 мм.

Настил на площадках и переходах, а также ступеньки лестниц должны иметь поверхность, препятствующую скольжению и удержанию атмосферной влаги.

Лестницы с углом наклона к горизонту до 75° должны иметь расстояние между ступеньками не более 300 мм.

На вертикальных лестницах, а также на лестницах с углом наклона к горизонту более 75 е , начиная с высоты 3000 мм, необходимо устраивать ограждения в виде дуг. Дуги должны быть расположены на расстоянии не более 800 мм друг от друга и скрепляться между собой не менее чем тремя продольными полосами.

11.4 Размеры смотровых отверстий для технического обслуживания самоходных машин должны соответствовать ГОСТ 27921, остальных машин — по нормативному документу на машины конкретных моделей.

11.5 Конструкция капота силовой установки, а также других поднимаемых ограждений при верхнем их положении должна исключать возможность их самопроизвольного опускания.

11.6 Самоходные машины должны иметь место для хранения инструмента.

11.7 Точки индивидуальной смазки должны быть обозначены контрастной краской по отношению к основному цвету машины.

11.8 В конструкциях машин для труднодоступных трущихся составных частей должна быть предусмотрена централизованная смазка либо применены подшипники, обеспеченные одноразовой смазкой на установленный период эксплуатации.

12 Пожарная безопасность

12.1 Пожарная безопасность машин должна соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.004.

12.2 Элементы шумо- и теплоизоляции, внутреннюю обивку и пол кабины следует изготавливать из огнестойкого материала, который имеет линейную скорость распространения фронта пламени не более 250 мм/мин.

12.3 На самоходных машинах, в легкодоступном месте, должно быть предусмотрено устройство для крепления огнетушителя, конструкция которого должна обеспечивать снятие его без применения инструмента.

Необходимость установки огнетушителей для остальных машин, а также дополнительные меры пожарной безопасности устанавливают в нормативном документе на машины конкретных моделей.

13 Требования к транспортированию

13.1 Конструкция машин должна обеспечивать возможность перевозки их любым видом транспорта в соответствии с правилами перевозки, действующими на данном виде транспорта.

Порядок пофузки грузоподъемными механизмами и закрепления машины на транспортном средстве должен быть указан в руководстве по эксплуатации.

13.2 Конструкция машин, участвующих в дорожном движении, должна обеспечивать возможность фиксации рабочих органов в транспортном положении.

13.3 Рулевое управление машин с максимальной скоростью движения 20 км/ч и более должно соответствовать ГОСТ 27254; рабочие и стояночные тормоза должны соответствовать ГОСТ Р ИСО 3450; для остальных машин — по нормативному документу на машины конкретных моделей.

Конструкция тормозов должна обеспечивать плавность их действия и полную остановку машины. Эффективность действия тормозных систем должна быть достаточной для обеспечения безопасности движения.

13.4 Машины массой более 2000 кг должны иметь буксирное устройство, соответствующее ГОСТ Р ИСО 10532.

Ключевые слова: безопасность, строительные, дорожные и землеройные машины, силовые установки, приводы, органы управления, рабочее место оператора, кабины, условия труда оператора

Строительные машины. Общие требования безопасности при эксплуатации

ГОСТ Р -2003 Система стандартов безопасности труда

ГОСТ Р -2003 Система стандартов безопасности труда

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. При эксплуатации экскаваторов и других строительных машин должны быть выполнены требования, обеспечивающие предупреждение или снижение воздействия на работающих следующих опасных и вредных производственных факторов:

  • движущихся машин, их рабочих органов и частей, а также перемещаемых машинами изделий, конструкций, материалов;
  • обрушивающихся грунтов и горных пород;
  • разрушающихся конструкций машин;
  • повышенной загазованности, запыленности и влажности воздуха рабочей зоны;
  • повышенного значения напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
  • расположения рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола);
  • повышенной или пониженной температуры воздуха на рабочем месте;
  • повышенной скорости ветра в рабочей зоне машины;
  • повышенного уровня вибрации на рабочем месте;
  • повышенного уровня шума в рабочей зоне;
  • недостаточной видимости рабочей зоны из кабины машиниста;
  • физических и нервно-психических перегрузок машинистов.

1.2. Безопасность процесса эксплуатации экскаваторов и других строительных машин должна обеспечиваться:

  • использованием машин в соответствии с проектом производства работ (технологическими картами), содержащим решения по выбору типа машин и места их установки и (или) схемы движения машин с учетом особых условий работы машин вблизи линий электропередачи, выемок, по применению ограждающих и сигнальных устройств для ограничения доступа работающих в опасную зону машины, использованию средств связи для согласования действий машиниста с рабочими, а также другие меры по предупреждению воздействия на работающих опасных и вредных производственных факторов, указанных в п.1.1, организацией, производящей работы;
  • поддержанием работоспособного состояния машины в соответствии с требованиями эксплуатационной и ремонтной документации организацией, на балансе которой она находится, а при передаче машин во временное пользование — организацией, определяемой договором на передачу;
  • обучением работающих безопасности труда в соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.004-79;
  • применением работающими средств индивидуальной защиты.

1.3. К управлению, техническому обслуживанию и ремонту экскаваторов и других строительных машин допускаются лица, прошедшие обучение по ГОСТ 12.0.004-79 и имеющие право на выполнение работы, соответствующей их квалификации.

1.4. При эксплуатации экскаваторов и других строительных машин следует руководствоваться ГОСТ 25646-83, ГОСТ 12.1.013-78, настоящим стандартом, стандартами на технологические процессы с использованием машин, правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей и правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Госэнергонадзором, а также требованиями эксплуатационной и ремонтной документации по предупреждению воздействия на работающих опасных и вредных производственных факторов, указанных в пп. 1.1.

1.5. Пояснения терминов, используемых в настоящем стандарте, даны в справочном приложении 2.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЭКСКАВАТОРОВ И ДРУГИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН

2.1. К использованию допускаются экскаваторы и другие строительные машины в работоспособном состоянии. Перечень неисправностей и предельных состояний, при котором запрещается эксплуатация машин, определяется эксплуатационной документацией.

2.2. При выборе типа машин для производства работ необходимо, чтобы техническая характеристика машины соответствовала параметрам технологического процесса и условиям работ.

2.3. Использование машин следует осуществлять, если температура окружающего воздуха, скорость ветра и влажность соответствуют значениям, указанным в эксплуатационной документации на машину.

2.4. До начала работ с использованием машин необходимо определить рабочую зону машины, границы опасной зоны, средства связи машиниста с рабочими, обслуживающими машину, и машинистами других машин.

2.5. При использовании экскаваторов и других строительных машин должна быть обеспечена обзорность рабочей зоны с рабочего места машиниста. В том случае, когда машинист, управляющий машиной, не имеет достаточного обзора или не видит рабочего (специально выделенного сигнальщика), подающего ему сигналы, между машинистом и рабочим (сигнальщиком) необходимо устанавливать двустороннюю радиосвязь или телефонную связь.

2.6. Рабочая зона машины в темное время суток должна быть освещена. Нормы освещенности в соответствии с правилами по проектированию электрического освещения строительных площадок, утвержденными Госстроем СССР.

2.7. При использовании экскаваторов и других строительных машин в режимах, установленных эксплуатационной документацией, уровни шума, вибрации, запыленности, загазованности не должны превышать значений, установленных ГОСТ 12.1.003-83, ГОСТ 12.1.012-78, ГОСТ 12.1.005-76.

2.8. Использование машин в охранных зонах электропередачи в соответствии с ГОСТ 12.1.013-78.

Установка и работа стреловых самоходных кранов вблизи линий электропередачи должны производиться в соответствии с правилами устройства и безопасности эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденных Госгортехнадзором СССР.

2.9. При выполнении взрывных работ машины должны быть удалены на безопасное от места взрыва расстояние, определяемое проектом производства работ и требованиями безопасности при взрывных работах, утвержденными Госгортехнадзором СССР.

Работающие должны быть удалены из машин в специальные укрытия.

2.10. При необходимости использования машин в экстремальных условиях (срезка грунта на уклоне, расчистка завалов) следует применять машины, оборудованные средствами защиты, предупреждающими воздействие на работающих опасных производственных факторов, возникающих в указанных условиях.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И ТЕКУЩЕМ РЕМОНТЕ ЭКСКАВАТОРОВ И ДРУГИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН

3.1. Требования безопасности при техническом обслуживании и текущем ремонте строительных машин — согласно п. 1.4.

При выполнении ремонта и технического обслуживания базовых автомобилей строительных машин требования безопасности — по ГОСТ 12.3.017-79.

3.2. Техническое обслуживание и текущий ремонт машин следует осуществлять в оборудованных помещениях или площадках. Для производства технического обслуживания и ремонта в условиях эксплуатации машина должна быть выведена из рабочей зоны.

3.3. Допустимые уровни шума на рабочих местах — по ГОСТ 12.1.003-83, допустимые уровни вибрации — по ГОСТ 12.1.012-78, воздух рабочей зоны — по ГОСТ 12.1.005-76.

3.4. Пожарная безопасность на рабочих местах должна обеспечиваться в соответствии с ГОСТ 12.1.004-85 и правилами пожарной безопасности для промышленных предприятий, утвержденными Главным управлением пожарной охраны МВД СССР.

Заправка машин должна производиться закрытым способом в специально отведенных местах.

Смазочные, лакокрасочные и легковоспламеняющиеся материалы следует хранить отдельно друг от друга в специально оборудованных складских помещениях или площадках.

3.5. Рабочие места при техническом обслуживании и текущем ремонте машин должны быть оборудованы комплектом работоспособных ручных машин (инструмента), приспособлений, инвентаря, грузоподъемными машинами и средствами пожаротушения.

3.6. Техническое обслуживание и ремонт машин следует осуществлять только после остановки машины, выключения двигателя (привода) при исключении возможности случайного пуска двигателя, самопроизвольного движения машины и ее частей, снятия давления в гидро- и пневмосистемах, кроме случаев, которые допускаются эксплуатационной и ремонтной документацией.

Пользование открытым огнем для разогрева агрегатов и узлов не допускается.

3.7. Части машин, перемещающиеся под действием собственной массы при техническом обслуживании и ремонте, должны быть заблокированы механическим способом или опущены на опору с целью исключения их самопроизвольного перемещения.

3.8. При техническом обслуживании машин с электроприводом должны быть приняты меры, не допускающие случайной подачи напряжения на ремонтируемое оборудование. Плавкие вставки предохранителей в цепях питания токоприемников должны быть вынуты, пусковые устройства закрыты на замок и на них вывешены запрещающие знаки безопасности с поясняющей надписью «не включать — работают люди».

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВАНИИ И ХРАНЕНИИ ЭКСКАВАТОРОВ И ДРУГИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН

4.1. Транспортирование экскаваторов и других строительных машин железнодорожным, водным и воздушным транспортом следует осуществлять в соответствии с правилами, действующими на транспорте указанных видов.

При перемещении машин своим ходом, на буксире или на транспортных средствах по дорогам общего назначения должны быть соблюдены правила дорожного движения, утвержденные МВД СССР.

При транспортировании машин через естественные препятствия или искусственные сооружения, а также в условиях, не предусмотренных эксплуатационной документацией, должен быть разработан проект производства работ, содержащий технические и организационные решения по безопасному транспортированию машины.

4.2. При подготовке экскаваторов и других строительных машин к транспортированию или длительному хранению необходимо:

  • в процессе монтажа и демонтажа машин перемещение сборочных единиц выполнять с применением грузоподъемных устройств, оснащенных грузозахватными приспособлениями, обеспечивающими устойчивость перемещаемого груза;
  • очистку, мойку машин и нанесение защитных покрытий выполнять с обязательным применением работающими средств индивидуальной защиты, используя пожаробезопасные технические моющие средства.

4.3. При хранении машина должна быть поставлена на подкладки, применены башмаки (упоры), исключающие ее самопроизвольное перемещение, навесное оборудование должно быть опущено до упора, а также выполнены другие мероприятия, предусмотренные эксплуатационной и ремонтной документацией.

4.4. При хранении машин в межсменное время, организации кратковременного (от десяти дней до 2 мес.) и длительного хранения (свыше 2 мес.) должны быть предусмотрены меры, обеспечивающие пожарную безопасность машины.

5. ТРЕБОВАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ РАБОТАЮЩИХ

5.1. Работающие должны обеспечиваться средствами индивидуальной защиты, выдаваемыми им в соответствии с нормами, утвержденными в установленном порядке.

Средства коллективной защиты, установленные на машине, должны отвечать конструкторской документации на машину.

6. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ТРЕБОВАНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ

6.1. Контроль за техническим состоянием строительных машин должен осуществляться в соответствии с ГОСТ 25646-83.

6.2. Контроль за обучением работающих правилам техники безопасности при производстве работ должен проводиться в порядке, установленном ГОСТ 12.0.004-79 и строительными нормами и правилами по технике безопасности в строительстве.

6.3. Контроль вибрационных характеристик машин — по ГОСТ 12.1.012-78.

6.4. Контроль шумовых характеристик машин — по ГОСТ 12.1.023-80 или ГОСТ 12.4.095-80 в зависимости от типа машины.

6.5. Контроль требований пожарной безопасности — по ГОСТ 12.1.004-76.

6.6. Контроль за концентрацией вредных веществ и параметров микроклимата воздуха рабочей зоны — по ГОСТ 12.1.005-76.

6.7. Контроль требований электробезопасности — по ГОСТ 12.1.013-78.

Приложение 1 Справочное

ПЕРЕЧЕНЬ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН, ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ КОТОРЫХ ДОЛЖНЫ БЫТЬ УЧТЕНЫ ТРЕБОВАНИЯ НАСТОЯЩЕГО СТАНДАРТА

  • Экскаваторы одноковшовые.
  • Экскаваторы многоковшовые.
  • Экскаваторы-планировщики.
  • Бульдозеры.
  • Скреперы.
  • Автогрейдеры.
  • Грейдер-элеваторы.
  • Комплект машин для скоростного строительства автодорог.
  • Машины бурильно-крановые.
  • Машины горизонтального бурения.
  • Погрузчики одноковшовые.
  • Бетононасосы.
  • Автобетоносмесители.
  • Автобетононасосы.
  • Автоцементовозы.
  • Краны автомобильные.
  • Краны на спецшасси автомобильного типа.
  • Краны пневмоколесные.
  • Краны короткобазовые.
  • Краны гусеничные.
  • Краны на тракторах.
  • Краны козловые.
  • Краны башенные.
  • Краны стреловые рельсовые.
  • Подъемники грузовые и грузопассажирские.
  • Строительные лебедки.
  • Трубоукладчики.
  • Автогидроподъемники.
  • Вышки автомобильные.
  • Распределители дорожно-строительных материалов.
  • Асфальтосмесители.
  • Авсфальтоукладчики.
  • Катки дорожные.
  • Оборудование для свайных работ.
  • Трамбовки.

Приложение 2
Справочное

ПОЯСНЕНИЯ ТЕРМИНОВ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ В НАСТОЯЩЕМ СТАНДАРТЕ

Рабочая зона машины — пространство, в котором осуществляется перемещение машины и ее рабочего органа в процессе работы.

Опасная зона машины — пространство, в пределах которого постоянно действуют или потенциально могут действовать опасные и вредные производственные факторы, возникающие в процессе эксплуатации строительных машин.

Наши группы в Telegram, Viber. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией в WhatsApp!

Источник Источник http://docinfo.ru/gost-r/gost-r-12-2-011-2003/
Источник Источник Источник http://exkavator.ru/main/news/inf_news/123446_stroitelnie_mashini_obshie_trebovaniya_bezopasnosti_pri_eksplyatacii.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожее

Модульная АГНКС. Революция в газовом оборудовании

Автомобильные газонаполнительные комплексы (АГНКС) становятся неотъемлемой частью современной инфраструктуры, способствуя переходу на более экологичные виды топлива. В рамках этой эволюции, модульные АГНКС выходят на передовой, предлагая инновационные решения и преимущества. Давайте рассмотрим, как эти системы меняют отрасль и в чем заключаются их основные преимущества. Преимущества Модульных АГНКС Модульные АГНКС предлагают ряд ключевых преимуществ, которые делают […]

Помощь системы ABS в управлении автомобилем

Помощь системы ABS в управлении автомобилем

Антиблокировочная тормозная система (ABS) — это электронная гидравлическая активная система защиты, которая поддерживает контролируемость и стабильность машины во время замедления, предотвращая блокирование колес. ABS исключительно действенная в пути с низким показателем сцепления, и в непогоду (гроза, лед). Анализ АБС — Antilock Brake System, которое буквально значит «антиблокировочная тормозная система». Посмотрим особенность процесса, важные элементы, а […]