ГОСТ -75: Система стандартов безопасности труда

ГОСТ 12.2.013-75
Система стандартов безопасности труда. Машины ручные электрические. Общие требования безопасности

ГОСТ -75: Система стандартов безопасности труда

Купить ГОСТ 12.2.013-75 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО «ЦНТИ Нормоконтроль»

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на ручные электрические машины общего назначения и бытовые и устанавливает требования безопасности к конструкции, правилам приемки, методам испытаний, маркировке, а также правила безопасной эксплуатации. Стандарт не распространяется на взрывозащищенные и химически стойкие машины, а также на машины, предназначенные для эксплуатации на транспортных средствах.

Переиздание март 1983 г. с изменениями № 1, 2

Оглавление

1. Классы. Основные параметры. Исполнения

2. Требования к конструкции машин

3. Правила приемки

4. Методы испытаний

6. Правила безопасности при эксплуатации машин в условиях производства

7. Правила безопасности при эксплуатации машин в бытовых условиях

Дата введения01.01.1978
Добавлен в базу01.02.2017
Завершение срока действия01.07.1988
Актуализация01.02.2020

Организации:

26.12.1975УтвержденГосударственный комитет стандартов Совета Министров СССР4046
ИзданИздательство стандартов1983 г.

Occupational safety standards system. Electrical handtools. General safety requirements

  • ГОСТ 2.750-68Единая система конструкторской документации. Обозначения условные графические в схемах. Род тока и напряжения; виды соединения обмоток; формы импульсов
  • ГОСТ 9649-78Шайбы стальные класса точности А для пальцев. Технические условия
  • ГОСТ 7399-80Провода и шнуры соединительные на напряжение до 450 В. Технические условия. Заменен на ГОСТ 7399-97.
  • ГОСТ 16519-78Машины ручные. Методы измерения вибрационных параметров
  • ГОСТ 12.1.026-80Система стандартов безопасности труда. Шум. Определение шумовых характеристик источников шума в свободном звуковом поле над звукоотражающей плоскостью. Технический метод
  • ГОСТ 2.747-68Единая система конструкторской документации. Обозначения условные графические в схемах. Размеры условных графических обозначений
  • ГОСТ 12.2.007.0-75Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности
  • ГОСТ 18123-82Шайбы. Общие технические условия
  • Показать все

Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:

  • Сканы страниц ГОСТа
  • Текст ГОСТа

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ СОЮЗА ССР

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ Москва

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ СОЮЗА ССР

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

2.14.6. Машины класса II, имеющие металлический корпус, должны быть снабжены изолирующим барьером в виде внутренней изоляционной оболочки, закрывающей детали, находящиеся под напряжением.

2.14.7. Детали машин класса II, являющиеся дополнительной или усиленной изоляцией, должны иметь такую конструкцию, чтобы их невозможно было установить в неправильном положении и, если они ошибочно не установлены, машина стала неработоспособной, или их отсутствие обнаружилось при внешнем осмотре машины.

2.14.8. Изоляционные барьеры машин класса II должны быть установлены так, чтобы удалить их можно было только разрушением.

2.14.9. Усиленную изоляцию следует применять только в тех случаях, когда невозможно применить двойную изоляцию, например, в выключателях, щеткодержателях, обмотке.

2.14.10. Монтажные зазоры более 0,3 мм в дополнительной изоляции не должны совпадать с зазорами в основной изоляции; зазоры в усиленной изоляции не должны открывать прямого доступа к деталям, находящимся под напряжением.

2.14.11. Конструкция деталей управления выключателями, переключателями или регулирующими устройствами, имеющими обозначения положений, должна исключать возможность их установки в положениях, не соответствующих положению выключателей или устройств.

2.14.12. Доступ к электрощеткам должен быть невозможен без применения инструмента. Резьбовые крышки щеткодержателей должны завинчиваться до упора.

2.14.13. Резьбовые крышки щеткодержателей, доступные для прикосновения должны быть выполнены из изоляционного материала или покрыты им. В машинах класса II крышки щеткодержателей должны удовлетворять требованиям, предъявляемым к усиленной изоляции, а в машинах классов I и III — к дополнительной. Эти крышки не должны выступать над поверхностью машины.

2.14.14. Выключатель должен быть расположен так, чтобы его можно было отключить не ослабляя усилия удержания машины.

Для выключателей, имеющих фиксатор включенного положения, требование считают выполненным, если он отключается автоматически при нажатии на курок или другой элемент.

Требование не относится к машинам с гибким валом.

2.14.15. Элементы управления выключателем, переключателем, регулирующими устройствами должны быть расположены так, чтобы исключалась возможность их самопроизвольного перемещения, приводящего к включению или изменению режима работы машины.

2.14.16. Машины должны быть защищены от попадания предметов диаметром более 6 мм и вентиляционные отверстия в местах расположения обмоток и других деталей, находящихся под напряжением. Требование не относится к отверстиям, расположенным рядом с вентилятором.

2.14.17. Замена наружных винтов более длинными не должна снижать безопасность машины.

2.14.18. Машины с подачей воды или другой жидкости на рабочий инструмент должны быть изготовлены класса III.

Допускается изготовлять эти машины классов I и II на номинальное напряжение до 115 В при условии питания их через разделительный трансформатор.

Допускается также изготовлять эти машины класса II на 220 В брызгозащнщенного или водонепроницаемого исполнения, не используя разделительный трансформатор.

2.14.19. Устройства подавления помех радиоприему и телевидению должны устанавливаться внутри машины или в корпусе, прикрепленном к машине.

Допускается устанавливать дополнительные устройства подавления помех радиоприему в штепсельных вилках.

2.15. Комплектующие изделия

2.15.1. Комплектующие изделия должны иметь номинальные параметры, соответствующие параметрам, режиму работы и условиям эксплуатации машин. Допускается устанавливать комплек-тующие изделия, параметры которых отличаются от параметров машины, при условии, что машина выдержит испытания, преду^ смотренные настоящим стандартом и стандартами или технически-, ми условиями на машины конкретных видов.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

2.15.2. Выключатели должны обладать разрывной мощностью, обеспечивающей возможность отключения машины при застопоренном роторе (якоре) 1 .

2.15.3. Запрещается устанавливать выключатели на кабелях (шнурах).

(Измененная редакция, Изм. № 2).

2.15.4. Конструкция устройства защиты машины от перегрузок должна исключать случайное изменение его уставки.

2.15.5. Конструкция штепсельных вилок машин класса III не должна допускать сочленения с розетками на напряжение свыше 42 В.

2.15.6. Конструкция штепсельных вилок, используемых для соединения отдельных узлов машины, не должна допускать сочленения с розетками, предназначенными для подключения машин к электрической сети.

2.15.7. Конструкция штепсельных вилок машин на частоту свыше 50 Гц не должна допускать сочленения с розетками на частоту 50 Гц.

2.16. Внутренняя проводка

2.16.1. Для внутренней проводки следует применять изолированные медные провода.

2.16.2. Каналы, по которым проходят провода, должны быть гладкими, без острых кромок, заусенцев, наплывов и т. п.

Отверстия в металлических деталях, через которые проходят провода, должны быть снабжены втулками из изоляционного материала.

Проводка должна быть выполнена так, чтобы исключалась возможность ее соприкосновения с движущимися частями.

2.16.3. В машинах класса I и II должна быть исключена возможность контакта основной изоляции внутренней проводки с металлическими частями, доступными для прикосновения.

Допускается применять изоляционные трубки на внутренней проводке при условии, что конструкция исключает возможность утери трубок при обслуживании машины.

2.16.4. Провод, обозначенный (или замаркированный) зеленожелтой расцветкой, следует присоединять только к зажиму заземления.

2.17. Присоединение машин к питающей сети

2.17.1. Машины, питающиеся от сети, должны быть снабжены несъемным гибким кабелем (шнуром) со штепсельной вилкой. Кабель (шнур) должен соответствовать или быть выше качества кабелей типа КРПТ или КРПГ по ГОСТ 13497—77 или шнуров ПРС или ПВС по ГОСТ 7399-80.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

2.17.2. Несъемный гибкий кабель (шнур) машин класса I должен иметь жилу, соединяющую заземляющий зажим машины с заземляющим контактом штепсельной вилки.

2.17.3. Номинальное сечение жил кабеля (шнура) должно быть не менее значений, указанных ниже.

Номинальный ток. А Номинальное сечение жил, мм*

Примечание. Зу ачение, указанное в скобках, относится к машинам, имеющим массу свыше 2,5 кг.

2.17.4. Машины должны иметь такое устройство для закрепления кабеля (шнура), чтобы жилы не подвергались натяжению

и скручиванию в месте соединения их с зажимом, а их оболочка должна быть защищена от истирания.

Устройства для закрепления кабеля (шнура) должны быть изготовлены из изоляционного материала или должны быть изолированы от доступных для прикосновения металлических деталей, если эти устройства металлические.

В машинах класса II эта изоляция должна удовлетворять требованиям, предъявляемым к дополнительной изоляции; в машинах классов I и III защитная трубка кабеля (шнура) по п. 2.17.5 является достаточной изоляцией устройства для закрепления.

Устройства для закрепления кабеля должны быть выполнены так, чтобы:

обеспечивать легкую замену кабеля (шнура), не применяя специальный инструмент;

хотя бы одна из его деталей не была съемной;

они были пригодны для различных кабелей (шнуров) для соответствующего тока по п. 2.18.2;

их винты не служили для крепления других деталей;

кабель (шнур) не касался винтов, доступных для прикосновения;

кабель (шнур) не зажимался непосредственно металлическим винтом.

2.17.5. Кабель (шнур) в месте ввода в машину должен быть защищен от истираний и перегибов эластичной трубкой, выполненной из изоляционного материала.

Трубка должна быть закреплена в корпусных деталях машины и выступать из них на длину не менее пяти диаметров кабеля (шнура). Закрепление трубки на кабеле (шнуре) вне машины не допускается.

2.17.6. Отверстия для ввода кабеля (шнура) в машины класса II должны быть выполнены в изоляционном материале или снабжены втулками из изоляционного материала (кроме резины). Снять втулки должно быть невозможно без применения инструмента.

2.17.7. Пространство для размещения кабеля (шнура) внутри машины должно быть таким, чтобы обеспечивалась возможность присоединения жил к зажимам и установка крышки без опасности повреждения изоляции жил, а также должна быть обеспечена возможность проверки соединения жил до установки крышки.

Съем крышек, обеспечивающих доступ к зажимам для подключения жил кабеля (шнура), должен производиться без применения специального инструмента.

2.17.8. В машинах класса I длина заземляющей жилы кабеля (шнура) в месте крепления должна быть такой, чтобы при ослаблении устройства для закрепления и вытягивания кабеля (шнура) из машины сначала обрывались токоведущие жилы.

2.18. Зажимы для присоединения жил кабеля (шнура)

2.18.1. Машины должны иметь зажимы для присоединения жил кабеля (шнура) при помощи винтов или гаек.

В машинах на номинальную потребляемую мощность до 100 Вт допускается соединять жилы кабеля (шнура) пайкой или сваркой.

Винты зажимов не должны служить для крепления другого элемента, за исключением внутренних проводов, если они размещены так, что не происходит их смещение при установке кабеля (шнура).

Номинальный ток машины, А

До б . . Св. 6 до 10 . . » 10 » 16. . » 16 » 25 . . » 25 > 32 . . > 32 » 40 . . » 40 » 63 . .

2.18.2. Зажимы должны допускать присоединение жил кабеля (шнура), указанных ниже.

Номинальное сечение жил. ми 1

. . 1,0 —2.5 . . 1,5 —4.0 . . 2.5 -6.0 . . 4,0 —10,0 . . 6,0 —16,0

2.18.3. Зажимы должны быть закреплены так, чтобы при затяжке или ослаблении зажимного элемента зажим не разбалтывался, внутренняя проводка не подвергалась натяжению, а пути утечки тока и воздушные зазоры не уменьшались ниже значений, указанных в п. 2.21.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.18.4. Жила в зажиме должна быть закреплена между двумя металлическими поверхностями так, чтобы не было ее повреждений.

2.18.5. Зажимы должны быть установлены так, чтобы жила не могла выскользнуть при затяжке зажимных винтов или гаек.

2.18.6. Зажимы, в которых жила закреплена торцом стержня винта, должны иметь размеры, указанные в табл. 4.

Номинальный ток машины, А

Минимальный диаметр резьбы, мм

Минимальный диаметр отверстия для жилы, мм

Минимальная длина резьбы, мм

Максимальная разность между диаметрами отверстий и резьбы, мм

Конец жилы, введенной в зажим, должен выступать за резьбовое отверстие на расстояние не менее 2,5 мм, а в машинах на номинальный ток свыше 40 А — не менее 3 мм.

2.18.7. Зажимы, в которых жила закреплена головкой винта, должны быть снабжены шайбой по ГОСТ 18123-82, ГОСТ 9649— 78 и иметь размеры, указанные в табл. 5.

Если жилу крепят при помощи промежуточной детали несколькими винтами, то для номинального тока свыше 25 А можно использовать винты диаметром 4 мм.

Номинальный ток машв-ны. А

Диаметр резьбы, мм

Длина резьбы из винте, мм

Длина резьбы в отверстии под винтом.

2.18.8. Зажимы, в которых жила закреплена гайкой, должны быть снабжены шайбой по ГОСТ 9649-78, ГОСТ 18123-82 и

Минимальный диаметр резьбы, мм

. . : : 2,5 . . . : 3,0 . 4,0 . 5,0

иметь размеры, указанные ниже.

Номинальный ток машины, А

2.18.6—2.18.8. (Измененная редакция, Изм. № 2).

2.18.9. Конструкция паяных и сварных соединений должна быть выполнена так, чтобы в случае распайки, жилы не изменили своего положения.

2.J8.10. Зажимы должны быть расположены или закрыты так, чтобы при выходе проволоки из жилы не было опасности соединения ее с металлическими деталями доступными для прикосновения, а в машинах класса II — также с недоступными для прикосновения металлическими деталями.

2.19.1. Доступные для прикосновения металлические детали машин класса I, которые могут оказаться под напряжением в случае повреждения изоляции, должны быть соединены с заземляющим зажимом.

Машины класса II и III не должны иметь устройства для заземления.

2.19.2. Заземляющие зажимы должны соответствовать требованиям п. 2.18.

(6) Издательство стандартов, 1983

УДК 621.313 : 658.382.3 : 006.3S4 Группа Т58

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Система стандартов безопасности труда

МАШИНЫ РУЧНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ

Общие требования безопасности

Occupational safety standards system. Elektrical handtools. General safety requirements

Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР о? 26 декабоя 1975 г. № 4046 срок введения установлен

Проверен в 1930 г. Срок действия продлен

пп. 2.15.2 и 2.22.3 вводятся в действие

Несоблюдение стандарта преследуется по закону

Настоящий стандарт распространяется на ручные электрические машины общего назначения и бытовые и устанавливает требования безопасности к конструкции, правилам приемки, методам испытаний, маркировке, а также правила безопасной эксплуатации.

Стандарт не распространяется на взрывозащищенные и химически стойкие машины, а также на машины, предназначенные для эксплуатации на транспортных средствах.

Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 789—77. (Измененная редакция, Изм. № 2)

1. КЛАССЫ. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ. ИСПОЛНЕНИЯ

1.1. Машины должны изготовляться следующих классов:

I — машины с изоляцией всех деталей, находящихся под напряжением и штепсельными вилками, имеющими заземляющий контакт. Машины класса I могут иметь все находящиеся под напряжением детали с основной изоляцией и отдельные детали с двойной или усиленной изоляцией;

II —машины, у которых все детали, находящиеся под напряжением, имеют двойную или усиленную изоляцию. Эти машины не имеют устройств для заземления;

III — машины на номинальное напряжение не свыше 42 В, у которых ни внутренние, ни внешние цепи не находятся под другим напряжением. Машины класса .III предназначены для питания от автономного источника тока или от общей сети через изолирующие трансформатор или преобразователь, напряжение холостого хода которых не должно превышать 50 В, а вторичная электрическая цепь не должна быть соединена с землей.

1. Машины класса I для продажи населению не допускаются.

2. Машины класса I, не укомплектованные защитно-отключающии устройством, для проведения строительно-монтажных работ не допускаются.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

1.2. Номинальное напряжение машин классов I и II не должно превышать:

220 В — для машин постоянного тока;

380 В — для машин переменного тока.

Разность потенциалов между землей и любым проводом питающей сети или источника питания машин классов I и II не должна быть более 250 В.

1.3. Машины следует изготовлять для одного из следующих номинальных режимов работы:

1.4. По степени защиты от влаги машины следует изготовлять в одном из следующих исполнений:

1.5. 1.6. (Исключены, Изм. № 1).

2. ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУКЦИИ МАШИН

2.1. Машины должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта, если в стандартах или технических условиях на машины конкретных видов нет других указаний.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

2.2. Защита от возможного прикосновения к деталям, находящимся под напряжением

2.2.1. Машины должны иметь защиту от прикосновения к деталям, находящимся под напряжением, даже после удаления деталей, которые снимаются без помощи инструментов.

2.2.2. Машины класса II должны иметь защиту от прикосновения к деталям, отделенным от элементов, находящихся под напряжением, только основной изоляции.

2.2.3. Изоляция из лака, эмали, бумаги, пряжи, ткани и подобных материалов не является защитой от прикосновения к деталям, находящимся под напряжением.

2.2.4. Снятие деталей, предназначенных для защиты от прикосновения к деталям, находящимся под напряжением, должно быть невозможно без применения инструментов.

2.2.5. Оси элементов управления (рукояток, выключателей) не должны находиться под напряжением.

2.2.6. Гибкие валы машин класса I должны быть изолированы от валов электродвигателей. Изолирующие устройства должны удовлетворять требованиям, предъявляемым к дополнительной изоляции.

2.2.7. Напряжение на контактах штепсельной вилки от разряда конденсаторов не должно быть более 34 В.

2.2.8. В машинах класса II конденсаторы не должны быть соединены с доступными для прикосновения металлическими деталями, а их корпуса, если они металлические, должны быть отделены от доступных для прикосновения металлических деталей дополнительной изоляцией.

2.3. Пуск двигателей машин должен быть возможен при напряжении от 0,85 до 1,1 номинального значения* Центробежные и другие автоматические пусковые выключатели должны работать надежно, без вибрации контактов.

2.4. Потребляемая мощность и ток

2.4.1. Мощность, потребляемая машинами при номинальном напряжении и номинальной нагрузке, не должна превышать ее номинальное значение на:

30 % —при номинальной мощности до 150 Вт;

45 Вт — при номинальной мощности свыше 150 до 300 Вт;

15 % — при номинальной мощности свыше 300 Вт.

2.4.2. Ток, потребляемый машинами при номинальном напряжении, не должен превышать номинальный, если он указан на машине, более чем на 15 %.

2.5. Допустимое превышение температуры отдельных деталей машин над температурой окружающей среды указано в табл. 1.

Превышение температуры над

Обмотки с изоляцией из материалов следующих

85 (70 —с 01.01.80 г.) 85 95

Продолжение табл. 1

Превышение теыпера-уры над

Стальные сердечники и другие детали, соприкасающиеся с обмотками

То же, что у обмоток

Наружные детали, за исключением рукояток Ручкп, рукоятки, захваты, постоянно удержиЕае-

мые при нормальном использовании машины, изготовленные из:

фарфора или стекловидного материала

пластмассы, резины или дерева

Ручки, рукоятки, захваты и т. п., используемые кратковременно (например, курок выключателя),

фарфора или стекловидного материала

пластмассы, резины или дерева

Детали, находящиеся в контакте с маслом, имеющим температуру воспламенения Т,°С

Примечание. Допускается превышение температуры обмоток или сердечников, находящихся в контакте с ними, выше указанного, если машина выдержит дополнительно испытание по п. 4.3Аб.

То же относится к обмоткам с изоляцией из материалов, предел превышения температуры которых не регламентируется.

2.6.1. Ток утечки из любого полюса источника питания машины в ее металлические детали, доступные для прикосновения, или в металлическую фольгу, наложенную на аналогичные детали, выполненные из изоляционного материала, не должен превышать:

0,75 мА — для машин класса I;

0,25 мА — для машин класса II;

(Измененная редакция, Изм. № 2).

2.6.2. Ток утечки из любого полюса источника питания в недоступные для прикосновения металлические детали машин класса II, отделенные от находящихся под. напряжением элементов только основной изоляцией, не должен превышать 3,5 мА.

2.7.1. Конструкция брызгозащищенных машин не должна допускать проникания воды в машину при воздействии на нее искусственного дождя интенсивностью 3 мм в минуту, падающего с высоты 2 м, измеренной от верхней части машины.

2.7.2. Конструкция водонепроницаемых машин не должна допускать проникания воды в машину, погруженную в воду так, чтобы верхняя часть машины находилась на 50 мм ниже уровня.

2.7.3. Конструкция машин, имеющих емкость для жидкости, не должна допускать проникания жидкости в машину при переливе ее из емкости.

2.7.4. Изоляция машин должна выдерживать относительную влажность воздуха 91—95 % при температуре 25±5°С.

2.8. Сопротивление изоляции должно быть не менее значений,

указанных в табл. 2.

Место изоляции в машине

Сопротивление изоляции, МОм

Между находящимися под напряжением деталями и корпусом:

ДЛЯ ОСНОВНОЙ изоляции

для усиленной изоляции

Между деталями,’ находящимися под напряжением, и металлическими деталями машин класса И, которые отделены от находящихся под напряжением элементов только основной изоляцией

Между металлическими деталями машин класса II, отделенными дополнительной изоляцией и корпусом

2.9. Электрическая прочность изоляции должна удовлетворять требованиям, указанным в табл. 3.

Точки приложения испытательного напряжения

Испытательное напряжение, классов

Между деталями, находящимися под напряжением различной полярности

Между деталями, находящимися под напряжением, и корпусом

Между корпусом и металлической фольгой, находящейся в контакте с внутренней поверхностью изолирующих барьеров (пп. 2.14.4-2.14.6)

Между жилой внутренней проводки и фольгой, наложенной на основную изоляцию жилы

Между внутренней и наружной поверхностями изоляционных трубок или подобных устройств на внутренней проводке

Между жилои внутренней проводки и металлической фольгой, наложенной на наружную поверхность несъемных изоляционных трубок или подобных устройств на внутренней проводке

Продолжение табл. 3

Точки приложения испытательного напряжения

с напряжение, классов

Между деталями, находящимися под напряжением, и другими недоступными для прикосновения металлическими деталями

Между недоступными для прикосновения металлическими деталями и корпусом

Между доступными для прикосновения деталями и металлической фольгой, навернутой вокруг кабеля (шнура) в месте ввода его .в машину, лиЗо металлическим стержнем того же диаметра, что и кабель (шнур), вставленным вместо него (изоляция защитной втулкй)

Между деталями, находящимися под напряжением, и доступными для прикосновения элементами, отделенными усиленной изоляцией

2.10. Надежность защиты от поражения электрическим током

2.10.1. Машины должны выдерживать циклическую работу на холостом ходу в течение 48 ч, если в стандартах или технических условиях на конкретные виды машин нет других указаний.

2.10.2. Машины с автоматическим пусковым выключателем должны выдерживать 10 000 пусков.

2.11. Безопасность машин при неправильном реверсировании, повышении напряжения и неисправности электронных устройств

2.11.1. Машины и устройства для реверсирования их двигателей должны оставаться исправными при реверсировании на ходу, бели оно допускается конструкцией машины.

2Л1.2. Машины с коллекторными двигателями должны оставаться исправными при внезапном повышении напряжения питающей сети до 1,3 номинального.

2.11.3. Скорость движения рабочего органа машин с электронными устройствами при неисправности этих устройств не должна превышать предельных значений, указанных в стандартах или технических условиях на конкретные виды машин.

2.12. Защита от механических травм

2.12.1. Внутренние движущиеся детали машин должны быть недоступными для прикосновения.

2.12.2. Наружные движущиеся детали машин не должны иметь острых выступов. Острые кромки должны быть притуплены. Требование не относится к рабочему инструменту.

2.12.3. Необходимость защитного ограждения рабочего инструмента должна быть указана в стандартах или технических условиях на конкретные виды машин.

2.12.4. Снятие защитного ограждения должно быть невозможным без применения инструмента, если в стандартах или технических условиях на конкретные виды машин нет других указании.

2.12.5. Необходимость устройства для подвешивания машин при работе должна быть указана в стандартах или технических условиях на конкретные виды машин.

2.12.6. Стойки, штативы или аналогичные устройства, предназначенные для закрепления в них машин, должны иметь конструкцию, обеспечивающую их устойчивость против опрокидывания.

2.13. Машины должны оставаться безопасными после нанесения по их наружным деталям трехкратного удара энергией 1,0 ± 0,05 Н • м, а по крышкам щеткодержателей — 0,5±0,05 Н • м, а также после последующих четырехкратных ударов о стальную плиту при падении с высоты 0,5 м. (Второе требование не относится к молоткам и перфораторам массой более 10 кг, ломам, ленточно-шлифовальным машинам, дисковым пилам и рубанкам. В стандартах или технических условиях на конкретные виды машин могут быть указаны дополнительные ограничения по испытанию на удар).

2.14. Элементы конструкции

2.14.1. Волокнистые или гигроскопичные материалы (асбест, дерево, ткани, бумага и др.), используемые в качестве изоляции, должны быть пропитаны или компаундированы изоляционными составами.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

2.14.2. Приводной ремень не считают изоляцией независимо от материалов, из которых он изготовлен.

2.14.3. Токопроводящие и изоляционные детали должны быть защищены от воздействия смазки. Исключение составляют изоляционные детали механизма передач, но при этом смазка должна обладать изоляционными свойствами.

2.14.4. Машины класса I должны иметь такую конструкцию, чтобы в случае ослабления или выпадения провода, винта, гайки, шайбы, пружины детали не могли занять положение, при котором пути утечки тока и воздушные зазоры между элементами, находящимися под напряжением и доступными для прикосновения металлическими деталями, уменьшались до значений менее 50 %, установленных в п. 2.2.1.

2.14.5. Машины класса II должны иметь такую конструкцию, чтобы в случае ослабления или выпадения провода, винта, гайки, шайбы, пружины детали не могли занять положение, при котором пути утечки тока по дополнительной или усиленной изоляции или воздушные зазоры оказались менее 4 мм.

Требование п. 2.15.2 вводится с 1 января 1980 г,

Издание официальное Перепечатка воспрещена

Переиздание март 1983 г. с Изменениями № 1, 2, утвержденными о июле 1977 г., октябре 1980 г. (ИУС 9—1977 г^ -ИУС 12—1980 г.).

ГОСТ 12.2.013.0-91 Система стандартов безопасности труда. Машины ручные электрические. Общие требования безопасности и методы испытаний

Текст ГОСТ 12.2.013.0-91 Система стандартов безопасности труда. Машины ручные электрические. Общие требования безопасности и методы испытаний

МАШИНЫ РУЧНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ

Требования безопасности и методы испытаний

ГОСТ -75: Система стандартов безопасности труда

Стандарти нформ 2006

Сборник «Машины ручные электрические. Требования безопасности и методы испытаний» содержит стандарты, утвержденные до 1 апреля 2006 г.

В стандарты внесены изменения, принятые до указанного срока.

Текущая информация о вновь утвержденных и пересмотренных стандартах, а также о принятых к ним изменениях публикуется в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты».

Система стандартов безопасности труда

МАШИНЫ РУЧНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ

Общие требования безопасности и методы испытаний

Occupational safety standards system.

Electric hand-held tools. General safety requirements and testing methods

MKC 13.100 25.140.20 ОКП 48 3331

12.2.013.0-91 (МЭК 745-1-82)

Дата введения 01.01.93

Настоящий стандарт устанавливает требования безопасности и методы испытаний, являющиеся общими для всех ручных электрических машин. Стандарт должен применяться совместно с соответствующими стандартами на машины конкретных видов.

При отсутствии стандарта на конкретный вид машины допускается распространять действие настоящего стандарта (насколько это применимо) на этот конкретный вид.

По тексту стандарта: методы испытаний выделены курсивом, требования, учитывающие национальные особенности СССР, выделены вертикальной линией на полях.

Требования всех пунктов настоящего стандарта являются обязательными.

1. ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

1.1. Настоящий стандарт распространяется на ручные электрические машины с приводом от электрического или электромагнитного двигателя, предназначенные для использования в помещении или на открытом воздухе.

Под действие настоящего стандарта подпадают ручные машины с электрическим двигателем, которые можно установить на опору и использовать как стационарные без каких-либо изменений в самой машине.

Машины со встроенными нагревательными элементами подпадают под действие настоящего стандарта, однако такие машины должны также соответствовать требованиям ГОСТ 27570.0 в пределах его применимости.

На машины с аккумуляторным источником питания распространяются требования разд. 18 настоящего стандарта.

Для машин, предназначенных для использования на судах и самолетах, может возникнуть необходимость в дополнительных требованиях, а для машин, работающих в опасных условиях, например, во взрывоопасных местах, могут потребоваться особые конструкции.

Для машин, предназначенных для использования в странах с тропическим климатом, может возникнуть необходимость в специальных требованиях.

1.2. Настоящий стандарт касается безопасности и учитывает влияние на безопасность составных частей, нужных для достижения требуемой степени подавления радио- и телепомех.

2. ТЕРМИНЫ И ОПРВДЕЛЕНИЯ

2.1. Под терминами «напряжение» и «ток» понимают их средние квадратические значения, если нет других указаний.

В выражениях «с применением инструмента», «без применения инструмента» и «требует применения инструмента», используемых в настоящем стандарте, термин «инструмент» обозначает отвертку, монету или любой другой предмет, который может быть использован для отвинчивания или завинчивания винта или другого подобного средства соединения.

2.2. В настоящем стандарте устанавливают следующие основные термины и их определения.

2.2.1. Номинальное напряжение — напряжение (при трехфазном питании — линейное напряжение), указанное для машины изготовителем.

2.2.2. Диапазон номинальных напряжений — диапазон напряжений, указанный для машины изготовителем и выраженный нижним и верхним пределами.

2.2.3. Рабочее напряжение — максимальное напряжение, приложенное к рассматриваемой части, когда машина работает при номинальном напряжении и в нормальных условиях эксплуатации.

1. Нормальные условия эксплуатации — условия, включающие в себя возможные изменения напряжения внутри машины, которые возникают, например, при срабатывании выключателя цепи или повреждения лампы.

2. При определении рабочего напряжения не принимают во внимание величины напряжений, возникающие вследствие переходных процессов в источнике питания.

2.2.4. Номинальная потребляемая мощность — потребляемая мощность при номинальном напряжении, указанная для машины изготовителем.

2.2.5. Номинальный ток — ток при номинальном напряжении или нижнем пределе диапазона номинальных напряжений, указанный для машины изготовителем.

Примечание. Если номинальный ток машины не указан, то его определяют расчетным путем по номинальной потребляемой мощности и номинальному напряжению или измерением тока, когда машина работает при номинальном напряжении и нормальной нагрузке.

2.2.6. Номинальная частота — частота, указанная для машины изготовителем.

2.2.7. Диапазон номинальных частот — диапазон частот, указанный для машины изготовителем, выраженный нижним и верхним пределами.

2.2.8. Номинальная скорость на холостом ходу — скорость на холостом ходу при номинальном напряжении или при верхнем пределе диапазона номинальных напряжений, указанная для машины изготовителем.

2.2.9. Съемный гибкий кабель или шнур — гибкий кабель или шнур для питания или других целей, предназначенный для присоединения к машине при помощи штепсельного соединителя.

2.2.10. Шнур питания — гибкий кабель или шнур для питания, соединенный с машиной одним из следующих способов:

соединение типа X — при котором гибкий кабель или шнур может быть легко заменен без помощи специальных инструментов другим кабелем или шнуром без особой подготовки;

соединение типа М — при котором гибкий кабель или шнур может быть легко заменен без помощи специальных инструментов специальным кабелем или шнуром (например, с формованным защитным устройством кабеля или опрессованными наконечниками);

соединение типа У — при котором гибкий кабель или шнур может быть заменен только с помощью специальных инструментов в специализированных ремонтных мастерских изготовителя.

П римечание. Соединение типа У может использоваться либо с обычными гибкими кабелями или шнурами, либо со специальными кабелями или шнурами.

соединение типа Z — при котором нельзя заменить гибкий кабель или шнур, не повредив части машины.

2.2.11. Основная изоляция — изоляция частей, находящихся под напряжением, предназначенная для основной защиты от поражения электрическим током.

П римечание. Основная изоляция не обязательно включает изоляцию, применяемую исключительно для функциональных целей.

2.2.12. Дополнительная изоляция — независимая изоляция, предусмотренная как дополнение к основной изоляции для обеспечения защиты от поражения электрическим током в случае повреждения основной изоляции.

2.2.13. Двойная изоляция — изоляция, включающая как основную, так и дополнительную изоляцию.

2.2.14. Усиленная изоляция — единая система изоляции частей, находящихся под напряжением, обеспечивающая такую же степень защиты от поражения электрическим током, как и двойная изоляция, в условиях, указанных в настоящем стандарте.

Примечание. Термин «единая система изоляции» не означает, что изоляция должна обязательно состоять из единственного слоя. Она может охватывать несколько слоев, которые нельзя испытать отдельно как дополнительную или основную изоляцию.

2.2.15. Ручная электрическая машина — машина с приводом от электрического или электромагнитного двигателя, являющегося неотъемлемой частью, предназначенная для выполнения технологических операций.

Машина может быть легко перенесена к месту применения; во время работы ее держат в руках или подвешивают.

Примечание. Ручные машины могут быть снабжены гибким валом, а их привод может быть стационарным или переносным. Машины могут быть снабжены также приспособлениями для закрепления на опоре. Ручные машины включают также машины, поддерживаемые руками (например, бетоноломы).

2.2.16. Машина сменного типа — машина, которую невозможно ремонтировать вообще или которую ремонтируют только в ремонтных мастерских изготовителя.

2.2.17. Машина класса I — машина, в которой защиту от поражения электрическим током обеспечивают как основной изоляцией, так и дополнительными мерами безопасности, при которых доступные токопроводящие части соединены с защитным (заземляющим) проводом сети таким образом, что не могут оказаться под напряжением в случае повреждения основной изоляции.

1. Для машин, предназначенных для использования с гибким кабелем или шнуром, должен быть предусмотрен защитный провод, являющийся частью гибкого кабеля или шнура.

2. Машины класса I могут иметь части с двойной или усиленной изоляцией либо части, работающие при безопасном сверхнизком напряжении.

2.2.18. Машина класса II — машина, в которой защиту от поражения электрическим током обеспечивают как основной изоляцией, так и дополнительными мерами безопасности, такими как двойная и усиленная изоляция, и которая не имеет защитного провода или защитного контакта заземления.

Машина класса II может быть отнесена к одному из следующих типов;

1 — машина, имеющая прочный, практически сплошной кожух из изоляционного материала, который покрывает все металлические части, за исключением небольших деталей, таких как щитки, винты и заклепки, которые изолированы от частей под напряжением изоляцией, эквивалентной по крайней мере усиленной изоляции; такую машину называют машиной класса II с изоляционным кожухом;

2 — машина, имеющая практически сплошной металлический кожух, в которой повсюду применена двойная изоляция, за исключением деталей, где применена усиленная изоляция, так как применение двойной изоляции практически невыполнимо; такую машину называют машиной класса II с металлическим кожухом;

3 — машина, представляющая комбинацию типов 1 и 2.

2.2.19. Машина класса III — машина, в которой защиту от поражения электрическим током обеспечивают путем ее питания безопасным сверхнизким напряжением и в которой не возникают напряжения больше, чем безопасное сверхнизкое напряжение.

П римечание. Машины, предназначенные для работы при безопасном сверхнизком напряжении и имеющие внутренние цепи, работающие при напряжении, которое не является безопасным сверхнизким напряжением, не включены в настоящую классификацию и являются предметом дополнительных требований.

2.2.20. Сверхнизкое напряжение — напряжение, получаемое от источника, встроенного в машину, и которое при работе машины на ее номинальном напряжении не превышает 42 В между проводниками и землей или для трехфазного питания не превышает 24 В между проводниками и нейтралью; цепь сверхнизкого напряжения изолирована от других цепей только с помощью основной изоляции.

2.2.21. Безопасное сверхнизкое напряжение — номинальное напряжение, не превышающее 42 В между проводниками и между проводниками и землей, или в случае трехфазного питания, не превышающее 24 В между проводниками и нейтралью; при этом напряжение холостого хода не превышает соответственно 50 и 29 В.

1. Если безопасное сверхнизкое напряжение получают путем преобразования более высокого напряжения, то это следует осуществлять посредством безопасного изолирующего трансформатора или преобразователя с раздельными обмотками.

2. Указанные предельные величины напряжений относятся к работе безопасного изолирующего трансформатора или преобразователя, питаемого номинальным напряжением.

2.2.22. Безопасный изолирующий трансформатор — трансформатор, входная обмотка которого электрически отделена от выходных обмоток с помощью изоляции, эквивалентной по крайней мере двойной или усиленной изоляции, предназначенный для питания распределительной цепи машины или другого оборудования безопасным сверхнизким напряжением.

2.2.23. Нормальная нагрузка — нагрузка, имитирующая средние нагрузки машины в условиях нормальной эксплуатации с учетом указаний о кратковременном или повторно-кратковременном режиме работы; нагревательные элементы (если они имеются) включают как при нормальной эксплуатации, если нет других указаний в настоящем стандарте или в стандартах на машины конкретных видов.

Примечание. Нормальная нагрузка основана на номинальном напряжении или верхнем пределе диапазона номинальных напряжений.

2.2.24. Номинальная продолжительность работы — продолжительность работы, указанная для машины изготовителем.

2.2.25. Продолжительный режим работы — работа при нормальной нагрузке в течение неограниченного периода времени.

2.2.26. Кратковременный режим работы — работа при нормальной нагрузке в течение определенного периода времени, начиная с холодного состояния; интервалы между каждым периодом работы являются достаточно продолжительными, чтобы машина могла охладиться до температуры окружающего воздуха.

2.2.27. Повторно-кратковременный режим работы — работа при последовательном чередовании одинаковых циклов, каждый из которых включает период работы при нормальной нагрузке, за которым следует период отдыха, при котором машина функционирует на холостом ходу или выключается.

2.2.28. Несъемная часть — часть, которая может быть отделена только при помощи инструмента.

2.2.29. Съемная часть — часть, которая может быть отделена без применения инструмента.

2.2.30. Термовыключатель — устройство, ограничивающее температуру машины или ее частей при ненормальной работе путем автоматического размыкания цепи или уменьшения величины тока и которое сконструировано так, что его уставка не может быть изменена потребителем.

2.2.31. Термовыключатель без самовозврата — термовыключатель, который восстанавливает величину тока после ручного вмешательства или замены детали.

2.2.32. Путь утечки — наименьшее расстояние между двумя токопроводящими частями или между токопроводящей частью и граничной поверхностью машины, измеренное по поверхности изоляционного материала.

Примечание. Граничной поверхностью машины является внешняя поверхность кожуха, которая определяется металлической фольгой, прижимаемой к доступным изоляционным поверхностям.

2.2.33. Воздушный зазор — наименьшее расстояние между двумя токопроводящими частями и граничной поверхностью машины, измеренное по воздуху.

2.2.34. Полное отключение — отключение всех питающих проводов (за исключением защитного провода) одним действием.

Примечание. Защитный заземляющий провод не считается питающим проводом.

2.2.35. Доступная часть или доступная поверхность — часть или поверхность, к которой можно прикоснуться стандартным испытательным пальцем, приведенным на черт. 1. Металлические части, которые находятся в электрической связи с доступными металлическими частями, считают тоже доступными.

2.2.36. Термин «корпус» охватывает все доступные металлические части, оси рукояток, кнопок, ручек и т.п., а также металлическую фольгу, соприкасающуюся с доступными поверхностями изоляционного материала, но он не распространяется на недоступные металлические части.

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

3.1. Машины должны быть сконструированы и изготовлены таким образом, чтобы при нормальной эксплуатации обеспечивалась их надежная работа и не создавалась опасность для людей и окружающей среды даже в случае небрежного обращения с машиной, как это может быть при нормальной эксплуатации.

Проверку проводят с помощью всех указанных ниже испытаний.

3.2. Правила безопасности при эксплуатации машин — в соответствии с приложениями 1 и 2.

4. ИСПЫТАНИЯ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1. Испытания, проводимые в соответствии с настоящим стандартом, являются общими для всех машин, входящих в область распространения стандарта. Для машин каждого конкретного вида следует учитывать указания стандарта на машины этого вида.

4.2. Если нет других указаний в настоящем стандарте или в стандартах на машины конкретных видов, испытания проводят на одном образце машины в состоянии поставки. Образец должен выдержать все испытания.

1. Если из конструкции машины очевидно, что какое-либо испытание к ней неприменимо, это испытание не проводят.

2. Если машина рассчитана на различные напряжения питания как переменного, так и постоянного тока, на различные частоты вращения и т. д., может потребоваться более чем один образец.

3. Если требуются испытания по и. 11.6, необходимы дополнительные образцы.

4. Если необходимо провести демонтаж машины класса II для соответствующих испытаний, требуется один образец.

5. При испытании комплектующих изделий может возникнуть необходимость в дополнительных образцах этих изделий. В этом случае они должны поставляться вместе с машиной.

4.3. Если нет других указаний в стандартах на машины конкретных видов, испытания проводят в порядке, приведенном в настоящем стандарте.

Если необходимо измерить уровень радиопомех, его измеряют после испытаний по разд. 8.

Примечание. Перед началом испытаний машина должна быть подключена к сети при номинальном напряжении или нижнем пределе диапазона номинальных напряжений для установления ее исправности.

4.4. Машины или их подвижные части испытывают в наиболее неблагоприятных положениях, которые могут возникнуть при нормальной эксплуатации машины.

4.5. Если на результаты испытания влияет температура окружающей среды, то ее поддерживают в пределах (20±5) °С. Однако, если температура какой-либо части ограничивается устройством, чувствительным к температуре, или на нее влияет температура фазового перехода (например, температура кипящей воды), то температура окружающей среды в случае сомнения поддерживается в пределах (23±2) °С.

4.6. Машины, предназначенные для работы только на переменном токе, испытывают переменным током при номинальной частоте, если она указана. Машины, предназначенные для работы только на постоянном токе, испытывают постоянным током, а предназначенные для работы как на переменном, так и на постоянном токах — при наиболее неблагоприятном роде тока.

Машины, предназначенные для работы на переменном токе, на которых не указана номинальная частота или указан диапазон частот 50—60 Гц, испытывают при частоте 50 или 60 Гц, в зависимости от того, при какой частоте создаются наиболее неблагоприятные условия.

Машины, на которых указан диапазон номинальных частот, отличающийся от 50—60 Гц, испытывают при наиболее неблагоприятной частоте в пределах указанного диапазона.

Машины, предназначенные для работы при более чем одном номинальном напряжении, испытывают при наиболее неблагоприятном напряжении.

Если нет других указаний в настоящем стандарте или в стандартах на машины конкретных видов, машины, рассчитанные на один или более диапазонов номинальных напряжений, испытывают при наиболее неблагоприятном напряжении в пределах соответствующего диапазона.

Если указано, что питающее напряжение равно номинальному, умноженному на коэффициент, то питающее напряжение для машин, маркированных диапазоном номинальных напряжений, должно равняться:

верхнему пределу диапазона номинальных напряжений, умноженному на коэффициент, если он более 1;

нижнему пределу диапазона номинальных напряжений, умноженному на коэффициент, если он менее 1;

Примечание. Максимальная или минимальная номинальная потребляемая мощность — номинальная потребляемая мощность, относящаяся соответственно к верхнему или нижнему пределу диапазона номинальных напряжений.

Если испытуемые машины предназначены только для работы на постоянном токе, принимают во внимание возможное влияние полярности на работу машины.

Примечание. Если машина предназначена более чем для одного номинального напряжения или более чем для одного диапазона номинальных напряжений, может возникнуть необходимость провести некоторые испытания при минимальном, среднем и максимальном значениях номинального напряжения, чтобы установить наиболее неблагоприятное напряжение.

4.7. Машины, для которых предусмотрены сменные нагревательные элементы или насадки, испытывают в соответствии со стандартами на конкретные виды машин с такими элементами или насадками, которые дают самые неблагоприятные результаты при условии, что эти элементы или насадки соответствуют техническим условиям изготовителя машины.

4.8. Если при нормальной эксплуатации нагревательный элемент не может функционировать при неработающем двигателе, то элемент испытывают при работающем двигателе. Если нагревательный элемент может функционировать при неработающем двигателе, то его испытывают при работающем или неработающем двигателе, в зависимости от того, что является наиболее неблагоприятным. Нагревательные элементы, встроенные в машину, подключают к отдельному источнику питания, если нет других указаний, и испытывают по ГОСТ 27570.0.

4.9. Если нет других указаний в настоящем стандарте или в стандартах на: машины конкретных видов, машины, снабженные регулирующим или подобным устройством, испытывают с этими устройствами при самых неблагоприятных уставках, если уставка может быть изменена потребителем.

П римечание. Если средства регулировки работы машины доступны без применения инструмента, указанные требования применяют, когда уставка может быть изменена вручную или с применением инструмента. Если средства регулировки недоступны без применения инструмента, указанные требования применяют только тогда, когда уставка может быть изменена вручную. Соответствующее пломбирование считают достаточным для защиты от изменения уставки потребителем.

4.10. Если условия нормальной нагрузки указаны в соответствующих стандартах на машины конкретных видов, машину нагружают в соответствии с этими условиями, независимо от маркировки кратковременного или повторно-кратковременного режима, за исключением случаев, когда из конструкции машины очевидно, что эти условия не наступят при нормальной эксплуатации.

Если условия нормальной нагрузки не указаны в стандартах на машины конкретных видов, машину нагружают в соответствии с инструкцией изготовителя. При отсутствии такой инструкции машину нагружают при продолжительном режиме работы нагрузкой, соответствующей номинальной потребляемой мощности.

Испытания с насадками, выполняющими функции, установленные соответствующими стандартами на машины конкретных видов, проводят в соответствии с этими стандартами.

Остальные принадлежности испытывают в соответствии с инструкцией изготовителя. При отсутствии такой инструкции машину испытывают при продолжительном режиме работы с нагрузкой, соответствующей номинальной потребляемой мощности.

Электронные устройства для регулирования скорости устанавливают на самую высокую скорость.

4.11. Если нагрузку производят тормозным моментом, его приложение должно осуществляться таким образом, чтобы на рабочем конце вала не возникало дополнительных напряжений (например, бокового нажима). Дополнительные нагрузки, необходимые для нормальной работы машины, должны быть учтены.

4.12. Машины, предназначенные для работы при безопасном сверхнизком напряжении, испытывают вместе с питающим трансформатором, если его поставляют вместе с машиной.

4.13. При испытаниях по разд. 8, 15, 23 и 25 части, отделенные от токоведущих частей двойной или усиленной изоляцией, рассматривают как части, которые не могут оказаться под напряжением в случае повреждения изоляции. Присоединение доступных металлических частей к защитному зажиму или защитному контакту не устраняет необходимости в проведении этих испытаний.

4.14. Если машины класса I имеют доступные металлические части, которые не присоединены к защитному зажиму или защитному контакту или не отделены от частей под напряжением промежуточной металлической частью, присоединенной к защитному зажиму или защитному контакту, то такие части должны испытываться на соответствие требованиям, установленным для машин класса II.

4.15. Если машины класса I или II имеют части, работающие при безопасном сверхнизком напряжении, то такие части должны испытываться в соответствии с требованиями для машин класса III.

4.16. Машины со встроенными электронными схемами испытывают в соответствии с приложением В.

4.17. Приемку машин на безопасность проводят в соответствии с приложением 3.

5. НОМИНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ

5.1. Максимально допустимыми значениями номинального напряжения являются:

250 В — для машин постоянного тока,

440 В — для остальных машин.

Рекомендуемыми значениями номинального напряжения машин класса III являются 24 и 42 В. Проверку проводят осмотром маркировки.

Примечание. Требования настоящего стандарта выполняются при условии, что при нормальной эксплуатации напряжение между проводами питающей сети и землей не превышает 254 В.

6.1. по типу защиты от поражения электрическим током на классы I, II и III.

6.2. по степени защиты от проникновения воды на обычные, брызгозащищенные и водонепроницаемые.

1. Номера классов характеризуют не уровень безопасности машин, а только средства обеспечения безопасности.

2. Если машины класса III поставляют с защитным трансформатором для питания от сети, их классификация не изменяется.

7.1. На каждой машине должны быть нанесены следующие данные:

номинальное (ые) напряжение (я) или диапазон (ы) номинальных напряжений в вольтах;

условное обозначение рода тока, при необходимости;

номинальная частота или диапазон номинальных частот в герцах, если машина не предназначена только для постоянного тока или для переменного тока частотой 50 и 60 Гц;

номинальная потребляемая мощность в ваттах или киловаттах, если она превышает 25 Вт, или номинальный ток в амперах;

наименование, товарный знак или условное обозначение изготовителя;

обозначение типа или модели машины;

номинальный режим работы, при необходимости;

условное обозначение класса II (только для машин класса II);

условное обозначение защиты от проникновения воды, при необходимости.

1. На машинах с соединением «звезда—треугольник» должны быть отчетливо обозначены два номинальных напряжения (например, 220A/380Y).

2. Номинальную потребляемую мощность или номинальный ток, указываемые на машине, определяют как общую потребляемую мощность или общий ток, которые могут потребляться одновременно от сети.

3. Если машина имеет переменно действующие комплектующие изделия, которые могут выбираться устройством управления, номинальная потребляемая мощность должна соответствовать возможно наиболее высокой нагрузке.

4. Допускается дополнительная маркировка при условии, что она не вызовет неправильного понимания.

5. Если двигатель машины маркируют отдельно, то маркировка машины и маркировка двигателя должны исключать сомнения относительно номинальных данных машины и ее изготовителя.

7.2. На машинах, предназначенных для кратковременного или повторно-кратковременного режима работы, должна быть указана продолжительность номинального рабочего периода или продолжительность номинального рабочего периода и номинального периода отдыха, если продолжительность рабочего периода не ограничена конструкцией машины или режим работы не соответствует определению нормальной нагрузки, приведенному в соответствующих стандартах на машины конкретных видов.

Маркировка кратковременного или повторно-кратковременного режима работы должна соответствовать условиям нормальной эксплуатации.

Повторно-кратковременный режим работы обозначают номинальным рабочим периодом времени, за которым следует номинальный период отключения или холостого хода. Обозначения должны быть разделены наклонной чертой.

7.3. На машинах со встроенными нагревательными элементами должна быть нанесена дополнительно на щитке машины полная маркировка нагревательных элементов по ГОСТ 27570.0.

7.4. Если машину можно устанавливать на различные номинальные напряжения или номинальные потребляемые мощности, напряжение или потребляемая мощность, на которые она установлена, должны быть легко и ясно различимы.

Требование не относится к машинам с соединением «звезда — треугольник».

П римечание. Для машин, в которых не требуется частых изменений уставки напряжения, это требование считают выполненным, если номинальное напряжение или номинальная потребляемая мощность, на которые установлена машина, могут быть определены из схемы соединений, закрепленной на машине. Схема соединений может находиться на внутренней стороне крышки, которую надо снять, чтобы подсоединить провода питания. Эта схема может быть выполнена на прикрепленной заклепками к крышке пластинке, на бумажной или другой этикетке, приклеенной к крышке. Схему не допускается помещать на свободно прикрепленной к машине бирке.

7.5. Машины, маркированные более чем на одно номинальное напряжение или более чем на один диапазон номинальных напряжений, должны маркироваться номинальной потребляемой мощностью для каждого из этих напряжений или диапазонов, если эта мощность превышает 25 Вт.

Верхний и нижний пределы номинальной потребляемой мощности должны быть обозначены на машине таким образом, чтобы было видно соотношение между потребляемой мощностью и напряжением, за исключением случая, при котором разность пределов диапазонов номинальных напряжений не превышает 10 % среднего значения диапазона. В этом случае обозначение номинальной потребляемой мощности допускается относить к среднему значению диапазона.

7.6. Используют следующие условные обозначения:

Н/см 2 — ньютон на квадратный сантиметр; ч — час;

Источник Источник http://standartgost.ru/g/%D0%93%D0%9E%D0%A1%D0%A2_12.2.013-75
Источник http://allgosts.ru/13/100/gost_12.2.013.0-91

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожее

Модульная АГНКС. Революция в газовом оборудовании

Автомобильные газонаполнительные комплексы (АГНКС) становятся неотъемлемой частью современной инфраструктуры, способствуя переходу на более экологичные виды топлива. В рамках этой эволюции, модульные АГНКС выходят на передовой, предлагая инновационные решения и преимущества. Давайте рассмотрим, как эти системы меняют отрасль и в чем заключаются их основные преимущества. Преимущества Модульных АГНКС Модульные АГНКС предлагают ряд ключевых преимуществ, которые делают […]

Помощь системы ABS в управлении автомобилем

Помощь системы ABS в управлении автомобилем

Антиблокировочная тормозная система (ABS) — это электронная гидравлическая активная система защиты, которая поддерживает контролируемость и стабильность машины во время замедления, предотвращая блокирование колес. ABS исключительно действенная в пути с низким показателем сцепления, и в непогоду (гроза, лед). Анализ АБС — Antilock Brake System, которое буквально значит «антиблокировочная тормозная система». Посмотрим особенность процесса, важные элементы, а […]

Яндекс.Метрика