ГОСТ 51709-2001: Требования безопасности к техническому состоянию ТС
Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки
1 Область применения
Настоящийстандарт распространяется на легковые автомобили, автобусы, грузовыеавтомобили, прицепы и полуприцепы (далее — автотранспортные средства),эксплуатируемые на дорогах.
-требования безопасности к техническому состоянию автотранспортных средств(АТС);
-предельно допустимые значения параметров технического состояния АТС, влияющихна безопасность дорожного движения и состояние окружающей среды;
-методы проверки технического состояния АТС в эксплуатации.
Стандартне распространяется на АТС, максимальная скорость которых, установленнаяизготовителем, не превышает 25 км/ч, и на внедорожные АТС.
Требования4.1.1 — 4.1.7, 4.7.13,4.7.19 не распространяются на прицепы (полуприцепы)-тяжеловозы.
Стандартдолжен применяться при проверках технического состояния эксплуатируемых АТС покритериям безопасности.
Требованиястандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасностидорожного движения, жизни и здоровья людей, сохранности их имущества и охраныокружающей среды.
Ктехническому состоянию АТС могут предъявляться дополнительные требования,устанавливаемые соответствующими нормативными документами.
ЗарегистрированныеАТС, в конструкцию которых (в том числе в конструкцию составных частей ипредметов дополнительного оборудования) были внесены изменения, влияющие наобеспечение безопасности дорожного движения, проверяют согласно процедурам,утвержденным в установленном порядке.
Основныетермины, используемые в стандарте, и их определения приведены в разделе 3.
КлассификацияАТС по категориям приведена в приложении А.
2 Нормативные ссылки
Внастоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТР 52033-2003 Автомобили с бензиновыми двигателями. Выбросы загрязняющихвеществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке техническогосостояния
ГОСТР 17.2.2.06-99 Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерениясодержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах газобаллонныхавтомобилей
ГОСТ5727-88 Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие техническиеусловия
ГОСТ9921-81 Манометры шинные ручного пользования. Общие технические условия
ГОСТР 52160-2003 Автотранспортные средства, оснащенные двигателями своспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов. Нормы и методы контроляпри оценке технического состояния
ГОСТ27902-88 Стекло безопасное для автомобилей, тракторов исельскохозяйственных машин. Определение оптических свойств
ГОСТР 50574-2002 Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб.Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые извуковые сигналы. Общие требования
ГОСТР 50577-93 Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типыи основные размеры. Технические требования
ГОСТР 41.104-2002 Единообразные предписания, касающиеся сертификациисветоотражающей маркировки для транспортных средств большой длины игрузоподъемности
ГОСТР 41.27-2001 (Правила ЕЭК ООН № 27) Единообразные предписания, касающиесясертификации предупреждающих треугольников
ГОСТР 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация иопределения
ГОСТР 52231-2004 Внешний шум автомобилей в эксплуатации. Допустимые уровни иметоды измерения
3 Определения
Внастоящем стандарте использованы следующие термины с соответствующимиопределениями:
3.1 автопоезд: Комбинациятранспортных средств, состоящая из тягача и полуприцепа или прицепа(ов), соединенныхтягово-сцепным(и) устройством(ами).
3.1а автоматическийкорректор фар: Устройство для автоматического регулирования наклона пучкаближнего и (или) дальнего света в зависимости от загрузки АТС, профиля дороги иусловий видимости.
3.1б автоматическое(аварийное) торможение: Торможение прицепа (полуприцепа), выполняемоетормозной системой без управляющего воздействия водителя при разрывемагистралей тормозного привода.
3.2 антиблокировочная тормозная система (АБС): Тормозная система АТС савтоматическим регулированием в процессе торможения степени проскальзыванияколес транспортного средства в направлении их вращения.
3.2а блокированиеколеса: Прекращение качения колеса в дорожных условиях при наличии егоперемещения по опорной поверхности или прекращение вращения колеса,установленного на роликовый стенд АТС, при продолжающемся вращении роликовстенда.
3.2б негабаритныеАТС: Автотранспортные средства, движение которых по дорогам допускаетсятолько по специальным правилам [1]ввиду превышения габаритами и (или) осевой массой установленных ограничений.
3.2в внешниесветовые сигнальные приборы (сигнальные огни): Устройства для наружнойсветовой сигнализации.
3.3 время срабатывания тормозной системы: Интервал времени от началаторможения до момента времени, в который замедление АТС принимаетустановившееся значение при проверках в дорожных условиях (обозначено tср в приложении Б), либо до момента, вкоторый тормозная сила при проверках на стендах или принимает максимальноезначение, или происходит блокировка колеса АТС на роликах стенда.
3.4 время запаздывания тормозной системы: Интервал времени от началаторможения до момента появления замедления (тормозной силы). Обозначено tс в приложении Б.
3.5 время нарастания замедления: Интервал времени монотонного ростазамедления до момента, в который замедление принимает установившееся значение.Обозначено tн в приложении Б.
3.6 вспомогательная (бесконтактная или износостойкая) тормозная система: Тормознаясистема, предназначенная для уменьшения энергонагруженности тормозныхмеханизмов рабочей тормозной системы АТС.
3.7 заднее защитное устройство: Часть конструкции АТС категорий N2, N3, O3 и О4, предназначенная для защиты от попаданияпод них автомобилей категорий М1 и N1 при наезде сзади.
3.8 запасная тормозная система: Тормозная система, предназначенная дляснижения скорости АТС при выходе из строя рабочей тормозной системы.
3.9 исправное состояние АТС: Состояние, соответствующее всем требованиямнормативных документов, предъявляемым к конструкции и техническому состояниюАТС.
3.10 изменение конструкции АТС: Исключение предусмотренных или установка непредусмотренных конструкцией АТС составных частей и предметов оборудования,влияющих на его характеристики безопасности.
3.10а каплепадение:Падение капель, повторяющееся с интервалом не более 20 с.
3.11 категория АТС: (см.приложение А).
3.13 колесные тормозные механизмы: Устройства, предназначенные для созданияискусственного сопротивления движению АТС за счет трения между невращающимися частями итормозным диском (барабаном).
3.14 конец торможения: Момент времени, в который исчезло искусственноесопротивление движению АТС или оно остановилось. Обозначено точкой К в приложении Б.
3.15 контурная маркировка АТС: Ряд полос из светоотражающего материала, нанесенных на АТС с цельюуказания его габаритов (очертаний) сбоку (боковая маркировка) и сзади (задняямаркировка).
3.15а контурныеогни: Источники света, монтируемые на конструктивно возможной наибольшейвысоте у крайней точки габаритной ширины АТС и предназначенные для точногоуказания его габаритной ширины.
3.16 коридор движения: Часть опорной поверхности, правая и левая границыкоторой обозначены для того, чтобы в процессе движения горизонтальная проекцияАТС на плоскость опорной поверхности не пересекала их ни одной точкой.
3.16а коэффициентсцепления колеса с опорной поверхностью: Отношение результирующейпродольной и поперечной сил реакций опорной поверхности, действующих в контактеколеса с опорной поверхностью, к величине нормальной реакции опорнойповерхности на колесо.
3.17 место крепления ремней безопасности: Часть конструкции кузова (кабины)или какой-либо другой части АТС (например, каркаса сиденья), к которой крепитсяремень безопасности.
3.17а массатранспортного средства в снаряженном состоянии (снаряженная масса): Масса порожнеготранспортного средства с кузовом и сцепным устройством в случае тягача илимасса шасси с кабиной, если завод-изготовитель не устанавливает кузов и (или)сцепное устройство, включая массы охлаждающей жидкости, масла, 90 % топлива,100 % других жидкостей (за исключением использованной воды), инструментов,запасного колеса, массу водителя (75 кг) и — для городских и междугородныхавтобусов — массу члена экипажа (75 кг), если в транспортном средстве предусмотренодля него сиденье.
3.18 начало торможения: Момент времени, в который тормозная система получаетсигнал о необходимости осуществить торможение. Обозначено точкой Н вприложении Б.
3.18а начало поворотауправляемого колеса: Угол поворота управляемого колеса на (0,06 ± 0,01)°, измеряемый отположения прямолинейного движения.
3.19 начальная скорость торможения — скорость АТС в начале торможения.
3.20 нейтральное положение рулевого колеса (управляемых колес): Положение,соответствующее прямолинейному движению АТС при отсутствии возмущающихвоздействий.
3.20а оптическаяось прибора для проверки и регулировки фар: Линия, проходящая через центробъектива на экране, встроенном в прибор для проверки и регулировки фар, или наматовом экране.
3.20б оптическийцентр (центр отсчета): Точка пересечения оси отсчета с наружнойповерхностью рассеивателя светового прибора.
3.20в осьотсчета светового прибора: Линия пересечения плоскостей, проходящих черезоптический центр светового прибора параллельно продольной центральной плоскостиАТС и опорной поверхности.
3.21 орган управления тормозной системы: Совокупность устройств,предназначенных для подачи сигнала начать торможение и для управления энергией,поступающей от источника или аккумулятора энергии к тормозным механизмам.
3.22 органолептическая проверка: Проверка, выполняемая с помощью органовчувств квалифицированного специалиста без использования средств измерений.
3.22а осеваямасса: Масса, соответствующая статической вертикальной нагрузке,передаваемой осью на опорную поверхность, обусловленная конструкцией оси итранспортного средства и установленная изготовителем транспортного средства.
3.23 ось отсчета: Линия пересечения плоскостей, проходящих через центр рассеивателясветового прибора параллельно продольной центральной плоскости АТС и опорнойповерхности.
3.23а подтекание:Появление жидкости на поверхности деталей герметичных систем привода илипитания, воспринимаемое на ощупь.
3.24 полное торможение: Торможение, в результате которого АТСостанавливается.
3.24а прицеп(полуприцеп)- тяжеловоз: Прицеп (полуприцеп) с числом осей более трех или(и) числом колес на оси более четырех, предназначенный для перевозки неделимыхкрупногабаритных, в том числе негабаритных и тяжеловесных, грузов.
3.25 продольная центральная плоскость АТС: Плоскость, перпендикулярная кплоскости опорной поверхности и проходящая через середину колеи АТС.
3.25а проскальзываниеколеса на роликовых стендах: Несоответствие окружной скорости колеса автомобиля окружнойскорости вращения рабочей поверхности роликов стенда.
3.26 техническидопустимая максимальная масса: Максимальная масса снаряженного АТС с грузом(пассажирами), установленная изготовителем в качестве максимально допустимойсогласно эксплуатационной документации.
3.27 работоспособность АТС и его частей: Состояние, при котором значенияпараметров, характеризующих способность АТС выполнять транспортную работу,соответствуют требованиям нормативных документов.
3.28 рабочая тормозная система: Тормозная система, предназначенная дляснижения скорости и(или) остановки АТС.
3.29 светоотражающий маркировочный материал: Материал, от поверхности которого при наличииизлучения в их направлении отражается относительно значительная часть световыхлучей первоначального излучения.
3.30 снаряженное состояние АТС: См. п. 3.17а.
3.31 составные части и предметы оборудования АТС: Агрегаты, узлы и детали,устанавливаемые и (или) используемые в конструкции АТС, к которым предъявляюттребования, регламентируемые нормативными документами.
3.32 стояночная тормозная система: Тормозная система, предназначенная дляудержания АТС неподвижным.
3.32а стояночныеогни: Два источника света белого цвета спереди и два красного цвета сзадиАТС для обозначения габаритов АТС при остановках и на стоянках.
3.33 суммарныйлюфт в рулевом управлении: Угол поворота рулевого колеса от положения, соответствующего началуповорота управляемых колес в одну сторону, до положения, соответствующегоначалу их поворота в противоположную сторону от положения, примерносоответствующего прямолинейному движению АТС.
3.34 техническое состояние АТС: Совокупность подверженных изменению впроцессе эксплуатации свойств и установленных нормативными документамипараметров АТС, определяющая возможности его применения по назначению.
3.35 торможение: Процесс создания и изменения искусственного сопротивлениядвижению АТС.
3.36 тормозная сила: Реакция опорной поверхности на колеса АТС, вызывающая замедление АТС и (или) колесАТС.Для оценки технического состояния тормозных систем используют наибольшиевеличины тормозных сил.
3.37 тормозная система: Совокупность частей АТС, предназначенных для еготорможения при воздействии на орган управления тормозной системы.
3.38 тормозное управление: Совокупность всех тормозных систем АТС.
3.39 тормозной привод: Совокупность частей тормозного управления,предназначенных для управляемой передачи энергии от ее источника к тормозныммеханизмам с целью осуществления торможения.
3.40 тормозной путь: Расстояние, пройденное АТС от начала до концаторможения.
3.40а уголрегулировки светового пучка фар ближнего света АТС: Угол между наклонной плоскостью,содержащей левую (от АТС) часть светотеневой границы пучка ближнего света, игоризонтальной плоскостью.
3.41 удельная тормозная сила: Отношение суммы тормозных сил на колесах АТС кпроизведению массы АТС на ускорение свободного падения (для тягача и прицепаили полуприцепа рассчитывают раздельно).
3.42 установившееся замедление: Среднее значение замедления за времяторможения tуст от моментаокончания периода времени нарастания замедления до начала его спада в конце торможения.Обозначено jуст в приложении Б.
3.43 устойчивость АТС при торможении: Способность АТС двигаться приторможениях в пределах коридора движения.
3.44 фары типов R , HR , DR : Фары дальнего света.
3.44а фары R ,С, CR : Фары дальнего R, ближнего С и двухрежимные(ближнего и дальнего) CR света с лампами накаливания.
3.45 фары типов С, НС, DC : Фары ближнегосвета.
3.45а фары HR ,НС, HCR : Фары с галогенными источниками дальнего HR иближнего НС света и двухрежимные фары HCR.
3.46 фары типов CR , HCR , DCR : Фары ближнего и дальнего света.
3.46а фары DR , DC , DCR : Фары с газоразряднымиисточниками света категории D дальнего DR иближнего DC света и двухрежимные DCR фары.
3.47 фары типа В: Фары противотуманные.
3.47а фотоприемник:Устройство, основанное на внутреннем или внешнем фотоэффекте. Изменениесостояния фотоприемника под действием потока оптического излучения используетсядля измерения этого излучения.
3.48 «холодный» тормозной механизм: Тормозной механизм, температура которого,измеренная на поверхности трения тормозного барабана или тормозного диска,менее 100 °С.
3.49 экстренное торможение: Торможение с целью максимально быстрогоуменьшения скорости АТС.
3.50 эффективность торможения: Мера торможения, характеризующая способностьтормозной системы создавать необходимое искусственное сопротивление движениюАТС.
3.51 юзколеса: Состояние колеса, при котором его окружная (относительно осивращения колеса) скорость равна нулю во время движения АТС.
4 Требования к техническому состоянию АТС
4.1 Требования к тормозному управлению
4.1.1а Рабочуютормозную систему проверяют по показателям эффективности торможения иустойчивости АТС при торможении, а запасную, стояночную и вспомогательнуютормозные системы — по показателям эффективности торможения согласно таблицам1а, 1б.
Таблица1а — Использование показателей эффективности торможения и устойчивости АТС приторможении при проверках на роликовых стендах
Наименование показателя | Тормозная система | |||||
рабочая | запасная | стояночная | ||||
без АБС или с АБС с порогом отключения выше скорости стенда | с АБС с порогом отключения ниже скорости стенда | |||||
Эффективность торможения | Устойчивость АТС при торможении | Эффективность торможения | Устойчивость АТС при торможении | |||
Удельная тормозная сила | + | — | — | — | + | + |
Относительная разность тормозных сил колес оси | — | + | — | — | — | — |
Блокирование колес АТС на роликах или автоматическое отключение стенда вследствие проскальзывания колес по роликам* | + | — | — | — | + | + |
* Используется только вместо показателя удельной тормозной силы. |
Таблица 1б — Использование показателей эффективности торможения иустойчивости АТС при торможении при проверках в дорожных условиях
Наименование показателя | Тормозная система | ||||||
рабочая | запасная | Стояночная | Вспомогательная | ||||
без АБС | с АБС | ||||||
Эффективность торможения | Устойчивость АТС при торможении | Эффективность торможения | Устойчивость АТС при торможении | ||||
Тормозной путь | + | — | + | — | + | — | — |
Установившееся замедление* | + | — | + | — | + | — | + |
Время срабатывания тормозной системы* | + | — | + | — | + | — | — |
Коридор движения | — | + | — | — | — | — | — |
Уклон дороги, на котором АТС удерживается недвижно | — | — | — | — | — | + | — |
Отсутствие следов юза за колесами | — | — | + | — | — | — | — |
Прямолинейность движения АТС при торможении | — | — | — | + | — | — | — |
* Используются совместно только вместо показателя «тормозной путь». |
Примечаниек таблицам 1а, 1б — Знак «+» означает, что соответствующий показатель должениспользоваться при оценке эффективности торможения или устойчивости АТС приторможении, знак «-» не должен использоваться».
4.1.1 Рабочая тормозная система АТС должна обеспечиватьвыполнение нормативов эффективности торможения на стендах согласно таблице 1либо в дорожных условиях таблице 2 или 3. Начальная скорость торможения при проверках в дорожныхусловиях — 40 км/ч. Масса АТС при проверках не должна превышать разрешенноймаксимальной.
Примечание — Применение показателейэффективности торможения и устойчивости АТС при торможении, а также методов ихпроверки приведено в 5.1.
4.1.2 В дорожных условиях при торможении рабочей тормознойсистемой с начальной скоростью торможения 40 км/ч АТС не должно ни одной своейчастью выходить из нормативного коридора движения шириной 3 м.
Таблица 1 -Нормативы эффективности торможения АТС при помощи рабочей тормозной системы припроверках на роликовых стендах
Наименование вида АТС | Категория АТС | Усилие на органе управления Рn, Н | Удельная тормозная сила γт не менее |
Пассажирские и грузопассажирские автомобили | М1 | 490 | 0,53 |
м2, м3 | 686 | 0,46 | |
Грузовые автомобили | N1, N2, N3 | 686 | 0,46 |
Прицепы с двумя и более осями | о1, о2, о3, о4 | 686 | 0,45 |
Прицепы с центральной осью и полуприцепы | о1, о2, о3, о4 | 686 | 0,41 |
Таблица 2 — Нормативыэффективности торможения АТС при помощи рабочей тормозной системы вдорожных условиях с использованием приборадля проверки тормозных систем
Наименование вида АТС | Категория АТС | Усилие на органе управления Рn, Н | Тормозной путь АТС Sт, м, не более |
Пассажирские и грузопассажирские автомобили | М1 | 490 | 15,8 |
М2, М3 | 686 | 19,6 | |
Легковые автомобили с прицепом без тормозов | М1 | 490 | 15,8 |
Грузовые автомобили | N1, N2, N3 | 686 | 19,6 |
Таблица 3 — Нормативы эффективноститорможения АТС при помощи рабочей тормозной системы в дорожных условиях срегистрацией параметров торможения
Наименование вида АТС | Категория АТС | Усилие на органе управления Рn, Н | Установившееся замедление jуст., м/с 2 , не менее | Время срабатывания тормозной системы τср, с, не более |
Пассажирские и грузопассажирские автомобили | М1 | 490 | 5,2 | 0,6 |
м2, м3 | 686 | 4,5 | 0,8(1,0*) | |
Легковые автомобили с прицепом без тормозов | М1 | 490 | 5,2 | 0,6 |
Грузовые автомобили | N1, N2, N3 | 686 | 4,5 | 0,8 (1,0*) |
* Для АТС, изготовленных до 01.01.81. |
4.1.3 При проверках на стендах допускается относительнаяразность тормозных сил колес оси (в процентах от наибольшего значения) для осей АТС с дисковыми колесными тормозными механизмами неболее 20 % и для осей с барабанными колесными тормозными механизмами не более25 %. Для АТС категории М1 до окончания периода приработкидопускается применение нормативов, установленных изготовителем вэксплуатационной документации.
4.1.4 Рабочая тормознаясистема автопоездов с пневматическим тормозным приводом в режиме аварийного(автоматического) торможения должна быть работоспособна.
4.1.5Стояночная тормозная система считается работоспособной в том случае, если приприведении ее в действие достигается:
для АТС с технически допустимой максимальной массой:
— или значение удельной тормозной силы не менее 0,16;
— или неподвижное состояние АТС на опорной поверхности суклоном (16±1) %;
для АТС в снаряженном состоянии:
— или расчетная удельная тормозная сила, равная меньшему из двухзначений: 0,15 отношения технически допустимой максимальной массы к массе АТСпри проверке или 0,6 отношения снаряженной массы, приходящейся на ось (оси), накоторые воздействует стояночная тормозная система, к снаряженной массе;
— или неподвижное состояние АТС на поверхности с уклоном (23±1) %для АТС категорий М1 — М3 и (31±1) % для категорий N1— N3.
Усилие,прикладываемое к органу управления стояночной тормозной системы для приведенияее в действие, не должно превышать:
— в случае ручного органа управления:
392 Н — для АТС категории M1;
589Н — для АТС остальных категорий.
— в случае ножного органа управления:
490 Н — для АТС категории M1;
688 Н — для АТС остальных категорий.
Стояночнаятормозная система с приводом на пружинные камеры, раздельным с приводомзапасной тормозной системы, при торможении в дорожных условиях с начальнойскоростью 40 км/ч для АТС категорий М2 и М3, у которых неменее 0,37 массы АТС в снаряженном состоянии приходится на ось (и),оборудованную (ые) стояночной тормозной системой, должна обеспечиватьустановившееся замедление не менее 2,2 м/с 2 , а для АТС категорий N, у которых не менее 0,49 массы АТС в снаряженном состоянииприходится на ось (и), оборудованную (ые) стояночной тормозной системой, — неменее 2,9 м/с 2 .
4.1.6 Вспомогательная тормозная система, за исключением моторногозамедлителя, при проверках в дорожных условиях в диапазоне скоростей 25 — 35км/ч должна обеспечивать установившееся замедление не менее 0,5 м/с 2 для АТС разрешенной максимальной массы и 0,8 м/с 2 — для АТС вснаряженном состоянии с учетом массы водителя.
4.1.7 Запасная тормозная система, снабженная независимым от другихтормозных систем органом управления, должна обеспечивать соответствиенормативам показателей эффективности торможения АТС на стенде согласно таблице 4, либо в дорожных условиях согласно таблице 5 или 6. Начальная скоростьторможения при проверках в дорожных условиях — 40 км/ч.
Таблица 4- Нормативы эффективности торможения АТС при помощи запасной тормозной системыпри проверках на стендах
Наименование вида АТС | Категория АТС | Усилие на органе управления Рn, Н | Удельная тормозная сила γт, не менее |
Пассажирские и грузопассажирские автомобили | М1 | 490 (392*) | 0,26 |
м2, м3 | 686 (589*) | 0,23 | |
Грузовые автомобили | N1, N2, N3 | 686 (589*) | 0,23 |
* Для АТС с ручным органом управления запасной тормозной системы. |
Таблица 5 — Нормативы эффективности торможения АТС при помощизапасной тормозной системы в дорожных условиях с использованием прибора дляпроверки тормозных систем
Наименование вида АТС | Категория АТС | Усилие на органе управления Рn, Н | Тормозной путь АТС Sт, м, не более |
Пассажирские и грузопассажирские автомобили | М1 | 490 (392*) | 28,1 |
м2, м3 | 686 (589*) | 33,3 | |
Грузовые автомобили | N1, N2, N3 | 686 (589*) | 33,3 |
* Для АТС с ручным органом управления запасной тормозной системы. |
Таблица 6 — Нормативы эффективности торможения АТС при помощизапасной тормозной системы при проверках в дорожных условиях с регистрациейпараметров торможения
** Для АТС, изготовленных до 01.01.81.
4.1.8 Допускается падение давления воздуха в пневматическом илипневмогидравлическом тормозном приводе при неработающем двигателе не более чемна 0,05 МПа в течение:
30мин — при выключенном положении органа управления тормозной системы;
15мин — после полного приведения в действие органа управления тормозной системы.
Утечкисжатого воздуха из колесных тормозных камер не допускаются.
4.1.9 Для АТС с двигателем давление на контрольных выводахресиверов пневматического тормозного привода при работающем двигателедопускается в пределах, установленныхизготовителем в эксплуатационной документации.
4.1.10 Не допускаются:
— подтекания тормозной жидкости, нарушения герметичноститрубопроводов или соединений в гидравлическом тормозном приводе;
— перегибы, видимые местаперетирания;
— коррозия, грозящая потерейгерметичности или разрушением;
— механические повреждениятормозных трубопроводов;
— наличие деталей с трещинами илиостаточной деформацией в тормозном приводе.
4.1.11 Средства сигнализации и контроля тормозных систем,манометры пневматического и пневмогидравлического тормозного привода,устройство фиксации органа управления стояночной тормозной системы должны бытьработоспособны.
4.1.12 Гибкие тормозные шланги, передающие давление сжатоговоздуха или тормозной жидкости колесным тормозным механизмам, должнысоединяться друг с другом без дополнительных переходных элементов (для АТС,изготовленных после 01.01.81). Расположение и длина гибких тормозных шланговдолжны обеспечивать герметичность соединений с учетом максимальных деформацийупругих элементов подвески и углов поворота колес АТС. Набухание шлангов поддавлением, трещины и наличие на них видимых мест перетирания не допускаются.
4.1.13 Расположение и дайна соединительных шлангов пневматическоготормозного привода автопоездов должны исключать их повреждения при взаимныхперемещениях тягача и прицепа (полуприцепа).
4.1.14 Действие рабочей и запаснойтормозных систем должно обеспечивать плавное, адекватное уменьшение илиувеличение тормозных сил (замедление АТС) при уменьшении или увеличении,соответственно, усилия воздействия на орган управления тормозной системы.
4.1.15 Установочные параметры регулятора тормозных сил (давлениена контрольном выводе, усилие натяжения или удлинение пружины при приложенииусилия, зазор и т. п.) для АТС с технически допустимой максимальной массой имассой в снаряженном состоянии должны соответствовать значениям, указанным вустановленной на АТС табличке изготовителя, или в эксплуатационнойдокументации, или в руководстве по ремонту АТС.
4.1.16 АТС, оборудованные антиблокировочными тормозными системами(АБС), при торможениях в снаряженном состоянии с начальной скоростью не менее40 км/ч должны двигаться в пределах коридора движения прямолинейно без заноса,а их колеса не должны оставлять следов юза на дорожном покрытии до моментаотключения АБС при достижении скорости движения, соответствующей порогуотключения АБС (не более 15 км/ч). Функционирование сигнализаторов АБС должносоответствовать ее исправному состоянию.
4.1.17 Инерционныйтормоз прицепов категорий O1 и О2 должен обеспечивать удельную тормознуюсилу по 4.1.1 и относительнуюразность тормозных сил по 4.1.3 при усилии вталкивания сцепного устройства одноосныхприцепов не более 0,1, а для остальных прицепов — не более 0,067 веса полностьюгруженого прицепа (технически допустимой максимальной массы).
4.2 Требования к рулевому управлению
4.2.1 Изменение усилияпри повороте рулевого колеса должно быть плавным во всем диапазоне егоповорота. Неработоспособность усилителя рулевого управления АТС (при егоналичии на АТС) не допускается.
4.2.2 Самопроизвольный поворот рулевого колеса с усилителемрулевого управления от нейтрального положения при неподвижном состоянии АТС иработающем двигателе не допускается.
4.2.3 Суммарный люфт врулевом управлении не должен превышать предельных значений, установленныхизготовителем в эксплуатационной документации, или при отсутствии данных,установленных изготовителем, следующих предельных значений:
— легковые автомобили и созданные на базе их агрегатов грузовые автомобили и автобусы | 10° |
— автобусы | 20° |
— грузовые автомобили | 25°. |
4.2.4 Максимальный поворот рулевого колеса должен ограничиватьсятолько устройствами, предусмотренными конструкцией АТС.
4.2.5 Повреждения иотсутствие деталей крепления рулевой колонки и картера рулевого механизма, а такжеповышение подвижности деталей рулевого привода относительно друг друга иликузова (рамы), не предусмотренное изготовителем АТС (в эксплуатационнойдокументации), не допускаются. Резьбовыесоединения должны быть затянуты и зафиксированы способом, предусмотренным изготовителем АТС. Люфт в соединениях рычагов поворотных цапф и шарнирахрулевых тяг не допускается. Устройство фиксации положения рулевой колонки срегулируемым положением рулевого колеса должно быть работоспособно.
4.2.6 Применение в рулевом механизме и рулевом приводе деталей соследами остаточной деформации, с трещинами и другими дефектами не допускается.
4.2.7 Уровень рабочейжидкости в резервуаре усилителя рулевого управления должен соответствоватьтребованиям, установленным изготовителем АТС в эксплуатационной документации.Подтекание рабочей жидкости в гидросистеме усилителя не допускается.
4.3 Требования к внешним световым приборам и светоотражающей маркировке
4.3.1 Количество, тип,расположение, режим работы и цвет огней внешних световых приборов на АТС должнысоответствовать требованиям конструкции автотранспортного средства.
4.3.2 Изменение цвета огней, режима работы, мест расположения идемонтаж предусмотренных конструкцией АТС фар, сигнальных фонарей исветовозвращателей допускается только в случаях, когда: — комплектация АТС, втом числе снятых с производства, внешними световыми приборами проводится всоответствии с таблицей 6а; — комплектация АТС проводится в соответствии с4.3.2.3.
Таблица 6а — Требования Правил; ЕЭК ООН к наличию внешних световыхприборов на автотранспортных средствах
Наименование внешних световых приборов | Цвет излучения | Число приборов на АТС | Наличие приборов на АТС в зависимости от категорий | |
Фара дальнего света | Белый | 2 или 4 | Обязательно для категорий М, N. Запрещено для категорий О. | |
Фара ближнего света | Белый | 2 | ||
Передняя противотуманная фара | Белый или желтый | 2 | Рекомендуется (для категорий М, N) | |
Фара заднего хода | Белый | 1 или 2 | Обязательно для категорий М, N, О2, О3, О4. Рекомендуется для категории О1 | |
Указатель поворота | Передний | Желтый | 2 | Обязательно для категорий М, N. Запрещено для категорий О |
Задний | Желтый | 2 | Обязательно | |
Боковой | Желтый | 2 | Обязательно для категорий М, N. Запрещено для категорий О | |
Фонарь сигнала торможения | Красный | 2 | Обязательно | |
Дополнительный сигнал торможения | Красный | 1 или 2 | Обязательно для категории М1, допускается для остальных категорий АТС | |
Передний габаритный огонь | Белый | 2 | Обязательно | |
Задний габаритный огонь | Красный | 2 | Обязательно | |
Задний противотуманный фонарь | Красный | 1 или 2 | Обязательно | |
Стояночный огонь (при совмещении с боковыми указателями поворота и боковыми габаритными фонарями) | Передний | Белый | 2 | Рекомендуется для АТС длиной до 6 м и шириной до 2 м и запрещено на остальных АТС |
Задний | Красный | 2 | ||
Боковой | Желтый | 2 | ||
Боковой габаритный фонарь | Желтый (красный — при группировании, комбинировании или совмещении с задним габаритным, контурным огнями и сигналом торможения) | Не менее двух с каждой стороны. Расстояния между соседними фонарями должно быть не более 4 м | Обязательно на АТС длиной более 6 м, за исключением грузовых автомобилей без кузова | |
Контурный огонь | Передний | Белый | 2 | Обязательно на АТС шириной более 2,1 м. |
Задний | Красный | 2 | Рекомендуется для АТС шириной от 1,8 до 2,1 м и для грузовых автомобилей без кузова | |
Фонарь освещения заднего государственного регистрационного знака | Белый | 1 или более | Обязательно | |
Дневной ходовой огонь | Белый | 2 | Рекомендуется для категорий М, N. Запрещено для категорий О. | |
Опознавательный знак автопоезда | Желтый | 1 | Обязательно на автопоездах | |
Переднее светоотражающее устройство (нетреугольной формы) | Белый | 2 | Обязательно для АТС категорий О и на АТС с убирающимися фарами. Рекомендуется для других АТС | |
Боковое светоотражающее устройство нетреугольной формы | Передний | Желтый | Не менее двух с каждой стороны для АТС длиной более 6 м. Допускается одно (спереди или сзади) для АТС длиной менее 6 м | Обязательно на АТС длиной более 6 м. Рекомендуется для других АТС |
Боковой | Желтый или красный, если сгруппирован с задним габаритным фонарем, задним контурным огнем, задним противотуманным фонарем, сигналом торможения или красным боковым габаритным фонарем | |||
Заднее светоотражающее устройство | Нетреугольной формы | Красный | 2 | Обязательно для АТС категорий М и N. Обязательно для АТС категорий О при группировании с другими задними приборами световой сигнализации |
Треугольной формы | Красный | 2 | Обязательно для категорий О. Запрещено для категорий М и N | |
Фонарь боковой | Белый | 2 | Рекомендуется | |
Контурная маркировка | Боковая | Белая или желтая | Один или несколько элементов | Запрещено для АТС категории М1. |
Задняя | Красная или желтая | Рекомендуется для других категорий |
4.3.2.1 Отсутствиерассеивателей внешних световых приборов не допускается.
4.3.2.2 Автоматические корректоры фар на АТС, оснащенных фарами систочниками света категории D, должны бытьработоспособны.
4.3.2.3 При эксплуатацииАТС допускается установка фары-прожектора или прожектора-искателя, если онапредусмотрена конструкцией AT.
4.3.3 Сигнализаторы включения световыхприборов, находящиеся в кабине (салоне), должны быть работоспособны.
4.3.4 Угол наклона плоскости (см. рисунок 1), содержащей левую (от АТС) часть верхней светотеневойграницы пучка ближнего света фар типов С, НС, DC, CR, HCR, DCR, измеренный ввертикальной плоскости, параллельной продольной центральной плоскости АТС,должен быть в пределах ±0,5 % нормативного значения угла регулировки,указанного в эксплуатационной документации и (или) обозначенного на АТС. Приотсутствии на АТС и в эксплуатационной документации данных о нормативномзначении угла регулировки фары типов С, НС, DC, CR, HCR, DCR должны быть отрегулированы в соответствии с указанными на рисунках1,а или 1,б и в таблице 7 значениями угла наклона светового пучка α кгоризонтальной плоскости. Нормативы угла регулировки заданы значениями угла αв зависимости от расстояния Н установки оптического центра фары надплоскостью рабочей площадки для расстояния L от оптического центра фары до экрана, или расстоянием R по экрану от проекции оптического центра фары до световойграницы пучка света и расстояниями L и Н.
1 — ось отсчета; 2 -горизонтальная (левая) часть светотеневой границы; 3 — наклонная(правая) часть светотеневой границы; 4 — вертикальная плоскость,проходящая через ось отсчета; 5 — плоскость, параллельная плоскости рабочейплощадки, на которой установлено АТС; 6 — плоскость матового экрана; α- угол наклона светового пучка к горизонтальной плоскости; L — расстояние от оптического центрафары до экрана; 7 — положение контрольной точки для измерения силы светав направлении оси отсчета светового прибора; 8 — положение контрольнойточки для измерения силы света в режиме «ближний свет» в направлении линии,расположенной в одной вертикальной плоскости с оптической осью прибора дляпроверки и регулировки фар, и направленной под углом 52′ ниже горизонтальнойчасти светотеневой границы светового пучка ближнего света; 9 — положениеконтрольной точки для измерения силы света противотуманных фар в направлении 3°вверх; 10, 11 — координаты точек для измерения положения светотеневойграницы в вертикальной плоскости; R — расстояние по экрану от проекцииоптического центра фары до положения горизонтальной (левой) части светотеневойграницы; К — расстояние по экрану от проекции оптического центра фары доположения светотеневой границы пучка света противотуманной фары; Н — расстояниеот проекции оптического центра фары до плоскости рабочей площадки; U, S — координаты точек измеренияположения светотеневой границы в горизонтальной и вертикальной плоскостяхсоответственно (значения U ≤ 600 мм; S = 174,5 мм)
Рисунок 1 — Схема расположения АТС на поступроверки света фар, форма светотеневой границы и размещение контрольных точекна экране:
а) для режима «ближний свет» с наклонным правым участкомсветотеневой границы;
б) для режима «ближний свет» с ломаным правым участкомсветотеневой границы;
в) для противотуманных фар.
Таблица 7 -Геометрические показатели расположения светотеневой границы пучка ближнегосвета фар на матовом экране в зависимости от высоты установки фар и расстояниядо экрана
Расстояние от оптического центра фары до плоскости рабочей площадки Н, мм | Номинальный угол наклона светового пучка фары в вертикальной плоскости α | Расстояние R от проекции оптического центра до светотеневой границы фары на экране, удаленном на 10 м, мм | |
угл. мин | % | ||
До 600 | 34 | 1,00 | 100 |
От 600 до 700 | 45 | 1,30 | 130 |
» 700 » 800 | 52 | 1,50 | 150 |
» 800 » 900 | 60 | 1,76 | 176 |
» 900 » 1000 | 69 | 2,00 | 200 |
» 1000 » 1200 | 75 | 2,20 | 220 |
» 1200 » 1500 | 100 | 2,90 | 290 |
Угловое отклонение вгоризонтальном направлении точки пересечения левого горизонтального и правогонаклонного участков светотеневой границы светового пучка фар типов С, НС, DC, CR, HCR, DCR от вертикальной плоскости, проходящей через ось отсчета,должно быть не более ±0,5 %.
На АТС, фары которых снабженыкорректирующим устройством, последнее при загрузке АТС должно устанавливаться вположение, соответствующее загрузке.
Точка пересечения левого горизонтальногои правого наклонного участков светотеневой границы пучка ближнего света должнанаходиться в вертикальной плоскости, проходящей через ось отсчета.
4.3.5 Сила света каждой из фар в режиме «ближний свет»,измеренная в направлении оптической оси фары и в направлении 52′ вниз от левойчасти светотеневой границы, должна соответствовать значениям, указанным втаблице 7а.
Таблица 7а
Тип фары | Сила света в направлении оптической оси фары, кд, не более | Сила света в направлении 52′ вниз от левой части световой границы, кд, не менее |
C; CR | 800 | 1600* |
НС; HCR; DC; DCR | 950 | 2200* |
* В случае несоответствия параметров, полученных при неработающем двигателе, проводят измерение при работающем двигателе. |
Проверку параметров, указанных втаблице 7а, проводят после регулировки положения светового пучка ближнего светапо 4.3.4. Принесоответствии параметров фары указанным в таблице 8 нормативам проводятповторную регулировку в пределах ±0,5 % в вертикальном направлении отноминального значения угла по 4.3.4 и повторное измерение силы света.
4.3.6. Фары типов R, HR, DR должныбыть отрегулированы так, чтобы центр светового пучка совпадал с точкойпересечения оптической оси фары с экраном (точка 7 на рисунках 1,а и 1,б).
4.3.7 Сила света всех фар типов R, HR, CR, HCR, DR, DCR, расположенныхна одной стороне АТС, в режиме «дальний свет» должна быть не менее 10000 кд, асуммарная величина силы света всех головных фар указанных типов не должна бытьболее 225000 кд.
4.3.8 Силу света фар типов CR, HCR, DCR врежиме «дальний свет» измеряют в направлении оптической оси фары.
4.3.9 Силу света фар типов R,HR, DR измеряютв направлении оптической оси фары после проведения регулировки по 4.3.6.
4.3.10 Противотуманные фары (типВ) должны быть отрегулированы так, чтобы плоскость, содержащая верхнююсветотеневую границу пучка, была расположена, как указано на рисунке 1,в и в таблице 8.
Таблица 8
Расстояние от оптического центра фары до плоскости рабочей площадки Н, мм | Номинальный угол наклона светового пучка фары в вертикальной плоскости α | Расстояние К oт проекции оптического центра фары до светотеневой границы на экране, удаленном на 10 м, мм | |
угл. мин. | % | ||
250 . 750 | 69 | 2,0 | 200 |
750 . 1000 | 140 | 4,0 | 400 |
При этомверхняя светотеневая граница пучка противотуманпой фары должна быть параллельна плоскости рабочей площадки, накоторой установлено АТС.
4.3.11 Сила света противотуманных фар, измеренная в вертикальной плоскости, проходящей через ось отсчета, должнабыть не более 625 кд в направлении3º вверх от положения светотеневой границы.
При несоответствиисилы света указанной выше величине проводят повторную регулировку не ниже минус 0,5 % в вертикальномнаправлении от номинального значения угла по4.3.10 и измерение силы света.
4.3.12 Противотуманные фары должны включаться при включенныхгабаритных огнях независимо от включения фар дальнего и (или) ближнего света.
4.3.15 Габаритные, контурные огни, а также опознавательный знакавтопоезда должны работать в постоянном режиме.
4.3.16Сигналы торможения (основные и дополнительные) должны включаться привоздействии на органы управления тормозных систем и работать в постоянномрежиме.
4.3.17 Фара заднего хода должен включаться при включении передачизаднего хода и работать в постоянном режиме.
4.3.18 Указатели поворотов должны бытьработоспособны. Частота следованияпроблесков должна находиться в пределах (90±30) проблесков в минуту или (1,5±0,5) Гц.
4.3.19 Аварийная сигнализация должна обеспечивать синхронное включение всех указателей поворота впроблесковом режиме с частотой по 4.3.18.
4.3.20Фонарь освещения заднего государственного регистрационного знака должен включатьсяодновременно с габаритными огнями и работать в постоянном режиме.
4.3.21 Задние противотуманные фонари должны включаться только привключенных фарах дальнего или ближнего света либо противотуманных фарах иработать в постоянном режиме.
4.3.22 Светоотражающий маркировочный материал, используемый для светоотражающеймаркировки АТС, должен быть маркирован по ГОСТ Р 41.104. Повреждения и отслоения светоотражающей маркировки не допускаются.
4.4 Требования к стеклоочистителям и стеклоомывателям
4.4.1АТС должно быть оснащено стеклоочистителями и стеклоомывателями ветровогостекла.
4.4.2 Стеклоочистителиветровых стекол должны быть работоспособны.Демонтирование и неработоспособность стеклоочистителей фар, предусмотренныхэксплуатационной документацией АТС, не допускаются.
4.4.3Стеклоомыватели должны обеспечивать подачу жидкости в зоны очистки стекла.
4.5 Требования к шинам и колесам
4.5.1 Высота рисунка протектора шин должна быть не менее:
— для легковых автомобилей и прицепов к ним -1,6 мм;
— для грузовых автомобилей и прицепов(полуприцепов) к ним — 1,0 мм;
— для автобусов — 2,0 мм.
Шинане пригодна к эксплуатации при:
-наличии участка беговой дорожки приведенных в 5.5.1.1 размеров, высота рисунка протектора по всейдлине которого меньше указанной нормативной;
-появлении одного индикатора износа (выступа по дну канавки беговой дорожки,высота которого соответствует минимально допустимой высоте рисунка протекторашин) при равномерном износе или двух индикаторов в каждом из двух сечений принеравномерном износе беговой дорожки.
4.5.2Сдвоенные колеса должны быть установлены так, чтобы вентильные отверстия вдисках были совмещены для обеспечения возможности измерения давления воздуха иподкачивания шин. Не допускается замена золотников заглушками, пробками идругими приспособлениями.
4.5.3 Местные повреждения шин (пробои, вздутия, сквозные инесквозные порезы), которые обнажают корд, а также местные отслоения протекторане допускаются.
4.5.4АТС должны быть укомплектованы шинами в соответствии с требованиямиизготовителя согласно эксплуатационной документации изготовителя или Правилэксплуатации автомобильных шин [2].
4.5.5На легковых автомобилях и автобусах класса I* допускается применение шин, восстановленных по классу I**, а на их задних осях, кроме того, восстановленных поклассам II и Д**.
На передней оси магистральных тягачей с бескапотнойкомпоновкой категорий N2, N3 и автобусов классов II и III применениевосстановленных шин не допускается.
Насредних и задней осях автобусов классов II и III* допускается применение шин,восстановленных по классу I**. Установкавосстановленных шин на передних осях этих автобусов не допускается.
Навсех осях грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов допускается применениешин, восстановленных по классам I, II, а на их задних осях, кроме того, еще и по классам Д**, III**.
* Определение классов автобусов -по приложению А.
** Определения классоввосстановления шин по Правилам эксплуатации автомобильных шин [2].
Назадней оси легковых автомобилей и автобусов классов I, II, III*, средних и задней осях грузовых автомобилей, на любых осяхприцепов и полуприцепов допускается применение шин с отремонтированнымиместными повреждениями и рисунком протектора, углубленным методом нарезки.
4.5.6Отсутствие хотя бы одного болта или гайки крепления дисков и ободьев колес, атакже ослабление их затяжки не допускаются.
4.5.7Наличие трещин на дисках и ободьях колес, следов ихустранения сваркой не допускается.
4.5.8 Видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий вдисках колес не допускаются.
4.5.9 При необходимости установки на АТСшин с шипами противоскольжения подобные шиныдолжны быть установлены на все колеса АТС.Установка на одну ось АТС шин разных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной),моделей, с разными рисункамипротектора, морозостойких и неморозостойких, новых и восстановленных,новых и с углубленным рисунком протектора не допускается.
4.6 Требования к двигателю и его системам
4.6.1 Предельно допустимое содержание загрязняющих веществ вотработавших газах АТС с бензиновыми двигателями — по ГОСТ Р 52033.
4.6.2 Предельно допустимый уровень дымности отработавших газов АТСс дизелями — по ГОСТ Р 52160.
4.6.3 Предельно допустимое содержание оксида углерода иуглеводородов в отработавших газах газобаллонных АТС — по ГОСТ Р 17.2.02.06.
4.6.4 Подтекания и каплепадения топлива в системе питаниябензиновых двигателей и дизелей не допускаются. Запорные устройства топливныхбаков и устройства перекрытия топлива должны быть работоспособны. Крышкитопливных баков должны фиксироваться в закрытом положении, поврежденияуплотняющих элементов крышек не допускаются.
4.6.5Газовая система питания газобаллонных АТС должна быть герметична. Недопускается использование на газобаллонных АТС баллонов с истекшим срокомпериодического их освидетельствования.
4.6.6 В соединениях и элементах системы выпуска отработавших газовне должно быть утечек.
4.6.7 Рассоединение трубок в системе вентиляции картера двигателяне допускается.
4.6.8 Уровень шумавыпуска двигателя АТС — по ГОСТ Р 52231.
4.6.9 На АТСкатегорий N и М, оборудованных изготовителем системой нейтрализации отработавших газов,демонтирование или неработоспособность этойсистемы не допускаются. Функционирование сигнализатора системы нейтрализацииотработавших газов, снабженной таким сигнализатором,должно соответствовать ее работоспособному состоянию.
4.7 Требования к прочим элементам конструкции
4.7.1 АТС должно быть укомплектовано зеркалами заднего видасогласно таблице 10, а также стеклами, звуковым сигнальным прибором ипротивосолнечными козырьками.
Таблица 10 — Требования к наличию зеркал заднего видана автотранспортных средствах
В зависимости от сочетаний характеристик и выполняемых функцийзеркала заднего вида подразделяются на классы:
I — внутренниезеркала заднего вида плоские или сферические;
II — основныевнешние зеркала заднего вида сферические;
III — основныевнешние зеркала заднего вида плоские или сферические (допускается меньшийрадиус кривизны, чем для зеркал класса II);
IV — широкоугольныевнешние зеркала заднего вида сферические;
V — внешниезеркала бокового обзора сферические.
Классзеркала указывается в маркировке на сертифицированных зеркалах заднего видаримскими цифрами.
4.7.2Наличие трещин на ветровых стеклах АТС в зоне очистки стеклоочистителемполовины стекла, расположенной со стороны водителя, не допускается.
4.7.3 Не допускается наличие дополнительных предметов илипокрытий, ограничивающих обзорность с места водителя (за исключением зеркалзаднего вида, деталей стеклоочистителей, наружных и нанесенных или встроенных встекла радиоантенн, нагревательных элементов устройств размораживания иосушения ветрового стекла).
Вверхней части ветрового стекла допускается крепление полосы прозрачной цветнойпленки шириной не более 140 мм, а на АТС категорий М3, N2, N3 — шириной, непревышающей минимального расстояния между верхним краем ветрового стекла иверхней границей зоны его очистки стеклоочистителем. Светопропускание стекол, втом числе покрытых прозрачными цветными пленками, должно соответствовать ГОСТ5727.
1 При наличии жалюзи и штор на задних стеклах легковыхавтомобилей необходимы наружные зеркала с обеих сторон.
2 На боковых и задних окнахавтобусов класса III допускается применение занавески.
4.7.4 Замки дверей кузова или кабины, запоры бортов грузовойплатформы, запоры горловин цистерн, механизмы регулировки и фиксирующиеустройства сидений водителя и пассажиров, звуковой сигнальный прибор,устройство обогрева и обдува ветрового стекла, предусмотренное изготовителемАТС противоугонное устройство, аварийный выключатель дверей и сигнал требованияостановки на автобусе, аварийные выходы автобуса и устройства приведения их вдействие, приборы внутреннего освещения салона автобуса, привод управлениядверями и сигнализация их работы должны быть работоспособны.
Источник Источник http://tiap.ru/legislation/laws/federalnyy/avtotransportnye-sredstva-trebovaniya-bezopasnosti-k-tekhnicheskomu-sostoyaniyu-i-metody-proverki/