ГОСТ -2020 Система стандартов безопасности труда

ГОСТ 12.2.111-2020 Система стандартов безопасности труда. Машины сельскохозяйственные навесные и прицепные. Общие требования безопасности

Текст ГОСТ 12.2.111-2020 Система стандартов безопасности труда. Машины сельскохозяйственные навесные и прицепные. Общие требования безопасности

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ (МГС)

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION (ISC)

ГОСТ 12.2.111 — 2020

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Система стандартов безопасности труда

МАШИНЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАВЕСНЫЕ И ПРИЦЕПНЫЕ Общие требования безопасности

мсхжвя Стандцлшфоя* 20»

Предисловие

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Российской ассоциацией производителей специализированной техники и оборудования (Ассоциация «Росслецмаш»)

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 сентября 2020 г. № 133-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны no МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Госстандарт Республики Беларусь

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 октября 2020 г. № 977-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 12.2.111—2020 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2021 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изме-нений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в зтих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета яо стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты»

© Стандартинформ. оформление. 2020

ГОСТ -2020 Система стандартов безопасности труда

В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Содержание

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Общие требования безопасности

4.1 Общие положения

4.2 Требования к устойчивости

4.3 Требования к тормозам

4.4 Требования к агрегатированию

4.5 Требования к транспортированию

4.6 Требования к световым, сигнальным и маркировочным устройствам

4.7 Требования пожарной безопасности

4.8 Требования к защитным ограждениям

4.9 Требования к конструкции машин, узлам и агрегатам

4.10 Требования к средствам доступа на рабочее место

4.11 Требования к рабочему месту

4.12 Требования к органам управления и регулировки

4.13 Техническое обслуживание

4.14 Информация по эксплуатации

ГОСТ 12.2.111—2020

Система стандартов безопасности труда

МАШИНЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАВЕСНЫЕ И ПРИЦЕПНЫЕ

Общие требования безопасности

Occupational safety standards system. Mounted and trailing agricultural machines. General safety requirements

Дата введения — 2021—06—01

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на навесные, полунавесные, прицепные, полуприцепные. монтируемые сельскохозяйственные машины и орудия, предназначенные для выполнения операций по производству и первичной переработке сельскохозяйственной продукции (далее — машины), агре-гатируемые с мобильными энергетическими средствами.

Настоящий стандарт устанавливает общие требования, обеспечивающие безопасность труда при использовании машин по назначению, при техническом обслуживании, ремонте, транспортировании и хранении.

Настоящий стандарт не распространяется на средства малой механизации по ГОСТ 28708.

2 Нормативные ссылки

8 настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 12.1.004 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.008 Система стандартов безопасности труда. Биологическая безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.012 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.2.003 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.032 Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования

ГОСТ 12.2.033 Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при выполнении работ стоя. Общие эргономические требования

ГОСТ 12.2.062 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Ограждения защитные

ГОСТ 12.4.026 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ 27.002 Надежность в технике. Термины и определения

ГОСТ 10000 Прицепы и полуприцепы тракторные. Общие технические требования

ГОСТ 14192 Маркировка грузов

ГОСТ 16504 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения

ГОСТ 20062 Сиденье тракторное. Общие технические условия

ГОСТ 25866 Эксплуатация техники. Термины и определения.

ГОСТ 26336 Тракторы, машины для сельского и лесного хозяйства, самоходные механизмы для газонов и садов. Условные обозначения (символы) элементов систем управления, обслуживания и отображения информации

ГОСТ 28708 Средства малой механизации сельскохозяйственных работ. Требования безопасности

ГОСТ 32431 (ISO 16154:2005) Машины для сельского и лесного хозяйства. Монтаж устройств освещения и световой сигнализации для проезда по дорогам общего пользования

ГОСТ 32774 Тракторы сельскохозяйственные и лесохозяйственные. Устройства тягово-сцепные. Общие технические требования и методы испытаний

ГОСТ 34598 Машины сельскохозяйственные и лесохозяйственные прицепные, лолуприцепные и лолунавесные. прицепы и полуприцепы тракторные. Устройства прицепные. Общие технические требования

ГОСТ EN 12965 Тракторы и машины для сельскохозяйственных работ и лесоводства. Валы отбора мощности (БОМ), карданные валы и защитные ограждения. Требования безопасности

ГОСТ ISO 730 Тракторы колесные сельскохозяйственные. Трехточечное заднее навесное устройство. Категории 1N. 1. 2N. 2. 3N. 3.4N и 4

ГОСТ ISO 4254-1 Машины сельскохозяйственные. Требования безопасности. Часть 1. Общие требования

ГОСТ ISO 12100—2013 Безопасность машин. Основные принципы конструирования. Оценки риска и снижения риска

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета оо стандартизации. метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официагъных сайтах соответствующих национальных органов ло стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных а него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта а ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то эго положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замеш. то положение, а котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 27.002, ГОСТ 16504, ГОСТ 25866. ГОСТ 32774. ГОСТ 32431. ГОСТ ISO 730, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 энергетическое средство; ЭС: Трактор, универсальное энергетическое средство, шасси самоходное. обеспечивающее движение и работу несамоходных машин и привода их рабочих органов.

3.2 машина навесная: Машина, закрепляемая на навесную систему ЭС. масса которой в транспортном положении полностью воспринимается ЭС.

3.3 машина монтируемая: Машина, закрепляемая на навесную систему и (или) на другие точки ЭС с дополнительным монтажом ряда сборочных единиц, масса которой полностью воспринимается ЭС.

3.4 машина прицепная: Машина, масса которой в транспортном положении воспринимается ее ходовой системой, и при переводе которой из рабочего положения в транспортное шарнирная точка присоединения к ЭС не изменяет своего положения по высоте.

3.5 машина полуприцепная: Машина, масса которой частично воспринимается ЭС и большей частью собственной ходовой системой, и при переводе которой из рабочего положения в транспортное шарнирная точка присоединения к ЭС не изменяет своего положения по высоте.

3.6 машина полунавесная: Машина, масса которой а транспортном положении частично воспринимается ЭС и большей частью собственной ходовой системой, и при переводе которой из рабочего положения в транспортное шарнирная точка присоединения к ЭС принудительно перемещается в новое положение по высоте.

3.7 прицепное устройство: Элементы тягово-сцепного устройства, устанавливаемые на прицепной или полуприцепной машине.

3.8 сельскохозяйственный машинно-тракторный агрегат: Комплекс, представляющий собой сочетание мобильного энергетического средства с несамоходной(ыми) машиной(ами) и предназначенный для выполнения технологических сельскохозяйственных операций.

4 Общие требования безопасности

4.1 Общие положения

Машины должны соответствовать следующим требованиям: по безопасности к элементам конструкции — ГОСТ 12.2.003; по пожарной безопасности — ГОСТ 12.1.004; по биологической безопасности — ГОСТ 12.1.008; к сигнальным цветам и знакам безопасности — ГОСТ 12.4.026; к ограждениям и блокировкам — ГОСТ 12.2.062.

4.2 Требования к устойчивости

4.2.1 Машины должны быть разработаны таким образом, чтобы в транспортном положении обеспечивался угол поперечной статической устойчивости:

— для машин в агрегате с ЭС тяговых классов 0.9 и более — не менее 30*. в агрегате с ЭС тяговых классов 0.6 и менее — не менее 20 е ;

— для машин, изготовленных на базе тракторных прицепов и полуприцепов. — по ГОСТ 10000;

— для навесных и монтируемых сельскохозяйственных погрузчиков — в соответствии с требованиями технических условий (ТУ) или технической документации на конкретную модель.

4.2.2 Опорные устройства, отличные от колес (стойки, выносные опоры). — по ГОСТ ISO 4254-1.

4.2.3 Навесные машины должны сохранять устойчивое положение при установке их на хранение. Положение точек навески должно обеспечивать удобное и безопасное соединение машины с ЭС. Самые низкие точки навески должны быть расположены не менее чем на 200 мм выше опорной поверхности.

4.2.4 Машины со сяицей. предназначенной дпя механического подъема буксирующим ЭС. должны быть оснащены стойкой по ГОСТ ISO 4254-1.

4.2.5 Нагрузка на управляемые колеса сельскохозяйственного машинно-транспортного агрегата на базе колесного ЭС должна составлять не менее 20 % эксплуатационной массы ЭС. За управляемые колеса ЭС с шарнирно-сочлененной рамой принимают наименее нагруженный мост ЭС.

Смещение центра давления относительно середины опорной поверхности гусениц сельскохозяйственного машино-тракторного агрегата на базе гусеничного ЭС не должно превышать 0.2 длины опорной поверхности гусениц.

Если для выполнения данных требований требуется установка на ЭС балластных грузов, соответствующие требования должны быть приведены в руководстве по эксплуатации машины.

4.2.6 Прицепные, полуприцепные и полунавесные машины, установленные в отцепленном состоянии на горизонтальной поверхности, должны сохранять устойчивость при приложении к ним усилия (200 1 10) Н. Усилие должно быть приложено параллельно опорной поверхности в продольной и поперечной плоскостях, проходящих через геометрический центр машины.

4.3 Требования к тормозам

4.3.1 Прицепные, полуприцепные и полунавесные машины должны быть оборудованы рабочим и стояночным тормозами и несъемными предохранительными устройствами по ГОСТ 10000. Допускается не оборудовать тормозами машины, полная масса которых с технологическим материалом не превышает 50 % массы ЭС.

Приводом рабочих тормозов должен управлять с рабочего места оператор ЭС. Привод стояночного тормоза должен быть расположен на машине, быть легкодоступным и несъемным.

4.3.2 Конструкция привода рабочих тормозов должна обеспечивать затормаживание машины в случае аварийного расцепления машины от ЭС.

4.3.3 Стояночный тормоз должен удерживать машину без ЭС в заторможенном состоянии на су* хой дороге с твердым покрытием на уклоне 18 % в транспортном положении с заполненными бункера* ми (при их наличии).

4.3.4 Прицепные, полуприцелные. полунавесные машины должны иметь не менее двух противо* откатных упоров и иметь места для их хранения.

4.3.5 Конструкция противооткатных упоров должна обеспечивать неподвижное положение при* цепных и полуприцепных машин на уклоне 15 %.

Общие технические требования к конструкции противооткатных упоров определяет изготовитель.

4.4 Требования к агрегатированию

4.4.1 Навесные и полунавесные машины должны иметь быстросоединяющие сцепные устройства (БСУ), позволяющие оператору повысить удобство и сократить время агрегатирования. К таким устрой* ствам могут относиться:

— быстросоединяющее сцепное устройство с фиксацией присоединительных точек трехточечного сцепного устройства;

* самоблокирующиеся захваты верхней и нижних тяг навесного устройства ЭС;

* ось на нижних тягах навесного устройства ЭС с блокирующими устройствами на машине;

* другие элементы автофиксации.

4.4.2 Прицепные, полуприцелные и полунавесные машины должны подсоединяться к ЭС при по* мощи прицепных устройств, выполненных в соответствии с требованиями ГОСТ 34598.

Полунавесные машины также могут подсоединяться с помощью БСУ с фиксацией присоедини* тельных точек трехточечного сцепного устройства.

4.4.3 Вертикальная статическая нагрузка, передаваемая прицепным устройством полуприцелной или полунавесной машины на элементы ТСУ. установленные на ЭС. должна быть не менее 3 % массы машины и не менее 500 Н.

Вертикальная нагрузка, передаваемая прицепным устройством во всех режимах использования полуприцелной или полунавесной машины на элементы ТСУ. установленные на ЭС. должна быть на* правлена вниз.

4.4.4 Машины должны быть оборудованы блокирующими устройствами, удерживающими их в транспортном положении.

4.4.5 Гидросистемы машин должны быть соединены с гидросистемами ЭС с помощью быстро* разъемных муфт.

4.5 Требования к транспортированию

4.5.1 Габаритные размеры машин должны быть не более 2,55 м по ширине и 4 м по высоте. Допускается увеличение габаритной ширины до 4.4 м для машин, перемещение которых по дорогам общего пользования является исключением, при этом машины должны быть оборудованы специаль* ным сигнальным устройством (проблесковым маячком) и (или) сигнальными панелями по ГОСТ 32431. а в руководстве (инструкции) по эксплуатации должны быть приведены габаритные размеры машин и информация о способах их транспортирования.

Для машин, габаритные размеры которых превышают установленные нормы, в руководстве по эксплуатации должна содержаться информация о необходимости их транспортирования или переезда в соответствии с действующими нормативными документами, устанавливающими правила проезда по дорогам общего пользования.

4.5.2 Машины должны иметь места или устройства для строповки, зачаливания и установки дом* кратов. которые обозначают знаками, отличающимися от основного цвета машины по ГОСТ 14192, ГОСТ 26336.

4.6 Требования к световым, сигнальным и маркировочным устройствам

4.6.1.1 Машины должны быть оборудованы световозвращателями, обеспечивающими обозначе* ние габаритов как в транспортном, так и в рабочем положениях. Количество световозвращателей — не менее двух передних и двух задних. Машины, длина которых в транспортном положении составляет 6 м и более, должны быть оборудованы боковыми световозвращателями.

4.6.1.2 Световозвращатели должны соответствовать требованиям ГОСТ 32431.

4.6.2 Приборы световой сигнализации

Машины, которые при агрегатировании закрывают приборы световой сигнализации ЭС. должны быть оборудованы собственными приборами световой сигнализации. Параметры установки приборов световой сигнализации должны соответствовать ГОСТ 32431.

4.6.3 Знак ограничения максимальной скорости

На машинах сзади слева должен быть нанесен знак ограничения максимальной скорости. Диаметр знака — от 160 до 250 мм. ширина каймы — 0.1 диаметра.

4.6.4 На бункерах и емкостях машин справа вдоль продольной оси должна быть указана их вместимость и (или) грузоподъемность.

4.7 Требования пожарной безопасности

4.7.1 Машины, работающие с соломистыми и другими легковоспламеняющимися материалами, должны быть оснащены приспособлениями для крепления серийных средств пожаротушения: одного огнетушителя (порошкового или углекислотного) и штыковой лопаты.

В технически обоснованных случаях применяют средства пожаротушения, установленные на ЭС.

4.7.2 Места установки средств пожаротушения должны быть легкодоступны и обеспечивать снятие средств пожаротушения без применения инструмента.

4.7.3 Конструкцией машин для уборки сена, соломы должно быть предусмотрено исключение скопления или наматывания технологического материала в местах, где имеет место сухое трение между деталями или их соударение.

4.8 Требования к защитным ограждениям

4.8.1 Защитные кожухи карданных валов, передающих энергию от вала отбора мощности (ВОМ) ЭС к аалу приема мощности (ВПМ) машины, должны соответствовать ГОСТ EN 12965.

4.8.2 Движущиеся и (или) вращающиеся части машин должны быть встроены в конструкцию или защищены ограждениями. Конструкция защитных ограждений машин должна соответствовать ГОСТ 12.2.062.

Защитные ограждения частей машин, подлежащих осмотру в течение рабочей смены, должны открываться без применения инструмента.

4.8.3 Стенки ограждений должны быть сплошными, сетчатыми или перфорированными.

4.8.4 Защитные ограждения режущих и измельчающих рабочих органов, имеющих возможность инерционного перемещения после отключения привода, должны быть обозначены предупреждающей надписью «Внимание, опасно!» или символами, указывающими на опасное место, по ГОСТ 12.4.026.

4.9 Требования к конструкции машин, узлам и агрегатам

4.9.1 Машины с опрокидывающимися кузовами должны быть оборудованы приспособлениями для фиксации незагруженного кузова в поднятом положении.

4.9.2 Машины, имеющие рабочие места оператора и (или) обслуживающего персонала, должны иметь систему звуковой и (или) световой сигнализации для связи с оператором ЭС. Уровень звука звукового сигнала должен быть на 8 дБ выше уровня звука шума от работы машины в агрегате с ЭС.

4.9.3 Машины, имеющие емкости для сбора и транспортирования сыпучих и незатаренных грузов, должны обеспечивать их загрузку без ручного разравнивания.

4.9.4 Регулирование рабочих органов и других механизмов машины на ходу должно проводиться с рабочего места оператора ЭС или оператора машины.

4.9.5 Машины, загрузку которых проводят вручную, должны иметь высоту загрузочных отверстий, емкостей и других мест загрузки (бункеров тукоеысевающих аппаратов, зернотуковых ящиков, транспортеров и т. п.) не более 1 м от опорной поверхности для ног (земли, площадки, подножки и т. п.).

4.9.6 Машины, рабочие органы которых подвержены забиванию или налипанию на них. должны иметь устройства и (или) приспособления для безопасной очистки и места для их хранения.

4.10 Требования к средствам доступа на рабочее место

4.10.1 Машины, имеющие рабочие места операторов или обслуживающего персонала, должны быть оборудованы площадками по ГОСТ ISO 4254-1.

4.10.2 Для доступа на площадки машины должны быть оборудованы подножками и (или) лестницами по ГОСТ ISO 4254-1.

4.10.3 Площадки, по которым перемещается оператор вне кабины и (или) обслуживающий персонал, должны иметь поверхность, препятствующую скольжению.

4.11 Требования к рабочему месту

4.11.1 Рабочее место оператора машины должно соответствовать ГОСТ 12.2.032 или ГОСТ 12.2.033. Установленное сиденье должно соответствовать ГОСТ 20062.

Требования к размерам и расположению сидений для обслуживающего персонала устанавливают в ТУ или технической документации на конкретную модель машины.

4.11.2 На машине, имеющей рабочее место оператора, должны быть установлены кабина или каркас с тентом или ограждение, защищающее оператора от солнца, атмосферных осадков, пыли, забрасывания землей или грязью.

4.11.3 Элементы конструкции машин не должны ограничивать оператору ЭС или оператору машины обзор с рабочего места объектов постоянного наблюдения.

4.11.4 Вибрационная безопасность машин — по ГОСТ 12.1.012.

4.12 Требования к органам управления и регулировки

4.12.1 Органы управления машиной должны быть:

— легкодоступны и различимы;

— обозначены при необходимости надписями и (или) символами;

— выполнены так. чтобы их форма, размеры и поверхности контакта оптимально соответствовали способу приложения управляющего усилия со стороны конечности оператора;

— расположены вне опасной эоны. Если органы управления невозможно разместить вне опасной эоны, то изготовителем машины должны быть приняты и указаны в руководстве по эксплуатации дополнительные меры безопасности;

— расстояние между органами ручного управления должно быть не менее 50 мм при рабочем усилии 100 Н и более и не менее 25 мм при рабочем усилии менее 100 Н. Это требование не распространяется на органы управления, приводимые е действие кончиками пальцев, например на кнопки;

— органы ручного управления, используемые стоящим на земле оператором, во время вращения 8ОМ должны быть расположены на расстоянии по горизонтали не менее 550 мм от ВОМ;

— размеры площадок педалей управления должны быть не менее 100 мм в длину и 60 мм в ширину;

— расстояние между кромками площадок рядом расположенных неблокируемых педалей должно быть 50—100 мм: блокируемых педалей — 5—20 мм;

— угол разворота оси симметрии опорных площадок педалей, приводимых в действие стопой ноги, по отношению к продольной оси симметрии машины не должен превышать 15*.

4.12.2 Расположение органов управления и (или) регулировки вне рабочего места оператора должно быть установлено в ТУ или технической документации и описано в руководстве по эксплуатации на машину.

4.12.3 Допустимые значения сил сопротивления перемещению органов управления приведены в таблице 1.

Таблица 1 —Допустимые значения сип сопротивления перемещению органов управления

Допустимое значение сил сопротивления перемещению. Н

• при ручном управлении

• при ножном управлении

Редко используемые (не более пяти раз за смену):

• при ручном управлении

• при ножном управлении

Рычаг стояночного тормоза

4.12.4 Допустимое значение сил сопротивления при обслуживании машины — не более 200 Н.

Допускается увеличение силы сопротивления при обслуживании машины до 400 Н при частоте использования не более пяти раз за смену.

4.12.5 Допустимые значения сил сопротивления при подъеме бортов куэоеа и пользовании запорными устройствами — по ГОСТ 10000.

4.13 Техническое обслуживание

4.13.1 Места обслуживания машины должны быть расположены на высоте не более 1600 мм от опоры ног оператора (земли, подножки, площадки или других элементов конструкции).

4.13.2 Конструкция машин должна обеспечивать удобство и безопасность обслуживания. Элементы конструкции машины не должны затруднять оператору и (или) обслуживающему персоналу доступ к рабочим местам и местам технического обслуживания.

4.13.3 Места смазки должны быть обозначены символами по ГОСТ 26336 или указателями в виде круга диаметром не менее 10 мм на расстоянии 20—50 мм от масленки либо цветом масленки, контрастно отличающимся от цвета машины.

Масленки должны быть защищены от попадания влаги, пыли и грязи колпачками.

Допускается в технически обоснованных случаях не применять колпачки для закрытия масленок. Масленки должны быть защищены от попадания краски.

4.13.4 Если для машины требуется специализированный инструмент, то она должна быть снабжена им и иметь ящик или сумку для его хранения.

4.14 Информация по эксплуатации

4.14.1 На видных местах элементов конструкции машин должны быть нанесены надписи и (или) символы или закреплены таблички с надписями и (или) символами по технике безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности, а также по положениям рычагов управления.

Расшифровка символов по технике безопасности должна быть приведена в руководстве по эксплуатации.

4.14.2 На бортах кузовов машин должна быть нанесена предупреждающая надпись «Перевозка людей запрещена». В руководстве по эксплуатации необходимо указать соответствующую информацию.

4.14.3 Руководство по эксплуатации должно соответствовать пункту 6.4.5.1 ГОСТ IS0 12100—2013.

Кроме того, эксплуатационные документы обязательно должны содержать следующую информацию:

— требуемые параметры ЭС для агрегатирования (тяговый класс, мощность, тип тормозной системы);

— требуемые параметры ЭС для агрегатирования в части ТСУ (тип. исполнение, максимальная допустимая вертикальная нагрузка, параметр D. высота расположения);

— максимально допустимая скорость движения в различных условиях применения.

Ключевые слова: машины и орудия сельскохозяйственные, навесные, прицепные, полуприцепные. по-лунавесные. монтируемые, требования безопасности

Редактор Н.В. Таланова Технический редактор И.Е. Черепкова Корректор Р.А. Ментова Компьютерная верстка М.В. Лебедевой

Сдано «набор 16.11 2020. Подписано а мчать 20.11.2020. Формат 60*64%. Гарнитура Ариал. Усл. мч. п. 1.40. Уч.-мм. л. 1.26.

Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

Охрана труда

Какая машина считается отвечающей требованиям безопасности?

Безопасная работа на тракторах, самоходных машинах, комбайнах и других машинах обеспечивается ее техническим состоянием.

Технически исправной и отвечающей требованиям техники безопасности считается машина, если она соответствует требованиям заводского руководства, правилам техники безопасности, полностью укомплектована отрегулированными агрегатами, механизмами, узлами, приборами, защитными ограждениями и сигнализацией, а также противопожарным инвентарем.

Машины, агрегаты, не обеспечивающие безопасную работу (отсутствие ограждений у вращающихся и передаточных механизмов, необорудованное, согласно заводским требованиям, рабочее место, неисправное рулевое управление, неотрегулированные тормозные устройства, отсутствие звукового сигнала, аптечки первой медицинской помощи и средств пожаротушения), к эксплуатации не допускаются.

Каким требованиям безопасности должны отвечать рулевое управление тракторов, самоходных машин, самоходных комбайнов и рычаги управления рабочими органами сельскохозяйственных машин?

Рулевое управление колесных тракторов, самоходных шасси, самоходных комбайнов, а также рычагов управления рабочими органами сельскохозяйственных машин и орудий должно обеспечивать легкость, надежность и безопасность управления. Соединительные пальцы тяг должны быть зашплинтованы стандартными, не бывшими в употреблении шплинтами.

Рычаги управления рабочими органами машин и орудий должны иметь исправные падежные фиксирующие устройства.

В рулевом управлении колесных тракторов не допускается:

  1. ослабление крепления рулевой колонки и рулевой сошки на ее валу;
  2. неисправность продольной и поперечной рулевых тяг и их деталей (изгиб, трещины, повреждение резьбы, пробок и наконечников, отсутствие шплинтов и пр.);
  3. люфт рулевых тяг выше указанного заводом-изготовителем;
  4. свободный ход рулевого колеса более 15. 20°;
  5. допустимое усилие на ободе рулевого колеса у трактора без гидроусилителя до 50Н (5 кгс), у трактора с гидроусилителем— до 3,5Н (3,5 кгс).

В системе управления гусеничных тракторов не допускается:

  1. неисправность тяг и их соединений с рычагами главной муфты сцепления и управления муфтами поворота;
  2. свободный ход рукояток рычагов управления муфтами поворота, более допустимого заводским руководством;
  3. неполное торможение барабана муфт поворота при полном перемещении рычагов управления на себя;
  4. различная величина хода тормозных педалей;
  5. неравномерное натяжение гусениц.

Как определить места безопасной установки домкратов при техобслуживании и ремонте машин?

На всех тракторах и сельскохозяйственных машинах определены места для установки домкратов, которые по ГОСТу обозначаются стойкой краской, отличной от общего цвета машины, буквенным обозначением ДК или рисунком домкрата. Необходимо, чтобы после ремонта и перекраски машины эти знаки были восстановлены.

Можно ли на машинах устанавливать дополнительные сиденья, если они не предусмотрены конструкцией?

Запрещается устанавливать дополнительное сиденье на машины, конструкция которых этого не предусматривает.

Каким, с точки зрения безопасности, требованиям должны отвечать средства запуска двигателей?

В настоящее время основным видом запуска двигателей становится электрозапуск. Он не опасен для водителя при наличии исправной электропроводки, аккумулятора, стартера и блокировочного устройства.

При ручном запуске с помощью рукоятки последние делают в безопасном исполнении, а храповики на рукоятке и приводном валу должны обеспечивать полное их зацепление и расцепление при запущенном двигателе. Пусковой шнур для запуска пускового двигателя выполняется из прочного пенькового материала с деревянной рукояткой на конце,

Каким требованиям должны отвечать электрооборудование и сигнализация на тракторах?

Электрооборудование должно соответствовать требованиям правил устройства электроустановок.

Электрооборудование должно обеспечивать нормальную работу стартера, приборов освещения, сигнализации и электрических контрольных приборов, а также исключать возможность искрообразования и утечек тока в проводах и клеммах.

Электропроводка предохраняется от механических повреждений, а вблизи нагретых частей двигателя и в местах, где возможно попадание на нее масла и топлива, надежно защищается.

Панели контрольно-измерительных приборов тракторов и самоходных машин обеспечиваются подсветом для хорошей видимости шкалы и стрелок.

Аккумуляторные батареи защищают так, чтобы исключалась возможность попадания электролита и его паров на обслуживающий машину персонал.

Клеммы переходных колодок, генераторов, аккумуляторов, стартеров, магнитных пускателей и другого электрооборудования защищают изолирующими приспособлениями (коробками, колпачками и т. п.), от возможных замыканий.

Соединительные колодки должны обеспечивать надежный контакт и исключать самопроизвольное рассоединение цепи.

Электропровода не должны провисать, их надежно закрепляют, а на местах возможных повреждений (механических, тепловых, химических) дополнительно защищают.

Все металлические иетоковедущие части стационарных машин и оборудования, которые могут оказаться под напряжением, оборудуют заземляющими устройствами.

Какое электрооборудование устанавливается на тракторы и самоходные машины в целях повышения их безопасности?

Колесные тракторы и самоходные машины, прицепы и полуприцепы оборудуются в соответствии с Правилами дорожного движения сигналами торможения, указателями поворота, габаритными фонарями и фонарями заднего номерного знака, передними двухсветовыми фарами с переключением на ближний и дальний свет (на колесных тракторах), двумя задними фарами, обеспечивающими регулировку напряжения пучка света, плафоном для общего освещения кабины и переносной лампой.

На машинах и орудиях, используемых в темное время суток, устанавливают осветительные приборы с электропроводкой для подключения к трактору.

Тракторы и самоходные машины оборудуют звуковыми электрическими сигналами, которые могут подключаться к сигнализации, установленной на сельскохозяйственных машинах, работающих в агрегате с трактором.

Сельскохозяйственные машины, работающие от электропривода, должны быть оборудованы силовыми штепсельными соединениями для подключения в электросеть и снабжаться шланговыми проводами и устройствами для заземления.

Какие требования, обеспечивающие безопасность эксплуатации, предъявляются к муфтам сцепления тракторов?

Муфта сцепления должна чисто выключаться, плавно и без рывков включаться и при работе не пробуксовывать.

Это обеспечивается технически исправной муфтой и правильной регулировкой ее согласно заводским требованиям, а именно: наличием в пределах нормы свободного хода рычагов и педалей, зазора между отжимными-рычагами и отводкой, а также усилия, необходимого для включения муфты.

Пробуксовывание муфты сцепления может привести к отказу при подъеме в гору и аварии; неполное выключение муфты — к наезду на людей, на предметы в момент остановки трактора.

Охрана труда

  • ОТ — общие положения
  • ОТ в отрасли
  • ОТ в машиностроении
  • ОТ в металлургии
  • ОТ в строительстве
  • ОТ в химпроме
  • ОТ в сельском хозяйстве
  • ОТ в горно-геологической отрасли
  • ОТ в пищевой промышленности
  • ОТ на транспорте
  • ОТ и электробезопасность
  • ОТ и медицина
  • ОТ и энергосбережение
  • ОТ для служб и руководителей
  • Гигиена труда
  • Оценка рисков
  • Средства защиты
  • СИЗ органов дыхания
  • Законодательство и РД

    • Законодательство
    • Типовые инструкции
    • ГОСТы по охране труда
    • Руководящие документы
    • Правила безопасности
    • Правила по охране труда
    • СанПиН
    • БЖД — общие вопросы
    • БЖД и правовое регулирование
    • БЖД и окружающая среда
    • БЖД на производстве
    • БЖД детей
    • Первая помощь
    • Пожарная безопасность
    • Промышленные и бытовые отходы
    • Микробиология и биотехнологии
  • Чрезвычайные ситуации

    • Общие сведения о ЧС
    • ЧС техногенного характера
    • ЧС природного характера
  • ГОСТ -2020 Система стандартов безопасности труда

    Copyright © 2014. Сайт — Охрана труда — Информационный ресурс. При копировании или частичном использовании материалов сайта — активная ссылка на сайт обязательна!

    Источник http://allgosts.ru/65/060/gost_12.2.111-2020
    Источник Источник http://ohrana-bgd.ru/selhoz/selhoz1_15.html

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Похожее

    Модульная АГНКС. Революция в газовом оборудовании

    Автомобильные газонаполнительные комплексы (АГНКС) становятся неотъемлемой частью современной инфраструктуры, способствуя переходу на более экологичные виды топлива. В рамках этой эволюции, модульные АГНКС выходят на передовой, предлагая инновационные решения и преимущества. Давайте рассмотрим, как эти системы меняют отрасль и в чем заключаются их основные преимущества. Преимущества Модульных АГНКС Модульные АГНКС предлагают ряд ключевых преимуществ, которые делают […]

    Помощь системы ABS в управлении автомобилем

    Помощь системы ABS в управлении автомобилем

    Антиблокировочная тормозная система (ABS) — это электронная гидравлическая активная система защиты, которая поддерживает контролируемость и стабильность машины во время замедления, предотвращая блокирование колес. ABS исключительно действенная в пути с низким показателем сцепления, и в непогоду (гроза, лед). Анализ АБС — Antilock Brake System, которое буквально значит «антиблокировочная тормозная система». Посмотрим особенность процесса, важные элементы, а […]