ГОСТ -2015 Система стандартов безопасности труда

ГОСТ 12.2.019-2015 Система стандартов безопасности труда. Тракторы и машины самоходные сельскохозяйственные. Общие требования безопасности

Текст ГОСТ 12.2.019-2015 Система стандартов безопасности труда. Тракторы и машины самоходные сельскохозяйственные. Общие требования безопасности

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СТАНДАРТ

Система стандартов безопасности труда

ТРАКТОРЫ И МАШИНЫ САМОХОДНЫЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ

Общие требования безопасности

ГОСТ -2015 Система стандартов безопасности труда

Стенда ртмнформ 2016

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0—2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2—2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Праеипа разработки, принятия. обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Российской ассоциацией производителей сельхозтехники (Ассоциация Росагро-

2 8НЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации (Росстандарт)

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол по переписке от 12 ноября 2015 г. № 82-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО Э1вв) 004-9?

по МК (ИСО 316«) 004- 97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Госстандарт Республики Беларусь

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 июля 2016 г. № 631-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 12.2.019—2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2017 г.

5 ВЗАМЕН ГОСТ12.2.019—2005

В Российской Федерации настоящий стандартне может быть полностью или частично воспроизведен. тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Содержание

1 Область применения. 1

2 Нормативные ссылки. 1

3 Общие требования. 2

4 Требования кобзорности. 4

5 Требования косвещенности. 8

в Требования к системам, узлам и агрегатам. 10

7 Требованиях монтажу, транспортированию и хранению. 11

в Контроль выполнения требований безопасности. 12

Приложение А (рекомендуемое) Расчет ширины невидимой площадки, образуемой конструктивными элементами при обзоре. 13

ГОСТ -2015 Система стандартов безопасности труда

Система стандартов безопасности труда ТРАКТОРЫ И МАШИНЫ САМОХОДНЫЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ Общие требования безопасности

Occupational safety standards system. Agricultural tractors and self-propelled machines. General safety requirements

Дата введения — 2017—07—01

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на сельскохозяйственные тракторы, в том числе тракторные самоходные шасси, сельскохозяйственные модификации промышленных тракторов тяговых классов от 0.6 и более (далее — тракторы), и самоходные сельскохозяйственные машины, в том числе универсальные энергетические средства (далее — машины).

Стандарт устанавливает общие требования и технические средства, обеспечивающие безопасность труда при использовании тракторов и машин (и их важнейших систем, узлов и агрегатов) по назначению. техническом обслуживании, монтаже, транспортировании и хранении.

Стандарт не распространяется на мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ.

2 Нормативные ссылки

8 настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 12.1.012—2004 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.2.002—91 Система стандартов безопасности труда. Техника сельскохозяйственная. Методы оценки безопасности

ГОСТ 12.2.002.1—91 Система стандартов безопасности труда. Тракторы сельскохозяйственные и лесные колесные. Метод динамических испытаний защитных конструкций

ГОСТ 12.2.002.6—91 Система стандартов безопасности труда. Тракторы и машины самоходные сельскохозяйственные. Метод определения герметичности кабин

ГОСТ 12.2.003—91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.120—2015 Система стандартов безопасности труда. Кабины и рабочие места операторов тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.4.026—76 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные и знаки безопасности*

ГОСТ 4364—81 Приводы пневматические тормозных систем автотранспортных средств. Общие технические требования

ГОСТ 9200—2006 Соединениясемиконтактныераэъемныедляавтомобилейитракторое

ГОСТ 19323—73 Колпачки резиновые защитные. Конструкция и размеры

* в Российской Федерации действует ГОСТ Р 12.4.026—2001 «Система ствндартое безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний».

ГОСТ 19324—80 Колпачки резиновые защитные. Технические условия ГОСТ 19677—87 Тракторы сельскохозяйственные. Общие технические условия ГОСТ 20000—88 Дизели тракторные и комбайновые. Общие технические условия ГОСТ 26336—97 Тракторы, машины для сельского и лесного хозяйства, самоходные механизмы для газонов и садов. Условные обозначения (символы) элементов систем управления, обслуживания и отображения информации

ГОСТ 30869—2003(ЕН 983:1996) Безопасность оборудования. Т ребования безопасности к гидравлическим и пневматическим системам и их компонентам. Пневматика

ГОСТ 31177—2003(ЕН 982:1996) Безопасность оборудования. Т ребования безопасности к гидравлическим и пневматическим системам и их компонентам. Гидравлика

ГОСТ 32431—2013 (ИСО 16154:2005) Машины для сельского и лесного хозяйства. Монтаж устройств освещения и световой сигнализации для проезда по дорогам общего пользования

ГОСТ ISO 4254*1—2013 Машины сельскохозяйственные. Требования безопасности. Часть 1. Общие требования*

ГОСТ ИСО 4254-6—2012 Машины сельскохозяйственные. Требования безопасности. Часть 6. Опрыскиватели и машины для внесения жидких удобрений

ГОСТ ИСО 4254-7—2005 Тракторы и машины для сельскохозяйственных работ и лесоводства. Технические средства обеспечения безопасности. Часть 7. Комбайны зерноуборочные, кормоуборочные и хлопкоуборочные

ГОСТ ИСО 5353—2003 Машины землеройные, тракторы и машины для сельскохозяйственных работ и лесоводства. Контрольная точка сиденья

ГОСТ ISO 26322-1—2012 Тракторы для сельского и лесного хозяйства. Безопасность. Часть 1. Тракторы стандартные

ГОСТ ISO 26322-2—2012 Тракторы для сельского и лесного хозяйства. Безопасность. Часть 2. Узкоколейные и малые тракторы

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты*, который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Еслиссылочныйстандарт отменен без замены, то положение, а котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Общие требования

3.1 Тракторы и машины должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.003 и ГОСТ ISO 4254-1. если в настоящем стандарте не установлено иное.

3.2 Угол поперечной статической устойчивости

3.2.1 Угол поперечной статической устойчивости для тракторов тяговых классов 0.9 и более (за исключением еысококлиренсиых) при транспортной комплектации и колее должен быть не менее 35 е .

Примечвние — Высококлиренсный трактор (машина) — трактор (машина), имеющий(-вя) дорожный просвет свыше 650 мы.

3.2.2 Угол поперечнойстатической устойчивости для машин (за исключением указанных е п. 3.2.3> в транспортном положении должен быть не менее 25 е .

3.2.3 Угол поперечной статической устойчивости для тракторов тягового класса 0.6 при транспортной комплектации и колее, еысококлиренсиых тракторов и машин, малогабаритных машин для семеноводства и селекции, а также комбайнов — по техническим условиям (ТУ) на конкретную модель.

3.3 Нагрузка на управляемые колеса должна быть не менее 0.2 эксплуатационной массы трактора и 0.12 эксплуатационной массы машины соответственно.

3.4 Уровень звука внешнего шумахолесных тракторов не долженпревышать:

• 85 дБА — для тракторов с эксплуатационной массой (без балласта), не превышающей 1500 кг;

— 89 дБД — для тракторов с эксплуатационной массой (без балласта), превышающей 1500 кг.

* В Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 4254-1—2011 «Машины сельскохозяйственные. Требования безопасности. Часть 1. Общие требования».

Уровень звука на рабочем месте оператора тракторов и машин не должен превышать:

• 86 дБЛ — при испытании без нагрузки;

• 90дБА — при испытании под нагрузкой.

3.5 Платформы (площадки), по которым перемещается оператор вне кабины, должны иметь поверхность, препятствующую скольжению.

3.6 Гидроприводы должны соответствовать требованиям ГОСТ 31177 и ГОСТ ISO 4254-1.

Схемы подключения выводов гидросистемы к внешним потребителям должны быть приведены на

тракторе и указаны в руководстве по эксплуатации.

3.7 Пневмоприводы тормозов должны соответствовать требованиям ГОСТ 4364. пневматические системы и их компоненты — ГОСТ 30869 и ГОСТ ISO4254-1.

3.8 На тракторах и машинах должны быть предусмотрены места для крепления переносных огнетушителей.

При применении только одного огнетушителя, место его крепления должно быть возле рабочего места оператора, а масса огнетушащего заряда не менее 6 кг.

3.9 Конструкция тракторов и машин должна обеспечивать безопасное проведение технического обслуживания.

3.10 Эргономические требования к сельскохозяйственным модификациям промышленных тракторов должны быть установлены в ТУ.

3.11 Точка отсчета параметров рабочего места и его элементов (контрольная точка сиденья (SIP) — в соответствии с ГОСТ ИСО 5353.

3.12 Тракторы и машины, предназначенные для работы в горных условиях, должны быть оборудованы сигнализаторами предельно допустимого крена.

3.13 Тракторы и машины должны бытьоборудованы кабинами или иметь устройства, обеспечивающие ограничение деформации при опрокидывании и (или) падении на кабину случайных предметов по ГОСТ 12.2.120.

3.14 Вибрационная безопасность тракторов и машин — по ГОСТ 12.1.012.

3.15 Тракторы и машины должны иметь звуковой сигнал с включением его из кабины и штепсельный разъем для подсоединения проводки системы сигнализации агрегатируемой машины или орудия.

Уровень звука сигнала должен быть в пределах от 93 дБЛ до 112 д&А и проверяться на тракторе с заглушенным двигателем. При проверке микрофон должен быть расположен на расстоянии 7 м перед машиной и на высоте 0.5. 1,5 мот установочной поверхности.

3.16 Конструкция машин итракторов должна исключать воэможностьсамопроизвольноговключе-ния и выключения передач и приводов рабочих органов.

3.17 Тормозные системы машин и тракторов должны обеспечивать:

а) тормозной путь S0, м. вычисляемый по формулам:

для тракторов при холодных тормозах:

для машин при холодных тормозах:

где v0 — скорость в момент начала торможения, км/ч:

б) непрямолинейность движения в процессе торможения — не более 0,5 м:

в) остановку и удержание трактора на уклоне:

г) остановку и удержание машины на преодолеваемом ею уклоне, значение которого установлено в технических условиях на конкретную модель машины (для машин, технические задания на проектирование которых утверждены после введения в действие настоящего стандарта);

д) тракторы должны бытьоборудованы системой управления тормозами прицепов:

е) безопасность работы в течение регламентированного срока службы (при обеспечении выполнения регулировок, предусмотренных руководством по эксплуатации).

3.18 Люфт рулевого колеса при работающем двигателе не должен быть более 25*.

3.19 Расположение внешнихорганов управления должно исключать возможность травмирования оператора при приведении их в действие.

3.20 внешние органы управления трехточечным навесным устройством должны обеспечивать:

• либо ступенчатое перемещение оси подвеса навесного устройства — не более 100 мм при каждом включении органа управления;

— либо плавное перемещение оси подвеса постоянным удержанием органа управления во включенном состоянии.

3.21 Технические средства обеспечения безопасности должны соответствовать:

• для тракторов — ГОСТ ISO 26322-1 И ГОСТ ISO 26322-2;

• для комбайнов: зерноуборочных, кормоуборочных и хлопкоуборочных — ГОСТ ISO 4254-1 и ГОСТ ИСО 4254-7;

• для самоходных сельскохозяйственных машин для защиты растений — ГОСТ ISO 4254-1 и ГОСТ ИСО 4254-6.

4 Требованиякобзорности

4.1 Общие требования к обзорности должны соответствовать ГОСТ ISO 4254-1.

4.2 Конструкция тракторов и машин должна обеспечивать видимость с рабочего места оператора в рабочем положении сидя следующих объектов наблюдения:

• пространства в зонах обзора в соответствии с размерами, установленными настоящим стандартом;

— визиров (элементы конструкции тракторов и машин, например, переднее колесо, делитель жатки) и ориентиров движения (например, борозда, след колеса или гусеницы, рядки растений, линия маркера). необходимых для обеспечения вождения машины;

— рабочих органов, требующих визуального контроля за технологическим процессом;

— зон выгрузки технологического материала в транспортное средство:

• элементов конструкции тракторов и машин, служащих для навески и сцепки с агрегируемыми машинами и орудиями.

Для устранения недостаточного обзора должны применяться такие средства как. зеркала или телевизионные устройства.

4.3 Расположение точки от счета параметра обзорности «К» относительно SIP показано на рисунке 1.

ГОСТ -2015 Система стандартов безопасности трудаГОСТ -2015 Система стандартов безопасности труда

4.4 На универсально-пропашных тракторах должна быть обеспечена видимость точек 1 и 2 (см. рисунок 2).

На колесных тракторах тяговых классов 3—5 должен быть обеспечен обзор участка А площадки перед передним колесом (см. рисунок 3).

ГОСТ -2015 Система стандартов безопасности трудаГОСТ -2015 Система стандартов безопасности труда

’Для тракторов класса 5 и выше со смещенным вправо сиденьем угол 25 е

На гусеничных тракторах тяговых классов 2—5 должен быть обеспечен обзор передней части гусе* ницы (точка 1) и участка А, площадки перед гусеницей (см. рисунок4). Если гусеница закрыта крылом, то допускается обеспечивать видимость точек крыла или другого элемента конструкции (визира), соответствующих точке 1.

ГОСТ -2015 Система стандартов безопасности труда

Рекомендуемые значения углов обзора через окна кабины (см. рисунок 5) приведены в таблице 1.

Обозначение угла обзора

Угол обзора тракторов

гусеничных (всех классов)

тяговых классов 0,6—2

тяговых классов более 2

* Для тракторов тяговых классов 5 и выше со смещенным вправо сиденьем углы обзора должны быть не менее: и, « 60* влево: «, * 25* вправо: у3 * 35*: у4 * 20*.

** Для тракторов, выполняющих транспортные работы на дорогах общей сети.

Допускается уменьшение угла до 20* для тракторных самоходных шасси с расположением двигателя сзади кабины.

ГОСТ -2015 Система стандартов безопасности труда

* Для колесных тракторов класса 5 и выше R • 17000 мм с соответствующим пересчетом значений в и в a t

При этом для машин ссимметричным расположением кабины должна быть обеспечена видимость точек Р,. Р2, Рг и Р4 (см. рисунок 7).

Для машин с асимметричным расположением кабины допускается обеспечивать видимость либо точекР, иР3,либоточекР2иР4.

Углы обзора через часть лобового стекла, очищаемую стеклоочистителем (ctg и fc). должны быть каждый не менее 20 е .

вертикальные перемычки между лобовым и боковыми стеклами, расположенными в пределах угла обзора а4, не должны ограничивать обзор на угол больше 5 е каждая.

ГОСТ -2015 Система стандартов безопасности трудаГОСТ -2015 Система стандартов безопасности труда

5 Требованиякосвещенности

5.1 Тракторы и машины должны быть оборудованы фарами. Число фар должно быть:

• для тракторов — не менее двух передних и двух задних:

• для машин — по техническим условиям на машины конкретных моделей.

5.2 Тракторы должны иметь транспортную и рабочую системы внешнего освещения, а маши» ны — рабочую или рабочую и транспортную.

Указанные системы освещения должны быть автономными и включаться независимо одна от другой. Рабочая система освещения должна обеспечивать освещенность участков поля при выполнении технологической операции, а транспортная — дороги.

5.3 Рекомендуемая освещенность, обеспечиваемая совместно рабочей и транспортной системами освещения тракторов, указана на рисунке 8.

765432101 2Э456М — линия иэолюкс

5.4 Система освещения машин должнаобеспечиватьосвещенность рабочих зон. Рекомендуемая освещенность указана е таблице 3.

5.5 Рабочие фары должны быть установлены так. чтобы не создавать помехи оператору вслед* ствие отражения зеркалами заднего вида и другими светоотражающими поверхностями трактора.

5.6 Конструкцией тракторов и машин должна быть предусмотрена возможность подключения переносной лампы мощностью не менее 20 Вт.

Среднее значение уровня освещенности £п. л»

Плоскость, в которой нормируется освещенность

Площадка а передней зоне обзора шириной, равной 38-хвату рабочего органа, на расстоянии 10 м от него

Площадка в передней зоне обзора шириной 16 м на расстоянии 10 м от рабочего органа

Окончание таблицы 3

Среднее значение уровня

Плоскость, в которой

ос вешенност и Е . пк

Рабочие органы в поле зрения

Передняя зоне обзора на ширине захвата рабочего органа на расстоянии 20 м от него

Зона выгрузки (загрузки) технологического продукта

6 Требования к системам, узлам и агрегатам

6.1 Система пуска двигателя должна соответствовать требованиям ГОСТ 19677 (в части блоки* ровки) и ГОСТ 20000. приводиться в действие (за исключением системы предпускового подогрева) из кабины и быть пожаробезопасной.

При наличии пускового двигателя его запуск должен осуществляться из кабины.

6.2 Двигатели должны быть оборудованы устройством для экстренной остановки при аварийных ситуациях.

6.3 В моторном отделении следует использовать материалы, не абсорбирующие топливо и смазку и не являющиеся легковоспламеняющимися.

6.4 Топливо- и маслопроводы должны быть защищены в местах возможных механических повреждений применением защитных оболочек и кожухов.

6.5 В местах воздействия повышенных температур (моторном отсеке, системе выпуска отработавших газов) должен быть исключен нагрев топливо- и маслопроводов свыше 0.8 температуры самовоспламенения находящихся в них горючих жидкостей.

6.6 Заправочные горловины топливных баков, системы охлаждения двигателей, топливопроводы должны находиться вне кабин.

Расположение заправочных горловин должно быть таким, чтобы при заправке исключалось попадание топлива на части машин, способные его воспламенять.

Персоналу должны быть обеспечены условия для безопасной заправки, слива и сбора рабочих жидкостей, таких как моторное масло, жидкости для системы охлаждения.

6.7 Система выпуска отработавших газов должна обеспечивать гашение искр в отработавших газах. В местах соединения прорыв газов и искр не допускается.

Все элементы системы выпуска отработавших газов следует конструктивно выполнять и располагать так. чтобы исключались скапливание на них и возможное возгорание технологического материала (соломы, половы и т. п.) или имелась соответствующая защита (щиток-обтекатель и т. л.).

Струя отработавших газов не должка быть направлена на оператора, горючие массы или емкости с ними, а для колесных тракторов она не должна быть направлена в правую сторону по ходу движения.

6.8 На тракторах и машинах для защиты от засорения и обеспечения доступа при очистке сердцевины радиатора, воздухозаборника, а также межреберного пространства цилиндров двигателей воздушного охлаждения технологическим продуктом (соломой, половой и т. п.) должны быть предусмотрены быстросъвмкые сетки и другие устройства, а на зерноуборочных комбайнах — самоочищающиеся воздухозаборники.

6.9 Части машин, подверженные забиванию технологическим материалом и наматыванию его. должны быть снабжены устройствами, уменьшающими забивание, или приспособлениями, снижающими трудоемкость их очистки.

6.10 В местах возможного скопления горючего технологического продукта не допускается сухого трения и соударения деталей, приводящих к возгоранию.

6.11 На тракторе и машине должна быть установлена табличка или нанесена надпись, содержащая порядок выполнения операций пожаротушения.

6.12 Конструкция капота и поднимаемых ограждений должна исключать возможности их самопроизвольного опускания в поднятом состоянии.

6.13 Конструкция систем тракторов и машин должна исключать каллеладения масла, топлива и охлаждающей жидкости.

Допускается капл впадение из дренажных трубок (отверстий) в предназначенные для этого закрытые или заправочные емкости.

6.14 Загрузка сельскохозяйственной продукции в транспортные средства и ее выгрузка из бункера машины должны обеспечиваться без ручного разравнивания, подталкивания и исключать забрасывание продуктов на двигатель, горловину топливного бака и систему выпуска отработавших газов.

6.15 Топливные баки должны быть устойчивыми к коррозии. Они должны удовлетворять испытаниям на утечку, проводимым изготовителем при давлении, в2раза превышающем рабочее давление, но в любом случае не менее 0.3 • 10 s Па. Любое давление, превышающее рабочее, должно автоматически компенсироваться соответствующими устройствами (предохранительными клапанами и т. д.).

Конструкция предохранительных клапанов должна быть пожаробезопасной. Топливо не должно лротекатьчерез крышку бака или через устройства, предназначенные компенсировать избыточное давление. даже в случае, если бак находится в полностью перевернутом состоянии (допускается каплепа-дение).

Топливные баки следует устанавливать так, чтобы была обеспечена защита от последствий ударов об элементы конструкции трактора, вблизи бака не должно быть выступающих частей, острых кромок и т. д.

6.16 Движущиеся и вращающиеся элементы конструкции, а также имеющие температуру свыше 70 *С (кроме системы выпуска отработавших газов), должны быть защищены ограждениями. Требования кограждениям — по ГОСТ ISO 4254-1. Ограждения должны обеспечивать защиту от засорения технологическим материалом.

6.17 Элементы конструкции тракторов и машин, которые могут представлять опасность при рабо-те.обслуживании или транспортировании, должны иметь сигнальнуюокраску. Сигнальные цвета иэнаки безопасности должны соответствовать ГОСТ 12.4.026.

Допускается окрашивать внутренние поверхности открываемых и съемных защитных ограждений в основной цвет машины, а также не окрашивать в сигнальные цвета вращающиеся детали, расположенные под ними, при наличии на наружных поверхностях этих ограждений предупреждающего знака по ГОСТ 12.4.026 и надписи «Опасно! Не открывать до полной остановки механизмов».

Если для выполнения технологических процессов требуется обозначить габариты трактора, машины или их отдельных частей, следует применять окраску по ГОСТ 12.4.026. Для обозначения габаритов допускается применять сигнальные щитки.

6.18 Тракторы и машины должны иметь штепсельные разъемы в соответствии с требованиями ГОСТ 9200.

Открытые клеммы электрооборудования, кроме подключаемых к «массе», должны иметь резиновые защитные колпачки по ГОСТ 19323 и ГОСТ 19324 или специальные защитные колпачки по нормативному документу. 8 местах перехода через острые углы и кромки деталей электропроводка должна иметь дополнительную защиту изоляции от механических повреждений.

Монтаж и крепление электропроводки должны предотвращать повреждение ее изоляции.

6.19 Система электрооборудования должна обеспечивать включение «массы» с рабочего места оператора. Допускается на машинах по согласованию с потребителем устанавливать включатель «массы». управляемый вне кабины. Выключатель «массы» может быть установлен на «-»(«минус») или на «+»(«плюс»).

6.20 Аккумуляторные батареи следует размещать вне кабины в местах, исключающих попадание на них токопроводящих материалов, горючего технологического материала и скопление газов.

6.21 Зерноуборочные комбайны должны иметь заземление в соответствии с требованиями технических условий на них.

6.22 Колесные тракторы и машины должны быть оборудованы крыльями, если отсутствуют элементы конструкции, выполняющие их функции.

6.23 Тракторы и машины должны быть приспособлены для установки автоматических тягово-сцепных или быстросоединяемых устройств (по заказу потребителя), позволяющих оператору осуществлять сцепку или навеску с агрегатируемыми орудиями.

6.24 8 пределах максимального перемещения оси подвеса навесного устройства трактора должен быть обеспечен минимальный зазор безопасности и угол между элементами навесного устройства в соответствии с ГОСТ ISO 26322-1 И ГОСТ ISO 26322-2.

7 Требования к монтажу, транспортированию и хранению

7.1 Перевод в транспортное и рабочее положение машин должен обеспечиваться оператором с рабочего места.

7.2 Устройства для подъема рабочих органов машин должны стопориться и удерживать их в транспортном положении.

7.3 Тракторы и машиныи их составные части, имеющие неудобную для замаливания конструкцию, должны иметьустройстеа или места для зачал ивания при подъеме, присоединения страховочных цепей и установки домкратов. Схемы эачаливания и присоединения страховочных цепей должны быть приведены на тракторе и машине и указаны в руководстве по эксплуатации. Места установки домкратов и присоединения страховочных цепей маркируют на тракторе и машине символами по ГОСТ 26336: на гусеничных тракторах места установки домкратов и присоединительных цепей допускается не маркировать.

7.4 Габаритные размеры тракгорови машин при движении по дорогам общейсети не должны быть более 2.55 м по ширине и 4 м по высоте.

Для колесных тракторов со сдвоенными колесами или класса 3 и выше допускается увеличение шириныдо3.1 м с выполнением требований ГОСТ 12.4.026.

Транспортные габаритные размеры машин, которые предназначены только для работ в поле и выезд которых на дороги общейсети является исключением, не должны быть более4.4мпоширинеи4м по высоте.

Сборочные единицы и детали тракторов и машин, которые при погрузке, транспортировании и выгрузке могут самопроизвольно перемещаться, должны иметь средства фиксации или быть легкосъемными.

7.5 Уборочные машины должны иметь специальные устройства, тележку или другие средства, обеспечивающие транспортирование жатки в соответствии с требованиями 7.4. При этом перевод жатки втранспортиое или рабочее положение персоналом, работающим на данной машине, должен обеспечиваться без применения самоходных грузоподъемных механизмов.

7.6 Тракторы и машины, предназначенные для использования или при движении по дорогам общей сети, должны быть оборудованы внешними световыми приборами: тракторы — по нормативным документам государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие настоящего стандарта*. машины, — по ГОСТ 32431.

7.7 Тракторы и машины, габаритная ширина которых превышает установленную в 7.4. должны быть оборудованы мигающим световым сигналом (проблесковым маячком) оранжевого или желтого цвета.

Колесные тракторы класса 1.4 и выше при движении по дорогам общего пользования с прицелом должны быть оборудованы опознавательным знаком «Автопоезд».

8 Контроль выполнения требований безопасности

Методы оценки безопасности — по ГОСТ 12.2.002. ГОСТ 12.2.002.1. ГОСТ 12.2.002.6 и ГОСТ ISO 4254-1.

* В Российской Федерации действует ГОСТ Р 41.36—99 «Единообразные предписаний, касающиеся официального утверждения сельскохозяйственных и лесных тракторов в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации».

Приложение А (рекомендуемое)

Расчет ширины невидимой площадки, образуемой конструктивными элементами при обзоре

При бинокулярном обзоре и расстоянии между глазами, равном 65 мм. ширину невидимой площадки В. мм (см. рисунок А.1), вычисляют по формуле

где R — радиус полукруга площадки, для тракторов тяговых классов до 5 #? ■ 12000 мм. для тракторов тяговых классов S и выше R • 17000 мм.

а — расстояние между конструктивным элементом, препятствующим обзору, и базовой точкой К. измеренное вдоль луча зрения, соединяющего базовую точку, центр элемента и периметр полукруга обзора, мм;

Ь— ширина конструктивного элемента, препятствующего обзору, измеренная в горизонтальной плоскости и перпендикулярная к лучу зрения, мм.

ГОСТ -2015 Система стандартов безопасности труда

УДК 628.114.2:658.382.3:006.354 МКС 13.100; Т58

Ключевые слова: безопасность, рабочее место оператора, тракторы, самоходные сельскохозяйствен» ныв машины

Редактор А.6. Ряземцее Технический редактор 8.Н. Прусакова Корректор РА. Мея/поеа Компьютерная верстка А.Н. Золотаревой

Сдано в набор 19,07-2016 Подписано а печать 06.082016. Формат 60»64^£ Гарнитура Ариап.

Уел. печ. п. 2.32. Уч.-изд. п. 2.06 Тираж 32 окз. Зак

Тракторы и машины самоходные. общие требования безопасности

Главная государственная инспекция Туркменистана

Изменение N 7 принято Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 19 от 24.05.2001)

За принятие изменений N 7 и 8 проголосовали:

Наименование национального органа по стандартизации

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

Изменение N 8 принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 20 от 01.11.2001)

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

5. Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта от 25.06.91 N 974

6. ИЗДАНИЕ (февраль 2004 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, утвержденными в сентябре 1986 г., апреле 1987 г., декабре 1988 г., сентябре 1989 г., январе 1992 г., марте 1998 г., октябре 2001 г., марте 2002 г. (ИУС 11-86, 7-87, 3-89, 1-90, 5-92, 6-98, 12-2001, 6-2002)

Настоящий стандарт распространяется на сельскохозяйственные тракторы, в том числе тракторные самоходные шасси, промышленные модификации сельскохозяйственных тракторов тяговых классов от 0,6 и более (далее — тракторы) и самоходные сельскохозяйственные машины (далее — машины).

Стандарт устанавливает общие требования, обеспечивающие безопасность труда при использовании тракторов и машин по назначению, техническом обслуживании, ремонте, транспортировании и хранении и общие эргономические требования к рабочему месту оператора.

Требования в части обзорности, освещенности и отдельных параметров, указанных в настоящем стандарте, применяются при новом проектировании тракторов и машин, технические задания на разработку которых утверждены после введения в действие настоящего стандарта.

Стандарт не распространяется на мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ.

Требования настоящего стандарта являются обязательными.

(Измененная редакция, Изм. N 4, 5).

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Тракторы и машины должны изготовляться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.003, ГОСТ 12.1.004.

1.2. Углы поперечной статической устойчивости должны быть не менее:

35° — для тракторов тяговых классов 0,9 и более (за исключением хлопководческих) при транспортной комплектации и колее;

25° — для самоходных зерноуборочных комбайнов;

30° — для остальных машин.

Угол поперечной статической устойчивости тракторов тягового класса 0,6 при транспортной комплектации и колее, хлопководческих тракторов и малогабаритных машин для семеноводства и селекции — по техническим условиям на конкретную модель.

(Измененная редакция, Изм. N 6).

1.3. Нагрузка на управляемые колеса должна быть не менее 0,2 эксплуатационной массы трактора и 0,12 эксплуатационной массы машин.

1.4. Уровень звука внешнего шума колесных тракторов не должен превышать 85 дБ А .

1.5. Площадки, по которым перемещается оператор вне кабины, должны быть изготовлены из стали по ГОСТ 8568 или из материала, имеющего рифы высотой от 1 до 2,5 мм и (или) отверстия размером от 4 до 35 мм или овальные отверстия размером по длине не более 150 мм и ширине — не более 25 мм с высотой отработки от 1 до 3 мм.

1.6. Гидроприводы должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.086 и ГОСТ 12.2.040.

Схемы подключения выводов гидросистемы к внешним потребителям должны быть приведены на тракторе и указаны в руководстве по эксплуатации.

1.7. Пневмоприводы должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.101.

1.8. Тракторы и машины должны быть снабжены устройствами для крепления первичных средств пожаротушения в соответствии с перечнем, указанным в приложении 1.

(Измененная редакция, Изм. N 6).

1.9. Конструкция тракторов и машин должна обеспечивать безопасное проведение технического обслуживания.

1.10. Эргономические требования к промышленным модификациям сельскохозяйственных тракторов должны быть установлены в технических условиях.

1.11. Базовой точкой параметров рабочего места и его элементов является контрольная точка сиденья (КТС) по ГОСТ 25791.

(Измененная редакция, Изм. N 3, 5).

1.12. Тракторы и машины, предназначенные для работы в горных условиях, должны быть оборудованы сигнализаторами предельно допустимого крена.

1.13. Вновь разрабатываемые и модернизируемые самоходные сельскохозяйственные машины для защиты растений должны соответствовать ГОСТ 12.2.111, п.2.3.

(Введен дополнительно, Изм. N 2).

1.14. Тракторы и машины должны быть оборудованы кабинами по ГОСТ 12.2.120. Допускается по согласованию с потребителем кабины не устанавливать.

1.15. Параметры вибрации в вертикальном направлении на сиденьи и (или) рабочей площадке оператора при использовании тракторов и машин на основной операции не должны превышать значений, указанных для тракторов в приложении 4, для машин — в приложении 5.

Параметры вибрации в горизонтальном направлении на сиденье и (или) рабочей площадке оператора при использовании тракторов и машин на основной операции — по приложению 6.

1.16. Параметры вибрации на органах управления при использовании тракторов и машин на основной операции не должны превышать значений, указанных в приложении 7.

1.14-1.16. (Введены дополнительно, Изм. N 3).

1.17. Тракторы и машины должны иметь звуковой сигнал с включением из кабины и через штепсельный разъем для подсоединения проводки системы сигнализации агрегатируемой машины или орудия.

Уровень звука сигнала должен быть не менее чем на 8 дБ А выше уровня звука внешнего шума трактора на расстоянии 1 м.

Уровень звука сигнала внутри кабины для информации оператора о неисправности узлов или нарушений технологического процесса должен быть не менее чем на 6 дБ А выше уровня шума в кабине.

(Измененная редакция, Изм. N 3, 6).

1.18. Конструкция машин и тракторов должна исключать возможность самопроизвольного включения и выключения передач и приводов рабочих органов.

1.19. Тормозные системы машин и тракторов должны обеспечивать:

а) тормозной путь ( ) в метрах при скорости в километрах в час в момент начала торможения, рассчитанный по эмпирическим формулам:

для тракторов при холодных тормозах

для машин при холодных тормозах

б) непрямолинейность движения в процессе торможения — не более 0,5 м;

в) остановку и удержание трактора на преодолеваемом им уклоне, значение которого установлено техническими условиями на конкретную модель трактора, и невозможность самопроизвольного его разворота на указанном уклоне;

г) остановку и удержание машины на преодолеваемом ею уклоне, значение которого установлено в технических условиях на конкретную модель машины — для машин, технические задания на проектирование которых утверждены после введения в действие настоящего стандарта;

д) управление тормозами прицепов — по ГОСТ 19677 (для тракторов);

е) безопасность работы в течение регламентированного срока службы при обеспечении выполнения регулировок, предусмотренных инструкцией по эксплуатации.

1.18, 1.19. (Введены дополнительно, Изм. N 3).

1.20. Контрольно-измерительные приборы и другие средства отображения информации должны быть расположены в пределах зоны, ограниченной углами , , и по черт.1a (при этом сиденье по ГОСТ 20062 нагружено массой 75 кг и находится в среднем по регулировкам положении; расположение точки относительно КТС — по черт.1).

ГОСТ -2015 Система стандартов безопасности труда

ГОСТ -2015 Система стандартов безопасности труда

Расстояние от поверхности приборов, имеющих шкалы и буквенно-цифровой алфавит, до точки (черт.1а) должно быть в пределах 500-850 мм; допускается для тракторов с реверсивным постом управления в пределах 500-1200 мм.

На машинах допускается располагать контрольно-измерительные приборы в пределах зон, ограниченных углами ; ; ; ; ; ; и по черт.1a.

На хлопководческих тракторах и тракторах с реверсивным постом управления допускается размещение контрольно-измерительных приборов в пределах зон, ограниченных углами ; ; ; ; и по черт.1a.

Допускается размещение контрольно-измерительных приборов, имеющих звуковую или световую сигнализацию в зоне впереди фронтальной плоскости и выше горизонтальной плоскости, проходящей через КТС.

(Измененная редакция, Изм. N 3, 5).

1.21. Люфт рулевого колеса при работающем двигателе не должен быть более 25°.

1.22. Обозначать средства отображения информации следует символами и (или) надписями, которые должны быть расположены на панели приборов в непосредственной близости от индикатора (прибора, сигнальной лампочки и др.) или на нем.

Кодирование средств отображения информации — по ГОСТ 21879, построение мнемосхем — по ГОСТ 21480.

1.21, 1.22. (Введены дополнительно, Изм. N 3).

1.23. Оценка выполнения общих требований безопасности — по ГОСТ 12.2.002.

(Введен дополнительно, Изм. N 4).

1.24. Расположение дополнительных внешних органов управления должно исключать возможность травмирования оператора при приведении их в действие.

1.25. Дополнительные внешние органы управления трехточечным навесным устройством должны обеспечивать:

— либо перемещение оси подвеса заднего трехточечного навесного устройства не более чем на 100 мм при одноразовом воздействии на орган управления;

— либо передачу управляющих усилий только при контакте руки оператора с органом управления.

1.24, 1.25. (Введены дополнительно, Изм. N 8).

2. ТРЕБОВАНИЯ К СРЕДСТВАМ ДОСТУПА НА РАБОЧЕЕ МЕСТО

2.1. Для доступа оператора на рабочее место тракторы и машины должны быть оборудованы подножками и (или) лестницами при обязательном наличии поручней и (или) перил. Допускается использовать в качестве промежуточных подножек конструктивные элементы машин.

Параметры подножек и лестницы, а также элементы конструкции тракторов и машин, используемых в качестве подножек, должны соответствовать значениям, приведенным в табл.1.

Расстояние по высоте от плоскости опорной поверхности подножки или первой ступеньки лестницы до поверхности земли, мм, не более

Ширина опорной поверхности, мм, не менее:

Глубина опорной поверхности, мм, не менее**

Интервал между подножками или ступеньками, мм

Расстояние по вертикали между подножкой или последней ступенькой и порогом кабины или площадкой, мм, не более****

________________
* Для гусеничных тракторов и машин допускается расстояние по вертикали не более 550 мм.

** Элементы конструкции тракторов и машин не должны препятствовать установке ноги на глубину не менее 150 мм.

*** Допускается для гусеничных тракторов 200-450 мм.

**** Для гусеничных тракторов, технические задания на разработку которых утверждены до введения в действие настоящего стандарта, допускается расстояние по вертикали от гусеницы до порога кабины не более 550 мм.

Примечание. Значения, приведенные в скобках, являются рекомендуемыми.

2.2. Высота перил относительно рабочих поверхностей ступеней должна быть не менее 800 мм (900 мм), ширина (диаметр) охватываемой части перил (поручня) 18-38 мм, длина охватываемой части поручня — не менее 150 мм (250 мм), расстояние между поручнем (перилами) и любым другим конструктивным элементом — не менее 60 мм (70 мм). При наличии площадки перед кабиной ширина ее прохода (размер в свету) к дверному проему должна быть не менее 500 мм (600 мм).

Примечание. Значения, приведенные в скобках, рекомендуемые.

3. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЗОРНОСТИ

3.1. Конструкция тракторов и машин должна обеспечивать видимость с рабочего места оператора в рабочем положении сидя следующих объектов наблюдения:

пространства в зонах обзора, ограниченных размерами, установленными настоящим стандартом;

визиров (элементы конструкции тракторов и машин, например, переднее колесо, делитель жатки) и ориентиров движения (например, борозда, след колеса или гусеницы, рядки растений, линия маркера), необходимых для обеспечения вождения машиной;

рабочих органов, требующих визуального контроля при протекании технологического процесса;

зон выгрузки технологического продукта в транспортное средство;

элементов конструкции тракторов и машин, служащих для навески и сцепки с агрегатируемыми машинами и орудиями.

Если на машинах невозможно обеспечить видимость элементов конструкции для навески жаток и других рабочих органов, то должны быть предусмотрены визиры или устройства, обеспечивающие выполнение навески;

габаритных точек (элементов) трактора и машины, необходимых для ее управления, в том числе маркера.

3.1, 3.2. (Измененная редакция, Изм. N 3).

3.3. На универсально-пропашных тракторах должна быть обеспечена видимость точек 1 и 2 по черт.3.

ГОСТ -2015 Система стандартов безопасности труда

ГОСТ -2015 Система стандартов безопасности труда

________________
* Для тракторов класса 5 и выше со смещенным вправо сиденьем угол 25°.

На гусеничных тракторах тяговых классов 2-5 должен быть обеспечен обзор передней части гусеницы (точка 1) и участка площадки перед гусеницей по черт.5. Если гусеница закрыта крылом, то допускается обеспечить видимость точек крыла или другого элемента конструкции (визира), соответствующих точке 1.

ГОСТ -2015 Система стандартов безопасности труда

Рекомендуемые значения углов обзора через окна кабины приведены в табл.2.

Обозначение угла обзора

Тяговые классы тракторов

гусеничных все классы

Передняя (через часть лобового стекла, очищаемую стеклоочистителем)

________________
* Для тракторов тяговых классов 5 и выше со смещенным вправо сиденьем углы обзора должны быть не менее: =60° влево; =25° вправо; =35°; =20°.

** Для тракторов, выполняющих транспортные работы на дорогах общей сети.

*** (Исключена, Изм. N 3).

**** Допускается уменьшение угла до 20° для тракторных самоходных шасси с расположением двигателя сзади кабины.

(Измененная редакция, Изм. N 3, 6).

3.4. Для сельскохозяйственных колесных и гусеничных тракторов в пределах каждого из секторов 1, 2 и 3 вне полукруга площадки (черт.6) допускается не более двух невидимых участков. Ширина невидимых участков в секторе 1 не должна превышать 700 мм, а в секторах 2 и 3 — 1200 мм; в каждом из секторов 2 и 3 допускается увеличение ширины одного из невидимых участков до 1500 мм, при этом ширина другого участка не должна быть более 700 мм.

Примечание. Требования п.3.4 распространяются на сельскохозяйственные гусеничные тракторы, поставленные на производство после 01.07.92.

ГОСТ -2015 Система стандартов безопасности труда

________________
* Для колесных тракторов классов 5 и выше =17000 мм с соответствующим пересчетом значений и и сектора обзора (9500 мм).

3.5. Для машины углы обзора через окна кабины ( , и на черт.7) должны соответствовать значениям, приведенным в табл.3.

ГОСТ -2015 Система стандартов безопасности труда

При этом для машин с симметричным расположением кабины должна быть обеспечена видимость точек , , , по черт.7.

Для машин с асимметричным расположением кабины допускается обеспечение видимости либо точек и , либо точек и .

Углы обзора через часть лобового стекла, очищаемую стеклоочистителем ( и ), должны быть каждый не менее 20°.

Вертикальные перемычки между лобовым и боковыми стеклами, расположенные в пределах угла обзора , не должны ограничивать обзор каждая на угол больше 5°.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОСВЕЩЕННОСТИ

4.1. Тракторы и машины должны быть оборудованы фарами. Количество фар должно быть:

для тракторов не менее двух передних и двух задних;

для машин — по техническим условиям на конкретные модели машин.

4.2. Тракторы должны иметь транспортную и рабочую системы внешнего освещения, а машины — рабочую или рабочую и транспортную.

Указанные системы освещения должны включаться независимо. Рабочая система освещения должна обеспечивать освещенность участков поля при выполнении технологической операции, а транспортная — дороги.

4.3. Рекомендуемая освещенность, обеспечиваемая совместно с рабочей и транспортной системами освещения тракторов, указана на черт.8.

ГОСТ -2015 Система стандартов безопасности труда

________________
* Чертежи 9-14. (Исключены, Изм. 3).

4.4. Система освещения машин должна обеспечивать освещенность рабочих зон. Рекомендуемая освещенность указана в табл.4.

_______________
* Табл.5-8.(Исключены, Изм. 3).

Плоскость, в которой нормируется освещенность

Площадка в передней зоне обзора шириной, равной захвату рабочего органа, на расстоянии 10 м от него

Площадка в передней зоне обзора шириной 16 м на расстоянии 10 м от рабочего органа

Рабочие органы в поле зрения

Передняя зона обзора на ширине захвата рабочего органа на расстоянии 20 м от него

Зона выгрузки (загрузки) технологического продукта

4.2-4.4. (Измененная редакция, Изм. N 6).

4.5. (Исключен, Изм. N 6).

4.6. Рабочие фары должны быть установлены так, чтобы их свет не мешал оператору непосредственно или косвенно за счет отражения зеркалами заднего вида и другими светоотражающими поверхностями трактора.

4.7, 4.8. (Исключены, Изм N 3).

4.9. В конструкции тракторов и машин должна быть предусмотрена возможность подключения переносной лампы мощностью не менее 20 Вт.

Разделы 5, 6. (Исключены, Изм. N 3).

7. ТРЕБОВАНИЯ К УЗЛАМ И АГРЕГАТАМ

7.1. Система пуска двигателя должна соответствовать требованиям ГОСТ 19677 в части блокировки и ГОСТ 20000; приводиться в действие (за исключением системы предпускового подогрева) из кабины и быть пожаробезопасной.

При наличии пускового двигателя запуск его должен осуществляться из кабины.

7.2. Заправочные горловины топливных баков и системы охлаждения двигателей должны находиться вне кабин.

Расположение заправочных горловин должно быть таким, чтобы при заправке исключалось попадание топлива на части машин, способные его воспламенять.

Высота расположения заправочных горловин, аккумуляторов и инструментального ящика не должна быть более 1400* мм, а остальных мест обслуживания — 1600* мм от опоры для ног оператора (земли, подножки, пола кабины и других элементов конструкции).
________________
* Для тракторов и машин, поставленных на производство после введения в действие настоящего стандарта.

7.1, 7.2. (Измененная редакция, Изм. N 6).

7.3. (Исключен, Изм. N 3).

7.4. Выпускная система двигателя должна обеспечивать гашение искр в отработавших газах. В местах соединения прорыв газов и искр не допускается.

Все элементы выпускной системы двигателей следует конструктивно выполнять и располагать так, чтобы исключались скапливание на них и возможное возгорание технологических продуктов (сена, соломы, топлива, масла и др.) или имелась соответствующая защита (щиток-обтекатель и т.п.).

Струя отработавших газов не должна быть направлена на оператора, горючие массы или емкости с ними, а для колесных тракторов — в правую сторону по ходу движения вперед.

7.5. Конструкция капота или поднимаемых ограждений при поднятом их положении должна исключать возможность их самопроизвольного опускания.

7.6. Конструкция систем тракторов и машин должна исключать каплепадение масла, топлива и охлаждающей жидкости.

Допускается каплепадение из дренажных трубок (отверстий) в предназначенные для этого закрытые или заправочные емкости.

7.7. В конструкциях тракторов и машин должна быть предусмотрена аварийно-предупредительная сигнализация в соответствии с требованиями ГОСТ 20000*.
________________
* Для машин, техническое задание на проектирование которых утверждено после введения в действие настоящего стандарта.

7.8. Загрузка сельскохозяйственной продукции в транспортные средства и ее выгрузка из бункера машины должна обеспечивать без ручного выравнивания, подталкивания и исключать забрасывание продуктов на двигатель, горловину топливного бака, выхлопную трубу и глушитель.

7.9. Топливные баки машин должны быть приспособлены для механизированной заправки.

(Измененная редакция, Изм. N 3).

7.10. На тракторах и машинах для защиты от засорения и обеспечения доступа при очистке сердцевины радиатора, воздухозаборника, а также межреберного пространства цилиндров двигателей воздушного охлаждения технологическим продуктом (соломой, половой и т.п.) должны быть предусмотрены быстросъемные сетки и другие устройства, а на зерноуборочных комбайнах — самоочищающиеся воздухозаборники.

(Измененная редакция, Изм. N 4).

7.11. Двигатели должны быть оборудованы устройством для экстренной остановки при аварийных ситуациях.

7.12. Движущиеся, вращающиеся части или части, имеющие температуру выше 70 °С, кроме выхлопной трубы и глушителя, должны быть защищены ограждением. При этом ограждения с отверстиями должны соответствовать следующим условиям:

где — диаметр отверстия, мм;

— расстояние от движущихся или нагретых деталей до ограждения, мм.

При отверстиях в виде многоугольников вписанные в них окружности должны соответствовать тем же условиям, а любые диагонали многоугольников не должны превышать удвоенного диаметра.

7.13. Окраска тракторов и машин должна быть контрастной по сравнению с фоном окружающей среды.

Внутренние поверхности открываемых и съемных без применения инструмента защитных ограждений и кожухов, вращающихся деталей, снимаемых с применением инструмента, нерабочие поверхности движущихся деталей машин или поверхности смежных с ними неподвижных деталей, расположенных непосредственно под съемными или открывающимися без применения инструмента ограждениями, первичные средства пожаротушения, которыми комплектуются машины и тракторы, должны быть окрашены в сигнальные цвета (красный или желтый) по ГОСТ 12.4.026*.
________________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 12.4.026-2001 (здесь и далее).

Если для выполнения технологических процессов требуется обозначить габарит трактора или машины или ее отдельные части, следует применять окраску по ГОСТ 12.4.026 или в виде чередующихся красных и белых полос шириной от 30 до 80 мм, расположенных по диагонали; допускается применение для этой цели сигнальных щитков.

7.12, 7.13. (Измененная редакция, Изм. N 3).

7.14. Нерабочие поверхности деталей, движущихся только в процессе движения машины и не представляющих при этом опасности для оператора, а также поверхности их ограждений, предназначенных для защиты от наматывания технологического продукта, окрашиваются в основной цвет машины.

(Измененная редакция, Изм. N 6).

7.15. Электрооборудование тракторов и машин должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.007.0 и ГОСТ 3940.

7.16. Тракторы и машины должны иметь штепсельные разъемы в соответствии с требованиями ГОСТ 9200 и нормативного документа на них.

Открытые клеммы электрооборудования, кроме подключаемых к массе, должны иметь резиновые защитные колпачки по ГОСТ 19323 и ГОСТ 19324 или специальные колпачки по нормативному документу. В местах перехода через острые углы и кромки деталей электропроводка должна иметь дополнительную защиту изоляции от механических повреждений.

Монтаж и крепление электропроводки должны предотвращать повреждение ее изоляции.

7.17. Система электрооборудования должна обеспечивать включение «массы» с рабочего места оператора.

Допускается на машинах по согласованию с потребителем устанавливать включатель массы и управление им вне кабины.

7.18. Аккумуляторные батареи следует размещать вне кабины в местах, исключающих попадание на них токопроводящих материалов горючего технологического продукта и скопление газов.

7.19. Зерноуборочные комбайны и шасси с навесными молотилками с колесным движителем должны иметь заземление в соответствии с требованиями технических условий на них.

7.20. Над верхней частью гусеницы трактора по ширине дверного проема должна быть установлена горизонтальная опорная площадка, либо гусеница должна перекрываться кабиной на величину не менее 80% ее ширины*.
________________
* Требования не распространяются на болотоходные и мелиоративные модификации сельскохозяйственных тракторов.

Если между гусеницей и кабиной расположена подножка, то допускается площадку не устанавливать.

7.21. На тракторе и машине должна быть установлена табличка или нанесена надпись, содержащая порядок выполнения операций пожаротушения.

7.22. Части машин, подверженные забиванию технологическим продуктом и наматыванию его должны быть снабжены устройствами, уменьшающими эту вероятность, или приспособлениями, снижающими трудоемкость их очистки.

7.23. В местах возможного скопления горючего технологического продукта не допускается сухого трения и соударения деталей, приводящих к возгоранию.

7.24. Тракторы и машины должны быть снабжены автоматическими тягово-сцепными или быстросоединяемыми устройствами, позволяющими оператору осуществлять сцепку или навеску с агрегатируемыми орудиями*.
________________
* Для машин, технические задания на проектирование которых утверждены после введения в действие настоящего стандарта.

7.25. Колесные тракторы и машины должны быть оборудованы крыльями.

(Измененная редакция, Изм. N 3).

7.26. В пределах максимального перемещения оси подвеса должен быть обеспечен минимальный зазор безопасности =25 мм между раскосом и любым элементом трактора или навесной машины, а также угол — не менее 30° между элементами навесного устройства (черт.9).

Зазор безопасности и угол между элементами навесного устройства

ГОСТ -2015 Система стандартов безопасности труда

— угол между элементами навесного устройства

(Введен дополнительно, Изм. N 8).

8. ТРЕБОВАНИЯ ПРИ МОНТАЖЕ, ТРАНСПОРТИРОВАНИИ И ХРАНЕНИИ

8.1. Перевод в транспортное и рабочее положение машин должен обеспечиваться оператором с рабочего места.

8.2. Устройства для подъема рабочих органов машины должны стопориться и удерживать их в транспортном положении.

(Измененная редакция, Изм. N 6).

8.3. Тракторы и машины и их составные части, имеющие неудобную для зачаливания конструкцию, должны иметь устройства или места для зачаливания при подъеме, присоединения страховочных цепей и установки домкратов. Схемы зачаливания и присоединения страховочных цепей должны быть приведены на тракторе и машине и указаны в руководстве по эксплуатации. Места установки домкратов и присоединения страховочных цепей маркируют на тракторе и машине условными обозначениями или символами; допускается не маркировать на гусеничных тракторах места установки домкратов и присоединительных цепей.

(Измененная редакция, Изм. N 4).

8.4. Габаритные размеры тракторов и машин при движении по дорогам общей сети не должны быть более 2,5 м по ширине и 4 м по высоте.

Для колесных тракторов класса 5 и выше допускается увеличение ширины до 3,1 м с выполнением требований ГОСТ 12.4.026.

Транспортные габаритные размеры машин, которые предназначены только для работ в поле и выезд которых на дороги общей сети является исключением, не должны быть более 4,4 м по ширине и 4 м по высоте.

Сборочные единицы и детали тракторов и машин, которые при погрузке, транспортировании и выгрузке могут самопроизвольно перемещаться, должны иметь средства фиксации или быть легкосъемными.

(Измененная редакция, Изм. N 3, 7).

8.5. Уборочные машины должны иметь устройства, тележку или другие средства, обеспечивающие транспортирование жатки в соответствии с требованиями п.8.4. При этом должен быть предусмотрен перевод жатки в транспортное или рабочее положение персоналом, работающим на данной машине без применения самоходных грузоподъемных механизмов.

8.6. (Исключен, Изм. N 6).

8.7. Тракторы и машины, предназначенные для использования или движения по дорогам общей сети, должны быть оборудованы внешними световыми приборами: тракторы и машины, максимальная транспортная скорость которых выше 20 км/ч — по ГОСТ 8769, при скорости до 20 км/ч — по техническим условиям на конкретные модели машин.

(Измененная редакция, Изм. N 7).

8.8. Тракторы и машины, габаритная ширина которых превышает установленную в п.8.4, должны быть оборудованы сигнальными средствами в соответствии с «Правилами дорожного движения» и иметь в верхней точке мигающий или непрерывный световой сигнал оранжевого или желтого цвета, кроме машин, оборудованных фонарями знака «автопоезд».

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (обязательное). ПЕРЕЧЕНЬ ПЕРВИЧНЫХ СРЕДСТВ ПОЖАРОТУШЕНИЯ ТРАКТОРОВ И ЗЕРНОУБОРОЧНЫХ КОМБАЙНОВ

ПЕРЕЧЕНЬ ПЕРВИЧНЫХ СРЕДСТВ ПОЖАРОТУШЕНИЯ ТРАКТОРОВ
И ЗЕРНОУБОРОЧНЫХ КОМБАЙНОВ, ДЛЯ КОТОРЫХ ДОЛЖНЫ БЫТЬ
ПРЕДУСМОТРЕНЫ УСТРОЙСТВА ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ

Вид и количество пожарной техники первой помощи, шт.

Источник http://allgosts.ru/13/100/gost_12.2.019-2015
Источник Источник Источник http://www.sertrb.ru/docviewer.php?/document/1200012470

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожее

Модульная АГНКС. Революция в газовом оборудовании

Автомобильные газонаполнительные комплексы (АГНКС) становятся неотъемлемой частью современной инфраструктуры, способствуя переходу на более экологичные виды топлива. В рамках этой эволюции, модульные АГНКС выходят на передовой, предлагая инновационные решения и преимущества. Давайте рассмотрим, как эти системы меняют отрасль и в чем заключаются их основные преимущества. Преимущества Модульных АГНКС Модульные АГНКС предлагают ряд ключевых преимуществ, которые делают […]

Помощь системы ABS в управлении автомобилем

Помощь системы ABS в управлении автомобилем

Антиблокировочная тормозная система (ABS) — это электронная гидравлическая активная система защиты, которая поддерживает контролируемость и стабильность машины во время замедления, предотвращая блокирование колес. ABS исключительно действенная в пути с низким показателем сцепления, и в непогоду (гроза, лед). Анализ АБС — Antilock Brake System, которое буквально значит «антиблокировочная тормозная система». Посмотрим особенность процесса, важные элементы, а […]