ГОСТ -2013 Система стандартов безопасности труда

ГОСТ 12.2.102-2013 Система стандартов безопасности труда. Машины и оборудование лесозаготовительные и лесосплавные, тракторы лесопромышленные и лесохозяйственные. Требования безопасности, методы контроля требований безопасности и оценки безопасности труда

Текст ГОСТ 12.2.102-2013 Система стандартов безопасности труда. Машины и оборудование лесозаготовительные и лесосплавные, тракторы лесопромышленные и лесохозяйственные. Требования безопасности, методы контроля требований безопасности и оценки безопасности труда

Система стандартов безопасности труда

МАШИНЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫЕ И ЛЕСОСПЛАВНЫЕ, ТРАКТОРЫ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЕ И ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ

Требования безопасности, методы контроля требований безопасности и оценки безопасности труда

Occupational safety standards system
Machines and equipment for timber logging and floating
Safety requirements, control methods for safety requirements and evaluation of labour safety

Дата введения 2015-01-01*
______________________
* Поправка (ИУС N 2-2015).

Цели, основные принципы и порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» (ВНИИНМАШ)

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 44-2013 от 14 ноября 2013 г.)

За принятие стандарта проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Госстандарт Республики Казахстан

(Поправка. ИУС N 7-2019).

4. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 марта 2014 г. N 169-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 12.2.102-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 01 января 2015 г.

5 ВЗАМЕН ГОСТ 12.2.102-89

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

ВНЕСЕНЫ: поправка, опубликованная в ИУС N 2, 2015 год; поправка, опубликованная в ИУС N 7, 2019 год

Поправки внесены изготовителем базы данных

1 Область применения

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на лесозаготовительные (кроме самоходных машин для леса, требования к которым установлены в ГОСТ ISO 11850), осмолозаготовительные и лесосплавные машины и оборудование (далее — машины), лесопромышленные и лесохозяйственные тракторы, их модификации, лесопромышленные модификации промышленных тракторов (далее — тракторы), машины и оборудование для нижних лесопромышленных складов и устанавливает требования, обеспечивающие безопасные условия труда при их эксплуатации, техническом обслуживании, монтаже и транспортировании, а также методы контроля требований безопасности и оценки безопасности труда.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 8.002-86 Государственная система обеспечения единства измерений. Государственный надзор и ведомственный контроль за средствами измерений. Основные положения

ГОСТ 12.0.004-90 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения

ГОСТ 12.1.003-83 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования.

ГОСТ 12.1.012-2004 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.030-81 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Защитное заземление, зануление

ГОСТ 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.007.0-75 Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.011-75 Система стандартов безопасности труда. Машины строительные и дорожные. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.040-79 Система стандартов безопасности труда. Гидроприводы объемные и системы смазочные. Общие требования безопасности к конструкции

ГОСТ 12.2.064-81 Система стандартов безопасности труда. Органы управления производственным оборудованием. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.086-83 Система стандартов безопасности труда. Гидроприводы объемные и системы смазочные. Общие требования безопасности к монтажу, испытаниям и эксплуатации

ГОСТ 12.2.101-84 Система стандартов безопасности труда. Пневмоприводы. Общие требования безопасности к конструкции

ГОСТ 12.2.120-2005 Система стандартов безопасности труда. Кабины и рабочие места операторов тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.3.001-85 Система стандартов безопасности труда. Пневмоприводы. Общие требования безопасности к монтажу, испытаниям и эксплуатации

ГОСТ 12.3.002-75 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.4.026-76 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные и знаки безопасности

ГОСТ 8769-75 Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости

ГОСТ 15594-80 Лесопогрузчики челюстные гусеничные перекидного типа. Технические условия

ГОСТ 22789-94 Устройства комплектные низковольтные. Общие технические требования и методы испытаний

ГОСТ 22902-78 Система «человек-машина». Отсчетные устройства индикаторов визуальных. Общие эргономические требования

ГОСТ 27258-87 Машины землеройные. Зоны комфорта и досягаемости органов управления

ГОСТ 31593-2012 Машины и оборудование для нижних лесопромышленных складов. Требования безопасности. Методы контроля

ГОСТ 31594-2012 Машины лесозаготовительные, тракторы лесопромышленные и лесохозяйственные. Методы контроля требований безопасности

ГОСТ ИСО 2867-2002* Машины землеройные. Системы доступа
________________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 2867-2011, здесь и далее по тексту. — .

ГОСТ ИСО 5353-2003* Машины землеройные, тракторы и машины для сельскохозяйственных работ и лесоводства. Контрольная точка сиденья
________________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 5353-2012, здесь и далее по тексту. — .

ГОСТ EN 13525-2012 Машины для лесного хозяйства. Машины для измельчения древесины. Требования безопасности

ГОСТ ISO 3463-2013* Тракторы для сельскохозяйственных работ и лесоводства. Устройства защиты при опрокидывании (ROPS). Метод динамических испытаний и условия приемки
________________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 3463-2008, здесь и далее по тексту. — .

ГОСТ ISO 5010-2011 Машины землеройные. Системы рулевого управления колесных машин

ГОСТ ISO 5700-2013* Тракторы для сельскохозяйственных работ и лесоводства. Устройства защиты при опрокидывании (ROPS). Метод статических испытаний и условия приемки
________________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 5700-2008, здесь и далее по тексту. — .

ГОСТ ISO 11169-2011 Машины для лесного хозяйства. Колесные машины специального назначения. Словарь, методы определения эксплуатационных характеристик и критерии оценки тормозных систем

ГОСТ ISO 11512-2011 Машины для лесного хозяйства. Специальные гусеничные машины. Критерии оценки рабочих характеристик тормозных систем

ГОСТ ISO 11850-2011 Машины для леса самоходные. Требования безопасности

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю «Национальные стандарты», составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Общие требования

3.1 Машины и тракторы следует изготавливать в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.003 и ГОСТ 12.1.004.

3.2 Машины и тракторы должны оборудоваться оградительными устройствами, обеспечивающими травмобезопасные условия труда при их эксплуатации, техническом обслуживании и транспортировании машин и тракторов.

Ограждения защитные — по ГОСТ 12.2.062.

3.3 Опасные конструктивные элементы машин и тракторов, нерабочие поверхности движущихся деталей под защитным ограждением, внутренние поверхности ограждений, открываемых или снимаемых без применения инструмента, должны быть окрашены в сигнальные цвета по ГОСТ 12.4.026.

3.4 Гидроприводы и смазочные системы машин и тракторов должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.040 и ГОСТ 12.2.086.

3.5 Пневмоприводы машин и тракторов должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.3.001 и ГОСТ 12.2.101.

3.6 Детали и сборочные единицы пневмо- и гидросистем машин и тракторов следует располагать в местах, исключающих возможность их механического повреждения, или ограждать в необходимых случаях специальными защитными устройствами.

3.7 Высота расположения мест обслуживания не должна быть более 1600 мм от опоры для ног персонала. В качестве опоры следует использовать опорные площадки или элементы конструкции машин и тракторов, имеющие противоскользящее исполнение и размеры не менее 300х80 мм.

Для машин на гусеничном ходу и гусеничных тракторов допускается использование в качестве опорной площадки верхней ветви гусеницы.

3.8 Требования к системе доступа

3.8.1 Требования к системам доступа тракторов и машин — по ГОСТ ИСО 2867.

3.8.2 Система доступа должна обеспечивать человеку три точки опоры, если платформа или рабочая поверхность находится выше 550 мм над землей.

3.8.3 Поручни должны устанавливаться так, чтобы вокруг рабочей поверхности было свободное пространство не менее 50 мм.

Длина рабочей поверхности поручня должна быть не менее 120 мм, диаметр — не менее 15 мм. Если поручень имеет некруглое сечение, то радиус скругления кромок должен быть не менее 3 мм.

3.8.4 Рабочая поверхность поручней и скоб должна начинаться на высоте не более 1,6 м над соответствующей опорной поверхностью.

3.8.5 Система доступа должна исключать возможность использования органов управления в качестве точки опоры.

3.6* Машины и тракторы должны быть снабжены комплектом приспособлений и инструментов, обеспечивающих безопасное ежесменное техническое обслуживание, и иметь отсек или специальное место (места) для их хранения.
_______________
* Нумерация соответствует оригиналу. — .

4 Требования к самоходным и передвижным машинам и тракторам

4.1 Требования к кабине и рабочему месту

Требования к кабинам и рабочим местам тракторов и машин — по ГОСТ 12.2.120, ГОСТ ISO 11850 и п.4.1 настоящего стандарта.

4.1.1 Для колесных лесохозяйственных тракторов допускается устройство защиты при опрокидывании (ROPS) по ГОСТ ISO 3463 и ГОСТ ISO 5700.

4.1.2 Минимальное рабочее пространство вокруг оператора ограничено внутренними размерами конструкций, ограждающих оператора. Границы минимального рабочего пространства вокруг оператора, ограниченного ограждающими конструкциями (например, кабиной, устройствами ROPS, FOPS), показаны на рисунке 1 для оператора в положении сидя и на рисунке 2 для оператора в положении стоя. Размеры приведены относительно контрольной точки сиденья (SIP) согласно требованиям ИСО 5353. Схема очертаний минимального рабочего пространства не определяет конфигурации ограждающей конструкции.

Рисунок 1. Границы нормированного минимального рабочего пространства вокруг оператора, ограниченного ограждающими конструкциями. Оператор в положении сидя

ГОСТ -2013 Система стандартов безопасности труда

1 — интерьер рабочего пространства (ISE); 2 — контрольная точка сиденья (SIP)

Примечание — Размеры по ширине являются симметричными. Значения размеров — по таблице 1.

Рисунок 1. Границы нормированного минимального рабочего пространства вокруг оператора, ограниченного ограждающими конструкциями. Оператор в положении сидя

Рисунок 2 — Границы нормированного минимального рабочего пространства вокруг оператора, ограниченного ограждающими конструкциями. Оператор в положении стоя

ГОСТ -2013 Система стандартов безопасности труда

1 — интерьер рабочего пространства (ISE)

Примечание — Размер — по таблице 1. Размеры рабочего пространства по ширине и зазор для органов управления показаны на рисунке 1.

Рисунок 2 — Границы нормированного минимального рабочего пространства вокруг оператора, ограниченного ограждающими конструкциями. Оператор в положении стоя

Таблица 1 — Размеры (см. рисунки 1 и 2)

Расстояние от SIP до потолка кабины в поперечной плоскости:

— оператор в защитной каске, сиденье имеет подвеску и регулировку;

— оператор не имеет защитной каски, сиденье имеет подвеску и регулировку

Радиус закругления в месте соединения внутренних стенок кабины друг с другом и с потолком

Расстояние до задней стенки кабины

Расстояние по горизонтали между SIP и границей потолка в точке

Расстояние по вертикали от SIP до нижней границы верхней части боковых стенок кабины

Расстояние по вертикали от SIP до нижней границы верхней части боковых стенок кабины

Ширина пространства для ног

Зазор для предплечья руки в верхнем боковом пространстве кабины

Зазор между кабиной и обувью оператора для любого положения педали и ножного органа управления

Минимальное расстояние от SIP до окна, находящегося сверху и сзади головы оператора, должно быть 920 мм.

По меньшей мере (ГОСТ -2013 Система стандартов безопасности труда) мм, где равно 0,5 значения продольной регулировки сиденья. См. 5.2.5.

Это расстояние должно быть равно или меньше расстояния по вертикали между SIP и верхом сиденья с регулируемой спинкой, установленной в самую низкую позицию.

4.1.3 В кабинах машин и тракторов должны быть предусмотрены устройства, обеспечивающие при отрицательной температуре наружного воздуха устранение запотевания и обледенения передних и задних стекол в зонах, очищаемых стеклоочистителями.

Для кабин, установленных на поворотной платформе, допускается обдув только передних стекол.

4.1.4 Боковую дверь кабины следует навешивать на петлях, расположенных с задней стороны по ходу движения, и открывать наружу с рабочего места при повороте ручки на себя или вверх.

В технически обоснованных случаях для колесных машин и колесных тракторов допускается навешивать дверь на петлях, расположенных на передней части дверного проема.

4.1.5 Окна кабин машин со стороны рабочих механизмов по требованию потребителя должны иметь с наружной стороны легкосъемные ограждения или застеклены стеклами повышенной прочности. Ограждения или стекла должны выдерживать в течение 1 мин статическую нагрузку не менее 1,78·10 Н.

4.1.6 В кабинах должны быть предусмотрены места для личных вещей и, по требованию потребителя, для установки радиоприемника и антенны.

4.1.7 Уровни шума на рабочем месте машиниста (тракториста) при использовании машины и (или) трактора на основных технологических операциях — по ГОСТ 12.1.003.

4.1.8 Параметры вибрации на рабочем месте машиниста (тракториста) при использовании машины и (или) трактора на основных технологических операциях — по ГОСТ 12.1.012.

4.1.9 Потолок кабины должен иметь умягченную обивку.

4.1.10 Пол кабины должен быть покрыт резиновым рифленым ковриком.

4.1.11 Конструкция кабины должна обеспечивать с рабочего места обзорность рабочих органов и зон наблюдения, необходимых для выполнения технологических операций в зависимости от назначения машины. Требования к обзорности — по ГОСТ ISO 11850.

4.2 Требования к органам управления

4.2.1 Органы управления должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.064, ГОСТ ISO 11850 и ГОСТ 12.2.120.

4.2.2 Для машин и тракторов с реверсивным постом управления центры рукояток и педалей органов управления должны во всех рабочих положениях располагаться в зонах по ГОСТ 27258: основных, часто используемых органов управления — в пределах зоны комфорта, а вспомогательных органов управления — в пределах зоны досягаемости.

При электрогидравлической, гидрогидравлической и других аналогичных системах управления органы ручного управления рекомендуется располагать в зонах, указанных на рисунке 3.

Рисунок 3 — Рекомендуемые зоны расположения органов ручного управления при электрогидравлической, гидрогидравлической и других аналогичных системах управления

ГОСТ -2013 Система стандартов безопасности труда

Рисунок 3 — Рекомендуемые зоны расположения органов ручного управления при электрогидравлической, гидрогидравлической и других аналогичных системах управления

4.2.3 При реверсивном посте управления должна предусматриваться возможность установки по требованию потребителя дублированных педалей подачи топлива, сцепления и тормозов.

4.2.4 Рычаги управления гидрораспределителями должны при освобождении рукояток возвращаться из рабочих положений в исходное, если техническими условиями на машину и (или) трактор не предусмотрена их фиксация в рабочих положениях.

4.2.5 Органы управления, воздействие на которые одновременно или не в установленной последовательности может приводить к аварийной ситуации или повреждению машины и (или) трактора, должны взаимно блокироваться.

Блокировка не должна распространяться на органы управления, служащие для остановки машины и (или) трактора или любого элемента оборудования. Конструкция органа управления должна исключать возможность его перемещения из установленного положения вследствие вибрации машины и (или) трактора.

4.2.6 Электро- или гидрогидравлическая система управления технологическим оборудованием должна иметь блокировку, исключающую возможность его непреднамеренного включения.

4.2.7. Параметры локальной вибрации на органах управления должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.012.

4.3 Требования к электрооборудованию, сигнальным и световым устройствам

4.3.1 Машины и тракторы должны быть оборудованы фарами для работы в темное время суток.

Фары должны иметь защиту от механических повреждений.

Требования к освещенности — по ГОСТ ISO 11850.

4.3.2 В систему электрооборудования должна входить установка выключателя массы и розетка для подключения переносной лампы мощностью не менее 20 Вт.

4.3.3 Машины и тракторы должны иметь звуковой сигнал с уровнем звука не менее 110 дБА.

4.3.4 Контрольно-измерительные приборы должны соответствовать требованиям ГОСТ 22902 и располагаться в удобном для обзора месте.

4.3.5 Аккумуляторные батареи должны быть легкодоступны и расположены так, чтобы исключить возможность попадания паров и кислот в кабину оператора даже в случае опрокидывания трактора или машины и попадание на них токопроводящих материалов, горючесмазочных продуктов и скопления газов. Аккумуляторные батареи должны иметь приспособления для удобства их установки и съема.

4.3.6 Колесные машины и колесные тракторы должны быть оборудованы внешними световыми приборами, сигналами торможения, габаритными огнями, указателями поворота. Их число, расположение, цвет и видимость — по ГОСТ 8769.

4.3.7 Электропроводка в местах перехода через острые углы и кромки деталей должна иметь дополнительную защиту изоляции от механических повреждений. Монтаж и крепление электропроводки должны предотвращать повреждение ее изоляции.

4.3.8 Колесные машины и колесные тракторы, эксплуатируемые с прицепом или полуприцепом, по требованию заказчика должны быть снабжены штепсельными разъемами для подключения электрооборудования и тормозной системы прицепов и полуприцепов.

4.4 Специальные требования

4.4.1. Углы поперечной и продольной статической устойчивости для тракторов должны быть не менее 35°. Для машин углы должны указываться в технических условиях на конкретные модели машины.

4.4.2 Машины и тракторы должны быть окрашены в контрастный по сравнению с фоном окружающей среды цвет.

4.4.3 Машины и тракторы должны оборудоваться блокирующими устройствами, исключающими возможность запуска двигателя при включенной механической передаче.

Необходимость установки других блокирующих устройств, обеспечивающих безопасность обслуживающего персонала при эксплуатации машин и тракторов, должна указываться в технических условиях на конкретные модели.

4.4.4 Машины и тракторы, предназначенные для работы в горной местности, по требованию потребителя должны оборудоваться ограждением, защищающим кабину от возможного перемещения на нее транспортируемой древесины, а также сигнализаторами опасного крена.

4.4.5 Тормозные системы колесных машин должны соответствовать требованиям ГОСТ ИСО 11169, а тормозные системы гусеничных машин — требованиям ГОСТ 11512.

4.4.6 Рулевое управление колесных тракторов и машин — по ГОСТ ИСО 5010.

4.4.7 Противопожарная безопасность — по ГОСТ ISO 11850.

4.4.8 Уровень внешнего шума машин и тракторов на колесном ходу, измеренный на расстоянии 7,5 м от их продольной оси, не должен быть более 85 дБА.

4.4.9 Машины строительные и дорожные — по ГОСТ 12.2.011.

4.4.10 Лесопогрузчики челюстные гусеничные перекидного типа — по ГОСТ 15594.

4.4.1* На колесных машинах и колесных тракторах места для установки домкратов должны быть обозначены контрастным цветом по сравнению с их общей окраской.
_______________
* Нумерация соответствует оригиналу. — .

4.4.12 На сборочных единицах (или около них), снятие которых может привести к опрокидыванию машины, должна быть предупредительная надпись, например: «При снятии поставить упоры», «Опустить аутригеры».

4.4.14* Машины и тракторы следует оборудовать блокирующими устройствами, исключающими работу гидросистемы навесного технологического оборудования, или сигнализацией при понижении уровня гидрожидкости в баке более половины.
_______________
* Нумерация соответствует оригиналу. — .

Необходимость установки этих устройств должна быть предусмотрена в техническом задании на проектирование.

4.4.15 Общие требования безопасности машин для измельчения древесины — по ГОСТ EN 13525.

4.4.16 Передвижные рубительные машины следует оснащать механизмом подачи древесины в рабочий орган.

При отсутствии загрузочного механизма манипуляторного типа должны быть предусмотрены устройства, исключающие обратный выброс и боковые перемещения перерабатываемой древесины.

4.4.17 Конструкция рубительных машин должна обеспечивать удобства и безопасность установки (регулировки) щепопроводов и отражательного козырька в рабочих положениях.

4.4.18 Привод рабочего органа рубительной машины должен быть оснащен тормозным устройством. Время остановки рабочего органа машины от начала торможения — не более 30 с.

Время открытия смотровых люков и съемных кожухов должно быть больше времени фактического торможения на 6 с.

4.4.19 Лесовозные автопоезда должны иметь устройства (ограждения и т.п.), предотвращающие перемещение транспортируемой древесины на кабину во время движения автопоезда.

4.4.20 Стойки коников лесовозных автопоездов должны оборудоваться замками, открывающимися с противоположной стороны разгрузки.

При вывозке сортиментов стойки коников должны снабжаться увязочными устройствами, пользование которыми должно осуществляться с земли.

4.4.21 Лесовозные автопоезда, предназначенные для вывозки древесины в хлыстах (деревьях с кроной), должны снабжаться инвентарным увязочным приспособлением для обвязки воза между кониками.

4.4.22 Лесовозные автопоезда, оборудованные манипуляторами для погрузки и выгрузки леса, должны иметь аутригеры.

4.4.23 Тягач лесовозного автопоезда должен оборудоваться задними выдвижными фарами, обеспечивающими в темное время суток требуемую освещенность погружаемого воза по всей его высоте и длине в соответствии с нормативно-технической документацией.

4.4.24 Лесовозный автопоезд должен оборудоваться устройством для обеспечения видимости задней части воза в темное время суток.

4.4.25 Рабочее место водителя самозагружающегося лесовозного автопоезда, размещенное на колонке манипулятора, должно иметь защитное ограждение ног и рук, а также защиту от атмосферных осадков и ветра.

4.4.26 Лесовозные большегрузные автопоезда (одно и многокомплектные) должны оборудоваться внешними световыми приборами в соответствии с ГОСТ 8769, а также опознавательными знаками состава транспортного средства в соответствии с Правилами дорожного движения. Лесовозные многокомплектные автопоезда дополнительно должны оборудоваться проблесковым маячком желтого цвета, устанавливаемым на кабине тягача.

4.5 Руководство по эксплуатации — по ГОСТ ISO 11850.

4.6 Предупреждающие знаки и надписи — по ГОСТ ISO 11850.

5 Требования к машинам и оборудованию для нижних лесопромышленных складов

Требования к машинам и оборудованию для нижних лесопромышленных складов — по ГОСТ 31593.

6 Требования к лесосплавным машинам

6.1 Конструкция, производственные процессы изготовления лесосплавных машин должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.003.

6.2 Уровни звукового давления на рабочих местах машин на плавучем основании — по ГОСТ 12.1.003 и нормативным документам государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие настоящего стандарта.

6.3 Уровни вибрации на рабочих местах машин — по ГОСТ 12.1.012, для судов и машин на плавучем основании — по нормативным документам государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие настоящего стандарта.

6.4 Края рабочих площадок машин на плавучем основании должны быть оборудованы упорными брусьями высотой не менее 50 мм.

Места, не связанные с производством работ, должны быть ограждены леерами. В леерном ограждении необходимо предусматривать закрывающиеся входы.

6.5 На сортировочно-сплоточно-формировочных и сплоточных машинах должны быть предусмотрены трапы для прохода к месту обвязки пучков.

6.6 Машины на плавучем основании на период автономного плавания и во время буксировки должны иметь сигнальные огни на высоте не менее 2 м над палубными надстройками, видимые по горизонту на 360°; машины длиной до 50 м — один белый огонь, свыше 50 м — по одному белому огню на носу и корме.

Дноуглубительные и дноочистительные машины должны иметь один зеленый огонь на мачте, видимый по горизонту на 360°.

6.7 Конструкция машин должна обеспечивать возможность их зачаливания для буксирования.

6.8 Самоходные машины на плавучем основании должны быть оборудованы сигнализаторами опасного крена.

6.9 В местах размещения брашпилей, шпилей, кнехтов и в районе движения якорной цепи от брашпиля до клюза на расстоянии не менее 600 мм не должно быть выступающих конструкций: комингсов, люков, вентиляционных головок и т.д.

6.10 В понтонах плавучих оснований следует предусматривать водонепроницаемые отсеки, предохраняющие от возможного затопления при механическом повреждении любого отсека понтона.

У каждого отсека понтона должно быть контрольное закрывающееся отверстие для проверки его водонепроницаемости без вскрытия люков. Диаметр отверстия должен быть достаточным для откачки через него воды средствами осушения. Машины должны быть снабжены ручными помпами, а при наличии автономного источника энергии — электромеханическими средствами осушения.

6.11 Уплотнение дверей, горловин, палубных люков, окон и иллюминаторов должно обеспечивать их водонепроницаемость. Двери должны быть фиксированы в начальном и конечном положениях.

6.12 Подвижные мосты, стойки, тележки должны быть снабжены опорными деталями.

6.13 Металлическая палуба лесосплавных машин на плавучем основании в проходах и на рабочих местах должна иметь рифление или покрываться мастикой, исключающей скольжение.

6.14 При невозможности установки постоянных переходов следует предусмотреть откидные мостики, сходни или трапы, оборудованные поручнями.

6.15 Системы: освещения, водоснабжения, фоново-сточная* вентиляции и отопления судов и самоходных машин должны соответствовать нормативным документам государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие настоящего стандарта.
_______________
* Текст документа соответствует оригиналу. — .

6.16 На машинах, работающих на плаву, должны быть места для удобного размещения комплектов спасательных, противопожарных, аварийных средств и средств оказания первой медицинской помощи.

6.17 Лесосплавные машины должны иметь специально оборудованные отсеки для хранения легковоспламеняющихся материалов и жидкостей.

6.18 Размеры кабин лесосплавных машин должны устанавливаться в нормативно-технической документации на машины конкретного типа.

6.19 Машины на плавучем основании должны быть оборудованы ящиками для сбора ветоши и обтирочного материала и ящиками с песком, используемыми для исключения скольжения при работе в условиях обледенения.

6.20 Для безопасной очистки окон помещении машин необходимо предусматривать следующие устройства: скоб-трапы, лестницы, переносные подставки.

6.21 У корпусов машин на плавучем основании и их механизмов, соприкасающихся с водой, должны быть водостойкие лакокрасочные покрытия в соответствии с ГОСТ 9.032.

6.22 Машины на плавучем основании должны быть снабжены устройствами по сбору подсланевых и других сточных вод, образующихся в процессе эксплуатации.

6.23 Требования к плавающим тракторам для лесосплава устанавливают в нормативно-технической документации.

7 Требования к силовым установкам

7.1 Двигатель машины и трактора должен быть оборудован системой для запуска его с рабочего места оператора

Требования к системе запуска двигателя — по ГОСТ ISO 11850.

На машинах с расположением силовых установок сзади кабины допускается их запуск с нерабочего места оператора.

7.2 Выпускная система двигателя должна обеспечивать гашение искр до выхода отработавших газов в атмосферу.

7.3 Выхлопную трубу и глушитель шума отработавших газов двигателя не следует располагать в зоне наблюдения оператора за ходом выполнения основных технологических операций. Струя отработавших газов не должна быть направлена на кабину и транспортируемую древесину.

7.4 Откидные крышки люков капота, поднимаемые ограждения должны иметь надежную фиксацию в поднятом положении.

7.5 Двигатель, по требованию потребителя, должен быть оборудован средствами для облегчения его запуска в зимний период.

7.6 Конструкция системы питания, смазки и охлаждения должна исключать подтекание топлива, масла и охлаждающей жидкости.

7.7 Топливный, масляный баки и радиатор системы охлаждения должны быть приспособлены для механизированной заправки.

Заправочные горловины топливного, масляного баков и радиатора системы охлаждения должны находиться вне кабины и располагаться на высоте не более 1100 мм от опоры для ног машиниста (тракториста).

7.8 Электросиловые установки, электрооборудование, электропроводка, измерительные приборы машин и оборудования должны соответствовать требованиям правил устройства электроустановок, утвержденным Госэнергонадзором, а также ГОСТ 12.2.007.0 и ГОСТ 22789.

Защитное заземление, зануление — по ГОСТ 12.1.030.

8 Требования к устройствам для монтажа и транспортирования

8.1 Навесное технологическое оборудование машины или трактора должно надежно удерживаться или механически стопориться в транспортном положении.

8.2 Сборочные единицы и детали машины или трактора, которые могут самопроизвольно перемещаться при погрузке, транспортировании и выгрузке, должны иметь средства фиксации или быть легкосъемными.

8.3 Конструкция машин и тракторов, сборочных единиц массой более 20 кг должна быть приспособлена для захвата их грузоподъемными средствами. Схемы строповки машин (тракторов) должны быть приведены в руководстве по их эксплуатации и (или) на их корпусе.

8.4 Самоходные машины и тракторы по требованию потребителя должны иметь прицепные устройства.

8.5 Конструкция машин и тракторов должна обеспечивать возможность их транспортирования железнодорожным, автомобильным и водным транспортом в соответствии с требованиями, действующими при перевозке на этих видах транспорта.

9 Методы контроля требований безопасности и оценки безопасности труда

Методы испытаний тракторов и машин — по ГОСТ 31594 и разделу 9 настоящего стандарта.

Примечание — Поверхности, предназначенные для охвата рукой, изготовленные из неметаллических материалов (например, резины или полимеров) считаются соответствующими требованиям п.4.9 ГОСТ 31593 и п.5.13 ГОСТ 12.2.120 в части теплопроводности.

9.1 Общие положения

9.1.1 Оценку показателей безопасности и условий труда конструкций машин и тракторов при испытаниях проводят осмотром, опробированием и измерениями.

9.1.2 Объемы оценки и контроля на машины конкретного типа или трактора устанавливают в программе испытаний, утвержденной в установленном порядке.

9.1.3 Испытаниям подвергают машины и тракторы, полностью укомплектованные в соответствии с технической документацией и прошедшие обкатку в установленном объеме.

9.1.4 Оценку и контроль параметров безопасности конструкций машин и тракторов проводят путем сравнения значений параметров, полученных при испытаниях по настоящему стандарту, со значениями, установленными в нормативно-технической документации.

9.1.5 Средства измерений и инструменты, применяемые при испытаниях, должны отвечать требованиям соответствующей нормативно-технической документации и ГОСТ 8.002.

9.1.6 Общие требования безопасности при проведении испытаний — по ГОСТ 12.3.002.

9.1.7 Персонал, участвующий в испытаниях, должен быть обучен в порядке, установленном ГОСТ 12.0.004.

9.2 Оценка параметров безопасности

9.2.1 Измерениями определяют:

— люфт рулевого колеса;

— осадку машин на плавучих основаниях.

9.2.1.1 Определение люфта рулевого колеса

9.2.1.1.1 Измерение люфта рулевого колеса проводят на стоянке при положении колес, соответствующем движению машины или трактора по прямой.

При наличии усилителя рулевого управления измерения проводят при работающем двигателе.

9.2.1.1.2 Люфт рулевого колеса измеряют динамометром-люфтомером, поворачивая рулевое колесо по часовой стрелке и против нее. Усилие воздействия на динамометрические рукоятки динамометра-люфтомера должна быть 10 Н.

9.2.1.1.3 За результат измерения принимают суммарный угол отклонения стрелки динамометра-люфтомера вправо и влево от нулевого деления.

9.2.1.1.4 За оценочный показатель принимают среднее арифметическое результатов трех измерений.

9.2.1.1.5 Абсолютная погрешность измерений люфта рулевого колеса 1°.

9.2.1.2 Методы определения осадки машин на плавучем основании

9.2.1.2.1 Осадку понтонов сортировочно-сплоточных машин определяют в метрах как разность между высотой борта машины и подводной части борта , а именно: ГОСТ -2013 Система стандартов безопасности труда. Высоту борта измеряют в начале, середине и конце каждого понтона.

Измерения проводят в штиль мерной линейкой.

9.2.1.2.2 Осадку плашкоутов без груза измеряют в штиль мерной линейкой.

9.2.1.2.3 Измерения выполняют в четырех точках плашкоута: в носу, корме, диаметральной плоскости и по бортам в миделевом сечении. Среднее значение составляет осадку плашкоута без груза.

9.2.1.2.4 Осадку топлякоподъемного агрегата определяют в двух местах по обоим бортам на расстоянии 1,5 м от кормы, 3,5 м от носа. Осадку агрегата определяют как среднеарифметическое значение всех измерений.

9.2.1.2.5. Для измерения осадки топлякоподъемного агрегата с грузом к стреле крана подвешивают контрольный груз массой 4000 кг, стрелу разворачивают на корму и устанавливают под углом 45° к диаметральной плоскости.

9.2.1.2.6 Для определения глубины опускания грузозахватного органа топлякоподъемного агрегата стрелу устанавливают под углом наклона 30°, а грузозахватный орган опускают до горизонта воды. Затем подсчитывают количество витков, оставшихся на барабане грейферной лебедки, за вычетом двух витков.

Диаметр барабана лебедки измеряют рулеткой.

9.2.1.2.7 Максимальный вылет стрелы от борта и от кормы топлякоподъемного агрегата измеряют на плашкоуте, пришвартованном с этой целью к борту или корме агрегата.

Измерения проводят рулеткой от отвеса, закрепленного на оси крюка, до борта или кормы агрегата. Перед измерением стрела должна быть опущена в крайнее положение до срабатывания конечного выключателя, установленного на стрелоподъемной лебедке.

9.2.2 Остойчивость плавающих машин и машин на плавучем основании определяют в соответствии с программой и методикой, согласованных в установленном порядке.

9.3 Оценка параметров условий труда

9.3.1 Оценка параметров условий труда в машинном отделении машин на плавучем основании проводят при номинальном режиме работы энергетической установки.

9.3.2 Измерения эквивалентного шума на рабочих местах проводят по методикам, согласованным в установленном порядке.

9.3.3 В период измерений влажность и температура воздуха, атмосферное давление должны соответствовать указанным в нормативно-технической документации на средства измерения.

Не допускается проводить оценку параметров условий труда при скорости ветра более 5 м/с или во время выпадения атмосферных осадков.

Оценка параметров условий труда на лесосплавных машинах на плавучем основании проводят при волнении или ветре не более 3 баллов.

9.4 Оформление результатов оценки

Полученные в процессе испытаний материалы по конкретному типу машины (трактора) оформляют в виде протокола испытаний, в котором делают выводы о соответствии ее конструкции требованиям действующих стандартов, санитарных норм, техническим условиям на изготовление и другой нормативно-технической документации и о возможности воздействия на работающих вредных и опасных производственных факторов.

УДК 630.377.4:658.382.3:006.354 МКС 13.100

Ключевые слова: лесозаготовительные машины, лесопромышленные тракторы, лесохозяйственные тракторы, требования безопасности

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена

Защитные устройства кабин лесозаготовительных машин

Повышение энергонасыщенности лесных машин и скорости выполнения технологических и транспортных операций влечет интенсификацию труда оператора, на эффективность работы которого влияют вибрация, шум, вредные примеси в воздухе, сильное мышечное и нервно-эмоциональное напряжение, а сам он подвергается риску получения повреждений в случае опрокидывания машины или падения на кабину спиленного дерева.

Для улучшения условий труда и повышения безопасности труда операторов техники во всех развитых странах введены требования по установке на тракторах (колесных и гусеничных) защитных кабин и устройств.

Установка защитных кабин, оснащение их средствами нормализации микроклимата и оборудованием, улучшающим условия работы и повышающим безопасность труда, а также шумоизоляция кабин привели к значительному увеличению их массы (она составляет 5–10% массы трактора). Таким образом, при разработке кабин рациональной конструкции необходимо решать противоречивые задачи.

С одной стороны, повышение прочности кабины для защиты оператора при опрокидывании машины или падении дерева, как правило, достигается увеличением массы кабины и размера поперечных сечений несущих элементов каркаса.

С другой стороны, для повышения долговечности кабины, снижения динамических нагрузок на остов трактора и выполнения экономических требований необходимо уменьшать металлоемкость конструкции, а для выполнения требований по обзорности – уменьшать поперечные размеры несущих элементов каркаса.

Одно из возможных направлений решения этой проблемы – установка энергопоглощающих устройств в разных местах кабины, в частности, по контуру, в опорах крепления к раме трактора и т. п. Эти устройства поглощают значительную часть энергии в момент удара при опрокидывании трактора или падении на его кабину спиленного дерева. Использование энергопоглощающих устройств позволяет уменьшить металлоемкость трелевочной машины.

Тип аварийной ситуации, характерной для эксплуатации машины, определяет конструктивное исполнение защитной конструкции, метод ее испытаний. Так, для колесных сельскохозяйственных тракторов с классической схемой компоновки типично опрокидывание набок, на передний угловой стык и назад; причем при опрокидывании трактор может совершить несколько оборотов. Отсюда требования к защитной конструкции кабины и ее конструктивное исполнение, предохраняющее оператора при опрокидывании трактора и ударе кабины о почвогрунт боковой, передней или задней стороной и при переворачивании через крышу. Методы испытаний также имитируют нагружение защитной кабины этого типа машин на стенде в определенной последовательности: сбоку, спереди и сверху.

Для промышленных тракторов типичны аварийные ситуации с боковым опрокидыванием и переворачиванием через крышу кабины, а также падение камней на крышу при работе в карьерах или на горных разработках. Поэтому в конструкцию кабины включают прочные боковые стойки, а крышу изготавливают в виде плоской решетчатой рамы или из толстого стального листа. Метод лабораторных испытаний предус­матривает приложение к верху боковой стенки и крыше кабины горизонтальной и вертикальной статических нагрузок в соответствии с массой трактора, а также сбрасывание стандартизованного груза на крышу кабины с определенной высоты.

Для гусеничных лесных тракторов характерны следующие аварийные ситуации: падение на кабину или капот двигателя деревьев, а на крышу – веток и сучьев. В машинах этого типа предусматривается защита от повреждений кабины и моторного отсека. У лесных машин также более прочная крыша, чем у сельскохозяйственных тракторов.

Есть множество конструктивных схем каркасов и кабин, отдельных узлов и деталей защитных устройств, креплений каркасов и кабин к остову трактора, а также устройств, демпфирующих динамические нагрузки. Все принципиальные схемы защитных каркасов классифицируют по конструктивному исполнению и числу вертикальных силовых элементов. Защитные устройства можно подразделить на два вида: двух- и многостоечные каркасы, безотносительно встроенные в кабину или расположенные по ее контуру.

Двухстоечные защитные каркасы

С целью защиты оператора промышленных тракторов от падающих предметов на вертикальных стойках устанавливается консольная защитная крыша (рис. 1), стойки защитного каркаса на промышленных тракторах обычно крепятся к раме.

ГОСТ -2013 Система стандартов безопасности труда Рис. 1. Двухстоечный защитный каркас 1 – вертикальные стойки; 2 – крыша

Чтобы обеспечить безопасность оператора, на тракторах устанавливают простейшие защитные конструкции арочного типа (рис. 2), конструкция которых состоит из выполненных из стандартного профиля двух вертикальных стоек и верхней перемычки. Защитная арка представляет собой U-образную дугу, изготовленную из трубы круглого профиля.

ГОСТ -2013 Система стандартов безопасности труда Рис. 2. Защитная конструкция кабины простого типа 1 – дуга, 2 – горизонтальная скоба, 3 – болт

В ее нижние концы введены круглые штыри, наружный диаметр которых равен внутреннему диаметру трубы. Дуга на штырях закреплена болтами. Установочные штыри приварены к двум параллельным пластинам, которые прикреплены болтами к задним полуосям. К верхней части U-образной дуги приварена горизонтальная скоба, изготовленная из трубы, диаметр которой меньше диаметра основной дуги, предназначенной для восприятия ударных нагрузок при опрокидывании машины назад.

Рассмотренные двухстоечные защитные каркасы обеспечивают безопасность оператора в основном при опрокидывании трактора набок (при малой скорости движения) и назад, но малоэффективны, если трактор опрокидывается при движении на довольно высокой скорости.

Многостоечные защитные каркасы

Развитие защитных средств техники связано с созданием многостоечных каркасов, обеспечивающих безопасность оператора при любом опрокидывании машины.

Различают четырех- и шестистоечные (рис. 3–4) защитные каркасы, которые устанавливаются как на сельскохозяйственных, так и на промышленных тракторах. Принципиальные схемы каркасов можно считать одинаковыми, но их конструктивное исполнение различается.

ГОСТ -2013 Система стандартов безопасности труда Рис. 3. Четырехстоечный защитный каркас 1 – вертикальные стойки, 2 – сетка, 3 – продольная балка, 4 – крыша, 5 – поперечная балка

Основные несущие элементы многостоечных защитных каркасов изготавливают из стандартного профильного проката прямоугольного или круглого сечения. Каркасы крепят к раме трактора и задним полуосям колесных тракторов.

Стойки защитного каркаса с четырьмя вертикальными стойками, соединенными вверху продольными и поперечными балками (рис. 3), изготовлены из стандартного прямоугольного профиля. Сверху на каркасе установлена крыша для защиты оператора от падающих предметов. Сзади и сбоку рабочее место оператора ограждено металлической сеткой.

Другой вариант конструкции четырехстоечного защитного каркаса (рис. 4) установлен на кабине харвестера ЕК220 (разработчик – ООО «Скандинавские технологии»).

ГОСТ -2013 Система стандартов безопасности труда Рис. 4. Вариант конструкции четырехстоечного защитного каркаса харвестера

Преимущество многостоечных каркасов – возможность создания объемных защитных рамных конструкций. Каркас может быть изготовлен из двух замкнутых рам, выполненных из круглого профиля и установленных по бокам операторской площадки. Рамы соединены поперечинами и вместе с продольными балками, защищающими моторный отсек, образуют жесткую замкнутую пространственную конструкцию.

Примером шестистоечного защитного каркаса может служить каркас кабины лесозаготовительной машины фирмы Ponsse. В шестистоечной конструкции использован стандартный профиль небольшого сечения, что позволяет снизить общую массу металла. Прочность кабины также обеспечивают стекла из поликарбоната.

Узлы крепления защитных конструкций

Крепление защитных средств может быть жестким (резьбовое соединение, сварка) или выполненным через упругие элементы. Во втором случае удается уменьшить энергию удара, воспринимаемую каркасом при опрокидывании трактора, и снизить уровень шума, передающиегося через каркас в кабину. Крепление защитных средств болтами к остову машины чаще всего используют на промышленных тракторах.

Рассмотрим соединение каркаса с опорными кронштейнами или остовом трактора через упругие элементы. В одном из вариантов подобного крепления к стойкам основания каркаса (рис. 5а) прикреплены полые четырехугольные элементы, в которых установлены такой же формы упругие элементы. Размеры этих элементов несколько больше размеров установочной полости. В упругий элемент запрессована металлическая втулка с соединительным болтом внутри.

ГОСТ -2013 Система стандартов безопасности труда Рис. 5. Крепление каркаса через упругие элементы: а – первый вариант ГОСТ -2013 Система стандартов безопасности труда Рис. 5. Крепление каркаса через упругие элементы: б – второй вариант: 1 – стойка каркаса, 2 – втулка, 3 – упругий элемент, 4 – болт

В другом варианте конец стойки (рис. 5б) прикреплен к глухой втулке, в которой установлен и закреплен болтом элемент из эластичного материала. На схеме соединения каркаса с рамой, позволяющей уменьшить передачу вибрации с остова на каркас, к нижнему концу каждой стойки (рис. 6а) приварен фланец, с которым жестко соединен клинообразный хвостовик с тремя вертикальными и одной наклонной плоскостью. Хвостовик устанавливается в кожух соответствующей ему формы и закрепляется пальцем; между кожухом и хвостовиком находятся эластичные прокладки.

Осевое смещение пальца и шайбы предотвращается металлическими кольцами, жестко прикрепленными к стенкам кожуха. Упругие шайбы и эластичные прокладки между хвостовиком и кожухом служат для компенсации небольших перекосов пальца относительно стенок кожуха и гашения вибраций.

При другой конструкции клинообразный хвостовик с тремя наклонными плоскостями и одной вертикальной введен в кожух аналогичной формы (рис. 6б). Между стенками кожуха и хвостовиком помещены эластичные прокладки. В хвостовике сделаны бобышки с отверстиями, между торцами которых параллельно оси хвостовика установлен болт.

ГОСТ -2013 Система стандартов безопасности труда Рис. 6. Упругие опоры каркаса кабины трактора: 1 – стойка каркаса, 2 – втулка, 3 – упругий элемент, 4 — болт

В соосные отверстия бобышки и проушины болта вставлен палец. Болт, введенный в отверстие на днище кожуха, закреплен гайкой с эластичной и металлической шайбами.

Кабина крепится к раме трактора с помощью четырех кронштейнов, выполненных в форме угольника (рис. 7). Каждая опора кабины сделана в виде конической втулки с кольцевым буртиком. Одна из полок кронштейна соединена с рамой трактора. В другой полке есть гнездо, по форме соответствующее конической втулке. В гнезде уложена эластичная прокладка, размеры которой соответствуют размерам опоры кабины.

ГОСТ -2013 Система стандартов безопасности труда Рис. 7 Крепление кабины к раме трактора

Опору кабины устанавливают и фиксируют в кронштейне с помощью пластины и болта. Между пластиной и поверхностью кронштейна помещается прокладка. Кронштейны и опоры кабины соединены шарнирно. Одни относительно других поворачиваются вокруг оси, параллельной продольной оси трактора, что позволяет дополнительно повысить прочность соединения каркаса с кронштейнами.

Стойки каркаса можно соединить с рамой с помощью опорного устройства, (рис. 8), состоящего из втулки, в нижней части которой есть фланец в виде заплечиков. Вертикальную стойку каркаса устанавливают на втулку.

ГОСТ -2013 Система стандартов безопасности труда Рис. 8. Опорное устройство стоек каркаса кабины

К кронштейнам рамы машины приваривают четырехугольные пирамидальные выступы с фланцами. Во втулке, стойке и выступе предусмотрены прямоугольные пазы. Прокладку из упругого материала помещают между фланцами втулки и выступа. Втулку с приваренной к ней стойкой крепят к выступу болтом. В зазор между болтом и стенками прорези вводят резиновый вкладыш.

Текст: Игорь Скобцов, д-р техн. наук, профессор ПетрГУ
Денис Хвоин, канд. техн. наук

Источник http://allgosts.ru/13/100/gost_12.2.102-2013
Источник Источник Источник Источник http://lesprominform.ru/jarticles.html?id=5342

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожее

Модульная АГНКС. Революция в газовом оборудовании

Автомобильные газонаполнительные комплексы (АГНКС) становятся неотъемлемой частью современной инфраструктуры, способствуя переходу на более экологичные виды топлива. В рамках этой эволюции, модульные АГНКС выходят на передовой, предлагая инновационные решения и преимущества. Давайте рассмотрим, как эти системы меняют отрасль и в чем заключаются их основные преимущества. Преимущества Модульных АГНКС Модульные АГНКС предлагают ряд ключевых преимуществ, которые делают […]

Помощь системы ABS в управлении автомобилем

Помощь системы ABS в управлении автомобилем

Антиблокировочная тормозная система (ABS) — это электронная гидравлическая активная система защиты, которая поддерживает контролируемость и стабильность машины во время замедления, предотвращая блокирование колес. ABS исключительно действенная в пути с низким показателем сцепления, и в непогоду (гроза, лед). Анализ АБС — Antilock Brake System, которое буквально значит «антиблокировочная тормозная система». Посмотрим особенность процесса, важные элементы, а […]

Яндекс.Метрика