ГОСТ 18837-73: Ремни безопасности для водителей и пассажиров автотранспортных средств
ГОСТ 18837-73
Ремни безопасности для водителей и пассажиров автотранспортных средств. Технические требования и методы испытаний
Купить ГОСТ 18837-73 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО «ЦНТИ Нормоконтроль»
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Способы доставки
- Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
- Курьерская доставка (7 дней)
- Самовывоз из московского офиса
- Почта РФ
Распространяется на ремни безопасности для водителей и пассажиров легковых и грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов в других транспортных средств, сконструированных на их шасси, предназначенные для индивидуального использования водителем или взрослым пассажиром, сидящим в нормальном положении на сиденье автомобиля лицом в направлении движения, и устанавливает технические требования к ремням безопасности, их составляющим частям, комплектующим устройствам и приспособлениям и методы испытаний.
Оглавление
1. Технические требования
2. Методы испытаний
Приложение 1 Технические требования к манекену
Приложение 2 Требования к инструкции по эксплуатации, прилагаемой к ремню безопасности
Приложение 3 Стенд для динамического испытания ремня безопасности
Приложение 4 График допуска расположения кривой отрицательного ускорения тележки
Приложение 5 Стенд для испытания износостойкости втягивающих устройств ремней безопасности
Приложение 6 Стенд для испытания чувствительности стопорного приспособления аварийно запирающихся втягивающих устройств ремней безопасности
Приложение 7 Пылевая камера для испытания втягивающих устройств ремней безопасности
Приложение 8 (рекомендуемое) Рекомендации по применению ремней безопасности
Приложение 9 (справочное) Термины, применяемые в стандарте, и их определения
Дата введения | 01.01.1975 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.02.2017 |
Актуализация | 01.02.2020 |
Организации:
28.05.1973 | Утвержден | Государственный комитет стандартов Совета Министров СССР | 1340 |
---|---|---|---|
Издан | Издательство стандартов | 1975 г. |
Safety belts for drivers and passengers of vehicles. Technical requirements and methods of tests
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
- Сканы страниц ГОСТа
- Текст ГОСТа
Автомобили, прицепы и полуприцепы
Прежде чем пользоваться сборником «Автомобилестроение. Автомобили, прицепы и полуприцепы» т. I, ч. 3 внесите следующие исправления:
Табл. 3, 2-я графа слева, 1-я строка снизу
Таблица, продолжение, 4-я графа справа, 2-я строка снизу
Таблица, продолжение, 5-я графа слева, 3-я строка снизу
Таблица, продолжение. 8-я графа справа, 5-я строка сверху
Табл. 1, примечание, 4-я строка снизу
Табл. 2, головка, 3-я графа справа
Табл. 2, головка, 4-я графа справа
7-я строка снизу
Табл. 4, 1-я графа «пп-‘ва, 3-я строка снизу
. позу сидячего человека.
Сборник «Автомобилестроение. Автомобили, прицепы и полуприцепы» т. I, ч. 3. Издательство стандартов, М., 1975
детали крепления, сопрягаемые при монтаже ремня безопасности с местами крепления на автомобиле, предусмотренными предприя-тием-изготовителем автомобиля.
1.5.2. При установке ремней безопасности на автомобилях прежних лет выпусков, не имеющих мест крепления ремней, установка последних должна соответствовать требованиям стандартов и другой технической документации.
1.5.3. Каждый ремень безопасности должен быть снабжен инструкцией по монтажу, правилам эксплуатации и ухода в соответствии с приложением 2.
При комплектации ремнями безопасности автомобиля на пред-приятии-изготовителе последнего допускается вносить положения инструкции по ремням безопасности в инструкцию но эксплуатации автомобиля в виде отдельного раздела.
1.6.1. На ремнях безопасности, устройствах и приспособлениях, используемых для комплектации ремней безопасности, должны быть нанесены полное или сокращенное наименование предприятия-изготовителя или его товарный знак, а также месяц и год изготовления.
1.6.2. Обозначения должны быть нанесены на прочно прикрепленную к ремню безопасности накладную этикетку или непосредственно на неразъемно соединительные с лямкой жесткие детали или на гибкую этикетку, вшитую в заделочный шов лямки ремня.
1.7.1. Каждый ремень должен быть упакован в отдельную тару. Допускается упаковка комплекта ремней безопасности, необходимого для оборудования одного автомобиля, в общую тару.
1.7.2. По согласованию с потребителем допускается упаковка любого количества ремней безопасности в общую тару.
2. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
2.1. Количество образцов для испытаний
2.1.1. Количество образцов ремня безопасности, подлежащих испытаниям, устанавливается программой испытаний, но должно быть .не менее трех.
2.1.2. Вместе с образцами ремня безопасности, передаваемыми для проведения испытаний, предприятие-изготовитель должно предоставить организации, проводящей испытания, 10 м ленты, технические условия п чертежи ремня безопасности. Лента должна быть из той же партии, из которой изготовлены передаваемые на испытания ремни безопасности.
2.1.3. Если ремень безопасности имеет втягивающее устройство, то предприятие-изготовитель должно представить дополнйтель-
но втягивающие устройства, количество которых определяется программой испытаний.
2.2. Динамические испытания
2.2.1. Испытания должны проводиться на тележке, имеющей сиденье и места креплений для ремня безопасности, соответствующие указанным в приложении 3.
2.2.2. Ремень безопасности прикрепляют к местам креплений, лямки ремня накладывают на манекен, который должен соответствовать требованиям приложения 1, замыкающее приспособление закрывают.
Между спиной манекена и спинкой сиденья помещают пластину толщиной 25 мм. Ремень безопасности тщательно подгоняют к манекену, пластину убирают -и манекен пододвигают к спинке сиденья.
2.2.3. Тележку разгоняют до скорости 50=4= 1 км/ч и резко останавливают тормозным устройством, отвечающим требованиям, указанным в приложении 4, на пути длиной 40±5 см.
Во время разгона и замедления движения тележка должна оставаться в горизонтальном положении.
Во время разгона и вплоть до начала замедления движения тележки манекен должен находиться в сидячем положении и сохранять первоначально приданную ему позу.
Отрицательное ускорение в зависимости от времени должно соответствовать графику, приведенному в приложении 4.
2.2.4. В момент, непосредственно предшествующий резкому замедлению, должна быть замерена скорость тележки, а в процессе замедления вплоть до полной остановки тележки должен быть измерен путь перемещения манекена относительно тележки.
2.2.5. После испытания ремень безопасности должен быть подвергнут визуальному осмотру без открытия замыкающего приспособления для выявления неисправностей или поломок ремня безопасности, комплектующих его устройств и приспособлений.
2.3. Испытание на открытие замыкающего приспособления
2.3.1. После проведения динамических испытаний к манекену прикладывают нагрузку в 68 кгс, действующую горизонтально вперед, и измеряют усилие, необходимое для открытия замыкающего приспособления, находящегося под этой нагрузкой.
2.3.2. Сила, необходимая для открытия замыкающего приспособления, должна быть приложена посредством пружинного динамометра к органу привода размыкания. При этом должны быть выполнены требования п. 1.2.9.
2.4. Испытания на антикоррозионную стойкость
2.4.1. Образец каждой металлической части ремня безопасности погружают на 15 мин в кипящий 10%-ный раствор хлористого натрия, затем немедленно погружают на 15 мин в такой же раст-
вор комнатной температуры, после чего образец вынимают из раствора и оушат при комнатной температуре в течение 24 ч. При этом должны быть выполнены требования п. 1.2.4.
2.5. Испытание на прочность жестких частей
2.5.1. Замыкающее и регулирующее приспособления и другие детали и узлы комплектующих ремень безопасности устройств и приспособлений, выполняющих функцию регулирующего приспособления, присоединяют к прибору для испытания на растяжение с использованием деталей ремня безопасности, к которым они обычно крепятся, затем прикладывают нагрузку 1000 кгс, при этом замыкающее приспособление должно удовлетворять требования пп. 1.2.16, 1.2.18.
2.5.2. Детали крепления ремня безопасности к кузову должны быть испытаны на растяжение нагрузкой 1500 кг в соответствии с характером и направлением их нагружения в составе ремня безопасности, при этом должны быть выполнены требования п. 1.2.19.
2.5.3. Если замыкающее и регулирующее приспособления являются частями деталей крепления, то их испытывают вместе с деталями крепления при нагрузке 1500 кгс, при этом должны быть выполнены требования пп. 1.2.16, 1.2.18.
2.6. Испытание износостойкости втягивающего устройства
2.6.1. Втягивающее устройство монтируют на испытательном стенде, соответствующем техническим требованиям, приведенным в приложении 5, а лямку, размещенную во втягивающем устройстве, подсоединяют к приводному механизму стенда.
Лямку извлекают из втягивающего устройства на полную длину и отпускают для полного втягивания в устройство с частотой не более 15 циклов в минуту. При принудительно отпираемом втягивающем устройстве его стопор отпирают на время испытаний.
2.6.2. При испытании аварийно-запирающегося втягивающего устройства во время каждого пятого извлечения лямки из втягивающего устройства ему сообщают толчки в направлении срабатывания его стопорного приспособления, заставляя его запираться в положениях, соответствующих извлечению из устройства части лямки в 65, 70, 75, 80 и 90% от ее общей длины.
Если общая длина лямки лревышает 900 мм, то 65, 70, 75, 80 и 90% берут от оставшейся части длины лямки, которую извлекают из устройства после извлечения первых 900 мм ее длины.
Допускается любая последовательность, при которой в процессе испытаний для каждой из упомянутых длин извлеченной части лямки обеспечивается равное число запираний устройства.
2.6.3. Неблокирующееся втягивающее устройство должно удовлетворять требованиям п. 1.3.3 после 5000 циклов нагружения в соответствии с п. 2.6.1, выдержки в пылевой камере и последующих 5000 циклов нагружения в соответствии с п. 2.6.1.
2.6.4. Принудительно отпираемое втягивающее устройство должно удовлетворять требованиям пп. 1.3.1 и 1.3.4 после 5000 циклов нагружения в соответствии с п. 2.6.1. выдержки в пылевой камере и последующих 5000 циклов нагружения в соответствии с п. 2.6.1.
2.6.5. Автоматически запирающееся втягивающее устройство должно удовлетворять требованиям пп. 1.3.1 и 1.3.5 после 5000 циклов нагружения в соответствии с п. 2.6.1 выдержки в пылевой камере и последующих 5000 циклов нагружения в соответствии с п. 2.6.1.
2.6.6. Аварийно запирающееся устройство должно удовлетворять требованиям пп. 1.3.6, 1.3.7 и 1.3.8 после 40000 циклов нагружения по п. 2.6.1, выдержки в пылевой камере и последующих 5000 циклов -нагружения в соответствии с п. 2.6.1.
2.7. Ис п ы т а ни е чувствительности стопорного приспособления аварий я озап драющегося втягивающего устройства
2.7.1. Аварийно запирающееся втягивающее устройство монтируют на каретке или станине приводного -механизма испытательного стенда, соответствующего техническим требованиям, приведенным в приложении 6, а лямку присоединяют к станине (или каретке) приводного механизма.
2.7.2. Устройство испытывают на запирание его стопорного приспособления при каждой из следующих длин части лямки, размещенной во втягивающем устройстве:
760±3; 450±3; 150±3 мм.
2.7.3. Втягивающее устройство, стопорное -приспособление которого чувствительно к движению лямки, испытывают, извлекая лямку в направлении, обычном при монтаже устройства на автомобиле.
2.7.4. Втягивающее устройство, стопорное приспособление которого чувствительно к ускорению корпуса, испытывают на каждой из указанных в п. 2.7.2 длин несмотанной части лямки, подвергая устройство ускорению >в обоих направлениях по каждой из трех взаимно перпендикулярных осей, одна из которых параллельна опорной поверхности и продольной средней плоскости автомобиля при установке на нем испытываемого устройства в соответствии с рекомендациями предприятия-изготовителя, а другая параллельна опорной поверхности.
2.7.5. При испытании замеряют ускорение относительного движения лямки и устройства в момент блокировки ля-мки стопорным приспособлением с точностью ±10%.
Аварийно запирающееся втягивающее устройство должно при этом удовлетворять требованиям пп. 1.3.1, 1.3.6, 1.3.7 и 1.3.8.
2.8. Испытание втягивающих устройств на пы-лестойкость
2.8.1. Из втягивающего устройства извлекают 500 мм лямки, помещают его с извлеченной лямкой в пылевую камеру, соответствующую техническим требованиям приложения 7, и закрепляют в положении, соответствующем его положению при монтаже в автомобиле.
2.8.2. Испытание включает в себя 15 одинаковых последовательных этапов, в каждом из которых в течение 5 с находящуюся в камере пыль взбивают сжатым воздухом, после чего втягивающее устройство выдерживают в атмосфере взбитой пыли в течение 20 мин. Затем проводят 10 циклов полного «извлечения лямки из втягивающего устройства, после чего проводят следующий эта-п испытаний.
2.9. Испытание (статическое) ленты -на прочность
2.9.1. Для проведения испытаний необходимы 10 образцов ленты длиной не менее 640 мм каждый, взятых из лент той партии, из которой изготовлены образцы ремней, представленных на испытания.
2.9.2. Выдержка образцов перед испытанием при нормальных условиях
Два образца из указанных в п. 2.9.1 выдерживают 24 ч при температуре 20 ± 5°С и относительной влажности 65*5%.
Каждый из образцов должен быть подвергнут испытанию не позднее чем через 5 мин после вышеуказанного выдерживания.
2.9.3. Выдержка образцов под действием солнечной радиации
Испытания проводят в соответствии с ГОСТ 10761-64. Ленту
выставляют на солнечный свет на время, необходимое для выцветания типового синего образца № 7 до контрастной окраски, соответствующей № 4 серой шкалы.
2.9.4. Выдержка образцов под действием низкой температуры.
Два образца, выдержанных предварительно в условиях, указанных в п. 2.9.2, помещают на ровную поверхность в камере холода с температурой воздуха минус 30±5°С. После выдержки в камере холода в течение 90 мин образцы перегибают вдвое «и на перегибы устанавливают предварительно охлажденные до минус 30°С грузы, по 2 кг каждый, с плоской поверхностью, после чего образцы выдерживают в камере холода еще 30 мин.
Образцы распрямляют и подвергают испытанию на прочность не позднее чем через 5 мин после извлечения из камеры холода.
2.9.5. Выдержка образцов под действием повышенной температуры
Два образца помещают на 3 ч в камеру тепла с температурой 60±5°С и относительной влажностью воздуха 65±5%. Образцы должны быть подвергнуты испытанию не позднее чем через 5 мин после извлечения из камеры тепла.
2.9.6. Выдержка образцов под непосредственным воздействием воды
Два образца ленты погружают на 3 ч в дистиллированную воду при температуре 20±5°С с добавлением смачивающей добавки в количестве 0,2 r/л. Можно использовать любую смачивающую добавку, подходящую для испытываемой ткани. Отношение объема воды в миллилитрах к весу образца в граммах должно быть 50 : 1.
Образцы должны быть подвергнуты испытанию в течение 10 мин после извлечения из воды.
2.9.7. Условия проведения испытаний
Образец закрепляют в зажимах разрывной машины так, чтобы расположенная между ними часть образца имела длину в пределах от 200 до 220 мм. Скорость относительного движения зажимов во время испытания должна быть 100 мм/мин.
В процессе увеличения нагрузки, прикладываемой без остановки вплоть до разрушения образца, измеряют удлинение и ширину ленты, при этом ширина ленты при растягивающей нагрузке 1000 кгс должна удовлетворять требованиям п. 1 4.6.
Если образец ленты скользит или рвется в одном из зажимов или ближе 10 мм от него при нагрузке меньше 1500 кгс, результат испытания считают недействительным и проводят повторное испытание на двух образцах.
АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ
АВТОМОБИЛИ, ПРИЦЕПЫ И ПОЛУПРИЦЕПЫ
СБОРНИК ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ОТРАСЛЕВЫХ СТАНДАРТОВ И ОТРАСЛЕВЫХ НОРМАЛЕЙ
ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ Москва 1974
В сборник «Автомобилестроение. Автомобили, прицепы и полуприцепы» включены государственные и отраслевые стандарты и отраслевые нормали, утвержденные до 1 мая 1974 года.
В стандарты и нормали внесены все изменения, принятые до указанного срока. Около номера стандарта и нормали, в которые внесены изменения, стоит знак*.
Текущая информация о вновь утвержденных и пересмотренных государственных стандартах, а также о принятых к ним изменениях, публикуется в выпускаемом ежемесячно «Информационном указателе стандартов», об отраслевых стандартах и нормалях — в выпускаемом, ежеквартально «Информационном указателе отраслевых стандартов (нормалей) автомобилестроения».
© Издательство стандартов, 1975
РЕМНИ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ И ПАССАЖИРОВ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Технические требования и методы испытаний
Safety belts for drivers and passengers of vehicles. Technical requirements and methods of tests
Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 28 мая 1973 г. № 1340 срок действия установлен
с 01.01 1975 г. до 01.01 1980 г.
Настоящий стандарт распространяется на ремни безопасности для водителей и пассажиров* легковых и грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов и других транспортных средств, сконструированных на их шасси**, предназначенные для индивидуального использования водителем или взрослым пассажиром, сидящим в нормальном положении на сиденье автомобиля лицом в направлении движения, и устанавливает технические требования к ремням безопасности, их составляющим -частям, комплектующим устройствам и приспособлениям и методы испытаний.
1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. Общие требования к ремням безопасности
1.1.1. Ремень безопасности должен включать в себя (см. приложение 9) систему лямок, замыкающее и регулирующее приспособления и, в зависимости от комплектации, энергопоглощающее и втягивающее устройства.
При установке на автомобиль ремень безопасности должен обеспечивать:
эффективное действие по снижению тяжести травмирования пользователя во время дорожно-транспортного происшествия;
* В дальнейшем водитель и пассажир, пользующиеся ремнем безопасности, объединены термином «пользователь».
** В дальнейшем под термином «автомобиль» следует понимать все виды перечисленных транспортных средств.
Издание официальное Перепечатка воспрещена
приведение ремня безопасности в рабочее состояние и освобождение от него пользователя простым и естественным воздействием на замыкающее приспособление, причем освобождение от ремня безопасности как самим пользователем, так и посторонним лицом должно выполняться при любом положении автомобиля одной рукой;
передачу нагрузки на возможно большую поверхность тела пользователя и наименее болезненные части тела;
минимальное стесняющее действие на пользователя;
одинаково удобное пользование ремнем безопасности взрослыми нормального сложения людьми различного комплекции;
незначительное изнашивающее действие на одежду пользователя.
1.1.2. Форма, размеры и расположение ремня безопасности, его частей и комплектующих устройств должны исключить опасность нанесения травм пользователю и другим лицам, находящимся в автомобиле, при его эксплуатации во время дорожно-транспортного происшествия, включая случай частичного или полного разрушения ремня безопасности.
1.1.3. При динамическом нагружении, определяемом условиями динамических испытаний, ремень безопасности с комплектующими его устройствами и приспособлениями не должен разрушаться, а замыкающее приспособление — раскрываться. Допускается нарушение работоспособности ремня безопасности, однако замыкающее приспособление и другие его части должны после динамического нагружения обеспечивать возможность освобождения пользователя от ремня безопасности.
1.1.4. Ограничиваемое ремнем безопасности перемещения пользователя относительно автомобиля при динамическом нагружении, определяемое перемещением манекена относительно тележки в направлении ее движения, включая перемещение за счет скольжения ленты в регулирующем приспособлении, хода срабатывания или свободного хода во втягивающем устройстве, должно составлять по отношению к координатам контрольных точек, указанных в приложении 1 (черт. 1): для поясного ремня безопасности на уровне контрольной точки бедра — от 100 до 200 мм, для всех других типов ремней безопасности на уровне контрольной точки груди — от 200 до 300 мм.
1.1.5. Присоединительные размеры деталей крепления ремня безопасности должны соответствовать присоединительным размерам мест крепления на автомобиле, устанавливаемым стандартами и другой технической документацией.
1.2. Требования к жестким частям ремня безопасности
1.2.1. Жесткие части ремня безопасности и комплектующих устройств и приспособлений не должны иметь острых краев, которые могут приводить к износу лямки ремня в результате трения.
1.2.2. Жесткие части ремня безопасности и комплектующих устройств и приспособлений, предназначенные для передачи нагрузки, поглощения энергии, и декоративные не должны быть ломкими при температуре до минус 60°С.
1.2.3. Жесткие части ремня безопасности и комплектующих устройств н приспособлении должны быть изготовлены из материалов, устойчивых против коррозии, или должны иметь антикоррозионное покрытие.
1.2.4. Жесткие части ремня не должны иметь видимых следов коррозии и структурных изменений, препятствующих правильному функционированию данных частей, а также узла, устойчивости или приспособления, в состав которого они входят.
1.2.5. Замыкающее приспособление и его детали, соприкасающиеся с телом пользователя, должны иметь ширину не менее ширины ленты, из которой изготовлены лямки ремня.
1.2.6. Конструкция замыкающего приспособления должна обеспечивать автоматическое замыкание при сопряжении двух его разъемных частей.
1.2.7. Конструкция замыкающего приспособления должна исключать возможность неустойчивых промежуточных состояний неполного замыкания.
1.2.8. Замыкающее приспособление должно находиться в устойчивом замкнутом состоянии при полностью снятой нагрузке с системы лямок ремня безопасности.
1.2.9. Размыкание замыкающего приспособления должто достигаться простым и естественным движением одной руки при нажатии на орган привода размыкания (кнопку или орган размыкания другой формы) с усилием от 0,2 до 12 кге как при отсутствии нагрузки на систему лямок ремия безопасности, так и при воздействии нагрузки. Привод размыкания должен воспринимать это усилие без остаточных деформаций его деталей.
1.2.10. Органа привода размыкания должен иметь поверхность приложения усилия нс менее 4,5 см 2 с наименьшим поперечным размером не менее 1 см.
1.2.11. Замыкающее приспособление и его детали должны быть сконструированы так, чтобы воздействующие на них инерционные силы до 30 g не приводили к снижению надежности замыкания
1.2.12. Направление рабочего хода органа привода размыкания не должно совпадать с направлением движения автомобиля. При несоблюдении этого требования орган привода размыкания должен быть утоплен или экранирован так, чтобы исключалось воздействие на него в направлении рабочего хода размыкания свободно движущихся при резком замедлении автомобиля незакрепленных предметов.
1.2.13. Форма, расположение и направление рабочего хода органа привода размыкания должны обеспечивать снижение вероят-
ности размыкания замыкающего приспособления при непреднамеренном действии пользователя .и других лиц.
1.2.14. Замыкающее приспособление должно выдерживать не менее 500 циклов замыкания и размыкания без приложения растягивающего усилия, при этом не должно быть видимых следов износа деталей.
1.2.15. Пружины замыкающего приспособления должны выдерживать не менее 4500 циклов нагружения в условиях их работы в составе замыкающего приспособления. При этом не должно быть снижения их жесткости, наблюдаться остаточной деформации и появляться усталостных трещин и следов износа.
1.2.16. При динамическом нагружении и испытании на прочность замыкающее приспособление не должно разрушаться или размыкаться под действием предписанной нагрузки. Допускается остаточная деформация деталей замыкающего приспособления.
1.2.17. Регулирующее приспособление, являющееся частью конструкции системы лямок ремня безопасности, деталей крепления, энергопоглощающего и втягивающего (принудительно отпираемого или автоматически запирающегося) устройств, должно быть легкодоступным для приведения в действие сидящему на сиденье пользователю при монтаже ремня в соответствии с рекомендациями предприятия-изготовителя и обеспечивать подгонку ремня безопасности в соответствии с комплекцией пользователя и положением сиденья автомобиля.
1.2.18. При испытании на прочность регулирующее приспособление, детали и узлы комплектующих ремень безопасности усройств и приспособлений, выполняющих функцию регулирующего приспособления, не должны разрушаться или отрываться. При динамическом нагружении скольжение лямки в регулирующем приспособлении или ее вытягивание из комплектующих ремень безопасности устройств и приспособлений, выполняющих функцию регулирующего приспособления, в результате деформации их деталей не должно превышать 50 мм, замеренных вдоль лямки в месте выхода лямки из упомянутых устройств и приспособлений.
1.2.19. Детали крепления ремня безопасности не должны разрушаться или отрываться при динамическом нагружении и испытании на прочность. Допускается наличие остаточной деформации деталей крепления.
1.3. Втягивающие утройства
1.3.1. Втягивающие устройства, принудительно отпираемые, автоматически или аварийно запирающиеся, выполняющие функцию регулирующего приспособления, должны обеспечивать бесступенчатую или с шагом не более 25 мм фиксацию длины извлеченной части лямки, замеренной вдоль ленты в месте выхода ее из втягивающего устройства.
1.3.2. При динамическом нагружении и испытании на прочность втягивающих устройств они не должны разрушаться или отрываться под действием предписанной нагрузки, при этом допускается остаточная деформация деталей.
1.3.3. Усилие извлечения поясной лямки ремня безопасности из неблокирующегося втягивающего устройства на всю длину до упора, замеренное на свободной длине между манекеном, расположенным на сиденье в соответствии с требованиями и. 2.2.2, и втягивающим устройством, должно составлять 1,4+°* 25 кгс.
Усилие извлечения диагональной лямки при таких же условиях ДОЛЖНО СОСТаВЛЯТЬ 0,5-0.25 кгс.
1.3.4. Усилие извлечения принудительно отпираемого втягивающего устройства на всю длину поясной и диагональной лямок ремня безопасности, замеренное на свободной длине между манекеном, расположенным на сиденье в соответствии с требованиями п. 2.2.2, и втягивающим устройством, должно составлять 1,4+°* 25 кгс.
Если лямка по условиям монтажа устройства в соответствии с рекомендациями предприятия-изготовителя проходит через скобу, изменяющую направление ленты лямки, то усилие должно быть замерено между манекеном и скобой.
1.3.5. Усилие извлечения из автоматически запирающегося устройства на всю длину поясной и диагональной лямок ремня безопасности, замеренное на свободной длине между манекеном, расположенным на сиденье в соответствии с и. 2.2.2, и втягивающим
УСТРОЙСТВОМ, ДОЛЖНО СОСТаВЛЯТЬ 0,5-0,25 кгс.
Если лямка по условиям монтажа устройства в соответствии с рекомендациями предприятия-изготовителя проходит через скобу, изменяющую направление ленты лямки, то усилие должно быть замерено между манекеном и скобой.
1.3.6. Аварийно запирающееся втягивающее устройство должно блокировать лямку ремня, когда действующее на устройство ускорение достигает 0,4 g.
Если привод блокировки лямки помимо ускорения предназначен для срабатывания также при достижении критического значения других параметров состояния, то эти значения параметров должны соответствовать ускорению 0,6 g.
1.3.7. Перемещение лямки в направлении ее вытягивания из аварийно запирающегося втягивающего устройства при условиях, указанных в п. 1.3.6, не должно превышать 50 мм.
1.3.8. Усилие извлечения на всю длину поясной лямки ремня безопасности, замеренное на свободной длине между манекеном, расположенным на сиденье в соответствии с требованиями п. 2.2.2, н аварийно запирающимся втягивающим устройством, должно составлять 0,7+°* 23 кгс.
Усилие извлечения диагональной лямки ремня безопасности, замеренное при таких же условиях, должно составлять 0,5-о.25 кгс.
Если лямка по условиям монтажа устройства в соответствии с рекомендациями предприятия-изготовителя проходит через скобу, изменяющую направление ленты лямки, то усилие должно быть замерено между манекеном и скобой.
1.4. Лямки ремня безопасности
1.4.1. Лямка ремня безопасности должна быть изготовлена из целого отрезка ленты. Свободные концы ленты должны быть подрублены, оплавлены или закреплены иным способом так, чтобы исключалось их расплетение.
1.4.2. Размеры ленты должны быть:
55i! мм по ширине;
от 1,5 до 1,8 мм по толщине.
1.4.3. Лента не должна иметь выступающих незаделанных концов нитей, жестких краев и участков. Окраска ленты должна быть устойчивой, не выцветать под действием солнечного света и не линять при действии воды и моющих средств.
1.4.4. Лента не должна «садиться» по длине и ширине более чем на 5% и не должна коробиться после намокания и высушивания.
1.4.5. Лента должна быть эластичной и обеспечивать возможно более равномерное распределение нагрузки на тело; она не должна скручиваться в свободном и напряженном иод действием растяжения состояниях.
1.4.6. При испытании на прочность ширина ленты, измеренная без остановки испытательной машины под нагрузкой в 1000 кг, должна быть не менее 51 мм.
1.4.7. Для двух образцов ленты, выдержанных перед испытанием на разрыв в нормальных условиях, разрывная нагрузка должна быть не менее 1500 кге, при этом разница разрывных нагрузок этих образцов не должна превышать 10% относительно большего из значений.
1.4.8. Для каждого из двух образцов ленты, выдержанных перед испытанием на разрыв в специальных условиях, разрывная нагрузка должна составлять не менее 75% разрывной нагрузки наиболее прочного образца, выдержанного при нормальных условиях, но быть не менее 1500 кгс.
1.4.9. Указанные в пи. 1.4.2—1.4.8 качества ленты должны сохраняться не менее 5 лет эксплуатации ремня безопасности при условии выполнения правил ухода, регламентированных предпрня-тием-изготовителем, при отсутствии воздействия критических нагрузок во время дорожно-транспортных происшествий, после которых ремень безопасности подлежит замене вне зависимости от срока эксплуатации.
1.5.1. Ремень безопасности должен быть укомплектован пред-приятием-изготовителем всеми необходимыми деталями, включая:
Устройство ремней безопасности для автомобиля и их виды
Современный уровень автомобилестроения позволяет оснащать транспортные средства множеством систем активной и пассивной защиты. Одни отвечают за контроль устойчивости автомобиля в нештатных ситуациях, другие же предотвращают получение увечий и наступление летального исхода. Какую функцию в этой системе несёт ремень безопасности?
Особенности конструкции и разновидности
Ремни безопасности стали устанавливать на машины ещё на заре автомобильной промышленности. Первые попытки разработать несложное устройство защиты были сделаны в самом начале XX века, но в том время они не показали достойных результатов, и продолжение ведения исследований в этом направлении стало нецелесообразным.
Второй виток интереса к такому рода механизма безопасности проявился в прошлом столетии. Устройство предлагалось в качестве дополнительной опции, а не обязательным элементом всей конструкции автомобиля. Лишь спустя некоторое время ремешок стал устанавливаться как базовое оснащение.
Исследователи в сфере автомобилестроения рассматривали возможность полной замены ремней, и как альтернативу — использовать только выстреливающие из панели подушки безопасности. Но многочисленные тесты показали низкую эффективность самостоятельного применения подушек, в отличие от совместного использования.
Теперь ремни безопасности (РБ) стали неотъемлемой частью любого автомобиля, которые позволяют удерживать пассажиров в сидении, независимо от произошедшей нештатной ситуации.
Главной составляющей средства пассивной безопасности является волокнистая полиэстеровая лента. Указанный материал обладает характеристиками, позволяющими выдерживать высокие нагрузки, а также в меньшей мере подвержен механическому воздействию на разрыв. Лямка, удерживающая тело в зафиксированном положении, не позволяет ему сместиться вперёд при лобовом столкновении.
Важен ещё тот факт, что РБ предотвращает вероятность непроизвольного вылета автомобилиста или пассажиров из транспортного средства, а также обеспечивает невозможность столкновение конструктивными элементами автомобиля.
Полноценная конструкция РБ включает в себя:
- фиксированные и подвижные точки крепления средства безопасности;
- замок;
- катушки, имеющие функцию инерционного натяжения, позволяющую плавно двигаться на сиденье;
- ограничители;
- преднатяжитель.
Вышеуказанные элементы появлялись по мере развития автомобилестроения, и даже сегодня не во всех автомобилях система пассивной безопасности сочетает в себе одновременно каждый из них.
Виды и отличительные признаки
Ключевым критерием, по которому отличаются РБ, выступает количество точек фиксации. Указанный параметр имеет основополагающее значение и способствует минимизации травматизма во время ДТП.
Существующие следующие разновидности РБ:
- двухточечный,
- трёхточечный,
- четырёхточечный,
- пятиточечный,
- многоточечный.
Важно отметить, что количество точек фиксации зачастую делает использование ремня безопасным недостаточно удобным, но повышает вероятность не получить травмы.
2-точечный
Двухточечный ремень безопасности стал устанавливаться одним из первых на серийные транспортные средства (ТС). Эффективность указанного вида показала наименьшие результаты. Всего предусматривается 2 типа РБ такой системы крепления.
В первом варианте пассажир фиксируется в районе поясницы поперечно сидению. Одно крепление располагалось в области порога или боковой стойки, а другое – между передними сиденьями. Для удобства фиксации РБ, система безопасности предусматривала наличие замка с защёлкой.
Минус конструкции — лямка удерживала исключительно поясничный отдел, и в ДТП человек продолжал двигаться верхней частью туловища по инерции в направлении рулевой колонки или панели. Таким образом, избежать травматизма попросту невозможно, хоть и реально удержать тело от вылета.
Вариант с грудной лентой предусматривал монтаж креплений на боковой стойке и между передними сиденьями. При столкновении РБ гарантировал удержание тела, но возрастала вероятность соскальзывания пристёгнутого под ремень, что также способствовало высокому травматизму.
3-точечный
В большинстве современных ТС используются трехточечные ремни безопасности, учитывая, что такая система считается наиболее практичной в применении, позволяет исключить вероятность дальнейшего движения пристёгнутого человека при столкновении по инерции.
В таком типе конструкции предусмотрено три зажима — две точки в боковой стойке, и 1 с замком между сиденьями.
Точка крепления сбоку на стойке ТС является фиксированной, а другая оснащена катушкой для автоматического возврата РБ в первоначальное состояние. На РБ цепляется подвижный язычок замка для удобства фиксации сидящего. Такая конструкция объединяет в себе одновременно два вида 2-точечного ремня безопасности.
Скользящий язычок для замка позволяет удобно разместиться в сиденье и одним движением зафиксировать тело в неподвижном состоянии при возникновении экстренной ситуации.
4-точечная
Четырёхточечная система крепления редко применяется на бюджетных и маломощных автомобилях, и зачастую её можно увидеть только в гоночных или спортивных транспортных средствах. Ввиду неудобства применения широкой популярностью не пользуется.
Точки крепления в таком устройстве могут отличаться. Один из видов предусматривает вертикальные лямки с фиксированным неразъёмным креплением и одним разъединяемым в поясничной зоне. Особенностью такой системы является то, что вертикальные лямки крепятся не к структурным элементам кузова, а напрямую к сиденью.
Перед посадкой в автомобили потребуется сначала накинуть 2 лямки через плечи, после чего необходимо протянуть и закрепить поясничный ремень.
Второй вариант системы предусматривает неподвижные вертикальные лямки, которые свободно отсоединяются. На каждой из них расположен язычок для установки в замок.
5-точечная
Пятиточечные ремни безопасности, как и предыдущий тип, широко применяются в спортивных транспортных средствах, а также в автокреслах для ребёнка.
По своей структуре, это такой же 4-точечный ремень, имеющий дополнительную лямку. Вспомогательный элемент расположен в нижней части сиденья — между ног, и помещается в специальном в замке.
Такой тип защиты гарантирует максимально надёжное удержание тела, а также позволяет распределить нагрузки по ремням равномерно.
На что можно обратить внимание, выбирая ремень?
- Составные элементы. Следует отметить, что на каждом автомобиле предусматривается индивидуальная структура системы безопасности, которая может отличаться на различных моделях.
- Крепёж. Основополагающим элементом в системе пассивной безопасности выступает крепёж, поскольку благодаря ему обеспечивается прочность конструкции. Монтируются крепежи на элементах кузова, поскольку в момент движения тела по инерции с ускорением оказывается колоссальное воздействие на ремень.
Если бы крепления монтировались в сиденье, то чрезмерные нагрузки попросту могли разрушить целостность конструкции, поскольку вместе с телом смещается и спинка. При установке крепления в кузов, такое смещение произойти не может. Исключением выступают случаи, когда удар приводит к тотальным нарушениям целостности кузова.
Система крепления может предусматривать фиксацию ремня непосредственно в сиденье. Такая конструкция характерна в спорт-авто, где места для водителя и пассажира изначально предусматривают воздействие огромных нагрузок, по этой причине такой крепёж возможен. Поясничный ремень крепится исключительно к кузову.
Удобство использования
Говоря об удобстве использования, следует отметить, что ремни вертикальной протяжки подходят для человека любой комплекции и роста, в отличие от ремней с диагональной точкой крепления в кузове.
Диагональный ремень с креплением в кузове может проходить практически в области шеи водителя невысокого роста. Указанное обстоятельство свидетельствует не только о неудобстве, но и о небезопасности эксплуатации, поскольку в момент столкновения инерционное усилие и натяжение ремня будет воздействовать на шею человека. Из этого вытекает и высокая вероятность получения травматизма и существенного вреда здоровью.
Высоким людям также не всегда подойдёт диагональное расположение ремня с точкой крепления в кузове, поскольку проходящая лямка ниже плеч может существенно стеснить движения рук.
Производители современных автомобилей побеспокоились об этом и предусмотрели возможность перемещения кузовного крепления по высоте для оптимальной настройки под сидящего.
Замочная часть
Разъёмный элемент конструкции точки крепежа обеспечивает удобное расположение лямок ремня безопасности. Принцип работы прост – металлический язычок с отверстием, крепящийся на ремне, вставляется в замочное отверстие и фиксируется штифтом, чтобы застегнуть конструкцию.
На корпусе замка располагается кнопка, с помощью которой осуществляется втягивание штифта и происходит разъединение элементов.
Залог эффективной работы всей системы пассивной безопасности – правильно отрегулированное натяжение РБ. Ранее каждому водителю или пассажиру требовалось проводить регулировку лямок под комплекцию своего тела. Если водителю приходилось делать это достаточно редко, то пассажиром необходимо проводить регулировку постоянно.
С появлением в конструкции инерционных катушек вопрос с постоянными настройками длины ремня решился навсегда. Устройство ремня безопасности для автомобиля обеспечивало автоматическое натяжение ленты, чтобы пассажир или водитель могу удобно разместиться на сиденье.
Основной особенностью катушки является функция блокировка ремня, если попытаться резко вытягивать ленту из устройства. Механизм не позволит быстро размотать катушку, предотвращая смещение сидящего в сиденье по инерции при резкой остановке автомобиля.
Инерционная катушка выполняет 3 основных функции:
- обеспечивает необходимое натяжение ремня, подстраиваясь под комплекцию тела сидящего;
- автоматически собирает ремень после того, как он будет отстегнут;
- предотвращает непроизвольное смещение тела при резком торможении или остановке.
Есть и недостаток — механизм технически не успевает мгновенно отреагировать на резкое натяжение. Это даёт возможность телу немного ускориться в экстренной ситуации, что существенно увеличивает вероятность травматизма.
Ограничители
Главная функция ограничителя – несущественное и плавное увеличение длины ремня безопасности. При экстренном торможении или столкновении, тело продолжает инерционное движение, подвергаясь существенным перегрузкам.
Ремни безопасности, не оснащённые ограничителями, мгновенно останавливают вектор движения, травмируя грудную клетку, шею или поясничный отдел человека.
Постепенное и плавное увеличение длины ремня позволяют погасить скорость инерционного движения, снижая при этом вероятность получения травмы.
Ограничитель имеет вид торсиона, играющего роль оси для катушки. При срабатывании катушка стопорит размотку ремня, тело упирается в ремень, создавая нагрузку на ленту.
Преднатяжительный элемент
Преднатяжители стали устанавливать в конструкцию ремней безопасности несколько лет назад, при этом не стоит недооценивать их роль. Как отмечалось ранее, катушка не может технически застопорить разматывание ремня мгновенно, из-за чего тело всё же успевает продолжить инерционное движение. Именно для предотвращения этого недостатка и были разработаны преднатяжители, натягивающие ремень до момента резкой остановки и инерционного движения тела.
Различают 2 основные разновидности преднатяжителей.
- Пиропатронные.
- Электроприводные.
Тут одним механическим принципом работы уже не обойтись. Заблаговременное натяжение ремней обеспечивается срабатыванием дополнительных датчиков удара, подающих сигнал на блок управления, которыми оснащены современные автомобили.
Общий принцип работы
Водителю или пассажиру потребуется буквально 1 минута, для того чтобы пристегнуться ремнями безопасности. В качестве примера рассмотрим механизм с трёхточечной системой фиксации, по причине их массовости и наибольшей распространённости.
После того, как водитель разместился в сиденье автомобиля, необходимо плавно потянуть ремень до необходимой длины, направляя металлический язычок в отверстие замка.
Услышав характерный звук защёлки, можно отпустить ремень, давая возможность инерционной катушке убрать лишнюю длину.
Если конструкция оборудована преднатяжителями, то в экстренной ситуации именно они начинают свою работу:
- при столкновении, расположенные в носовой части автомобиля датчики, передадут соответствующую информацию в бортовой компьютер, который активирует работу преднатяжителей для натяжения лямки;
- по мере роста нагрузки в работу включается торсион, последовательно увеличивая длину лямки для гашения ускорения.
Если в конструкции не предусматривает наличие рассматриваемого элемента, то их задачу выполняет катушка совместно с торсионом.
Рекомендации
Никто и никогда не может знать, когда произойдёт ДТП. Анализ огромного количества видеороликов дорожных происшествий говорит о том, что выживаемость в серьёзных авариях кратно выше у пассажиров, которые пользовались РБ в момент ДТП.
Не исключаются ситуации, когда не пристёгнутый водитель попросту вылетал из ТС в момент первого удара, что спасало ему жизнь, учитывая вероятность последующего движения ТС по непредсказуемой траектории или его переворота.
Важно отметить, что пристегнуться перед началом движения является одним из требований ПДД РФ, за игнорирование которого предусмотрен штраф. Указанная обязанность является полностью обоснованной, поскольку во многих ДТП причиной получения тяжких увечий или наступления смерти становится именно не пристёгнутый РБ.
Ещё одна причина, по которой стоит уделить 10-15 секунд пассивной системе безопасности, это вероятность получить сотрясение мозга, переломанный нос и иные повреждение области тела, которая соприкоснётся со сработавшей подушкой безопасности даже при несерьёзных ДТП.
Следует отметить, что скорость открытия ПБ составляет более 300 км/ч. Добавить к этому значению скорость инерционного движения и в конечном результате получается весьма ощутимый удар, при котором потеря сознания будет наименьшим последствием.
Инновации в пассивной безопасности
Ведущие автопроизводители мира ежедневно ведут работу в направлении совершенствования всех систем безопасности автомобиля. Относительно недавнее нововведение — преднатяжители, однако и они уже не являются новинкой.
Уже активно тестируются инновационные ремни, одновременно выполняющие функцию подушек безопасности.
Суть работы системы заключается в мгновенном наполнении ремня газом, что позволяет увеличить площадь соприкосновения ремней с телом, а также равномерно распределить нагрузку, снижая вероятность получить травму.
Более дорогие модели ТС в будущем будут комплектоваться самоадаптирующимися системами преднатяжения, самостоятельно настраивающихся под физические параметры сидящего. Компьютер рассчитывает необходимое усилие для удержания тела в момент аварии.
Чего нельзя делать
Многих автомобилистов попросту раздражает пристёгиваться, и встроенная система безопасности начинает постоянно оповещать водителя неприятным звуковым сигналом об этой необходимости:
- Некоторые приобретают специальные «заглушки», которые устанавливаются в замок ремня безопасности, тем самым «обманывая» компьютер транспортного средства. Указанные действия категорически не рекомендуется делать, поскольку речь идёт о собственной безопасности. При использовании «заглушек» автомобиль «думает», что РБ пристегнут и срабатывание подушек будет гарантированно. Как уже отмечалось, скорость вылета подушки безопасности (ПБ) превышает 250 кмч, и такой силы удара вполне достаточно, чтобы нанести непоправимый урон здоровью. К примеру, фиксировались случаи, когда водитель имел все шансы выжить, если бы использовался РБ, а причиной летального исхода становился перелом шейных отделов позвонков в результате удара подушки безопасности.
- Нередко встречаются семьи с детьми, которые ограничиваются пристёгиванием автокресла. При этом ребёнок остаётся незафиксированным. В случае возникновения ДТП, кресло остаётся неподвижным, а малыш попросту вылетает из него, получая травмы.
- Не рекомендуется использовать ремни безопасности, которые имеют следы глубокой потёртости, или повреждений, поскольку в экстренной ситуации они могут не выдержать экстремальной нагрузки и порваться. В случае необходимости рекомендуется в срочном порядке обратиться в специализированную станцию технического обслуживания (СТО).
- В автомобилях, предназначенных для повседневного использования, нет необходимости дополнительно оснащать сиденье вспомогательными средствами защиты. Во-первых, нужные меры предосторожности уже предусмотрены производителем, а во-вторых – внесение изменений в конструкцию может пагубно отразиться на безопасности и способности полноценно сработать имеющемуся устройству.
Самостоятельно производить ремонт, замену или установку системы пассивной безопасности категорически запрещается.
В заключение следует отметить, что пристёгиваться необходимо всегда и везде. Не имеет значения, где именно планируется передвижение – в черте города или на скоростной трассе.
Независимо от опыта вождения и скоростного режима, всегда есть вероятность внезапного столкновения с другим участником дорожного движения. Автомобиль всегда был и будет источником повышенной опасности и пренебрегать возможностью сохранить себе жизнь и здоровье не стоит, учитывая, что на всю процедуру пристёгивания уходит не более 1 минуты.
Источник Источник http://standartgost.ru/g/%D0%93%D0%9E%D0%A1%D0%A2_18837-73
http://avtoved.com/pdd/remen-bezopasnosti