Факторы влияющие на управление

Факторы, влияющие на управление автомобилем: возрастные и гендерные различия, сенсомоторные процессы и время реакции водителя

Факторы влияющие на управление Существует ряд факторов, влияющих на управление автомобилем, и в этой статье мы поговорим о влиянии возрастных и гендерных различий на управление авто, о сенсомоторных процессах и времени реакции водителя.

Возрастные различия и их влияние на управление авто

Статистика говорит, что в ДТП в 10 раз чаще участвуют водители, не достигшие 20-ти летнего возраста. Молодые водители отличаются беззаботностью и пренебрежительным отношением к любым правилам. Они импульсивны, их влечет риск и скорость, жажда первенства.

Данным водителям рекомендуется:

  • Понять и принять ответственность за себя и других участников движения;
  • Понять, что соблюдение ПДД способствует согласованным действиям всех участников, и без этого не будет безопасного движения.
  • Сначала необходимо подумать, и лишь потом действовать;
  • Удовольствие следует получать не от скорости, а от грамотной езды;
  • Нужно считаться не только со своими, но и с чужими интересами.

Существует правило трех «НЕ», которого следует придерживаться на начальном этапе вождения:

  1. Не совершать длительных поездок;
  2. Не злоупотреблять движением при сложных дорожных условиях: при гололеде, в темное время суток, в сильный дождь и т.д.
  3. Не пользоваться авто в спешке или в плохом настроении.

Водитель в возрасте 30-45 лет – уже сложившаяся личность, имеющая устоявшийся набор ценностей, привычек, и это не может не отразиться на стиле вождения. Однако ритм жизни стремителен и стрессы, а также желание успеть все и сразу, может привести к пагубным последствиям.

Когда водителю за 50 лет, он может быть подвержен колебаниям кровяного давления, увеличению времени реакции, снижению остроты зрения и т.п. Однако это не означает, что такому водителю нельзя садиться за руль. Достаточно просто соблюдать некоторые рекомендации:

  • Не давать втягивать себя в ситуации, где потребуются быстрые действия;
  • Внимательно следить за сменой сигналов светофора;
  • Как можно реже перестраиваться из одного ряда или транспортного потока в другой;
  • Избегать участков со сложной и непривычной организацией движения;
  • Избегать движения в интенсивном транспортном потоке, где большая скорость движения.

Гендерные различия и их влияние на управление автомобилем

Согласно статистике, женщины попадают в ДТП реже мужчин. Дамы за рулем более внимательны, осторожны, и неплохо приспосабливаются к обстановке, уверенно управляя автомобилем в простых ситуациях. Но представительницы прекрасного пола склонны к повышенной тревожности и эмоциональности, поэтому советуем авто-леди:

  • Не расстраиваться по пустякам;
  • Не думать о неприятностях, а думать о том, как их избежать;
  • Освоить в совершенстве навыки управления авто в критических ситуациях;
  • Заранее обдумывать маршрут.

Мужчины чаще становятся участниками ДТП, поскольку они менее осторожны, менее внимательны и склонны к риску. Мужчины, в отличие от женщин, не склонны к эмоциональности, любят водить автомобиль на высокой скорости, а также любят учить других ездить, особенно женщин, предпочитая сложные задачи простым. Для мужчин тоже есть ряд советов:

  • Избегать ситуаций с неоправданным риском;
  • Уделять больше внимания сложным условиям;
  • Проявлять больше снисхождения к чужим ошибкам, и меньше – к своим.

Время реакции водителя

Реакция водителя является закономерным ответом организма водителя на воздействие извне. Самыми типичными реакциями водителя являются реакции торможения на запрещающий сигнал светофора; сложной реакцией является торможение на появление объекта, реакция поворота руля и т.д. Простой сенсомоторной реакцией водителя является максимально быстрое ответное действие водителя на заранее известный раздражитель заранее известным способом. Например, когда водитель нажимает на тормоз при появлении красного сигнала светофора, когда водитель ждал этого сигнала и был к нему готов.

Сложной сенсомоторной реакцией водителя является реакция на раздражитель, к которому водитель заранее не готов.

Каждая реакция водителя имеет скрытый, латентный и моторный периоды. Латентным периодом является время с момента появления раздражителя и до начала движения.

Моторным периодом – время выполнения двигательного акта.

Латентный период простой реакции на световой сигнал в среднем длится примерно 0,20 сек, а на звуковой – 0,14 сек. Латентный период сложной реакции зависит от дорожной обстановки, сложности выбора при принятии решения, а также от индивидуальных психофизиологических особенностей, опыта водителя и его состояния.

Время моторного периода может быть различным, в зависимости от сложности ответных выполняемых действий, которые могут совмещаться в различных сочетаниях в сложных реакциях. Яркий пример – когда водитель нажимает на тормоз и одновременно поворачивает рулевое колесо.

Сигнал проходит полностью по следующей схеме: дорожная обстановка меняется, и водитель воспринимает ее преимущественно органами зрения (реже органами слуха). Далее совокупность сигналов поступает в центральную нервную систему, и уже на их основании, а также на основании имеющихся знаний и навыков формируется ответ водителя, выражаемый рядом действий – работа водителя с педалями, рулем и т.д.

Организм человека является сложной биологической системой, и сигнал об опасности не может пройти по ней мгновенно. Требуется время на обработку информации головным мозгом. На сегодняшний день, проводя экспертизы, используют нормативное время реакции водителя – 0,8с, однако в реальности данное время может значительно отличаться.

Пол водителя

Водитель-мужчина по времени реакции на 0,05с лучше водителя-женщины, но дамы опережают мужчин по точности управления.

Возраст водителя

Молодой водитель быстрее обнаруживает сигнал и обрабатывает информацию, но пожилой водитель потратит меньше времени на принятие правильного решения, и время реакции у него более стабильно.

Стаж и опыт водителя

Опыт нельзя компенсировать знаниями ПДД. Опытный водитель спокоен, дисциплинирован, уверен в себе. С годами он приобретает способность предугадывания ситуации на дороге, что сокращает время реакции.

Тренированность водителя

Спорт и физкультура, в случае регулярных занятий, оздоравливают организм. И если водитель здоров физически, то и на опасность он реагирует быстрее.

Условия работы водителя

При городском движении дорожная ситуация постоянно меняется, и если водитель заранее на это настроен, то и его реакция на внезапную опасность будет лучше, чем у водителя, который расслабился на долгой и однообразной междугородней трассе.

Время реакции водителя является важнейшим показателем, и чтобы его определить, вам потребуется картонная полоска 12*3см и помощник, который должен держать ее так, чтобы ее нижний край был между указательным и большим пальцем водителя. Затем помощник должен резко ее отпустить, а водитель поймать. Если получилось, то реакция хорошая, а если нет, то плохая. Но не стоит расстраиваться в случае плохого результата, поскольку это можно компенсировать заблаговременным прогнозированием опасности.

Сенсомоторные процессы

Сенсомоторные процессы являются комплексом ответных реакций организма на воздействие внешних раздражителей. В их число входят сложная и простая сенсомоторные реакции, а также сенсомоторная координация.

Простой сенсомоторной реакцией является ответное элементарное движение на внезапно появившийся, но заранее известный сигнал. Простую реакцию характеризует единственный параметр – время. Он включает в себя латентный (скрытый) период и время двигательного акта. Например, когда водитель переключает тумблер в ответ на звуковой сигнал.

Сложной сенсомоторной реакцией могут служить реакции двух видов:

  • Реакция различения, когда на один сигнал требуется ответ движением, а на другие нет.
  • Реакция выбора, когда требуется выбор строго определенного из нескольких возможных двигательного ответа.

Сложную сенсомоторную реакцию характеризует время выполнения, вариативность и точность.

Нормальным временем реакции для торможения являются 1,0 секунды, минимальным – 0,5 сек, и максимальным – 2 сек.

В случае внезапного появления пешехода на дороге нужно сразу затормозить, однако, время реакции у всех разное.

Что же является временем реакции водителя? Это время с того момента, как был получен сигнал об изменении обстановки на дороге (к примеру, с момента, когда водитель заметил на дороге пешехода) и до момента, когда водитель начал действовать (тормозить).

Из этого следует, что водителю требуется 1 секунда на то, чтобы начать тормозить, а это значит, что еще секунду авто будет ехать с заданной скоростью, к примеру, 80 км/ч. С такой скоростью за 1 секунду авто проедет 22,2 метра, и лишь потом начнет тормозить. Если водитель устал или просто с замедленной реакцией, или отвлекся на что-либо, то авто проедет не 22,2 метра, а значительно большее расстояние, а это значит, что пешеход будет сбит. Также стоит учитывать еще и длину тормозного пути.

Тренировки могут улучшить время реакции, однако не все находят на это время.

Не стоит забывать и о внешних факторах, негативно влияющих на время реакции, таких как:

  • Принятие алкоголя, расслабляющего водителя и притупляющего реакцию. Поэтому никогда не управляйте автомобилем, если вы выпили.
  • Музыка может действовать на водителя как расслабляюще, так и возбуждающе. Однако громкая музыка в любом случае является негативным фактором.
  • Ароматы также, как и музыка, могут оказывать различное действие на водителя.
  • Прием медицинских препаратов.
  • И самый негативный фактор – мобильный телефон!

Автор: Виктория Голдина, дата публикации: 27.04.2018г.
Перепечатка без согласия редакции запрещена.

http://www.avtogai.ru/faktory-vliyayushhie-na-upravlenie-avtomobilem.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожее

Модульная АГНКС. Революция в газовом оборудовании

Автомобильные газонаполнительные комплексы (АГНКС) становятся неотъемлемой частью современной инфраструктуры, способствуя переходу на более экологичные виды топлива. В рамках этой эволюции, модульные АГНКС выходят на передовой, предлагая инновационные решения и преимущества. Давайте рассмотрим, как эти системы меняют отрасль и в чем заключаются их основные преимущества. Преимущества Модульных АГНКС Модульные АГНКС предлагают ряд ключевых преимуществ, которые делают […]

Помощь системы ABS в управлении автомобилем

Помощь системы ABS в управлении автомобилем

Антиблокировочная тормозная система (ABS) — это электронная гидравлическая активная система защиты, которая поддерживает контролируемость и стабильность машины во время замедления, предотвращая блокирование колес. ABS исключительно действенная в пути с низким показателем сцепления, и в непогоду (гроза, лед). Анализ АБС — Antilock Brake System, которое буквально значит «антиблокировочная тормозная система». Посмотрим особенность процесса, важные элементы, а […]