Эксплуатация грузоподъемного крана: о правилах устройства и эксплуатации

Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов

Грузоподъемные краны позволяют работать с большими и тяжелыми объектами. Неправильная эксплуатация может привести к печальным последствиям. Чтобы избежать этого, были разработаны правила безопасности ПБ 10-382-00.

Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных механизмов ПБ 10-382-00

Госгортехнадзор подготовил правила ПБ 10-382-00 ещё в 90-х гг. До сих пор они актуальны, хотя и были утверждены в последний день 99-го г., а в 2013 г. заменены. На смену пришел Федеральный закон № 533.

Эксплуатация грузоподъемного крана: о правилах устройства и эксплуатации

Башенный грузоподъемный кран используется в строительстве и для очень тяжелых предметов

В документе излагаются нормы, которым должны соответствовать все используемые краны. Также рассматриваются вопросы эксплуатации в разных условиях и при использовании отличающихся технических решений.

К сведению! Правила были разработаны в рамках проработки законодательно-нормативной базы. Они обязательны для всех организаций независимо от их формы собственности. То же относится и к индивидуальным предпринимателям.

Проектирование

В этой части правил рассматриваются:

  • общие требования. Разработка проекта, грузоподъемность, подстройка под климатические условия;
  • металлоконструкции кранов. Расчёт, конструктивные особенности использования, необходимые для работы материалы, предохранение от негативных процессов (защита от коррозии);
  • механизмы кранов. Рассматриваются вопросы их проектирования, соблюдения госстандартов, применения конкретных механизмов в общей конструкции;
  • электрооборудование кранов. Монтаж, подача электроснабжения, ремонтное электроснабжение;
  • аппараты управления. Поднимаются вопросы исполнения установок, условные обозначения, блокировки.

Эксплуатация грузоподъемного крана: о правилах устройства и эксплуатации

Колёсный грузоподъемный кран применяют, когда необходима мобильность

Отдельно уделено внимание таким аспектам, как:

  • тормоза кранов;
  • ходовые колеса;
  • грузозахватные части;
  • канаты кранов;
  • барабаны и блоки;
  • цепи кранов;
  • приборы и устройства безопасности;
  • гидрооборудование кранов;
  • противовес и балласт;
  • кабина крана;
  • ограждение машин;
  • лестницы, площадки и галереи.

Изготовление, монтаж, ремонт и реконструкция

Правила по кранам регулируют множество направлений деятельности, необходимых для безопасной работы:

Эксплуатация грузоподъемного крана: о правилах устройства и эксплуатации

Мостовой кран используется в промышленности и складском хозяйстве

  • изготовление кранов. Создаваться машины должны с учетом ПБ 10-382-00, государственных стандартов, технических условий и иной нормативной документации. Предприятия, где они производятся, обязаны знать необходимую технику и иметь квалифицированных специалистов, качественно выполняющих работу. Эта деятельность является лицензируемой, поэтому нужно получить разрешение на её осуществление;
  • монтаж, ремонт и реконструкция. Также относятся к числу направлений, для которых необходимо получение разрешений. Сварка и наладка должны осуществляться согласно проектам и техническим условиям из сопроводительной информации предприятия-изготовителя.

Требования к организации грузоподъемных работ согласно ПБ 10-382-00

К задействованным кранам и их владельцам предъявляются следующие требования:

  • исправность используемой техники;
  • проведение испытаний по графику и своевременно согласно требованиям. Это же относится и к осмотру, ремонту, надзору, квалифицированному полному или частичному техническому обслуживанию;
  • за кран отвечает ответственное лицо. Оно подбирается из инженерно-технических работников. Ответственное лицо следит за исправным состоянием и соблюдением правил использования грузоподъемных машин (ГПМ) согласно их функциональному предназначению.

Имеются требования и к порядку обучения задействованного персонала, а также проверке уровня знаний у специалистов и руководителей. В документе регламентируется порядок разработки должностных инструкций, технологических карт, схем складирования и строповки грузов, соблюдаемых технических условий. Отдельно рассматривается организация работы кранов иностранного производства на территории Российской Федерации. Особенное внимание уделено обязательной сертификации и паспортизации.

К сведению! В рамках кампании по послаблению государственного контроля предоставляется большая свобода действий. С одной стороны, нет норм, описывающих каждый шаг, с другой — предусматривается, что должны быть документы, позволяющие избежать неприятных последствий. Их должна отдельно разрабатывать каждая организация.

Например, требования к кран-балкам, управляемым с пола, взаимодействие специалистов с ними должны регулироваться следующими внутренними документами:

  • инструктаж рабочего места;
  • распоряжение о стажировке (предусматривающее закрепление наставника, которым является начальник смены или имеющий существенный опыт работник);
  • устная проверка знаний и навыков на практике;
  • распоряжение о допуске работника к самостоятельному труду.

Правила эксплуатации грузоподъемных механизмов

От 12 ноября 2013 г. действует Приказ № 553 Ростехнадзора. В нём изменены подходы, согласно которым должны работать грузоподъемные механизмы, правила поведения персонала и содержится информация об отмене ПБ 10-382-00.

Эксплуатация грузоподъемного крана: о правилах устройства и эксплуатации

Консольные грузовые краны подходят для решения относительно небольших проблем на производстве

Новые федеральные нормы и правила (ФНП) отличаются от предыдущих следующими моментами:

  • было представлено новое оглавление и переработано содержимое отдельных разделов;
  • изменены некоторые наименования пунктов, часть из них была упразднена.

Правила ГПМ (действующие) отличаются ещё и тем, что работодателю не нужно вести учет журналов по утверждённым формам. Их разработка и определение порядка ведение в полной мере лежат на организации-владельце.

Обратите внимание! Разрешается использовать формы из отменённых ПБ 10-382-00.

Сейчас требования безопасности при работе с промышленной техникой установлены Техническим регламентом Таможенного Союза 010/2011 (ТР ТС). Одновременно форма паспорта и порядок его ведения не регламентируются нормативно-правовой базой. Заводы-изготовители и проектные организации разрабатывают документы самостоятельно. Разрешено ориентироваться на отменённый ПБ 10-382-00, если нет противоречий с ТР ТС.

Изменения в требованиях к допуску персонала

Правила работы с грузоподъемными механизмами были изменены не только в техническом плане, но и организационном. Сейчас действует приказ Ростехнадзора № 37 от 29.01.2007 г. Документом утверждены порядок обучения и подготовки по промышленной безопасности и допуск к осуществлению самостоятельной работы.

Эксплуатация грузоподъемного крана: о правилах устройства и эксплуатации

Самоходные гусеничные краны

Была отменена аттестация для работников рабочих профессий. Стропальщикам и крановщикам не требуется её прохождение. При подведении итогов обучения в училищах и колледжах больше не нужно привлекать представителей Ростехнадзора. Также не нужно согласовывать с ними программу обучения.

Подготовка сотрудников к работе осуществляется согласно производственным инструкциям. Они должны разрабатываться непосредственными руководителями и ответственными за безопасность эксплуатации лицами. На них же возложено и установление производственного контроля за опасными объектами.

О применении ПБ 10-382-00 сегодня

Действующие нормы потеряли свой статус обязательных после 2000-х. Их заменили на ФНП № 533. Но это не значит, что утеряна актуальность. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов в 2018, 2019 гг., и можно быть уверенным, что и в 2020 г., всё ещё будут нужны как ориентир в работе. Они полезны хотя бы как документы, содержащие в себе образцы форм журналов.

Эксплуатация грузоподъемного крана: о правилах устройства и эксплуатации

Портовые краны используется для работы с грузами в портах и на суднах

Несмотря на то, что ПБ отменены юридически уже шесть лет, на практике к ним регулярно обращаются. Связано это с тем, что в документе детализированы процедуры проведения технического и полного обслуживания. В нем рассмотрено, как вести оперативную документацию, хорошо расписываются требования, что обязано быть в должностной инструкции руководителей и специалистов.

Обратите внимание! Работодатели опираются на ПБ при разработке производственных и должностных инструкций, положений о паспортизации ГПМ, ведении оперативной документации. Универсальность и всеохватывающий подход позволяют минимизировать возможные негативные последствия, сопровождаемые работу. В этом помогают планово-предупредительный ремонт, осуществление частичного и полного технического обслуживания и использование множества других полезных наработок.

В рамках проводимой дерегуляции предусматривалось, что должны вступить новые документы, дающие больше свободы действий. Благодаря тому, что ПБ являются грамотно проработанными, была потеряна только их юридическая сила. Новое мало чем дотягивает до их уровня. Поэтому, чтобы соответствовать выдвигаемым требованиям, ПБ 10-382-00 всё ещё используются сегодня как ориентир.

Источник Источник Источник http://ohranatryda.ru/pryntsypy-organizatsyy-ot/pravila-ustrojstva-i-bezopasnoj-ekspluatacii-gruzopodemnyh-kranov.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожее

Модульная АГНКС. Революция в газовом оборудовании

Автомобильные газонаполнительные комплексы (АГНКС) становятся неотъемлемой частью современной инфраструктуры, способствуя переходу на более экологичные виды топлива. В рамках этой эволюции, модульные АГНКС выходят на передовой, предлагая инновационные решения и преимущества. Давайте рассмотрим, как эти системы меняют отрасль и в чем заключаются их основные преимущества. Преимущества Модульных АГНКС Модульные АГНКС предлагают ряд ключевых преимуществ, которые делают […]

Помощь системы ABS в управлении автомобилем

Помощь системы ABS в управлении автомобилем

Антиблокировочная тормозная система (ABS) — это электронная гидравлическая активная система защиты, которая поддерживает контролируемость и стабильность машины во время замедления, предотвращая блокирование колес. ABS исключительно действенная в пути с низким показателем сцепления, и в непогоду (гроза, лед). Анализ АБС — Antilock Brake System, которое буквально значит «антиблокировочная тормозная система». Посмотрим особенность процесса, важные элементы, а […]