Эксплуатационные свойства автомобиля — Автомобили
Эксплуатационные свойства автомобиля
Назначением автомобиля является транспортировка грузов, пассажиров или специального оборудования из пунктов отправления в пункт назначения, а свойства автомобиля, определяющие средние скорости транспортировки, расходы топлива, связанные с транспортировкой, безопасность движения автомобилей, выполняющих свои производственные функции, возможность движения по дорогам различного качества, а иногда и без дорог, и называются его эксплуатационными свойствами.
Таким образом, эксплуатационные свойства АТС – это группа свойств, определяющих степень его приспособленности к эксплуатации в качестве специфического (наземного, колесного, безрельсового) транспортного средства по перевозке грузов, пассажиров или специального оборудования.
Автомобиль может выполнять свои функции, если он находится в работоспособном состоянии, т. е. когда значения всех его параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической или конструкторской документации.
Для оценки эксплуатационных свойств АТС используют показатели и измерители. Показатель – это параметр, характеризующий какое-либо свойство изделия (автомобиля). Измеритель – это конкретная величина, позволяющая производить количественную оценку, т.
е. указывает численное значение показателя.
В данном курсе изучаются показатели, измерители и их нормативные значения только эксплуатационных свойств АТС. Зная показатели и измерители, можно анализировать потенциальные возможности автомобиля и оценивать влияние его конструктивных параметров и эксплуатационных факторов на эксплуатационные свойства.
Эксплуатационные свойства АТС можно разделить на следующие более мелкие группы свойств, характеризующие движение автомобиля: тягово-скоростные, топливные и тормозные свойства, управляемость, устойчивость, маневренность, плавность хода и проходимость.
Скоростными свойствами называют совокупность свойств, определяющих возможные но характеристике двигателя или сцеплению ведущих колес с дорогой диапазоны изменения скоростей, ускорений и предельных углов подъема в различных условиях эксплуатации.
Топливные свойства, или, точнее, топливная экономичность АТС определяет его способность минимально расходовать топливо в заданных (стандартизованных) условиях движения.
Тормозные свойства – это способность АТС быстро снижать скорость движения вплоть до полной остановки, сохранять заданную скорость движения на затяжных спусках и оставаться неподвижным на стоянке на уклоне или при действии каких-либо возмущающих сил.
Управляемость – это свойство АТС, определяющее его способность изменять направление движения в соответствии с воздействиями водителя на органы управления.
Устойчивость – это свойство АТС, определяющее его способность сохранять заданные параметры движения или положения. То есть способность противостоять внешним возмущающим силам, вызывающим его отклонение от заданного направления движения или положения.
Маневренность – это способность АТС изменять свое положение на ограниченной площади без переменного использования заднего и переднего ходов.
Плавность хода – это способность АТС уменьшать воздействие от механических колебаний на водителя, пассажиров, перевозимые грузы и элементы автомобиля при движении но неровным дорогам.
Проходимость – это свойство АТС, определяющее его способность двигаться в тяжелых дорожных условиях, в том числе по грунтам с повышенным сопротивлением движению и малым коэффициентом сцепления, и преодолевать искусственные и естественные препятствия без вспомогательных средств.
Для суждения о возможности использования того или иного АТС в заданных условиях эксплуатации выработан ряд показателей, позволяющих объективно оценить соответствие существующей или перспективной конструкции автомобиля предъявляемым требованиям. В качестве основного показателя, характеризующего эффективность использования АТС, применяют относительные затраты на перевозку 1 т груза или одного пассажира. Эти показатели зависят не только от конструкции автомобиля, но и от ряда других факторов: дорожных условий, уровня организации перевозок, технического обслуживания и ремонта.
Показателем, более тесно связанным с конструкцией автомобиля и достаточно полно характеризующим эффективность его использования, является производительность АТС. Производительность определяется грузоподъемностью или пассажировместимостыо автомобиля и средней технической скоростью движения.
Знание эксплуатационных свойств автотранспортного средства инженером по технической эксплуатации автомобилей позволит ему выбрать оптимальные методы поддержания потенциальных эксплуатационных свойств, т. е. свойств, заложенных в конструкцию автомобиля при его проектировании и производстве, и восстановления их в процессе ремонта.
Инженер по организации перевозок и управления на автомобильном транспорте, зная потенциальные возможности конкретного автомобиля и умея анализировать влияние его конструктивных параметров и эксплуатационных факторов на показатели производительности, сумеет выбрать такие АТС, которые наилучшим образом будут соответствовать характеристикам перевозимого груза и условиям перевозок и помогут ему разрабатывать оптимальную стратегию перевозок.
Инженер по организации дорожного движения, зная эксплуатационные свойства АТС, может правильнее организовать движение на дорогах различных категорий с учетом погодно- климатических условий, снижая вероятность возникновения аварийных ситуаций, вводя определенные ограничения на параметры движения в соответствии со свойствами автомобилей, а также требовать от дорожных служб соблюдения тех или иных мероприятий по поддержанию дорожного покрытия и коммуникаций в соответствующем состоянии.
Задача теории автомобиля состоит в раскрытии механизма преобразования динамической системой управляющих и возмутающих воздействий в выходные характеристики. Аналитически строго из-за сложности задачи это не всегда удается сделать, тогда производится упрощение модели вплоть до задач статики.
Все эксплуатационные свойства АТС связаны с тем или иным видом движения: прямолинейным, криволинейным, ускоряющимся, замедляющимся, с колебаниями. Расчетным путем оценка того или иного эксплуатационного свойства может быть осуществлена только в результате решения уравнений, описывающих соответствующее движение. Поэтому теорию автомобиля можно определить как науку о законах его движения.
Page 2
Поскольку автомобиль является частью системы «автомобиль- водитель-дорога-среда», то его свойства проявляются только во взаимодействии с элементами этой системы. Поэтому значимость определенного эксплуатационного свойства в оценке качества или эффективности применения автомобиля зависит от условий, в которых это свойство проявляется, т. е.
от условий эксплуатации. Условия эксплуатации автомобилей в целом определяются дорожными, транспортными и природно-климатическими.
Дорожные условия характеризуются элементами профиля и плана дорог, рельефом местности, видом и ровностью дорожного покрытия, интенсивностью движения, помехами движению, стабильностью дорожного состояния, режимами движения.
Транспорт ные условия характеризуются видом груза и его свойствами, объемом перевозок, партионностью отправок, расстоянием перевозок, способами погрузки и вьпрузки, режимами работы, видами маршрутов и организации перевозок, условиями хранения, технического обслуживания и ремонта автомобилей.
Природно-климатические условия характеризуются температурой окружающего воздуха, атмосферным давлением, скоростью и направлением ветра, количеством атмосферных осадков, влажностью и запыленностью воздуха, продолжительностью холодного периода и т. п. и делятся в зависимости от зон на зоны умеренного, холодного, жаркого и высокогорного климата.
На эксплуатационные свойства автомобилей в наибольшей степени оказывают влияние дорожные условия. В силу значительного разнообразия они могут быть классифицированы по различным признакам.
Все дороги общего пользования в России в зависимости от возможной пропускной способности, расчетной скорости движения, типа покрытия, числа и ширины полос движения, наибольшего продольного уклона, наименьших радиусов поворота и т. п. в соответствии со СНиГ1 2.
05. 02-85 делятся на пять категорий.
К дорогам 1-4-й категорий относятся дороги с покрытиями, к дорогам 5-й категории – грунтовые.
В зависимости от прочности покрытий на дорогах общего пользования допускают нагрузку на одну ось до 100 кН (дороги 1—4-й категорий) и до 60 кН (дороги 5-й категории), на сдвоенную тележку – до 180 кН (дороги l^t-й категорий) и до 110 кН (дороги 5-й категории).
Дорожные условия подразделяются, кроме того, на магистральные (магистрально-холмистые), горные (горно-холмистые) и городские (пригородные). В этом случае классификационными признаками являются статистические характеристики продольного профиля дороги и режимы движения автомобиля.
К факторам, влияющим на среднюю скорость движения – один из основных параметров автомобиля, определяющих его производительность – следует отнести интенсивность движения, ограничения скорости движения, число пересечений с другими дорогами и число полос движения.
Однако каждый конкретный маршрут в значительной степени индивидуален и может состоять из участков, характеризующихся разными дорожными условиями, на которых режимы движения могут существенно различаться. Существенно отличаются и весьма специфичны условия эксплуатации автомобилей-самосвалов, работающих с заездом в карьер, автомобилей, работающих в крупных городах с интенсивным движением и частыми остановками, автомобилей, перевозящих грузы, требующих пониженных скоростей движения, и т. п.
Транспортные условия определяются, в основном, специализацией автомобиля, его конструктивными параметрами и эксплуатационными свойствами. Партионность груза определяет оптимальную грузоподъемность, а его объемная масса – объем грузовой платформы автомобиля. То есть транспортные условия эксплуатации определяют тип и модификацию применяемого подвижного состава, а также такие показатели эффективности использования автомобилей, как коэффициенты использования грузоподъемности и пробега, себестоимость перевозок и др.
Природно-климатические условия в нашей стране подразделяются на несколько климатических зон – умеренного климата, холодного климата, жаркого и высокогорного климата. Основной характеристикой климатической зоны, существенно влияющей на эксплуатационные свойства автомобилей, является температура окружающего воздуха. Изменение атмосферных условий оказывает влияние на работу двигателя, трансмиссии, шин, что приводит к изменению эксплуатационных свойств автомобиля.
Нормативные значения оценочных параметров, приводимые в справочной литературе, даны для новых автомобилей и стандартных условий эксплуатации (температура окружающего воздуха +25 °С, атмосферное давление 750 мм рт. ст. , дорога – прямолинейная, горизонтальная с цементобетонным или асфальтобетонным ровным покрытием).
Существенное отклонение температуры окружающего воздуха от стандартного значения (+25 °С) как в сторону понижения, так и в сторону повышения вызывает нарушение нормального теплового режима двигателя (95… 100 °С) и, как следствие, – ухудшение показателей тягово-скоростных свойств и увеличение расхода топлива.
Понижение температуры воздуха в сильной степени влияет на увеличение сопротивления шин и уменьшение КПД трансмиссии, что приводит к увеличению расхода топлива.
При работе автомобилей в высокогорных условиях происходит снижение мощности двигателя вследствие уменьшения коэффициента наполнения цилиндров. В результате средняя скорость движения грузовых автомобилей в горных условиях примерно на40…50 ниже, а расход топлива на 10… 15 выше, чем на равнинной местности.
В общем случае автомобили используются в разных климатических зонах, значительно отличающихся значениями климатических факторов. Например, средняя годовая температура воздуха в нашей стране имеет весьма широкий диапазон значений от +16,8 °С (жаркий сухой район) до -16,6 °С (холодный район), средняя влажность воздуха изменяется от 20 % (жаркий сухой район) до 80 % и более (умеренно влажный район). Даже внутри одного и того же климатического района значения климатических факторов в течение года изменяются в широких пределах. Так, в умеренно климатическом районе (Москва) средняя суточная температура в течение года колеблется от +30 °С до -30 °С, а в очень холодном (Якутск) – от +30 °С до -60 °С.
Вес перечисленное свидетельствует о важности и необходимости учета влияния условий эксплуатации на эксплуатационные свойства автомобилей с целью наиболее правильного выбора типа и марки автомобиля при перевозке грузов и пассажиров.
Page 3
Отдельные вопросы теории эксплуатационных свойств автомобиля начали развиваться почти сразу же после создания первых автомобилей. Еще в начале XX века в США начал выходить специальный автомобильный журнал, в котором печатались статьи по отдельным вопросам теории движения автомобилей. Специалисты в области теории автомобилей появились в различных странах к 1920-м годам. Наиболее крупными специалистами того времени можно считать Кайма в Германии, Сенсо де Ляво и Жульена во Франции.
В России одним из первых на вопросы, связанные с законом движения автомобиля, обратил внимание Н. Е. Жуковский.
Первая из его работ – статья «Теория прибора инженера Ромейко- Гурко», связанная с изучением явлений, происходящих при качении жестко связанных колес, имеющих неодинаковые диаметры, опубликованная в 1905 г. В дальнейшем Н. Е.
Вопросам движения на повороте в 20-х годах XX в. были посвящены работы В. П.
Ветчинкина, Б. Е. Млодзиевского, А.
Оформление теории эксплуатационных свойств автомобиля (теории автомобиля) как науки впервые было выполнено в Советском Союзе Е. А. Чудаковым в 1923-1928 гг.
Следует отметить, что в США первый систематизированный курс теории автомобиля был опубликован Я. Табореком только в 1957 г.
В дальнейшем как общий курс теории автомобилей, так и отдельные его направления развивались и развиваются многочисленными учениками Е. А. Чудакова: Г.
В. Зимелевым, А. Н.
Островцевым, Б. С. Фалькевичем, Н.
Я. Яковлевым, В. А.
Ила- рионовым, Н. А. Бухариным, Я.
М. Певзнером, Р. В.
Page 4
Скоростными свойствами (СС) АТС называют совокупность свойств, определяющих возможные по характеристике двигателя или сцеплению ведущих колес с дорогой диапазоны изменения скоростей, ускорений и предельных углов подъема в различных условиях эксплуатации.
Тягово-скоростные свойства АТС оценивают, сравнивая их показатели со значениями, принятыми в качестве базовых (стандартных), или с аналогичными показателями других автомобилей. Показатели тягово-скоростных свойств могут определяться расчетным путем или экспериментально. Задача определения тягово-скоросгных свойств расчетным путем может быть выполнена двояко:
- • определением показателей СС по заданным конструктивным параметрам автомобиля в конкретных дорожных условиях. Этот метод называют анализом или проверочным тяговым расчетом автомобиля;
- • определением конструктивных параметров автомобиля, обеспечивающих получение заданных СС в заданных дорожных условиях. Этот метод называют синтезом или проектировочным тяговым расчетом автомобиля.
Проверочный тяговый расчет и экспериментальное определение СС можно проводить не только для новых автомобилей, но и для автомобилей, находящихся в эксплуатации. В этом случае оценка их технического состояния или качества определяется по степени соответствия показателей нормируемым или паспортным, указываемым в технической характеристике автомобиля заво дом-изготовителем.
Эксплуатационные свойства автомобиля оцениваются с помощью их измерителей и показателей. Измерителем эксплуатационного свойства называется единица измерения, характеризующая это свойство с качественной стороны (например, скорость движения автомобиля).
Показателем эксплуатационного свойства называется число, определяющее величину измерителя этого свойства, его количество (например, значение максимальной скорости автомобиля). Измерители и показатели эксплуатационных свойств автомобиля устанавливаются ГОСТами, стандартами и другими нормативными документами. Для определения показателей эксплуатационных свойств проводят испытания автомобиля.
1.3. Эксплуатационные свойства и конструкция автомобиля
Эксплуатационные свойства, обеспечивающие движение автомобиля, существенно зависят от конструкции и технического состояния автомобиля, его систем и механизмов. Чем совершеннее конструкция автомобиля и лучше его техническое состояние, тем выше эксплуатационные свойства автомобиля. Поэтому автомобиль, его системы и механизмы конструируют таким образом, чтобы он имел определенные эксплуатационные свойства, Рис. 1.2 Связь эксплуатационных свойств с системами и механизмами автомобиля требуемые для заданных условий эксплуатации и обеспечивающие его эффективное использование.
На рис. 1.2 показана связь эксплуатационных свойств с теми системами и механизмами автомобиля, конструкция и техническое состояние которых оказывают наибольшее влияние на эти свойства.
1.4. Условия эксплуатации автомобиля
Свойства автомобиля, представленные на рис. 1.1, наиболее полно проявляются в условиях эксплуатации. Условиями эксплуатации автомобиля называются условия, в которых осуществляются перевозки пассажиров, грузов, специального оборудования и которые характеризуются различными внешними факторами.
К условиям эксплуатации относятся дорожные, транспортные и природно-климатические условия.
Дорожные условия эксплуатации характеризуются рельефом местности, продольным профилем дороги и извилистостью в плане, шириной проезжей части, числом полос движения, ровностью и прочностью дорожного покрытия, стабильностью состояния дороги, интенсивностью, режимом и видом движения, а также помехами.
Основой дорожных условий эксплуатации являются дороги, которые по назначению подразделяются на дороги общего пользования, автомагистрали, внутрихозяйственные (сельские) и городские (улицы). Дорожные условия эксплуатации оказывают наибольшее влияние на эксплуатационные свойства автомобиля.
Транспортные условия эксплуатации характеризуются видом и количеством перевозимых грузов, дальностью перевозок, способами погрузки и выгрузки грузов, режимом работы, видом маршрутов, условиями хранения, техническим обслуживанием и ремонтом автомобиля.
Транспортные условия эксплуатации определяют специализацию автомобиля, которая обеспечивает максимальную приспособленность к перевозке определенного вида груза. Природно-климатические условия эксплуатации характеризуются температурой окружающего воздуха, атмосферным давлением и осадками (туман, дождь, снег).
Территория России включает в себя в основном зоны умеренного и холодного климата. В зоне умеренного климата сосредоточена наибольшая часть подвижного состава автомобильного транспорта страны. Все автомобили общего назначения и специализированный подвижной состав приспособлены к перевозкам в этой зоне.
В зоне холодного климата зимой температура опускается до -50°С и ниже, а продолжительность зимнего периода со снежным покровом в отдельных районах с суровым климатом составляет 200 — 280 дней в году. Для этой зоны должны выпускаться специальные автомобили в северном исполнении: с морозостойкими шинами, легко запускаемыми при низких температурах двигателями и т. п.
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого Кафедра “Автомобильный транспорт” ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА АВТОМОБИЛЕЙ Дисциплина для направления подготовки дипломированного специалиста Специальность 190601.65 «Автомобили и автомобильное хозяйство» Курс лекций
Разработал Доцент кафедры АТ
_____________ Н. Н. Заводов.
“ ____ “ _____________ 2011 г. Оглавление.
Введение………………………………………………………………………..4 Вопрос 1. АТС и его эксплуатационные свойства……………………4 Вопрос 2. Условия эксплуатации АТС………………………………….6Тема 2. Тягово-скоростные свойства АТС (ТСС АТС7 Вопрос 3. Оценочные показатели ТСС…………………………………7 Вопрос 4. Силы, действующие на АТС…………………………………9 Вопрос 5. Характеристики двигателя…………………………………10 Вопрос 6. Мощность, подводимая к ведущим колесам………………12 Вопрос 7. Потери в трансмиссии……………………………………….12Тема 3. Кинематика и динамика автомобильного колеса……………….12 Вопрос 8. Радиусы колеса………………………………………………..13 Вопрос 9. Скорость и ускорение АТС…………………………………14 Вопрос 10. Динамика автомобильного колеса………………………..14 Вопрос 11. Режимы качения колеса……………………………………16 Вопрос 12. Движение колеса по деформируемой дороге…………….17 Вопрос 13. Причины потерь мощности, связанные с качением…..18 Вопрос 14. Влияние эксплуатационных и конструктивных фак- торов на величину к-та сопротивления качению…………………………19 Вопрос 15. Предельные случаи качения колеса. К-т сцепления…..21 Вопрос 16. Влияние эксплуатационных и конструктивных факторов на величину к-та сцепления…………………………………….22Тема 4. Силы сопротивления движению…………………………………..23 Вопрос 17. Силы сопротивления дороги………………………………23 Вопрос 18 Аэродинамика АТС………………………………………….24 Вопрос 19. Сила сцепления. Возможность движения……………….26 Вопрос 20. Уравнение движения АТС…………………………………27 Вопрос 21. Методы решения уравнений силового и мощностного балансов………………………………………………………………………28 Вопрос 22. Графики силового и мощностного балансов……………28 Вопрос 23. Динамический фактор и динамическая характеристика……………………………………………………………..29 Вопрос 24. Динамический паспорт…………………………………….30 Вопрос 26. Приемистость АТС. Путь и время разгона……………..32 Вопрос 27. Нормальные реакции, действующие на колеса каждой оси……………………………………………………………………………..34 Тема 5. Тормозные свойства………………………………………………..35 Вопрос 28. Тормозные системы и оценочные параметры…………35 Вопрос 29. Виды испытаний ТС и тормозной путь…………………37 Вопрос 30. Теоретическое определение замедления и тормозного пути…………………………………………………………………………..38 Вопрос 31. Служебное торможение…………………………………….39 Вопрос 32. Оптимальное распределение тормозных сил…………..40 Тема 6. Топливная экономичность АТС………………………………….42 Вопрос 33. Оценочные показатели……………………………………42 Вопрос 34. Уравнение расхода топлива………………………………43 Вопрос 35. Влияние конструктивных и эксплуатационных факторов на топливную экономичность…………………………………44 Тема 7. Управляемость АТС45 Вопрос 36. Общие положения.Оценочные показатели управляемости……………………………………………………………….45 Вопрос 37. Увод автомобильного колеса……………………………..49 Вопрос 38. Кинематика поворота автомобиля………………………51 Вопрос 39. Силы, действующие на автомобиль при повороте…….52 Вопрос 40. Круговое движение и переходные процессы…54 Вопрос 41. Условие управляемости АТС……………………………………….55 Вопрос 42. Стабилизация управляемых колес………………………55 Вопрос 43. Колебания управляемых колес…………………………..56 Тема 8. Устойчивость АТС…57 Вопрос 45. Общие положения.Оценочные показатели устойчивости…………………………………………………………………57 Вопрос 46. Критические показатели по скольжению……………….58 Вопрос 47. Критические параметры движения по опрокидыванию………………………………………………………………60 Вопрос 48. К-т поперечной устойчивости…………………………….61 Вопрос 49. Курсовая устойчивость и действие внешних сил……….62 Вопрос 50. Система курсовой устойчивости …………………………………63 Тема 9. Маневренность……………………………………………………..63 Вопрос 51. Оценочные показатели…………………………………….66 Тема 10. Плавность хода………………………………………………….68 Вопрос 52. Основные положения. Оценочные показатели …………..68 Вопрос 53. Автомобиль – как колебательная система………………69 Тема 11. Проходимость……………………………………………………71 Вопрос 54. Общие положения ……………………………………………………….71 Вопрос 55. Оценка профильной проходимости………………………72 Вопрос 56. Оценка опорно-тяговой проходимости…………………..74 Вопрос 57. Влияние конструктивных и эксплуатационных факторов на проходимость75 Эксплуатационные свойства автомобиля.
Введение Изучение эксплуатационных свойств направлено на приобретение знаний основных свойств автомобиля и необходимых навыков их оценки применительно к конкретным дорожным условиям.
Эффективность работы автомобиля определяется совместным влиянием всей совокупности эксплуатационных свойств автомобиля, в которой основными являются следующие: тягово-скоростные, тормозные, топливная экономичность, устойчивость, управляемость, плавность хода и проходимость.
Эти свойства изучаются по отдельности в определенной последовательности. Вместе с тем они тесно взаимосвязаны друг с другом и изменение одного свойства приводит к изменению других. При этом улучшение одних свойств может привести к ухудшению других.
Поэтому особое значение приобретает поиск оптимальных решений, как при проектировании автомобиля, так и при выборе режимов его движения в различных условиях эксплуатации. Измерители и показатели перечисленных эксплуатационных средств устанавливаются и определяются на основе закономерностей движения автомобиля.
Возможность движения, само движение и его характер обусловлены взаимодействием колес автомобиля с поверхностью качения.
Тяговые свойства автомобиля — совокупность свойств, определяющих возможные по характеристикам двигателя или сцепления ведущих колес с дорогой, диапазоны изменения скоростей движения и предельные интенсивности разгона автомобиля при его работе на тяговом режиме в различных дорожных условиях.
Тяговым режимом считается режим работы двигателя, при котором от двигателя к ведущим колесам подводится мощность, достаточная для преодоления сопротивления движению. Чем тяжелее дорожные условия, тем меньше диапазон возможных скоростей и меньше возможность ускорения. В некоторых условиях, называемых предельными, диапазон скоростей снижается до одного значения. При более тяжелых условиях движение невозможно.
Динамичность — свойство автомобиля перевозить грузы и пассажиров с максимально возможной средней скоростью. Чем выше динамичность автомобиля, тем больше его производительность. Динамичность автомобиля во многом зависит от его тяговых и тормозных свойств.
Топливная экономичность — свойство автомобиля рационально использовать энергию топлива при выполнении единицы транспортной работы.
Снижение расходов топлива транспортными средствами является важнейшей задачей. От того, насколько экономичен автомобиль, зависит себестоимость автоперевозок. Управляемость — способность автомобиля сохранять заданное направление движения или изменять его при воздействии водителя на рулевое управление автомобиля.
Управляемость заивисит от конструкции автомобиля, технического состояния рулевого управления, подвески и шин, а также условий окружающей среды. Устойчивость — свойство автомобиля сохранять направление движения и противодействовать силам, стремящимся увести в сторону или опрокинуть автомобиль.
Управляемость и устойчивость тесно связаны друг с другом. Устойчивость вместе с управляемостью и тормозной динамичностью автомобиля обусловливают безопасность движения.
Проходимость — свойство автомобиля свободно двигаться по плохим (разбитым, размокшим) дорогам и пересеченной местности, преодолевая естественные и искусственные препятствия (канавы, рвы, пороги) без вспомогательных устройств и посторонней помощи.
Проходимость является одним из основных эксплуатационных свойств, определяющих эффективность использования данного транспортного средства. Этим качеством должны обладать автомобили всех типов, но в зависимости от их назначения — в различной степени.
Автомобили обычной проходимости предназначены для движения по шоссейным и грунтовым дорогам. К ним относятся автомобили обшетранспортного назначения колесной формулой 4×2 или 6×4 с обычными тороидными или низкопрофильными шинами и не блокируемыми дифференциалами.
К автомобилям повышенной проходимости относятся автомобили колесной формулой 4×4, 6×4, 6×6 и т. д. с широкопрофильными шинами, шинами регулируемого давления воздуха, с частично или полностью блокируемыми дифференциалами. К автомобилям высокой проходимости относятся полноприводные автомобили с шинами сверхнизкого давления, арочными шинами или пневмокатками Эти автомобили могут быть плавающими и работать в особо тяжелых климатических условиях, например на севере.
Плавность хода — свойство автомобиля двигаться по дорогам и местности с заданными скоростями без толчков и колебаний кузова, которые могут нарушить нормальную работу механизмов автомобиля, оказывать вредное влияние на водителя и пассажиров.
Выступы и впадины от 100 м до 10 см называют микропрофилем дороги, который является основной причиной колебаний автомобиля на подвеске. Мелкие неровности дорожной поверхности менее 10 см называются шероховатостью. Они могут создать высокочастотные вибрации отдельных элементов шасси и кузова автомобиля и высокий уровень шума как внутри кузова, так и вокруг машины.
Надежность — свойство автомобиля безотказно перевозить грузы и пассажиров в течение определенного срока и без ухудшения основных эксплуатационных показателей автотранспортного средства.
Надежность — это совокупность свойств, которая может включать в себя безотказность, долговечность и ремонтопригодность объекта.
Безотказность — свойство автомобиля (двигателя) сохранять работоспособность в течение определенного интервала времени или пробега определенной величины.
Долговечность — свойство автомобиля сохранять работоспособность до определенного времени, когда установлено проведение технического обслуживания и ремонта автотранспортного средства.
Ремонтопригодность — приспособленность автомобиля к предупреждению, обнаружению и устранению неисправностей и отказов.
Эксплуатационные свойства машин и оценка качества
Эксплуатационные расходы — предприятие
Эксплуатационные расходы предприятий включают текущие затраты, амортизационные отчисления, налоговые выплаты. К текущим относят затраты, связанные с использованием в процессе производства энергии, топлива, материалов, труда, а также затраты на реализацию продукции. Выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и сбыт продукции представляют собой ее себестоимость.
В качестве себестоимости выступает показатель эксплуатационных расходов предприятий транспорта ( связи) с учетом расходов по экспедиционным и погрузочно-разгрузочным работам.
Раздел II Выполнение плана расходов по перевозкам содержит все эксплуатационные расходы предприятия за квартал или год. При этом основные специфические расходы показывают по статьям Номенклатуры с подразделением каждой статьи на элементы затрат, а основные общие и общехозяйственные расходы — только по элементам затрат. Кроме того, раздел содержит объем работ по статьям Номенклатуры, а в отдельной графе — план расходов, пересчитанный на выполненный объем работы, что позволяет определять относительную экономию или перерасход средств на перевозки. В этом же разделе нарастающим итогом с начала года приводят расходы в разрезе элементов затрат по видам подсобно-вспомогательной деятельности.
Текущий ремонт производственных зданий и сооружений осуществляется за счет эксплуатационных расходов предприятия или организации.
Все работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту производятся за счет эксплуатационных расходов предприятия .
Вопросы обеспечения безопасности работы нефтепромысловых трубопроводных систем неразрывно связаны с экономикой: мероприятия по снижению аварийности приводят к снижению эксплуатационных расходов предприятия , но, одновременно, сопряжены со значительными дополнительными затратами. Оптимизация данных затрат является актуальной задачей, решение которой позволит, за счет грамотного распределения материальных и финансовых ресурсов, повысить эффективность средств снижения аварийности.
Все работы по техническому уходу, малому, а также среднему ремонтам с периодичностью до одного года производятся за счет эксплуатационных расходов предприятия .
Затраты на межремонтное обслуживание, периодические осмотры, на малый и средний ремонты оборудования ( последний-периодичностью менее года) осуществляются за счет эксплуатационных расходов предприятия и включаются в себестоимость продукции.
Финансирование работ по техническому осмотру, профилактическому испытанию, текущему ремонту, а также среднему с периодичностью менее одного года осуществляется за счет эксплуатационных расходов предприятий .
При этом нагревательные приспособления часто выходят из строя в результате перегорания проводников ( температура нагрева достигает 750 — 800), образующих нагревательные элементы, срок службы которых по данным заводов-изготовителей не превышает 1000 час. Последнее вызывает частые простои, во избежание которых предприятия принуждены иметь мастерские по изготовлению и ремонту нагревательных элементов, значительный запас нагревательных элементов различной мощности для быстрой замены вышедших из строя, а также необходимый для этого дополнительный штат работников. Все это увеличивает эксплуатационные расходы предприятия .
На основании проводок, сделанных по данным машинограмм и первичных документов, по счету № 20.1 Перевозки ежемесячно составляют Ведомость аналитического учета, содержащую данные по элементам затрат, статьям расходов и в целом по синтетическому счету. В ней указывают также корреспондирующие счета, что необходимо для контроля правильности учетных записей. Эта ведомость содержит всю сумму эксплуатационных расходов предприятия , в том числе основные специфические, основные общие и общехозяйственные расходы.
Разделение ремонта тепловых сетей на текущий и капитальный зависит от степени неисправностей, объема работ и материальных затрат. Объемы работ по текущему и капитальному ремонту устанавливаются на основании описей неисправностей систем теплоснабжения, составляемых в процессе эксплуатации. Все работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту производят за счет эксплуатационных расходов предприятия . Капитальный ремонт производят за счет амортизационных отчислений в размерах, предусматриваемых существующими положениями.
Технологические свойства
Технологические свойства характеризуют способность материала подвергаться различным способам холодной и горячей обработки.
1. Литейные свойства.
Характеризуют способность материала к получению из него качественных отливок.
Жидкотекучесть – характеризует способность расплавленного металла заполнять литейную форму.
Усадка (линейная и объемная) – характеризует способность материала изменять свои линейные размеры и объем в процессе затвердевания и охлаждения. Для предупреждения линейной усадки при создании моделей используют нестандартные метры.
Ликвация – неоднородность химического состава по объему.
2. Способность материала к обработке давлением.
Это способность материала изменять размеры и форму под влиянием внешних нагрузок не разрушаясь.
Она контролируется в результате технологических испытаний, проводимых в условиях, максимально приближенных к производственным.
Листовой материал испытывают на перегиб и вытяжку сферической лунки. Проволоку испытывают на перегиб, скручивание, на навивание. Трубы испытывают на раздачу, сплющивание до определенной высоты и изгиб.
Критерием годности материала является отсутствие дефектов после испытания.
Это способность материала образовывать неразъемные соединения требуемого качества. Оценивается по качеству сварного шва.
4. Способность к обработке резанием.
Характеризует способность материала поддаваться обработке различным режущим инструментом. Оценивается по стойкости инструмента и по качеству поверхностного слоя.
Эксплуатационные свойства характеризуют способность материала работать в конкретных условиях:
1. Износостойкость – способность материала сопротивляться поверхностному разрушению под действием внешнего трения.
2. Коррозионная стойкость – способность материала сопротивляться действию агрессивных кислотных, щелочных сред.
3. Жаростойкость – это способность материала сопротивляться окислению в газовой среде при высокой температуре.
4. Жаропрочность – это способность материала сохранять свои свойства при высоких температурах.
5. Хладостойкость – способность материала сохранять пластические свойства при отрицательных температурах.
6. Антифрикционность – способность материала прирабатываться к другому материалу.
Эти свойства определяются специальными испытаниями в зависимости от условий работы изделий.
При выборе материала для создания конструкции необходимо полностью учитывать механические, технологические и эксплуатационные свойства
Эксплуатационные показатели
Эксплуатационные показатели Очищенный пропан выдерживает испытание на коррозию методом медной пластинки согласно техническим условиям Американской ассоциации промышленности природного газа.
Эксплуатационные показатели — устойчивость факела и величина недожога топлива — у горелок типов ТКЗ и ОРГРЭС примерно одинаковы. Преимуществом горелок ОРГРЭС является их малое сопротивление по первичному воздуху, что дает небольшую экономию электроэнергии. Одним из преимуществ горелок ТКЗ считается их несколько меньшая длина. Это имеет значение, например, когда горелки расположены на боковых стенах топки, а котлы стоят близко один от другого.
Эксплуатационные показатели определяют влияние отклонений от регламентированных условий и состояний, возникающих при работе производства, на показатели процесса, возможность управления им.
Эксплуатационные показатели характеризуют изменения, возникающие в химико-технологическом процессе и производстве во время их эксплуатации при появлении отклонений от регламентированных условий и состояний. Влияние отклонений на показатели процесса, возможность управления процессом определяются эксплуатационными показателями.
Эксплуатационные показатели для трех установок тайлокс приводятся в табл. 9.2. Следует отметить, что установка В работает на поглотительном растворе, содержащем тиоарсенат аммония вместо обычно применяемого в США тиоарсената натрия.
Эксплуатационные показатели для шести типичных установок осушки газов глнколями, охватывающие весьма широкий интервал уел о кий работы и достигаемой депрессии точки росы ( на 22 — 43 С) приведены в табл. 11.2. Эти величины следует рассматривать как типичные, но не предельные максимальные значения депрессии. В частности, опубликованы данные о работе установки, на которой депрессия точки росы достигала 47 — 56 С.
Эксплуатационные показатели улучшаются при увеличении Zr. Если одноименные параметры а, ст и к п — и р-ветвей по величине близки между собой, то величина Z.
Эксплуатационные показатели характеризуют свойства надежности и долговечности изделий в конкретных условиях эксплуатации.
Эксплуатационные показатели характеризуются количеством персонала и затратами физического труда, необходимого для обслуживания машины, сложностью операций настройки, регулирования и управления, стабильностью выхода и качества продукции.
Эксплуатационные показатели после регистрации можно анализировать методом моделирования и сравнивать с предыдущими результатами; таким образом удается поддерживать максимальные эксплуатационные показатели на всех установках завода. На третьем этапе эти данные и миогие из разработанных программ используются для планирования деятельности будущего периода.
Эксплуатационные показатели — это характеристики, определяющие качество выполнения изделием заданных функций. Общими из них для всех изделий длительного действия являются показатели надежности ( долговечности), динамичности качества, эргономические показатели и экономичность эксплуатации.
Эксплуатационные показатели характеризуют условия функционирования ЭВМ, а также качество ее работы в этих условиях.
Эксплуатационные показатели — это характеристики, определяющие качество выполнения изделием заданных функций. Общими из них для всех изделий длительного действия являются показатели надежности ( долговечности), динамичности качества, эргономические показатели и экономичность эксплуатации.
Эксплуатационные показатели следует снимать на номинальной или близкой к ней нагрузке.
Эксплуатационные показатели характеризуют условия функционирования ЭВМ, а также качество ее работы в этих условиях.
1. Общие сведения о стали
В технике значительно
чаще применяют не чистые металлы, а
сплавы, состоящие из двух или нескольких
элементов. Основными конструкционными
материалами для машиностроительного
производства служат сталь, чугун и
сплавы цветных металлов на основе меди,
алюминия, магния, титана.
Сталь
– сплав железа с углеродом (массовая
доля С не более 2,14 %), в который добавляют
легирующие элементы для создания сталей
с требуемыми механическими, технологическими
и особыми эксплуатационными свойствами.
В сталях также
содержатся и вредные примеси: сера
(вызывает красноломкость) и фосфор
(вызывает хладноломкость). Эти примеси
не удается полностью удалить со шлаком
по природным и технологическим причинам.
Красноломкостью
называется свойство стали давать
трещины при горячей обработке давлением
(ковка, штамповка, прокатка) в области
температур красного или жёлтого каления
(850-1150 °С). Красноломкость обусловливается
главным образом распределением некоторых
примесей (серы и меди) по границам зёрен
металла.
Хладноломкостью
называется склонность металла к переходу
в хрупкое состояние при понижении
температуры. Хладноломкостью обладают
железо, вольфрам, цинк и другие металлы,
имеющие объемно-центрированную кубическую
или гексагональную плотноупакованную
кристаллическую решетку.
Рассмотрим
влияние температуры
Т
(°C)
на характер деформации материала,
которая оценивается относительным
удлинением δ (%)
(рис. 5).
При температурах материала менее
значения Тн
предел
прочности на разрыв меньше
предела текучести. В этом случае металл
разрушается без предварительной
деформации, то есть находится в хрупком
состоянии. Переход из хрупкого состояния
в вязкое осуществляется в интервале
температур от
Тн
до Тв,
где Тн
– нижняя, а Тв
– верхняя границы интервала. При
достижении температуры Тв
и
выше, предел прочности металла становится
больше предела текучести, что приводит
сначала к деформированию, а затем и к
разрушению материала. Такое состояние
называется вязким.
Основными
способами выплавки стали являются:
конверторный (55 %), в дуговых
электропечах (25 %) и в мартеновских печах
(20 %).
Рис.
5. Влияние температуры на состояние
материала
Конверторный
способ
получения стали
позволяет использовать в качестве шихты
жидкий чугун, до 50 % металлического лома,
руду, флюс. Сжатый воздух под давлением
(0,3-0,35 МПа) поступает через специальные
отверстия. Теплота, необходимая для
нагрева шихты, получается за счет
химических реакций окисления углерода
и примесей, находящихся в чугуне.
Производство
стали в конверторах
постепенно вытесняет производство ее
в мартеновских печах. Вместимость
современных конверторов достигает 600
тонн. Наибольшее развитие получает
кислородно-конверторное производство
стали, так как использование кислорода
обеспечивает резкое (на 40 %)
повышение производительности. Недостатки способа:
повышенный расход огнеупорных материалов
и высокий угар (потеря) металлов.
Огнеупорные
материалы –
это материалы, отличающиеся повышенной
прочностью при высоких температурах и
химической инертностью. Они применяются
для производства печей, используемых
в металлургических процессах, и других
высокотемпературных агрегатов (реакторов,
двигателей, и т.д.). Состав огнеупорных
материалов представляют собой керамическую
смесь тугоплавких окислов, силикатов,
карбидов, нитридов, боридов, обладающих
огнеупорностью не ниже 1580 °C.
Угар
– уменьшение массы металлов в процессе
плавки. При этом образуются химические
соединения металла с веществами,
находящимися в зоне плавления, которые
переходят затем в шлак и газовую фазу.
Производство
стали в электрических печах
–
наиболее совершенный способ получения
специальных и высококачественных
сталей. Сталь выплавляют в дуговых или
индукционных электропечах. Наиболее
распространены дуговые электропечи
вместимостью до 270 тонн. При плавке стали
в электропечах используют как стальной
скрап (металлические
отходы, поступающие в переплавку для
изготовления годного металла)
и железную руду, так и жидкие стали,
поступающие из мартеновской печи или
конвертера.
Лом
металлов (цветных, чёрных)
–
эторазличные
металлические изделия и конструкции,
подлежащие повторной переработке.
Металлоломом называют также пришедшие
в негодность металлические вещи либо
специально собираемый на пунктах сбора
и приема металлический мусор.
Источник http://znayavto.ru/drugoe/ekspluatatsionnye-svojstva-avtomobilya/
http://7gear.ru/avtomobili/ekspluatacionnye.html