Должностная инструкция ответственного за БДД — задачи и обязанности, права и ответственность

Основные положения должностной инструкции ответственного за БДД

Должностная инструкция ответственного за БДД является нормативным актом, где определяются функции и требования к назначаемому лицу. Такой специалист имеет десятки обязанностей и несет ответственность за жизни людей, техническое состо-яние ТС.

Его назначает руководитель предприятия или организации соответствующим приказом. Этот человек должен иметь образование и нужную подготовку.

  1. Описание должности ответственного за БДД
  2. Кого могут назначить ответственным
  3. Необходимое образование
  4. Уровень зарплаты
  5. Должностная инструкция
  6. Общие положения
  7. Обязанности
  8. Что должен знать
  9. Характеристика работ и задачи
  10. Права
  11. Ответственность
  12. Перспективы, карьерный рост
  13. Плюсы и минусы профессии
  14. Выводы

Описание должности ответственного за БДД

Лицо, отвечающее за безопасность дорожного движения, присутствует в штате каждого предприятия, организации или ИП, где эксплуатируется автотранспорт. В его подчинении водители, диспетчеры, механики и другие работники. Разберемся подробнее.

Кого могут назначить ответственным

К специалисту по БДД законодательство выдвигает ряд требований.

Назначенными на должность могут быть такие работники:

  1. Лицо, прошедшее необходимые курсы, желающее отвечать за безопасность перевозок.
  2. Главный инженер-механик либо инспектор по охране труда.
  3. Начальник транспортного участка.

Такой сотрудник должен досконально знать обязанности ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения.

Необходимое образование

Чтобы устроиться на должность, изначально требуется окончить технический институт. Также нужно пройти курсы, дав правильные ответы на минимум 18 из 20 вопросов. После сдачи экзамена человек с высшим образованием подтвердит свою квалификацию. Диплом действует пять лет.

Детальная информация видна на видео:

Уровень зарплаты

Специалисты по безопасности дорожного движения получают среднее жалование размером 49000 рублей (данные за 2016-2017 годы). Конкретная сумма зависит от организации, где они работают, и региона страны.

Зарплата бывает выше стандартной. Для этого нужно иметь опыт в сфере деятельности. Необходимо заниматься транспортными перевозками минимум 3 года. Максимальная сумма дохода в 2018 году зафиксирована на отметке 308000 рублей.

Важно! Специалиста БДД могут снять с должности, если в случившемся дорожно-транспортном происшествии есть его вина.

Должностная инструкция

В этом документе содержится несколько пунктов. Вначале прописано название компании-работодателя, число, когда утвердили бумагу, и фамилия лица, принявшего это решение.

Далее рассмотрим, что представляет собой должностная инструкция специалиста по БДД в организации.

Общие положения

Должностная инструкция ответственного за БДД - задачи и обязанности, права и ответственностьДанный раздел содержит 4 пункта, они говорят о следующем:

  1. Ответственный за БДД назначается руководителем предприятия.
  2. Работник обязан иметь высшее техническое образование и диплом о прохождении переподготовки с присвоенной квалификацией.
  3. Требуется пройти аттестацию, чтобы занимать данную должность.
  4. Сотрудник подчиняется непосредственно начальнику и законодательным актам РФ. Также он исполняет распоряжения Министерства Транспорта России.

Так выглядят общие положения должностной инструкции лица, ответственного за работу по обеспечению безопасности дорожного движения.

Обязанности

Их много, но главный функциональный перечень такой:

  1. Сотрудник должен совместно с другими служащими заниматься разработкой внутренней документации по БДД.
  2. Организовывать мероприятия по профилактике дорожно-транспортных происшествий. Анализировать случившиеся ДТП и сводить к минимуму последствия.
  3. Контролировать соблюдение водителями ПДД, режима труда, отдыха.
  4. Взаимодействовать с УГДН и ГИБДД в области безопасности при поездках на транспорте.
  5. Разрабатывать проекты приказов, а также иные документы по вопросам БДД.
  6. Участвовать в деятельности аттестационной комиссии по повышению уровня квалификации шоферов.

Этот список сжатый, но по перечисленным пунктам можно понять, что входит в основные обязанности.

Что должен знать

Специалисту БДД требуется следующее:

  1. Досконально выучить ПДД.
  2. Знать, как оказывать первую медицинскую помощь.
  3. Понимать алгоритм действий, когда транспорт попадает в ДТП и другие нестандартные ситуации.
  4. Изучить внутренние правила распорядка охраны труда.
  5. Знать санитарные нормы.

Это обязательные требования к ответственному за безопасность дорожного дви-жения согласно профстандарту. Все перечисленное в списке, ему нужно выучить до начала работы на должности.

Важно! Специалист по БДД обязан уметь руководить большим коллек-тивом, обладать коммуникабельностью, сохранять спокойствие и быть решительным.

Характеристика работ и задачи

Такому сотруднику нужно проводить инструктажи с недавно прибывшими в штат шоферами. Вести разъяснительные мероприятия с другими водителями. Организовывать движение транспорта по территории предприятия. Записывать в журнал отправляемые в рейс исправные автобусы.

Главной задачей специалиста по БДД является недопущение попадания ТС его организации в ДТП. В этом заключается работа такого сотрудника.

Права

Должностная инструкция ответственного за БДД - задачи и обязанности, права и ответственностьДолжностная инструкция ответственного за безопасность дорожного движения подра-зумевает у него наличие определенных возможностей.

Такому человеку полагается:

  1. Социальные гарантии, согласно трудовому законодательству Российской Федерации.
  2. Специалист имеет право повышать квалификационный уровень.
  3. Может требовать от начальства и сотрудников необходимую информацию. Документы, касающиеся работы.
  4. Знакомиться с решениями руководства организации в своей области деятельности.
  5. Отстранять от выхода в рейс водителей транспорта, если они несут угрозу безопасности, и требовать от начальства принятия соответствующих мер.
  6. Поощрять шоферов за успехи в работе по БДД.
  7. Подавать предложения на то, чтобы сотрудников, не выполняющих прямые функции, привлекли к ответственности.
  8. Организовывать проверки служащих в области безопасности дорожного движения.

Для инженера по БДД должностная инструкция 2019 г. подразумевает наличие таких прав.

Ответственность

Весь автотранспортный парк в организации контролирует специалист БДД. Если трудовой распорядок не выполняется, к такому сотруднику применяют административное взыскание по статье 192 ТК РФ. Он за это несет полную ответственность. Провинившемуся объявляют замечание либо выговор. При неоднократных нарушениях последует увольнение.

Выбор наказания специалиста по БДД ложится на начальника. Он изучает обстоятельства, выясняет причастных лиц и принимает решение.

После проведенного расследования, руководитель издает документ, где прописан вид наказания. В квалификационных требованиях к ответственному за безопасность дорожного движения это предусмотрено. С распоряжением он знакомит сотрудника. Согласно рамок КоАП, его оштрафуют или применят другое взыскание.

Перспективы, карьерный рост

После получения ВО в образовательном учреждении и сдачи аттестации по БДД, у молодых специалистов появляется вопрос о том, смогут ли они добиться успеха по выбранной профессии. Это требует разъяснения.

Работу нельзя назвать легкой и высокооплачиваемой. Данный сотрудник будет востребован еще долгое время, пока есть транспортные средства. Но перспектив карьерного роста нет.

Важно! Специалист БДД может работать в автотранспортных, логистических компаниях, службах такси и организациях, перевозящих грузы.

Плюсы и минусы профессии

Из положительных моментов стоит выделит:

  1. Трудоустройство официальное.
  2. Рабочий день нормированный.
  3. Несмотря на количество обязанностей, деятельность не утомительна.
  4. Кроме заработной платы, возможность получать премии.
  5. Должность руководящая.

Должностная инструкция ответственного за БДД - задачи и обязанности, права и ответственностьСпециалистом по БДД выйдет устроиться без труда в каждом регионе РФ. Но прежде, придется пройти обучение. Требования к профессии предъявляются серьезные.

  1. Отсутствует время для самообразования.
  2. Трудиться нужно с большим количеством работников. Их требуется и контролировать.
  3. Должность подразумевает десятки обязанностей.
  4. Профессия специалиста БДД нервная.
  5. Высокая ответственность.
  6. Сложно устроиться на работу не имея опыта 3 года.

Эти минусы главные. Каждый человек сам решает, что выбрать.

Выводы

Должность ответственного за БДД подходит не всем. У специалиста много обязан-ностей и прав. Чтобы работать, необходимо досконально изучить правила дорожного движения, ТС, инструкции. Их образцы расположены на сайте ФБУ Росавтотранс.

Также требуется пройти курсы. Но прежде к ним стоит подготовиться в специализи-рованных центрах. Опытный сотрудник, занимающийся безопасностью дорожного движения, получает высокую заработную плату. Только требуется стать профессионалом в своем деле.

Кого можно назначить ответственным за БДД на предприятии?

Должностная инструкция ответственного за БДД - задачи и обязанности, права и ответственность

Кого можно назначить ответственным за БДД на предприятии?

Каковы требования по квалификации и как проводится аттестация? Какие обязанности выполняет сотрудник, назначенный на эту должность?

Обеспечение безопасности движения на дорогах общего пользования – одна из приоритетных государственных задач. Государство, учитывая, что транспортировка грузов и пассажиров является одним из ключевых звеньев в процессе производства валового национального продукта, ставит перед работодателем цели в достижении профессиональной компетентности работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств. И один из главнейших вопросов – это усиление контроля за соблюдением водительским составом требований правил дорожного движения. Для этих целей работодатель обязан ввести в штатное расписание единицу ответственного за обеспечение БДД.

Назначение специалиста по БДД

Обеспечение БДД – процесс не одного дня, и ни одного года. Это планомерная, постоянная профилактическая работа. Безопасность на дороге зависит не только от технического состояния автотранспортного парка, от исполнения графика планово-предупредительного ремонта ТС, но и от реакции водителя на действия других участников движения. Это требует тщательного отбора водителей, их регулярного инструктирования, проведения стажировок, обучения навыкам безаварийного вождения, контроля за психоэмоциональным и физическим состоянием их здоровья.

ВАЖНО! Сверхурочная работа, неправильный режим дня, физические и эмоциональные перегрузки, не организованное питание, могут привести к истощению нервной системы, к утомляемости и в конечном итоге – к ДТП.
Транспортное средство – источник повышенной опасности. По данным статистики, за второй квартал 2017 года наблюдается рост числа ДТП в Российской Федерации. Наибольший удельный вес в росте ДТП занимают регионы с развитым промышленным производством, добычей и переработкой природных ресурсов, а также регионы со сложной транспортной доступностью в связи с климатическими условиями.

Данные с сайта статистики ГИБДД:

Перевозки людей автобусами и троллейбусами, трамваями и такси, управление грузовым транспортом являются частью производственного и социально-экономического процесса. Для задач профилактики ДТП, взаимодействия с ГИБДД и УГАДН по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения в каждой организации создается служба БДД при транспортном цехе или назначается ответственный за обеспечение БДД.
Как правило, хотя бывают и исключения, таким лицом назначается начальник транспортного участка. Совмещение должностей руководителя организации и ответственного за безопасность дорожного движения является неправомерным, т.к. субъектом транспортной деятельности или уполномоченным им лицом в отношении должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, проводятся проверки. Но проверять самого себя является мероприятием малоэффективным. Руководитель должен развивать производство, а не заниматься ежедневной рутинной работой, связанной с большим документооборотом и неустанным контролем за работой транспортного цеха.

Учитывая вышеизложенное, руководитель организации обязан обеспечивать контроль за деятельностью должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, что исключает выполнение руководителем функций данного должностного лица. Примеры судебных актов, поддерживающих данную точку зрения:

  • Решение АС Саратовской области от 14.03.2016 № А57-2758/2016;
  • Решение АС Алтайского края от 18.02.2016 № А03-25158/2015.

Именно поэтому мы также не рекомендуем назначать на должность ответственного за БДД специалистов в области охраны труда. Контроль за деятельностью конкретного должностного лица, ответственного за БДД, исключает выполнение специалистом по ОТ функций данного должностного лица. Нельзя проверять самого себя. Это вредит работе, вредит делу и производству.

Требования по квалификации и аттестации к специалисту по БДД:

Специалист, назначенный ответственным за обеспечение БДД, должен иметь диплом ВУЗа по ремонту и эксплуатации транспортных средств, а также по организации грузовых и пассажирских перевозок. При отсутствии такой подготовки работник подлежит профессиональной переподготовке в объеме не менее 250 часов. Стоимость профпереподготовки также должен оплатить работодатель, если только инициатива повысить свой уровень не шла от самого работника. В этом случае и аттестацию, и профпереподготовку может оплатить сам работник, правила аттестации это позволяют.

Требования к наличию производственного стажа в транспортном цехе не предъявляются, но это не означает, что на эту должность нужно ставить малоопытного выпускника транспортного вуза. Специалист БДД возглавляет работу диспетчеров и контролеров ТС. Для этого нужны знания, авторитет, практика работы контролером ТС, большой производственный опыт и хорошие знания логистики и экономики перевозок.

Аттестация ответственного за обеспечение БДД проводится в комиссии УГАДН. Госпошлина составляет 1300 рублей. Заявка на аттестацию подается на сайте территориального УГАДН.

Должностная инструкция ответственного за БДД.

При составлении должностной инструкции необходимо руководствоваться чек-листом УГАДН. Список контрольных вопросов для проверки можно найти на сайте ФБУ «Росавтонадзор». Пакет документации по БДД обширный, но в нем нет ни одного документа, не имеющего отношения к грузо- и пассажирским перевозкам.

В должностной инструкции следует указать трудовую функцию ответственного за БДД, перечень его обязанностей, пределы ответственности, совокупность знаний и профессионального опыта, которыми он должен обладать, и т. д. Поскольку объем обязанностей ответственного за обеспечение БДД значителен, следует назначать на эту должность либо начальника транспортного цеха, либо выделить в штатном расписании отдельную единицу, так как совмещение должностей не рекомендуется. Именно ответственный за БДД подписывает заключение по допуску работника к самостоятельной работе после проведенной стажировки.

Это огромная ответственность. Если с работником транспортной службы произойдет несчастный случай в результате ДТП, который повлечет за собой тяжкие последствия, ответственный за БДД понесет дисциплинарную, административную и даже уголовную ответственность, может подвергнуться дисквалификации или внеочередной аттестации по БДД.

ВАЖНО! Ответственный за обеспечение БДД разделяет всю полноту административной и уголовной ответственности наряду с руководителем организации, являясь должностным лицом.

Обязанности ответственного за БДД.

Для снижения вероятности травматизма на дорогах с большими человеческими жертвами и материальными потерями к предпринимателям и организациям, занимающимся автоперевозками, предъявляются повышенные требования безопасности. Контролирующим органом в этом случае является УГАДН – Управление государственного автодорожного надзора. Наряду с ГИБДД, УГАДН имеет право привлечь к административной ответственности работодателей, допускающих в рейс неподготовленных в достаточном объеме водителей, выпускающих на линию машины с неисправностями, при которых эксплуатация ТС не допускается вообще. УГАДН осуществляет надзор за тем, как работодатель создает условия для отдыха водителя, чтобы уснувший за рулем водитель автобуса не стал виновником в большом числе человеческих жертв. Для этих целей установлен государственный тахографический контроль.

Ответственный за БДД несет персональную ответственность за ведение технической документации по эксплуатации транспортных средств. Транспортные средства должны иметь диагностические карты ТО, путевые листы должны быть пронумерованы, учет их ведется в журнале, хранение путевых листов должно соответствовать номенклатуре дел организации. Затраты по ГСМ должны соответствовать летним и зимним нормам выдачи. Каждая замена шин, замена трансмиссионного и моторного масел должны быть зарегистрированы в журнале по ТО транспортного средства.

Ответственный за БДД разрабатывает план расстановки техники в гараже, технологическую карту транспортных потоков по территории организации. На особом контроле у ответственного по БДД находятся вопросы допуска водителей к рейсу.
Кандидат на должность водителя должен иметь нужную категорию в водительском удостоверении и не иметь противопоказаний по состоянию здоровья, особенно – психиатрического. Поэтому психиатрический осмотр водителя предшествует предварительному медицинскому осмотру. Некоторые ответственные по БДД ошибаются, полагая, что водительская справка, которую хранит при себе каждый водитель, и есть основание считать водителя пригодным к управлению ТС в организации. Это не так. Цели водительской справки – убедить выдать водительское удостоверение. Цель предварительного медосмотра – оценить риск получения профзаболевания в конкретных производственных условиях конкретного работодателя.

Каждый водитель после приема на работу должен пройти в службе охраны труда вводный инструктаж по охране труда, первичный инструктаж на рабочем месте водитель проходит непосредственно в транспортном цехе, инструктирует его главный механик. После первичного инструктажа по ОТ на рабочем месте водитель направляется на стажировку. Как правило, продолжительность такой стажировки зависит от знаний и навыков, от манеры вождения водителя, от умения быстро переключаться на новые модификации ТС.

После стажировки водитель должен пройти проверку знаний требований охраны труда.

За каждым водителем должно быть закреплено транспортное средство. Если водители работают в многосменном режиме, то такой режим также должен быть отражен в приказе (распоряжении) о закреплении ТС. Проконтролировать соблюдение этих требований – одна из многочисленных задач ответственного за БДД.

Служба охраны труда оказывает методическую помощь и осуществляет надзор за соблюдением охраны труда на транспортном участке. Ответственный за обеспечение БДД обязан исполнять предписания службы охраны труда. Одной из главных функций ответственного за БДД является проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий. Для этого ответственный должен тщательно анализировать все причины ДТП, проводить инструктажи по безопасности дорожного движения с водительским составом, постоянно отслеживать профессиональную компетентность и профпригодность работников.

Формальное проведение стажировки водительского состава – это наиболее частая ошибка коллег. В случае ДТП Транснадзор в первую очередь проверяет, каким образом проводился допуск водителя к управлению ТС – источника повышенной опасности.

Ответственный за БДД контролирует работу диспетчера по ведению путевых листов, их хранению и учету, проверяет соблюдение режима труда и отдыха водителей. Для этого он должен знать нормы оснащения санитарно-бытовых помещений для водителя, нормы учета рабочего времени, постоянно анализировать данные тахографического контроля, оказывать диспетчеру методическую помощь и проводить обучение на рабочем месте.

Административная ответственность за нарушение режима труда и отдыха водителей зависит от фактора повторности нарушения (рецидива). Административная ответственность за нарушение труда и отдыха водителей

http://avtobddinfo.ru/bdd/dolzhnostnaya-instruktsiya-otvetstvennogo-za-bdd
Источник Источник Источник Источник Источник http://profi-cpr.ru/biblioteka/stati/avtotransport,-dopog/kogo-mozhno-naznachit-otvetstvennyim-za-bdd-na-predpriyatii.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожее

Модульная АГНКС. Революция в газовом оборудовании

Автомобильные газонаполнительные комплексы (АГНКС) становятся неотъемлемой частью современной инфраструктуры, способствуя переходу на более экологичные виды топлива. В рамках этой эволюции, модульные АГНКС выходят на передовой, предлагая инновационные решения и преимущества. Давайте рассмотрим, как эти системы меняют отрасль и в чем заключаются их основные преимущества. Преимущества Модульных АГНКС Модульные АГНКС предлагают ряд ключевых преимуществ, которые делают […]

Помощь системы ABS в управлении автомобилем

Помощь системы ABS в управлении автомобилем

Антиблокировочная тормозная система (ABS) — это электронная гидравлическая активная система защиты, которая поддерживает контролируемость и стабильность машины во время замедления, предотвращая блокирование колес. ABS исключительно действенная в пути с низким показателем сцепления, и в непогоду (гроза, лед). Анализ АБС — Antilock Brake System, которое буквально значит «антиблокировочная тормозная система». Посмотрим особенность процесса, важные элементы, а […]

Яндекс.Метрика