Безопасное автомобильное стекло — обзор технологий
Чем отличаются стекла по безопасности?
Главная задача стекол — обеспечить достаточный уровень видимости дорожного покрытия при любой скорости автомобиля. Очень важно, чтобы стекла были прозрачными и крепкими, ведь они постоянно контактируют с мелкими предметами, летящими из под колес, — щебнем, песком, камнями.
Мировой рынок запчастей предлагает огромное количество автостекол по самым разным ценам. Отличаются ли они друг от друга в плане надежности? Да, отличаются. Давайте заберемся, чем.
Производственная технология
В производстве современных автомобильных стекол применяется 2 основные технологии:
1. Многослойная.
2. Технология термической обработки.
Рассмотрим их подробнее.
Многослойная
Технология заключается в соединении 2-ух слоев стекломатериала при помощи пластика с высоким показателем прозрачности. Стекло, полученное таким способом, называется триплексом.
Достоинства триплекса:
- Осколки разлетаются не сразу. Пластик выступает в качестве каркаса, удерживающего на себе стекло. При сильном ударе появляется небольшая сетка из трещин, но осколки остаются на каркасе и не травмируют водителя и пассажиров.
- При боковом ударе стекло остается на своем месте.
- Осколки имеют тупые грани. Конечно, несколько частиц может отлететь от пластикового основания, но при этом даже если они окажутся в салоне, то не причинят серьезных повреждений водителю и пассажирам. Причина — в отсутствии острых граней.
Технология термической обработки
По этой технологии производится закаленное стекло — сталинит. Изготовители стремятся сделать его более безопасным, но пока еще мелкие осколки могут нанести повреждения водителю и пассажирам. При крупном ДТП стекло обычно полностью рассыпается. Если многослойный стеклопакет остается на месте даже при сильном ударе, то закаленный практически вылетает из кузова.
Как видно, стекла различаются по безопасности. Многослойные пока надежнее закаленных.
Однако не спешите скорее покупать многослойные стекла. Их безопасность напрямую зависит от производителя. К сожалению, на данный момент отсутствуют единые стандарты качества. Например, если в России руководствуются предписаниями ГОСТ, то в Китае действуют другие правила, более лояльные.
Продажа стекол практически не контролируется властями. На практике имеем следующую картину: стекло эконом-класса, привезенное преимущественно из Китая, не способно выдерживать большие нагрузки и при аварии приводит к серьезному травматизму. В то время как стеклопакеты, поставляемые известными проверенными изготовителями, долго сохраняют прозрачность и надежно защищают водителя и пассажиров от ранений осколками.
Все о лобовых, задних и боковых стеклах для автомобилей
Лобовое стекло давно перестало быть просто частью кузова, которая обеспечивает обзор дороги. Сегодня это и часть общей аэродинамики автомобиля, и необходимый элемент пассивной безопасности. От надежности ветрового зависит качество управления автомобиля, безопасность водителя и пассажиров. Рынок предлагает большой ассортимент — какое выбрать и на чем основаны критерии отбора?
Виды лобовых стекол классифицируются в зависимости от материала изготовления и технологии производства. Наиболее распространенные:
- триплекс;
- многослойные;
- дуплекс;
- сталинит.
Самая безопасная — технология, которая называется «триплекс». В таких типах лобовые состоят из 2–3 стеклянных листов, которые соединяются полимерной прослойкой. Это обеспечивает максимальную безопасность при фронтальном столкновении. Материал покрывается трещинами, но остается в виде цельного полотна. Дополнительное преимущество триплекса — высокая шумоизоляция.
При производстве многослойного триплекса используется более 3 слоев стекла и полимерных пленок. Таким материалом часто бронируются легкие грузовики армейского назначения.
Закаленное лобовое автостекло — сталинит — практически не используется для установки на ветровое. Процесс закаливания позволяет при ударе поверхности распадаться на мелкие осколки с неострыми краями. Устанавливаются в боковые и задние проемы.
Производство ламинированного стекла основано на отдельном прокате и покрытия его пленкой с одной, реже с обеих сторон. Толщина пленки от 0,35 мм позволяет удерживать острые осколки на поверхности после разрушения основного слоя. Чаще используются для остекления промышленных зданий, на автомобиль клеятся только как задние.
В зависимости от технологии изготовления автослекла классифицируются:
- Тонированное — покрытие в процессе проката тонирующим материалом, который дает определенный оттенок.
- Установка атермальной пленки. Не пропускает инфракрасное излучение, не перегревается, обеспечивает лучшую теплозащиту и теплоизоляцию салона.
- Со встроенными датчиками дождя, антеннами TV/FM/GPS, нитями обогрева.
- Триплекс изготавливается только на заводах с полным производственным циклом. Маркировка оригинального лобового включает символы WL или L.
V-образные
Переднее автостекло предназначено в первую очередь для защиты водителя от встречного потока воздуха. Дополнительные функции:
- Несущий элемент для установки деталей управления: с датчиком дождя, навигатором и пр.
- Защита от УФ-излучения.
- Обеспечение подходящего микроклимата в салоне.
- Роль экрана для современных приборов проекции.
По типу и форме автомобильное лобовое бывает:
- V-образное;
- гнутое;
- панорамное;
- плоское.
Плоские стекла для автомобилей перестали широко использоваться после 50-х годов XX века. Наибольшее распространение плоские составные детали получили при комплектации грузовиков. На УАЗ-469 до 90 года ставили плоские двухсоставные с вертикальной перемычкой. Сегодня элемент можно увидеть на УАЗ «Хантер» 2000 года.
V-образные ветровые пришли на смену плоским, они улучшили аэродинамику автомобиля. Форма позволяет потоку воздуха «стекать» с центра обзора. Сегодня строгие окна с четким V углом практически не используются на новых комплектациях, их заменили гнутые и панорамные конструкции.
Гнутые
Гнутые варианты появились в первой половине XX века. Технология производства позволяет изготовить ветровой щиток, который своими габаритами подходит соответствующей модели авто. Согласно ГОСТ 6799 2005, изделие может классифицироваться:
- гнутое;
- термоупрочненное гнутое;
- закаленное.
Первое гнутое лобовое появилось в 1934 году на автомобиле Chrysler Airflow. Своей шириной и формой деталь увеличивает площадь обзора, боковые изгибы позволяют увеличить активную безопасность машины.
Панорамные
Панорамное лобовое стекло может достигать длины до 1500 мм, плавно переходя на переднюю часть крыши. Толщина панорамы на 0,1 мм больше, чем аналогичные показатели стандартного гнутого ветрового элемента. Машины с панорамой не комплектуются передней перемычкой кузова, водитель может смотреть вверх под углом более 80° — это дает ощущение езды в кабриолете.
Панорамные ламинированные вставки чаще идут как дополнение к базовой комплектации автомобиля. В зависимости от концепции могут быть расположены до центральных стоек кузова, иметь в комплекте солнцезащитную шторку (комплектация Opel Astra GTC хэтчбек), или быть оборудованы выдвижным защитным щитом (комплектация Шевроле).
Акустические
Акустическое лобовое стекло позволяет до минимума снизить резонанс, который получает кузов автомобиля, и не пропускать звуковые волны определенной частоты в салон. В автомобиле любой марки присутствует несколько источников шума:
- двигатель;
- трансмиссионные шумы;
- шины;
- аэродинамические шумы на скорости выше 80 км/час.
Ветровой элемент принимает на себя до 90 % аэродинамических шумов и до 60 % шума от резонирующего в такт двигателю кузова. Акустический лобовой триплекс, изготовленный из материала толщиной 2,1 мм с установкой 0,76 м полимера, снижает внешний шум на 90 %. Это позволяет практически полностью изолировать салон автомобиля от посторонних звуков.
Акустические материалы имеют способность снижать резонирующие шумы за счет толщины и жесткости. Демпфирующие показатели, т.е. время резонанса, снижаются за счет использования полимерной пленки.
Инкапсуляция: что это такое
Производственное добавление в стекло полимерной рамки, которая увеличивает безопасность детали, — это и есть инкапсуляция лобового стекла. Конструкция создается внутри пресс-формы, полимер соединяется с основой под высоким давлением литьем.
Преимущества инкапсулированного лобового:
- Увеличение пассивной безопасности на 30 %. Благодаря пластиковому каркасу поверхность выдерживает удар максимальной амплитуды.
- При разрушении инкапсулированный триплекс не крошится.
- Параметры шумоизоляции увеличены на 30 % в сравнении со стандартным щитком.
- При монтаже отсутствуют эффекты «колодцев».
- Высокий срок эксплуатации, материал не портится по воздействием УФ-лучей благодаря неразрушающимся полимерам.
Что выбрать
В среднем менять лобовое водителям приходится раз в 3 года. Перед тем как выбрать стекло на автомобиль, необходимо изучить маркировку оригинальной детали. При осмотре обращают внимание на опции:
- Наличие пятки зеркала.
- Присутствует ли датчик осадков.
- Тип молдинга.
- Есть ли в оригинальной детали верхняя тонировка, обогрев поверхности.
- Проверяется маркировка: окошко под ВИН-код, степень прозрачности, артикул производителя.
Стеклянные расходники лучше покупать, ориентируясь на штатную заводскую маркировку. Можно приобрести оригинальную деталь не в дилерском центре, а в свободной продаже: они выпускаются тем же заводом-изготовителем, но для общего рынка, поскольку артикул подходит для установки на разные модификации авто.
Есть хорошая возможнось поставить стекло, сделанное по лицензии изготовителя. Изделия не имеют оригинальной торговой марки, но в паспорте указан тип лицензии и расположение завода. Такие стекла не уступают оригинальной продукции по качеству, но стоят на 10–20 % дешевле.
Проверить производителя можно после расшифровки маркировки, которая в обязательном порядке наносится химическим методом на угол лобового стекла.
- Xinyi Group Glass Co;
- Saint-Gobain Sekurit;
- Pilkington;
- Nordglass;
- AGC;
- Guardian Glass;
- Splintex;
- Fuyao Glass.
Азиатские производители, выпускающие лицензированную продукцию, выполняют все требования к изделию по безопасности и срокам эксплуатации. Что необходимо запомнить при выборе стекла у неизвестного продавца:
- На стекле не должно быть кривой окантовки.
- Отклонение от размеров более чем на 3 мм по ширине не допускается.
- Качество шелкографии.
- При выборе триплекса проверить его толщину: не менее 6 мм.
- Недопустимо смещение краев стекла (определяется путем замера).
- Отсутствие оптических искажений.
Особенности задних стекол
Чаще всего сталинит или двуслойный триплекс используется как заднее стекло авто. Допускается полная тонировка пленкой или защитным покрытием. Задние стекла имеют намного больший срок эксплуатации, чем лобовые. На поверхность не попадает гравий от впереди идущего транспорта, стекло не испытывает аэродинамического напряжения.
Размер заднего стекла определяется изготовителем и соответствует ГОСТу. Фиксация заднего элемента проводится только на вклейку, при установке необходимо использовать герметик соответствующего класса. Особенности установки:
- Перед монтажом деталь тщательно промывается.
- Грунтуется окантовка под посадочное место.
- Полимеризация герметика с помощью скотча.
Установка заднего стекла в автомастерской занимает до 50 мин., допускается самостоятельная установка в гараже. Деталь не требует дополнительной проверки и коррекции.
Особенности боковых стекол
Боковые стекла автомобиля чаще изготавливаются из закаленного материала. При ударе поверхность распадается на неострые мелкие осколки, которые минимально травмируют пассажира.
Переднее боковое стекло должно иметь оптимальную толщину, поэтому рекомендуется менять боковые переднего ряда только на оригинальные элементы.
Источник http://www.bitstop.ru/steklopediya/v-chem-otlichie-stekol-po-bezopasnosti/
Источник Источник http://infokuzov.ru/kuzov/lobovoe-steklo