Авиационная безопасность в 2020 году: новые стандарты и требования
Авиационная безопасность в 2020 году: новые стандарты и требования
В 2020 г. авиационное сообщество отметит 50-летие вступления нашей страны в Международную организацию гражданской авиации (ИКАО) и 45-летие вступления в действие Приложения 17 «Безопасность. Защита международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства» к Чикагской конвенции о международной гражданской авиации от 1944 г. В июне 2019 г. комиссией ИКАО была проведена третья плановая проверка Российской Федерации по Универсальной программе проверок авиационной безопасности на основе механизма непрерывного мониторинга (УППАБ-МНМ) всех государств — членов ИКАО. Все три проведенные ИКАО проверки в 2006, 2011 и 2019 гг. прошли успешно.
Российская Федерация каждый раз подтверждала высокую эффективность системы государственного контроля и надзора за обеспечением авиационной безопасности в гражданской авиации.
В заключительном конфиденциальном отчете комиссии ИКАО было отмечено полное выполнение Российской Федерацией требований стандартов и рекомендуемой практики Приложения 17 «Безопасность. Защита международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства» и Приложения 9 «Упрощение формальностей» с одним из лучших показателей в мире — на уровне около 95%. Одновременно в отчете были официально представлены и рекомендации комиссии по повышению эффективности реализации по 5% действующих требований ИКАО.
Регулярная актуализация данных по 9 направлениям
В ноябре 2019 г. был отработан и одобрен Минтрансом России и ИКАО конфиденциальный план корректирующих действий по реализации рекомендаций комиссии в течение 2020 г.
В соответствии с УППАБ-МНМ государством должна постоянно актуализироваться и направляться в ИКАО конфиденциальная информация – ответы на четыре официальных вопросника (чек-листа):
- 1-й вопросник. Вопросы протокола (содержат 497 базовых вопросов, а с учетом подвопросов – более 2 тыс.);
- 2-й вопросник. Контрольные перечни соблюдения положений (содержат 165 базовых вопросов);
- 3-й вопросник. Вопросы о деятельности государства в области авиационной безопасности (содержат 216 базовых вопросов);
- 4-й вопросник. Сводная форма учета мероприятий государства по контролю качества (надзору) (содержит 269 базовых вопросов).
Все эти вопросы распределены по девяти основным направлениям деятельности в области обеспечения авиационной безопасности:
- LEG – нормативные рамки и система безопасности;
- TRG – подготовка персонала служб авиационной безопасности;
- QCF – функции контроля качества (надзора);
- OPS – эксплуатация аэропортов;
- IFS – безопасность воздушных судов на земле и в полете;
- PAX – безопасность пассажиров и багажа;
- CGO – безопасность груза, бортпитания и почты;
- AUI – ответ на незаконные вмешательства;
- FAL – аспекты упрощения формальностей.
Все вопросы и, соответственно, ответы на них отнесены ИКАО к одному из восьми критических элементов (КЭ) системы авиационной безопасности:
- КЭ1: законодательство по авиационной безопасности;
- КЭ2: программы и нормативные положения;
- КЭ3: надлежащие полномочные органы и их обязанности;
- КЭ4: квалификация и подготовка персонала;
- КЭ5: обеспечение технических рекомендаций, средств и критически важной для безопасности информации;
- КЭ6: обязательства по сертификации и утверждению;
- КЭ7: обязательства по контролю качества (надзору);
- КЭ8: корректирующие действия.
При этом каждый вопрос имеет определенный уровень своей важности (всего три уровня – высокий, средний и низкий) в системе оценки рисков, связанных с неисполнением или недостаточной эффективностью реализации стандартов (обязательных требований) ИКАО.
Изменения в Приложении 17
В последние годы проявились новые виды угроз и вызовов, например такие, как кибертерроризм, инсайдеры и использование беспилотных летательных аппаратов.
Учитывая эти новые угрозы, ИКАО постоянно разрабатывает и внедряет новые механизмы регулирования защиты международной гражданской авиации путем внесения изменений в стандарты и рекомендуемую практику в виде новых обязательных требований.
Так, с 30 июня 2020 г. вступает в действие новая Поправка № 17 к Приложению 17, которая содержит целый ряд принципиальных инновационных изменений, требующих внимательного осмысления для их эффективной реализации в системе безопасности авиации России.
Кроме включения совсем новых требований и изменений в действующие требования, четыре рекомендации Приложения 17 поменяли свой статус-кво и стали обязательными требованиями – стандартами.
Рассмотрим, каким образом эти инновации распределены по всем разделам Приложения 17.
Корректировки в определениях
В главе 1 в разделе «Определения»:
- в части проверки анкетных данных персонала стала допустима проверка любой информации, имеющей отношение к пригодности человека к работе, связанной с безопасностью, в соответствии с национальным законодательством;
- в части груза или почты с высокой степенью риска исключены все критерии по их идентификации как представляющие угрозу и как вызывающие подозрение, что принятые меры могут быть недостаточными либо что груз или почта представлены к перевозке от неизвестного лица.
Все это заменено на то, что груз или почта могут представлять угрозу на основании поступившей оперативной информации по результатам специальных операций либо имеют аномалии или признаки фальсификации, вызывающие подозрение.
В части обзоров (исследований) состояния безопасности – они исключены в принципе, в том числе и для выявления на основе обзоров уязвимостей, которые могут быть использованы для актов незаконного вмешательства.
Поправки к обязанностям государства
В главе 2, в разделе «Общие принципы», в подразделе 2.1 «Цели» ранее бывшая рекомендация 2.1.4 стала обязательным требованием (стандартом) и теперь включает обязанность государства обеспечивать надлежащую защиту информации по авиационной безопасности, но только конфиденциальной (чувствительной) информации.
В разделе 2.4 «Международное сотрудничество» в требование 2.4.1 включена обязанность обеспечения соответствующей консультации от государства, запрашивающего дополнительные меры безопасности в отношении конкретного рейса (рейсов), и рассмотрение альтернативных мер, которые эквивалентны запрашиваемым.
Требования по подготовке и проверке персонала
В разделе 3 «Организация», в подразделе 3.1 «Национальная организация и полномочный орган» в обязательное требование 3.1.8 внесено специальное указание на то, что программы подготовки кадров и система сертификации инструкторов должны обеспечивать квалификацию инструкторов по соответствующим предметам в соответствии с Национальной программой безопасности гражданской авиации.
Бывшая рекомендация 3.1.11 стала обязательным требованием и теперь в целях повышения осведомленности весь персонал всех организаций, связанных с различными аспектами Национальной программы безопасности гражданской авиации или отвечающих за них, а также лица, которым разрешен несопровождаемый доступ в контролируемые зоны ограниченного доступа, должны проходить первоначальную и периодическую подготовку.
Существенные изменения внесены в подраздел 3.4 «Контроль качества (надзор) и квалификационные требования».
Так, в обязательное требование 3.4.1 включены три новые базовые позиции:
а) проверка анкетных данных в отношении лиц, осуществляющих контроль безопасности, лиц с несопровождаемым доступом в зоны ограниченного доступа и лиц, имеющих доступ к конфиденциальной информации по безопасности, проводится до того, как они приступят к выполнению своих обязанностей или получат доступ к этим зонам или к конфиденциальной информации по безопасности;
б) периодические проверки анкетных данных проводятся по этим лицам с интервалами, определенными уполномоченными властями;
в) лицам, признанным непригодными при любой проверке их анкетных данных, немедленно отказывают в возможности осуществления мер безопасности, несопровождаемом доступе в зоны ограниченного доступа и доступе к конфиденциальной информации по безопасности.
В обязательное требование 3.4.2 в дополнение к обязательному обучению введено новое положение о надлежащем отборе лиц, осуществляющих меры безопасности в соответствии с Национальной программой безопасности гражданской авиации.
В обязательном требовании 3.4.6 исключены обзоры (исследования) из обязательных регулярных проверок, испытаний и инспекторских проверок соответствия Национальной программе безопасности гражданской авиации и оперативного и эффективного устранения любых недостатков.
В обязательном стандарте 3.4.7 особо указано, что управление, установление приоритетов и организация Национальной программы контроля качества (надзора) безопасности гражданской авиации должны осуществляться независимо от организаций и лиц, ответственных за реализацию мер, принятых в рамках Национальной программы безопасности гражданской авиации.
При этом исключены из стандартного перечня проверок обзоры (исследования), при сохранении базовых обязанностей государства:
а) обеспечивать, чтобы весь персонал, проводящий проверки, испытания и инспекционные проверки состояния безопасности, был обучен и проходил надлежащую подготовку по соответствующим стандартам для выполнения этих задач в соответствии с Национальной программой безопасности гражданской авиации;
б) обеспечивать, чтобы персонал, проводящий проверки, испытания и инспекционные проверки системы безопасности, наделялся необходимыми полномочиями на получение информации для выполнения этих задач и на обеспечение принятия корректирующих действий;
в) дополнять Национальную программу контроля качества (надзора) безопасности гражданской авиации путем создания системы конфиденциальных отчетов для анализа информации о безопасности, получаемой от таких источников, как пассажиры, экипажи и наземный персонал;
г) вводить процесс регистрации и анализа результатов реализации Национальной программы контроля качества (надзора) безопасности гражданской авиации в целях содействия эффективному развитию и осуществлению Национальной программы безопасности гражданской авиации, включая выявление причин и тенденций несоблюдения и контроль за введением и реализацией корректирующих мер.
Рекомендация 3.4.9 стала обязательным требованием в части того, чтобы каждая организация, ответственная за выполнение соответствующих элементов Национальной программы обеспечения безопасности гражданской авиации, периодически проверяла, осуществляются ли меры безопасности, возложенные на внешних поставщиков, предоставляющих обслуживание в соответствии с программой безопасности данной организации.
Меры по контролю доступа для лиц и грузов
В главе 4 «Превентивные меры безопасности» в разделе 4.1 «Цели» рекомендация 4.1.2 стала обязательным требованием об использовании выборочных (случайных) и непредсказуемых факторов при реализации мер безопасности, предопределяющих их применение в зависимости от обстоятельств.
В разделе 4.2 «Меры, касающиеся контроля доступа»:
- В обязательное требование 4.2.3 включено новое положение о том, чтобы не только создавались, но и внедрялись системы опознавания (идентификации) лиц и транспортных средств для предотвращения несанкционированного доступа в контролируемые зоны и охраняемые зоны ограниченного доступа. При этом доступ должен предоставляться только тем, у кого имеется оперативная необходимость или другая законная причина присутствия. Кроме идентификации людей, должны быть проверены и их полномочия в местах контроля до того, как будет разрешен их доступ в зоны ограниченного доступа.
- В обязательное требование 4.2.6 введено новое положение о том, что государство должно установить меры, чтобы все лица, помимо пассажиров, вместе с их вещами (переносимыми предметами) проверялись перед входом в зону ограниченного доступа (подвергались досмотру и контролю в целях безопасности).
- Внесено новое обязательное требование 4.2-бис о том, что каждое государство должно обеспечивать применение соответствующих методов проверки, которые способны обнаруживать наличие взрывчатых веществ и взрывных устройств, перевозимых другими лицами, помимо пассажиров, на этих людях или в перевозимых ими вещах. Если эти методы не применяются непрерывно, то они должны использоваться непредсказуемым образом.
В разделе 4.6 «Меры, касающиеся груза, почты и других предметов» в обязательное требование 4.6.5 о том, чтобы не принимались к перевозке грузы или почта, безопасность которых не проверена или не подтверждена уполномоченным агентом или уполномоченными властями, включена новая позиция об известном грузоотправителе.
Повышение эффективности в новых условиях
Транспортная (авиационная) безопасность затрагивает практически все сферы деятельности гражданской авиации, поэтому значительная часть требований к ее обеспечению содержится не только в Приложении 17 «Безопасность. Защита международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства», но и в других документах ИКАО:
- Приложение 2 «Правила полетов»;
- Приложение 6 «Эксплуатация воздушных судов»;
- Приложение 8 «Летная годность воздушных судов»;
- Приложение 9 «Упрощение формальностей»;
- Приложение 10 «Авиационная электросвязь» (Том IV. Системы наблюдения и предупреждения столкновений);
- Приложение 11 «Обслуживание воздушного движения»;
- Приложение 13 «Расследование авиационных происшествий»;
- Приложение 14 «Аэродромы» (Том 1. Проектирование и эксплуатация аэродромов);
- Приложение 18 «Безопасная перевозка опасных грузов по воздуху»;
- Doc 4444 Правила аэронавигационного обслуживания (Организация воздушного движения);
- Doc 8168 Правила аэронавигационного обслуживания (Производство полетов воздушных судов. Правила производства полетов);
- Doc 9284 Технические инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху.
Особое внимание ИКАО и всех стран привлечено к решению задачи эффективности обеспечения авиационной (транспортной) безопасности при досмотре и перевозке пассажиров и грузов воздушным транспортом в условиях пандемии новой вирусной инфекции.
Уже запланировано рассмотрение на Рабочей группе по авиационной безопасности Регионального бюро ИКАО по Европейскому и Северо-Атлантическому региону предложений по требованиям к новым технологиям и оборудованию, необходимым для обеспечения авиационной (транспортной) безопасности в деятельности авиакомпаний и аэропортов в условиях вирусных инфекций.
Анализ всех этих новых требований показывает разработчикам технических средств и технологий те направления, которые будут наиболее востребованы в ближайшее время для систем обеспечения безопасности в гражданской авиации.
Источник Источник Источник http://www.secuteck.ru/articles/aviacionnaya-bezopasnost-v-2020-godu-novye-standarty-i-trebovaniya