Активная безопасность автомобиля, возможности современных систем
Автомобиль и активная безопасность: основные системы и ассистенты
Что такое система активной безопасности и чем она отличается от пассивной? Второй случай представлен всевозможными приспособлениями, не влияющими на процесс управления. Яркими представителями системы являются ремень и подушка. Активная безопасность автомобиля выражена более сложными устройствами. К этой группе относятся, в основном, всевозможные электронные системы. В своей работе они используют алгоритмы. Любое отклонение от показателей сразу же вызывает реакцию, приводящую значения в норму.
Можно говорить о перехвате управления автомобилем электронной системой управления.
Активная безопасность автомобиля
- Виды систем
- Вспомогательные
- Основные
- АБС
- ПБС
- СРТУ
- СЭТ
- ЭБД
- СДС
- Ассистенты
Виды систем
На сегодняшний день существует большое количество всевозможных электронных систем на борту автомобиля. Все они направлены на облегчение процесса вождения и повышают возможность маневрирования. Можно провести условное разделение на основные и вспомогательные системы.
Вспомогательные
Сюда же можно включить все средства, помогающие водителю в тех или иных ситуациях. Например, круиз-контроль, автоматически удерживающий скорость и распознающий расстояние до ближайших преград. Специальные парковочные программы позволят определить расстояние между автомобилем и препятствием, сообщая водителю насколько еще можно подъехать.
Основные
Это такие системы, которые работают автоматически. Они не дают водителю потерять контроль над управлением. Благодаря их наличию на большинстве современных автомобилей удалось существенно снизить количество ДТП. О них далее и пойдет речь.
Самыми популярными и эффективными считаются такие системы.
- АБС (ABS) – антиблокировочная система тормозов.
- ПБС (ASR/TCS/DTC) – противобуксовочная система.
- СДС – система динамической стабилизации.
- СРТУ (EBD/EBV) – система распределения тормозных усилий автомобиля.
- СЭТ – системы экстренного торможения.
- ЭБД – электронная блокировка дифференциала.
АБС получила свое развитие ближе к концу прошлого века. Ее возможности удалось раскрыть только благодаря электронике. Сегодня, многие страны не допускают производства или управления автомобиля без наличия АБС на борту. Особенно важно это для общественного автотранспорта.
- АБС считывает показания датчика, определяющего скорость вращения колеса.
- Во время торможения система рассчитывает необходимую скорость замедления.
- Если колесо остановилось, а движение продолжается, то клапан перекрывает поступление тормозной жидкости.
- С помощью клапана выпуска происходит сброс давления в контуре.
- Закрывается клапан выпуска, открывается клапан впуска тормозной жидкости. Создается давление.
- Если колесо опять блокировалось, то весь цикл повторяется заново.
Современные АБС способны осуществлять до 15 циклов в секунду.
Преимущества
Список преимуществ достаточно большой. Такое устройство в автомобиле помогает сделать следующее:
- повысить безопасность движения;
- уменьшить тормозной путь;
- распределить износ шины по всему колесу;
- увеличить контроль в экстренных ситуациях.
АБС разрабатывалась компанией Bosch, эта же фирма является основным производителем и лидером на рынке. Текущие модели способны работать с каждым колесом индивидуально.
На базе АБС работает еще одна важная система – ПБС. Что она делает? Следит за тем, чтобы колеса не начали буксовать и скользить. В большинстве автомобилей она пользуется теми же датчиками, что и АБС, на низких скоростях использует тормоза, а на скорости свыше 80 км/час – замедляет движение с помощью двигателя, работая с ЭБУ в одной связке. Это приводит к повышению устойчивости автомобиля как на трассе, так и на грунтовых дорогах. В отличие от АБС, ПБС может быть отключена водителем.
Как и ПБС, СРТУ использует датчики и механизмы АБС, имеет схожий принцип работы. Она обеспечивает равномерное торможение передних и задних колес, приводя процесс к сбалансированному замедлению. Для чего это нужно?
В случае экстренного торможения вся нагрузка, вместе с центром тяжести, перемещается на передние колеса. В этот момент на заднюю пару не оказывается необходимое давление, а значит – снижается сцепление с дорогой.
СЭТ – одна из важнейших элементов активной безопасности. По принципу действия она делится на системы автоматического экстренного торможения и системы помощи.
Автоматическое торможение
Среди всех вариантов работы можно выделить общий принцип действия.
- Датчики распознают препятствия, скорость сокращения расстояния.
- Подается сигнал об опасности водителю.
- Если ситуация остается критической, то запускается процесс наиболее эффективной остановки.
Многие СЭТ имеют в своем арсенале куда большие функции, включая воздействие на работу двигателя, тормозов и даже систему пассивной безопасности.
Помощь
Помощник торможения имеет совершенно другие функции и задачи. Он использует датчики скорости нажатия педали тормоза. Если в экстренной ситуации водитель недожимает педаль или по какой-то причине не может этого сделать, то компьютер все сделает за него.
ЭБД служит для предотвращения скольжения одного из ведущих колес во время разгона и набора скорости. С его помощью удается достичь максимального контроля во время ускорения и более быстрого набора скорости.
СДС является представительницей электронных систем с более высоким уровнем, чем все предыдущие. Более того, она контролирует работу следующих систем:
- АБС;
- ПБС;
- СРТУ;
- ЭБД.
В чем заключается ее роль? В удерживании выбранного курса и максимальной управляемости автомобилем во время маневров. Пользуясь механизмами регулировки, удается добиться уверенных поворотов, без заносов, ускорения или замедления во время маневров и много прочего.
Ассистенты
Как уже говорилось, к этой категории относятся всевозможные вспомогательные программы и блоки.
Среди них можно выделить представителей, обладающих следующими возможностями.
- Обнаружение пешеходов, предупреждение о возможном столкновении, экстренное торможение, если контакт практически неизбежен.
- Обнаружение велосипедистов и принятие мер для избежания столкновения. Распознавание работает как во время движения, так и при его отсутствии.
- Распознавание крупных диких животных на трассе.
- Помощь при спуске и подъеме.
- Парковочная система, вполне способная проводить парковку автоматически.
- Панорамный обзор на низкой скорости.
- Защита от непреднамеренного ускорения или ошибки в нажатии педали.
- Круиз-контроль – функция определения расстояния до впереди идущего автомобиля и автоматическое поддержание выбранной скорости.
- Перехват рулевого управления в критических случаях. Блок находится на финальной стадии разработки.
- Контроль движения по определенной полосе.
- Помощь в перестраивании.
- Улучшение управления в ночное время. Экраны ночного видения на панели управления.
- Распознавание усталости водителя и засыпания за рулем.
- Возможность распознавать дорожные знаки.
- Обнаружение автомобилей, светофоров с помощью WLAN-технологии. Находится в стадии активной разработки.
На сегодняшний день каждый производитель автомобилей может предложить свои системы, которые, так или иначе, отличаются от аналогов на рынке. Некоторые разработки применяются всего лишь несколькими компаниями.
Источник http://autodont.ru/active-safety/aktivnaya-bezopasnost