Форсунки инжекторного «атмосферника»
С уходом в историю автомобилестроения карбюраторов и заменой их на инжекторы встал вопрос об обслуживании системы. До сих пор автомобилисты имеют о ней весьма смутное представление, ведь раньше прямой впрыск топлива применялся только на дизелях и то в весьма примитивном исполнении.
Одним из важнейших элементов инжектора является форсунка, которая подает топливную смесь непосредственно в камеры сгорания. На это приспособление следует обращать внимание как минимум в двух случаях: если двигатель начинает барахлить (сбои на холостых оборотах, провалы при наборе скорости и другие проблемы); и при тюнинге двигателя, связанном с принудительным увеличением его мощности. В последнем случае меняются и форсунки – с учетом их основного показателя – производительности.
Содержание
- 1 Причины поломок, диагностика и «лечение»
- 2 Производительность форсунки
- 3 Расчеты производительности
Причины поломок, диагностика и «лечение»
Современная топливная форсунка представляет собой устройство, действующее по принципу электромагнитного клапана. При запитывании обмотки срабатывает сердечник, перекрывающий, открывающий и регулирующий поток топливной смеси.
Наиболее простой, зато часто встречающейся неисправностью является загрязнение форсунок из-за использования некачественного бензина. В некоторых случаях протестировать их и, при необходимости, прочистить, можно своими силами. Следует сразу оговориться: залезать самостоятельно в систему впрыска на дорогих иномарках, тем более с невыработанным гарантийным ресурсом, не следует. В остальных случаях попробовать можно. Если осторожно.
Самый простой способ проверить форсунку на работоспособность – попеременно отключать каждую из них от электропитания. Если при этом характер работы двигателя резко меняется, значит, все в порядке. В противном случае форсунка явно неисправна.
Чтобы уточнить характер неисправности, следует протестировать сопротивление обмотки, предварительно сняв топливную раму, отсоединив топливные патрубки и отключив электропитание. Показания тестера должны находится в диапазоне 11-15 Ом. Если и они в норме, к форсункам подсоединяются шланги подачи топлива, под них подставляются банки или обрезанные пластиковые бутылки и включается зажигание. Емкости должны заполняться четырьмя струйками равномерно. «Отставание» одной свидетельствует о том, что форсунка засорена.
Очищается она специальными средствами, добавляемыми в топливо, или более кардинально – ультразвуком на специальных стендах, которыми оборудованы многие СТО.
Производительность форсунки
Замену форсунок следует производить согласно регламенту обслуживания автомобиля. Конкретное изделие с необходимыми параметрами выбирается по каталогу. В случае незначительных расхождений параметров нужные корректировки внесут «мозги» – электронный блок управления (ЭБУ).
Сложнее дело обстоит с подбором форсунок в случае форсирования двигателя с целью увеличения его мощности. Необходимо добиться, чтобы ей соответствовала производительность форсунки – максимальная пропускная способность. Измеряется она в см3/мин (сс/min, или просто «сс» в европейской версии). Хотя многие производители указывают производительность на американский манер – в фунтах за час (lbs/hr). Чтобы конвертировать ее в привычную метрическую систему необходимо умножить значение на 10,5 (округленно).
Самые распространенные значения производительности форсунок двигателей отечественных легковых автомобилей (ВАЗ, ГАЗ, УАЗ) – 125-137 см3/мин. У импортных этот показатель может достигать 400 сс/min. А при форсировании может потребоваться форсунка производительностью 1000 сс и более.
Очень важно при тюнинге мотора точно рассчитать производительность форсунки, ведь с такими погрешностями не справится ни один ЭБУ. Причем при расчете необходимо закладывать «запас прочности», то есть параметры должны на 10-15% превышать расчетные.
Кроме того, следует учитывать, что увеличение производительности, ведущеее к повышенному расходу топлива, потребует дополнительной нагрузки на бензонасос, который в силу своего несоответствия с потребностями впрыска может просто сломаться при высоких оборотах двигателя. Или, наоборот, преждевременно выйдут из строя форсунки.
Причина кроется не только в их повышенной «мощности», но и нарушенном соотношении воздуха и бензина в топливной смеси. Поэтому придется рассчитывать соотношение производительности форсунок не только с мощностью двигателя и параметрами насоса, но и с таким показателем как массовый расход воздуха (МРВ).
Расчеты производительности
Не углубляясь в теорию, следует отметить, что расчет производительности форсунок производится по специальным формулам, выведенным эмпирическим путем. В них учитываются не только перечисленные факторы, но даже плотность топлива, свойственная бензину с разными октановыми числами. Есть и еще один немаловажный показатель – количество топлива, требуемое для выработки мощности в течение часа. Обозначается от аббревиатурой BSFC и измеряется в г/кВт*час.
Величина очень удобна для сравнения характеристик различных ДВС. Так, для двигателей серийных автомобилей она составляет 0,4, умеренно-форсированных – от 0,4 до 0,45, «заточенных» под спорт – 0,45-0,52 г/кВт*час. В турбированных вариантах этот показатель, разумеется, еще выше.
Обязательные поправки в расчет производительности форсунки вносятся и с учетом замены регулятора давления топлива, которое в «базовом» варианте обычно составляет 3 атмосферы, но в процессе тюнинга может увеличиться почти на треть, но не выше 4,5 Бар.
Для подбора форсунки с нужной производительностью в зависимости от предполагаемой мощности форсируемого двигателя, параметров бензонасоса, регулятора давления и других характеристик, существуют специальные формулы, которые опубликованы в профессиональных справочниках.
Чтобы упростить задачу расчетов, можно воспользоваться многочисленными онлайн-калькуляторами, размещенными на специализированных интернет-сайтах.
Источник: etlib.ru