ЗАЗ 1102 Таврия: Зверь в «таврийской» шкуре
Ремонт и обслуживание заз 1102 таврии своими руками
Технические характеристики
Двигатель Таврия разрабатывался на базе Форд Фиеста. Впоследствии, получился силовой агрегат, который имел, такие же конструктивные особенности. Но, с развитием автомобильного строения Украины, и двигатели тоже развивались, и в разные времена на Таврия устанавливались разные двигатели внутреннего сгорания. Так, можно встретить следующие силовые агрегаты: МеМЗ-245, МеМЗ-2457, МеМЗ-307, FIAT-903, ВАЗ-2108.
Технические характеристики всех моделей моторов Таврия достаточно типичные. Так, все автомобили комплектовались рядными, поперечно размещенными силовыми агрегатами не больших размеров и мощности. Этого хватало для полноценной эксплуатации транспортного средства. Типичная конструкция движка позволяла легко обслуживать и ремонтировать силовой агрегат.
Итак, рассмотрим технические характеристики все моторов Таврия, которыми комплектовался автомобиль:
МеМЗ-245
Наименование8 | Характеристика |
Модель | МеМЗ 245 |
Тип | Карбюратор |
Топливо | Бензин |
Объем | 1,1 литра (1091 см куб) |
Мощность | 51 л.с. |
Количество цилиндров | 4 |
Количество клапанов | 8 |
Охлаждение | Жидкостное |
Диаметр цилиндра | 72 мм |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
МеМЗ-2457
Наименование | Характеристика |
Модель | МеМЗ 2457 |
Тип | Карбюратор |
Топливо | Бензин |
Объем | 1,2 литра (1197 см куб) |
Мощность | 58 л.с. |
Количество цилиндров | 4 |
Количество клапанов | 8 |
Охлаждение | Жидкостное |
Диаметр цилиндра | 72 мм |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
МеМЗ-307
Наименование | Характеристика |
Модель | МеМЗ 307 |
Тип | Инжектор |
Топливо | Бензин |
Объем | 1,3 литра (1299 см куб) |
Мощность | 64 л.с. |
Количество цилиндров | 4 |
Количество клапанов | 8 |
Охлаждение | Жидкостное |
Диаметр цилиндра | 75 мм |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
FIAT-903
Наименование | Характеристика |
Модель | FIAT 903 |
Тип | Карбюратор |
Топливо | Бензин |
Объем | 0,9 литра (903 см куб) |
Мощность | 45 л.с. |
Количество цилиндров | 4 |
Количество клапанов | 8 |
Охлаждение | Жидкостное |
Диаметр цилиндра | 65 мм |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
ВАЗ-2108
Наименование | Характеристика |
Модель | ВАЗ 2108 |
Тип | Карбюратор |
Топливо | Бензин |
Объем | 1,3 литра (1289 см куб) |
Мощность | 64 л.с. |
Количество цилиндров | 4 |
Количество клапанов | 8 |
Охлаждение | Жидкостное |
Диаметр цилиндра | 76 мм |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Модельный ряд
- ЗАЗ-110216 — отличается от ЗАЗ-110206 изменённой панелью приборов, рулевым колесом с четырьмя спицами, двухрычажным переключателем под рулевым колесом и дополнительным оборудованием, повышающим комфортабельность и безопасность автомобиля.
- ЗАЗ-11022 — увеличено передаточное число главной передачи, изменена конструкция горловины топливного бака.
- ЗАЗ-11024 — грузопассажирский вариант легкового автомобиля с остеклённым кузовом типа «универсал».
- ЗАЗ-11026 — коммерческий вариант легкового автомобиля с неостеклённым кузовом типа «фургон» на базе «универсала».
- ЗАЗ-1122 — модификация автомобиля ЗАЗ-11206 или ЗАЗ-11216 отличающаяся от базовой модели установкой двигателя объёмом 1,3 л от ВАЗ-2108 — вместо МеМЗ-245.
- ЗАЗ-1140 является модификацией базовой модели ЗАЗ-110206 с установленным двигателем Фиат-903.
Соответствие коммерческих названий заводским индексам моделей:
Название в торговой сети | Заводской (конструкторский) индекс модели |
«База» | 110206 0000010 32 |
«Стандарт» (для Украины) | 110206 0000010 33 |
«Стандарт» | 110206 0000010 35 |
«Стандарт» двиг. 1,1 л (срвт) | 110206 0000010 40 |
«Стандарт» двиг 1,1 л (срвт) без требований токсичности | 110206 0000010 43 |
«Стандарт» двиг. 1,2 л | 110207 0000010 |
«Стандарт» двиг. 1,2 л (для России) | 110207 0000010 01 |
«Стандарт» 1,2 л с ГБО | 110207 0000010 70 |
«Люкс» | 110216 0000010 35 |
«Люкс» система «Сименс» требования Евро | 110216 0000010 40 |
«Люкс» двиг. 1,1 л (срвт) без требований токсичности | 110216 0000010 41 |
«Люкс» двиг. 1,2 л | 110217 0000010 |
«Люкс» двиг. 1,2 л правосторонний руль | 110217 0000010 36 |
«Люкс» двиг. 1,2 л с ГБО | 110217 0000010 75 |
«Люкс» двиг. 1,3 л | 110218 0000010 |
«Люкс» двиг. 1,3 л (срвт) | 110218 0000010 40 |
«Люкс» двиг. 1,3 л (срвт) без требований токсичности | 110218 0000010 41 |
«Тюнинг Люкс» двиг. 1,3 л (срвт) без требований токсичности | 110218 0000010 48 |
Фургон грузопассажирский | 11024 00000010 |
Фургон грузопассаж. двиг. 1,2 л | 110247 0000010 |
Фургон грузопассаж. двиг. 1,2 л правосторонний руль | 110247 0000010 36 |
Фургон грузовой | 110260 0000010 |
Фургон грузовой (для Сирии) | 110260 0000010 30 |
Фургон грузовой, двиг. 1,2 л. | 1102670 000010 |
Фургон грузовой, двиг. 1,2 л. правосторонний руль | 110267 0000010 36 |
Для инвалидов | 110270 0000010 |
Для инвалидов | 110280 0000010 |
Для инвалидов | 110280 0000010 01 |
Для инвалидов | 110290 0000010 |
ЗАЗ-110240 «Таврия»
— грузопассажирская модификация базового автомобиля ЗАЗ-1102. Её мелкосерийное производство было начато в 1991 году под именем ЗАЗ-11024 и продолжалось до 1997 года на базе ЗАЗ-110206. Для увеличения полезного объёма багажника было найдено решение — вместо обычной задней двери установили дверь такой конфигурации, которая увеличивает объём багажника[
источник не указан 632 дня
]. Снаряжённая масса автомобиля возросла на 33 кг по сравнению с базовым хэтчбеком. Пассажирский складной задний диван был сохранен.
Второй раз данная модель была поставлена на конвейер в 1999 году и изготавливалась на базе «Таврии-Нова». Эти модели комплектовались двигателем МеМЗ-245 с рабочим объёмом 1,1 л, а с 2000 года в серию пошла модификация ЗАЗ-110247, оснащённая двигателем МеМЗ-2457 рабочим объёмом 1,2 л.
Кроме того, выпускалась экспортная модификация ЗАЗ-110246 с расположенными справа органами рулевого управления (для стран с левосторонним движением). Также следует отметить создание примерно в 1993 году санитарной модификации, которая, однако, в серию не пошла.
ЗАЗ-110260 «Таврия» — грузовая модификация базового автомобиля ЗАЗ-1102. В отличие от аналогичного по назначению грузопассажирского ЗАЗ-110240, данная модель имела заглушенные боковые окна за первым рядом сидений, сиденья располагались только спереди (соответственно, пассажировместимость составляла 2 человека), а кабина была отделена от грузового отсека решёткой. Грузоподъёмность ЗАЗ-110260 составляла 290 кг. Эта модель выпускалась, как и ЗАЗ-110240, сначала в 1992—1997 годах на базе ЗАЗ-110206, а затем, с 1999 года — на базе «Таврии-Нова». С 2000 года в серию пошла модификация ЗАЗ-110267, оснащённая двигателем МеМЗ-2457 с рабочим объёмом 1,2 л.
Существовала модификация ЗАЗ-110260-30. Её отличия от комплектации ЗАЗ-110260 заключались в кузове с отверстием в крыше под антенну. Устанавливался электродвигатель вентилятора радиатора повышенной мощности 90 Вт с датчиком включения вентилятора при низкой температуре. Кроме этого, передний и задний бамперы комплектовались заглушками; устанавливались декоративные колёсные колпаки от люксовой модификации «Таврии». Также от люксовой модификации сюда перекочевали панель приборов «Люкс», обивка двери задка, пластмассовая облицовка радиатора. Под капотом устанавливалась подкапотная лампа, а в салоне — дверные выключатели плафона освещения салона.
Обслуживание
Обслуживание двигатель Таврия достаточно типичное для всех моделей, кроме ВАЗ 2108. Каждое ТО требует замены масла и масляного фильтра. Конечно, более конкретно о каждом виде технического обслуживания можно прочитать в руководстве по эксплуатации и ремонту, выпущенное, специально для автомобилей Таврия и их модификаций, но распишем кратно, как и когда стоит осуществлять операции.
ТО-1. В первом техническом обслуживании стоит заменить масло и масляный фильтр, провести обследование технического состояния силового агрегата. ТО проводятся спустя 8000-9000 км пробега после покупки или проведения капитального ремонта
ТО-2. Делается на пробеге 17-18 тыс. км пробега. В этом техническом обслуживании также меняется масло, масляный фильтр, а также воздушный и топливный фильтр.
ТО-3. Третье ТО, пожалуй, одно из самых сложенных, поскольку на автомобиле стоит заменить комплект газораспределительного механизма, фильтра и масла, а также отрегулировать клапанный механизм и заменить прокладку клапанной крышки. Проводится оно, спустя 25-27 тыс. км пробега
ТО-4.Четвертое техническое обслуживание не отличается от второго, только в нем стоит провести диагностику всех систем и посмотреть возможные неисправности.
Многие автомобилисты проводят техническое обслуживание двигателя Таврия самостоятельно, поскольку простота конструкции и легкодоступность проведения всех операций делает процедуру возможной даже начинающий автомобилистам.
Хроники Фрилансера — ТавроБлог
Внимание! Множество документации по ремонту Таврии (на момент размещения этой ссылки — собрано 12-ть книг) может быть закачана вами на нашем форуме, вот здесь.
Общие сведения об автомобиле Органы управления и контрольно-измерительные приборы Внешний вид и крепление силового агрегата Двигатель ДВС Таврии 1140 (Fiat)Обслуживание карбюратора «Солекс» (Видео) Кривошипно-шатунный механизм Механизгазораспределения Система смазки Система охлаждения система питания бензонасос, карбюратор (документация), регулирование системы ХХ «Солекса» (видео) Описание системы питания (СРВТ) двигателя инжекторной Таврии(Славуты) (Двигатель МеМЗ 3071) Конструкция топливной системы СРВТ двигателя МеМЗ 307 (Таврия/Славута/Сенс) Сцепление Коробка передач Главная передача с дифференциалом и шарнирные валы Ходовая часть Передняя подвеска Задняя подвеска Колеса и шины Механизмы управления Рулевое управление Тормозная система Электрооборудование Список точек подключения массы (масса/земля) «Таврии» Схемы электрооборудования Аккумуляторная батарея Старый тип генератора Новый тип Генератора ( 97Т.3701) Стартер Система зажигания Выключатель зажигания с противоугонным устройством Освещение и сигнализация Стеклоочиститель и стеклоомыватедь ветрового стекла Стеклоочиститель и стеклоомыватедь стекла дверн задка Электродвигатель вентилятора системы охлаждения Электродвигатель вентилятора отопнтеля Контрольно-измерительные приборы Кузов и система отопления Печка Таврии Кузов Отопление и вентиляция салона Приложение. Подшипники качения
По поводу ремонта Таврии … это не космически-сложный процесс, в принципе ему можно научиться. Для этого почитайте следующие материалы нашего сайта
- Таврия, руководство по ремонту. На этой странице я собрал книги и печатные материалы, которые могут помочь в ремонтеТАВРИИ.
- Некоторые материалы по ремонту «Таврий» размещены в разделе Ремонт, нашего сайта. В основном, это то, что я делала самостоятельно;
- на форуме нашего сайта, в разделе FAQ лежит сборник ЧаВо по узлам и агрегатам;
- Опять же вы можете задавать свои вопросы на нашем Форуме, в разделе Ремонт.
- Общее описание конструкции из альбома К. С. Фучаджи, на которое было здоровья печатать руками и корректировать, — выложено вот здесь. Быть может когда-то я закончу эту работу, пока же стараюсь по выходным немного «вбивать» …
- Торренты, в которых собраны многие книги по ремонту Таврии, полный список их — находиться здесь.
Ремонт Таврии, как быть и кому поручить?
Ремонт «Таврии» (как и ремонт «Славуты») не такой уж и сложный процесс. Это вам не БМВ или Мерседес-бенц. Тут все просто. Если бы не тотально плохое качество деталей и сборки, обслуживания, эта машина была бы одним из самых надежных авто, кстати. Ну как и все малолитражки. Поэтому ремонт этой машины я вам предложу проводить самостоятельно. Это не фикция, на сервисе вас не захотят обслуживать. Слишком машина непривлекательная. с точки зрения слесарей. Ведь за работу над разными авто в принципе деньги по СТО платятся не сильно то и разные. Я не про официальные станции, которые реомонтируют ферари и лендкрузеры, я про нормальные станции. Вот и получается, что ремонт старого мерседеса делается проще и быстрей чем Таврии, а деньги первый сулить большие, причем существенно, ведь марка более престижная.
И еще … покупая эту машину следует четко осознавать — Таврия/Славута/Дата и ремонт, в принципе — неразличимые понятия. Правда есть уникумы, которым удается добиться от машины многолетней эксплуатации без поломок. Честь им и слава, но у большинства этот агрегат ломается, причем постоянно. Посмотреть как и что происходит можно в разделе Бортжурнал моего сайта. Вкратце — причина поломок , — неверная эксплуатация, потом ненадежность деталей, и уже только после этого — промахи в конструкции машины.
Тавро — книги, которые пока все еще можно купить
Издательство Ранок выпускает руководство по ремонту, которое содержит всю необходимую информацию. Я рекомендую эту книгу купить «в бумаге», а не скачивать ее на разнообразных сайтах. Почему? Очень просто, в дороге Интернета может и не быть, а ремонтировать будет надо! Вот вам ссылка, доставка есть как по Украине, так и по России. Кстати в каталоге есть еще одна книга, только по 1102. Берите обе. За такие копейки, сколько сейчас они стоят — можно потратиться! Между прочим первую я заказывал в 2007, а последнюю — в 2009, когда писал это…
Ремонт двигателя
Ремонт двигателя Таврия, как уже упоминалось — достаточно простой и делается с легкостью. Самый распространенный виды работ — это замена масла, ремня ГРМ и помпы. Что касается капитального ремонта, эту процедуру лучше доверить профессионалам.
Но, поскольку стоимость восстановления слишком высокая, а автосервисы берут много денег, то обычно все заканчивается гаражным ремонтом. В этом разделе будет рассмотрено проведения некоторых восстановительных работ по отдельным позициям и основам поведения капитального ремонта в целом.
Замена масла
Замена масла в автомобильном двигателе типично для всех переднеприводных моторов. Сама по себе процедура проводится очень быстро и занимает около 30 минут на остывшем двигателе. Итак, рассмотрим последовательность действий направленных на замену масла в моторе Таврия.
- В обязательном порядке, при проведении любых восстановительных работ по двигателю необходимо снять клемму АКБ.
- При наличии защиты двигателя, демонтируем ее, чтобы можно было с легкостью заменить масло.
- Следующим этапом становиться выкручивание сливной пробки.
- Когда масло слилось можно при помощи специального съемника удалить масляный фильтр. Перед установкой нового, в него необходимо залить — новое мало.
- Закручиваем сливную горловину. Стоит помнить, что следует заменить уплотнительную медную шайба.
- Через заливную горловину заливаем новое масло. Необходимое количество масла можно определить при помощи щупа. Уровень должен находиться между отметками Min и Max.
- Когда все сделано, закручиваем заливную горловину и даем поработать мотору несколько минут. Затем, проверяем уровень смазочной жидкости. При необходимости доливаем до нужного уровня.
В двигатель Таврия помещается 3,5 литра масла, согласно технической документации завода изготовителя.
Сравнение с зарубежными аналогами
Модель автомобиля | Год начала выпуска | Длина, мм | База, мм | Рабочий объём | Мощность, л. с. | Снаряженная масса, кг | Скорость, км/ч | Разгон, сек. | Расход топлива при 90 км/ч, л/100 км | Расход топлива при 120 км/ч, л/100 км | Расход топлива при городском цикле езды, л/100 км |
ЗАЗ-1102 «Таврия» | 1987 | 3708 | 2320 | 1091 | 51 | 710 | 140 | 18 | 4,6 | 6,6 | 6,8 |
Дайхатсу-шарада-ТГ | 1987 | 3610 | 2340 | 993 | 55 | 680 | 140 | 16 | |||
Мазда-121 | 1986 | 3475 | 2295 | 1138 | 52 | 710 | 150 | 14 | 5,5 | 8,2 | 8,2 |
Ниссан-Микра | 1982 | 3640 | 2300 | 988 | 57 | 700 | 142 | 14,9 | 4,2 | 6,1 | 5,9 |
Ниссан-Бе-1 | 1987 | 3635 | 2300 | 988 | 52 | 670 | 145 | ||||
Опель-Корса-1.0 | 1982 | 3620 | 2345 | 993 | 45 | 745 | 143 | 19,5 | 4,7 | 6,4 | 7,3 |
Пежо-205 | 1983 | 3705 | 2420 | 954 | 45 | 740 | 134 | 18,8 | 5,1 | 7,3 | 6,8 |
Пежо-205-ГЛ | 1983 | 3705 | 2420 | 1124 | 50 | 745 | 142 | 17 | 4,3 | 5,8 | 5,8 |
Рено-5Л | 1984 | 3590 | 2405 | 1108 | 47 | 695 | 143 | 16 | 4,1 | 5,6 | 5,8 |
Рено-5К | 1984 | 3590 | 2405 | 956 | 42 | 695 | 140 | 19,3 | 4,9 | 6,6 | 6,4 |
Ситроен-АИкс-10Е | 1986 | 3500 | 2285 | 954 | 45 | 640 | 145 | 17,9 | 3,9 | 5,6 | 5,6 |
Ситроен-АИкс-11РЕ | 1986 | 3500 | 2285 | 1124 | 55 | 645 | 158 | 12,9 | 3,9 | 5,6 | 5,6 |
Субару-Джасти-1000 | 1985 | 3535 | 2285 | 998 | 55 | 730 | 145 | 15,6 | 5,4 | 7,2 | 7,2 |
Сузуки-Свифт-1.0ГА | 1983 | 3685 | 2245 | 993 | 50 | 640 | 145 | 15,9 | 4,0 | 6,1 | 5,9 |
Тойота-Старлет-Э1.0 | 1984 | 3700 | 2300 | 999 | 54 | 765 | 150 | 13,5 | 4,5 | 6,4 | 6,1 |
Фиат-Уно-45 | 1983 | 3645 | 2360 | 999 | 44 | 710 | 145 | 16,2 | 4,1 | 5,4 | 6,2 |
Фиат-Уно-60 | 1983 | 3645 | 2360 | 1116 | 58 | 760 | 155 | 15 | 4,8 | 6,1 | 7,5 |
Фольксваген-Поло | 1981 | 3655 | 2335 | 1043 | 45 | 730 | 142 | 19,5 | 5,6 | 7,6 | 7,6 |
Форд-Фиеста-1.0 | 1976 | 3648 | 2290 | 957 | 45 | 750 | 137 | 19,8 | 5,2 | 7,1 | 7,0 |
Форд-Фиеста-1.1 | 1976 | 3648 | 2290 | 1117 | 50 | 755 | 145 | 16,5 | 5,8 | 6,8 | 6,4 |
Замена ремня ГРМ
Один из самых тяжелых процессов проведения ремонта автомобиля — это замена ремня ГРМ. Большинство автомобилистов не способны проделать эту операцию самостоятельно, чем пользуются специалисты в автосервисах. Итак, рассмотрим, как заменить ремень газораспределительного механизма своими руками:
- Как и во всех случаях проведения ремонтно-восстановительных работ необходимо демонтировать клемму-минус с аккумулятора.
- Теперь, когда предварительный этап пройден, можно приступить непосредственно к процессу. Сначала снимаем защитный кожух газораспределительного механизма. В зависимости от года выпуска и модели мотора он может крепиться от 5 до 9 винтов.
- Ставил автомобиль на 4 передачу, и фиксируем ручной тормоз.
- Теперь, ослабляем ремень генератора, а саму деталь смещаем максимально близко к мотору.
- Крутим колесо до момента пока первый поршень не станет в ВТМ.
- Далее, фиксируем шкив распределительного вала, и снимаем ремень.
- Чтобы замена прошла правильно, перед тем, как демонтировать ремень стоит послабить натяжной ролик.
- Теперь, когда ремень демонтированный, вынимаем натяжитель.
- Сборку проводим в обратном порядке.
Внимание! Шкив распределительного вала обязательно стоит фиксировать, чтобы не сбить фазы газораспределения, поскольку если это случится, то вернуть все обратно будет достаточно сложно. В противном случае, автолюбителя ждут согнутые клапаны или еще худшие последствия.
История
В конце шестидесятых КБ (ЗАЗ) в инициативном порядке начало разработку переднеприводного автомобиля малого класса под девизом «Перспектива» для замены «Запорожца»ЗАЗ-966, используя экспериментальные наработки НАМИ (НАМИ-0132) и, позднее, ВАЗ-а (ВАЗ-3Э1101).
В семидесятые годы было создано несколько экспериментальных моделей с кузовами «хетчбэк» и «двухдверный седан». Однако, официально техническое задание на разработку от Минавтопрома СССР было получено только в 1978 году.
После изготовления опытной партии и начала процесса доводки, Минавтопром — вполне в стиле его тогдашнего руководителя В. Н. Полякова — кардинально поменял задание, заставив заводское КБ перепроектировать автомобиль с оглядкой на популярную европейскую модель Ford Fiesta образца 1976 года, — несмотря на сугубо отрицательную оценку данной модели коллективом завода. Заводской испытатель Иван Павлович Кошкин впоследствии вспоминал про Ford Fiesta:
В Европе этот автомобиль с 1976 года громко рекламировали как предел совершенства. Но когда я получил его для сравнительных испытаний и проверил на дорогах, оказалось, что ничего общего с рекламой нет. У задних пассажиров потроха вышибает на небольшой выбоине. Водитель на неровной дороге все время кланяется, — это у него голова так шатается из-за рассогласованности подвесок. Руль, чтобы сэкономить один шарнир, установили не по-людски, а под углом к продольной оси автомобиля. Представляете себе это «косое» руление? Нас приучили к мысли, что у западных конструкторов звезда во лбу. А они такие же смертные инженеры, не застрахованные от ошибок.
При этом одновременно перед конструкторами ставилась цель превзойти «Фиесту» по характеристикам. Примерно то же самое произошло в те же годы и с АЗЛК, который под давлением ведомства Полякова был вынужден с нуля проектировать принципиально новую переднеприводную платформу — будущий «Москвич-2141», несмотря на наличие вполне современного и находящегося уже на предсерийной стадии заднеприводного прототипа С-3.
Задание на разработку и далее продолжало меняться — Минавтопром выдвигал всё новые и новые требования по превышению параметров разнообразных зарубежных «малолитражек» тех лет: «Фиат-Уно», «Остин-Метро», и так далее. Это, совместно с нехваткой финансирования, которое до середины восьмидесятых шло преимущественно на освоение новых переднеприводных моделей Волжского завода, привело к чрезвычайному затягиванию внедрения автомобиля в производство.
Первые серийные «Таврии» сошли с конвейера 18 ноября 1987 года, стоимость автомашины составляла 5100 рублей. Одновременно со стандартным вариантом, был начат выпуск ЗАЗ-1102 в комплектации «норма».
В то время «Таврия» позиционировалась как исключительно экономичный автомобиль. В 1989 году Минавтопромом СССР был выпущен рекламный ролик для западного рынка, в котором водитель заправляет «Таврию» из своей зажигалки. Этот ролик завоевал в Каннах «Бронзового льва» в номинации «торговая реклама».
Руководство завода несколько раз (в 2006 и 2007 годах) заявляло о скором снятии модели с производства. Массовый выпуск модели ЗАЗ-1102 «Таврия» с кузовом хэтчбек была завершён в 2007 году, хотя отдельные экземпляры дособирали ещё до осени 2009 года.
В конце января 2011 года с конвейера сошёл последний автомобиль модели ЗАЗ-1103 «Славута», который был продан с интернет-аукциона 11 февраля 2011 года за 47 020 грн.
Прямым наследником «Славуты» на конвейере стал ZAZ Forza.
Замена помпы
Замена водяного насоса на Таврии проводится типично для конструкции двигателя ЗАЗ 1102, Славута и Сенс. Стоит понимать, что шкив помпы привязан к ремню ГРМ и его демонтаж обязателен. Итак, рассмотрим, последовательность действий направленных на замену водяного насоса:
- Как и во всех случаях проведения ремонтно-восстановительных работ необходимо демонтировать клемму-минус с аккумулятора.
- Теперь, когда предварительный этап пройден, можно приступить непосредственно к процессу. Сначала снимаем защитный кожух газораспределительного механизма. В зависимости от года выпуска и модели мотора он может крепиться от 5 до 9 винтов.
- Сливаем охлаждающую жидкость до уровня водяного насоса, чтобы при разборке механизма тосол не вылился.
- Зафиксировав шкив распределительного вала, стоит попустить натяжитель ремня. Затем можно будет снять ремень со шкива распредвала и привода помпы.
- Открутив три винта крепления водяного насос, провидим демонтаж детали, потянут ее на себя из блока.
- Сборка проводится в обратном порядке.
- Заводим мотор и даем ему поработать. При необходимости доливаем охлаждающую жидкость до уровня.
Необходимо помнить, что прокладку водяного насоса, также стоит заменить. Обычно она идет в комплекте с помпой, но все зависит от производителя.
Автомобили «таврического» ряда
Для справки указаны цены в автосалонах Украины по состоянию на август 2007 года (переведённые в доллары США):
Модификация | Кузов | Двигатель | Комплектация | Цена |
110207-40 | хэтчбек | 1,2i | стандарт | 4870 |
110217-40 | хэтчбек | 1,2i | люкс | 5110 |
110218-40 | хэтчбек | 1,3i | люкс | 5660 |
110247-40 | универсал | 1,2i | стандарт | 4840 |
110307-42 | лифтбек | 1,2i | стандарт | 5260 |
110307-40 | лифтбек | 1,2i | люкс | 5572 |
110308-40 | лифтбек | 1,3i | люкс | 6340 |
110557-42 | фургон | 1,2i | стандарт | 5860 |
110557-71 | фургон | 1,2i | стандарт, ГБО | 6430 |
Галерея
- ЗАЗ-1102 «Таврия»
- ЗАЗ-1103 «Славута»
- ЗАЗ-11055 «Пикап»
Основы капитального ремонта
Капитальный ремонт силового агрегата Таврия — это восстановление мотора до заводского технического состояния. Проводится процесс, может на специализированном автосервисе, где с автолюбителя возьмут значительную сумму, или своими руками. В любом случае, надобятся станки для расточки цилиндров блока и коленчатого вала. Основные процессы, которые проводятся при капитальном ремонте силового агрегата Таврия:
- Разборка двигателя. На данном этапы проводится демонтаж всех деталей мотора и определение их состояния.
- Диагностические операции по коленчатому валу и блоку цилиндров. Так, детали двигателя подвергаются промерам, определение ремонтных размеров. Так, для коленчатого вала это будет — 0.25 мм, 0,50 мм, 0.75 мм и 1.00 мм. А вот для блока цилиндров — 82.5 мм, 83.0 мм и 83.5 мм.
- Следующий этап — это расточка и хонинговка, а также проточка коленчатого вала. В этот процесс также входит шлифовка плоскости блока и мойка деталей.
- Далее, ремонтируются все детали, которые остались — головка блока цилиндров, масляный насос.
- Последним этапом ставится сборка мотора и его обкатка.
Описанный процесс кажется достаточно простым, но не стоит радоваться, ведь это только короткое описание процессов.
Доработка и тюнинг
Многие автолюбители, особенно на Украине проводят тюнинг моторов ЗАЗ Таврия. Существует два варианта тюнинга — поверхностный и полный. Рассмотрим более детально именно второй вариант, поскольку он сложнее.
В первую очередь, двигатель разбирается и облегчается. Это получается путем замены некоторых деталей. Автомобилисту понадобятся облегченные поршни от ANF (Польша), клапаны с низкой посадкой, также более легкие, коленчатый вал меньшего веса DEF (производства Украина), а также легкие шатуны.
После замены этих деталей и без того легкий мотор станет на 82 кг легче. Затем, обновляем систему охлаждения, заменив водоносные патрубки на силиконовые, а помпу на тюнинг версию от Сенса.
Следующим этапом становиться переделка системы выпуска отработанных газов, которую стоит укоротить на 5 см, это прибавит в среднем 12 лошадиных сил. Еще будет необходимо модернизировать систему впрыска. Для этого перебирается карбюратор. Жиклеры либо вытачиваются по новому на токарном станке, или проводится проточка старых. Также, стоит заменить «носик» подачи горючего.
Еще одной модернизацией станет установка облегченного сцепления от ATF. Это позволит коленчатому валу быстрее вращаться, а переключать передачи — намного легче. Также в связи с такими изменениями придется подумать о смене смазочного материала. Обычно рекомендуется залить синтетику, которая будет выдерживать повышенные температуры.
Финальным этапом тюнинга становиться установка воздушного фильтра нулевого сопротивления. Можно конечно заменить еще привод ГРМ, но как показывает практика, родной системы хватает.
ЗАЗ «Таврия»: технические характеристики, двигатель
Автомобиль ЗАЗ «Таврия» представляет собой модель машины с кузовом хетчбэк. Все время он выпускался на советском заводе, который позже стал украинским. Производство началось в 1988 г., прекратилось оно спустя почти двадцать лет – в 2007 г. Последующие модели, которые выпускались на базе «Таврии», сходили с конвейера до 2011 г. Автомобиль можно было охарактеризовать вперед открывающимся кузовом, боковые двери были особенно широки. Последнее позволяло удобно располагаться пассажирам на задних местах. Конечно же, имелась дверь для багажного отделения, как и во всех других моделях, представленных кузовом хетчбэк.
Машина ЗАЗ «Таврия Новая» представляет собой полностью улучшенный оригинальный вариант. Она получила новый цифровой индекс – 110260, в то время как первый имел 110240. В 1998 году благодаря некоторым требованиям начальников завода автомобиль получил более 300 изменений. Большая часть из них затронула технические характеристики, а также были исправлены все неисправности и недостатки, которые показали себя во время эксплуатации предшественника.
В итоге ЗАЗ выпускал два автомобиля под именем «Таврия»: переходного режима и улучшенную. Комплектаций было несколько. Отличались они разными двигателями. Базовая сборка получила агрегат на 1,1 л, стандартная – 1,2 л и серия люкс – 1,2 и 1,3 л. Причем последний вариант имел инжектор и карбюраторное питание.
Разработка первых экземпляров
Еще в самом начале 70-х годов большая группа конструкторов во главе со Стешенко разработала эту модель. Тогда коллектив смог реализовать новую концепцию как на бумаге, так и в качестве металлических элементов. Нужно уточнить, что уже в то время в планах была составлена целая серия из автомобилей, которые отличались улучшенными деталями и представляли собой модификации оригинальной модели ЗАЗ «Таврия». Среди возможных конструкций был пикап, универсал, фура, грузовик.
Силовой агрегат первого экземпляра, который вышел в 1970 году, представлял собой сам двигатель, сцепление и коробку передач на 5 ступеней. Также устанавливались дополнительные приборы для того, чтобы улучшить динамику транспортного средства и сделать его более устойчивым на поворотах.
Автомобиль ЗАЗ «Таврия» (отзывы о нем отличные), который имеет кузов типа седан, обладает полным приводом. Машина оборудована двумя дверями. Ее максимальная скорость достигала отметки 140 км/час. Испытания на ней длились один год — с 1972 по 1973. При этом тогда название модели звучало совсем иначе – «Перспектива».
Выпуск некоторых моделей
«Жигули» (известна также как «копейка») стали прототипом для следующей серии данного автомобиля. Это семейство сделано с упором на исключение тех недостатков, которые были выявлены у машины ЗАЗ «Таврия» (технические характеристики можно прочесть ниже). Масса новой модели составляла 700 кг. И, хотя салон этого экземпляра был аналогичен ВАЗовскому, общий вес запорожского детища был меньше практически на 100 кг. Агрегат, установленный на машине, имел объем 1,0 л.
В 1974 году провели рестайлинг, в ходе которого был изменен общий внешний вид автомобиля «Таврия». ЗАЗ (характеристики завод предоставил точные) не боялся проводить обновления, потому что машина уже была достаточно востребованной.
На следующий год отечественный рынок увидел новую модель, полностью откорректированную в результате последних проведенных модификаций. В данном случае к работе были привлечены работники Волжского завода. Буквально за год родился новый автомобиль с полным приводом.
Выпуск прототипа «Таврии» наших дней
После того как на заводе началось изучение известной на весь мир машины «Форд-Фиеста», было принято решение обновить выпускаемые модели. Благодаря этому в 1978 году появилась новая вариация «Таврии». Возможно, именно она является полным прототипом дошедших до наших дней моделей. Этот автомобиль стал экспериментальным – конструкторы постоянно рассматривали новые изменения, придумывали различные концепты. Например, пластиковых элементов в машине было на 55 кг. В итоге эти экземпляры были полностью готовы к серийному выпуску в 1978 г. Но сложилось все так, что массовое производство началось только ближе к 90-м годам – в 1988 г. По некоторым данным это было связано с тем, что государство больше предпочитало автомобили Волжского завода и отодвинуло производство «Таврии» до выхода ВАЗ-2108 («Лада-Самара»).
Производство: «Дана», «Славута» и новая «Таврия»
Первые продажи начались в 1988 году. В то время производитель рассматривал свой автомобиль в качестве экономичной и недорогой модели. На следующий год СССР выпустило интересный рекламный ролик, который только подогрел интерес потенциальных покупателей.
Вариант с кузовом универсал – модификация 1994 года – получил название ЗАЗ-1105. Двигатель ЗАЗ «Таврия» и модели «Дана» совпадали по своим техническим характеристикам. Примерно в то же время появилась и «Славута». Она представляла собой машину с кузовом лифтбэк. Ее серийное производство началось в 1999 г. В 1997 г. произведен выпуск последнего экземпляра «Даны».
Обычная базовая «Таврия» в 1999 г. была заменена другой моделью. «Новая» создана совместно с корейской компанией «Дэу». В ней были изменены некоторые детали и исправлены технические неполадки.
Выпуск автомобиля
Автомобиль ЗАЗ «Таврия» за все время выпуска предоставлялся покупателям в большом количестве модификаций и вариаций. Использовались инжекторные и карбюраторные двигатели объемом 1,1-1,3 литра. Постоянно менялся внешний вид, кузов, добавлялись новые функции и убирались старые, которые уже не соответствовали требованиям современного водителя. Наиболее неудачной моделью стала «Таврия», на которой стоял агрегат фирмы Fiat. Его мощность была всего 45 лошадиных сил, а запчасти ЗАЗ («Таврия» в этом вопросе была дорогостоящей) предоставлял по сумасшедшим ценам. Данные минусы не могли полностью перекрыться низким расходом топливного материала. Эти экземпляры практически не покупались, а если их и брали водители, то полностью переделывали самостоятельно. Как правило, затем они перепродавались.
После того как украинский завод начал сотрудничать с корейской компанией «Дэу», внешний вид «Таврии» заметно преобразился. От «Ланоса» отечественный автомобиль перенял некоторые детали – сиденья, покрытия и т. д. В 2005-м и 2006 годах Запорожский завод объявлял о закрытии производства, однако полное закрытие конвейера произошло только в 2007 г.
«Славута» продолжила выпускаться до 2011 г. Фургон хорошо продавался мелкими партиями.
Кузов
Кузов стандартной «Таврии» имеет тип седан. Автомобиль обладает тремя дверями. Бамперы — как передний, так и задний — изготовлены из пластика. Длина машины составляет 3700 м, ширина – 1500 мм и высота – 1400 мм. В багажник свободно поместится достаточное количество груза. Он рассчитан на 250 литров. В том случае если места не хватает, можно сложить заднее сидение. В таком случае водитель получит дополнительное пространство – цифра объема возрастает до 650 литров. Многие владельцы никогда не жаловались на вместительность багажного отделения, что уже дает право понять – производитель не прогадал с габаритами.
Подвеска
Подвеска установлена независимого типа. Речь идет о передней. Задняя подвеска имеет другие характеристики. Она полузависимая и оснащена специальным стабилизатором.
Двигатель
Карбюраторный двигатель – с таким агрегатом выпускалась «Таврия» достаточно большой промежуток времени. Его объем составляет 1,1 литр, а изготовлен он был в Мелитополе на специальном заводе. Двигатель имеет 4 цилиндра, и все они располагаются в один ряд поперек оси автомобиля. Охарактеризовать агрегаты можно так – они верхнеклапанные и четырехтактные. Вентиляция имеет замкнутый тип. Система замыкается, проходя через воздухоочиститель, что является весьма удобным расположением. Охлаждение также имеет закрытый тип. Установлен специальный расширяющий бачок, через который следует заливать жидкость. Последнюю можно купить в любом специализирующемся на автомобилях магазине. Также данную манипуляцию можно провести на станции тех. обслуживания, но цена слегка кусающаяся.
ЗАЗ 1102 Таврия: Закат целой эпохи
В начале 2007 года с конвейера «ЗАЗа» сойдет последняя «Таврия». А ведь судьба этого автомобиля не так проста. В свое время он был одним из лучших в Европе…
В начале 2007 года с конвейера «ЗАЗа» сойдет последняя «Таврия». А ведь судьба этого автомобиля не так проста. В свое время он был одним из лучших в Европе… |
Интересно, что путь автомобиля до конвейера растянулся на целых 22 года, в то время как серийное производство составило 18 лет. Так, первые ходовые экземпляры отечественного переднеприводного автомобиля появились еще в 1965 году! В Запорожье построили прототип на базе ЗАЗ-966. Его уникальность заключалась в том, что предсерийный автомобиль оснастили сразу двумя моторами: сзади в нем установили в то время еще опытный 40-сильный «воздушник», а спереди мотор водяного охлаждения, прототип нынешнего «МеМЗ» (сейчас устанавливается на «Таврии» и «Славуты»). Кстати, данные агрегаты можно было подключать отдельно и ощутить разницу в поведении заднего и переднего привода, а также использовать одновременно. В результате получался полноприводный «Запорожец» мощностью около 90 л. с.! Естественно, данный «тяни-толкай» был построен не для забавы, а по причине отсутствия кузова для нового мотора, который находился в стадии разработки.
Тяжелые роды
Но вернемся к самой «Таврии». Первый прототип, построенный специалистами «Коммунара» под руководством главного конструктора Владимира Стешенко, был готов уже в 1970 году, и пусть в первоначальном виде автомобиль с именем «Перспектива» мало напоминал сегодняшнюю «Таврию», активно проводился поиск ее образа. Только в 1973-м конструкторы разработали сразу три прототипа: две «трехдверки» с кузовом хэтчбек и один 2-дверный седан. Год спустя заводчане выдали еще один седан с вполне современной на то время внешностью. Поиск облика продолжался, а прототипы активно испытывались по всей территории «великого и могучего». На севере машины испытывали морозами, а в пустыне Каракумы тестировали в условиях высоких температур.
Запустить авто в серийное производство можно было уже в 1978 году, но бюрократы тех времен не спешили. С появлением в 1976 году Ford Fiesta руководители из Москвы вспомнили часть любимой поговорки Никиты Сергеевича Хрущева – «догоним и перегоним» – и дали указание доработать новый ЗАЗ, чтобы превзойти фордовскую новинку, с чем конструкторы успешно справились. В 1980-м – очередная новинка – Austin Mini Metro и директива Министерства транспорта превзойти англичан. Потом были Peugeot 205, Fiat Uno, Renault 5 второго поколения… Запуск будущей «Таврии» в серию отложили до 1988 года, чтобы дать дорогу «вазовской» «восьмерке». А ведь еще в конце 70-х по уровню конструкции автомобиль был одним из лучших в Европе! Естественно, за 10 лет ожидания серии машина устарела, несмотря на постоянные доработки.
Реанимация
В 1991 г., спустя всего три года с начала производства, автомобиль подвергли небольшому рестайлингу, в ходе которого изменилась форма передних крыльев и элементов салона. Для снижения себестоимости машины были предприняты попытки перейти с дорогой передней чешской оптики на отечественную. Но сравняться в качестве с чехами так и не удалось, и вскоре наша оптика «почила в Бозе».
Кстати, прекращение производства угрожало «Таврии» еще в середине 90-х, поскольку у покупателей не было денег на новый автомобиль. Да и качество продукции «ЗАЗа» сильно хромало: это касалась как самого производства, так и комплектующих. Но несмотря на тяжелые времена, в 1995 году завод подготовил к выпуску новую модель на базе «Таврии» – пятидверный универсал ЗАЗ-1105 «Дана». Удлинение и утяжеление кузова без существенного увеличения его жесткости привело к тому, что даже на новых машинах при заезде колесом на бровку было сложно открыть двери.
Кстати, «Дана» и еще одна модель – «Таврия-пикап», как и ее предок ЗАЗ-965, существовали и в праворульном варианте, но если модификация первенца «ЗАЗа» была предназначена для почты СССР, то более современные модели отправляли на экспорт.
Переломным для «ЗАЗа» стал 1998 год. Именно тогда начало работу совместное украинско-корейское предприятие «АвтоЗАЗ-Daewoo». Корейцам удалось не только реанимировать «Таврию», но и дать ей вторую жизнь. Автомобиль получил и приставку к имени – «Нова». Специалисты Daewoo провели полную модернизацию машины, в ходе которой изменено и улучшено более 200 деталей, кроме того, с производства сняли злополучную «Дану». В 1999-м ее место заняла «Славута», разработанная еще в 1995 году, но также существенно усовершенствованная. Новый уровень качества, умеренные цены и реклама помогли вернуть интерес покупателей к машине и обеспечить стабильный спрос на модель.
Эвтаназия
Сигналом к близкому сворачиванию производства «Таврии» стала отмена налоговых льгот для отечественных производителей, что привело к подорожанию «Таврий» и «Славут» сразу на несколько тысяч гривен. А введение экологических стандартов Евро 2 и перевод на инжекторную систему поднял их цены еще на 2000 грн. Кроме того, назрела необходимость освободить производственные мощности «ЗАЗа» для Lanos, на которые сейчас огромный спрос как в Украине, так и в России, куда они поставляются.
Инвалидные
Еще со времен СССР «ЗАЗ» выпускал автомобили для инвалидов – первым из них был «Горбатый». Сейчас подобные машины строят на базе «Таврии», а за доплату самого инвалида ручным управлением оснащают «Славуту». По информации пресс-службы «ЗАЗа», после прекращения производства «Таврий» инвалидный вариант будет изготавливаться на базе ЗАЗ-1103.
Перед уходом модели на пенсию мы протестировали одну из последних машин, сошедших с конвейера «ЗАЗа». Выбор пал на «Таврию» в модификации люкс, оснащенную мотором 1,2 литра, который отвечает экологическим нормам Евро 2. Российское происхождение электроники и датчиков скорее всего, снизило надежность машины. О поведении электроники наших северных соседей удалось сделать выводы уже на следующий день. «Первым звонком» стала загоревшаяся лампа неисправности двигателя, сразу после чего начала расти температура охлаждающей жидкости – «мозг» машины не давал сигнала включения вентилятора охлаждения радиатора. Чтобы не «закипятить» мотор, пришлось добираться до места ремонта с включенной на полную мощность печкой.
Переход на инжекторную систему внес в машину еще один существенный недостаток – ухудшил ее проходимость вне дорог. Так как конструкцией кузова изначально не была предусмотрена установка каталитического нейтрализатора отработавших газов, его поставили на место резонатора, а сам резонатор сместили в центр машины. Этим конструкторы понизили клиренс машины и сделали уязвимыми данные детали выпускной системы.
Салон обшит тканью довольно «веселой» расцветки. Спереди в нем удобно, а вот сзади места гораздо меньше. Тонкие стойки кузова улучшают обзорность, с которой у «Таврии» все отлично. Но целесообразность переплаты за модификацию «люкс» вызывает сомнения. Более простая стандартная панель приборов выглядит не хуже и даже со временем не страдает «гремучей» болезнью. А отсутствие задних подголовников и мягкая задняя полочка существенно облегчают процесс трансформации салона и перевозку грузов. Среди плюсов «люкса» – наличие эконометра и возможность заказать щиток приборов с тахометром.
Машина легка в управлении, у нее «острый» руль и резвый, оборотистый мотор. А вот коробка передач до сих пор грешит тугими переключениями, хотя в процессе эксплуатации она прикатывается.
Подвеска машины не оставляет незамеченными даже небольшие дефекты дороги. В то же время крены в поворотах и раскачка кузова при разгоне и торможении говорят о недостаточной жесткости.
Несмотря на многие недостатки, «больше» автомобиля за такие деньги (24365 грн.) не купишь. Нельзя забывать и о достоинствах машины, среди которых экономичность, маневренность и доступная цена запчастей и обслуживания.
Теперь самым дешевым ЗАЗом станет «Славута», которая на 1686 грн. дороже «Таврии» и стоит 26051 грн.
Евгений Сокур
Фото Андрея Яцуляка, из архива Леонида Гоголева и редакции
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник http://koreec73.ru/korobka/remont-tavrii-2.html
Источник Источник http://fb.ru/article/237152/zaz-tavriya-tehnicheskie-harakteristiki-dvigatel
Источник http://www.autocentre.ua/news/retro/zaz-1102-tavriya-zakat-tseloy-epokhi-285990.html