Ремонт системы охлаждения двигателя: сколько необходимо тосола в ВАЗ-2106 для замены

Сколько необходимо тосола в ВАЗ-2106 для замены

Ремонт системы охлаждения двигателя: сколько необходимо тосола в ВАЗ-2106 для заменыКаждый автовладелец обязан понимать, насколько важна система охлаждения двигателя на его транспортном средстве. Особенно это касается владельцев подержанных отечественных автомобилей так называемой нулевой серии. И особенно тщательно в таких машинах следует контролировать уровень охлаждающей жидкости. Чтобы был понятен принцип этого действия, важно знать, сколько тосола в ВАЗ-2106 и подобных ему автомобилях.

Принцип работы

Ремонт системы охлаждения двигателя: сколько необходимо тосола в ВАЗ-2106 для заменыГлавным местом в автомобиле является отнюдь не водительское кресло и даже не руль, а двигатель. Его даже называют сердцем. И это неспроста, ведь от правильной работы этого сердца напрямую зависит, поедет машина или нет. И чтобы не сгубить столь важный технический узел, в нём необходимо поддерживать определённую температуру и вовремя охлаждать.

Принцип работы этой системы достаточно прост, но в то же время и технически продуман. Соединена она патрубками с самим двигателем, радиатором и отопителем салона. Чтобы понять важность этих элементов, необходимо знать основные их функции:

  • Поддержание необходимой температуры.
  • Охлаждение двигателя.
  • Прогрев салона авто.

В первом случае для работы двигателя и правильного сгорания топливной смеси нужна определённая и стабильная температура. Если она выше или ниже — это очень плохо влияет на мотор. Во втором случае двигатель защищается от перегрева, который может повлечь за собой деформацию некоторых деталей внутри.

Если исключить последний пункт из списка, то эксплуатация автомобиля станет невозможной в холодное время суток. И ключевую роль в этой системе выполняет специальная жидкость, без которой наличие охлаждающего цикла было бы бессмысленным.

Виды охлаждающих жидкостей

Чтобы принимать на себя тепло и отводить его от горячих мест двигателя, в системе необходима охлаждающая жидкость. Выделяют несколько типов жидкостей для охлаждения:

  • Вода.
  • Тосол.
  • Антифриз.

Ремонт системы охлаждения двигателя: сколько необходимо тосола в ВАЗ-2106 для заменыНо в суровых реалиях российского климата применение воды в качестве охлаждающей жидкости, нецелесообразно. Да и выкипает она очень быстро, имея довольно низкую теплопроводность. О том, как она влияет на появление коррозии, можно даже не упоминать.

Тосол среди отечественных автовладельцев наиболее распространён, однако имеет некоторые недостатки, например, образование внутри сосудов и патрубков масляной плёнки, препятствующей нормальному теплообмену. Соответственно, отвод тепла становится малоэффективным.

Третий же вариант имеет больше плюсов, чем минусов. Во-первых, антифриз начинает кристаллизоваться при очень низких температурах, то есть не замерзает, потому и получил такое название. Это преимущество позволяет использовать антифриз даже в условиях Крайнего Севера. Во-вторых, толщина масляной плёнки, образующейся внутри сосудов, очень мала, благодаря этому отдаче тепла почти ничего не препятствует. Это достигается благодаря тому, что антифриз, в отличие от тосола, производится из органических компонентов.

Ремонт системы охлаждения двигателя: сколько необходимо тосола в ВАЗ-2106 для заменыОсновным недостатком антифриза является его цена, особенно если надо заменить всю жидкость целиком. Здесь выигрывает тосол, и более рационально использовать именно его в таких моделях авто, как ВАЗ-2101 или ВАЗ-2106. В моделях отечественного автопрома с внушительным возрастом и пробегом охлаждающая система зачастую становится больным и уязвимым местом. Поэтому владельцам этих автомобилей необходимо знать принцип работы охладителя и понимать, как его ремонтировать, что поможет избежать трат на сервисы и автомастеров.

Ремонт теплоотводящего механизма

Перед тем как приступить к ремонту системы охлаждения, необходимо выяснить объём заливаемой в неё жидкости. Но даже полностью слив старый тосол, не удастся в полной мере установить точную цифру. Для этого рекомендуется всё-таки обратиться к руководству по эксплуатации автомобиля, где указаны все необходимые регламенты и параметры.

Производитель уверяет, что рабочий объём системы охлаждения двигателя ВАЗ-2106 — девять литров, но стоит учесть, что к этому объёму необходимо прибавить примерно литр, чтобы долить тосол в бачок расширителя до минимальной отметки. К тому же у запасливого и расчётливого водителя в багажнике обязательно должна находиться запасная литровая ёмкость с охлаждающей жидкостью.

Получается, что перед заменой охладителя или ремонтом всей системы приобрести следует около одиннадцати литров тосола. Однако при ремонте можно немного и сэкономить, оставив бо́льшую часть купленного про запас.

Слив охладителя

Ремонт системы охлаждения двигателя: сколько необходимо тосола в ВАЗ-2106 для заменыПеред любыми операциями с системой охлаждения в первую очередь необходимо дать двигателю остыть, чтобы не получить серьёзную травму. Затем предстоит слив жидкости, заполняющей систему. Чтобы правильно это сделать, предстоит разобраться, как она работает.

У системы охлаждения есть две стадии работы. Их можно назвать циклами и разделить на два круга:

  1. Большой.
  2. Малый.

Малый круг ограничивается самим двигателем и некоторыми патрубками, а предназначен он для того, чтобы движок быстрее набрал необходимую для правильной работы температуру. Это важно, чтобы топливная смесь сгорала более рационально с большим коэффициентом полезного действия. Когда температура повышается до определённой отметки, открывается специальная заслонка, пускающая жидкость по большому кругу. Задачей этого цикла является непосредственное охлаждение до приемлемой температуры.

Большой круг включает в себя радиатор с вентилятором, который включается специальным термостатом и потоком воздуха охлаждает систему и двигатель. Вся жидкость приводится в движение насосом, или помпой. Она же создаёт в системе охлаждения нужное давление.

Ремонт системы охлаждения двигателя: сколько необходимо тосола в ВАЗ-2106 для замены

В первую очередь сливается тосол с большого круга через радиатор, в левом углу которого находится специальный сливной краник. Для этого необходимо подготовить специальную ёмкость с широкой горловиной. Затем на самом двигателе выкручивается специальная пробка и происходит слив с малого круга, то есть непосредственно с движка.

При необходимости снимаются все патрубки, которые при необходимости нужно поменять, но если они не имеют видимых повреждений, трещин и подтёков, то на этом тоже можно сэкономить. После того как стечёт вся жидкость, производится необходимый ремонт.

Правильная заправка тосолом

После выполнения необходимой работы все сливные отверстия закрываются, а патрубки ставятся на место, и производится замена тосола ВАЗ-2106. Жидкость, которую удалось слить в ёмкость, можно использовать повторно, тщательно процедив её перед этим через марлю. Заправка системы охлаждения производится через расширительный бачок.

Ремонт системы охлаждения двигателя: сколько необходимо тосола в ВАЗ-2106 для замены

Залить жидкость нужно стараться аккуратно, не проливая на кузов, во избежание последующей коррозии. Когда жидкость перестанет поглощаться, нужно прогреть двигатель до максимальной температуры, при которой открывается заслонка, пускающая тосол по большому кругу.

Перед самой заправкой необходимо отмерить нужное количество, чтобы контролировать заполнение системы. После прогрева двигателя жидкость снова уйдёт из расширительного бачка, что будет означать заполнение большого круга тосолом. Далее останется лишь долить недостающую жидкость до минимальной отметки. Перелив выше уровня не рекомендуется, так как при нагревании тосол расширяется, и патрубки или расширительный бачок могут не выдержать создаваемого помпой давления! После окончания заправки необходимо убедиться в герметичности системы охлаждения и отсутствии подтёков.

Операция по замене охлаждающей жидкости ВАЗ-2106 не так уж и сложна, зато поможет сэкономить немного времени, денег, а главное, появится уверенность, что работа выполнена качественно.

Система охлаждения ваз 2106 схема с расшифровкой

10. Система охлаждения

Описание системы

Ремонт системы охлаждения двигателя: сколько необходимо тосола в ВАЗ-2106 для замены

  1. Трубка отвода охлаждающей жидкости из радиатора отопителя.
  2. Патрубок отвода охлаждающей жидкости от впускного коллектора.
  3. Патрубок отвода охлаждающей жидкости из радиатора отопителя.
  4. Патрубок подвода охлаждающей жидкости из головки блока цилиндров в радиатор отопителя.
  5. Перепускной шланг термостата.
  6. Выпускной патрубок.
  7. Подводной шланг радиатора.
  8. Расширительный бачок.
  9. Пробка бачка.
  10. Пароотводящий шланг.
  11. Заливная горловина радиатора.
  12. Верхний бачок радиатора.
  13. Трубка радиатора.
  14. Охлаждающие пластины радиатора.
  15. Электромотор вентилятора.
  16. Вентилятор.
  17. Шкив насоса охлаждающей жидкости.
  18. Резиновая опора радиатора.
  19. Нижний бачок радиатора.
  20. Отводной шланг радиатора.
  21. Ремень привода генератора и насоса охлаждающей жидкости.
  22. Насос охлаждающей жидкости.
  23. Шланг подачи жидкости в насос.
  24. Термостат.

Система охлаждения служит для охлаждения нагревающихся деталей двигателя и поддержания нормальной температуры охлаждающей жидкости.

На автомобилях ВАЗ-2103 и ВАЗ-2106 система охлаждения двигателя — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, с расширительным бачком.

Насос охлаждающей жидкости служит для обеспечения принудительной циркуляции жидкости в системе охлаждения. Насос — центробежного типа, приводится в действие от шкива коленчатого вала клиновым ремнем.

Вентилятор с электроприводом, имеет четырехлопастную крыльчатку. Электровентилятор включается и выключается (в зависимости от температуры охлаждающей жидкости) при помощи датчика, расположенного в нижнем бачке радиатора.

Термостат ускоряет прогрев двигателя и поддерживает необходимый тепловой режим. Состоит из корпуса и крышки, с твердым термочувствительным наполнителем, имеет два клапана: основной и перепускной. Начало открывания основного клапана термостата — при температуре охлаждающей жидкости 77-86 °C, ход основного клапана — не менее 6 мм.

Радиатор служит для охлаждения жидкости потоком воздуха, проходящим через сердцевину радиатора. Радиатор — вертикальный, трубчато-пластинчатый, с верхним и нижним латунными бачками. В нижнем бачке радиатора ввернута сливная пробка, в верхнем бачке находится заливная горловина. В пробке заливной горловины радиатора имеются впускной и выпускной клапаны, через которые радиатор соединен с расширительным бачком.

Расширительный бачок изготавливается из пластмассы и крепится хомутом к правому брызговику кузова.

Насос охлаждающей жидкости

Снятие и установка

Для данной операции потребуются следующие инструменты: ключ 13 мм, 17 мм; отвертка.

1. Слить охлаждающую жидкость из двигателя (см. «Замена охлаждающей жидкости»).

2. Ослабить хомуты и отсоединить от двигателя шланги подвода и отвода охлаждающей жидкости.

Ремонт системы охлаждения двигателя: сколько необходимо тосола в ВАЗ-2106 для замены

Система охлаждения двигателя УМПО-331: 1 — радиатор отопителя; 2 — пробка расширительного бачка, 3 — отметка минимального уровня охлаждающей жидкости, 4 — расширительный бачок; 5 — пароотводящая трубка: 6 — радиатор системы охлаждения; 7 — электровентилятор; 8 — датчик включения электровентилятора: 9 — термостат; 10 — насос охлаждающей жидкости; 11 — двигатель; 12 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 13 — пробка слива охлаждающей жидкости из блока цилиндров двигателя; 14 — впускная труба; 15 — кран отопителя.

Ремонт системы охлаждения двигателя: сколько необходимо тосола в ВАЗ-2106 для замены

Система охлаждения двигателя ВАЗ-2106: 1 — радиатор отопителя; 2 — пробка расширительного бачка; 3 — отметка минимального уровня охлаждающей жидкости; 4 — расширительный бачок; 5 — пароотводящая трубка; 6 — радиатор системы охлаждения; 7 — электровентилятор; 8 — датчик включения электровентилятора; 9 — двигатель; 10 — отводящий патрубок системы охлаждения (в головке блока цилиндров); 11 — впускная труба; 12 — насос охлаждающей жидкости: 13 — термостат; 14- пробка слива охлаждающей жидкости из блока цилиндров двигателя; 15 — датчик температуры охлаждающей жидкости, 16 — кран отопителя.

Ремонт системы охлаждения двигателя: сколько необходимо тосола в ВАЗ-2106 для замены

Ремонт системы охлаждения двигателя: сколько необходимо тосола в ВАЗ-2106 для замены

Термостат: а — перепускной клапан открыт, основной — закрыт (жидкость циркулирует по малому кругу); б — перепускной клапан закрыт, основной — открыт (жидкость циркулирует по большому кругу); 1 — входной патрубок (от двигателя); 2 — перепускной клапан; 3 — пружина перепускного клапана; 4 — стакан; 5 — резиновая вставка; 6 — выходной патрубок; 7 — пружина основного клапана; 8 — седло основного клапана; 9 — основной клапан; 10 — держатель; 11 — регулировочная гайка; 12 — поршень; 13 — входной патрубок (от радиатора); 14 — термочувствительный наполнитель; 15 — обойма; Д — вход жидкости от двигателя; Р — вход жидкости от радиатора; Н — выход жидкости к насосу охлаждающей жидкости.

Системы охлаждения автомобиля е двигателями УМПО-331 и ВАЗ-2106 похожи по устройству и принципу работы, хотя основные узлы и детали (за исключением электровентилятора, датчика его включения и расширительною бачка) — оригинальные и не взаимозаменяемые.

Система охлаждения — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Циркуляция обеспечивается насосом охлаждающей жидкости, установленным в приливе блока цилиндров (двигатель УМПО-331) или в корпусе, прикрепленном к блоку цилиндров болтами (двигатель ВАЗ-2106). Насосы обоих двигателей — лопастные, центробежного типа, приводятся клиновым ремнем от шкива коленчатого вала. При износе подшипников вала или течи охлаждающей жидкости насос рекомендуется заменить.

Герметичность системы обеспечивается впускным и выпускным клапанами в пробке расширительного бачка. Выпускной клапан поддерживает давление в системе на горячем двигателе, за счет чего повышается температура кипения жидкости и уменьшаются ее паровые потери. Впускной клапан открывается при понижении давления в системе относительно атмосферного на остывающем диигагеле. Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачного полиэтилена, что позволяет визуально контролировать количество жидкости в системе охлаждения (ее уровень на холодном двигателе должен быть не ниже отметки MIN на стенке расширительного бачка).

Тепловой режим работы двигателя поддерживается термостатом и электровентилятором радиатора. Термостат с твердым термочувствительным элементом управляет перераспределением потоков жидкости в системе охлаждения. На двигателе УМПО-331 термостат ТС 103 установлен с левой стороны. На двигателе ВАЗ-2106 термостат ТС 102 расположен с правой стороны.

Принцип работы обоих термостатов одинаков (внешне термостаты различаются расположением патрубков). На холодном двигателе основной клапан термостата перекрывает патрубок, ведущий к радиатору, и жидкость циркулирует только по малому кругу. При температуре 80±3°С (для термостата ТС 103) или 82±3°С (для термостата ТС102) основной клапан начинает открываться, перепуская часть жидкости через радиатор. При температуре 87±3 °С (для термостата ТС 103) или 90±3 °С (для термостата ТС 102) основной клапан термостата полностью открывается, а байпасный закрывается, и через радиатор начинает циркулировать уже вся жидкость. Ход основного клапана у обоих термостатов должен составлять не менее 6 мм.

Радиатор состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков и двух горизонтальных рядов алюминиевых трубок с напрессованными на них охлаждающими пластинами. Для повышения эффективности охлаждения пластины штампуются с насечками. Трубки соединены с бачками через резиновую прокладку. Жидкость поступает в радиатор через верхний патрубок, а отводится через нижний. Оба патрубка расположены на радиаторе автомобиля с двигателем УМПО-331 в левом бачке, а на радиаторе автомобиля с двигателем ВАЗ-2106 — в правом бачке. В верхней части левых бачков обоих радиаторов расположен тонкий патрубок пароотводной трубки, соединяющей радиатор с расширительным бачком. Для слива охлаждающей жидкости в радиаторе автомобиля с двигателем УМПО-331 предусмотрено отверстие с пробкой в нижней части правого бачка. Из радиатора автомобиля с двигателем ВАЗ-2106 жидкость сливают, отсоединяя шланг от металлического штуцера, ввернутого в резьбовое отверстие в нижней части левого бачка.

Датчик включения электровентилятора системы охлаждения типа 661.3710 на автомобиле с двигателем УМПО-331 расположен в правом бачке радиатора, а на автомобиле с двигателем ВАЗ-2106 — в левом. Датчик включает электровентилятор через реле, установленное на левом брызговике. Контакты датчика замыкаются при температуре 92±3 °С, а размыкаются при температуре 87±3 °С. Электродвигатель вентилятора с крыльчаткой установлен на металлическом направляющем кожухе, прикрепленном к бачкам радиатора.

Лопасти электровентилятора вращаются с большой скоростью и могут нанести травму, если работать под капотом без должной осторожности.

Датчик, предназначенный для контроля температуры охлаждающей жидкости и связанный с указателем температуры в комбинации приборов, на двигателе УМПО-331 установлен в отводящем патрубке юловки блока цилиндров. На двигателе ВАЗ-2106 датчик установлен в головке олока цилиндров двигателя вблизи свечи четвертого цилиндра.

Система отопления описана в главе «Система вентиляции и отопления» .

Система охлаждения поддерживает оптимальный тепловой режим двигателя путем регулируемого отвода тепла от наиболее нагревающихся деталей. Система охлаждения двигателя — жидкостная, герметичного типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости и расширительным бачком.

Ремонт системы охлаждения двигателя: сколько необходимо тосола в ВАЗ-2106 для замены

Детали системы охлаждения двигателя: 1 — радиатор отопителя; 2 — шланг отвода охлаждающей жидкости от радиатора отопителя; 3 — шланг подвода охлаждающей жидкости к крану отопителя; 4 — трубка отвода охлаждающей жидкости от головки блока цилиндров; 5 — перепускной шланг; 6 — расширительный бачок; 7 — соединительный шланг расширительного бачка; 8 — шланг подвода охлаждающей жидкости к радиатору; 9 — пробка радиатора; 10 — электровентилятор радиатора; 11 — радиатор системы охлаждения; 12 — датчик включения электровентилятора; 13 — шланг отвода охлаждающей жидкости от радиатора; 14 — насос охлаждающей жидкости; 15 — шланг подвода охлаждающей жидкости к насосу; 16 — термостат; 17 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 18 — шланг отвода охлаждающей жидкости от впускного трубопровода; 19 — кран отопителя; 20 — трубка отвода охлаждающей жидкости от радиатора отопителя

К системе охлаждения подключен радиатор отопителя салона автомобиля. Нагретая охлаждающая жидкость из головки блока цилиндров поступает по шлангу через открытый кран в радиатор отопителя, а затем (через трубку отвода жидкости) — в насос охлаждающей жидкости.

Насос охлаждающей жидкости — центробежный, приводится в действие от шкива коленчатого вала клиноременной передачей. Насос состоит из корпуса и крышки, изготовленных из алюминиевого сплава. Крышка крепится гайками к четырем шпилькам, ввернутыми в корпус насоса. Между корпусом и крышкой установлена уплотнительная прокладка. Валик насоса вращается в двухрядном закрытом подшипнике. На передний конец валика напрессован фланец шкива привода насоса, а на задний — чугунная или пластмассовая крыльчатка.

Радиатор — вертикальный, трубчато-пластинчатый, с двумя пластмассовыми бачками и алюминиевой сердцевиной. Радиатор установлен на двух резиновых подушках и крепится к кузову двумя болтами. Заливная горловина радиатора закрывается герметично пробкой и соединяется шлангом с расширительным бачком. Пробка радиатора имеет выпускной (паровой) клапан, поджимаемый пружиной к посадочному пояску заливной горловины, и впускной клапан, через который радиатор соединен с расширительным бачком. Впускной клапан не прижат к седлу и имеет зазор 0,5-1,1 мм, что обеспечивает впуск и выпуск охлаждающей жидкости в расширительный бачок при нагреве или охлаждении. При резком увеличении температуры или закипании жидкости впускной клапан не успевает выпустить жидкость в расширительный бачок и закрывается, разобщая систему с расширительным бачком. Когда, вследствие дальнейшего нагрева жидкости, происходит увеличение давления до 50 кПа, открывается выпускной клапан и часть жидкости начинает поступать в расширительный бачок. Расширительный бачок закрыт пробкой с резиновым клапаном, поддерживающим давление в бачке, близкое к атмосферному.

Электровентилятор установлен за радиатором и включается от датчика, ввернутого в нижнюю часть правого бачка радиатора (на автомобилях в вариантном исполнении датчик находится с левой стороны нижнего бачка радиатора). Для уменьшения шума при работе лопасти крыльчатки вентилятора имеют переменный по радиусу угол установки и шаг.

Термостат системы охлаждения служит для поддержания требуемого теплового режима работы двигателя и ускорения его прогрева. При температуре охлаждающей жидкости ниже 80 °С основной клапан термостата закрыт, а перепускной — открыт. Жидкость циркулирует из рубашки охлаждения блока цилиндров через перепускной клапан термостата к насосу, который снова подает жидкость в рубашку охлаждения, минуя радиатор (малый круг). Этим обеспечивается быстрый прогрев двигателя. Температура начала открытия основного клапана термостата должна находиться в интервале 80,6-81,5°С. Полный ход основного клапана должен составлять не менее 6 мм. При нагреве жидкости выше 94°С основной клапан термостата полностью открывается, а перепускной закрывается. Жидкость поступает из рубашки охлаждения через подводящий шланг к радиатору. От радиатора жидкость по отводящему шлангу проходит через основной клапан термостата к насосу, который вновь подает жидкость в рубашку охлаждения (большой круг). В интервале температур 80-94°С клапаны термостата находятся в промежуточном положении и жидкость циркулирует как по малому, так и по большому кругу. Независимо от положения клапанов термостата, при открытом кране отопителя жидкость всегда циркулирует через радиатор отопителя. Кроме того, жидкость постоянно циркулирует через узел подогрева впускного трубопровода.

Источник Источник Источник http://zapchasti.expert/zhidkosti/ohlazhdayushhie/skolko-neobxodimo-tosola-v-vaz-2106-dlya-zameny.html
Источник Источник Источник http://avsu-pitanie.ru/info/sistema-ohlazhdenija-vaz-2106-shema-s/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожее

Geely: путь от малоизвестного бренда к глобальному игроку

Geely: путь от малоизвестного бренда к глобальному игроку

Начало пути: 1986 — 2000 гг. История Джили началась в 1986 году с небольшого предприятия по производству холодильников в городе Ханчжоу. В 1997 году, под руководством предпринимателя Ли Шуфу, компания вступила в автомобильную индустрию, начав сборку недорогих легковых автомобилей под собственным брендом. Ранние модели отличались простой конструкцией, невысокой ценой и скромным дизайном. Взлет: 2001 — […]