Почему двигатель ест масло: причины и что делать

Почему двигатель ест масло

  • Какой расход масла считать нормальным
  • Причины
  • Причина в цилиндро-поршневой группе
  • Износ поршневых колец
  • Проблема в клапанах
  • Износ манжет и прокладок сальников
  • Масло не соответствует вязкости
  • Иные причины повышенного расхода масла
  • Что делать, если двигатель ест масло

Смазочные материалы призваны оберегать мотор, образуя защитную пленку на поверхности трущихся элементов. Она препятствует образованию шлака, коррозии и износу. Отсутствие такой защиты равносильно катастрофе – мотор, в котором нет масла, обязательно переклинит, и тогда нужен будет капитальный ремонт. Почему двигатель ест масло? Этому есть разные причины, установить которые можно с помощью диагностики. Повышенный расход масла – следствие многих неисправностей мотора.

Какой расход масла считать нормальным

Расход масла в двигателе не может быть нулевым, на каждый ДВС есть своя норма. Однако со временем мы замечаем, что норму долива приходится каждый раз увеличивать.

Прописываемые автопроизводителями нормы расхода указываются для идеальных условий эксплуатации авто, что невозможно в реальности. Даже если вы катаетесь по европейским дорогам и заливаете рабочую жидкость от лучших производителей, все равно расход превысит установленные показатели.

Масляная субстанция образует пленку на стенках металлических элементов мотора, откуда затем испаряется. Этому способствуют и высокие температуры, возникающие в блоке цилиндров. Есть 2 вида расчета расхода масла:

  1. Основанный на пробеге. Автомобиль с большим пробегом начинает больше потреблять смазку.
  2. Процент от истраченного горючего.

Почему двигатель ест масло: причины и что делать

Для всех типов моторов приняты свои стандарты. Новый бензиновый двигатель съедает 0,005-0,025% смазки от использованного топлива. Такое снижение практически незаметно на глаз, не определишь его и уровнем. Но это только сначала, а после значительного пробега (несколько тыс. км) обнаружить его будет вполне возможно. Когда же двигатель достигнет некоторой степени изношенности, он начнет жрать масла 0,1% от залитого топлива – примерно 100 гр на 1 000 км. И это еще не берутся в расчет возможные протекания из-за изношенности сальников или микротрещин в маслопроводе.

Мотор сильно ест масло в автомобилях с турбированными двигателями. Крыльчатка турбины погружена в масляную ванну. Здесь выхлоп перенаправляется в цилиндры для полного выжигания остатков горючего. Это приводит к повышению мощности и, как следствие, к более активному расходу смазки. Для нового мотора будет нормой расход в 0,03-0,08% от залитого горючего. То есть, после каждого залива бензина на 100 л выгорает приблизительно 80 мл смазки. Однако после пробега в 10 000 км доливать уже придется 800 мл. Старые турбинированные двигатели съедают уже 0,2-0-3% на 10 000 км пробега. Здесь приходится доливать уже 1,5-2 литра. Если расход превышает это значение, значит, в турбине неполадки.

На дизельных моторах тоже установлены турбины, и здесь приняты такие же нормы, как и для бензинового турбированного ДВС – от 300 до 800 мл для нового и в районе 2л – для изношенного. Превышение этих показателей говорит о неисправности.

Причины

Если автомобиль начал съедать слишком много масла, необходимо искать причины повышенного потребления жидкости. На снижение уровня могут влиять различные факторы, в том числе и банальное использование масла низкого качества. Если проблема появилась в первый раз, можно просто попробовать заменить жидкость. В других случаях придется делать диагностику.

Причина в цилиндро-поршневой группе

Почему двигатель ест масло: причины и что делать

Стенки цилиндров изнашиваются. То же касается и поршневых колец, и других составляющих ДВС. Из-за постоянного трения зазор между поршнями и цилиндрами все время увеличивается. Это ведет к утолщению масляной пленки на стенках цилиндров, так как рабочая жидкость перестает сгоняться кольцом в полном объеме. Из-за постоянного давления и температурных нагрузок цилиндры со временем приобретают бочкообразную форму, что ведет к быстрому изнашиванию колец.

Все это становится причиной уменьшения разжимной силы. После этого поршневые кольца теряют способность выполнять возложенные на них задачи. Они закоксовываются и в конце концов выходят из строя. Масляная субстанция попадает в камеру сгорания, и автомобиль начинает коптить. Если в двигателе присутствует алюминиевый блок, то из-за постоянного перегрева БЦ начнет коробить. Это также спровоцирует увеличение расхода смазки.

Износ поршневых колец

При изнашивании маслосъемных поршневых колец происходит снижение их очищающей способности. Смазка остается на стенках цилиндров, отсюда и ее повышенный расход. Начинать самостоятельную диагностику такой неисправности не стоит – работа эта сложная и под силу только квалифицированному специалисту. Здесь придется производить полное вскрытие ДВС.

Проблема в клапанах

Почему двигатель ест масло: причины и что делать

Смазка может попадать в камеру сгорания через направляющие клапанных втулок. Хоть выпускаемые сейчас бронзовые и металлокерамические втулки не нуждаются в большом количестве смазки, все же она нужна. Маслосъемники ограничивают количество масла, остающегося на стебле клапана. Постепенно они изнашиваются, и на клапанах остается больше смазки, которая воздухом переносится в камеру сгорания со впускного клапана. Кроме того, увеличивается люфт в посадке клапана, после чего клапан начинает стучать по сальниковому уплотнению, разбивая его.

Явный признак износа клапанов или маслосъемников — увеличение количества дыма во время перегазовки. Это происходит из-за того, что заслонка дросселя прикрывается, когда обороты повышаются. При этом разряжение внутри впускного коллектора максимально. Это приводит к высасыванию масла через направляющий цилиндр. При игнорировании данной проблемы неизбежно возникнет поперечный люфт клапана. Направляющие тоже очень быстро придут в негодность.

Износ манжет и прокладок сальников

Наиболее распространена проблема подтекания сальника коленвала. Об этом можно говорить, если после стоянки под автомобилем обнаруживаются масляные подтеки. В этом случае сальник нужно срочно менять. Если же много сальных следов обнаруживается под капотом, скорее всего, это следствие износа кромок сальника. Причина здесь – в эксплуатационном факторе, со временем резина сальника ссыхается и образуется течь.

Почему двигатель ест масло: причины и что делать

Прокладка БЦ начинает течь или из-за перегрева мотора, или того, что силовые болты не были закручены должным образом. Прокладку в этом случае тоже нужно поменять, иначе может произойти гидравлический удар. Деформация прокладки масляного фильтра происходит или из-за некорректной установки последнего или вследствие установки некачественного изделия. Но особенно часто смазка более активно расходуется из-за неисправностей маслоотражающих колпачков. Они расположены в зоне повышенной температуры, иногда достигающей критического предела.

Масло не соответствует вязкости

От вязкости масла напрямую зависит прочность пленки на стенках деталей. Тонкие поршневые кольца не способны в полной мере очищать стенки от смазки. Именно это и является основной причиной повышенного расхода. Современные ДВС приспособлены к использованию синтетики, поэтому минеральная смазка приводит к появлению задиров или попаданию масла в КС.

Иные причины повышенного расхода масла

К остальным причинам можно отнести использование некачественной рабочей жидкости и стиль вождения. На высоких оборотах маслосъемники не успевают удалять остатки жидкости, и они выгорают. Также скоростная езда способствует повышению нагрузок на ДВС, а значит – и на масло. Это ведет к снижению его вязкости и, как следствие, к более активному выгоранию. Кроме того, увеличение расхода могут спровоцировать неисправности турбины, трамблера и заглушки распредвала.

Почему двигатель ест масло: причины и что делать

Что делать, если двигатель ест масло

Прежде всего, нужно точно знать источник проблемы. Без скрупулезной диагностики лезть в моторный отсек не имеет смысла. С идентификацией проблемного участка помогут специалисты СТО – они смогут быстро выявить причину повышенного жора авто.

Смазка не только выгорает вместе с горючим, оказываясь в камере сгорания – она может понемногу вытекать из-за нарушения герметичности. Для определения места подтекания надо проверить все прокладки, и если есть течь, заменить их. С этой же целью можно осмотреть и клапанную крышку – из-за высокой температуры она вполне могла деформироваться, и в этом случае единственный вариант – замена элемента. Нужно также осмотреть сальники валов и масляный фильтр и при необходимости подтянуть крепежные элементы.

Если же после всего вышесказанного вопрос останется нерешенным, значит, проблема где-то внутри, и без серьезного ремонта здесь не обойтись.

С решением проблемы повышенного потребления масла не стоит затягивать, поскольку сильный расход рабочей жидкости может спровоцировать появление многих серьезных неполадок. Для их решения может потребоваться замена некоторых важных узлов.

Почему двигатель ест много масла и как устранить расход своими руками?

Почему двигатель ест масло: причины и что делать

Узлы и детали двигателя любой конструкции, работающего на бензиновом либо дизельном топливе, нуждаются в постоянной смазке. От этого зависит работоспособность и срок службы силового агрегата. Но что делать, когда в процессе эксплуатации уровень моторного масла снижается до минимальной отметки и его приходится пополнять чуть ли не каждый день? Существует несколько причин, почему двигатель ест масло, причём большинство из них устраняется своими силами.

О нормах потребления моторного масла

Прежде чем разобраться в причинах повышенного расхода жидкой моторной смазки, нужно понять, что считается нормой и в какой момент это явление становится проблемой. Ведь «поедание» масла свойственно всем двигателям, вопрос состоит в размерах «аппетита».

Почему двигатель ест масло: причины и что делать

Когда масла уходит много, доливать его приходится постоянно

Во время работы агрегата, находящегося в исправном состоянии, количество смазки уменьшается за счёт следующих технологических потерь:

  • отложения в виде нагара при попадании в зону вспышки или высокой температуры;
  • отложения в виде грязи, задерживающиеся фильтром и сеткой масляного насоса;
  • испарение и отвод масляных паров через систему вентиляции картера;
  • грязевые отложения в различных труднодоступных местах.

Почему двигатель ест масло: причины и что делать

Так выглядят сажевые отложения в дизеле

Перечисленные потери называются расходом моторного масла на угар. В идеальном случае величина угара зависит от рабочего объёма агрегата. Чем мощнее мотор, тем большее количество смазки ему необходимо для работы, а значит, возрастают потери. В реальности факторов, влияющих на потребление смазывающих материалов, гораздо больше.

Норма технологических потерь на угар рассчитывается как доля 0,2—0,3% от расхода горючего на 100 км пробега. Если взять в качестве примера потребление топлива 6 л на 100 км, то угар должен находиться в пределах 12—18 мл. То есть, доливка 1,2 л масла в течение пробега 10 тыс. км для такого двигателя считается нормой.

Почему двигатель ест масло: причины и что делать

Наросты из отложений с тыльной части тарелки клапана

Если мотор потребляет больше указанной нормы, то появляется повод для беспокойства. Необходимо проанализировать причины явления и устранить их, чтобы в один «прекрасный» момент не столкнуться с ремонтом силового агрегата. Ведь в силу забывчивости либо нехватки времени вы можете не пополнить уровень масла вовремя, что чревато падением давления, перегревом поршневой группы, либо выходом из строя подшипников скольжения (вкладышей) коленчатого вала.

Причины, почему двигатель ест масло

Как показывает практика, двигатель начинает усиленно «поедать» масло вследствие таких причин:

  • эксплуатационный износ цилиндро-поршневой группы и сальников клапанов;
  • в результате перегрева мотора из-за неисправности системы охлаждения или некорректных действий водителя;
  • использование некачественного топлива и смазывающих материалов;
  • протечки через прокладки и сальники;
  • неправильная эксплуатация автомобиля.

Перечисленные причины одинаково актуальны как для бензиновых моторов, так и для дизелей различного рабочего объёма и мощности. Каждый случай отличается по симптомам, поэтому стоит рассмотреть их подробнее.

Износ деталей

Расход масла, связанный с этой причиной, заметен невооружённым глазом и может достигать 500 мл на 1 тыс. км пробега автомобиля. Сопровождается сизым дымом из выхлопной трубы на всех режимах работы двигателя. Когда кольца и поршни существенно стёрлись, а в гильзах цилиндров появилась эллипсовидная выработка, то камера сгорания перестаёт быть герметичной. В результате масло сгорает в цилиндрах вместе с горючим следующим образом:

  1. Из-за негерметичности стыка поршень — кольцо — стенка гильзы постоянно происходит прорыв раскалённых газов из камеры сгорания в картер.
  2. Под давлением картерные газы вместе с масляными парами выталкиваются через систему вентиляции картера в воздушный тракт.
  3. Смешиваясь с очередной порцией топлива, пары масла снова подаются в камеру, где успешно сгорают и образуют нагар на всех поверхностях.
  4. Когда маслосъёмные кольца не выполняют своих функций, то часть смазки попадает в камеру снизу.

Почему двигатель ест масло: причины и что делать

Такой дым — верный признак горения масла в цилиндрах

Неисправность обнаруживается при снятии патрубка вентиляции картера (сапуна) на холостом ходу. При изношенной поршневой группе оттуда сразу повалит сизый дым.

Жидкая смазка попадает в камеры сжигания и другим путём — сквозь трещины в старых маслоотражающих колпачках клапанов. Тогда дым из сапуна не идёт, а только из выхлопной трубы. Для подтверждения диагноза стоит выкрутить свечи и проверить компрессию — она будет выше нормы. Да и на электродах свечей появится слой нагара. Наглядно неисправность показана на видео.

Почему движок жрёт масло: видео от профи

Перегрев — главный враг двигателя

От нагрева металлам свойственно расширяться. Так и происходит во время перегрева — поршни увеличиваются в объёме и начинают царапать стенки цилиндров. Кольца, прошедшие термообработку, от перегрева отпускаются и превращаются в мягкую проволоку. Герметичность в цилиндре теряется полностью, компрессия падает до нуля. Соответственно, ничто не препятствует попаданию смазки в камеру сгорания.

Симптомы неисправности выражены чётко:

  • мотор прямо-таки «пожирает» масло в объёме до 1 л на 1 тыс. км пробега;
  • мощность двигателя падает на четверть (при отказе одного цилиндра), на столько же возрастает расход топлива;
  • непременный спутник сгорания масла — дым синего цвета из трубы.

К перегреву зачастую приводят неполадки в системе охлаждения — выход из строя датчика температуры либо водяного насоса (помпы), несвоевременное включение вентилятора. Создать подобные условия может и водитель, насилуя мотор в экстремальных условиях, например, по бездорожью с буксованием. Особенно страдают последние цилиндры двигателей заднеприводных и полноприводных авто, расположенные далеко от вентилятора охлаждения.

Некачественные горюче-смазочные материалы

Как правило, подделанные моторные масла не содержат необходимого пакета присадок, противостоящих образованию нагара и способствующих промывке каналов и деталей силового агрегата. Вдобавок они не соответствуют заявленному классу вязкости, отчего разжижаются спустя 1—2 тыс. км. В результате такая смазка проникает через уплотнения вполне исправного мотора и сгорает вместе с топливом.

Потребление в этом случае не столь вопиющее, как при износе деталей, но всё равно очень заметное. К такому же результату может привести езда на низкооктановом бензине, вызывающем детонацию. Это удары по поршням от микровзрывов в камерах сгорания, отчего раскалённые газы прорываются в картер. Признак детонации — звонкий стук поршневых пальцев при нажатии на педаль газа.

Почему двигатель ест масло: причины и что делать

Закоксованные нагаром маслосъемные кольца

Отдельный вопрос — качество используемой солярки. Некоторые автолюбители покупают «левое» горючее, предназначенное для тракторов и тепловозов с повышенным содержанием парафина и серы. Эти элементы постепенно закоксовывают все зазоры, в том числе и в маслосъемных кольцах. Результат очевиден — мотор начинает «есть» масло.

Протечки и нарушения эксплуатационных режимов скажутся на уровне смазки в моторе

На долю протечек приходится небольшой расход моторной смазки, но само явление довольно неприятное. Мало того, что нужно постоянно отслеживать уровень масла, так ещё и под машиной образуются тёмные пятна, а под капотом наблюдается сплошная грязь от смешивания ГСМ с пылью. Потеки обнаруживаются в таких местах:

  • из-под клапанной крышки;
  • под прокладкой головки блока цилиндров (ГБЦ);
  • из сальников коленчатого либо распределительного вала;
  • из-под прокладок цепного механизма ГРМ и поддона картера.

Почему двигатель ест масло: причины и что делать

Весь поддон в масле — не держит прокладка

Наиболее опасны утечки масла сквозь прокладку ГБЦ, отчего оно попадает в охлаждающую жидкость и наоборот. Неисправность требует немедленного устранения, поскольку ведёт к перегреву и снижению давления смазки.

Бензиновые и дизельные агрегаты небольшой мощности (рабочий объем до 1,6 л) могут расходовать масло из-за неправильной манеры езды. Причина — ранний переход на высшую передачу, когда мотор ещё не набрал нужное количество оборотов и не достиг оптимального крутящего момента. Тогда в цилиндрах происходят процессы, препятствующие нормальной работе маслосъемных колец.

Куда пропадает моторное масло: видео

Рекомендации по устранению неполадок

Проще всего избавиться от повышенного расхода смазки вследствие неправильной эксплуатации и применения компонентов ГСМ низкого качества. В первом случае необходимо внимательно изучить техническую документацию автомобиля и соблюдать инструкции по своевременному переключению передач, а также не перегружать мотор в экстремальных условиях езды. Во втором случае необходимо заменить масло на качественное, сделав промывку агрегата.

Прочие неполадки устраняются разными способами:

  1. Подтекающие сальники и прокладки подлежат замене. Не стоит испытывать на своём автомобиле различные «чудодейственные» средства, якобы решающие проблему без разборки узлов.
  2. Если обнаружилась негерметичность маслоотражающих колпачков, их тоже следует поменять. При желании процедуру можно выполнить своими руками без снятия головки блока цилиндров.
  3. В большинстве случаев изношенную поршневую группу меняют на станции техобслуживания. Исключение — автомобили ВАЗ, ГАЗ и прочие марки, выпускаемые на постсоветском пространстве. Их тоже можно отремонтировать самостоятельно при наличии навыков и инструментов.

Чтобы устранить утечку смазки, её нужно сначала найти. Протекающие прокладки обнаруживаются без труда путём визуального осмотра силового агрегата со всех сторон, в том числе и снизу. Негерметичность сальников коленчатого вала выявить сложнее, придётся внимательно изучить состояние двигателя из смотровой канавы. Потеки масла укажут, в каком направлении нужно искать.

Почему двигатель ест масло: причины и что делать

Расположение потёков указывает на сальник коленвала

Для замены сальников клапанов нужно снять клапанную крышку, распределительный вал и рычаги с пружинами. На дизельных моторах, да и современных бензиновых, придётся снимать гидрокомпенсаторы. Затем, поочерёдно снимая старые колпачки и протирая посадочные места, надо поставить новые сальники. Подробно диагностика и замена показана на видео.

Причины проблемы и устранение на классике: видео

Освобождая клапаны, нужно принять меры, чтобы они не провалились внутрь цилиндра. Это достигается установкой поршней в положение ВМТ.

Ремонт «подгулявшей» поршневой группы можно отсрочить на некоторое время при условии, что компрессия в цилиндрах примерно одинакова. Нужно приобрести и залить специальное масло повышенной вязкости для машин с большим пробегом, имеющее пакет восстанавливающих присадок. Такое производят все известные бренды, главное, — покупать его у официальных дилеров, чтобы не нарваться на подделку и окончательно не добить свой мотор.

Отложить проведение ремонта иногда помогает процедура освобождения залёгших маслосъемных колец — раскоксовка. Она проводится без разборки двигателя и совмещается с промывкой и заменой смазывающего материала. Необходимо купить специальную жидкость — раскоксовыватель и действовать в таком порядке:

  1. Выкрутить свечи и поворотом коленчатого вала установить все поршни на один уровень. Проверяется с помощью длинной деревянной палочки.
  2. Шприцем залить в цилиндры количество жидкости, указанное в инструкции. Вкрутить свечи на место от руки и оставить на 4–6 часов.
  3. Вывернуть свечи и продуть цилиндры, включив стартер на несколько секунд. Отверстия лучше прикрыть тряпкой.
  4. Слить старое масло, залить промывку и запустить мотор. Новый фильтр не ставить.
  5. После промывки опорожнить картер в течение 1—2 часов, чтобы вытекла вся грязь.
  6. Поменять фильтр и залить новую смазку.

Ремонт двигателя стоит немалых денег, поэтому автомобилисты стараются отложить этот момент как можно дальше во времени. Это допустимо при подтекающих прокладках (кроме ГБЦ), когда расход масла не превышает 300 мл на 1 тыс. км. Если мотор «ест» больше, то рекомендуется приступить к поиску причины и способов устранения неисправности.

Источник http://mashinapro.ru/1857-dvigatel-est-maslo.html
Источник Источник Источник http://pol-z.ru/pochemu-dvigatel-est-mnogo-masla-i-kak-ustranit-rashod-svoimi-rukami/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожее

Geely: путь от малоизвестного бренда к глобальному игроку

Geely: путь от малоизвестного бренда к глобальному игроку

Начало пути: 1986 — 2000 гг. История Джили началась в 1986 году с небольшого предприятия по производству холодильников в городе Ханчжоу. В 1997 году, под руководством предпринимателя Ли Шуфу, компания вступила в автомобильную индустрию, начав сборку недорогих легковых автомобилей под собственным брендом. Ранние модели отличались простой конструкцией, невысокой ценой и скромным дизайном. Взлет: 2001 — […]

ООО ТЕХЦЕНТР ГРАНД Т - Официальный дистрибьютор тракторов LOVOL в России

ООО ТЕХЦЕНТР ГРАНД Т — Официальный дистрибьютор тракторов LOVOL в России

ООО «ТЕХЦЕНТР ГРАНД Т» является официальным дистрибьютором тракторов LOVOL в России, предлагая своим клиентам широкий выбор качественной сельскохозяйственной техники, оригинальных запчастей и сервисного обслуживания на высшем уровне. Благодаря разветвлённой дилерской сети, охватывающей всю территорию страны, и гарантии до 2 лет, покупатели могут быть уверены в надёжности приобретённой техники и профессиональной поддержке на всех этапах эксплуатации. […]