Норма-час на ремонт автомобилей ✔ Нормы времени на ремонт автомобилей

Норма-час на ремонт автомобилей. Нормы времени на ремонт

Совеременные автомобили имеют неприятную способность ломаться. Увы, не всегда удаётся решить проблемы самостоятельно – приходится обращаться к специалистам. Техническое обслуживание машины предназначено для поддержания исправного состояния, направленного на предотвращение поломок. Такие процедуры очень важны для автомобиля. Потратив полчаса на замену моторного масла, вы защитите себя от поломки мотора. Техническое обслуживание машины – это необходимая профилактика работоспособного состояния автомобиля.

Что такое нормочас ремонта автомобиля

Норма-час на ремонт автомобилей и его технического обслуживания — это единица времени выполнения работ. Существуют определенные нормативы проведения работ с автомобилем. В нормативах прописаны все операции и сколько норма-часов на ремонт автомобиля выделяется под определенную операцию.

Как рассчитываются норма-часы

Специалисты исходят из типовой стоимости нормы времени на ремонт машины и рассчитывают полную стоимость операции для клиентов. Если владелец знает нормы-часы, ему удобно заранее подсчитать стоимость всех операций онлайн. К тому же легко скорректироваться с планами, чтобы отсутствие машины не приносило вреда. Стоит отметить, что не все СТО используют норма-час на ремонт автомобиля. Обычно эти расчёты используют частные автовладельцы. Случается, что в ней нуждаются и сервисные центры.

В настоящее время ремонт автомобиля может составлять до трети от общих эксплуатационных расходов на автомобиль. Статистически наибольшая доля приходится на расходы на топливо, но обслуживание обычно является вторым по величине компонентом стоимости авто. Обычно мы согласны с уровнем цен на запчасти на этапе выбора автомобиля. Это потому, что вопрос возникает непосредственно из класса и технической сложности автомобиля.

Однако цены, которые мастерская желает получить за труд, для многих водителей неизвестны. Много ли стоит 8000 рублей за замену сцепления? Или, может быть, это чересчур мало?

От чего зависят нормы времени на ремонт автомобилей

Норма времени ремонта автомобилей изменяется в зависимости от: производителя машины, модели, износа самого автомобиля – в небольших диапазонах.

Для организаций и юридических лиц нормативы трудоемкости работы корректируются в зависимости от количества обслуживаемых и проверяемых автомобилей на предприятии.

Главным примером жесткости является добавление так называемой диагностики автомобиля в случае ремонта. Когда клиент приезжает, чтобы устранить источник стука в подвеске или причину дергания двигателя, задача мастерской состоит в том, чтобы найти источник проблемы. Для ремонта механик не должен добавлять нормо-часы в расходы на диагностику, так как это является неотъемлемой частью ремонта. За диагностику по нормо-часам мастерская может пожелать заплатить, когда клиент прибывает с просьбой проверить дефект, но без непосредственно ремонта.

Как составляются нормы времени на капитальный ремонт авто

Нормы технического обслуживания и ремонта автомобиля включают:

  • Обслуживание рабочего места
  • Оперативное время
  • Получение материалов и инструментов
  • Подготовительно-заключительную работу
  • Время на отдых и личные надобности.

Все это в суммарном варианте дает норму времени ремонта автомобиля.

Сборник норм времени на ремонт автомобилей

На сайте ETLIB находится удобный сервис для определения норма-часов для нужной марки и модели автомобиля. Основные базовые сведения норма-часов на ремонт автомобиля представлены в удобном и доступном формате далее.

Нормочас технического обслуживания для легковых автомобилей

  • Проверить действие приборов звукового сигнала, отмывание стекла, отопление и освещение – 0,08
  • Замерить контрольный расход топлива – 0,25
  • Проверить коробку передач под нагрузкой – 0,05
  • Произвести уборку салона – 0,30
  • Проверить состояния двигателя, смазки и охлаждения – 0,35
  • Полная мойка всего автомобиля – 0,80
  • Проверить работу системы сжигания – 0,32

На основание анализа было установлено, что процент надбавки к оперативному времени составляет 12 норма-часов.

Процент надбавки к ремонту грузовых автомобилей

Укрупненные нормы времени на ремонт автомобиля составляют:

  • Снятие или установка агрегатов, узлов и деталей (нормы времени на ремонт двигателя) – 15,1
  • Ремонт электрооборудования – 12,0
  • Малярные работы – 14,0
  • Ремонт газовой аппаратуры – 12,0
  • Шиномонтажные работы – 12,0
  • Слесарные работы по ремонту приборов, системы питания, двигателя автомобиля – 12,0
  • Обработка деталей в механическом цехе – 12,8

Нормы времени ремонта автомобилей для легковых моделей без учета надбавок

  • Снять и установить топливный бак – 0,36
  • Работы с глушителем/приемной трубкой/коробкой передач- 0,92
  • Установка радиатора – 0,52
  • Установка водного насоса – 0,64
  • Заменить шланг – 0,25

Норма времени для ремонта грузовых автомобилей отличается, потому что требует больших затрат:

  • Снять и установить двигатель – 4,20
  • Заменить механизм вращения клапана – 0,29
  • Снять и установить карбюратор – 0,42
  • Работа со сцеплением – 1,10
  • Работа с головкой цилиндра двигателя – 0,25.

Для расчета стоимости ремонта по нормо-часам, на помощь приходят сервисные программы, каталоги с деталями и т.д. Вы можете узнать, сколько времени предусмотрено на выполнение данной операции. Тогда, по крайней мере, теоретически, достаточно умножить время на собственную ставку нормо-часов, и мы получим стоимость услуги.

Это только теоретически, на практике все выглядит немного иначе — в каталоге операций нормо-часы предусмотрены на новый автомобиль. На самом деле, в случае многих поломок есть заметки о «трудном случае», но дополнительного регламентного полчаса часто недостаточно, чтобы мастер мог справиться с приржавевшими винтами.

Регламентные нормо-часы — это всего лишь подсказка для механика, сколько потребуется времени на выполнение конкретного ремонта.

Пример нормы времени на ремонт автомобиля

Представленные ремонты или рабочие часы не имеют обязательного выполнения мастерскими — автосервис не обязан даже знать такие стандарты и, конечно, не должен их соблюдать.

Многие действия легко срываются (даже если они утверждают, что предусмотрены только в новой машине). Более высокие трудозатраты часто лежат в интересах самих клиентов. Например, Zafira B с двигателем 1,7 CDTI. Теоретически операция замены турбины длится 2 часа. 48 мин по нормо-часам. Будет трудно уложиться в этот лимит времени даже опытному мастеру, потому что создатели каталога не включили некоторые дополнительные операции, необходимые для: демонтажа компрессора кондиционера (к счастью, без необходимости опорожнять систему, просто отодвиньте компрессор от блока двигателя), тепловых щитков, датчика температуры. Весь элемент демонтирован — с выпускным коллектором и катализатором, который необходимо демонтировать.

Кроме того, помните, что ремонт по нормочасам речь идет об обмене компонентами — вынимания старой турбины, и установки новой. Если старую турбину клиент попросил восстановить, то нормочасов на ремонт автомобиля потребуется еще дольше. Кроме того, существует проблема занимаемого положения, толкания автомобиля по сервису и т.д. Именно поэтому услуги в этой модели учитывают не 4760 рублей (как это следует из оценки стоимости по нормо-часам ремонта авто), а около 11 000 рублей — и это не так уж много, зато учитывается весь фронт выполняемого ремонта!

Типовые нормы времени на ремонт грузовых автомобилей марок ГАЗ, ЗИЛ, КАЗ, МАЗ, КамАЗ, КрАЗ в условиях автотранспортных предприятий

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку «Купить» и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО «ЦНТИ Нормоконтроль»

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Сборник содержит нормы времени на работы по общей разборке, ремонту и сборке автомобилей, приборов системы питания двигателя, электрооборудования, медницкие, жестяницкие, кузнечно-рессорные, шиномонтажные, столярно-кузовные, арматурно-кузовные, обойные, малярные и прочие работы, выполняемые при текущем ремонте грузовых автомобилей ГАЗ-53А, ГАЗ-51, ГАЗ-93, ЗИЛ-130, ЗИЛ-ММЗ-555, ЗИЛ-164, ЗИЛ-585, КАЗ-608, МАЗ-500, МАЗ-503, КамАЗ-5320 и КрАЗ-256Б. Нормы времени проверены и рекомендуются для применения в условиях автотранспортных предприятий отраслей народного хозяйства независимо от их ведомственной подчиненности, в том числе и на предприятиях производственных отраслей, переходящих на новые тарифные условия оплаты труда

Оглавление

2. Организация труда и технология работ

2.1. Организация труда

2.2. Технология ремонтных работ и организация рабочих мест

2.3. Санитарно-гигиенические и производственно-эстетические условия выполнения ремонтных работ на участке

3. Характеристика основного технологического оборудования, специализированного инструмента и средств транспортировки, применяемых на автотранспортных предприятиях

4. Нормативная часть

4.1. Ремонт автомобилей с карбюраторными двигателями и их агрегатов

4.1.1. Постовые работы по замене агрегатов и узлов

4.1.2. Постовые работы по общей разборке, ремонту и сборке автомобилей

4.1.3. Цеховые работы по разборке, ремонту, сборке и испытанию агрегатов

4.1.4. Ремонт электрооборудования

4.1.5. Ремонт приборов системы питания

4.1.6. Станочные работы по обработке деталей

4.1.7. Медницкие работы

4.1.8. Жестяницкие работы

4.1.9. Кузнечно-рессорные работы

4.1.10. Шиномонтажные работы

4.1.11. Столярно-кузовные работы

4.1.12. Арматурно-кузовные работы

4.1.13. Обойные работы

4.1.14. Малярные работы

Сводная ведомость итоговых норм времени на ремонт агрегатов автомобилей с карбюраторными двигателями

4.2. Ремонт автомобилей с дизельными двигателями и их агрегатов

4.2.1. Постовые работы по замене агрегатов и узлов

4.2.2. Постовые работы по общей разборке, ремонту и сборке автомобилей

4.2.3. Цеховые работы по разборке, ремонту, сборке и испытанию агрегатов

4.2.4. Ремонт электрооборудования

4.2.5. Ремонт приборов системы питания

4.2.6. Станочные работы по обработке деталей

4.2.7. Медницкие работы

4.2.8. Жестяницкие работы

4.2.9. Кузнечно-рессорные работы

4.2.10. Шиномонтажные работы

4.2.11. Столярно-кузовные работы

4.2.12. Арматурно-кузовные работы

4.2.13. Обойные работы

4.2.14. Малярные работы

Сводная ведомость итоговых норм времени на ремонт агрегатов автомобилей с дизельными двигателями

Дата введения01.02.2020
Добавлен в базу01.01.2019
Актуализация01.02.2020

Этот документ находится в:

  • Раздел Экология
    • Раздел 03 СОЦИОЛОГИЯ. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ
      • Раздел 03.040 Труд. Занятость
  • Раздел Строительство
    • Раздел Справочные документы
      • Раздел Директивные письма, положения, рекомендации и др.

Организации:

07.07.1980УтвержденВЦСПС196/12-5
07.07.1980УтвержденГосударственный комитет СССР по труду и социальным вопросам196/12-5
РазработанЦБНТ
ИзданИздательство Экономика1989 г.

Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:

  • Сканы страниц документа
  • Текст документа

ТИПОВЫЕ НОРМЫ ВРЕМЕНИ на ремонт грузовых автомобилей марок

IA3, ЗИЛ, КАЗ, МАЗ, КамАЗ, КрАЗ в условиях автотранспортных предприятий

ЦЁНТРА/lbHOE БЮРО НОРМАТИВОВ ПО ТРУДУ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА СССР ПО ТРУДУ И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ

Утверждены Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и Секретариатом ВЦСПС. Постановление N 5 196/12-5 от 7 июля 1980 г.

ТИПОВЫЕ НОРМЫ ВРЕМЕНИ

на ремонт грузовых автомобилей

ГАЗ, ЗИЛ, КАЗ, МАЗ, КамАЗ, КрАЗ в условиях автотранспортных предприятий

МОСКВА ЭКОНОМИКА 1989

Износы седла и запорной иглы поплавковой камеры карбюратора устраняют притиркой.

Жиклеры с повышенным расходом топлива заменяют новыми. Течь в поплавке устраняют пайкой с проверкой его веса. Диафрагму топливного насоса с нарушенной герметичностью заменяют. Износившиеся детали привода насоса (рычаги) восстанавливают наплавкой металла. После ремонта все приборы подвергают контролю.

Приборы системы питания регулируют как на участке по ремонту топливной аппаратуры, так и непосредственно на автомобилях.

Все оборудование на участке топливной аппаратуры должно быть расставлено с соблюдением технологической последовательности работ по контролю, ремонту и регулировке приборов системы питания с таким расчетом, чтобы их перемещение с операции на операцию происходило кратчайшим путем и с наименьшей затратой времени.

2.2.6. Механический участок

Основные виды механических работ: обработка деталей после сварки под технологические размеры, изготовление крепежных и других мелких деталей (болтов, шпилек, гаек, втулок, пальцев).

Станки токарно-винторезные, сверлильные, фрезерные, строгальные и др. подбирают с учетом наиболее полного охвата комплекса деталей, обрабатываемых при ремонте, и максимальной загрузки станков.

Участок. следует располагать вблизи зоны текущего ремонта в изолированном помещении.

2.2.7. Медницкий участок

В медницком участке выполняют ремонт радиаторов, топливных баков, топливо- и маслопроводов. Эти работы осуществляют с применением готовых деталей (трубок, верхних и нижних бачков радиаторов).

Радиаторы, поступившие на ремонт, очищают снаружи от грязи, промывают водой. Накипь удаляют применением водного раствора соляной кислоты с добавлением ингибитора.

Для определения мест течи радиатор погружают в ванну с водой и испытывают, нагнетая в него воздух под давлением 0,25—0,4 кг/см 2 . Места подтекания определяют по выходящим пузырькам воздуха. Трещины в бачках и наружных трубках радиатора запаивают. Поврежденные внутренние трубки заменяют новыми. Топливные баки при ремонте испытывают на герметичность в ванне с водой под давлением воздуха 0,5 кг/см 2 ; обнаруженные трещины или пробоины заваривают или запаивают.

Медницкий участок оснащают верстаком для испытания и ремонта радиаторов, ванной для испытания топливных баков, чугунной плитой для правочных работ, ручными ножницами для резки листового металла, слесарными верстаками, стеллажами и приспособлениями.

Участок целесообразно размещать вблизи зоны текущего ремонта автомобилей.

2.2.8. Жестяницкий участок

Жестяницкие работы производят при ремонте крыльев (устранение вмятин, трещин, разрывов), подножек, брызговиков, капотов, облицовки радиаторов, дверей и других частей кабины и кузова.

Помятые места обшивки и оперения кабины и кузова исправляют, как правило, вручную специальными инструментами (металлическими и деревянными молотками, различными оправками) и приспособлениями.

Сквозные пробоины, трещины и разрывы крыльев или облицовки кузова устраняют с помощью газовой сварки.

При изготовлении материала для заделки сквозных пробоин применяют механические и ручные ножницы для резки листового металла.

Жестяницкий участок дополнительно оборудуют слесарным верстаком с укрепленной на нем железной консольной балкой.

2.2.9. Кузнечно-рессорный участок

К кузнечно-рессорным работам относят ремонт и изготовление деталей с применением нагрева (правка, горячая клепка, ковка деталей) и ремонт рессор, имеющих пониженную упругость, поломки рессорных листов и износ втулок коренных листов.

Разборку и сборку рессор производят на верстаках с тисками. Для завивки ушков коренных листов применяют специальные приспособления. Собранную рессору испытывают под нагрузкой на прессе для проверки величины остаточной стрелы прогиба.

Кузнечно-рессорный участок оснащают кузнечным горном с наковальней и комплектом кузнечных инструментов, печью для нагрева рессорных листов, правочной плитой, верстачным прессом, стеллажами для хранения рессор и рессорных листов, а также ванной для закалки рессор.

2.2.10. Шиномонтажный участок

На шиномонтажном участке выполняют демонтаж и монтаж шин, текущий ремонт ободов, бортовых и замочных колец, а также ремонт камер и покрышек.

Для вывешивания при снятии колес с автомобилей применяют гидравлические подъемники, а также для отвертывания гаек крепления дисков колес — электромеханические и пневматические гайковерты. Колеса снимают со ступиц и транспортируют к месту мойки или демонтажа на тележках или электротельферами.

Демонтаж шин производят на специальных стендах. Покрышки после демонтажа подвергают тщательному осмотру с внутренней и наружной сторон, с помощью инструментов комплекта мод. 6209 из протектора удаляют застрявшие предметы.

Камеры проверяют на герметичность в ванне, наполненной водой, оборудованной пневматическим утолителем, освещением и подводкой сжатого воздуха.

Покрышки (шины) хранят в специально оборудованном для этого месте. Камеры и ободные ленты вешают на вешалки, так как хранение их на полу не допускается.

Мелкие дефекты (погнутость, заусенцы и др.) ободов, бортовых и замочных колец устраняют на верстаке с применением слесарного инструмента. Для шероховки применяют специальный станок.

2.2.11. Столярно-кузовной участок

К столярным работам относят изготовление деревянных частей кабины грузового автомобиля, пола и бортов платформы, разборку и сборку платформы.

Мелкие дефекты кузова устраняют, не снимая его с рамы автомобиля. При более сложных кузовных работах кузов снимают, разбирают и заменяют негодные детали. При столярных работах используют деревообрабатывающий станок, электрорубанок, злектродолбежник, дисковую и шлифовальную машины.

2.2.12. Арматурно-кузовной участок

К арматурным работам относят снятие, ремонт и установку замков, петель, стеклоподъемников, кронштейнов, оковки, запорных крюков, а также вставку стекол и их окантовку. Работы производят в основном непосредственно на автомобилях.

2.2.13. Обойный участок

К обойным работам относятся ремонт спинок и подушек сидений, изготовление чехлов капотов и пологов для укрытия грузов.

Для раскройки материала применяют шаблоны; материал сшивается на швейной машине. Для ремонта сидений и спинок сидений используют верстаки. Обойные материалы, готовые сиденья и спинки хранят на специальных стеллажах.

2.2.14. Малярный участок

К малярным работам относятся частичная или полная окраска грузовых платформ и кабин, окраска номерных знаков и нанесение надписей по трафарету. Снаружи автомобили окрашивают нитрокрасками и эмалями. При местной окраске кузова старый слой краски, ржавчины и другие загрязнения удаляют скребками, смывочными растворами и наждачной шкуркой. Для обезжиривания поверхность протирают ветошью, смоченной в уайт-спирите, с последующей протиркой насухо чистой марлей или ветошью. Труднодоступные места обдувают сжатым воздухом. На подготовленную к окраске поверхность наносят грунт равномерным тонким слоем. Неровности, обнаруженные после грунтовки, выравнивают нитрошпаклевкой. Высохший слой шпаклевки шлифуют водостойкой шкуркой, промывают, вытирают насухо ветошью, затем окрашивают в один-два слоя. При окраске применяют краскораспылитель для распыления лакокрасочных материалов сжатым воздухом и установку ’’Радуга” для окраски безвоздушным распыливанием.

Помещение малярного участка должно быть разделено на два отделения: первое — для подготовительных работ, второе — для окраски пульверизационным способом.

2.3. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ И ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РЕМОНТНЫХ РАБОТ НА УЧАСТКЕ

Важными факторами в повышении производительности труда являются улучшение санитарно-гигиенических и производственно-эстетических условий труда (вентиляция, отопление, освещение, цвета окраски производственных помещений и т.п.), а также обеспечение рационального режима труда и отдыха.

2.3.1. Вентиляция и отопление производственных помещений

Во всех закрытых помещениях автотранспортных предприятий, где находятся автомобили хотя бы с кратковременно работающими двигателями, следует предусмотреть при точно-вытяжную вентиляцию.

Кроме того, все помещения, за исключением подземных гаражей, должны естественно проветриваться.

В помещениях в зонах ремонта и технического обслуживания воздух в основном загрязняется вредными компонентами отработанных газов: окисью углерода, окисью азота и т.д.

В аккумуляторном цехе воздух загрязняется парами серной кислоты: аэрозолями свинца и его окислов; водородом, который при зарядке аккумуляторных батарей образует с кислородом воздуха гремучий газ. В кузнечно-рессорном цехе — теплоизбытками, окисью углерода и сернистым газом. В медницком цехе — аэрозолями свинца и парами кислот при заливке подшипников, лужении и пайке радиаторов. В обойном цехе — пылью, а в малярном — парами растворителей.

В целях обеспечения нормальных условий труда необходимо широко использовать различные средства индивидуальной защиты (хлопчатобумажные костюмы, резиновые сапоги, фартуки, перчатки, респираторы, защитные очки, диэлектрические рукавицы, обувь и др.). Все закрытые помещения, работы в которых связаны с выделением газов, пыли, излишнего тепла, должны быть оборудованы общей приточно-вытяжной вентиляцией, обеспечивающей в медницком цехе двукратный, в малярном, обойном, стол ярно-к у зов ном — трехкратный, в аккумуляторном — четырехкратный обмен воздуха. Кроме, того технологическое оборудование должно снабжаться местными отсосами. Все помещения должны иметь устройства для естественного проветривания. Общеобменную вентиляцию следует совмещать с отоплением и подачей в рабочую зону теплого воздуха с температурой не ниже 15° С и не выше 20° С, а в теплый период года не более чем на 3° С выше средней температуры самого жаркого месяца, но не более 28° С.

2.3.2. Освещение и окраска производственных помещений

Освещенность производственных помещений и отдельных рабочих мест регламентируется Санитарными нормами проектирования промышленных предприятий (СМ245—71). Искусственное освещение должно нормироваться в зависимости от типа светильников и характера выполняемой работы. Так, при люминесцентном освещении освещенность рабочих мест должна быть не менее 200 лк.

Светильники располагают так, чтобы лучи света от лампы не попадали в глаза работающего, но хорошо освещали рабочее место. Для этого светильники должны иметь арматуру, которая предохраняет глаза от ослепления, а сами светильники — от механических повреждений.

На освещенность помещений и отдельных рабочих мест, а также работоспособность большое влияние оказывает цвет окраски стен и оборудования. Наиболее рациональными являются зеленый, голубовато-зеленый и зеленовато-желтый цвета. При этих цветах понижается внутриглазное давление, повышается слуховая чувствительность и мускульно-двигательная способность рук.

3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ, СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ИНСТРУМЕНТА И СРЕДСТВ ТРАНСПОРТИРОВКИ, ПРИМЕНЯЕМЫХ НА АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Краткая техническая характеристика

L Оборудование для уборочно-моечных работ

Установка для мойки грузо

Установка для мойки автомо

Установка моечная шланговая

Установка для наружной

мойки двигателей автомобилей

ный для шланговой мойки агрегатов автомобилей

Щетка с подводом воды для

Стационарная, струйная с дистанционным управлением; производительность 20-30 автомобилей в час; 5900x5150x2000 Стационарная, струйная автоматическая; производительность 50-70 автомобилей в час; 7500x5500x4000 Стационарная, струйная автоматическая, универсальная; производительность 30-40 автомобилей в час; 3540 х 3790 х х 1410

Передвижная шланговая, однопостовая; производительность 11-13 л/мин; 1220x 550×750 Передвижная; производительность 6 л/мин; 800 х 800 х 500

Передвижной; производительность 1000 л/ч; 1340 х 810 х х 1450

Ручная с подводом воды через рукоятку; 1500×274 x 180

1 Кран для смены агрегатов грузовых автомобилей

II. Подъемно-транспортное оборудование

Передвижной, гидравлический, с поворотной подъемной стрелой; грузоподъемность 250кг; 1840x850x 850

Краткая техническая характеристика

Кран передвижной гидравлический

Передвижной, гидравлический с ручным приводом; грузоподъемность 200 кг; 2290 х х1160х1955

Тележка для снятия и установки колес грузовых автомобилей

Передвижная, с телескопиру-емой рамой, с ручным механическим приводом; грузоподъемность 700 кг; 1060 х 870 х х 930

Тележка для снятия подставок рессор грузовых автомобилей

Передвижная, гидравлическая, с поворотной подъемной стрелой; грузоподъемность 100 кг; 1450 х 834 х 860

Приспособление для снятия и установки коробок передач грузовых автомобилей

Переносное, механическое; грузоподъемность 250 кг; 850 х х 925 х 265

Домкрат гаражный гидравлический

Грузоподъемность 12500 кг; 2010 х 310 х 350

Грузоподъемность 6300 кг; 1630x430x 275

Г рузоподъемность 2500 кг; 2030 x 280 x 755

Подъемник двухплунжерный электро гидравлический для грузовых автомобилей

Стационарный, с синхронным перемещением штоков; грузоподъемность 5000 кг; 680х х460х1000

Подъемник двухплунжерный электрогидравлический у нив ерсал ьн ый

Стационарный, с устройством для синхронного перемещения штоков; грузоподъемность 800 кг; 680 х 460 х 1220

Подъемник канавный передвижной для грузовых автомобилей

Гидравлический, одноплунжерный, с ручным приводом; грузоподъемность 4000 кг; 1200 х х 660 х 975

Подъемник электрогидравлический двухплунжерный канавный

Стационарный; грузоподъемность 8000 кг; 740 х 384 х 750

Тележка для перевозки передних и задних мостов

Тележка для перевозки агрегатов

HI. Оборудование для смазки автомобилей, промывки и заправки его маслами, воздухом и рабочими жидкостями

Краткая техническая характеристика

Установка для заправки трансмиссионным маслом

Стационарная, погружная, с автоматическим режимом работы; производительность 12 л/мин; 470 х 525 х 1590

Колонка масло раздаточная с насосной установкой

Стационарная, с автоматической насосной установкой; 265х х 350 х 1200; 470 х 525 х1590

Колонка маслораздаточная с электроподогрево м

Стационарная, с погружной насосной установкой; производительность 10-12 л/мин; 675 х х 650 х 1410; 450x340x1546; 525 х 258 х 790

Бак для заправки тормозной жидкостью

Переносной, пневматический; емкость 10 л; 265 х 253 х 365

Стационарный, 4-постовый, электромеханический, с дистанционным управлением; давление, развиваемое насосом, 400 кгс/см 2 ; производительность 150 г/мин; 740 х 780 х х 1700

Передвижной, пневматический; давление, развиваемое насосом, 400 кгс/см 2 ; производительность 200 г/мин; 510 х х 485 х 920

Переносной, портативный; давление, развиваемое нагнетателем, 138-184 кгс/см 2 ; 206 х х 325 х 42; 410x217x205

Стационарный, автоматический, поршневой, максимальное давление воздуха 12 кгс/см 2 ; 1869х670х1430

Передвижной, с ручным поршневым насосом; производительность 3 л/мин; 460 х 380 х 900

Насос перекачной для смазок

Стационарный, подвесной, са-мопогру жной; производительность 4,5 л/мин; 790 х 270 х х 1526

Стационарная, пневматическая; производительность 8 л/мин; 623 x 986 x 2160; 1152 х 982 х х 510; 623 x 982 x 510

Установка передвижная для заливки и прокачки гидротормозов автомобилей

Универ сал ьная, п не в матич ес-кая; давление при прокачке 2,5 кгс/см 2 ; 440 х 600 х 1000

Краткая техническая характеристика

Установка для промывки

Передвижная, с насосной и

фильтрующей системами;, производительность 12 л/мин; 1035 x 640×995

Наконечник с манометром

Ручной; максимальное дав

ление 10 кгс/см 2 ; 800 х 55 х

IV* Оборудование для диагностики, контроля

и регулировки агрегатов, узлов и систем автомобиля

Прибор для определения тех-

нического состояния цилинд-

рабочее давление воздуха, под

ропоршневой группы автомобильных двигателей

держиваемое редуктором прибора, 1,6 кгс/см 2 ; 258 х 175 х х 132; 220 х 140 х 178

Ручной, с фиксацией стрелки манометра; наибольшее значение измеряемого давления 10 кгс/см 2 ; 365 х 70 х 170

Компрессометр для карбю

Переносной, с фиксацией мак

раторных двигателей регист

симального давления на бу

мажном бланке; 335 х150 х х60

Установка для проверки кар

2000 х 1700x 3000; 1300 х

Прибор для определения тех

нического состояния бензи

наибольшее измеряемое дав

новых насосов карбюраторных двигателей

ление 1,6 кгс/см 2 ; 570 х 500 х х 465

Прибор для проверки бен

Переносной, наибольшее изме

зиновых насосов на автомобилях

ряемое давление 1 кгс/см 2

Прибор для проверки перед

Ручной, с измерительным ин

него моста автомобиля

дикатором часового типа; 280 х 180×50

Стенд для проверки уста

Стационарный, с проверкой ус

новки передних колес грузовых автомобилей

тановки передних колес по осевым усилиям в контакте колес с барабанами стенда; 2870x 750×600

Прибор для проверки гид

роусилителя руля и гидронасоса ЗИЛ-130 непосредственно на автомобиле

кий; 500 х 300 х 345

Краткая техническая характе

Ручной, инерционного дейст

вия, маятниковый* 140 х 50 х

Набор манометров для про-

465 х 345 х 105

верки тормозной системы

Стенд для проверки пневмо-

Стационарный, пнев матиче с-

кий; 1100 х 835 х 1300

Анализатор двигателя (мо-

700 х ЮООх 1500

Прибор для проверки руле-

Переносной, ручной; 125 х

вого управления автомобилей

х116 х108; 190 х 136 х 90

Стенд для проверки тормо-

Стационарный, роликовый; до

зов грузовых автомобилей

пустимая нагрузка на ось

10000 кгс; 5830x 1420 x555

Стенд для проверки тяговых

качеств грузовых автомоби-

тормозная мощность 155 л. с.;

V. Контрольно-измерительные приборы и стенды для

регулировки и ремонта

Стационарный; пределы изме

тельный для проверки гене

рений : напряжения — 20 — 40 В;

тока — 50 — 2000 А; 985 х

Стенд для проверки системы

Настольный, для проверки пре

тушек зажигания, конденсато

ров, центробежных и вакуум

ных автоматов опережения зажигания; 720x 380x 580

Прибор для проверки автомо

Переносной; пределы измере

ний: напряжения — 20 — 40 В,

тока — 10-800 А; 395 х 154 х х 265

Комплект изделий для очист

Тип приспособления — настоль

ки и проверки свечей зажига

ное, пневматическое, прибо

ра — настольный, пневматический; 196 x 176 x 280

Прибор для проверки и ре

Передвижной, оптический с

гулировки фар автомобилей

вом; 1150x 818 x 1400

Ручная, пределы измерения

вольтметра 3 В; 210 х 130 х

Сборник содержит нормы времени на работы по общей разборке, ремонту и сборке автомобилей, приборов системы питания двигателя, электрооборудования, медницкие, жестяницкие, кузнечно-рессорные, шиномонтажные, столярнокузовные, арматурно-кузовные, обойные, малярные и прочие работы, выполняемые при текущем ремонте грузовых автомобилей ГАЗ-53А, ГАЗ-51, ГАЗ-93, ЗИЛ-130, ЗИЛ-ММЗ-555, ЗИЛ-164, ЗИЛ-585, КАЗ-608, МАЗ-500, МАЗ-503, КамАЗ-5320 и КрАЗ-256Б.

Типовые нормы времени разработаны Центром по научной организации труда и управления производством Министерства автомобильного транспорта РСФСР под методическим руководством Центрального бюро нормативов по труду Госкомтруда СССР при участии нормативно-исследовательских организаций и предприятий Министерств автомобильного транспорта РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР, Казахской ССР, Узбекской ССР, Молдавской ССР, автомобильного транспорта и шоссейных дорог Латвийской ССР, Литовской ССР, Эстонской ССР.

Типовые нормы времени утверждены постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 7 июля 1980 г. №196/12-5.

В 1986 г. Типовые нормы времени проверены и рекомендуются для применения в условиях автотранспортных предприятий отраслей народного хозяйства независимо от их ведомственной подчиненности, в том числе и на предприятиях производственных отраслей, переходящих на новые тарифные условия оплаты труда.

Срок действия Типовых норм времени установлен до 1991 г. (постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 февраля 1987 г. № 66/3-111).

В конце сборника помещен бланк отзыва, который заполняется предприятием (организацией) и направляется в адрес ЦЕНТ (105043, Москва, 4-я Парковая ул., 29) по мере внедрения указанных Типовых норм, а также внедрения норм более прогрессивных.

Обеспечение межотраслевыми нормативными и методическими материалами по труду осуществляется по заявкам предприятий и организаций через книготорговую сеть на местах. Информация об этих книгах публикуется в аннотированных тематических планах выпуска литературы издательства ’’Экономика*’ или книготорговых бюллетенях.

©Издательство ’’Экономика”, 1989

Краткая техническая характеристика

Установка универсальная для

пуска автомобильных дви-

максимальный ток нагрузки

гателей в холодное время года

600 А; 1300 х 760 х 1000

Прибор для проверки якорей

генераторов и стартеров

диаметр проверяемых якорей от 25 до 180 мм; 380 х 160 х х 170

VI. Оборудование разборочно-сборочное и ремонтное

Стенд для сборки и разборки

У-образных двигателей ЗИЛ

поворот в одной плоскости;

Стенд для сборки и регулировки сцепления автомобилей

Настольный; 625 х 565 х 405

Стенд для сборки и разборки коробок передач ЗИЛ-130

Стационарный; 692 х 195 х 540

Стенд для ремонта передних

Стационарный; 1303 х 1184 х

и задних мостов грузовых автомобилей ЗИЛ, МАЗ

Стенд для сборки, разборки

рессор и рихтовки рессорных листов

Гайковерт для гаек колес

инерционно-ударный; 1200 х х 650 х1100

Гайковерт напольный для

гаек стремянок рессор грузовых автомобилей

усилие на штоке гидроцилиндра 40000 кгс; 1470 х 640 х х 2000

Приспособление для шлифов

кое; 870 х 575 х 430

Прибор для шлифовки кла

кий; 450 х 280 х 242

Станок для приточки кол

Настольный, токарный с фре

лекторов и фрезерования

зерной головкой; 1100х480х

пазов между ламелями

Станок для расточки тормоз

Стационарный, токарный, спе

ных барабанов и обточки

циальный; 1860 х 1700 х 1150;

1000 х 2750 х1270

Пресс пневматический для

клепки фрикционных накла-

кий; 660 х 400 х 1 230

1.1. Типовые нормы времени на ремонт автомобилей марок ГАЗ, ЗИЛ, К АЗ, МАЗ, КамАЗ, КрАЗ в условиях автотранспортных предприятий предназначены для применения во всех автотранспортных предприятиях независимо от их ведомственной подчиненности, для нормирования труда рабочих-сделыциков, а также для составления сменных и разовых бригадных и индивидуальных нормированных заданий при повременной оплате труда.

Типовые нормы времени могут быть использованы при расчете комплексных норм при внедрении бригадной формы организации труда в соответствии с Методическими рекомендациями по нормированию труда рабочих в условиях коллективных форм его организации и стимулирования (М.: Экономика, 1987).

В сборник включены нормы времени на ремонт грузовых автомобилей марок ГАЗ-53А, ГАЗ-51, ГАЗ-93, ЗИЛ-130, ЗИЛ-ММЗ-555, ЗИЛ-164, ЗИЛ-585, КА3-608, МАЗ-500, МАЗ-503, КамАЗ-5320 и КрАЗ-256Б.

1.2. В основу разработки типовых норм времени положены:

данные фотохронометражных наблюдений и фотографии рабочего дня, проведенные в автотранспортных предприятиях;

технические характеристики оборудования, механизмов и инструмента;

данные результатов анализа организации труда и технологии производства работ в автотранспортных предприятиях;

Положение об организации нормирования труда в народном хозяйстве //Нормативные материалы по нормированию труда (М.: Экономика, 1987).

Нормы времени на ремонт автомобилей устанавливаются по формуле

Н вр = Т оп ■ + 100

где НВр — норма времени на операцию, чел.-ч;

К — сумма времени на обслуживание рабочего места (Т0бс), подготовительно-заключительную работу (Тп.-з), на отдых и личные потребности (Тотл), % от оперативного времени;

Т0п — оперативное время на данную операцию, чел.-ч.

На основании анализа одноименных затрат и баланса рабочего времени установлено, что процент надбавок к оперативному времени по категориям затрат составит на Тп>.3 — 3,5 %, Т0бс — 2,5, Тл — 6,0 % с учетом одной физкультурной паузы, т.е. нормами учтено время, затрачиваемое рабочими на подготовку рабочего места, получение материалов, инструмента и приспособлений с подноской их к месту работы и сдачей после окончания работы, на заправку и заточку инструмента в процессе работы, на обслуживание приспособлений и оборудования, на получение заданий и оформление нарядов, а также перемещение материалов, деталей и оборудования на расстояние до 30 м.

1.3. Типовые нормы времени выражены в чел.-ч и даны на весь объем работ, подлежащих выполнению одним исполнителем. Изменение числа исполнителей нормы не изменяет.

В пп. 4.1.1 и 4.2.1 нормы времени даны на работы, выполняемые в процессе эксплуатации автомобилей. Для ряда работ эти нормы даны комплексно с включением предшествующих операций, необходимых для выполнения основной работы.

В*пп. 4.1.9 и 4.2.9 (кузнечно-рессорные работы) с учетом специфики работ кузнеца ручной ковки в основном по каждому виду работ даны •две нормы.

1.4. Разряды работ и наименования профессий указаны в соответствии с действующим Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих^ вып. 1, раздел ’’Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства”, утвержденный постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 31 января 1985 г. № 31/3—30; вып. 2, разделы: ’’Кузнечно-прессовые и термические работы”, ’’Механическая обработка металлов и других материалов”, ’’Металлопокрытия и окраска”, ’’Слесарные и слесарно-сборочные работы”, утвержденные постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 16 января 1985 г. № 17/2—54; вып. 33, раздел ’’Производство, восстановление и ремонт шин”, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 4 июля 1985 г. № 218/14—78; вып. 40, раздел ’’Общие профессии деревообрабатывающих производств”, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 10 января 1985 г. № 7/2-13; вып. 56, раздел ’’Железнодорожный транспорт и метрополитен”, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 6 декабря 1983 г. № 283/24-82.

Если в дальнейшем будут вноситься поправки в тарифно-квалификационный справочник, наименования профессий, разряды работ и рабочих, указанные в данном сборнике, должны соответственно изменяться.

1.5. Выполнение работ рабочими не тех разрядов (квалификации), которые указаны в тарифно-квалификационном справочнике, не может служить основанием для каких-либо изменений типовых норм времени.

1.6. Нормы времени, указанные в сборнике, установлены для наиболее распространенных условий выполнения работ, характерных для большинства автотранспортных предприятий.

1.7. По каждой главе приведены итоговые нормы времени, которыми разрешается пользоваться только в случае, когда выполняется весь объем работ, предусмотренный перечнем.

1.8. На работы, не предусмотренные сборником, устанавливаются местные нормы методом технического нормирования.

1.9. До введения типовых норм времени необходимо провести организационно-технические мероприятия на рабочих местах в соответствии с запроектированными в нормах и осуществить производственный инструктаж рабочих.

1.10. При внедрении на предприятиях более совершенных, чем это предусмотрено в Типовых нормах, организации производства, труда, технологии работы, оборудования и т.д., повышающих производительность труда рабочих, следует разработать методами технического нормирования и вводить в установленном порядке местные нормы времени, соответствующие более высокой производительности труда.

1.11. В нормативной части сборника профессии ’’слесарь по ремонту автомобилей”, ’’кузнец ручной ковки” и ’’ремонтировщик резиновых изделий” именуются сокращенно: ’’слесарь”, ’’кузнец” и ’’ремонтировщик”.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТ

2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА

Работы по текущему ремонту автомобилей выполняются специализированными и комплексными бригадами ремонтною бел у живающих рабочих. Такая организация труда позволяет наиболее эффективно использовать рабочее время и оборудование.

Профессиональный и квалификационный состав бригад рабочих, занятых текущим ремонтом, устанавливаема в соответствии с Нормативами численности рабочих, занятых техническим обслуживанием и текущим ремонтом подвижного состава автомобильного транспорта (М.: Экономика, 1988).

Бригаду возглавляет бригадир, назначаемый из числа наиболее квалифицированных рабочих.

Каждой бригаде или рабочему на основании заявок на текущий ремонт выделяется нормированное задание в чел.-ч или натуральных показателях, например в количестве деталей, узлов или агрегатов, подлежащих ремонту.

Рис. 1. Схема технологического процесса текущего ремонта автомобилей (постовые работы)

Нормированные задания в чел.-ч в натуральных показателях рассчитываются по действующим технически обоснованным нормам времени.

2.2. ТЕХНОЛОГИЯ РЕМОНТНЫХ РАБОТ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ

Ремонт автомобилей состоит из ряда технологических операций. Совокупность этих операций, выполняемых в определенной последовательности, представляет собой технологический процесс ремонта.

Текущий ремонт автомобилей, выполняемый в условиях автотранспортных предприятий, подразделяется на постовые и цеховые работы.

Постовые работы по ремонту автомобилей предусматривают замену неисправных агрегатов, узлов и деталей, требующих ремонта, а также выполнения регулировочных работ непосредственно на автомобилях.

Постовые работы осуществляют, как правило, на участках, оборудованных осмотровыми канавами. Они зависят от уровня оснащенности автотранспортного предприятия оборудованием и наличия производственных площадей и производятся на тупиковых и прямоточных эстакадах с использованием гидравлических и электрогидравлических одно-и двухплунжерных подъемников.

Рис. 2. Схема технологического процесса текущего ремонта агрегатов (цеховые работы)

К цеховым работам относят ремонт агрегатов, узлов и изготовление деталей, которые производят на следующих участках: по ремонту агрегатов и двигателей, аккумуляторном, электротехническом, по ремонту топливной аппаратуры, механическом, медницком, жестяницком, кузнечно-рессорном, шиномонтажном, столярно-кузовном, арматурно-кузовном, обойном и малярном.

Каждое рабочее место должно быть оснащено картой комплексной организации труда, в которой указаны наиболее рациональные методы и приемы труда, последовательность выполнения работ, условия и система оплаты труда, порядок обслуживания рабочего места, требования к исполнителю.

2.2.1. УЧАСТОК ПО РЕМОНТУ АГРЕГАТОВ

Работы по ремонту агрегатов включают разборочно-сборочные и ремонтно-восстановительные операции. Агрегаты, снятые с автомобиля, частично или полностью разбираются на стендах. Сцепление, ступицы

колес и другие узлы разбираются в приспособлениях. Для выпрессовки подшипников, втулок и других деталей применяется гидравлический пресс.

Для выполнения ремонтных работ агрегаты и детали подвергаются мойке в моечной машине, расположенной в смежном помещении. Транспортируют их кран-балкой или погрузчиком.

2.2.2. Участок по ремонту двигателей

Основными видами ремонтных работ двигателя являются: замена кривошипно-шатунного механизма, разборка на узлы и детали, очистка, мойка, разбраковка, комплектовка, сборка из узлов и деталей, разборка, ремонт и сборка узлов двигателя, а также испытания и регулировка.

Все технологическое оборудование на участке ремонта двигателей должно быть расставлено с соблюдением технологической последовательности выполнения ремонтных работ.

Двигатели, прошедшие текущий ремонт с заменой деталей кривошипно-шатунного механизма, поступают в отделение по обкатке, испытанию и контрольному осмотру. Для обкатки двигатель доставляют на рабочее место электрической кран-балкой, а к автомобилям, находящимся на текущем ремонте, — погрузчиком.

2.2.3. Аккумуляторный участок

В соответствии с технологией производства и требованиями техники безопасности аккумуляторный участок должен располагаться в двух смежно-изолированных помещениях. В одном помещении — зарядное и кислотное отделения, а в другом — ремонтное и аппаратное отделения.

Ремонт аккумуляторных батарей выполняется в объеме капитального на базе готовых основных деталей (пластин, сепараторов, аккумуляторных баков) с изготовлением отливок межэлементных соединений батарей, клемм и выводных штырей.

Батареи, поступившие в ремонт, моют горячим 3—5 %-ным раствором кальцинированной соды, применяя волосяную кисть. После мойки ополаскивают холодной водой и протирают ветошью. Затем проводят наружный осмотр батареи и проверяют величины напряжения каждого аккумулятора с нагрузкой и без нагрузки.

Ремонтное отделение оборудуют верстаком для разборки аккумуляторных батарей с резервуаром для слива электролита, верстаком для сборки, приспособлением для снятия мастики и извлечения блоков пластин из баков, ванной для промывки аккумуляторных баков и стеллажами для сушки деталей.

В аппаратном отделении сосредоточены контрольно-измерительные приборы и пульт управления процессами формовки и зарядки аккумуляторов.

Кислотное отделение предназначается для хранения серной кислоты и дистиллированной воды (в стеклянных бутылях), а также для приготовления электролита.

Зарядное отделение служит для заряда аккумуляторных батарей.

Аккумуляторные батареи можно заряжать от осветительной сети постоянного тока напряжением 110—220 В через ламповый или проволочный реостаты, а также от сети переменного тока через преобразователь: электродвигатель-генератор или выпрямитель (селеновый, купоросный, ртутный).

2.2.4. Электротехнический участок

Электротехнические работы включают ремонт, обслуживание, регулировку и испытание приборов электрооборудования, снятых с автомобилей. Приборы очищают от пыли и грязи, осматривают и испытывают на специальных стендах. Агрегаты, подлежащие ремонту, разбирают на детали и узлы, промывают в керосине, просушивают и в зависимости от состояния заменяют или ремонтируют. Для контроля технического состояния и испытания изоляции при ремонте якорей генераторов, стартеров и электродвигателей постоянного тока используется прибор ’’РАСО” мод. Э 236. Для проверки генератора постоянного и переменного тока мощностью до 350 Вт, реле-регуляторов, стартеров мощностью до 70 л.с., прерывателей-распределителей и катушек зажигания применяют прибор ’’РАСО” мод. Э 214.

Собранные и отремонтированные узлы испытывают на стендах.

2.2.5. Участок по ремонту топливной аппаратуры

Работы по ремонту и регулировке систем питания карбюраторных и дизельных двигателей включают полную разборку и сборку карбюраторов с устранением обнаруженных дефектов, регулировку карбюраторов на экономичность подбором жиклеров, проверку уровня топлива в поплавковой камере, проверку работоспособности топливных насосов и форсунок с последующей регулировкой.

Для безмоторной проверки работы систем карбюратора и определения величины аэродинамического сопротивления впускных трубопроводов двигателя применяют установки модели ’’РАСО” НИИАТ-489А.

Приборы, требующие ремонта, перед разборкой моют в ванне с керосином или ацетоном.

Нормы времени для расчета стоимости ремонта автомобиля

Нормы времени TecRMI — высокая актуальность, защита и надежность

TecAlliance — международная компания, известный во всем мире поставщик цифровых данных о транспортных средствах. TecAlliance отличают глубокие знания в автомобильной отрасли и стремление к высочайшему качеству и надежности, основанные на перспективных технологиях.

Другие возможности

  • Марки и модели
  • Обновление базы норм времени
  • Калькуляция стоимости
  • Экспорт в 1С
  • Стоимость нормо-часа
  • Сопутствующие товары
  • Общие работы
  • Комплексы работ
  • Интеграции: Audatex, SilverDAT, Autodata, HaynesPro

Марки и модели

Обновление базы норм времени

Калькуляция стоимости

Экспорт в 1С

Стоимость нормочаса

Сопутствующие товары

Бывают ситуации, когда вести склад нет необходимости, а учитывать запасные части в документе нужно. Для таких случаев и существует справочник «Сопутствующие товары». В справочник достаточно ввести только название товара, единицу измерения, его цену и все! Можно добавлять в документ.

Общие работы

Комплексы работ

Интеграции: Audatex, Silver DAT, Autodata, HaynesPro

Мы понимаем, что не можем охватить все нормы времени мира, поэтому предусмотрели возможность импорта из других популярных баз данных:

  • Audatex,
  • SilverDAT,
  • AutoData,
  • HaynesPro.




Поиск по базе норм времени

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • .
  • 53
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • .
  • 53
  • 1
  • 2
  • 3
  • .
  • 53

Ответы на вопросы

Ответы на вопросы пользователей, которые нам задают чаще всего

Скорее всего нет. Это узкопрофессиональная информация, которая доступна только на коммерческой снове. Да, наш продукт можно попробовать бесплатно, но в демонстарционном режиме вам будут доступны только архивные данные:

Наша компания занимается систематизацией различных справочников по нормам времени на ремонт автомобилей, но разработка технической документации находится за рамками нашей компетенции. Официально подтвердить происхождение нормативов, к сожалению, невозможно. Любые нормативы носят рекомендательный характер.

До 2017 года работали на другом ПО. Перешли к нам, потому что намного удобнее и формировать заказ-наряды, и планировать загрузку, и интерфейс. Предыдущая программа вроде как все делала, но неудобная была, древняя. Мои люди, которые раньше работали на 1С, легко пересели на АвтоДилер, он их даже больше радует.

У нас два автосервиса на 4 и 5 постов, в каждом есть склад. Пользуемся почти что всеми возможностями программы, здорово помогает в расчете зарплаты и выручки. Кстати, по моей рекомендации еще несколько сервисов, не только из Ноябрьска, работают в вашей программе.

За легкое внедрение хочу сказать большое Вадиму Набатчикову. Ему надо дать премию! Он мне постоянно помогает, всегда выручает. Красавчик!

С искренним уважением,
Сергей Курилов
Руководитель, ИП Курилов С.С.

с нами с 2017 г.

Могу сказать, что три года работы с АвтоДилером положительно повлияли на мой бизнес в плане роста прибыли, количества постоянных клиентов и дисциплины сотрудников. Удалось решить вопрос с учетом движения денежных средств, наладить контроль документов по ремонту и складу. Раньше, когда клиент приезжал, мы не могли вспомнить, что и когда он ремонтировал, не выдавали ему никаких документов. Теперь всю историю ремонтов мы видим в программе, в том числе пробег за все время обслуживания клиента у нас.

Помимо прочих достоинств АвтоДилера, особенно хочу отметить удобные отчеты по исполнителям, заказ-нарядам, магазинам, номенклатуре, складу. Для меня, как для руководителя, эти отчеты очень важны.
Рекомендую АвтоДилер коллегам. На интуитивном уровне все понятно, хорошо работает и достаточно точно.

С искренним уважением,
Кирилл Юкаров
Руководитель, Race Face Garage

с нами с 2017 г.

Я начинал в 2009 году с продажи запчастей. Постепенно понял, что выгоднее совмещать продажу запчастей с оказанием услуг по ремонту автомобилей. Сейчас у нас один мультибрендовый автосервис, есть свои наработанные клиенты (и частные лица, и компании). Производим ремонт подвески и двигателей, делаем электродиагностику и шиномонтаж, а также продаем запчасти и масла. Также есть сертификаты, которые позволяют нам обслуживать автомобили, находящиеся на гарантии, наравне с официальными дилерскими автосервисами.

Я пробовал работать в разных программах для автосервисов. Но в итоге остановился на АвтоДилере по ряду причин. Сначала скачал пробную версию. Мне понравился стиль, есть обновления, видеоуроки. Распечатанные заказ-наряды выглядели очень хорошо, как у официального дилера, радовали глаз.

Также для меня были очень важны нормы времени. Когда в заказ-наряде указаны работы с нормами, это облегчает работу сразу по нескольким направлениям. Во-первых, администраторы досконально не знают все автомобили, а нормы помогают им сориентироваться по нужным работам во время общения с клиентом. Во-вторых, нормы времени очень облегчают общение с клиентом. Он видит в заказ-наряде наименование и код работы, коэффициент сложности и ее длительность, и это повышает доверие к нам. Он понимает, что мы не с потолка все это берем, поэтому задает намного меньше вопросов.

Наша работа построена так, что мы стараемся не навязывать услуги, делаем фотофиксацию, созваниваемся, договариваемся. Тут АвтоДилер тоже помогает. Я бы особо отметил два момента – это акт осмотра и рекомендованные работы с товарами. Акт осмотра несколько раз нас спасал от претензий клиентов, когда они приезжают, к примеру, с царапиной, а после говорят, что это мы сделали. Но так как мы все это указали в акте осмотра, сделали фотографии и подписали с клиентом, то нам не надо уже переживать. А с рекомендованными работами часто получается так, что клиент к нам возвращается с бланком, который мы ему когда-то выдали после ремонта. На словах бы забыл, а тут у него сохранился документ с нашим логотипом, контактами, и клиент к нам вернулся снова, когда деньги подкопил на ремонт.

Я очень доволен тем, как грамотно и объемно составляются документы в АвтоДилере, что могу легко отследить задолженность клиентов. Есть проценка по всем поставщикам, с которыми мы работаем (Росско, Berg, Emex). В программе видно все складские остатки. Есть все выгрузки в 1С. Очень хорошо, что программа контактирует со сканером штрихкодов. Документы очень удобно искать по штрихкоду.

Кстати, изумительно работает техподдержка. Нигде еще такого не встречал! Моментально отвечают и подсказывают. А еще АвтоДилер подтолкнул меня к тому, чтобы разработать для клиентов программу лояльности. Но не как в М.Видео, а честную. Придумал дизайн бонусных карт и сделал бонусы на них несгораемыми и бессрочными. Клиенты удивились, им было приятно.Конечно, я всем рекомендую АвтоДилер. Вот недавно появился новый поставщик, я у него сразу спрашиваю: «А вы есть в АвтоДилере?»

Желаю вашей компании успехов и процветания!

С искренним уважением,
Алексей Кольцов
Руководитель, KAI-SERVICE

с нами с 2009 г.

До покупки лицензии очень долго работали в бесплатной версии АвтоДилера. В 2017 году перешли на коммерческую версию, и очень довольны. В ней все значительно удобнее, конечно. Когда с самого начала работы используешь АвтоДилер, то становится понятно, что без него просто невозможно уже работать. Вполне легко внедрили программу. Ни разу не обращался в техподдержку, потому что все работает отлично и интуитивно понятно.

Я бы сказал, что все функции в Программе АвтоДилер незаменимы, все вполне удачно продумано. У нас работает 4 сотрудника, 2 поста. Делаем как быстрое обслуживание (ТО, колодки), так и серьезный ремонт подвески, двигателя и пр. На складе поддерживаем запас масел и расходников. С учетом этих задач, нам в программе всего достаточно. В дальнейшем, с ростом бизнеса, планируем подключать дополнительные возможности.

Однозначно, буду рекомендовать АвтоДилер коллегам. Функционально, удобно, мне все нравится.

Желаю вам процветания! Главное в наше время — хорошо работать. Надеюсь, что все обновления будут нам только на пользу.

С искренним уважением,
Алексей Ромашов
Управляющий, Экспресс-сервис «Тульский мастер»

с нами с 2017 г.

С «АвтоДилером» я уже не первый год, и это хороший показатель. Мое основное требование к программе – чтобы можно было оперативно сделать подбор запчастей, ответить клиенту или сделать заказ. Минимизация затрат времени является важным преимуществом для нас, клиент не может долго ждать. Но не во всех аналогичных программах одновременно есть и ведение документооборота, и нормы времени, и каталоги запчастей. А нам нужно, чтобы все было в одной программе. Я не должен с одной программы лезть в другую, поэтому свое предпочтение отдал программе «АвтоДилер» по рекомендации ребят из Рязани, которые сами ей пользовались.

Меня устраивает все, что касается ведения документооборота в программе АвтоДилер. Потому что есть, скажем так, альтернативы, но там все построено на базе 1С. «АвтоДилер» для меня более приемлемая, простая и информативная программа. Она удобна во всех смыслах: составление заказ-нарядов, поиск запчастей, склады, отчеты по менеджерам или слесарям, нормы времени. Многие детали изначально учтены.

Все время моей работы в программе она достаточно оперативно развивается. Ребята работают, прекрасно понимают, что необходимо. Достаточно быстро, оперативно решают многие вопросы и объясняют, что и как работает. Сама программа, удобство работы в программе и техподдержка великолепны. Это дает большое преимущество по отношению к другим программам, тем же самым 1С. Сейчас уже не то время, когда техподдержка может сказать: «Оставьте свою заявку, мы ответим».

Я бы посоветовал своим партнерам программный продукт компании «АвтоДилер», потому что данная программа обладает всеми функциями, чтобы облегчить решение вопросов по сервисному обслуживанию, подбору запасных частей и ведению учета по контрагенту.

С искренним уважением,
Зейналов Роман
Генеральный директор, ООО «Детали Автомобилей»

с нами с 2019 г.

Я стремлюсь быть не просто какой-то маленькой станцией по обслуживанию автомобилей, а как минимум большой дилерской сетью. Поэтому мне и нравится АвтоДилер. Лично для меня АвтоДилер связан со стремлением к росту в автомобильном обслуживании.

На АвтоДилер мы перешли с другой программы, так как были недовольны работой связи между складом и розничной продажей. На выбор в пользу вашей программы очень сильно повлияло два фактора — интуитивность интерфейса и то, что программа закрывает все наши потребности. Также меня привлекло то, что сразу могу запустить работу по нормочасам автомобилей. У других компаний с нормами сложнее, и работает как-то непонятно, криво. А у вас с этим попроще, внедрение происходит быстро.

Лично я ориентируюсь всегда на простоту и скорость операций, потому что для меня важно быстро отпускать клиента, чтобы он как можно меньше ждал. Поэтому мне нравится, что все мои сотрудники работают в одной программе — АвтоДилере. Записывают на ремонт, рассчитывают заказ-наряды, продают запчасти, забивают первичку. Для меня важно, чтобы каждый менеджер, находясь в программе, видел то, что ему необходимо видеть, при этом мог с этим взаимодействовать, не используя стороннее программное обеспечение.

С программой мои сотрудники справляются легко. Просто обучиться, работа в программе идет быстро, качественно и без лагов. Этим АвтоДилер, конечно, в корне отличается, от других программ. Не требуется больших ресурсов и мощных компьютеров, все работает стабильно вне зависимости от того, сколько у меня на данный момент компьютеров в системе. И мне не нужно иметь штат программистов, чтобы они следили за работой этой программы, как в 1С. Все просто, удобно и комфортно – это самое главное.

Благодарю Компанию АвтоДилер за работу и долгосрочное сотрудничество!

С искренним уважением,
Подолянченко Алексей Алексеевич
Руководитель автосервиса, ИП Подолянченко А. А.

с нами с 2019 г.

С АвтоДилером я знаком давно, с 2007 или 2008 года. Если раньше я работал в 1С и всем ее рекомендовал, то после начала работы с АвтоДилером изменил свое мнение и теперь говорю: «Ребята, пользуйтесь АвтоДилером. Это удобнее, это лучше, это с поддержкой, это недорого и, в принципе, все понятно». В плане удобства, ежедневной рутинной работы по оформлению заказ-нарядов, подбору запчастей, звонков клиентам в АвтоДилере, конечно, удобнее.

Вашу программу мы выбрали за ее возможности и интуитивность интерфейса. Чем «замороченнее» программа, тем больше времени тратится на объяснение, как с ней работать. В «Автодилере» все, в принципе, понятно, и кто мало-мальски знаком с автомобилем и понимает процессы автосервиса, то легко разберется.

В АвтоДилере много дополнительных привлекательных возможностей:

  • ведение нескольких компаний одновременно, счетов, касс и т.д.​
  • интегрирование многих продуктов, сторонних программ, которые можно привлечь в работе с АвтоДилером,
  • очень удобна система поиска запасных частей: вводите одну строчку и получаете наличие и стоимость по всем поставщикам, с которыми работаете,
  • удобно реализовано планирование загрузи постов, и визуально, и интуитивно — ничего лишнего,
  • CRM. Это очень удобная вещь! Делать звонки клиентам, напоминания и т.д.

Много времени я общаюсь с техподдержкой АвтоДилера. Это приятно, что тебя слушают, с тобой соглашаются, поддерживают, и в итоге учитывают твои предложения, вносят изменения в программу. Это демонстрация лояльности АвтоДилера к своим клиентам!

Скажу, что не только техцентры пользуются АвтоДилером, но и такие ребята, как детейлинг-центр. Мой знакомый, у него свой детейлинг-центр, выбрал программу «АвтоДилер», потому что, помимо самого детейлинга, он еще может продавать запчасти, вести продажи в программе, планирование и работы, которые ему требуется записывать.

Еще отмечу, что при покупке программу есть возможность выбора функций, которые тебе требуются. Тебя не грузят всем подряд, ты можешь выбрать то, что тебе нужно: сервис, магазин, нормы времени, планирование или техосмотр и т.д. Это благоприятно влияет на финансовую составляющую работы с программной.

Гурьянов Вадим Геннадьевич,
руководитель автотехцентра AutoSTART (Москва)

С искренним уважением,
Гурьянов Вадим Геннадьевич
Руководитель, Автотехцентр AutoSTART

с нами с 2014 г.

У меня было много разного бизнес-опыта, в строительной сфере, например. Так как я давно занимаюсь автогонками, являюсь соучредителем внедорожной организации «Золотая орда», то в какой-то момент решил открыть свой автосервис. Так в 2009 году и нашел «АвтоДилер» на просторах Интернета. Был выбор между «1С» и «АвтоДилером», но быстрее было все оформить в «АвтоДилере». В итоге с этой программой мы работаем уже лет девять, очень привыкли!

В автосервисе у нас трудятся 6 мастеров, один электрик и два человека руководящего состава. Среди наших клиентов большое количество баз отдыха (в Астрахани очень развита рыбалка), газовые предприятия (например, «Газпром»). Они ездят по степям, пересеченной местности, поэтому их внедорожники нужно как следует готовить и обслуживать.

Конечно, был опыт работы и в других программах, довольно хорошо их знаю. По-моему, они все примерно на одном уровне, где-то удобнее делать одно, но сложнее другое. Тем, кто выберет систему «АвтоДилер» для своего бизнеса, я бы посоветовал как можно лучше ее изучить. У нее большой потенциал и возможности. Использовать ее только для заказ-нарядов глупо, надо внедрять целиком. К примеру, у нас в программе накопилась аналитика по клиентам за несколько лет. Благодаря ей мы знаем точно, кому из клиентов нужно уделять внимание в первую очередь, чтобы бизнес процветал.

С искренним уважением,
Меремьянин Дмитрий Владимирович
Директор, ООО ВМП «Ирбис»

с нами с 2018 г.

У нас, можно сказать, микро автосервис (всего два поста) и магазин автозапчастей. С АвтоДилером сотрудничаем с 2004 где-то. Программа стала нужна, потому что мы начали работать со страховыми компаниями. Сейчас я уже мало работаю в программе, в основном мои сотрудники.

Магазин запчастей и автосервис у нас работают параллельно. Удобно, что можно сделать заказ запчастей для клиента и связать этот заказ с нужным заказ-нарядом. Вначале у нас были какие-то вопросы по складу, но мы их решили с вашей техподдержкой. Они сработали быстро и качественно.

Сейчас у нас идет все по накатанной, к вам нет никаких претензий. Цены демократичные, нас все устраивает. Спасибо!

С искренним уважением,
Покровский С. В.
Директор, «АвтоЗИП»

с нами с 2004 г.

Программу «АвтоДилер» мы освоили всем коллективом примерно за месяц, сейчас в ней работает около 5 человек вместе со мной. Кстати, одной из причин, по какой мы выбрали «АвтоДилер» стало то, что нам не нужно платить за рабочие места.

Из последних изменений в программе, меня порадовало обновление каталогов запчастей и проверка орфографии в SMS и документах. Если возникают вопросы, то я звоню в техподдержку. Недавно, был у меня вопрос по бланкам заказ-наряда, хотел его немного изменить под себя. Раньше была возможность изменять бланки, потом ее убрали. Мне подсказали как это сделать другими способами. Ваша техподдержка работает профессионально и вежливо общается.

Честно говоря, нам не хватает норм для машин последних годов выпусков, но мы все равно находим выход в таких ситуациях. Могу сказать, что это хороший рабочий инструмент для автосервиса. Упрощает работу, есть клиентская база, история ремонтов по каждому клиенту. Рекомендую!

С искренним уважением,
Сергей Демин
Начальник производства, ООО «Автомастер»

с нами с 2013 г.

Моя деятельность заключается в том, что я открываю автосервисы, развиваю их, а потом оставляю людям. Например, «Пятое колесо» (специализированный сервис BMW в Новосибирске) — мое детище, работал там 9 лет. Потом были еще другие автосервисы.

В то время как-то узнал про «АвтоДилер», очень интересовали нормы времени. С тех пор я всем советую и убежден, что АвтоДилер — лучшая программа. Удивляюсь, как некоторые из моих коллег работают в других программах. Я 15 лет уже с вами!

При выборе программы для меня очень важна простота. Чтобы мне не нужно было тратить много времени на обучение, когда приходит новый мастер-приемщик. Сейчас вот обучаю работе в «АвтоДилере» нового сотрудника. Он вообще из другой сферы к нам пришел, раньше работал в розничной торговле одеждой. Так вот я ему показываю, и он быстро все схватывает на раз-два. Потому что в все понятно, легко и пошагово.

Для руководителя в «АвтоДилере» есть отчеты, которые легко получить. Могу посмотреть по продажам, по группам товаров. Понять какие работы пользуются наибольшим спросом и какие расходники нужно постоянно держать на складе и в каком количестве. Еще в программе удобно контролировать загруженностью постов, что мы и делаем.

Мне интересны новые возможности, которые предлагает ваша программа (видеофиксация, интеграция с IP-телефонией, информационное табло). Хочется попробовать! Если это отлично работает, то я с удовольствием буду использовать.

В ближайшие дни открываем новый автосервис и, конечно, учет будем вести на базе «АвтоДилера» (Магазин, Сервис, Нормы, Планирование, Каталог). Официально открываемся только в субботу, ещё настраиваем оборудование, но учет в программе уже ведем.

С искренним уважением,
Андрей Сигитов
Директор, ООО «АвтоВида» («GARAGE KALININ»)

с нами с 2004 г.

В 2014 году открыли свой таксопарк, а потом и автосервис. Нужно было как-то учитывать историю ремонта по каждому такси, поэтому начали искать программу. Сравнивали с кем-то другим, но в «АвтоДилере» было гораздо удобнее.

В «АвтоДилере» нет ничего сложного, надо только ответственно подходить и быть аккуратным. Нужно быть готовым вбивать все артикулы запчастей и работы без ошибок, чтобы все писали одинаково, иначе потом могут появиться проблемы и неразбериха. Мы с этим столкнулись.

Вообще-то мы сейчас уже закрываем автосервис — повысилась арендная плата и никак не получается решить вопрос с кадрами. Город маленький, средний заработок 9-10 тысяч и люди охотнее идут к гаражным мастерам, хотя те и не несут особой ответственности за свою работу. Жаль, что таких мастеров никак не наказывают и надзора за ними нет.

Будем открывать новый бизнес в сфере отдыха и семейного досуга. Но АвтоДилер продолжим использовать для таксопарка, все равно нам это удобно, накоплена история ремонта за несколько лет. Благодаря этому мы можем понимать сколько вложили в ремонт каждого автомобиля, и на этой основе уже принимать какие-то решения.

С искренним уважением,
Александр Локтев
Коммерческий директор, «АвтоСтоп»

с нами с 2014 г.

В системе автобизнеса я работаю более четверти века, и за этот весьма немалый срок у меня сформировалось беспристрастное и абсолютно точное представление о том, как должен работать автосервис, чтобы идти в ногу со временем.

Без постоянного повышения эффективности работы прогресс невозможен, а настоящий эффект достижим лишь при использовании высококачественного программного обеспечения, способного в полной мере обеспечить всё возрастающую потребность совершенствования системы управления производством и учёта результатов деятельности. В связи с этим весь срок работы автосервиса «Борода и Ко» я разделяю на «до» и «после» начала работы с программными продуктами от «АвтоДилера». Впервые моя компания начала их использование более 6-ти лет назад, и уже давно я попросту не представляю, как можно было обходиться иными, несмотря на то, что прежняя программа была разработана специально для моего автосервиса.

С внедрением «АвтоДилера» произошёл качественный скачок в системе управления, обусловленный её бесспорными достоинствами, к числу наиболее значимых из которых я отношу следующие:

  • Универсальность. Программа позволяет осуществлять любые действия, относящиеся к поиску, систематизации и использования информации, вести точный учёт по всем направлениям деятельности, пользоваться многочисленными иными её возможностями. Удобство пользования базами данных – как встроенными, так и собственными, обеспечивает моментальный поиск всех необходимых данных по любым заданным исходным параметрам.
  • Возможность одновременного использования несколькими сотрудниками, как в автономном режиме, так и в режиме онлайн обмена информацией. Это в разы повышает эффективность работы, экономит огромное количество времени, существенно упрощает решение множества задач.
  • Возможность адаптации практически каждого параметра программы под конкретного пользователя. Учитывая то, что каждый из них обладает определёнными привычками и предпочтениями, этот фактор весьма важен, поскольку позволяет ускорить работу и снизить вероятность ошибок; немаловажен в данном аспекте и чисто психологический фактор.
  • Лёгкость обучения работе с программой. Совершенный интерфейс, тщательно продуманное меню, доступность информации, абсолютная понятность символов и команд, чётко последовательная схема работы позволяют без труда освоить программу людям, никогда прежде с подобным не работавшим, что является огромным плюсом при обучении вновь принятых сотрудников, и в разы сокращает сроки их стажировки.
  • Постоянное обновление без необходимости переобучения. Систематическое совершенствование ПО регулярно повышает и расширяет возможности пользователей, при этом, все нововведения производятся таким образом, что для адаптации к ним требуется минимум времени и усилий. Очень важно, что разработчики учитывают все пожелания и замечания пользователей, в том числе и мои, что не только полезно с практической точки зрения, но и весьма приятно.

Перечисленным отнюдь не ограничиваются достоинства ПО от «АвтоДилер», однако даже краткое упоминание их всех заняло бы слишком много места, поэтому в заключение я хочу лишь ещё раз поблагодарить разработчиков ПО, руководство и весь коллектив компании «АвтоДилер» за их неоценимую помощь в работе моего предприятия.

Желаю дальнейшего процветания вашего бизнеса, успехов и удачи во всех начинаниях.

С искренним уважением,
Евдокимов Сергей Сергеевич
Директор, «Борода и Ко»

Источник http://avtofun.ru/art_norma_chas_remonta_auto.php
Источник Источник http://standartgost.ru/g/pkey-14293737849
Источник http://autodealer.ru/soft/rtimes

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожее

О видеорегистраторе XIAOMI MIJIA SMART

Видеорегистраторы — это устройства, которые позволяют документировать различные происшествия на дороге. В отсутствие свидетелей запись о столкновении часто является единственным способом доказать чью-то вину. Видеорегистраторы постоянно развиваются в направлении новых функциональных возможностей и улучшения параметров. Рекордер, интегрированный с зеркалом заднего вида, представляет собой интересную модель. Видеорегистратор марки XIAOMI MIJIA SMART тщательно упакован в картонную коробку. […]

Теплоизоляция автомобиля, двигателя, салона, используемые материалы

Теплоизоляция автомобиля своими руками Наша зима всегда славилась своей продолжительностью и крепкими морозами, поэтому одной из главных задач для автолюбителя является теплоизоляция автомобиля. Почему бы и нет? Эту работу нельзя назвать сложной. При правильной организации и наличии под рукой необходимых материалов весь процесс утепления занимает от 3 до 6 часов. Что это дает? Во-первых, теплоизоляция […]

X

Яндекс.Метрика