Как правильно двигаться накатом
Новое в блогах
Сообщество «Интересные новости»
Как правильно двигаться накатом. Чем опасно движение с выключенной передачей
Как правильно двигаться накатом. Чем опасно движение с выключенной передачей
Несмотря на то, что об опасности движения накатом твердят все и всюду, число водителей, практикующих езду с выключенной передачей, меньше не становится.
Что такое накат
Движение накатом является режимом, при котором рычаг механической коробки переключения передач находится в нейтральном положении. Детали механизма переключения передач при этом пребывают в состоянии покоя, за исключением ведущего вала. Если дополнительно выжать еще и педаль сцепления, двигатель превращается в автономное устройство, работающее на холостых оборотах.
Некоторые водители, с целью экономии топлива, во время движения накатом практикуют выключение двигателя. В результате автомобиль представляет собой, образно говоря, «тележку», перемещающуюся по инерции за счет набранной ранее скорости.
Езда накатом используется нерадивыми водителями на длинных спусках или при подъезде к перекресткам и другим участкам дороги, где необходимо плавно замедлить движение.
Экономия топлива
Устоявшееся мнение об экономии топлива при движении накатом пришло к нам еще из прошлого века, когда двигатели были несовершенны. Что же мы имеем сейчас?
При движении автомобиля с выключенной передачей его двигатель работает в режиме холостого хода, потребляя топливо в количестве от 2 до 3 литров на 100 км пути. Если же оставить передачу включенной и отпустить педаль акселератора, то есть перейти в режим торможения двигателем, подача топлива к двигателю почти полностью прекратится и расход топлива станет близким к нулю.
В этом очень легко убедиться при наличии в машине бортового компьютера с функцией отображения текущего расхода топлива. Действительно, при отпускании педали газа прибор покажет практически нулевой расход бензина или дизельного топлива.
В результате, желая сократить расход топлива за счет использования движения накатом, водители его лишь увеличивают.
Эффективность торможения
Еще одно распространенное заблуждение заключается в том, что эффективность торможения при выключенной передаче существенно выше, чем при включенной. При движении с выключенной передачей, в случае необходимости резко замедлить скорость движения или остановиться, в торможении участвует только основная тормозная система автомобиля. При этом очень высока опасность блокировки колес и потери управляемости машиной из-за уменьшения сцепления колес с дорогой.
В случае же включенной передачи работающий двигатель не даст колесам ни малейшего шанса на блокировку, а комбинированная система торможения, включающая в себя торможение двигателем и основной тормозной системой, позволят добиться минимального остановочного пути.
Особенно опасно торможение с выключенной передачей в условиях мокрого дорожного покрытия или гололеда, когда появление даже небольшого сухого участка дороги и последующее за ним неравномерное распределение тормозных усилий на колеса способно привести к заносу, чреватому дорожно-транспортным происшествием.
Экономия ресурсов сцепления и коробки передач
Глубоко заблуждаются те, кто считает, что пуская автомобиль в движение накатом, экономят ресурсы механизмов сцепления и переключения передач. Частота и интенсивность использования педали сцепления и рычага переключения передач на долговечность коробки передач и сцепления практически не влияют.
Гораздо больший урон этим механизмам наносят неправильная работа сцеплением и нарушение последовательности действий при переключение с одной передачи на другую.
«Любителям» подолгу держать нажатой педаль сцепления хочется еще раз напомнить, что нажатие педали сцепления допустимо лишь на непродолжительное время, необходимое для переключения на следующую передачу. Во всех остальных случаях для отсоединения двигателя от ведущих колес необходимо выжать сцепление и включить нейтральную передачу.
Исходя из вышесказанного, возникает закономерный вопрос: «Если вождение накатом не экономит топливо, не повышает эффективность торможения и не влияет на ресурс механизмов, есть ли хоть какой-нибудь смысл в его использовании?»
На наш взгляд, накат допустим лишь в завершающей фазе движения, когда двигаясь с минимальной скоростью по сухой дороге, через несколько метров планируется выполнить остановку автомобиля.
Можно ли глушить двигатель сразу: как это сделать правильно
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Как глушить двигатель автомобиля согласно инструкции
- Как глушить дизельный двигатель
- Какие ошибки во время остановки двигателя являются самыми распространенными
- Какие есть варианты защиты двигателя и турбины от перегрева после остановки
Автолюбители редко задумываются о том, как правильно заглушить двигатель автомобиля. Скорее их волнует, как его быстро запустить. Что может быть нового в глушении двигателя? Подъехал к конечной точке движения и просто вынул ключи из замка зажигания. И мало кто знает, что столь распространенный метод способен не только снизить рабочий ресурс двигателя, но и совсем вывести мотор из строя.
Как правильно глушить двигатель автомобиля: инструкция
Чтобы коробка сцепления и силовой агрегат не получили повреждения, достаточно воспользоваться данным алгоритмом, сохраняя последовательность действий:
- Найти разрешенное место для парковки и остановиться, выровняв перед этим машину.
- Обратить внимание на положение рукоятки (селектора) передач. На механической КПП перевести в нейтрал; на автоматической КПП – в нейтрал (N) или паркинг (P).
- Поставить автомобиль на ручной тормоз (поднять ручку до упора).
- Выключить фары: ближний свет или габаритные огни.
- Выдержать паузу в 30-60 секунд.
- И только после этого перевести ключ из положения 2 в положение 1, а затем вытащить его из замка зажигания. Если автомобиль запускается кнопкой, то правильно останавливать его надо с помощью аналогичного действия: нажать кнопку.
- Добиться срабатывания рулевого замка, поворачивая руль в любую сторону.
- Включить систему охранной сигнализации.
За пару минут до предполагаемой остановки необходимо выключить все приборы, работающие на электричестве: вентилятор печки, кондиционер, все обогреватели – зеркал, стекла, сидений. Зимой в морозные дни за пять минут до того, как заглушить мотор, правильно будет включить обдув лобового стекла на минимальной температуре. Это поможет избежать его обледенения внутри автомобиля за время стоянки.
Все эти действия направлены на продление срока эксплуатации вашего «железного друга».
«Умная» электроника на борту современного автомобиля способна предусмотреть все форс-мажорные ситуации, связанные с резкой остановкой мотора, что положительно отразилось на увеличении срока его эксплуатации.
Правильно запрограммированная система охлаждения не допустит перегрева даже при отключении энергосистемы. Инженеры не обошли вниманием и систему продувки камер сгорания, добившись двойного образования искры за один ход поршня.
Этот прием не дает возможности несгоревшему топливу накапливаться в поршневой группе во время остановки мотора.
Произошла доработка и дизельных силовых агрегатов, но с поправкой на вид топлива. Искра в них не образуется, но освободить камеры сгорания от лишней солярки поможет работа на холостом ходу в течение некоторого времени перед остановкой движка. Так что заглушить дизельный мотор надо тоже правильно.
Как нужно останавливать двигатель на старых автомобилях
Благодаря технологическому прорыву силовые агрегаты современных автомобилей защищены от возможных негативных последствий при неожиданно быстрой остановке.
А как быть со старыми машинами, которые были выпущены еще в прошлом веке и до сих пор находятся в эксплуатации? Неужели для них ничего не изменилось? Даже начинающий автолюбитель уверенно докажет, что это не так, и на протяжении десятилетий моторы большинства иномарок и отечественных моделей постоянно дорабатывались.
На примере наиболее популярных моделей, Опель и ВАЗ, рассмотрим, что изменилось в их движках. Во-первых, добавились гидрокомпенсаторы. Во-вторых, была скорректирована система впрыска топлива в камеры сгорания: карбюратор заменен на моноинжектор и на полный инжектор, в дизельном моторе вместо обычных форсунок впрыска установлены электронные.
Благодаря новому программному обеспечению появилось еще несколько дополнительных датчиков контроля работы двигателя, но срок его эксплуатации по-прежнему ограничен 500000 км пробега, как и 20 лет назад. Большое количество пройденных автомобилем километров требует особого внимания независимо от того, какая коробка передач на нем установлена.
Речь идет о неизбежном со временем механическом износе узлов и деталей. Здесь уже многое зависит от владельца, насколько правильно и бережно он относится к своему автомобилю при езде по сложной трассе и в тяжелых погодных условиях. В любом случае нелишним будет регулярно давать мотору отдыхать после длительного пробега, запуская его на 2-3 минуты в холостом режиме.
Как правильно заглушить дизельный двигатель автомобиля
Бензиновые и дизельные моторы отличаются способами глушения, причем кардинально. Для остановки первых достаточно повернуть ключ в замке зажигания, что и делают все водители. А вот с дизелем все иначе.
Правильно остановить работу двигателя означает прекратить подачу топлива. Заглушить дизель легковушки можно по аналогии с бензиновым – повернуть до конца ключ в замке зажигания. Срабатывает электрический клапан, и в мотор перестает поступать солярка.
С грузовиками, тракторами и автобусами все немного иначе. Там на специальном рычаге есть кнопка, которую надо нажать. Иногда она находится прямо в полу, рядом с педалями управления либо на приборной доске. Удерживая кнопку в нажатом положении, необходимо дождаться блокировки подачи топлива.
После этого можно глушить двигатель.
«Диагностика двигателя автомобиля: обзор средств и методов» Подробнее
Опытные водители советуют: если неожиданно возникла необходимость сбавить скорость и остановиться, то правильно будет заглушить мотор, не пользуясь педалью сцепления. Это уменьшит нагрузку на двигатель. Метод работает только на грузовиках и автобусах, на других автомобилях с механическим приводом такая остановка силового агрегата может привести к выходу из строя системы питания.
Как правильно глушить дизельный двигатель с турбиной и бензиновый турбомотор
Двигатель с системой турбонаддува категорически не рекомендуется глушить сразу после остановки. Причем это требование обязательно для водителей и дизеля, и автомобиля на бензиновом топливе, независимо от режима эксплуатации ДВС. Невыполнение данного правила ведет к локальным перегревам мотора, сокращает срок эксплуатации турбокомпрессора вплоть до выхода из строя.
Турбина сильно разогревается благодаря высокой температуре выхлопных газов, за счет которых она вращается. Когда приходится резко глушить двигатель, турбокомпрессор остается горячим.
Подача моторного масла, необходимого для смазки и охлаждения подшипников турбины, при этом полностью прекращается. За счет инерции турбокомпрессор останавливается не сразу, а проворачивает вал еще несколько раз практически «на сухую».
Температура и так горячей турбины становится еще выше, что приводит к коксованию остатков масла и повышенному износу механических частей турбонагнетателя.
Подобной проблемы не возникнет, если турбомотор заглушить правильно: не сразу после остановки машины, а дать ему поработать на холостом ходу 1-3 минуты. Температура и мощность струи выхлопных газов резко уменьшатся, соответственно, снизится температура корпуса турбины.
Самые распространенные ошибки во время остановки двигателя
Самое главное правило: нельзя резко заглушить автомобиль во время движения. Быстрая остановка мотора вызывает перегрев агрегата, особенно в месте работы поршней.
Металл начинает рассыпаться, что в несколько раз увеличивает скорость износа двигателя.
К тому же при резкой остановке мотора отключаются система тормозов и гидроусилитель руля, что при неопытном водителе может спровоцировать ДТП.
Еще одна ошибка – заглушить двигатель в состоянии перегрева сразу после движения. В результате мотор может заклинить, что потребует дорогостоящего ремонта.
Если датчик температуры ОЖ сигнализирует о ее превышении, необходимо перевести ручку КПП в нейтральное положение, найти безопасное место для стоянки и после парковки не заглушать двигатель в течение 30 секунд.
Это поможет избежать перегрева поршневой группы.
И третья серьезная ошибка – тормозить двигателем, то есть останавливать его на включенной передаче в тех случаях, когда это не является необходимостью. Огромная нагрузка, приходящаяся в этот момент на все узлы и агрегаты, может не только повредить, но и полностью разрушить мотор.
«Ремонт дизеля Фольксвагена Туарег: слабые места и виды ремонта» Подробнее
Чтобы не допускать подобных промахов, надо с самого начала вождения запомнить нехитрый способ, как правильно заглушить двигатель автомобиля – не ранее, чем через 10 секунд после полной остановки автотранспортного средства любого типа. Бережное отношение к «железному коню» принесет вам уверенность в его надежности в любой дорожной ситуации.
Варианты защиты двигателя и турбины от перегрева после остановки
Довольно часто автовладельцы задают вопрос о том, почему на заглушенном двигателе продолжает работать вентилятор. Этой же темой интересуются малоопытные владельцы автомобиля с турбодвигателем: «не получается заглушить мотор ключом». Поясняем: производитель современных автомобилей изначально устанавливает штатную защиту от опасного воздействия на узлы и детали силового агрегата.
Например, резко остановив горячий ДВС, водитель может получить следующие проблемы:
- увеличение риска локального перегрева ЦПГ и других элементов двигателя;
- в зимнее время возникновение резкого температурного перепада из-за мороза.
Подобные температурные всплески, допускающие как перегрев, так и чрезмерное охлаждение, приводят к выходу из строя многих деталей: замены потребуют поршни, кольца, ГБЦ и т. д.
Именно поэтому после того, как пришлось заглушить двигатель, вентилятор системы охлаждения продолжает работать еще некоторое время, получая питание от АКБ.
Подобное техническое решение правильно и способно снизить возможные риски, возникающие при остановке двигателя.
Владельцам автомобилей с турбонаддувом тоже не стоит беспокоиться. У них стоит устройство, своего рода турботаймер, которое способно автоматически заглушить двигатель с турбиной через определенное время.
Говоря другими словами, мотор сразу не остановится, если вынуть ключ из замка зажигания. Производитель подстраховался на тот случай, если автовладелец забыл поставить автомобиль на холостой ход после пробега.
К тому же турботаймер экономит время водителя, позволяя ему сразу выходить из машины и включать охранную сигнализацию, не дожидаясь остывания турбины. Единственный минус для машин с МКПП – необходимость установки ручного тормоза.
Зимой при длительной стоянке из-за этого могут подмерзать задние тормозные колодки.
Системы защиты у разных производителей варьируются по степени сложности, возможна доработка системы охлаждения и турбокомпрессора. Водителю желательно на это особо не рассчитывать, а выработать полезную привычку не заглушать мотор сразу после остановки.
Кто-то считает, что знать, как правильно заглушить двигатель автомобиля, не так важно, подобные рекомендации никак не влияют на сохранность авто. Возможно, за короткий срок кардинальных изменений с агрегатом не произойдет. Но если говорить о длительной перспективе, то тут дело совершенно другое.
«Как слить охлаждающую жидкость правильно и залить новую» Подробнее
Скорее всего, вы не хотите раньше времени узнать, где находится СТО и что такое капитальный ремонт двигателя с соответствующими финансовыми затратами. А намерены как можно дольше оставаться за рулем авто, наслаждаясь комфортной ездой. Тогда прислушайтесь к этим советам. Ведь их не так сложно выполнять.
Как правильно глушить двигатель автомобиля: мнения автовладельцев
- «Если не обращать внимания на работающий кондиционер, то, как я понял, заглушить двигатель можно сразу. И неважно, какая была скорость – 140 или 5 км/ч. При маленькой скорости двигатель даже сильнее нагревается, так как нет встречного потока воздуха. После заглушки топливная смесь не подается и не воспламеняется, поэтому движок перестает греться, а спокойно остывает до температуры окружающей среды. Очень правильно для узлов и механизмов, собранных из материалов с разными коэффициентами температурного расширения».
- «От друзей слышал, что надо не обычный мотор специально остужать, а турбину, потому как при резкой остановке на ней начинает масло гореть. Правильно и двухтактные двигатели воздушного охлаждения на холостом ходу остужать (с водным охлаждением смысла нет). У меня получается выключать где-то секунд через 10. Пока остановишься, пока ремень отстегнешь, повесишь его правильно, пока автомобиль на ручник поставишь, выключишь свет, вентилятор, так и до двигателя очередь доходит. На все про все несколько секунд как раз и трачу».
- «В городе глушу дизель как получится, могу и сразу. Если по трассе шел и сразу на обочину встал, то правильно минуту дать поработать мотору. Если на парковку заехал, разницы нет. Пока место найдешь, пока встанешь, движок и так почти на холостых работает, турбина остывает, можно сразу заглушить, как припарковался. Гоняю на третьем дизеле – полет нормальный, с таймерами и прочими прибабахами не заморачиваюсь».
- «Правильно, минута нужна и на разогрев, и на охлаждение дизеля и турбины. Но на парковке можно не переживать, пока встанешь, движок и так остынет, можно сразу заглушить».
- «Человек же тоже не может мгновенно остановиться после бега, так и для автомобиля, наверное, неправильно двигатель сразу заглушить. Думаю, что 10-30 секунд холостого хода достаточно будет перед тем, как совсем остановить».
- «Если вентилятор нормально работает, то в обычных условиях двигатель можно спокойно заглушить. Не будет ни проблем, ни последствий. А вот если сработал датчик высокой температуры ОЖ, то по инструкции сразу заглушить двигатель нельзя. Надо встать у обочины, поднять капот и при работающем вентиляторе прогнать мотор на холостом ходу до отключения аварийной сигнализации (если только причина в банальном перегреве, а не в разгерметизации системы охлаждения с выбросом ОЖ). Подобное требование объясняется просто: при заглушенном моторе помпа не работает, ОЖ перестает циркулировать и отводить тепло от перегретых зон, что может привести к местному короблению ГБЦ с вытекающими, в прямом смысле, последствиями.
Как правильно глушить двигатель автомобиля
В целом, резко останавливать двигатель, особенно после активной езды и на высоких оборотах является не самым лучшим решением. По возможности этого следует избегать, ведь итогом подобных действий могут стать довольно неприятные поломки двигателя и различные осложнения. Данная рекомендация относится ко всем типам моторов, всегда будут некоторые негативные эффекты от этих действий.
Глушим дизельный мотор
Если речь идет о бензиновом двигателе, этот процесс остановки путем выключения самого двигателя там является элементарно простым. Стоит только повернуть ключ в замке зажигания, как двигатель заглохнет. Если дело касается дизеля, то тут отсутствует зажигание, поэтому указанный принцип не работает, нужно пользоваться другими.
Отличие принципа отключения дизельного двигателя заключается в другом механизме. Для того чтобы двигатель заглох ему перекрывают топливо. В дизельных авто используется электрический клапан, который перекрывает поток солярки. Помимо этого иногда механизм предусматривает и открытие форсунок при помощи специальных импульсов. Эта опция, как правило, есть только в современных автомобилях.
Легковые и грузовые авто
На практике дело с легковым автомобилем выглядит достаточно легко. Нужно только перевести ключ в соответствующую позицию. Для крупных автомобилей используется специальная кнопка, которая располагается на рычаге, как правило, такие кнопки есть на:
- грузовых авто;
- тракторах;
- автобусах.
На указанном транспорте кнопка может располагаться не только на рычаге, но и под ногами водителя, либо на приборной панели.
Эта кнопка включает простое механическое перекрытия подачи топлива, поэтому её нужно удерживать на протяжении некоторого времени. До тех пор покуда мотор полностью не перестанет действовать.
На автобусах и грузовых автомобилях нужно перекрывать подачу топлива без нажатия сцепления.
Действия в специфических ситуациях
Иногда могут наблюдаться ситуации, когда заглушить мотор простыми способами не представляется возможным. К примеру, когда сломался электрический клапан, но двигатель нужно остановить.
В подобном случае включают самую высокую скорость и на фоне медленного отжатия сцепления, плавно нажимают на тормоз.
После того как вы выполнили торможение, целесообразно налить в масляный картер немного бензина (около стакана) для того чтобы повысить общую вязкость масла.
Совет особенно целесообразно использовать в холодную погоду, для того чтобы в дальнейшем мотор нормально запускался. Когда мотор нужно установить после длительной дороги, сначала используют пару минут работы на холостых оборотах.
Этот метод целесообразен для того чтобы сохранить все действующие узлы и не создавать нагрузки на агрегат.
Особенно совет полезен для турбированных моторов, однако даже если турбина в двигателе отсутствует, он всё равно является актуальным.
Некоторые современные автомобили имеют турботаймеры.
Эти приборы продолжают работу мотора и при выключении зажигания турботаймер определяет временной интервал на протяжении которого силовому агрегату следует продолжить свою работу для того чтобы в итоге заглохнуть, но без существенного риска повреждения механизмов. Таким образом при отсутствии турботаймера лучше просто давать немного времени на холостых оборотах, но если турботаймер имеется, то вполне возможно полагаться и на мнение этой аппаратуры.
Почему не нужно глушить двигатель сразу после остановки автомобиля
Сегодня абсолютное большинство производителей авто устанавливает на машины турбированные двигатели. Речь идет не только о дизельных силовых агрегатах, но и о бензиновых. Все потому, что уже достаточно давно появилась тенденция ухода от атмосферной техники в пользу упомянутой турбированной.
Если заглянуть в руководство по эксплуатации современного автомобиля, то увидишь следующее утверждение: двигатель должен работать на холостом ходу еще некоторое время после остановки. Работа должна быть непродолжительной, однако глушить двигатель сразу нельзя. Этого требуют турбокомпрессоры. Они нуждаются в охлаждении. И справедливо это как для дизельных, так и для бензиновых авто.
Соблюдение этого условия очень важно, так как двигатель, продолжая работать на холостом ходу, поддерживает циркуляцию масла и удаляет излишки тепла из турбонагнетателя. Продолжается в таком состоянии и циркуляция охлаждающей жидкости.
Важно понимать, что если двигатель заглушили сразу после остановки, турбина продолжает вращаться по инерции. Если заглушить двигатель, то масло в таком состоянии может начать коксоваться от перегрева. В свою очередь, образовавшаяся субстанция не пустит масло в подшипники. При последующих запусках они могут раскрошиться, что приведет к ремонту. Возможно, всего компрессора целиком.
Единственным «но» во всем этом остается расход топлива. И здесь дизельные двигатели едва ли не в сухую обыгрывают бензиновые, так как почти не расходуют топливо на холостом ходу. Если бензиновый двигатель всегда требует соотношение смеси 14.7к1, то дизельный на холостом ходу требует всего 100к1.
Стоит добавить, что аналогичную процедуру следует проделывать с бензиновыми двигателями на турбонаддуве. Для остывания агрегата надо всего несколько минут. Лучше всего после покупки автомобиля ознакомиться с руководством по эксплуатации.
Если вам понравилось, пожалуйста, поделитесь с друзьями!
Можно ли глушить двигатель сразу: как это сделать правильно
Если вы хотите продлить срок службы двигателя, не выключайте зажигание сразу после остановки автомобиля, особенно если на улице жаркая пора. Лучше некоторое время подождать. Если вы заглушите хорошо разогретый двигатель без паузы, например, сразу же после динамичной езды и активных стартов на зеленых светофорах, то можете столкнуться с серьезными неприятностями.
Выключив мотор, вы прекращает работу насоса, качающего жидкость по системе охлаждения, а также маслонасоса.
В результате имеем нагретый двигатель, жидкость в котором близка к кипению, то есть ее охлаждающие свойства значительно снижаются, что создает опасность нанесения мотору термоудара.
Кроме того, резкие остановки могут привести к локальному перегреву масла и его пригоранию, а это изменение структуры и снижение эксплуатационных характеристик.
Последствием такого события могут стать серьезные повреждения мотора. Это может произойти не с первого раза, но регулярные «термострессы» рано или поздно приведут к печальным последствиям и двигатель «застучит».
Придется заниматься капитальным ремонтом силового агрегата, а это время и расходы. Правда, как нам рассказали специалисты дилерского центра SKODA «Авто Сити», в современных моделях стоят системы защиты от перегрева.
Так, например, заглушив двигатель, вы еще некоторое время будете слышать звук работающего вентилятора.
Поскольку датчик температуры мотора стоит прямо на нем, то насос системы охлаждения отключается вместе с ним, а на помощь приходит электроника, охлаждающая подкапотное пространство до приемлемой температуры с помощью потоков воздуха. Этот процесс может продолжаться до 10 минут и зависит от температуры мотора.
В большинстве современных автомобилей устанавливаются турбированные двигатели. В этом случае необходимо охладить не только двигатель, но и турбину, иначе срок ее службы существенно сократится.
Если в вашем автомобиле система защиты от перегрева отсутствует, то забота о здоровье двигателя ложиться на ваши плечи.
Просто, перед остановкой необходимо спокойно проехать несколько километров, что позволит охладить жидкость, которая, в свою очередь, снизит температуру двигателя.
Как вариант, можно остановиться и не глушить мотор минуту-другую, температура за это время успеет снизится, сообщили нам специалисты центра SKODA «Мейджор Авто».
Мы надеемся, что представленная выше информация позволит вам продлить срок службы двигателя и других систем автомобиля, а также избавит от внеплановых поездок в сервис.
Управление полностью исправным автомобилем позволяет водителю получать удовольствие от поездок. Приятного пути!
Турбодвигатель: глушить сразу или дать поработать на холостых?
Всем привет. Сегодня по просьбе постоянных читателей www.autoposobie.ru решил высказать собственное мнение относительно турбовых движков (турбодвигателей), вернее относительно того, можно ли их глушить сразу после поездки или все-таки нужно дать им поработать.
Вопрос глушить или не глушить возник не на пустом месте, дело в том, что опытным путем, а также ценой собственных ошибок удалось выяснить, что если заглушить турбированный двигатель сразу после поездки, можно навредить турбине или как минимум сократить срок ее службы.
Почему? Попытаюсь коротко ввести в суть дела… В работе турбины принимает участие масло, которое во время работы двигателя порядком нагревается. Во время движения масло всячески охлаждается (система охлаждения, вентиляторы, радиаторы и т. д.).
Однако, как только вы остановились и заглушили мотор, циркуляция и охлаждение масла прекращается. В этом собственно и заключается проблема.
Дело в том, что во время интенсивной поездки турбина серьезно нагревается, и если во время движения она охлаждается, то после того как вы остановились и заглушили мотор, ни о каком охлаждении не может быть и речи.
Как выяснилось, когда горячий турбодвигатель сразу заглушить его турбина испытывает серьезный перегрев. Остатки масла, которые остались в ней попросту закипают, тем самым отлагаясь на ее стенках и закоксовывая ее каналы. Кроме того, страдают и другие детали горячей турбины лишенной охлаждения, подшипники, различные уплотнители и сами лопасти, которые нередко могут деформироваться.
Нельзя также не упомянуть о таком понятии как «масляное голодание».
Как я уже говорил, на заглушенном моторе прекращается циркуляция масла, однако не прекращается вращение разогретой до красна турбины, которая вращается еще некоторое время по инерции, однако уже без масла, то есть «всухую». Это также имеет негативное влияние на «улитку» и приводит к ее преждевременному износу и выходу из строя.
С этим вроде все понятно!? Казалось бы, все определенно ясно, глушить турбомотор сразу нельзя, надо дать ему поработать некоторое время, чтобы понизить температуру турбины и минимизировать вероятность термоудара. Однако некоторые автомобилисты вопреки всему утверждают обратное и, по их мнению, нет необходимости ждать пока турбина остынет и вот их доводы.
Главным доводом против того, чтобы давать турбовому движку остыть, является отсутствие какой-либо информации автопроизводителей по этому поводу, а как известно, что не запрещено — то разрешено!
Действительно, как оказалось ни один производитель не дает четких указаний относительно того сколько нужно давать мотору поработать, эта ситуация похожа на ситуацию относительно прогрева мотора, где также нет единого мнения.
И точно также производитель не дает никаких особых комментариев по поводу всех существующих между автомобилистами дискуссий.
Хотя, в последнее время стали появляться рекомендации относительно прогрева и как оказалось производители советуют начинать движение, не дожидаясь, когда мотор прогреется до рабочей температуры.
Почему? Это, как говорится, отдельная тема, если коротко, то причина, на мой взгляд, во «всемирном заговоре автопроизводителей», которым невыгодно, чтобы двигатели долго ходили, а также в состоянии экологии, которая интенсивно ухудшается во время ежедневных массовых прогревов…
С турбиной правда немного другая ситуация. Учитывая появление турботаймеров, устройств, которые созданы для продления жизни турбин, можно сделать вывод о том, что автопроизводители признали тот факт, что, если заглушить турбомотор сразу, срок эксплуатации турбонагнетателя сокращается.
Турботаймер — это устройство, которое препятствует перегреву турбины и дает ей остыть даже после того, как вы вытащили ключ из замка зажигания.
Не буду углублять в подробности, в общем есть такая фишка на многих современных автомобилях, скажу одно, обладателям таких моторов действительно можно не переживать и смело глушить мотор, турботаймер все сделает за вас.
Ту же функцию выполняют и электронасосы систем охлаждения современных двигателей, которые продолжают циркуляцию ОЖ даже после того как мотор заглушили. Такое ноу-хау позволяет предотвратить термоудар, а также поломки вроде деформации ГБЦ со всеми вытекающими. Все это понятно, но как быть тем, у кого нет всех этих «фишек»?
Для таких лично я бы порекомендовал следующее. Если вы любитель полихачить или поездка была длительной, плюс за окном жара, я бы советовал после остановки не спешить глушить мотор, дайте ему поработать 1-3 минуты.
Это позволит турбине снизить обороты и охладиться, в результате чего вы предотвратите термический удар и не допустите закоксовки и масляного голодания.
Последнее даже если и возникнет, то на малых оборотах турбины оно вряд ли сможет причинить вред «улитке», к тому же внутри, как я уже говорил, есть остатки масла.
Если же поездка была не долгой, к тому же вы предпочитаете спокойный стиль езды, пожалуй, в таком случае вы смело можете глушить турбодвигатель сразу после остановки. В щадящем режиме мотор и турбина вряд ли успели «дойти до кондиции», поэтому ничего страшного, если вы сразу после остановки заглушите двигатель.
Что до современных авто, которым год-два от роду… Если вы обладатель нового авто оснащенного турбиной, то скорее всего, вам «париться» по поводу глушить турбомотор сразу или потом, вообще не стоит. Об этом, скорее всего, позаботился производитель.
Современные турбины имеют более продвинутое охлаждение с дополнительным электронасосом. Когда вы заглушите мотор он либо продолжит работу, либо перейдет в режим «афтеркулинг» и позаботится о правильном охлаждении вашей турбины.
Даже если вы захотите, чтобы мотор поработал после остановки, вам придется сидеть в салоне и ждать, когда это произойдет, так как современные охранные системы враз обнаружат ваше отсутствие или, что вы открыли дверь, тут же заглушат мотор принудительно, вместо вас.
На таких авто все продумано и охлаждение турбины после остановки в том числе.
Что в итоге?
Как видите, на вопрос можно ли глушить турбированный двигатель сразу после остановки каждый получит свой ответ. Для владельцев старых иномарок, на которых нет ни турботаймера, ни продуманной производителем «умной» системы охлаждения турбины, пожалуй, стоит прислушаться и дать турбине остыть, особенно если перед этим она получали нехилую взбучку.
Если же мотор оборудован специальной системой, которая не позволяет турбине перегреться, вам не стоит переживать о возможном термоударе и прочих неприятностях. Единственное, что хотелось бы посоветовать, это не злоупотреблять педалью «газа».
Несмотря на кажущуюся безупречность и совершенность нынешних турбомоторов, они все еще уязвимы и все еще страдают от высоких скоростей и некачественного масла.
У меня все, берегите себя и свой турбодвигатель, и поверьте он отблагодарит вас в ответ безотказной ровной работой на протяжении многих лет. Спасибо за внимание, до новых встреч на Автопособие водителя! Пока.
Нельзя глушить двигатель сразу после остановки!? Миф или правда?
Возможно вы сталкивались с информацией от том, что двигатель не рекомендуется глушить сразу после поездки. Это действительно так или это выдумки фантазёров? Давайте разбираться.
Чаще этим вопросом задаются владельцы турбированных моторов. В теории, при выключении зажигания, турбина какое-то время может крутиться, а масло, для её охлаждения, поступать не будет.
Что может привести к различным механическим повреждениям.
Так же, в рабочем режиме, турбина разогревается до больших температур и при глушении мотора может возникнуть разница в температуре, что так же может привести к поломке турбины. Но так ли это страшно на самом деле?
Итак, можно ли сразу глушить турбированный двигатель или нужно подождать?
В большинстве современных турбированных автомобилях, турбина устроена так, что после глушения ДВС, она практически не крутится по инерции.
Разогревается же турбина до больших температур только на высоких скоростях. Получается, что во время парковки автомобиля, турбина уже не работает на высоких оборотах и охлаждается до низкой температуры.
Из этого можно сделать вывод, что после поездки, можно сразу глушить двигатель.
Если же вы топили на большой скорости, устраивали жогово и не щадили двигатель, а затем резко остановились, то конечно в таком случае не рекомендуется сразу глушить двигатель.
Можно ли глушить атмосферный двигатель сразу после остановки?
Данный вопрос так же достаточно популярен, так как автовладельцев беспокоит, что при глушении двигателя, выключается помпа и это может привести к перегреву ДВС.
Не волнуйтесь атмосферный двигатель можно глушить сразу после остановки, даже если вы топили на нем всю дорогу.
Двигатель охлаждается постоянно и его температура, все время, поддерживается на одном уровне, вне зависимости от стиля езды, даже если вы вообще никуда не ездили, а стояли на холостых. При глушении двигателя, помпа останавливается, но охлаждающая жидкость из ДВС никуда не девается, потому он благополучно охлаждается.
Рекомендуется переодически проверять температуру двигателя на приборной панели. При неправильной работе системы охлаждения или двигателя, его температура может начать превышать допустимую, что может привести к серьезным последствиям.
Выводы
В итоге все слухи про, то что двигатель нельзя глушить сразу после поездки — это всего лишь слухи. Не стоит понапрасну тратить топливо и загрязнять окружающую среду. За редким исключением, можно дать остыть турбине после агрессивной поездки с быстрой остановкой.
Турбодвигатель — заглушить сразу или лучше подождать?
12 октября 2017 года
Тем, кому неохота читать до конца, отвечу коротко и быстро: да, можно глушить сразу! А остальным предлагаю немного порассуждать.
Вопрос порожден двумя проблемами.
Первая — так называемый термический удар. Даже у простейших, по сегодняшним меркам, моторов (типа жигулевских) было заметно, что после выключения зажигания их температура подскакивала. Это понятно: циркуляция охлаждающей жидкости и масла прекращается, а потому наиболее раскаленные части мотора начинают делиться теплом с менее нагретыми соседями.
Поэтому, если остановить горячий мотор, а секунд через 30 пустить его снова, обычно включается электровентилятор системы охлаждения. Именно поэтому во многих современных машинах электровентилятор может работать и после остановки мотора. Ту же цель преследуют и электрические насосы в системе охлаждения, продолжающие гонять охлаждающую жидкость.
Это предотвращает возможные неприятности — коробление головки и прочих нежных организмов.
Вторая проблема — более современная. Высокооборотная турбина после выключения двигателя продолжает по инерции крутиться фактически в режиме масляного голодания. Возможные неприятности очевидны — задиры и т.п. Именно поэтому в современных машинах инерционность турбин значительно снижена.
Обе проблемы способны породить головную боль у владельца машины.
Именно поэтому многочисленные форумы не перестают вести дискуссии на тему «можно ли глушить моторы сразу или же необходимо давать им „успокоиться“, помолотив вхолостую?» И самый продуманный, на мой взгляд, подход выглядит ожидаемо.
Мол, если езда была спокойная, то глушите себе моторчик и ни о чем плохом не думайте. А вот если носиться на запредельных скоростях, выкручивая движок до предела, тогда перед остановкой имеет смысл постоять хотя бы несколько минут, давая двигателю прийти в себя.
Замечу, что штатные инструкции автопроизводителей обычно хранят по этому поводу молчание. А разного рода турботаймеры, в основном, предлагаются как опции противоугонных устройств. Поэтому ситуация та же, что и с вопросом «Прогревать мотор перед ездой или нет?». Если хотите, чтобы моторчик послужил подольше, то не устраивайте ему «гонки на выживание» в критических режимах.
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter
Как правильно глушить машину
Все автомобилисты знают, что резко заглушив двигатель после продолжительной работы в напряженном режиме может привести к серьезным последствиям, поломкам двигателя, что влечет за собой выход со строя транспортного средства.
Остановка горячего двигателя влечет за собой локальный перегрев силового агрегата. Что же нужно помнить и знать, дабы избежать повреждения автомобиля при неправильной остановки машины?
Как глушить авто без проблем?
Внимание! Начинающие автомобилисты, будьте бдительные и сосредоточенные во время остановки транспортного средства. Какой алгоритм действий нужно предпринять, дабы не нанести вред силовому агрегату и коробке сцепления:
- выжать до отказа сцепление;
- нажать на тормоз;
- машина плавно остановится;
- после поставить нейтральную передачу и «выжать» ручной тормоз.
Такая последовательность действий будет наиболее правильной, что поможет продлить срок эксплуатации Вашего «коня». Несмотря на технологические защиты автомобиля от подобных ситуаций Вы также должны беспокоиться о состоянии Вашего транспортного средства!
- В современных автомобилях, с помощью компьютеризированного управления, производители предусмотрели все риски резкого торможения двигателя, что, конечно же, сказалось на более долгой службе силового агрегата.
- Инженеры, с помощью современных программ и накопленных знаний, усовершенствовали систему охлаждения, которая продолжает работать без участия энергосистемы, снимая вредные для двигателя температуры перегрева.
- А так же не забыли про систему продувки камер сгорания, в которых за один ход поршня происходит дублированное искрообразование, что предотвращает накапливание несгоревшего топлива во время остановки двигателя.
Дизельные двигатели доработаны так же, но с небольшими поправками на вид используемого топлива. В таких силовых установках отсутствует искрообразование, а избавиться от лишнего топлива в камере сгорания помогает более долгая работа на холостом ходу перед остановкой.
На сегодняшний день, практически все дизельные двигатели с современным программным обеспечением оснащены таймером остановки, который автоматически отключит все бортовые датчики и двигатель спустя определенное время, даже в отсутствии водителя.
Как глушить «старые» авто?
Современные автомобили защищены от неприятных последствий быстрой остановки, но неужели старые автомобили, так скажем, прошлого века, были и есть такие нежные и капризные?
Нет, конечно, и любой автолюбитель будет прав, утверждая это. Двигатели, практически любых современных иномарок и даже отечественного автопрома использовались не одно десятилетие, и лишь постоянные доработки, что требовало на данный промежуток времени, меняли его.
Можно привести пример на очень распространенных брендах – Опель и ВАЗ, что в этих двигателях поменялось? Добавились гидрокомпенсаторы, поменялась система впрыска (с карбюратора на моно инжектор и на полный инжектор, а в дизелях с простых форсунок впрыска, на электронные).
Установили новое программное обеспечение и задействовали несколько дополнительных датчиков контроля работы двигателя, и все, но нужно помнить, что эти двигателя отрабатывают до 500000 км пробега, что раньше 20 лет назад, то и сейчас.
Опасность резкой остановки двигателя всегда присутствует, только в современных моторах она не так велика. Если придерживаться простых правил, которые актуальны не только для старых моделей двигателей, но и для современных, то эти правила помогут предотвратить негативные последствия.
Первое правило и, наверное, самое главное, нельзя глушить автомобиль во время движения. После быстрой остановки двигателя, который работал в нагрузке, происходит резкое повышение температуры и ни одна система защиты не сможет предотвратить перегрев в районе поршневой группы, после чего метал, потеряет свои связующие свойства, что ускорит износ двигателя в разы.
Так же, остановка двигателя отключит систему тормозов и гидравлическую систему рулевого управления и не подготовленный водитель может попасть в ДТП.
Вторым по важности правилом является запрет остановки двигателя после движения во время перегрева. Резкая остановка, может привести к заклиниванию узлов двигателя и последующим весьма дорогим ремонтом.
Если двигатель превысил номинал температуры во время движения, то нужно перейти на нейтральную передачу, произвести остановку автомобиля в безопасном месте и дать ему поработать еще около 30 секунд, это нужно для отвода высоких температур от поршневой группы.
Если не требует ситуация, во время движения нельзя останавливать двигатель на включенной передачи скорости, или по-другому – тормозить двигателем. На все узлы и агрегаты приходится огромная нагрузка, что может привести к разрушению двигателя. Это третье и последнее правило, которое нужно знать.
В случае оснащения автомобиля турбиной также возможны большие неприятности. Если мгновенно выключить турбину, то подача масла для смазки подшипников турбины полностью прекращается, а смазка подшипников выполняется за счет имеющих остатков на подшипниках.
- Любой автомобиль рекомендуют глушить не ранее десяти секунд после полной остановки транспортного средства, это относится к любым типам двигателей и автомобилям.
- Управлять автомобилем нужно бережно, и только тогда вы сможете в любую погоду и в любое время воспользоваться автотранспортом, не думая, что он сможет Вас подвести!
Почему многие водители глушат двигатель только через минуту после остановки?
Оказывается, часть водителей глушат двигатель своего автомобиля не сразу, а только спустя 1–2 минуты после того, как он остановится. Есть ли в этом какой-то смысл? В чем причина? Об этом пишут эксперты.
1 Стоит ли глушить двигатель через минуту после остановки?
На первый взгляд может показаться, что это действие совершенно бессмысленное. Ведь зачем ждать, тратить на это время, раз автомобиль уже не работает. Наверное, эта процедура все-таки бесполезна?
Нет, это не так. Все не так просто, как кажется сначала, это действие играет важную роль в качественной работе транспортного средства. Автомобилисты не без причины ждут лишние пару минут. Есть ряд случаев, когда это ожидание буквально необходимо.
2 Зачем ждать?
Зачастую автолюбители не уделяют своему транспортному средству достаточно времени и внимания после того, как они добираются до места назначения. Хорошо, что некоторые хотя бы прогревают двигатель. Этого недостаточно, но все же лучше так, чем вообще никак.
Установлено, что в определенных ситуация силовой агрегат должен поработать несколько минут после того, как машина остановится. Этому дается разумное объяснение. Необходимость этого действия связано с особенностями конструкции двигателя.
Что можно выделить среди них?
Нередко происходят такие ситуации, когда водитель не заглушает двигатель сразу после парковки, когда вентилятор охлаждения продолжает функционировать.
Обязательно стоит учитывать то, что далеко не на каждом автомобиле вентилятор работает после выключения водителем силового агрегата. Из-за этого незамерзающая жидкость прекращает циркуляции в системе охлаждения транспортного средства. К каким последствиям это может привести? Далеко не самым лучшим. Результатом прекращения циркуляции антифриза станет маленький локальный перегрев.
На короткой дистанции никаких проблем не возникнет, этого недостатка можно даже не заменить. Однако лучше перестраховаться и позволить вентилятору охлаждения функционировать еще несколько секунд. Только после этого рекомендуется заглушать двигатель.
Если в автомобиле установлен турбированный силовой агрегат, то ждать пару минут после остановки просто необходимо.
Не следует сразу выключать двигатель и отправляться по своим делам. Дело в том, что турбины представляют собой дорогостоящие компоненты машин. Они чувствуют небрежную или неправильную эксплуатацию и остро реагируют на нее. В первую очередь это касается тех автолюбителей, которые предпочитают активное вождение. Оно может негативно повлиять на двигатель и функционирование транспорта в целом.
Если на дорогах выжимать из мотора последние силы, резко стартовать со светофоров, да так, что аж колеса заскрипят, повороты проезжать чуть ли не боком, а остановившись, моментально выключать зажигание, тогда без неприятных последствий не обойтись.
И связаны они будут не только с нарушениями правил дорожного движения. При скором глушении, даже если вождение было не настолько экстремальным, как в примере, помпа, гоняющая антифриз, отключится. Из-за этого циркуляция охлаждающей жидкости прекратится. На этом все не закончится. В дальнейшем мотор под капотом раскалится, а жидкость, находящаяся в нем, будет близка к кипению.
Результат не сложно предсказать. Охлаждающая жидкость, которая внезапно закипела, лишится своих основных свойств. Двигатель примет на себя высокий термический удар.
Разумеется, за один раз ничего критичного не случится, машина не взорвется. Если регулярно игнорировать это правило и не глушить двигатель всего лишь через пару минут после остановки, он выйдет из строя. Антифриз окажется в масле, его свойства резко изменятся. Поршень вылезет наружу блоков цилиндров. Двигателю потребуется капитальный ремонт.
О своем автомобиле надо заботиться. Что делать в данном случае? После того как авто остановится, необходимо подождать 1–2 минуты. За этот короткий промежуток времени механизмы остынут. Что произойдет, если заглушить двигатель сразу же? В таком случае незамерзающая жидкость перестанет циркулировать. Из-за этого узлы турбины будут изнашиваться в разы быстрее, чем могли бы при правильной эксплуатации.
Новейшие модели автомобилей становятся умнее в этом плане. Они защищены от безответственных пользователей.
Существуют такие автомобили, где водителю не надо ждать и глушить двигатель самостоятельно. Этот процесс автоматизирован. Обычно в машинах, где установлены турбомоторы, помпа работает еще некоторое время после того, как двигатель заглушается. Бывает, что водители слышат шум от работы радиатора и бегут в сервис.
Но пугаться этого не стоит. Датчик температуры обычно устанавливают прямо на мотор. Когда авто выключено, помпа, гоняющая незамерзающую жидкость, не функционирует. Умная электроника контролирует процесс повышения температуры двигателя и своевременно охлаждает его воздушными потоками, поступающими из вентилятора на радиаторе. Вентилятор работает в течение 5-10 минут. Время зависит от того, насколько сильно повысилась температура двигателя.
Зачастую применяют турботаймер. Благодаря ему водитель может спокойно выйти из авто сразу после парковки и не думать о вентиляторе охлаждения. С помощью турботаймера силовой агрегат автоматически отключится, когда турбина остынет. Правда, таймеры чаще всего устанавливают в спортивные авто. И все-таки это весьма полезный гаджет, который пригодится всем автолюбителям.
Однако если ни одно из этих устройств не размещено в транспортном средстве, тогда следует придерживаться правил эксплуатации и глушить двигатель не сразу после остановки, а через пару минут. Этого времени будет достаточно, чтобы мотор остыл. Это поможет продлить срок работы дорогостоящих узлов турбины.
Если водитель будет бережно относиться к автомобилю, учитывать его особенности и следовать рекомендациям по эксплуатации, то транспортное средство будет радовать еще долгие годы.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник Источник http://maxpark.com/community/5652/content/3088293
Источник Источник http://avtorazborka77.ru/tormoznaya-sistema/mozhno-li-glushit-dvigatel-srazu-kak-eto-sdelat-pravilno.html
Источник Источник Источник http://knews.kg/2020/05/25/pochemu-mnogie-voditeli-glushat-dvigatel-tolko-cherez-minutu-posle-ostanovki/